Состязание колесниц в большом цирке. Большой цирк — античный стадион в Риме

01.03.2019

Большой цирк являлся самым большим стадионом в Древнем Риме и мог вместить около 250 тысяч человек. Это составляло почти четверть населения столицы в те давние времена.

Состязания между колесницами были одним из самых популярных способов развлечения у римских граждан. Говорят, что даже Ромул, первый из семи царей Рима, участвовал в этих состязаниях. Большой цирк имеет богатую историю, которая началась в 6 веке до н. э., когда пятый царь Рима Тарквиний Приск, создал эту арену между холмами Палатино и Авентин.

Пожар 31 года до н. э. был первый из трех, который уничтожил деревянную структуру стадиона. Большой цирк был реконструирован императором Августом, который добавил сюда императорскую ложу. Она была украшена обелиском, привезенным из Гелиополиса. Сегодня этот обелиск находится на площади Пьяцца дель Пополо. Другой обелиск был добавлен на сооружение уже в 4 веке.

Второй пожар произошел в 1 веке, во времена императора Нерона. Это было поистине разрушительное пламя, которое в то время разрушило большую часть столицы, пострадали многие достопримечательности Рима www.earth-tour.ru/rim , правда позже большинство из них было восстановлено.

Сам Большой цирк восстановили в 103 году, во времена Траяна. Римская империя была тогда на пике своего могущества и это огромное сооружение отражало этот статус. Теперь это было каменное сооружение высотой в 3 этажа. Первый этаж и трибуны были построены из мрамора.

Большой цирк стал комплексной ареной, длиной 600 метров и шириной 150 метров, где соревнования приобретают совершенно новое измерение и величие, вызывая восторженные эмоции у публики.

Большой цирк иногда использовался и для других мероприятий, таких как религиозные процессии или гладиаторские бои, но, в основном, он использовался для гонок на колесницах. Они были чрезвычайно популярны у римлян и собирали огромное количество народа, который поддерживали своих фаворитов. Участники были разделены на 4 группы: красная, белая, зеленая и синяя. Эти группы представляли 4 времени года, соответственно, лето, зиму, весну и осень.

Последнее соревнование колесниц в Большом цирке состоялось в 549 году нашей эры, почти через одно тысячелетие после первого. К сожалению, сегодня можно только различить то место, где некогда находилось одно из величайших зданий древнего мира. Большинство частей этой арены были использованы в качестве строительного материала для многих средневековых зданий эпохи Возрождения.

Адрес: Италия, Рим
Длина: 600 м
Ширина: около 150 м
Координаты: 41°53"10.9"N 12°29"07.2"E

Для большинства жителей современных мегаполисов слово «цирк» подразумевает под собой массу представлений: на арене показывают свое мастерство акробаты, клоуны веселят публику, а дрессированные хищники вызывают восторг талантом их укротителя.

В Древнем Риме Большой цирк был предназначен для несколько иных целей. Его было бы правильнее назвать огромным ипподромом, на котором проводились скачки. Развалины Большого цирка, название которого на латинском языке звучало, как Circus Maximus - достопримечательность столицы Италии , которая вызывает огромный интерес среди туристов, приехавших посмотреть на «вечный город», на его памятники истории и архитектуры.

Большой цирк с высоты птичьего полёта

Большой цирк в Риме располагается в живописной долине между двумя из семи холмов, на которых построен город, Палатином и Авентином. На этом огромном ипподроме могли состязаться за право называться лучшими сразу двенадцать колесниц. Сама долина отличается огромными размерами: ее длина составляет 600 метров, а ширина, практически, 150 метров. Благодаря такой огромной площади и удобному месторасположению, древние римляне, которые любили зрелища ничуть не меньше вкусной еды, решили построить здесь гигантский, даже по современным меркам, цирк.

История создания Большого цирка в Риме

Естественно, документов и свидетельств, найденных в результате археологических раскопок, которые могли бы пролить свет на точную дату постройки Большого цирка, увы, слишком мало. Поэтому мнения историков и археологов на сей счет немного расходятся. По официальной версии первые скачки на роскошных колесницах в долине были проведены во время правления царя Тарквиния Приска. Он находился у власти еще в 500 году до нашей эры. Приблизительно до 330 года до нашей эры колесницы мчались по открытому пространству долины, а зрители, собравшиеся посмотреть на это зрелище, стояли на возвышенностях. Никаких построек в те времена между Авентином и Палатином тогда не было.

