Солнце еще не всходило но половина.

20.09.2019


А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.
В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.
D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени.
Правильный ответ: D


А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.
Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
{Правильный ответ}=Е


А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.
В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
Правильный ответ: А


А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.
В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Правильный ответ: А


А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.
D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
Правильный ответ: С

Определите сложное предложение.
А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.
В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.
D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.
Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
Правильный ответ: Е

Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.
А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.
В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.
С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.
Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.
Правильный ответ: В

Определите сложносочинённое предложение.
А) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
В) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
С) Роща не издавала ни звука, и в этом молчании чувствовалось что-то гордое, сильное, таинственное.
D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Е) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.
В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
А) Ночью шёл тихий дождь, но утром погода разгулялась.
В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
D) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
Е) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
С) То нагоняло чёрные тучи, то с неба лился прохладный весенний свет.
D) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
Е) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение.
А) Экология исследует отношения растений и животных, их видов между собой и окружающей средой.
В) В 21 век человечество вошло в состоянии экологической катастрофы, и в её устранении должен участвовать каждый из нас.
С) Экология - это наука о доме, о непосредственном окружении человека.
D) Человек должен сохранить биологическое равновесие в природе.
Е) Решая экологические проблемы, мы заботимся о будущем человеческого общества.
Правильный ответ: В

Определите сложносочинённое предложение.
А) Хорошее слово в огне не погубишь: оно не имеет цены.
В) У каждого есть в жизни высота, которую он должен взять когда-то.
С) Наука спасает молодые поколения от невежества, а искусство - от грубости и пошлости.
D) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
Е) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе засверкали звёзды.
Правильный ответ: С


А) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег.
В) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
С) Ночь ложилась на горы, и туман начинал бродить в ущельях.
D) Бывали трудные ситуации в его жизни, но он всегда выходил из них с честью.
Е) Ни лист в роще не зашуршит, ни птица не запоёт.
Правильный ответ: D


А) Ещё не взошло солнце, но заря огненно полыхала, освещая верхушки деревьев.
В) То мальчика влекло море, то он мечтал стать лётчиком
С) По обе стороны зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
D) Или ты сам признаешься, или кто-то укажет на твою ошибку.
Е) Ветра не было, но в саду всё падали листья.
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение с разделительными союзами:
А) Либо ты посадишь на участке цветы, либо я займу его под овощи.
В) Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко.
С) Странный старичок говорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня.
D) Солнце ещё не всходило, но небо заметно посветлело.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение.
А) С чужим я либо робел, либо важничал.
В) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
С) Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив.
D) Я пошёл лесной тропинкой, и всё вокруг показалось мне таинственным.
Е) Я видел его голову, спутанные волосы и опущенные плечи.
Правильный ответ: D

Определите сложносочинённое предложение с противительным и соединительным союзами.
А) Ещё зеленели липы, но высокие тополя совсем облетели, и бронзовые листья устлали дорожки.
В) Небо изливалось на них своим сильным светом, и оба они на гребне насыпи возвышались как изваяния.
С) То ли она рассказывает ему что-то дорогое, то ли он передаёт ей свои стариковские думы.
D) Слышались голоски лесных синичек, а лес ещё не шумел.
Е) Давным-давно исчезла тропа, и лес был незнакомый, дикий.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение, в котором союзы указывают на последовательность событий.
А) Буран стих, зато установился сильный мороз.
В) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
С) Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда.
D) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.
Е) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса.
Правильный ответ: В

Определите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх предложений с разными союзами. (Знаки не расставлены)
А) Изредка вспыхивали длинные молнии но над нами уже виднелось кое-где синее небо и звёзды мерцали сквозь жидкие облака.
В) К нам приходили звуки то с той то с другой стороны.
С) Не то ему не передали приглашения не то он был занят.
D) Последние тени сливались да мгла глядела слепая, необъятная.
Е) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колёса.
Правильный ответ: А

Определите сложное предложение.
А) Скирды старой и новой соломы, большие и высокие, как дома, образовали целый город.
В) Внизу лежал белый снег, пушистый и холодный.
С) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
D) Говорят, пицундская голубая сосна подревнее мамонта.
Е) Казалось, вечная тишина должна стоять над этой вечной рекой, а воздух был полон грохота, скрежета.
Правильный ответ: Е

Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.
А) День безветренный, но морозец крепкий, январский.
В) Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.
С) Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды, и звуки понемногу затихли в станице.
D) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.
Е) Голова болела, сознание же было ясное, отчётливое.
Правильный ответ: D

Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом.
А) Ни лист в роще не зашуршит, ни птица не запоёт.
В) Ночь ложилась на горы, и туман начинал бродить в ущельях.
С) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег.
D) Мой старый пёс стоит, насторожась, а снег уже блистает перламутром.
Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
Правильный ответ: D

Определите предложение с разделительным союзом:
А) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.
В) Молод годами, да стар умом.
С) Солнце ещё не всходило, но небо заметно посветлело.
D) Палящий зной не спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.
Е) За окном медленно падал снежок, и ясный свет лежал на стенах комнаты.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение со всеми видами сочинительных союзов.
А) Свежеет ветер, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то приплывет пена, то отхлынет прочь.
В) Окна почти всегда замёрзлы и тусклы, и почти целую зиму мы никуда не ходили и не ездили.
С) Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах.
D) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
Е) В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение с соединительным и противительным союзами.
А) Редкие голубоватые звёзды мелькали между тучами над нами, и небо понемногу расчищалось, а тополя на обрывах чернели резче.
В) Давным-давно исчезла тропа, и лес был незнакомый, дикий.
С) То ли она не желала его видеть, то ли он решил больше не показываться ей на глаза.
D) Уже слышалось пение птиц, а лес ещё не ожил.
Е) Небо было светло-голубым, и солнце ярко освещало поляну.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом. (Знаки не расставлены)
А) Было сыро и пахло хвоей.
В) Ветер внезапно утих и пошёл мелкий дождь.
С) Поспеет земляника и начнётся ягодный сезон.
D) Лодка остановилась и рыбак бросил вёсла.
Е) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы.
Правильный ответ: Е

Определите сложносочинённое предложение, части которого назывные предложения.
А) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.
В) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
С) В комнате стоял старый диван и висела старинная картина.
D) Вот солнечный блеск и Сена.
Е) Всходило солнце, и верхушки сосен вспыхивали багряными кострами.
Правильный ответ: D

Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
А) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
В) Ещё не взошло солнце, но заря огненно полыхала, освещая верхушки деревьев.
С) Тихо, а синева повисла между ещё зелёными деревьями.
D) Из угрюмого враждебного неба льёт дождь, или мокрый падает снег.
Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
Правильный ответ: А

Определите сложносочинённое предложение, в котором ставится запятая перед союзом -И-.
A) В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи шкуры.
B) Где-то за стеной играла музыка и слышался непонятный крик.
C) Сверкнула молния и гроза разразилась.
D) Ночью печально шумело море и было холодно.
E) Вот солнечный блеск и Сена.
Правильный ответ: C

Определите сложносочинённое предложение, в котором запятая не ставится перед союзом -И-.
A) Сверкала прозрачная роса и в лесу звонко щебетали птицы.
B) Уже рассвело и взошло солнце.
C) Музыка гремит и танцующие пары кружатся всё быстрее.
D) Солнце закатилось и над городом стояла золотистая пыль.
E) Поезд тронулся и провожающие, постояв немного, отправились к автобусу.
Правильный ответ: В


В одну из апрельских ночей вздохнул лёд на реке а утром начался быстрый как всегда ледоход и река разлилась на семь километров.
A) 2
B) 1
C) 3
D) 4
E) 5
Правильный ответ: С

Определите количество пропущенных запятых.
Местность кругом была ровная прятаться в ней было негде за исключением пожалуй кустарника росшего на опушке.
A) 1
B) 2
C) 3
D) 5
E) 4
Правильный ответ: D

перед союзом -И-. (Знаки не расставлены)
A) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и мы увидели тёмную голову Аси.
B) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
C) В пустой комнате было уныло и все краски, казалось, погасли.
D) Ему стало жарко и он распахнул полушубок.
E) Он читал и строчки сливались в серые полосы.
Правильный ответ: В

Определите сложносочинённое предложение, в котором запятая ставится перед союзом -И-.
A) В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
B) Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой.
C) День светлый и все горы видны как на ладони.
D) Прогулка в лесу и катание на лодках.
E) Море, ночь, луна, безлюдные острова и полное одиночество души.
Правильный ответ: С

Определите количество пропущенных запятых.
В сизых облаках вереницы белых журавлей летят на юг до лучших дней и чайки озера кричат им вслед и вьются над водой и звёзды ночью не блестят одетые сырою мглой.
A) 2
B) 4
C) 3
D) 5
E) 1
Правильный ответ: С

Определите сложносочинённое предложение, в котором не ставится запятая перед союзом -И-. (Знаки расставлены не все)
A) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.
B) Сырость легкая и, ёжась, вздрагивает сад.
C) Морозно и, будто радуясь чему-то, улыбается лучисто солнышко.

