Сочинения для школьников. Анализ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин

29.03.2019

План
Введение
В персонажах сказки автор высмеял людские пороки.
Основная часть
Использование сатирических приёмов в создании образов генералов:
- внешность генералов;
- поступки генералов.
Заключение
Используя сатирические приёмы, М.Е. Салтыков-Щедрин характеризует персонажи.
Обратившись к иносказательной форме сказки, М.Е. Сал- тыков-Щедрин создал художественные образы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В персонажах произведения писатель высмеял свойственные людям пороки: незнание элементарных вещей, невежественность, корыстолюбие.
Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?» - вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, - все свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «веселыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы йювь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали... в казначейство и сколько тут денег загребли».
Таким образом, используя сатирические приемы: гротеск, фантастику, иронию, сарказм - при описании образов генералов, М.Е. Салтыков-Щедрин характеризует персонажей, их поведение и поступки, взаимоотношения с мужиком, отношение к жизни.

Урок-беседа по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина (1 час 7 класс)

«Как один мужик двух генералов прокормил»

Цель:

  • помочь учащимся осознать трудности деятельности Салтыкова-Щедрина в период реакции 70-80 годов прошлого века
  • научить понимать эзопов язык сказки
  • подвести школьников к обобщающим заключениям: от раскрытия никчемности генералов к пониманию «легкомыслия всего класса господ», через исследования авторского отношения к мужику – к выводу об отношении Салтыкова-Щедрина к народу.

Оборудование:

  • портрет Салтыкова-Щедрина, эпиграф, иллюстрации к сказке, рисунки с изображением главных персонажей этого произведения, выполненные учащимися, грамзапись сказки.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Знаменитые сказки Салтыкова-Щедрина – «Сказки для детей изрядного возраста» - как и все творчество писателя, направлены против зла, насилия, тупости, невежества, лести. Сказки Щедрина рассказывают о необычных героях и необыкновенных событиях. В них, как и во многих сказках других писателей, мы встречаем зачин, присказки. Но вместе с тем, они напоминают и другие произведения, совсем иного жанра – басни, потому что Щедринские сказки иносказательны.

Гневно высмеивая в сказках господ, чиновников, с болью говорит писатель о талантливом народе, безропотно подчиняющемся насилию. Вся жизнь Щедрина, его деятельность – это беззаветное служение Родине, о которой он говорит: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».

Непримиримость классов в эксплуататорском обществе, необходимость активной борьбы против социального неравенства, стремление поднять самосознание угнетенных и пробудить в них веру в собственные силы – вот главная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», раскрытая в своеобразной сказочной форме.

На дом вам было предложено задание - перечитать сказку «Повесть о том…» и подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Чем отличается эта сказка от уже знакомых сказок, литературных и народных?
  2. Отметить цитаты, характеризующие главных персонажей сказки.

(прослушивается начало грамзаписи «Повести о том…»)

Так чем же, ребята, отличается эта сказка от уже знакомых нам сказок?

  • Во всех сказках есть волшебства, чудеса, и в этой сказке есть: генералы каким-то чудом оказались на необитаемом острове.
  • Сказка похожа, и не похожа на знакомые нам сказки: герои здесь не сказочные, а как будто взяты из обычной жизни: генералы, мужик.
  • Сказка эта отличается тем, что она смешная.

Чем же смешна эта сказка? Прочтите отрывки, больше всего развеселившие вас, говорящие, что смешны генералы, не знающие того, что известно каждому ребенку? (читают отрывки)

  • Генералы не знают таких вещей, которые известны абсолютно каждому ребенку: что булки не растут на дереве, что куропатку, прежде чем съесть, надо поймать и т.п.
  • Генералы не умеют самого простого – сорвать яблоко, поймать рыбу и т.д. Смешно от их вида: они в ночных рубашках и с орденами на шее.
  • Смешно от того, что они чуть не съели друг друга в то время, когда пища кругом растет, плавает и бегает.

Может ли быть на самом деле, чтобы какие-то генералы не знали таких простых вещей?

  • Конечно же нет! Такого просто не может быть! Писатель преувеличивает, сгущает краски.

