Современные дирижеры. Известные дирижеры мира

23.06.2019

Цикл концертных программ (Россия, 2010). 10 выпусков.

Нет более авторитетных фигур в современной музыкальной культуре, чем представители мировой дирижерской элиты. Создатели цикла выбрали десять значимых имен значимость – Саймон Рэттл, Лорин Маазель, Даниэль Баренбойм, Марис Янсонс, а также их прославленные российские коллеги , . Сегодня они общепризнанные мэтры и руководители крупнейших оркестров.

В основе каждой программы - выступление одного из названных маэстро со своим оркестром.

Солисты: скрипачи Вадим Репин и Сергей Крылов, гобоист Алексей Уткин, пианист Денис Мацуев и другие.

Программа самая разнообразная - от И.С. Баха до А. Шенберга и А. Пярта. Все произведения принадлежат к числу шедевров мировой музыки.

Ведущий цикла - пианист Денис Мацуев.

1-й выпуск. .
Солист Вадим Репин.
В программе: И. Стравинский. Симфония в трех движениях; М. Брух. Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор; Л. Бетховен. Симфония № 7.

2-й выпуск. Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского.
В программе: Л. Бетховен. Симфония № 4.
Запись в Золотом зале Musikverein в Вене.

3-й выпуск. "Марис Янсонс и Симфонический оркестр Баварского радио".
В программе: Р. Вагнер. Вступление и "Смерть Изольды" из оперы "Тристан и Изольда"; Р.Штраус. Сюита вальсов из оперы "Кавалер розы".

4-й выпуск. "Даниэль Баренбойм и оркестр "Западно-Восточный Диван".
В программе: В.А. Моцарт. Концерт № 7 фа мажор для трех фортепиано с оркестром. Солисты - Даниэль Баренбойм, Яэль Карет, Карим Саид. А. Шенберг. Вариации для оркестра. Дж. Верди. Увертюра к опере "Сила судьбы".

5-й выпуск. "Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.
Сергей Прокофьев. Концерт №3 для фортепиано с оркестром. Симфония № 1 "Классическая". Солист Денис Мацуев. Запись в Большом зале Московской консерватории в 2008 году.

6-й выпуск. "Лорин Маазель и Симфонический оркестр Артуро Тосканини"
В программе: Джаккино Россини. Увертюра к опере "Итальянка в Алжире"; Иоганнес Брамс. Симфония № 2.
Запись в Большом зале Московской консерватории.

7-й выпуск. Юрий Темирканов и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича.

8-й выпуск. Юрий Башмет и камерный ансамбль "Солисты Москвы".
В программе: Йозеф Гайдн - Концерт для виолончели с оркестром. Солист Стивен Иссерлис (Великобритания), Никколо Паганини - 5 каприсов (переложение Э. Денисова для скрипки и камерного оркестра). Солист Сергей Крылов (Италия); В.А. Моцарт - Дивертисмент № 1.
Запись в БЗК.

9-й выпуск. Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр
В исполнении Российского национального оркестра прозвучит сюита из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро", составленная Михаилом Плетневым. Запись в ГАБТе России в рамках Большого Фестиваля РНО, 2009 год.

10-й выпуск. Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра
В исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева звучат оркестровые шлягеры - увертюры из опер Россини, Верди, Вагнера, вальсы из балетов Чайковсакого, фрагменты из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта".

Было бы неслыханной самонадеянностью с моей стороны рассуждать о знаменитых дирижёрах всех времен и народов. На этот счет я могу вам предоставить только ссылку на мнение более авторитетных экспертов, чем я:). Но моё собственное мнение ведь представляет тоже какую-то ценность, как любое самостоятельное мнение думающего человека, так ведь? Поэтому поступаю следующим образом: попытаюсь выделить основные этапы в становлении режиссёрского искусства и связанные с этими этапами имена знаменитых дирижёров. Так будет справедливо со всех сторон:)

  • Один из ранних этапов дирижирования

связан с весьма громоздким предметом под названием «баттута». Этакий жезл, которым главный музыкальный руководитель ударял в пол, отмеряя такт. А с этой самой баттутой связано, в свою очередь, самое нелепое трагическое происшествие в музыкальном мире. Композитор, музыкант и дирижёр Жан-Батист Люлли скончался от гангрены в 1687 году. А причиной послужила травма ноги во время дирижирования с помощью баттуты…