Вид Большого цирка с северо-запада

Лишь в 330 году до н.э. в долине был построен, так называемый, старт для колесниц. Именно с этой точки лошади, везущие колесницу, и начинали свой забег. Долина давала возможность проводить скачки лишь по прямой линии. Человек, сидевший в колеснице, доезжал от «старта» до конца долины, затем разворачивал лошадей и, стараясь обогнать соперников, мчался назад.

Существуют предположения, что в 330 году до нашей эры состязания на территории Большого цирка в Риме проводились исключительно после окончания жатвы . Такое мнение может говорить о том, что скачки были своеобразным праздником после сбора урожая, а на месте их проведения крестьяне обрабатывали почву. В последнее время археологам удалось в долине найти остатки временных построек, которые служили ложей для особо знатных гостей, пришедших посмотреть на состязания колесниц.

Вид Большого цирка с юго-востока

Первые статуи и ворота, клети, где содержались животные, появились в Большом цирке только после окончания последней пунической войны - приблизительно в 146 году до нашей эры. Удивительно, но именно в те времена были заложены первые правила и схема проведения скачек, которые сохранились и до наших дней. Связано это было с тем, что посредине долины был прорыт канализационный тоннель, высота которого составляла более 4,5 метров, а ширина - 2,5 метра. Конечно же, в долине образовался холм, сравнивать который древние римляне не захотели. Привычная схема скачек «вперед-назад» уже не могла существовать, и колесницам пришлось ездить по кругу. Огромное строение Circus Maximus стал самым первым в мире кольцевым ипподромом.

Расцвет и упадок Большого цирка

Гай Юлий Цезарь, который прославился не только своими победами на полях кровопролитных битв, но и талантом политика, по-настоящему любил Рим и свято верил в то, что он действительно станет «вечным городом», впрочем, как и вся Римская империя. Именно поэтому во время его правления строительство различных зданий и арен, руины которых сохранились и до настоящего времени, велось поистине бешеными темпами и, конечно же, с особым размахом. Не остался без его пристального внимания и Circus Maximus, который по его приказу был расстроен до невероятных размеров. Если сравнивать современные цирки и стадионы, к примеру, легендарный Уэмбли , то их площади просто меркнут перед площадью Большого цирка в Риме.

Невероятно, но кроме постоянных лож для знати за скачками могли сидя наблюдать 250 тысяч плебсов, ровно столько же (!) было и стоячих мест. Отсюда можно сделать вывод, зрелища привлекали полмиллиона жителей Древнего Рима. Три огромные башни, ворота, через которые покидали цирк победители на своих колесницах, и узкая площадка посередине арены были возведены в рекордно короткие сроки. Эту возвышенность было решено украсить потрясающими обелисками, которые были специально доставлены в Рим из Египта . К слову, эти обелиски чудом сохранились и продолжают удивлять современных туристов. Правда, уже не на территории Большого цирка: одну из них перенесли на Пьяцца дель Пополо, а вторую водрузили почти у входа в Латеранский дворец.

Свою лепту в строительство Большого цирка внес не только Гай Юлий Цезарь . Во времена правления Августа на нижних ярусах были построены каменные места, на них могли располагаться только те римляне, которые могли позволить приобрести себе специальные, изготовленные из бронзы, билеты. Верхние ярусы были выполнены из крепких пород древесины. Клавдий не остановился на достигнутом и решил выполнить некоторые меты из дорогого мрамора, которые были отделаны золотом. Правитель Нерон, прославившийся как злобный тиран, уничтоживший «вечный город», решил, что Цезарь слишком мало отвел места для всадников, и задумал увеличить число колесниц, участвующих в забегах. Для этого он попросту засыпал канал, который был вырыт задолго до его рождения.

Вид Палатин с Большого цирка

64 год нашей эры стал для Рима катастрофой. Пожар, уничтоживший практически весь город, не обошел стороной и Большой цирк: все верхние ярусы, которые были построены из дерева и в которых находились различные лавки и трактиры, были полностью сожжены. Несмотря на разруху, в эпоху властвования Марка Ульпия Нерва Траяна, уже в 81 году были построены роскошные ворота и воссозданы верхние деревянные ложи. Однако архитекторы того времени допустили массу ошибок в своих расчетах, и современным археологам удалось выяснить, что многочисленные обвалы унесли тысячи жизней римлян.

