Сочинения. Сочинения Счастье по некрасову

26.06.2020

В чем счастье, по-вашему? Покой, богатство, честь - Не так ли, други милые? Они сказали: «Так»… Н.А. Некрасов Так что же такое счастье? Счастье - это душевное состояние человека. Как же Некрасов осознает счастье и описывает его в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Писатель сочетает понятие своего счастья, «вложенного» в конкретный персонаж, и счастья людей из разных слоев общества. Герои-мужики из «сметных деревень» сходятся и затевают спор: Кому живется весело, Вольготно на Руси? Не придя к общему решению, думают, что надо пройти по свету и выяснить, кто же счастлив на Руси. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - доказывает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности. Встреча с попом выясняет, что собственного понимания о счастье у героев нет, сам поп дает им формулу счастья, а мужики с ней пассивно соглашаются: В чем счастье, по-вашему? Покой, богатство, честь - Не так ли други милые? Они сказали: «Так»… За наивным, доверчивым высказыванием попа скрывается жизнь простого народа и жизнь самой России в ее прошлом, настоящем и будущем. Не может быть счастливого духовенства, когда несчастен народ. В направлении поисков счастья намечается поворот. Мужики решили посмотреть, узнать о счастье народа, так как без народного благополучия нет и счастья «верхов». По своей инициативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Конечно, «счастливцы» таковы, что мужики, увидев их, с иронией восклицают: Эй, счастье мужицкое! Дырявое с заплатками, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Но все-таки каждый из них, «счастливых», пытается представить свое понимание о счастье. Даже старая, рябая, одноглазая старуха считает, что она тоже счастлива: У ней по осени Родилось реп о тысячи На небольшой гряде… Тут пришел и солдат с медалями, он уверен, что его счастье в том, что: В двадцати сражениях Я был, а не убит. Желания каждого русского человека, думал худой, расслабленный мужик с одышкою: «попасть на родину и дома умереть». Даже оборванные нищие смогли объяснить, что они счастливо живут на Руси: Нас у порога лавочник Встречает подаянием… Итак в ответ а эту позицию народного самосознания из разноречивого хора крестьянских голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за благополучие: Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней кажется Несокрушимая! Некрасов соглашается с позицией Григория, что народ должен сам бороться за свое благополучие и счастье, но она должна подпитываться физической и духовной поддержкой верхов. Добросклонов выступает в поэме, как всенародный заступник: Ему судьба готовила Путь счастливый, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь… В моем понимании счастье - это духовное, материальное, физическое благополучие, которого всегда должно доставать (то есть хватать). Но иногда люди думают, что не счастливы, так как не замечают его, но Ломоносов сказал: «Счастье есть только тогда, когда ты его не замечаешь!». Но думать, внушать себе, что ты не счастлив - нельзя потому, что все люди, каждый, воспринимает благополучие по-своему и счастлив по-своему.

Cлайд 1

Cлайд 2

Составители: ученицы 10 «а» класса МОУ «Большекатрасьской СОШ» Михайлова Лариса и Сорокина Светлана.

Cлайд 3

Основополагающий вопрос: Что такое счастье? По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Cлайд 4

Цель нашего исследования: Проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» и выяснить: в чем,по мнению Некрасова, заключается счастье? как понимают счастье наши сверстники?

Cлайд 5

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно… И.Бунин. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. И.Бунин. Для того чтобы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой. Это всегда не легкая жертва. Ричард Бах. Секрет счастья – свобода… Фукидид. Предметом заботы правительства как в мирное, так и в военное время должна быть не слава правителей или народов, но счастье простого человека. Уильям Беверидж. Великие люди о счастье.

Cлайд 6

Cлайд 7

А как понимают счастье герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ? Семеро крестьян – искателей счастливого человека на вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?» отвечают:помещику, чиновнику, попу, купчине, боярину, министру государеву, царю. Несложно догадаться, крестьяне – мужики счастье видят в достатке, богатстве и поэтому не называют простого крестьянина счастливым человеком.

Cлайд 8

В главе «Счастливые» мы видим других счастливых героев. Старушка счастлива тем, что собрала с небольшого участка огромный урожай репы: Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде. Но крестьяне не приняли ее счастья: Ты дома выпей, старая, Той репой закуси!

Cлайд 9

Солдат поделился своим счастьем: А в том, во – первых, счастие, Что в двадцати сражениях Я был, а не убит! А во – вторых, важней того. Я и во время мирное Ходил не сыт не голоден, А смерти не дался! А в – третьих - за провинности, Великие и малые, Нещадно бит я палками, А хоть пощупай – жив! Крестьяне пожалели солдата, но не посчитали его счастливым человеком, продолжили поиск дальше.

Cлайд 10

Счастливой назвали Матрену Тимофеевну за ее смелость, мужество – она осмелилась дойти до самого губернатора, чтобы спасти своего мужа. Но крестьянка даже обиделась, что ее назвали счастливой: Не дело вы затеяли – Между бабами счастливую искать!.. Ключи от счастья женского От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого!

Cлайд 11

И вот поэт знакомит нас с Гришей Добросклоновым и пишет: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если бы знать могли они, что творилось с Гришею. То есть Некрасов считает, что счастливым в поэме является Григорий Добросклонов. В чем счастье Гриши Добросклонова? В борьбе “за обойденных за угнетенных”. Григорий решил, что будет жить для счастия убогого родного уголка.