  • В 17-м веке роль дирижёра

очень часто исполняли ведущие музыканты оркестра. Иногда это были органисты или клавесинисты, но чаще – скрипачи. Наверно же, от этой традиции пошло выражение «первая скрипка»? И вот тут мне хочется назвать следующее, достаточно современное имя: Вилли Босковски. Будучи скрипачом и дирижёром, он несколько десятилетий 20-го века являлся концертмейстером знаменитого Венского филармонического оркестра. А оркестр этот по традиции никогда не имел главного дирижёра. Босковски часто дирижировал на манер самого Штрауса – со скрипкой в руке.

  • В конце 18-го, в 19-м веке музыкальные произведения

усложнились настолько, что следующим закономерным шагом стало формирование профессии «освобожденного» дирижёра. Теперь уже исполняются произведения не только собственного сочинения, но и других собратьев по цеху. А со временем и вовсе происходит чёткое разделение между видами деятельности: дирижёр теперь совсем не обязательно композитор! Одними из первых профессиональных дирижёров, сумевших завоевать международную репутацию, были Ганс фон Бюлов и Герман Леви .

  • Нельзя не упомянуть и такое событие – появление дирижёрской палочки.

Это произошло в 19-м веке и определившийся в то время вид этого немаловажного инструмента остаётся традиционным и в наши дни. А изобретателем считают немецкого композитора и дирижёра Луи Шпора .

  • В истории дирижёрства имеется поистине революционный момент.

А именно: дирижёр поворачивается лицом к оркестру и спиной к публике ! Честно: я что-то и не представляю, а как же было до этого? Не мог же дирижировать маэстро, стоя лицом к публике, но спиной к музыкантам?! Ну, как бы там ни было, а это событие отмечается, как особенное. И в связи с этим мне вспоминается самый проникновенный, душещипательный фрагмент: полностью уже оглохший Бетховен дирижирует на премьере своей симфонии №9. Исполнение закончено. Композитор не в состоянии услышать никаких звуков. Стоя к публике спиной, он не может и видеть реакцию аудитории. И тогда музыканты разворачивают его лицом к залу и Бетховен видит какой триумф вызвало его новое произведение.

  • Напоследок позволю себе озвучить свою личную привязанность:).

Как неожиданно я выяснила для себя самой: мне трудно судить о дирижёрском профессионализме, поэтому в своих оценках я «добираю» такими качествами, как артистизм и чувство юмора. Вероятно поэтому из числа дирижёров века 20-го, я выделяю двоих: Геннадий Рождественский и Даниэль Баренбойм . Записью выступления последнего я и заканчиваю этот пост:

Карлос Клайбер назван лучшим дирижером всех времён.
По результатам опроса, проведенного английским журналом BBC Music Magazine , Карлос Клайбер признан лучшим дирижером всех времён. Опрос проводился среди 100 ведущих дирижеров современности, таких как сэр Колин Дэвис, Густаво Дудамель, Валерий Гергиев, Марис Янсонс и других, чтобы выявить, кем из своих коллег они восхищаются больше остальных (кто для них является вдохновением). Карлос Клейбер, австрийский маэстро, который провел только 96 концертов и около 400 оперных спектаклей за свои 74 года, опередил Леонарда Бернстайна и Клаудио Аббадо, которые заняли второе и третье места соответственно.

Сусанна Мялкки, финский дирижер французского Ensemble Intercontemporain и одна из участниц опроса, прокомментировала результаты: "Карлос Клайбер принес невероятную энергию в музыку... Да, у него было примерно в пять раз больше времени для репетиций, чем могут позволить себе современные дирижеры, но он это заслужил, потому что его видение музыки поразительно, он точно знает, чего хочет, и его внимание к мельчайшим деталям действительно вдохновляет."

Итак, 20 лучших дирижеров всех времен по результатам опроса BBC Music Magazine, проведённого в ноябре 2010 и опубликованного в марте 2011.

