Современные проблемы науки и образования. Пианист интерпретатор

23.06.2020

Ричард Клайдерман - французский пианист, музыкант и аранжировщик, получивший наибольшую популярность благодаря своим классическим и популярным произведениям, которые принесли ему славу одного из величайших музыкантов современности. За свою карьеру Ричард написал более 1300 композиций, которые разошлись тиражом в более чем 150 миллионов; 267 из них получили "золотой" статус в нескольких странах, а еще 70 - "платиновый". Такой невероятный успех занес имя Клайдермана в Книгу Рекордов Гиннесса (Guinness Book of World Records) как Самого успешного пианиста мира.


Ричард Клайдерман, урожденный Филипп Паже (Philippe Pagès), родился 28 декабря 1953-го года в Париже, Франция (Paris, France). С самого раннего детства Ричард изучал музыку и учился играть на фортепиано под руководством своего отца, преподавателя музыки и профессионального музыканта. К моменту окончания школы музыка была для мальчик

а не просто хобби, но занятием, за которым он хотел бы провести свою жизнь.

Поступив в Парижскую консерваторию, Ричард быстро завоевал любовь студентов и уважение преподавателей, которые быстро рассмотрели удивительный талант молодого Клайдермана. Его карьера и будущее профессионального музыканта оказалось на краю гибели, когда Ричард

знал о болезни отца и почти полном банкротстве семьи. Так, чтобы поддерживать себя и оплачивать обучение, он устроился в банк, а также начал выступать с современными французскими музыкантами как сессионный музыкант. Интересно, что очень быстро Ричард пробился в группы самых популярных музыкантов того времени, хотя другим музыкантам на эт

о требовалось годы, но, как вспоминает он сам, в то время он был готов играть любую музыку, за которую ему платили, так что профессиональным музыкантам было выгодно заполучить молодого и перспективного музыканта к себе в группу.

В 1976-м году Клайдерман был приглашен на собеседование и прослушивание для баллады "Ballade pour Adeline"

(или просто "Adeline"). Из 20 претендентов на позицию пианиста был выбран именно Ричард, чья манера игры поразила продюсеров своей неоднородностью: в ней сочеталась легкость и сила, энергия и меланхолия. Всего за несколько дней записи появилась финальная версия "Ballade pour Adeline", проданный тираж которой на сегодняшний день составляе

т 34 миллиона пластинок в 38 странах мира. Несмотря на то, что эта работа стала самым ярким достижением музыканта, в его копилке еще несколько сот популярных произведений, которые пользуются успехом не только в Европе и Соединенных Штатах, но и в довольно защищенной от западного влияния Азии. Во многих азиатских странах творчество Ричард

Клайдермана пользуется таким успехом, что порой занимает все полки в музыкальных магазинах, не оставляя места мэтрам классической музыки - Моцарту, Вагнеру, Бетховену и др.

Проводя большую часть времени в гастролях, Ричард зарекомендовал себя как крайне работоспособный музыкант - в 2006-м году он дал 200 концертов за 250 дней, испол

ьзуя выходные лишь для переездов и настройки звука в новых местах. За свою карьеру он стал автором 1300 произведений, которые выходили как сольными альбомами, так и попадали на экраны телевизоров и кинотеатров. В общей сложности на сегодняшний день доступно порядка 100 дисков Ричарда - от его ранних работ до самого последнего творчества.

Для развития аппарата недостаточно играть по многу часов упражнения. Необходимо беречь силы для остальной работы.

Известно искушение заниматься тем, что знаешь и что лучше выходит. Сумейте этому противостоять, иначе вы не добьетесь успеха.

Заметьте, что устранение одного пробела техники помогает устранению всех других пробелов. Знайте свои слабые стороны и наступайте на них решительно.

Те, кто, поиграв упражнения утром полчаса или даже час, думают, что с техникой покончено, ошибаются.

Я не совсем даже уверена, нужно ли с упражнений начинать свои ежедневные занятия. «Лечение» аппарата становится более эффективным, когда упражнения разумно распределяются в течение всего рабочего дня.

Прерывайте время от времени разучивание художественного произведения и возвращайтесь к преодолению определенных технических трудностей, - вы достигнете успеха быстрее и с меньшей затратой сил.

Изучая технические упражнения, учтите следующие советы:

1. Высота посадки должна обеспечить горизонтальное положение руки.

2. Упражнения играются без педали.

3. Не напрягайте руку. Утомившись, отдохните или перемените тип упражнения.

4. При работе в медленном темпе forte или piano погружайте палец глубоко в клавишу.

