Сочинение Тургенев И.С. Роман отцы и дети и его время Время в произведении отцы и дети

26.06.2020

Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.

Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.

Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,... мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство - к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.

Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.

Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело... сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “ари-стократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.

Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, - выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор - схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.

До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.

Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

Попадюк Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2, г. Шарыпово, Красноярский край.

Конспект урока литературы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». (10 класс)

«Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Тема: Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цели: ознакомившись с содержанием первой главы романа, выявить закономерность соотнесённости человека и времени в тургеневской концепции жизни.

Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы урока.- Главный вопрос, на который вы сегодня сами найдёте ответ, звучит следующим образом: «Как соотносится жизнь Н.П.Кирсанова с жизнью страны?»

Психологическая подготовка к изучению новой темы. Учащиеся сами организуются в группы по 2-3 человека. Каждая группа получает маршрутный листок с адресами, где можно найти необходимую информацию на заданный период времени.

1группа.

- история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1.Отечественная война 1812 года;

2. 1825- восстание декабристов;

3. 1826- казнь декабристов.

2 группа.

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1. Усиление политического гнёта;

2. Бунты в военных поселениях;

3. Гонение на прогрессивную интеллигенцию;

4. Издание сводов законов Российской Империи (1830);

3 группа.

Адреса ЦОР

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1. Гибель А.Пушкина;

3. П.Чаадаев объявляется сумасшедшим (1837);

4. Н.Некрасов начинает издание «Современника» (1847).

4 группа.

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1. Разгром кружка Петрашевского (смертный приговор Достоевскому заменили ссылкой);

2. Вводится надзор за университетским преподаванием, ограничен приём студентов;

4. Смерть Николая 1. Восшествие на престол Александра 2;

5. Крымская война и осада Севастополя (1853-56);

6. Назревание революционной ситуации.

5 группа. Искусство (1812-1835).

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ :

1. А.Пушкин пишет трагедию «Борис Годунов»;

2. Грибоедов заканчивает «Горе от ума»;

3. В Москве построено здание Большого театра (1825);

4. А.Пушкин закончил роман «Евгений Онегин»;

5. К.Брюллов пишет картину «Последний день Помпеи»;

6. В Петербурге открыт Михайловский театр (1833).

6 группа. Искусство (1836-1859).

Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С

Картины Государственной Третьяковской Галереи;

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ :

1. Первая постановка «Ревизора» в Петербурге (1836);

2. С.Гальберг- скульптурный портрет А.Пушкина;

4. Смерть В.Белинского (1848);

5. А.Иванов заканчивает работу над картиной «Явление Христа народу»(1857);

6. Уход И.Тургенева из «Современника».

7 группа. Наука (1812-1835).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

Предполагаемый ответ :

1. Основан Крымский ботанический сад;

2. Создан первый учебник по астрономии (Д.М.Перевощиков);

3. Построена обсерватория Московского университета(1832);

4. Братья Черепановы построили первый в России паровоз.

8 группа. Наука (1836-1847).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

Предполагаемый ответ :

1. Обсерватория Казанского университета;

2. Построена железная дорога Петербург-Царское Село.

9 группа. Наука (1848-1859).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

Предполагаемый отве т:

1. Исследования Сахалина (Г.Невельский);

2. Открыт спектральный анализ.

10 группа.

Предполагаемый ответ :

1812- основные события жизни отца героя, начало взрослой жизни Н.П.Кирсанова;

1835- женитьба, рождение сына(«Десять лет прошло как сон»);

1847- смерть жены (собрался за границу, чтобы рассеяться);

1848- вынужден остаться в деревне (от безделья начал заниматься хозяйством);

1855- хлопоты по устройству студенческой жизни сына (жил с сыном 3 года, но никуда не выходил, не заводил знакомств);

1859- 44-летний Н.П.Кирсанов ждёт на постоялом дворе сына Аркадия(выглядит стариком).

Получение новых знаний.

Учащиеся собрали материал на слайдах.

Вами собран обширный фактический материал, связанный с общественной и культурной жизнью России в определённый период времени. Для этого вы задействовали ресурсы Интернет, ЦОР.

Я предоставляю вам возможность показать то, что отыскали, и прокомментировать полученные сведения.

Закрепление знаний.

Учащиеся выносят свои слайды на общий экран и комментируют.

Комментарий учителя .