1. Карлос Клайбер (Carlos Kleiber) (1930-2004) Австрия
2. Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) (1918-1990) США
3. (род.1933) Италия
4. Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)((1908-1989) Австрия
5. Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) (род.1929) Австрия
6. Сэр Саймон Рэттл (Simon Rattle) (род.1955) Великобритания
7. Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954) Германия
8. Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) (1867-1957) Италия
9. Пьер Булез (Pierre Boulez) (род. 1925) Франция
10. Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005) Италия
11. Джон Элиот Гардинер (John Eliot Gardiner) (род.1943) Великобритания
12.
13. Ференц Фричаи (Ferenc Fricsay) (1914-1963) Венгрия
14. Джордж Селл (George Szell) (1897-1970) Венгрия
15. Бернард Хайтинк (Bernard Haitink) (род.1929) Нидерланды
16. Пьер Монте (Pierre Monteux) (1875-1964) Франция
17. Евгений Мравинский (1903-1988) Россия (СССР)
18. Колин Дэвис (Colin Davis) (род.1927) Великобритания
19. Томас Бичем (Thomas Beecham) (1879-1961) Великобритания
20. Чарльз Маккерас (Charles Mackerras) (1925-2010) Австралия

Биографическая справка:
Карлос Клайбер (Carlos Kleiber), полное имя Карл Людвиг Клайбер - австрийский дирижёр. Родился 3 июля 1930 в Берлине, сын известного дирижёра Эриха Клайбера. Вырос в Аргентине, в 1949-1950 гг. изучал химию в Цюрихе. Музыкальную карьеру начал в 1951 г. коррепетитором в Мюнхене. Дирижёрский дебют Клайбера состоялся в 1954 г. в Потсдаме. Потом он работал в Дюссельдорфе, Цюрихе и Штутгарте. В 1968—1973 гг. работал в Баварской государственной опере в Мюнхене и до 1988 г. оставался её приглашённым дирижёром. В 1973 г. впервые выступил в Венской Государственной опере. Выступал в Ла Скала, Ковент-Гарден (с 1974 г.) Метрополитен-Опера (с 1988 г.) и др. театрах; участвовал в Эдинбургском фестивале (c 1966 г.). Сотрудничал с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами. Последнее выступление дирижёра состоялось в 1999 г. Умер 13 июля 2004 в Словении.

Л.В.Бетховен. Симфония № 7 соч.92.
Королевский оркестр Концертгебау (Нидерланды). Дирижер Карлос Клайбер.

Г. Ломакин (1811-1885). Слава талантливого учителя пения пришла к Ломакину рано и быстро распространилась по северной столице. Его приглашали преподавать во многие учебные заведения: кадетские, морской и пажеский корпусы, в лицей, театральное училище, в училище правоведения (где в то время обучался П.И. Чайковский). В этом училище произошло знакомство Г.Я. Ломакина с критиком-искусствоведом В.В. Стасовым. Выдающийся русский критик не раз отмечал «отличную школу», «верную дорогу учения», «врожденный талант», «значение и мастерство в ведении хора», присущие Ломакину, что сыграло заметную роль в карьере нашего земляка. В 1862 году совместно с известным композитором М.А. Балакиревым Ломакин организовал бесплатную музыкальную школу – для просвещения и образования народа. В школе Г.Я. Ломакин не только создал новый чудесный хор, но и сумел поставить дело образования будущих учителей музыки. Многие его воспитанники стали известными музыкантами: певцами, хоровыми дирижерами, учителями. Последние годы жизни Гавриил Якимович отдал композиторскому труду: до этого он мог заниматься сочинением музыки лишь урывками, в недолгие часы перерывов между занятий с хорами. В тот период он создал целый ряд сочинений для хора, написал несколько романсов. А в 1883 году, когда управляющим Придворной капеллой стал М.А. Балакирев, Ломакин получил и редкую возможность издать свои сочинения. Их доработке и правке корректурных листов он отдал последние дни своей жизни.

А. Архангельский (1846-1924)

Придворная капелла.

Независимый хор(1880).

Капелла графа Шереметьева.

C.В. Смоленский (1848-1909)

Директор Синодального училища (1889-1901).