Правильный ответ: А


A) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы.
B) Лишь изредка плеснёт бойкая рыба и прибрежный камыш слабо зашумит, едва колеблемый набежавшей волной.
C) В прохладе ночи навязчиво стучали барабаны веялок и слышались резкие голоса.
D) В степи только носится жёлтая пыль и ветер качает полынь да ковыль.
E) Крики смолкли и лес затих.
Правильный ответ: Е

Определите сложносочинённое предложение, в котором ставится запятая перед союзом -И-. (Знаки расставлены не все)
A) В прохладе ночи навязчиво стучали барабаны веялок и слышались резкие голоса.
B) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы.
C) В степи только носится жёлтая пыль и ветер качает полынь да ковыль.
D) Лишь изредка плеснёт бойкая рыба и прибрежный камыш слабо зашумит, едва колеблемый набежавшей волной.
E) Пахло разнотравьем и было душно.
Правильный ответ: Е

Определите сложносочинённое предложение, в котором не ставится запятая перед союзом -И-:
A) В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.
B) Морозно и, будто радуясь чему-то, улыбается лучисто солнышко.
C) Сырость легкая и, ёжась, вздрагивает сад.
D) Дождь лил беспрестанно и, к сожалению, мы в ближайшее время не сумеем добраться до города.
E) Море будто шепчет что-то и этот монотонный шёпот успокаивает.

Дэвид кинулся к Трэвису, а мои ладони взлетели ко рту. Мужчина был крепким, но медлительным и неуклюжим. Не успел Дэвид нанести удар или достать нож, как Трэвис врезал ему коленом по лицу. Парень не терял времени даром, нападал, вкладывая в атаку всю силу. Пропустив еще три удара - один из них локтем, - Дэвид улегся на пол окровавленной грудой.

Бенни запрокинул голову и истерически засмеялся, ударяя кулаком по столу. На его лице отразился восторг ребенка, смотрящего воскресным утром мультики.

Что ж, вперед, Дейн. Он же не напугал тебя?

Дейн приблизился к Трэвису с осторожностью и сосредоточенностью профессионального бойца. Он выбросил кулак Трэвису в лицо с молниеносной скоростью, но тот пригнулся и со всей силы двинул Дейна плечом. Они повалились на стол перед Бенни. Дейн схватил Трэвиса и опрокинул его на пол. Несколько секунд они боролись в партере. Потом Дейн встал на ноги и приготовился нанести несколько ударов Трэвису, зажатому между ним и полом. Я закрыла лицо руками, не в силах смотреть на это. Вдруг я услышала вскрик боли и увидела, как Трэвис склонился над Дейном, держа его за всклокоченные волосы и нанося удар за ударом по лицу. Голова Дейна каждый раз билась о стол Бенни. Окровавленный и растерянный, парень попытался встать на ноги.

Трэвис пару секунд наблюдал за ним, а потом снова напал, хрипя с каждым ударом, используя всю свою мощь. Один раз Дейн увернулся и впечатал кулак в челюсть Трэвису.

Тот улыбнулся и поднял вверх палец.

Одно очко в твою пользу.

Я не могла поверить глазам. Трэвис позволил головорезу ударить в цель. Он явно наслаждался собой. Я никогда еще не видела, как Трэвис дерется без всяких ограничений. Я со страхом наблюдала, как он проверяет всю свою силу на тренированных убийцах и одерживает верх. До этого момента я не осознавала, на что способен Трэвис. Под аккомпанемент неприятного смеха Бенни Трэвис покончил с Дейном, впечатав локоть ему в лицо. Противник лишился сознания еще до того, как коснулся пола. Я проследила взглядом за его телом, рухнувшим на импортный ковер.

Восхитительно, юноша! Просто восхитительно! - сказал Бенни, восторженно хлопая в ладоши.