В текст 1 главы романа «Отцы и дети» Тургенев вводит 6 дат, являющихся своего рода вехами на жизненном пути одного из героев- Н.П.Кирсанова. Автор не комментирует значение этих дат в жизни героя, называя их словно произвольно, но в тексте настоящего писателя никогда не бывает ничего случайного.

Вопрос классу.

Предполагаемый ответ : История России, представленная автором, начиная с Отечественной войны и кончая преддверием реформ 1861 года, динамично развивается и охватывает самые разные стороны жизни человека и страны: исторические события, открытия в области различных наук, создание высококлассных произведений искусства.

Комментарий учителя.

Простое сопоставление дат- в 1859 году Н.П.Кирсанову 44 года- позволяет сделать вывод, что герой родился примерно в 1814-1815 году. Его ровесниками были В.Белинский, А.Герцен, М.Лермонтов, Т.Шевченко, И.Айвазовский, Н.Пирогов. И.Тургенев моложе героя на 3 года.

Это перечисление имён, которые были широко известны современникам Н.П.Кирсанова, требует вопроса: какова же была жизнь героя? Что было главным её содержанием?

Вернёмся к нашему основному вопросу: как соотносится жизнь героя с жизнью страны?

10 группа формулирует ответ, используя свои слайды.

Подведение итогов.

Слушаются ответы учащихся и комментарии учителя.

Предполагаемый ответ Жизнь Н.П. никак не связана с историей страны. Все значительные события эпохи, Сознательно обозначенные автором, проходят мимо него, не изменяя привычного хода его жизни. В основе его жизненной позиции- пассивность, безразличие, касающееся всего того, что связано с его семьёй и любимыми им людьми. Автор не упрекает героя в том, что он безмерно любит сына, но подчёркивает, что в расцвете лет, в 44 года, он выглядит стариком. Автор подводит к мысли о бесцельности и бессмысленности жизни, связанной только с обустройством семейных дел.

Рефлексия.

Осмысление того, что произошло. Учащиеся приходят к пониманию того, что автор с насмешкой и сожалением относится к герою. Какую вину, может быть, заключает в себе жизненная позиция Н.П.Кирсанова.

Домашнее задание.

Ответить на вопрос: почему в рассказе о жизни П.П.Кирсанова и Е.Базарова автор не называет ни одной даты? Назовите основные события их биографий.



1группа. Исторические и политические события в стране (1812-1826).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

2 группа. Исторические и политические события в стране (1830-1835).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

3 группа. Исторические и политические события в стране (1836-1847).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

4 группа. Исторические и политические события в стране (1848-1859).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

5 группа. Искусство (1812-1835).

Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С

Картины Государственной Третьяковской Галереи;

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

6 группа. Искусство (1836-1859).

Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С

Картины Государственной Третьяковской Галереи;

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

7 группа. Наука (1812-1835).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

8 группа. Наука (1836-1847).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

9 группа. Наука (1848-1859).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

10 группа. Важнейшие события в жизни Н.П.Кирсанова (1812-1859).

Адреса: ЦОР Хрестоматия по русской литературе. ООО «ДиректМедиа Паблишин"

, Экономика

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщение материала по теме “Характеристика России начала и середины 19в.”
  2. Подготовка учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов.
  3. Формирование навыка анализа художественного произведения, умения выделять в нем важные содержательные части.
  4. Подведение учащихся к пониманию авторского замысла.

Развивающие:

  1. Развитие умения выделять главное в изучаемом материале.
  2. Развитие аналитических умений при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем.
  3. Развитие познавательного интереса через подготовку сообщений, создание презентаций.

Воспитательные:

  1. Воспитание коммуникативной культуры, способствующей адаптации в новом коллективе, обществе.
  2. Воспитание творческого подхода к выполнению заданий.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

При подготовке к уроку учащиеся получают домашнее задание: Прочитать 1-4 главы романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” заполнить в таблице графы: даты, биография Н.Кирсанова.

На доске записан эпиграф к уроку:

А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.
(Базаров в разговоре с Аркадием (гл.VII))

Ход урока

Учитель литературы: Тема сегодняшнего урока звучит так: (слайд 2) "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Частная жизнь и история, человек и время – достаточно сложные философские понятия. Какие ассоциации вызывают они у вас? Чтобы понять это, я попрошу вас написать небольшое философское размышление, составить секвейн со словами время и человек, работая по группам (составление секвейна учениками по группам, чтение вслух).