Главными героями поэмы являются семь мужиков-странников, решившие начать искать счастливых людей на деревенской ярмарке, обещая налить им водки.К ним подходят и дьячок, уверяющий, что счастье есть вера в Бога, и старуха, имеющая большой урожай репы, и солдат, который считает себя счастливчиком из-за того, что побывал в двадцати сражениях и остался жив.Но послушав их рассказы, мужики понимают, что зря потратили водку и то, что простой народ видит счастье в хлебе, урожае и силе, лишь жалкое подобие его.Поэтому они решили идти искать женское счастье, но потерпели неудачу, послушав рассказ о тяжелой судьбе Матрены Тимофеевны.Они уж было потеряли надежду на нахождение человека, довольного своей жизнью на земле Русской.Но затем мужики встречают Гришу Добросклонова, радуясь, что перед ними истинно счастливый человек, счастье которого складывается из уважения народа, видящий в нем своего заступника. Некрасов повествует нам о том, что счастье для русского человека заключается не в материальных благах, а в силе духа.

В моем же понимании счастье-это жизнь и здоровье своих близких, то, что мы видим, слышим, имеем чистое, мирное небо над головами, у нас есть руки, ноги.Да, возможно, я вижу счастье в мелочах, но кто сказал, что нужно искать его в чем-то большом и грандиозном?Мы должны ценить то, что мы имеем в данный момент.А не когда уже этого лишимся и с грустью думаем:"Эх, а ведь тогда у меня это было, а я не ценил этого и воспринимал как должное."Нужно находить силы внутри себя, чтобы чувствовать счастье и делиться этим ощущением во всем миром.

Обновлено: 2017-12-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Художественное исследование народной жизни.

2. Фольклорная основа поэмы.

3. Кому на Руси жить хорошо?

- говорящие названия;

Образ крестьян;

Идеал счастья:

Помещика;

4. Понимание счастья Некрасовым.

5. Образы бунтарей - народных заступников.

6. Образ Г. Добросклонова - нравственный идеал Некрасова.

7. Оптимистический финал поэмы.

1. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около 20 лет, - итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова «Элегия»:

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.

2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. ^ Уже зачин поэмы «В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень -

Заплатова, Дырявина,

Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож.

В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...». Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой обрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается...

Центральный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» не имеет однозначного ответа:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву

А Пров сказал: царю...

В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, друга милые?

Они сказали: «Так».

Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие «счастье». Для попа счастье - в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который «сам нуждается и рад бы дать, да нечего». Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье - в праздности, роскоши и чревоугодии:

Французу не привидится

Во сне - какие праздники,

Не день, не два - по месяцу

Мы задавали тут.

Свои индейки жирные,

Свои наливки сочные,

Свои актеры, музыка,

Прислуги - целый полк!

Пять поваров, два пекаря...

в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Богатство «прогрессивного» помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из «Киева - с вареньями, из Астрахани - с рыбою». Покой помещика - вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик - отец, а крестьяне - дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика - это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях «был, а не убит», «нещадно бит я палками» - а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как «родилось реп до тысячи на небольшой гряде»; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье - в отсутствии несчастья. Для народа богатство - достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

Покой - внутренняя гармония и чистая совесть. Честь - уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.

Для народа слова: богатство, честь, покой - наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:

Да, был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением:

«Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она была только в молодости:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Хороший муж, лад в семье - это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

Матрена называет деда Савелия - «богатыря святорусского», который двадцать лет провел на каторге.

Эти простые люди - золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

4. Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением.Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

5. В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

6. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время - добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит.

Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", которую он писал около 20 лет, - итог творческого пути поэта. В ней он раскрывает темы не только народного горя и счастья, но и затрагивает вопросы о общечеловеческих ценностях. Что же такое счастье, по мнению Некрасова, и как он отвечает на вопрос, поставленный еще в «Элегии»: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?"?

Использование автором фольклора и сказочных элементов позволяет связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью, также делает поэму понятной для народа. Главные герои поэмы семеро мужиков, семь временно обязанных крестьян. Их главная цель - найти “счастье мужицкое”. И решили они шагать по матушке Руси до тех пор, пока не найдут того, «Кому живется весело, вольготно на Руси». В поэме Некрасова рассуждения о счастье описываются в виде спора. Каждый из путников говорит о счастье в его собственном понимании.

Первым на их пути встречается поп. Поп видит своё счастье в покое, чести и богатстве. Но так же говорит, что счастье одного человека в отрыве от всех остальных невозможно.
Многих они встречают на пути. Для помещика Гаврилы Афанасьевича счастье в неограниченной власти над мужиком. Для крестьян счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив, старуха счастлива, так как у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде, для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке. Крестьянка Матрена Тимофеевна, которая пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность. Ермил Гирин - любимый односельчанами за честность, ум и бескорыстную преданностью интересам крестьян - бурмистр. Ермила за семь лет справедливой службы один раз «согрешил»: «…из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он», а вместо Митрия отдал в солдаты сына вдовы. От угрызений совести хотел Гирин повеситься. Но благодаря князю, сына вдовы все же вернули, а Митрия отправили служить. Так же, он встал на сторону бунтующих крестьян за это его посадили в острог. Счастье для него в помощи народу.
Вопрос о том кто счастлив, плавно перетек в вопрос о том, что же такое Счастье.
Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Из-за тяжелой жизни он с самого детства решает, что будет бороться за счастье народа. Он верит в счастливое будущее своего родного края, и именно в этом - счастье самого Гриши. В его образе Некрасов показал свое отношение к счастью.
Некрасов хотел сказать, что счастье не в том, чтобы сделать счастливым только себя, но и людей вокруг. Народ же, обретет его тогда, когда начнет бороться за него, научится «быть гражданином». Я полностью согласен с эти мнением. Именно так поступал герой романа И.А. Гончарова «Обломов» Андрей Иванович Штольц, он считал себя счастливым и пытался сделать таковым своего друга Обломова. В этом и состоит идея счастья в поэме. Счастье в одиночестве - неполное счастье.



Похожие статьи
 
Категории