Что еще отличает эту сказку от знакомых ранее?

  • Во всех сказках добро побеждает зло, а здесь нет: мужик остался ни с чем.
  • В сказке Салтыкова-Щедрина много деталей, которых нет в сказках. Это и регистратура, и ордена, и газета «Московские ведомости.
  • Места упоминаются не сказочные: Нева, Екатеринский канал, Петербург.

Ребята, а как вы думаете, зачем же нужны такие реальные подробности в сказке?

  • Наверное, эта сказка с намеком на действительность, на настоящих генералов и других господ.

(после беседы о восприятии сказки, об ее отличии, учитель делает вывод)

Фантастические приключения сказки рисуют дела совсем не сказочные. Это иносказание. Сам Щедрин свою манеру писать называет эзоповой, а язык сказки эзоповым языком.

Салтыков-Щедрин преувеличил и зло осмеял отрицательные свойства генералов, людей, высоко стоящих над народом: их неумелость, тунеядство, безмерную хвастливость. Он использует сатирические изображения. Это гиперболизация, сгущение отрицательных свойств, которые выдвигаются автором как главные.

Далее проводится словарная работа . Литературоведческие термины записываются в рабочую тетрадь, обращается внимание и на орфограммы. Выясняется лексическое значение следующих понятий: сатирическое, изображение, эзопов язык, гротеск, сатира, аллегория, ирония, антитеза.

Словарная работа.

С а т и рическое из о бражение, и н о сказание, э зопов язык, г и п е рболизац и я, гр о теск, с а тира, юм о р, а нт и теза, а лл егория, л и тературный г е рой, д и ало г , и дея, и рония, пов е сть, п о ртрет.

А теперь перейдем к рассмотрению основных персонажей сказки . И начнем с генералов (при ответах учащиеся используют не только собственные выводы, но и обязательно подкрепляют сказанное цитатами из текста.

Что мы можем сказать о генералах? Какими их изображает Салтыков-Щедрин? (устно-словарное рисование портрета)

  • Они тупоумны, беспомощны, никчемны, легкомысленны, трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет мужиков. Когда им становится трудно, они звереют.
  • «Они в ночных рубашках, а на шее у них висит по ордену… генералы уже состарились…»
  • Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, т.к. всю жизнь провели в регистратуре… трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков…. Когда им становится особенно трудно, то они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга».

Чем-либо отличаются генералы?

  • Абсолютно ничем, можно даже сказать, что они являются подобием друг друга. Оба ничего не знают, ничего не умеют, ничем не интересуются.
  • Один генерал мог быть исключением среди своих коллег, а два генерала – это уже «генеральство», в какой-то степени характеризующее целый класс «генералов», т.е. господ.

Вспомните, ребята, какая была регистратура, в которой служили генералы? Что о ней говорит автор?

  • «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»
  • *Регистратура никому не была нужна, ее упразднили за ненадобностью. В этом ярко чувствуется насмешка автора.

Следовательно, не случайно Салтыков-Щедрин говорит о регистратуре, которую упразднили. Он нас, читателей, как бы подготавливает к встрече с генералами. Расскажите об их жизни, описанной в начале и в конце сказки.

О чем они говорили? Как объясняют смену дня и ночи? Вавилонское столпотворение и потоп? Что радует, когда вспоминают о Петербурге? О чем жалеют? (ответы учащихся)

Могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, что булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», которые не знают, как определить «где восток, а где запад» (ребята высказывают свои суждения)

Учитель делает вывод:

Салтыков-Щедрин разоблачает не только генералов, но и департамент, в котором они служили, существующую тогда печать, газеты, которые с таким «искусством» из номера в номер печатали «гастрономические новости», общество высших классов дореволюционной России, считавшее эксплуатацию народа обычным явлением и законным делом.

Как эта жизнь оценивается окружающими?

  • Никого из окружающих генералов людей (ни на Подъяческой улице, ни в регистратуре) не возмущает ни глупость, ни приспособленность, ни тунеядство генералов. Очевидно, все генералы таковы и считают нормой положение, когда генерал ничего не делает, а мужик работает.

Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы?