Директор придворной певческой капеллы (1901-1903).

Директор частных регентских курсов(Санкт-Петербург)

В.С. Орлов (1856-1907).

Хор Русского хорового общества (1878-1886).

Капелла Русского хорового общества (1882-1888).

Регент Синодального хора (1886-1907).

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926).



Синодальный хор (регент с 1901).

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) .

Частный духовный хор А.П. Каютова.

Хор Русского хорового общества (1916-1917).

Регент московских храмов.

Николай Михайлович Данилин (1856-1945) .

Синодальный хор (1910-1918).

Частный хор Каютова (1915-1917).

Ленинградская академическая капелла.

Государственный хор СССР.

Свешников Александр Васильевич (1890-1980), хоровой дирижёр, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). В 1936-37 художественный руководитель Государственного хора СССР, организованного на базе созданного им в 1928 вокального ансамбля Всесоюзного радио; в 1937-1941 - Ленингр. капеллы; с 1941 - Государственного хора русской песни (позже Государственный академический русский хор СССР). Организатор (1944) и директор Московского. хорового училища (с 1991 Академия хорового искусства имени С.). Профессор (с 1946), ректор (1948-74) Моск. консерватории. Государственная премия СССР (1946).

ЮРЛОВ Александр Александрович (1927-73), хоровой дирижёр, народный артист РСФСР (1970), Азерб. ССР (1972). Ученик А.В. Свешникова. С 1958 художественный руководитель и главный дирижёр Респ. рус. хоровой капеллы (с 1973 его имени). Профессор Музыкально-пед. института им. Гнесиных (с 1970). Государственная премия СССР (1967).

Тевлин Борис Григорьевич хоровой дирижёр, профессор (1981), заведующий кафедрой хорового дирижирования МГК имени П. И. Чайковского (1993-2007). Народный артист Российской Федерации (1995).

Казачков Семен Абрамович (1909-2005) – педагог, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Казанской государственной консерватории.

Минин Владимир Николаевич (р. 1929), хоровой дирижёр, народный артист СССР (1988). Ученик В.Г. Соколова, А.В. Свешникова. С 1972 рук. основанного им Моск. камерного хора, с 1987 (одноврем.) художественный руководитель Гос. рус. хора. С 1978 профессор (в 1971-79 ректор) Музыкально-пед. института им. Гнесиных. Государственная премия СССР (1982).

Дмитряк Геннадий Александрович – хоровой и оперно-симфонический дирижер, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова и Капеллы «Московский Кремль», доцент кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки им. Гнесиних.

Требования к хоровому дирижеру

Прекрасно владеть дирижерской техникой;

Уметь грамотно разместить участников хора по партиям в соответствии с их певческим голосом и диапазоном;

С легкостью ориентироваться во всем многообразии музыкальных произведений разных стилей, эпох, направлений, знать теоретические основы записи и чтения хоровых партитур;

Иметь тонкий музыкальный слух, чувство ритма, и развитый художественный вкус.

Жанры хоровой музыки

ВИЛЛАНЕЛЛА (итал. деревенская песня)-итальянская песня 15-16 вв., преимущественно 3-голосная, с пар ал. движением голосов, живого характера, лирического или юмористического содержания.

КАНОН (греч. норма, правило) - полифоническая. музыкальная. форма, основанная. на строгой непрерывной, имитации, при которой. голоса повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем она закончится у предыдущего. Канон различают по числу голосов, интервалам между ними (Канон в приму, квинту, октаву и пр.), числу тем, имитируемых одновременно (Канон простой; двойной, например в № 4 Реквиема Моцарта и т. д.), форме имитирования (Канон в увеличении, уменьшении). В так называемом бесконечном каноне конец мелодии переходит в ее начало, поэтому голоса могут вновь вступать любое число раз. В каноне с «переменным показателем» (Вл. Протопопов) при имитации сохраняются мелодический рисунок и ритм, но меняется интервалика. Каноническая имитация, в том или ином виде, нередко применяется в хор. соч.; есть пьесы, написанные в форме К. («Эхо» О. Лассо, «Песня жаворонка» Ф. Мендельсона, обр. Н.А. Римского-Корсакова «Со вьюном я хожу» и др.).