Трэвис притянул меня к себе и спрятал за спину, когда дверной проем заполнился массивной фигурой Джосайи.

Мне позаботиться об этом, сэр?

Нет! Нет, нет… - сказал Бенни под впечатлением от этой импровизированной сценки. - Как тебя зовут?

Трэвис по-прежнему прерывисто дышал.

Трэвис Мэддокс, - сказал он, о джинсы стирая с рук кровь Дейна и Дэвида.

Трэвис Мэддокс, сдается мне, ты можешь подсобить своей подружке.

Как? - фыркнул Трэвис.

Завтра ночью бой. Я поставил много денег, а по виду Дейна не скажешь, что он будет в форме. Предлагаю тебе занять его место и победить. Тогда я прощу Мику пять тысяч и одну сотню.

Трэвис повернулся ко мне.

Голубка?

Ты в порядке? - со страхом спросила я, вытирая кровь с его лица.

Детка, это не моя кровь. - Трэвис улыбнулся. - Не плачь.

Я занятой человек, сынок. - Бенни поднялся из-за стола. - Ты в игре или пас?

Хорошо, - заявил Трэвис. - Скажите, где и когда, и я там буду.

Трэвиса это будто не тронуло.

Просто скажите, куда приехать.

Бенни обнажил зубы в акульем оскале.

Ты мне нравишься, Трэвис. Думаю, мы подружимся.

Сомневаюсь. - Трэвис открыл для меня дверь.

Он сохранял боеготовность, пока мы не вышли к парадному.

Бог ты мой! - выкрикнула Америка, когда увидела кровь на одежде Трэвиса. - Вы в порядке, ребята?

Она схватила меня за плечи и вгляделась в лицо.

Со мной все нормально. Очередной день в офисе. Для нас обоих, - сказала я, потирая глаза.

Трэвис взял меня за руку, и мы помчались к отелю. Америка и Шепли не отставали. На внешний вид Трэвиса почти никто не обратил внимания.

Что там, черт побери, произошло? - спросил наконец Шепли.

Трэвис разделся до нижнего белья и направился в ванную. Зашумел душ, и Америка протянула мне коробку салфеток.

Я в порядке, Мерик.

Она вздохнула и снова сунула мне коробку.

Нет, не в порядке.

Это не первое мое родео с Бенни, - сказала я.

Все мои мышцы болели от двадцатичасового напряжения.

Зато ты впервые видела, как Трэвис на ком-то срывает злость, - сказал Шепли. - Один раз я сам наблюдал. Не слишком приятное зрелище.

Что все-таки произошло? - настойчиво спросила Америка.

Мик позвонил Бенни. Свалил все на меня.

Я убью его! Прикончу этого сукина сына! - закричала Америка.

Бенни не считал меня ответственной, но хотел преподать Мику урок за то, что посылает дочь расплачиваться по долгам. Он натравил на нас своих псов, и Трэвис с ними расправился. С обоими. Меньше чем за пять минут.

Так Бенни отпустил вас? - спросила Америка.

Из ванной появился Трэвис с полотенцем на бедрах. Единственный след потасовки - красная царапина на правой щеке.

Один из парней, которых я вырубил, должен был завтра участвовать в бою. Я займу его место, а взамен Бенни простит Мику оставшиеся пять тысяч долга.

Это нелепо! - Америка поднялась. - Эбби, почему мы помогаем Мику? Он бросил тебя на съедение волкам! Я точно убью его!

Если этого не сделаю я, - с негодованием проговорил Трэвис.

Становитесь в очередь, - сказала я.

Значит, завтра ты дерешься? - спросил Шепли.

В заведении под названием "Зеро". В шесть часов. Шеп, это Брок Макмэнн.

Шепли покачал головой.

Не вздумай. Трэв, не вздумай, черт побери! Брок - настоящий маньяк!

Ага, - ответил Трэвис. - Но ведь он не борется за эту девушку? - Трэвис обнял меня и поцеловал в макушку. - Ты в порядке, Голубка?

Это неправильно. Все совершенно неправильно. Даже не знаю, как отговорить тебя.

Ты видела меня сегодня? Со мной все будет в порядке. Я разок наблюдал, как дерется Брок. Он силен, но не непобедим.

Трэв, я не хочу, чтобы ты это делал.

Что ж, а я не хочу, чтобы ты завтра вечером ужинала со своим бывшим. Полагаю, нам обоим придется сделать что-то неприятное, чтобы спасти твоего непутевого отца.