  • Цитата «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озаглавило вдохновение…: «Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»
  • Генералы убеждены, что мужик везде есть, что он должен уметь и умеет делать, но что он от работы отлынивает.

О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?

  • Генералы привыкли, что мужик работает на них, что он обязан работать и не ждать благодарности…относятся к мужикам как к рабам».

Как называют мужчину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?

  • «Спишь, лежебок! – накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!»
  • Генералы ведут себя с мужчиной по-хозяйски. Автор пишет, что они «накинулись» на него, сразу стали называть «лежебок», стали приказывать: «Сейчас марш работать!»

Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их?

  • Генералы называют мужчину «любезный друг», «дружок», но это внешне. Они хотят задобрить его, а сами же привязывают его к дереву и относятся как раньше.
  • Он их накормил, а они мысленно называют его «тунеядцем».

Как вы понимаете слово «тунеядец»? Найдите в тексте предложения, в которых употребляется это слово. Кого из героев сказки можно так назвать?

  • «Не дать ли т унеядцу частичку?» – пришло на мысль генералам.
  • Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца , жаловали и мужицким его трудом не гнушатся»» - размышление мужчины.
  • «Сколько они ругали мужчину за его тунеядство» - рассказ автора.

Какими же предстают генералы в сказке? Как отблагодарили генералы мужика? (перечитать по ролям текст, в котором происходит разговор между ними)

Мы выяснили, что представляют собой генералы, нам понятны качества, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в образе генералов. Совсем иначе показан в сказке мужик.

Вспомните, какие эпизоды в сказке являются основными для оценки мужика?

  • Мужик лезет на дерево и рвет красивые спелые яблоки для генералов.
  • Мужик добывает огонь трением
  • Мужик ловит рябчика силком, изготовленным из собственных волос, а пышные генералы в ночных рубашках, но при орденах, наблюдают чтоб «мужчина» не отлынивал от работы.

Как вы оцениваете поступки мужика?

  • Нечего было так стараться ради бездельников.
  • Салтыков-Щедрин пишет: «Смотрели генералы, на эти мужицкие страдания, и сердца у них весело играли»
  • Для чего так радовать генералов, для чего так усердствовать?
  • Рисует очень ловким, умелым, сноровистым, изобретательным, (в пригоршне он варит суп, из собственных волос плетет силки, из конопли делает веревку. Сумел добыть яблок, картофеля.)
  • Все умеет делать и все-таки покорно выполняет приказы генералов, не пытается убежать, не пытается бунтовать, все терпит.
  • Восхищается умениями, сноровкой, рисует чуть ли не волшебником, которому все по силам: и корабль смастерить самому, без всякой помощи, и суп сварить в пригоршне.

Все ли действия мужика вызывают восхищение автора?

  • Нет. Горькую насмешку и удивление вызывает у него то, что мужик себя все время оделяет, унижает: нарвал генералам по десятку яблок, а себе взял одно – кислое. Веревку сделал из дикой конопли и дал себя привязать. Генералы как только не обзывают: он все терпит.

Почему же? Как мужик оценивает сам себя? Есть ли в тексте прямая оценка мужиком себя и своих действий?

  • В сказке этого нет.
  • Мужик как бы согласен с тем, что он тунеядец и лежебока. Мужик вроде и не видит, какие ничтожества перед ним. Генералы умеют только командовать, и мужик этих команд слушается. Он забывает, какой он сноровистый и умелый, и воспринимает себя так, как воспринимают его генералы – ничтожным созданием, во всем обязанным своим господам.

Как работает мужик: за страх или за совесть?

  • Мужик работает на генералов с душой, хотя оснований для почитания генералов нет. Все думает: «как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали, и мужицким его трудом не гнушались.»
  • Мужик самоотверженно заботится о том, чтоб генералы были белые да рыхлые: дно лодки, которую он смастерил, лебяжьим пухом выстелил, все время спрашивал, работая: «Довольны ли вы, господа генералы?»
  • Восхищается ловкостью, способностями, сметливостью мужика и в то же время автор высмеивает его рабскую покорность, полное подчинение генералам.
  • С-Щ испытывает чувство боли.