5. Думайте не только об ударе пальцем, но и о его подъеме. Уметь снимать руку с клавиатуры так же важно, как и опускать ее. Первый навык является условием второго.

Для того, чтобы добиться легкости исполнения, полезно в начале работы преувеличивать четкость артикуляции. Сила звука уменьшается при постепенном ускорении темпа.

6. Контролируйте ваши большой, второй пальцы и не опрокидывайте руку к мизинцу, чтобы последний сохранял способность к собственному удару.

7. Беспрерывно контролируйте гибкость руки. Она должна быть свободной от плеча до кисти. Не играйте с поднятыми «жесткими» плечами.

8. Работайте, постепенно ускоряя движение, но часто возвращаясь к медленному темпу.

9. Считайте! В упражнениях сильные доли являются точками опоры и исходными точками разбега пальцев. Акцентируйте! Четкость ритма способствует четкости пальцев.

10. Играйте упражнения выразительно! Слушайте себя!

Отражая сущность нашей работы, эти указания дадут добросовестному музыканту повод для размышлений и, без сомнения, помогут ему овладеть секретом великих пианистов - умением работать!

В заключение хочу еще раз обратиться ко всем пианистам доброй воли, желающим извлечь пользу из этой работы. Единственного и исчерпывающего метода научиться искусству пианизма не существует.

Часто говорят: техника - работа воображения. В этом есть доля истины. Можно, например, самому сочинять замечательные технические формулы, исходя из произведений, которые изучаешь. Эти бесчисленные маленькие находки имеют свой смысл. Но они опасны если пианист думает заменить ими упражнения или традиционные этюды.

Изучение произведения не ограничивается только техническими задачами. Звучность, стиль, красота фразы, полнота звучания, аккордов, благородство ритма, равновесие частей - вот цели, которые должен ставить перед собой пианист, желая воспроизвести замысел автора. Для этого исполнитель должен быть освобожден от технических забот.

Этой свободы он достигнет непрерывным изучением формул, содержащихся в этюдах больших мастеров фортепиано. Как ни необходимы для формирования виртуоза и музыканта «Хорошо темперированный клавир» Баха или этюды Шопена - эти вершины фортепианной литературы,- они не заменят «Школы беглости пальцев» и «Школы виртуоза» Черни.

Для того чтобы достигнуть мастерства, нужно много работать, нужно много терпения. Не забывайте также о скромности и уважении традиций.

Этим простым истинам я подчинялась, их я претворяла в жизнь.

Маргерит Лонг, из предисловия к “Школе упражнений”

Ли возможно определить число характерных признаков первоклассной игры на фортепиано. Однако, отбирая десять важнейших черт и тщательно рассматривая каждую из них, учащийся узнает много из того, что в дальнейшем даст ему пищу для размышления. В конечном счёте, никто не в состоянии высказать в печати всё то, что может сообщить учитель в живом общении.

К изучению нового сочинения, чрезвычайно важно понять его общую концепцию, необходимо попытаться проникнуть в основной замысел композитора.

Существуют и чисто технические трудности, которые следует преодолевать постепенно. Но до тех пор, пока студент не сможет воссоздать основную идею сочинения в более крупных пропорциях, его игра будет напоминать своего рода музыкальную мешанину.

Сочинении есть определённый структурный план. Прежде всего необходимо его обнаружить, а затем выстраивать композицию в той художественной манере, которая свойственна её автору.

Спрашиваете меня: «Каким образом ученик может сформировать верное представление о произведении как едином целом?» Несомненно, наилучший путь - прослушать его в исполнении пианиста, чей авторитет как интерпретатора не подлежит сомнению. Однако многие не имеют такой возможности. Довольно часто и сам учитель, преподающий с утра до вечера, не в силах исполнить сочинение абсолютно совершенно во всех деталях. Тем не менее, кое-что можно почерпнуть и у педагога, который в меру своей одарённости в состоянии дать учащемуся общее представление о художественных ценностях произведения. Но и в тех случаях, когда не удаётся послушать ни пианиста-виртуоза, ни педагога, ученику не следует отчаиваться, если он обладает талантом.

Да, это величайшая сила, которая, как ничто другое, проникает во все художественные тайны и вскрывает истину. Талантливый исполнитель как бы интуитивно схватывает мысли, обуревавшие композитора в момент создания сочинения, и, как истинный интерпретатор, передаёт их аудитории в адекватной форме.

Собой разумеется, что техническое мастерство - дело первостепенной важности для того, кто хотел бы стать первоклассным пианистом. Невозможно представить себе хорошее исполнение, которое не отличалось бы чистой, беглой, отчётливой, гибкой техникой. Технические возможности пианиста должны отвечать художественным требованиям исполняемого произведения. Конечно, могут встретиться отдельные пассажи, которые потребуют специальной работы, но, говоря вообще, техника не имеет ценности в том случае, если руки и мозг не натренированы настолько, чтобы преодолеть основные трудности, встречаемые в новых сочинениях.