КАНТ (от лат, cantus - пение, песня) - вид старинной хоровой или ансамблевой песни а кап. Возник в 16 в. в Польше, позднее - на Украине, со 2-й полов. 17 в.- в России, получив распространение как ранний вид го-родской песни; к нач. 18 в.- излюбленный жанр домашней, бытовой музыки. Сначала кант- песня-гимн религиозного содержания, позднее проникается светской тематикой; появляются канты. лирические, пасторальные, застольные, шуточные, походные и др. В петровскую эпоху были популярны панегирические канты, так наз. виваты; исполнялись хорами певчих во время празднеств и триумфальных шествий, сопровождаемых пушечной пальбой, фанфарами и колокольным звоном. Стилевые признаки канта: куплетная форма, подчиненность музыкального ритма стихотворному; ритмическая четкость и плавность мелодии;, преимущественно 3-голосный склад с параллельным движением 2-х верхних голосов, бас нередко мелодически развит; встречается и имитация. В канте присутствует естественность соотношения мелодии и гармонии, уравновешенность гармонических функций - субдоминанты, доминанты, тоники. Б. Асафьев указывает, что «в эволюции музыки второй половины XVIII и начала XIX в. кант становится своего рода краткой энциклопедией торжествующего гомофонного стиля» («Музыкальная форма как процесс», Л., 1963, с. 288). Канты распространялись в рукописных сборниках, без указаний авторов текста и музыки, хотя часто использовались стихи современных поэтов Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова и др. По типу канта делались первые обр. нар. песен. Постепенно кант усложнялся, приобретая черты романса. В дальнейшем (в 19 в.) на основе канта создавались солдатские, застольные, студенческие, отчасти и революционные песни. Влияние канта встречается и в рус. классической музыке, у Глинки («Славься» из оперы «Иван Сусанин») и др.

КАНТАТА {итал. cantare -- петь) - произведение для певцов-солистов, хора и орк., торжественного или лирико-эпического характера. Кантаты могут быть хоровыми (без солистов), камерными (без хора), с сопровождением фортепиано или без сопровождения, одночастными или состоять из нескольких законченных номеров. От оратории (сходной с ней по средствам выражения) кантата отличается обычно меньшим размером, однородностью содержания, менее развитым сюжетом. Кантата возникла в Италии (17 в.) сначала как пьеса для пения (в отличие от сонаты). Значит, место кантата занимает в творчестве И. С. Баха, писавшего кантаты на духовные, мифологические и бытовые сюжеты. В России кантата проявилась в 18 в., достигла развития в 19 и 20 вв.: сольная театрализованная кантата («Черная шаль» Верстовского), приветственные, юбилейные, лирические, лирико-философские кантаты («Прощальные песни воспитанниц Екатерининского и Смольного институтов» Глинки; «Москва», «К радости» Чайковского; «Свитезянка» Римского-Корсакова; «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма» Танеева; «Весна», «Колокола» Рахманинова; «Кантата на открытие памятника Глинке» Балакирева и т. д.).

Жанр кантаты получил развитие в творчестве советских композиторов, особенно в сочинениях на историко- патриотическую и современную тему («Александр Невский» Прокофьева, Симфония-кантата «На поле Куликовом» Шапорина, «Кантата о Родине» Арутюняна и др.). Современный немецкий композитор К. Орф написал сценические кантаты (Кармина Бурана и др.).

МАДРИГАЛ (итал.) -лирическая песня на родном яз. (в отличие от песнопений на лат, яз.), первоначально одноголосная. В эпоху раннего Возрождения (14 в.) исполнялся в 2-3 голоса. В эпоху позднего Возрождения (16 в.) занял центр, место в светской музыке, представляя собой одночастную или многочастную вокальную композицию поли-фонического склада на 4-5 голосов; был распространен и за пределами Италии. Жанр мадригал преимущественно лирический, тесно связан с поэтическим текстом (вплоть до иллюстрации отдельных слов). Сложившись в аристократических кругах, мадригал по мелодике (в отличие от фротоллы, вилланеллы, шансон и др.) далек от народной музыки, нередко слишком изощрен; вместе с тем имел и прогрессивное значение, расширив круг образов и выразительно-изобразительных средств. Более прост, связан с фольклором, эмоционален английский мадригал 16-17 вв. (Т. Морли, Д. Дауленд, Д. Уилби). К 17 в. мадригал отходит от вокально полифонического стиля, выделяя солирующий голос с инструментальным аккомпанементом. Выдающимися мастерами мадригала (на разных этапах его развития) были Аркадельт, Вилларт, А. Габриели, Палестрина, Маренцио, Джезуальдо, Монтеверди.