Учитель литературы: Анализ предложенных размышлений.

Человек и время… Главный герой романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров в одной из начальных глав романа в разговоре с Аркадием высказывает такое мнение: “А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.” (гл.VII). Неслучайно я выбрала именно эту цитату из текста в качестве эпиграфа к разговору. Думаю, он поможет нам сформулировать основной вопрос, на который мы должны ответить, размышляя над первыми главами романа “Отцы и дети”. (Учащиеся формулируют цель урока. Вариант учителя: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны два понятия: человек и время) (слайд 3).

Учитель литературы: Человек и время… “Время, - так начинается семнадцатая глава романа, - летит иногда птицей, иногда ползёт червяком”. Перед глазами Тургенева, когда он пишет, стоят не только лица современников, не только картины событий, но и сам образ времени. Это особенность тургеневского дарования. Временные потоки он слышал, как люди слышат ропот бегущих ручьёв. Время течёт всегда. Поэтому роман начинается будто бы не сначала. Река уже текла… мы подошли, услышали: (слайд 4).

Ученик читает начало романа:

Что, Пётр, не видать ещё? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Учитель литературы: Уже в первых строчках романа мы встречаемся с необычной исторической достоверностью Тургенева, автор указывает точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие 20 мая 1859 года. Как вы думаете, почему? (ответ уч-ся ) А почему эти, а не другие даты взяты Тургеневым? Послушаем сообщение на эту тему.

Сообщение группы литературоведов: Приложение 1 .

(Учащиеся заполняют таблицу) (слайд 5).

Учитель экономики: 1859 год – время начала действия романа…

Вводя точные даты, Иван Сергеевич Тургенев соотносит мир героев с реальностью 50-х, 60-х годов 19 века.

А какова была экономическая реальность России этого периода?

Проверка проводится в парах по слайду 9.

Учитель экономики: Вы рассмотрели факты экономической ситуации России только из 3 главы, а (имена учащихся, готовивших выступление) поработали с текстом всего произведения. Результат своей работы они сейчас вам представят.

2 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Николай Петрович принадлежит к поколению людей, чье формирование происходит в эпоху последекабрьской реакции: в 1835 году он кончил университет. Политические интересы в это время не могли проявляться открыто, поэтому на первый план выступило увлечение литературой, искусством, философией. В них-то подспудно и выявлялись настроения передовой части общества.

Какими годами обозначена следующая историческая веха? (47-48 гг., смерть жены и отъезд на жительство в деревню) Современные Тургеневу читатели легко понимали значение фразы: “... но тут настал 48-й год”.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества в указанное Тургеневым время? 1835-1848 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (3 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Новое обострение реакции после революции на Западе привело к тому, что часть дворянства окончательно избрала своим местом жительства деревню, как сделал Николай Петрович, - подальше от столичных дел - и ограничила жизнь личными интересами. В такой обстановке выработался характер “отцов”.

А что касается времени становления поколения “детей”, то и для него Тургенев определяет в своем произведении исторические рамки 1848 – 1859 гг.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества 1848-1859 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (4 строка таблицы ).

Учитель литературы: (запись в тетрадь) Итак, мы видим: в 1855 году Николай Петрович повез сына в университет, а, как известно, именно этот год является началом новой эпохи, эпохи общественного подъема в стране. 1859 год, когда Николай Петрович ждет сына домой, чреват революционной ситуацией в России.

Подводя итог работе, проделанной нами на уроке, возвращаюсь к его теме "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Хочу услышать ваш ответ на вопрос, поставленный в начале занятия: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны 2 понятия: человек и время (слайд18)?

Домашнее задание: слайд19.

    С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека....

    «В изображении природы Тургенев пошел дальше Пушкина. Он воспринимает его точность и верность в описаниях явлений природы... Но по сравнению с пушкинским тургеневский пейзаж более психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения...

    Центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимание романа. Базаров - сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить сына,...

  1. Новое!

    Уже в первом эпизоде романа Тургенева «Отцы и дети» намечаются важнейшие темы, идеи, художественные приемы Тургенева; попытка проанализировать их - первый шаг к осмыслению художественного мира произведения в его системной целостности. Один из эпизодов,...

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона - это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров - это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.



Похожие статьи
 
Категории