Последнее массовый конный забег состоялся в 549 году. После этого Большой цирк Рима начал приходить в упадок . Ярусы обрушивались, состязания всадников на колесницах более не стали интересовать римлян. В Средние века Рим постоянно расстраивался: строители недолго думали, где брать материал для постройки новых жилых домов. Они попросту разбирали Большой цирк и другие сооружения, возведенные еще во времена расцвета Великой Римской Империи.

Общий вид арены Большого цирка

С местом, где сейчас турист может увидеть немногочисленные развалины Большого цирка, связана одна очень интересная легенда. Справедливости ради стоит отметить, что она не подтверждена никакими научными фактами. Некоторые древние римляне в своих письменах говорят о том, что в Риме было сложно встретить хотя бы одну женщину: все население города состояло практически из мужчин. Римляне пошли на хитрость: точнее, небезызвестный Ромул. Он организовал грандиозный праздник между двумя холмами и пригласил на него семейства из близлежащих городов. В разгар представления, римские мужчины с оружием в руках бросились на приглашенных, и похитили всех девушек и женщин. Эта легенда даже носит свое название: «похищение сабиянок». Вслед за этим разразилась война, но эта история уже не имеет никакого отношения к долине, расположенной между Палатином и Авентином. Это, скорее всего, просто легенда, о ней можно узнать из рассказов, передававшихся из поколения в поколение. Также во Флоренции сейчас можно увидеть статую, датирующуюся 1583 годом, и названную скульптором - похищение сабиянок.

Время и жители Рима беспощадно обошлись с Большим Цирком (Circo Massimo): от самого большого стадиона древнего мира остались лишь руины и огромная прямоугольная площадка. А ведь когда-то здесь проводились чрезвычайно зрелищные мероприятия, на которые сходились посмотреть десятки тысяч римлян.

Сегодня Большой Цирк - это огромное зеленое поле, которое горожане используют для пробежек, пикников, а римские власти - для концертов и общественных праздников. Изредка на нем проводят концерты и устраивают представления. Однако если вооружиться историческими данными об этом месте и подключить фантазию, взору предстанет совсем другая картина: многотысячная толпа вместе с сидящим в отдельной ложе императором неистово ревёт, колесницы на сумасшедших скоростях мчатся по овалу арены, наездники что есть сил гонят лошадей к финишу, стараясь при этом не погибнуть в этой безумной гонке. Гонки на колесницах, которые здесь проводились во времена Древнего Рима, были смертельно опасным видом спорта: тех наездников, кто вываливался во время заезда из колесницы, переезжали несущиеся сзади соперники. Очень правдоподобно эти состязания показаны в х/ф «Бен-Гур» 1959 года.

Режиссеру этого фильма для съемок сцены с колесницами (которая, кстати, до появления компьютерной графики считалась самой зрелищной в истории Голливуда) потребовалось участие 15 000 статистов. В реальности же зрителей на трибунах было намного больше: на протяжении своей тысячелетней истории вместительность арены менялась, но она никогда не была меньше 50 000 человек. К концу своего существования, Большой Цирк вмещал, по разным оценкам, от 150 000 до 250 000 зрителей. Для сравнения: Колизей рассчитан на 50 000 человек, а наиболее вместительный из футбольных стадионов Европы - на 100 000.

История Большого Цирка

Большой Цирк никогда не был цирком в нынешнем понимании этого слова: с самого начала он был площадкой для проведения спортивных состязаний, чаще всего - для скачек и гонок на колесницах. Ровная площадка между Авентином и Палантином идеально подходила для организации соревнований. По легенде, первым мероприятием, проведенным на этом месте, были спортивные игры, устроенные Ромулом: основатель Рима пригласил на них жителей соседних регионов, с тем, чтобы в самый разгар состязания отбить у гостей их жен. Целью похищения было исправление демографического кризиса - женщин в городе было гораздо меньше мужчин.