МОТЕТ (от франц. mot - слово) - жанр вокальной. многоголосной. музыки. Первоначально во Франции (12-14 вв.) в мотете соединялось несколько. (чаще всего 3) самостоятельных мелодий с разными текстами: в нижнем голосе (тенор) - церк. песнопение на латинский текст, в среднем (мотет) и верхнем (триплум) - любовные или шуточные песни на разговорном французском языке. Католическая Церковь боролась против таких «вульгарных мотетов», противопоставив им (с 15 в.) многоголосные песнопения на единый латинский текст. Мадригалы писались для хора а кап. (с конца 16 в. и с сопровождением), состояли из нескольких (2, 3 и более) разделов, в полифоническом, нередко и в аккордовом складе. В 17 в. возникли мотеты для солистов-певцов с инструментальным сопровождением.

ОПЕРНЫЙ ХОР - один из основных компонентов современного оперного спектакля. В связи с эпохой, жанром, индивидуальностью композитора хор в опере играет разную роль от создания бытового фона, декоративного элемента, участника пролога, интермедий до гл. действующего лица. В опере-сериа («серьезной опере», 17-18 вв.) хор почти отсутствовал, в опере-буффа («комической опере», 18 в.) появлялся эпизодически (напр., в финалах). Усилена роль хора как носителя образа народа в операх Глюка, Керубини, хотя нередко хор. сцены в них имеют ораториально-статичный характер. Большее драматургическое значение придано хору в западно-европейских операх первой трети 19 в., у Россини («Вильгельм Телль»), Верди («Набукко», «Битва при Леньяно»), с их образами героического народа; в опере Мейербера участием хора подчеркиваются драматические кульминации, В лирической опере 19 в. хор способствует созданию соотвествующей обстановки, национального колорита, настроения (оп. Бизе, Верди, Гуно); в народно-бытовой опере хоры носят жанровый характер, близки к народной песне, танцу (оп. Мо-нюшко, Сметаны). Рус. светское хоровое искусство впервые представлено оперными хорами (18 в., оп. Фомина, Пашкевича и др.); и в дальнейшем хоры занимают большое место в рус. операх, являясь «краеугольным догматом и утверждением народности и демократизма» (Б. Асафьев). Оперно-хоровое творчество рус. композиторов отличается исключительно разнообразием.

В историко-патриотических операх («Иван Сусанин» Глинки, «Кпязь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова и др.) хор становится главным действующим лицом, наравне с героями. Особенно (большое значение приобрел хор в народно-музыкальных драмах Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), где образ народа представлен многопланово, в развитии. В русских бытовых операх Верстовского («Аскольдова могила»), Даргомыжского («Русалка»), Серова («Вражья сила»), Чайковского («Черевички», «Чародейка») и др. наблюдается тесная связь с народной песней. Национальное своеобразие отражено в хоровых сценах опер, связанных с восточной тематикой («Руслан и Людмила» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Князь Игорь» Бородина и др.). Хоровые средства находят применение в изображении сказочных, фантастических сюжетов (оп. Глинки, Верстовского, Римского-Корсакова). Используется хор и в ораториальном плане, обычно в прологе, эпилоге (оперы Глинки, Серова, Рубинштейна, Бородина и др., в исполнении гимнов и т. п. («Орлеанская дева» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского и др.). Традиции активного участия хора в русской классической опере находят продолжение в советском музыкальном творчестве: оперы русских советских композиторов «Война и мир», «Семен Котко» Прокофьева, «Декабристы» Шапорина, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Емельян Пугачев» Коваля, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «Октябрь» Мурадели, «Виринея» Слонимского и др., многие национальные оперы содержат отдельные хоры и развитые хоровые сцены. Оперный хоровой коллектив имеет свою специфику исполнения: это, прежде всего, большая яркость, выпуклость нюансировки (аналогично декоративному оформлению), подчеркнутость текста, его способность «лететь через оркестр» в зрительный зал. Поскольку оперный хор часто находится в движении, необходима особая уверенность, самостоятельность каждого его участника. Для развития этих качеств в некоторых коллективах певцы обучаются тактированию при изучении своих партий. Наличие мизансцен, при которых хор не видит дирижера, вызывает необходимость так наз. передач (дирижерского темпа), проводимых из-за кулис хормейстерами; при этом, с целью достижения синхронности исполнения, делается некоторое упреждение дирижерских «точек» (большее или меньшее, в зависимости от глубины расположения хора).