Я и раньше видела, как Вегас меняет людей, создавая монстров и неудачников. Очень легко позволить лоску и ложным мечтам просочиться в твою кровь. Наблюдая, как на лице Трэвиса появляются азарт и решимость, я понимала, что единственным лекарством станет полет домой.

План-конспект урока

Тема «Имя прилагательное как часть речи»

МОУ СОШ №7,г.Качканара Свердловской оласти

Тип урока : урок повторения изученного в начальной школе

Форма урока : урок-экскурсия

Цель : повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки, роль в предложении, определить роль имен прилагательных в речи

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт употребления имен прилагательных в речи

Развивающая : совершенствование орфографических умений и навыков, развитие логического мышления, развитие умения строить высказывание в научном стиле, развитие образного мышления

Воспитательная : способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности, воспитание внимания и уважения к слову, воспитание бережного отношения к своему здоровью и безопасности жизни.

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуйте, мои друзья!

С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Пусть нам всем принесет радость общения друг с другом!

Меня зовут ……

    Объявление темы урока.

Предлагаю вам всем совершить экскурсию по интересному удивительному городу грамматики. А как он называется, я думаю, вы мне поможете расшифровать название города!

(Задание на доске)

Присоединить (приставка)

Слагаемое (корень)

1 буква алфавита

Писатель (суффикс)

Сонный (суффикс)

Знакомое (окончание)

Что у вас получилось?

Да, прилагательное!

(Запись темы в тетради)

    Совместная формулировка целей.

С какой целью проводят экскурсии?

(……………………………………….)

Что же нам сегодня на экскурсии предстоит сделать?

(……………………………………)

Предлагаю познакомиться с маршрутом, по которому пройдет наш путь.

Ну что? Готовы? Все на месте?

Тогда поехали все вместе!

4. Повторение и изучение нового материала

(на фоне музыки звучит стихотворение про имя прилагательное )

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные.
При-ла-га-тель-ные.

Проезжая по улице Значения

Нужно вспомнить нам определение!

Прочитайте текст. (на доске)

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

(С.Есенин)

Найдите имена прилагательные.

Вспомните, что обозначают имена прилагательные? На какой вопрос они отвечают?

(заполнить маршрутный лист)

Проспект изменения . Предлагаю определить род, число, падеж имен прилагательных.

Как изменяются имена прилагательные?

(…………………………………………..)

(заполнение маршрутных листов)

Скажите от чего зависят род, число, падеж имен прилагательных?

(…………………………………………..)

Действительно такая зависимость имен прилагательных от существительных называется согласованием и поэтому мы на площади Согласия .

Наша экскурсия продолжается. Я предлагаю прогуляться пешком до бульвара Ролевой.

Посмотрите, посмотрите!

Что за трудность впереди,

Как же мы пойдем, ребята,

До бульвара не дойти!

Вспомните правила ДД. Где нужно переходит улицу? На какой сигнал светофора?

Прочитайте текст. Найдите имена прилагательные. Определите роль в предложении. Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните орфограммы. (один ученик выполняет на доске)

Весна, но хол..дно. Погода ненас..ная. Небо пасмурное. Из серых обл..ков падает то сне.. ,то дождь.

Какую роль в предложении выполняют имена прилагательные?

(…………………………………………….)

(заполнение маршрутных листов)

Итак, мы с вами повторили, что такое имя прилагательное.

Дайте определение имени прилагательного, опираясь на маршрутный лист.

(…………………………………………………………)

А теперь проверим по учебнику. Стр.228. Прочитайте.

Расскажите друг другу определение. (Работа в паре)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Предлагаю дружно встать

И немного поиграть.

Поиграем в игру «Лишний». Я буду называть слова разных частей речи. Вы будете хлопать и топать, если слово не относится к имени прилагательному.

Красный, краснота, краснеть, зеленеть, зеленый, синева, синеть, синий, лениться, ленивый, игривый, игра, радость, радостный.

А теперь повторяем за мной движения.

Мы ходили в лес

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Как в любом городе, так и в Прилагательном есть свой музей истории . Посетим?