Регулярные игры стали проходить в Большом Цирке примерно с V века до н.э. Первоначально вокруг арены были установлены только деревянные скамьи для знати, остальная публика просто сидела на склонах холмов. Каждый следующий правитель Рима старался благоустроить арену, поэтому на ней стали появляться все более удобные сидячие места, трибуны разрастались. К началу нашей эры для императора в цирке была построена комфортабельная ложа под навесом, а для простолюдинов - многоярусные деревянные постройки. Строили их обычно как попало, не заботясь о надежности конструкции - доподлинно известно, что во время одного из обрушений трибун погибло 1100 зрителей.

Скачки проводились на арене Большого Цирка до 550 года нашей эры. За десять столетий его существования центральная площадка и пространство вокруг нее много раз менялись: вначале это было вытянутое поле, один край которого был прямоугольным, другой - округлым. Всадники стартовали у одного края площадки, мчались во весь опор к противоположному, округлому, разворачивались там и возвращались к точке старта. Затем трассу превратили в кольцо, колесницы ездили по ней против часовой стрелки, по кругу. На месте для старта построили триумфальную арку, а во внутренней части овальной трассы устроили возвышенность, на которой располагались статуи и по три столба по краям - меты - вокруг них разворачивались колесницы.


Для чего был нужен Большой Цирк в Риме

К моменту, когда Большой Цирк обрел свой окончательный вид, он представлял собой стадион шириной 120-150 м, длиной - 600-650 м. Во время гонок на старт выходило одновременно до 12 колесниц. Практически каждый заезд сопровождался серьезными травмами или смертью наездников: колесницы часто сталкивались друг с другом на большой скорости и переворачивались. Однако публике такое зрелище было по душе, поэтому гонки устраивали регулярно. Проходили на арене цирка и другие состязания: легкоатлетические игры, например, а иногда - гладиаторские бои. Но главным предназначением арены были всё же гонки на колесницах.

По сложившейся традиции, каждый император Древнего Рима во время своего правления старался построить на память о себе что-то грандиозное. Большой Цирк тоже был площадкой для реализации амбициозных замыслов. Сильнее всех отличился Август: он велел облицевать камнем периметр арены, построить капитальные трибуны, а пространство внутри гоночной трассы превратить в пьедестал для установки на нем статуй внушительных размеров. Больше всего публику поразил 85-метровый египетский обелиск, который Август распорядился установить в центре поля.

Императоры Нерон, Траян и Константин тоже украшали стадион, но всё, ими построенное, раз за разом гибло в пожарах. Когда в VI веке проведение соревнований прекратилось, горожане стали растаскивать постройки Большого Цирка на строительные материалы, так что до наших дней сохранились лишь руины их фундаментов. Больше всего повезло обелиску из Египта: пусть и в неполном его размере, подарок Августа Риму сегодня можно увидеть на площади Пьяцца дель Пополо.

Как добраться до Большого Цирка

Это легко: рядом расположена станция метро, названная в его честь - Circo Massimo. Визит в Большой Цирк можно совместить с посещением известной достопримечательности - Уст Истины, а в 15 минутах ходьбы от него находятся Колизей, Римский Форум и Капитолий.

Цирк. Это слово, означающее для нас веселые и красочные зре-лища, восходит ко временам еще Древнего Рима. Однако ни по ар-хитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, на-зывавшихся публичными играми, римский цирк не был похож на цирк наших дней.

Что же представляли собой цирк и публичные игры у древних римлян?

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Боль-шой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя хол-мами,— Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год — после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 ты-сяч зрителей.

По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в плане арену — длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены повышающиеся рядами места для публики. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верх-них, деревянных скамьях теснилась беднота. Кстати сказать, чрез-вычайное скопление людей на «галерке» приводило не раз к по-жарам и обвалам, сопровождавшимся большим числом жертв (например, за двадцатилетнее правление императора Диоклети-ана из-за этого погибло около 13 тысяч человек).