ОРАТОРИЯ (от лат, ого - говорю, молю) - крупное музыкальное произведение для хора, солистов, орк.; сост. из вокальных ансамблей, арий, речитативов, законченных оркестровых номеров., оратория возникла в Италии, на рубеже 16-17 вв., почти одновременно с кантатой и оперой и по структуре близка к ним. От кантаты отличается более крупным размером, развернутым сюжетом, эпико-драматическим характером, от оперы - преобладанием повествовательного элемента над драматическим, развитием. Оратория развилась из драматизированных лауд (духовных хвалебных гимнов), исполнявшихся в специальных помещениях при церкви - ораториях. Особый тип оратории- Страсти; по структуре и типу к оратории относятся также месса, реквием, «Стабат матер» и др. Высокого расцвета жанр оратория достигает в творчестве Баха и особенно Генделя, создавшего тип героико-эпической оратории; жанрово-бытовыми и лирико-философскими чертами отмечены оратории Гайдна. В 19 в. произв. ораториального жанра создавали Мендельсон, Шуман, Берлиоз, Брамс, Дворжак, Лист, Верди и др., в 20 в. - Онеггер, Бриттен и др. Первая значит, русская оратория «Минин и Пожарский» Дегтярева; ряд ораторий создал А. Рубинштейн («Вавилонское столпотворение», «Потерянный рай» и др.). В операх русских классиков широко используются приемы ораториального стиля в виде больших хоровых сцен («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Юдифь» Серова, «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова и др.). Жанр оратории находит широкое применение у советских композиторов при воплощении исторических и современных тем («Емельян Пугачев» Коваля, «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина, «Песнь о лесах» Шостаковича «На страже мира» Прокофьева, «Реквием» Кабалевского, «Махагони» Зариня и др,).

ПЕСНЯ - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический образ с музыкальным. Характерным для песни является наличие законченной, самостоятельной, певучей мелодии, простота структуры (обычно период или 2-, 3-частн. форма). Музыка песни соответствует общему содержанию текста, без его детализации (например, в очень распространенной куплетной песне). Существуют народные и профессиональные (произв. композиторов) песни, различающиеся по жанрам, происхождению, складу и т. д. Распространенным является жанр хоровой песни: народная песня (крестьянская и городская), советская массовая песня, отд. хоры русских и советских композиторов. В западно-европейской музыке хоровая песня культивировалась композиторами- романтиками (Вебер, Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс). В переносном смысле термином песня. или песнь (чтобы подчеркнуть эпичность, торжественность, поэтическую возвышенность произведения) пользуются в названии крупных музыкальных сочинений, кантат (например, «Песнь судьбы», «Триумфальная песнь» Брамса).

ХОРАЛ - религиозное песнопение в католической и протестантской церкви. Протестантский многоголосный хорал (введенный в 16 в. деятелями Реформации) исполнялся всей общиной на немецком языке (противопоставлялся унисонному григорианскому хоралу, который пели на латинском языке специальные певчие-мужчины). Мелодии хорала отличаются малоподвижным ритмом. Хоральным складом (или просто хоралом) обычно называют. аккордовое изложение равномерными длительностями в нескором движении.