Учитель делает вывод:

Рассмотрев действия основных персонажей, нам становится ясно, насколько метко, зло, едко высмеивает автор никчемность, невежество, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая их звериную сущность, одновременно, гиперболизируя ловкость и находчивость мужика.

Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя, однако, смех, который является здесь обличительным протестом, - горький, смех сквозь слезы, смех, смешанный с настоящей человеческой болью.

А теперь послушаем концовку сказки (звучит грамзапись)

(повествование о том, как мужик выстроил посудину и доставил генералов на Подъяческую, как «отблагодарили» его генералы)

Обратили ли вы внимание, что привычная для народных сказок формула «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» Салтыковым-Щедриным переосмыслена? «Того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Вспомните, когда и как появлялось это сказочное выражение в народных сказках и сказках писателей?

  • В народной сказке «Иван – коровий сын: Стали жить да поживать, гулять да пировать. На том пиру я был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало…»
  • В «Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях» А.С.Пушкина, как и в народной сказке «Иван – коровий сын», сказочное выражение «мед-пиво пил…» также заключает сказку:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Найдите это выражение в щедринской сказке! Оно помещено не в конце и имеет иной смысл. Рассказывая о том, что мужик знает даже Подъяческую и что это привело генералов в совершенное изумление, Щедрин саркастически замечает: «оказалось…что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!»

Другое сказочное выражение «ни пером описать, ни в сказке сказать» также переосмыслено сатириком. Зачитыв. Цитату: «…сколько они ни ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет да кормит генералов селедками»

Эти сказочные формулы усиливают сатирическую направленность повествования, обнажают иносказание. Сказочная формула «мед-пиво пил…» в народной сказке заканчивает сюжетную линию, подводит итог повествования, говорит о счастливом и благополучном конце, в щедринской сказке появляется в середине, подчеркивая, что мужик – созидатель всех благ на земле, более всего обделен этими благами. Следовательно, даже характерные для народной сказки слова пронизаны иронией, сатирической насмешкой над социальными пороками самодержавной России. Главное в практическом бессилии народа в данное время, когда исторически освобождение масс еще не осуществимо. Эта тема проходит через все произведение писателя.

Сказочная форма изложения делала «Повесть…» более доступной широкому слою демократического читателя и в то же время защищала ее от вмешательства со стороны цензуры, а сочетание фантастического и реального усиливало остроту политической сатиры.

О своеобразии таланта М.Е.Салтыкова-Щедрина И.С.Тургенев говорил: «Он преувеличивает истину как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает ее».

Домашнее задание: прочитать сказку «Дикий помещик»

Литература:

  1. «Щедрин в портретах и иллюстрациях», Москва, 1968г.
  2. «Сказка «Повесть о том…» (текст)
  3. Н.А.Соснина «Беседа на уроках литературы», Москва, 1987г.
  4. В.В.Прозоров «Салтыков-Щедрин», Москва, 1988г.

Элементы сказки

в «Повести о том, как один мужик двух

генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Надырова Лидия Иннокентьевна, Осинская СОШ-1

Цели урока :

    Повторить жанровые особенности сказок

    Определить особенности сказки Щедрина

    Дать целостное, комплексное представление о сатире

Тип урока: комбинированный с элементами исследования

Оборудование урока:

    Портрет сатирика

    Доска

    Таблица «Признаки сказки»

    Тетради учеников

    Иллюстрации по повести

Ход урока:

    Краткое сообщение о жизни и творчестве писателя (учитель и ученики)

Сказки Салтыкова-Щедрина предназначены думающему, интеллектуальному читателю. Щедринский юмор, щедринская ирония может не только расширить лексический багаж подростка, но и обогатить восприятие окружающего мира. Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир писателя, формируя в нем будущий сатирический талант. Родился Салтыков-Щедрин 15 января 1826 года г. В селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

    Словарная работа: регистратура, школа военных кантонистов, учитель каллиграфии.

    Беседа с учащимися:

Обратите внимание на жанр произведения: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была включена в сборник «Сказки». Почему? И что же это: повесть или сказка? Вот такую проблемную задачу должны разрешить на нашем уроке.