Любопытной особенностью цирковой арены была спина — ши-рокая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, кото-рая, подобно хребту, разделяла арену на две половины. Тем самым спина препятствовала произвольному переходу состязавшихся ло-шадей с одной части арены на другую. Стену украшали памятни-ки — обелиски, статуи и небольшие храмы римских богов. Здесь же находилось и остроумное приспособление, благодаря которому зрители всегда знали, сколько заездов совершили уже колесницы. Об этом приспособлении следует рассказать несколько подробнее

На поверхности спины, около каждого ее конца, было сооружено по четырехколонной постройке. На плоской крыше одной из них по-коилось семь металлических позолоченных яиц, а на другой — столько же позолоченных дельфинов. Всякий раз, как передняя ко-лесница завершала очередной заезд (а их обычно полагалось семь), снималось по одному яйцу и по одному дельфину. Такие «счетные единицы» были связаны, по понятиям римлян, с божествами, покро-вительствовавшими цирку, — Нептуном и братьями Диоскурами.

Первому посвящались конные состязания вообще, так как полага-ли, что грозный бог морей владел самыми лучшими лошадьми, стре-мительно носившими его по водной глади; кроме того, прямое от-ношение к Нептуну имели дельфины, которых считали олицетворени-ем самого божества. Что же касается Диоскуров, то, согласно ле-генде, оба они родились из лебединого яйца, причем один из брать-ев, Кастор, прославился впоследствии как смелый укротитель диких коней, а другой, Поллукс,— как отважный кулачный боец.

Оконечности спины представляли полукруглые поворотные стол-бы-меты. Именно здесь от каждого возницы требовалось более всего ловкости и выдержки: при приближении к метам надо было убавить скорость ровно настолько, чтобы не промчаться мимо стол-бов, не зацепиться за них и не опрокинуться при резком поворо-те, а в случае падения — не быть растоптанным лошадьми соперни-ков (последнее случалось довольно часто). Разумеется, у каждой меты можно было описать и большую дугу, но безопасность эту, освистываемую зрителями, приходилось оплачивать потерей несколь-ких секунд, воспользовавшись которыми вперед вырывался более смелый и ловкий противник. Чтобы возницы уже издали имели в виду опасную цель, к которой они направлялись, каждую мету украшали три высокие позолоченные колонны конических форм.

Постараемся представить себе (хотя бы в самых общих чертах) одно из состязаний в цирке.

Сразу же после помпы (торжественного шествия по цирку жрецов и устроителей игр) распорядитель бегов бросал на посы-панную песком арену белый платок: тем самым подавался знак к началу игр. Под громкие звуки труб и ободряющие вопли публи-ки из карцеров (так назывались мраморные цирковые конюшни) вылетали стремглав четыре легкие двухколесные, колесницы, за-пряженные четверками лошадей. Один заезд... Третий... Седьмой! Победитель на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку, воздвигнутую в конце арены, а затем медленно на-правлялся к ложе устроителей игр, где и получал награды. Все это время зрители находились в полной власти своих эмоций: они неисто-во хлопали в ладоши, кричали изо всех сил, грозили, кривлялись, сквернословили (особенно в тех случаях, когда возницы опрокидыва-лись на поворотах). И так в течение целого дня игр, от восхода и до захода солнца, когда число состязаний доходило иной раз до тридцати!

Такое «попечение» правительства о своих гражданах лучше все-го объясняют слова императора Аврелиана: «Предавайтесь забавам, занимайтесь зрелищами. Нас пусть занимают общественные нужды, вас пусть интересуют развлечения!» Публичные игры и сопровож-давшие их угощения представляли собой своеобразную зрелищную политику, рассчитанную на приобретение народного благорасполо-жения (которое было крайне важно в условиях жесточайшей экс-плуатации рабов и частых гражданских войн).

Известный сатирик древности Ювенал метко назвал внутриго-сударственную политику римских властей политикой «хлеба и зре-лищ». Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними — возникшие на основе иных зрелищ амфитеатры и, прежде всего — Колизей.

Туристы, приезжающие в Рим из разных стран, и поныне вос-хищаются руинами Колизея, который некогда был громадным ам-фитеатром — окружностью более 500 метров и вместимостью око-ло 50 тысяч человек.

Хотя название Колизей и является теперь общепринятым, но к амфитеатру оно не имеет почти никакого отношения: оно проис-ходит от искаженного в средние века латинского слова «колоссеум» (колосс), которым древние римляне именовали грандиозную ста-тую императора Нерона, воздвигнутую около амфитеатра. Сам же Колизей назывался в древности Амфитеатром Флавиев — по фа-мильному имени императоров Веспасиана, Тита и Домициана, при которых создавалось это монументальное зрелищное сооружение.