  1. Здравствуйте! Я – педагог дополнительного образования, преподаватель хорового класса, постановки голоса и фортепиано. Работаю в центре детского творчества автозаводского района г. Нижнего Новгорода на базе школы №63 с углубленным изучением музыки.
  2. Позвольте мне представить вашему вниманию компьютерную презентацию «Русские дирижеры современности»
  3. Сначала я расскажу вам, кто такой дирижер.
    «Дирижер» - французское слово и означает оно «руководить». Соответственно, дирижер – это руководитель оркестрового, оперного, а так же хорового коллектива.
    Дирижирование является одним из самых сложных видов музыкального исполнительства. Дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения. Хоровому дирижеру нужно следить за строем хора, за правильным и одновременным произношением текста, правильным снятием и вступлением. Дирижирование, как самостоятельная профессия, появилось во второй половине 19 века. Дирижер – это душа ансамбля!
  4. Дирижер может руководить хоровым коллективом, а так же оперно-симфоническим. По другому дирижера хора называют хормейстером.
  5. Я хочу вас познакомить с некоторыми русскими дирижерами нашего времени.
  6. Павел Коган один из самых известных дирижеров нашей страны. Его творческая карьера началась более 40 лет назад. Коган родился в музыкальной семье. Его родители, Леонид Коган и Елизавет Гилельс, являются скрипачами. Дебют Когана, как дирижера, состоялся в 1972 году с Государственным Симфоническим Оркестром СССР. С 1989 года является художественным руководителем и главным дирижером МГАСО (Московского государственного симфонического оркестра). Так же Коган работает с лучшими оркестрами мира. Дирижер является лауреатом Государственной премии России и носит звание «Народный артист России». По мимо премии, Коган имеет множество российских и международных наград.
  7. Гергиев Валерий Абисалович родился 2 мая 1953 года в Москве. Вырос в Северной Осетии. В двенадцать лет поступил в Ленинградскую консерваторию на дирижерский факультет. Будучи студентом участвовал в международном конкурсе дирижеров в Берлине Герберга фон Караяна. Там он занял почетное второе место. Окончив консерваторию, Гергиев был принят в качестве ассистента в Кировский театр. В 1978 году он продирижировал оперу Прокофьева "Война и мир". Позже Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении. В 1988 году занял место главного дирижера Кировского театра. Гергиев организовал свой фестиваль, посвященный операм Мусоргского, в последствии тематические фестивали под управлением дирижера стали традицией. Так же Гергиев является главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Является обладателем международных и российских наград.
  8. Спиваков Владимир Теодорович родился в 1944 году в городе Уфе. Его мать, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, окончила московскую консерваторию по классу фортепиано. В 1955 году Спиваков учился в музыкальной школе при Московской консерватории. В 1968 году окончил консерваторию, а 1970 аспирантуру под руководством Юрия Янкелевича. В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», руководит им и по сей день. Так же Спиваков является руководителем музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году в Москве Владимир Теодорович организовал Московский международный фестиваль. Работал с множеством американских и европейских оркестрами. В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова . Является заслуженным артистом РСФСР, народным артистом СССР, народным артистом Украины и тд.
  9. Башмет Юрий Абрамович родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Учился в Львовской специальной музыкальной школе. В 1976 году окончил Московскую консерваторию.Является создателем камерного оркестра «Солисты Москвы». Так же Юрий Башмет является альтистом. С 1996 года является профессором Московской консерватории. В 1996 году создаёт и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта» . С 2002 года руководит и дирижирует Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». Работал с Берлинским, Нью-Йоркским филармоническими оркестрами, Чикагским и Лондонским симфоническими оркестрами. Является народным артистом СССР и лауреатом четырех Государственных премий Российской Федерации.
  10. Хочу закончить свой методический доклад цитатой Валерия Филатова «Если у хора нет дирижёра – каждый старается «перекричать» другого»
    Дирижер, это словно подсказка, это словно волшебная палочка, которая жестами говорит где и кому нужно вступать, где делать паузу, он словно помогает оркестру (хору), его вдохновляет и дарит свою позитивную энергетику.
  11. Спасибо за внимание!


Похожие статьи
 
Категории