1 инд. задание . Многие грамматические термины пришли к нам из других языков. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого «ЭПИТЕТ». Мы уже встречались с этим термином на литературе. Да и в латинском означает «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное»

2 инд. задание Всем знакомо слово БЛИЗОРУКИЙ? Какое значение имеет это слово? А знаете, как оно произошло? Это слово произошло от слов БЛИЗКО и ЗОРОКИЙ (зоркий). Сначала наши предки говорили БЛИЗОЗОРКИЙ, затем повторяющийся слог выпал, а оставшаяся часть ошибочно сблизилась со словом рука и слово стало произноситься БЛИЗОРУКИЙ.

Главной достопримечательностью города является Театр Перевоплощения .

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные. А как они это делают, мы сейчас понаблюдаем.

5. Групповая самостоятельная работа

Работа в группах.

1 задание.

    Прочитайте два текста и сравните

    О чем первый текст? А второй?

    Какое описание отличается большей полнотой?

    Укажите слова, с помощью которых описание стало более точным?

    С какой целью используются имена прилагательные?

2 задание.

    Прочитайте выразительно.

    Какую картину природы вы себе представляете?

    Использование каких слов помогает создать поэту яркую картину? В каком значении используются имена прилагательные?

    Это ЭПИТЕТЫ. Выпишите эпитеты с существительными, от которых они зависят?

3 задание

    Подчеркните словосочетания, в которых имена прилагательные употребляются в переносном значении.

    Составьте с одним таким словосочетанием предложение.

Выводы

Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?

В каком значении могут употребляться имена прилагательные?

(ЗАПОЛНЕНИЕ МАРШРУТНОГО ЛИСТА)

6. Индивидуальная самостоятельная работа

Наша экскурсия заканчивается. Мы в парке Творчества . У вас на партах есть цветные карточки с заданием. Выберите себе карточку по душе. Внимательно прочитайте задание и выполните.

Чтение текстов.

7. ИТОГИ УРОКА .

Наша экскурсия завершилась. Мне хочется узнать, что мы сегодня изучали. Составим кластер

8. Домашнее задание

1. стр.228 – определение имени прилагательного

3. Найти и записать 2 четверостишие с прилагательными, определить их роль в предложении и в тексте.

«Зачем он мне рассказывал всю эту гадость? - мучительно думала она, стискивая и терзая свои похолодевшие руки. - Он перевернул всю мою душу и наполнил ее грязью, но что же я могу ему сказать на это? Как я узнаю, что он испытывал во время своего рассказа? Сожаление о прошлом? Нехорошее волнение? Гадливость (Нет, уж, во всяком случае, не гадливость: тон у него был самодовольный, хотя он и старался это скрыть)... Надежду опять встретиться когда-нибудь с этой Кэт? А почему же и не так? Если я спрошу его об этом, он, конечно, поспешит меня успокоить, но как проникнуть в самую глубь его души, в самые отдаленные изгибы его сознания? Почему я могу узнать, что, говоря со мной искренно и правдиво, он в то же время не обманывает - и, может быть, совершенно невольно - своей совести? О! Чего бы я ни дала за возможность хоть один только миг пожить его внутренней, чужой для меня жизнью, подслушать все оттенки его мысли, подсмотреть, что делается в этом сердце...».

И это страстное влечение слиться мыслью, отожествиться с другим человеком, приняло такие огромные размеры, что Вера Львовна, нечаянно для самой себя, крепко прижалась головой к голове мужа, точно желая проникнуть, войти в его существо. Но он не понял этого невольного движения и подумал, что жена просто хочет к нему приласкаться, как озябшая кошечка. Он пощекотал ее усами по щеке и сказал тоном, каким говорят с балованными детьми:

Веруся бай-бай хочет? Верусенька озябла? Пойдем в каютку, Верусенька?

Она молча поднялась, кутаясь в свой платок.

Верусенька на нас ни за что не сердится? - спросил Покромцев тем же сладким голосом.

Вера Львовна отрицательно покачала головой. Но перед трапом, ведущим в каюты, она остановилась и сказала:

Послушай, Володя, тебе ни разу не приходило в голову, что никогда, понимаешь, никогда двое людей не поймут вполне друг друга?.. Какими бы тесными узами они ни были связаны?..

Он чувствовал себя немного виноватым и потому пробормотал со смехом:

Ну вот, Верунчик, какую философию развела... Разве мы с тобой не понимаем друг друга?

В каюте он скоро заснул тихим сном здорового сытого человека. Его дыхания не было слышно, и лицо приняло детское выражение.