По своему устройству Колизей в какой-то степени походил на теперешние цирки. Его огромную арену окружали пять ярусов зри-тельных мест (причем мраморные сиденья предназначались — как и в цирках-ипподромах — для богачей, а деревянные скамьи «га-лерки» — для простого народа). Колизей не имел крыши, но для защиты публики от дождей и палящей жары над зданием натяги-вался полотняный тент, укреплявшийся на специальных кронштей-нах в наружной стене. Фасад Колизея привлекал всеобщее внима-ние необычайной пышностью: в нишах второго и третьего этажей, которые зияют сейчас пустотой, раньше стояли многочисленные беломраморные статуи...

Небезынтересно отметить, что в римском цирке удостаивались наград не только победители-возницы, но и победители-лошади. Лю-ди получали деньги и дорогие одежды, а пальмовые ветви и венки (также являвшиеся наградами) получали и люди и кони. Возницам и лошадям, которые отличились много раз, воздвигались в городе статуи, а после смерти — великолепные надгробия с восхваляющими надписями и подробнейшим перечислением одержанных побед.

Разумеется, цирковые кони были самых лучших пород. Не счи-таясь ни с какими затратами, лошадей доставляли в Рим из Испании и из Северной Африки, а в Сицилии почти все плодородные хлебные поля превратили в пастбища. Фактом, кажущимся просто невероят-ным, было то, что любимый конь императора Калигулы, Инцитат, ел и пил из золотой и серебряной посуды, а накануне состязаний, где он участвовал, солдаты наблюдали за тем, чтобы ни малейший шум в окрестности не потревожил покой лошади!

Проведение игр было сосредоточено в руках специальных об-ществ, состоявших из римских богачей. Отнюдь не без выгоды для себя они поставляли устроителям игр лошадей, колесницы, а также и возниц (так как последние являлись, как правило, бывшими раба-ми и были связаны со своими прежними хозяевами различными де-нежными отношениями). Конкуренция между этими обществами превратила их в обособившиеся четыре партии (по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании), которые носили названия Белых, Красных, Зеленых и Голубых (по цвету одежды каж-дого из четырех возниц). Поскольку зрители в цирке постоянно дер-жали азартные пари о победах возниц и лошадей, а сами победите-ли составляли предмет усерднейших разговоров по всему Риму, все городское население было разделено на четыре враждующих между собой лагеря — приверженцев той или другой партии. Такое положение дел привело к тому, что цирковые партии стали со вре-менем партиями политическими, которые активно вмешивались в государственные дела.

Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Шестьдесят четыре дня в году было отведено для состязаний на ко-лесницах, и огромные массы людей, стекавшиеся на эти бега со всей Италии, надо было не только бесплатно развлекать, но и бес-платно кормить. Поэтому на аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов, на которых красо-вались зажаренные целиком быки, свиньи, козы, а разные вина че-редовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Всеми этими яства-ми насыщалась в первую очередь знать, а затем подавался знак «галёрке», которая лавиной устремлялась вниз и в давке и драке расхватывала остатки...



Фото артиста цирка Л. Осинского.

Бои гладиаторов (а название последних в переводе с латин-ского языка означает приблизительно — меченосцы) вышли из тех поминок, которые устраивались этрусками — древнейшими жите-лями Италии. Последние заставляли рабов или пленных сражаться на могилах своих близких, души которых будто бы радовались кар-тине битвы. В дальнейшем, со 105 года до н. э. и до 404 года н. э. (на протяжении 500 лет!) гладиаторские поединки являлись обще-ственными зрелищами, достигшими необыкновенного размаха при римских императорах (например, Август устраивал бои гладиато-ров восемь раз, причем участвовало в них 10 тысяч человек).

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы — схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы (отсюда и название гладиатора — мирмиллон); второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью (ретиарий в пе-реводе с латыни означает — носящий сеть). Цель «игры» заключа-лась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «ры-бу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невреди-мым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом...