Работа с текстом:

    Признаки сказки

    Начинается с зачина, характерного для сказки (жили да были)

    Используются словесные формулы, характерные для сказок (долго ли коротко ли, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало)

    Два плана: реальный и фантастический

    Как и для сказки, характерна разговорная речь

    Краткость, ограниченное число действующих лиц

    Происходят чудеса (мужик в пригоршне суп варит, на острове они оказались по волшебству, «по щучьему велению»

    Близка к социально- бытовой сказке, так как служит раскрытию жизненной правды, высмеивает людские пороки; герои-люди, которые противопоставлены по социальным критериям

    Используются художественные приемы, характерны для социально-бытовой сказки: эзопов язык, иносказания, сатира, юмор.

    Признаки повести:

Исходная ситуация (пребывание генералов на необитаемом острове) сама по себе реальна. Вспомните «Робинзона Крузо», который основан на действительных событиях. Несмотря на использование словесных формул, характерных для сказки, нельзя утверждать, что по форме эта сказка, т.к. эти словесные формулы употребляются в несвойственной для ни функции (например, «мед-пиво пил» - в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» это фраза является смыслообразующей, т.к. указывает на то, что мужику на «Подьячей «ничего не перепало»). Кроме того, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть слова, которые в сказке использоваться не могут: «примите уверение», «упразднили», «школа военных кантонистов». В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья), в нашей повести, хотя события происходят на острове, мы знаем, что родом генералы из Петербурга, живут там в «Подьяческой улице». О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире «четвертого класса» (табель о рангах введен Петром 1).

Вывод о проделанной работе:

Итак, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть элементы сказки.

- Вспомним различия между литературной и народной сказкой. Чем эта сказка похожа на знакомые литературные сказки, а чем на народные?

- Какие эпизоды показались особенно смешными, а какие грустными?

- В каких произведениях встречались с эзоповым языком? В чем смысл этого приема?

Излюбленные приемы Щедрина – гротеск и гипербола. Дадим их определение.

Гротеск (пишем в тетради) – художественный прием, который рождается из смешения смыслового ряда, сочетания живого и не живого, человеческого и звериного, реального и фантастического (сварить суп в пригоршне; сверх сила мужика и то, что он позволяет связать себя; генералы спят в ночных рубашках и ордене, на необитаемом острове читают «Московские ведомости».

Крайняя форма гротеска - абсурд.

- Для чего автор использует гротеск и гиперболу

- Давайте, сравним генералов и мужика и сделаем соответствующие выводы.

Генералы ничего не умеют и не хотят делать, глупые (ничего не понимали), беспомощные, бюрократы (попав на остров, размышляют: «Ежели теперичка доклад написать, какая польза из этого выйдет?», по сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня), но в общем они люди невежественные. («Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»), не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга).

Мужик все время занят работой, глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали), мастер на все руки, в отличие от генералов обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок и т.д.), генералов кормит самым лучшим, а себе ничего не берет. (Нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое»), выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен.

    Выводы:

    Мужик – обладатель сверхчеловеческой силы. Но этой силой он обладает только на острове (громаднейший мужчина). В городе он становится обычным рабочим («Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стеной краской мажет») (с.346)

    Как генерал нуждается в мужике, чтобы есть, так мужик, чтобы действовать, нуждается в руководстве генералов (пока генералов не было, он спал под деревом, потому что давать распоряжения было некому), они зависят друг от друга. Как у генерала на первом месте социальная характеристика зависимости.

    Посмотрите на характеристику мужика и генералов. Сходство в одном параметре – глупость. Глупость делает закон подчинения железным, действующим в любых

условиях.

- Давайте обратимся к художественному приему, о котором мы еще не говорили: сатира. Основное условие для появления сатиры – наличие идеала. Сатира возникает из несоответствия действительности и нормы, действительности и идеала. Идеал Щедрина – утопическое представление о справедливом и свободном обществе.

- А какова же действительность в его произведениях?

    Действительность – это мир, в котором ничего не умеющие говорить генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете. Такой мир абсурден. Он самоуничтожается. Создается ситуация конца света. И именно сказка является той Формой, которая может отразить реальное и фантастическое.