Но Вера Львовна не могла спать. Ей стало душно в тесной каюте, и прикосновение бархатной обивки дивана раздражало кожу ее рук и шеи. Она встала, чтобы опять выйти на палубу.

Ты куда, мамуся? - спросил Покромцев, разбуженный шелестом ее юбок.

Лежи, лежи, я сейчас приду. Я еще минутку посижу на палубе, - ответила она, делая ему рукою знак, чтобы он не вставал.

Ей хотелось остаться одной и думать. Присутствие мужа, даже спящего, стесняло ее. Выйдя на палубу, она невольно села на то же самое место, где сидела раньше. Небо стало еще холоднее, а вода потемнела и потеряла свою прозрачность. То и дело легкие тучки, похожие на пушистые комки ваты, набегали на светлый круг луны и вдруг окрашивались причудливым золотым сиянием. Печальные, низкие и темные берега так же молчаливо бежали мимо парохода.

Вере Львовне было жутко и тоскливо. Она впервые в своей жизни натолкнулась сегодня на ужасное сознание, приходящее рано или поздно в голову каждого чуткого, вдумчивого человека, - на сознание той неумолимой, непроницаемой преграды, которая вечно стоит между двумя близкими людьми. «Что же я о нем знаю? - шепотом спрашивала себя Вера Львовна, сжимая руками горячий лоб. - Что я знаю о моем муже, об этом человеке, с которым я вместе и ем, и пью, и сплю и с которым всю жизнь должна пройти вместе? Положим, я знаю, что он красив, что он любит свою физическую силу и холит свои мускулы, что он музыкален, что он читает стихи нараспев, знаю даже больше, - знаю его ласковые слова, знаю, как он целуется, знаю пять или шесть его привычек... Ну, а больше? Что же я больше-то знаю о нем? Известно ли мне, какой след оставили в его сердце и уме его прежние увлечения? Могу ли я отгадать у него те моменты, когда человек во время смеха внутренне страдает или когда наружной, лицемерной печалью прикрывает злорадство? Как разобраться во всех этих тонких изворотах чужой мысли, в этом чудовищном вихре чувств и желаний, который постоянно, быстро и неуловимо несется в душе постороннего человека?»

Внезапно она почувствовала такую глубокую внутреннюю тоску, такое щемящее сознание своего вечного одиночества, что ей захотелось плакать. Она вспомнила свою мать, братьев, меньшую сестру. Разве и они не так же чужды ей, как чужд этот красивый брюнет с нежной улыбкой и ласковыми глазами, который называется ее мужем? Разве сможет она когда-нибудь так взглянуть на мир, как они глядят, увидеть то, что они видят, почувствовать, что они чувствуют?..

Около четырех часов утра Покромцев проснулся и был очень удивлен, не видя на противоположном диване своей жены. Он быстро оделся и, позевывая и вздрагивая от утреннего холодка, вышел на палубу.

Солнце еще не всходило, но половина неба уже была залита бледным розовым светом. Прозрачная и спокойная река лежала, точно громадное зеркало в зеленой влажной раме оживших, орошенных лугов. Легкие розовые морщины слегка бороздили ее гладкую поверхность, а пена под пароходными колесами казалась молочно-розовой. На правом берегу молодой березовый лес с его частым строем тонких, прямых, белых стволов был окутан, точно тонкой кисеей, легким покровом тумана. Сизая, тяжелая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством нарядного летнего утра. Но и на ней уже брызнули, точно кровавые потоки, темно-красные штрихи.

Вера Львовна сидела на том же месте, облокотясь руками на решетку и положив на них отяжелевшую голову. Покромцев подошел к ней и, обняв ее, напыщенно продекламировал голосом, разбухшим от здорового сна:

- «Вышла из мрака младая, с перстами пурпурными, Эос...»

Но когда он увидел ее серьезное, заплаканное лицо, он точно поперхнулся последним словом.

Верусенька, что с тобой? Что такое, моя дорогая?

Но она уже приготовилась к этому вопросу. Она так много передумала за эту ночь, что пришла к единственному разумному и холодному решению: надо жить, как все, надо подчиняться обстоятельствам, надо даже лгать, если нельзя говорить правду.

И она ответила, виновато и растерянно улыбаясь:

Ничего, мой милый. Просто - у меня бессонница...



Похожие статьи
 
Категории