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищен-ными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развле-кать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что по-вышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бой-цам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае по-ражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытя-нутым указательным пальцем, это означало, что он просил у пуб-лики помилования. В ответ зрители махали платками или также под-нимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял из-лишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нане-сти последний, смертельный удар. Вслед за тем служители прижи-гали павшего каленым железом и, удостоверившись таким обра-зом в его смерти, крючьями утаскивали через «ворота мертвых»...

Само собой разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя. Этому обучались они в гладиаторских школах-казармах (как частных, так и император-ских), где царила жестокая палочная дисциплина — вплоть до за-бивания насмерть.

Кто же были эти несчастные, обрекавшиеся на такие страда-ния?

Прежде всего, гладиаторами являлись военнопленные («варва-ры», как презрительно называли их римляне), которые, попав в плен, становились рабами. Не все они мирились со своей участью: бывали случаи, что в школах гладиаторы умирали, передушив руками друг друга. Но бывали и другие случаи — люди пытались завоевать себе свободу в вооруженных восстаниях (как, например, крупнейшее восстание знаменитого Спартака, который также был гладиатором).


В гладиаторские школы поступали и свободные люди — бедняки. Здесь им были обеспечены кров и пища, а, кроме того, была и на-дежда обогатиться, поскольку победитель получал от устроителей игр чашу с золотыми монетами. Однако положение таких «свобод-ных» гладиаторов мало, чем отличалось от положения рабов: посту-пая в школу, новичок давал клятву в том, что он не будет щадить свою жизнь на арене, что за совершенные провинности он разре-шает сечь себя, жечь каленым железом и даже убивать!

Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными — веп-рями, медведями, пантерами, львами. В Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными — с корот-ким мечом или с легким копьем. Случалось, что ловкость человека одерживала верх над ловкостью зверя, но чаще изуродованные люди, как о милости, умоляли о быстрейшей смерти, и под вой опьяненной от крови публики их добивали...

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались зве-риные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога застав-ляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя — с кабаном. Часто их связывали попарно арканами, и зрители приходили в неисто-вый восторг, когда звери начинали терзать друг друга. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным обра-зом около 5 тысяч животных!

Откуда же брали такие баснословные количества зверей?

Каждая покоренная римскими легионами страна присылала в Италию своих наиболее редких животных. Целые караваны их в клет-ках следовали в Рим по дорогам империи (причем, города и селения,

мимо которых проходили эти караваны, обязаны были снаб-жать зверей кормом). В Риме зверей размещали в виварии (зверинце), который по своим масштабам превосходил любой из теперешних зоопарков; при императоре Гордиане III, на-пример, там находились 32 слона, 60 львов, 30 леопардов, 10 тигров, столько же жираф, лосей и гиен, бегемот и носорог, 40 диких лошадей и мно-жество других самых разных мелких животных. И все это предназначалось для уничто-жения!

Бои гладиаторов и бестиа-риев, как и звериные травли, возникли гораздо позже состя-заний на колесницах, но полу-чили отнюдь не меньшее при-знание. Из Рима они распро-странились почти по всем круп-ным городам провинций (Пом-пеи, Капуя, Верона, Арль, Ним), где до нашего времени сохра-нились полуразрушенные ам-фитеатры (разумеется, не столь грандиозные, как Коли-зей). Такое широкое увлечение зрелищами массовых, проду-манных и издевательских убийств (а иначе трудно на-звать все эти «игры» на аре-нах амфитеатров) объясняет-ся огрубением и развращен-ностью нравов, что было вы-звано многочисленными за-хватническими войнами рим-лян.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодова-ние. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удо-вольствия, «когда слабый че-ловек растерзывается огром-ным сильным зверем или ког-да прекрасное животное прон-зается охотничьим копьем». Ци-церону вторил философ Сене-ка, гневно указывавший, что «человек священен для чело-века, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они — и Цицерон и Сене-ка — считали, что воинственный дух должен являться неотъем-лемой принадлежностью рим-ского народа...

В заключение остается ска-зать несколько слов о тех зре-лищах, которые не получили какого-либо значительного рас-пространения. Так, в том же Колизее показывались дресси-рованные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невре-димыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возле-жали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег вза-пуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызы-вали восторгов у экспансивной римской публики и мало-по-малу сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принци-пам все той же пресловутой политики — «хлеба и зрелищ»... Таковы были цирки и цир-ковые зрелища в Древнем Ри-ме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка.

Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г.

Италия наполнена красотами разрушенных величественных зданий, многие из них находятся в ее столице. Особого внимания заслуживает Большой цирк в Риме, руины которого расположены между двух холмов: Авентином и Палатином. Он внушает искреннее изумление, так как его площадь действительно огромна.

История создания

Circo Massimo, как его называют римляне, произошло от латинского названия места для конных соревнований. Первое слово это круг, а второе производное от большого.

Вначале на этой площади выращивали зерно, и иногда, после его сбора, устраивали любительские соревнования на лошадях и колесницах. По некоторым историческим данным в них принимал участие даже первый царь Рима – Ромул.

Свою историю Большого цирка этот участок земли размерами 600×150 метров начал в 6 веке до н. э. Пятому царю – Тарквинию Приску захотелось масштабно организовать на этом месте ристалище – конное состязание. При этом он полностью переоборудовал отведенный участок, заменив деревянные козлы для зрителей крытыми сидениями, и установив их по периметру арены.

До II века до н. э. состязания проводились по прямой, но затем через ипподром был проложен водопровод, после засыпания которого, посредине арены появился холм и его пришлось объезжать. Из-за него колесницы стали ездить по кругу.

Ипподром занимал большую часть сооружения, ведь на нем проводились состязания . С одной его стороны были предусмотрены ворота для въезда участников состязаний, возле них были установлены три башни и стойла для участвующих в гонках лошадей. С другой стороны арены были грациозно выполненные большие ворота для въезда триумфаторов, победивших в серьезных сражениях, чтобы они могли выполнить свой круг почета.

После реконструкции Большого цирка при Юлии Цезаре, его площадь увеличилась, также стало больше зрительных мест. Даже если сравнивать современные большие цирки и стадионы, то их размеры значительно меньше, чем площадь этого древнего сооружения.

Затем на протяжении нескольких сотен лет каждый правитель Рима вносил в архитектуру сооружения свои коррективы, но до 103 года он оставался деревянным. Пока после трех сильных пожаров царь Траян перестроил его в каменное трехэтажное сооружение. Первый этаж был выполнен из мрамора.

Последнее конное массовое состязание проводилось в 549 году . После него цирк, как и сама Римская империя, стал приходить в упадок. Он некоторое время просто стоял без изменений, а потом его ярусы стали обрушиваться и местные жители стали разбирать это огромное сооружение на камни, чтобы возводить для себя жилье, а также их применяли для строительства не менее грандиозных строений в эпоху Возрождения.

Наши дни

В XIX веке на месте Большого цирка стали возводить газовый завод и обнаружили на глубине 6 метров нижние ряды древнего сооружения.

Сегодня туристы могут видеть на этом месте овальную поляну, по периметру которой расположены мраморные карцеры, каменные трибуны и небольшие участки сохранившихся выложенных дорожек. Его руины теперь используются как парк для прогулок.

На древнеримской арене можно прогуляться и сделать фотографии на фоне огромных каменных развалин, посидеть в тени старых деревьев и поиграть в футбол с местными парнями. Небольшой участок огромного ипподрома используется для проведения футбольных матчей, концертов и общественных мероприятий.

На арене Большого цирка постоянно празднуется День Рима.

В 2014 году на нем выступала легендарная рок-группа Rolling Stones, которая давала единственный концерт в Италии в рамках своего турне по миру. На небольшой части древнего ипподрома поместилось более 65 тыс. фанатов группы.

Как добраться?

Большой цирк расположен рядом с улицей Via del Circo Massimo, до которой можно добраться за пять минут пешком, если следовать от Колизея или Римского Форума.

С холма Палатина, возле которого он расположен, к цирку ведет лестница с названием Scalae Caci (Кака).

Из других мест к нему можно доехать на метрополитене. Нужно сесть на линию В и доехать до станции Circo Massimo.

Также к цирку едет трамвай с номером 3 и автобусы № 60, 75, 81, 170 и 160.

Посетить руины Большого цирка стоит так же, как и Колизей. При виде этого грандиозного сооружения захватывает дух, если представить его во всей стародавней красе, можно понять какой был рассвет Римской империи и размах планов по расширению ее границ был у правителей Рима.

Вам также может понравиться:



Похожие статьи
 
Категории