    Скажем несколько слов о пороках, которые обнажаются в произведении с помощью художественных приемов, перечисленных выше. Вообще Салтыков-Щедрин считал, что человеческие пороки вечны, а человеческая природа изначально несовершенна (ложь, жадность), но они принимают разные формы по мере изменения социальной действительности. Задача сатирика, по мнению Щедрина, - увидеть, под какой личинкой скрываются в современности вечные пороки и разоблачить их.

- Какие же пороки (самые главные) скрываются под личиной генералов и мужика? (лень, излишняя покорность).

Идеал сатирика (свободы) трагичен, т.к. он недостижим. Несовершенство мира лишь обнажается, но изменить ничего невозможно. Это мир без надежды. Отсюда безысходный конец сказки: «Выслали ему рюмки водки да пятак серебра: веселись, мужчина!»

    Чтение по ролям (два генерала) или инсценирование.

    Творческая работа учащихся ( рассказ по нарисованным иллюстрациям).

    Обобщение по уроку ( ученики)

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сказка или повесть? Докажите.

Назовите элементы сказки в «Повести»

    Домашнее задание: Прочитать сказки Салтыкова-Щедрина.

Салтыков-Щедрин писатель, которого привлекала такая форма написания произведений, как сказка. Он создал много замечательных работ и одну из них, мы изучили на уроке. Это была Повесть как один мужик двух генералов прокормил, что автор написал в 1869 году.

Повесть как один мужик двух генералов прокормил сочинение

Если обратится к сюжетной линии, то мы видим, как два генерала по какому-то волшебству оказываются на необитаемом острове. Да не простой этот остров. Он полон всякого изобилия. Здесь куда ни посмотри, везде можно найти еду. Вот только генералы были настолько беспомощными, что даже яблоко с дерева не могли достать. Неизвестно что с ними было бы, если бы не повстречался им мужик. Вот его они и заставили работать. Тот их накормил, напоил, спать уложил. Позже и вовсе доставил обратно домой, где генералов ждала большая накопленная сумма денег. Но, все на что они были согласны, это в знак благодарности отправить мужику рюмку водки и пятак.

Как видим, Салтыков-Щедрин показывает рабскую покорность крестьян. Ведь несмотря на то, что мужик был сильным, он покорился тунеядцам, а те хоть и беспомощные, однако сумели своей строгостью заставить простого человека на них покорно работать.

Герои повести Салтыкова-Щедрина

Героями повести являются непосредственно два генерала и мужик, который их прокормил.
Если характеризовать генералов, то это были беспомощные существа, которые, попав на остров, не могли добыть себе даже еды. А между тем, на острове ее было полно, только нужно лишь немного проявить смекалку. Но нет, генералы только и могли, что работать в регистратуре и высказывать заученные фразы. Один из генералов глупый и ленивый, второй ко всему вышеперечисленному был еще и груб.

Еще один герой произведения — мужик. Это человек, на все руки мастер. За все, что он берется, все получается. Единственный его минус в том, что он безвольный, поэтому, как только увидел людей высшего ранга, сразу стал прислуживать им. Даже плетет веревку, которой позже и будет связан.

Смысл сказки как мужик двух генералов прокормил

Смысл повести о генералах и мужике был в том, чтобы показать действительность того времени со всей ее ужасной реальностью под видом сказки, показывая свое отношение к проблемам. Автор поднимает важные проблемы и вопросы, при этом описанные проблемы не теряют своей актуальности и в наше время.

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал-тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ-мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири-ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча-сти простого народа в царской России. Писатель про-тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Герои сказки — генералы — по своей легкомыслен-ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене-ралы на его поиски. Найдя спящего «лежебоку», ге-нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу-чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива-ет в его облике физическую мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина - мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать - легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить - не проблема. Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. "И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!" - с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: "кормит генералов селедками".

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм-ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи-на и не требует.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре-менно силу и слабость простого русского народа в эпо-ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть-янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род-ной страны полна «Повесть...».

М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе-ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще-ство...Предвидение это объясняется тем, что Салты-ков прекрасно знал психику представителей культур-ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб-на...»



Похожие статьи
 
Категории