Школах России технике уделяют огромное внимание. Возможно, в этом - одна из причин столь благосклонного приёма некоторых русских пианистов в последние годы. Работа ведущих русских консерваторий находится почти полностью под наблюдением Императорского музыкального общества. Такая система гибка: хотя все студенты обязаны проходить один и тот же курс обучения, особое внимание уделяется индивидуальным занятиям. Тем не менее, вначале техника является предметом первостепенным. В техническом отношении все учащиеся обязаны достигнуть высокого профессионального уровня. Никто не является исключением. Может быть, читателям журнала «The Etude» будет интересно узнать кое-что об общем плане работы русских императорских школ. Курс обучения длится девять лет. В течение первых пяти лет учащийся приобретает бо льшую часть технических навыков, изучая сборник упражнений Ганона, который весьма широко применяется в консерваториях. Фактически, это единственное используемое собрание строго технических упражнений. Все они выдержаны в тональности C. В сборник входят гаммы, арпеджио и упражнения на другие виды техники. В конце пятого года - экзамен. Он состоит из двух частей. Сначала ученик экзаменуется по технике, а затем он должен продемонстрировать мастерство художественной интерпретации пьес, этюдов и т. д. Однако тот, кто проваливается на первом экзамене, ко второму не допускается. Учащийся настолько хорошо выучивает упражнения Ганона, что знает их по номерам. Экзаменатор может попросить его, к примеру, сыграть упражнение 17 или 28, или 32 и т. д. Ученик тут же садится за рояль и играет. Несмотря на то, что в оригинале все упражнения написаны в до мажоре, экзаменатор имеет право попросить сыграть их в любой другой тональности. Упражнения изучаются так тщательно, что экзаменующиеся обязаны играть их в требуемой тональности. Применяется также и экзамен с использованием метронома. Учащийся знает, что должен играть упражнение в заданном темпе. Экзаменатор определяет скорость, и метроном выключается. Студента, например, просят сыграть гамму ми мажор при метрономе 120, по восемь нот в такте. Если он справляется с заданием, ему ставят соответствующую оценку и допускают к остальным экзаменам.

Я считаю, что требование глубоких технических знаний - проблема насущная. Уметь сыграть несколько пьес - не значит овладеть музыкальным профессионализмом. Это похоже на музыкальную табакерку, в запасе у которой только несколько мелодий. Понимание студентом техники должно быть всеобъемлющим. Позже ученику дают технически более трудные упражнения, к примеру - Таузига. Черни тоже совершенно заслуженно пользуется популярностью. Менее известны этюды Гензельта, несмотря на его долгую работу в России. Вместе с тем они так прекрасны, что их следовало бы поставить рядом с такими пьесами, как этюды Шопена.

Интерпретация невозможна, если учащемуся не известны правила, составляющие основу для очень важной области, фразировки. К сожалению, в этом отношении многие издания несовершенны. Некоторые из знаков фразировки используются неверно. Следовательно, единственно безопасный путь - взяться за специальное изучение этой важной сферы музыкального искусства. В старое время знаками фразировки пользовались мало. Бах расставлял их чрезвычайно скупо. Тогда в этом не было необходимости, так как каждый музыкант, играя, мог сам установить границы фразы. Но знание способов определения фраз ни в коей мере не является единственно необходимым. Столь же важно и мастерство их исполнения. В сознании художника должно родиться подлинное чувство музыки, иначе все знания фразировки, которыми он обладает, окажутся бесполезными.

Исполнение фраз полностью зависит от чувства музыки, или чувствования интерпретатора, то определение темпа требует ничуть не меньшего музыкального дарования. Хотя сейчас во многих случаях темп того или иного сочинения указывается посредством обозначения метронома, необходимо принимать во внимание и трактовку самого исполнителя. Нельзя слепо следовать метрономическим указаниям, хотя порой и небезопасно сильно отклоняться от них. Метрономом не нужно пользоваться слепо. Исполнителю следует поступать по своему разумению. Я не одобряю продолжительных занятий с метрономом. Он предназначен для того, чтобы задавать темп, и, если им не злоупотреблять, метроном будет верным помощником. Но его надо использовать лишь с этой целью. Самоё механическое исполнение, какое только можно себе представить, возникает у тех, кто делает себя рабом этих маленьких музыкальных часов, которые никогда не предназначались на роль деспота, контролирующего каждую минуту занятий.

Многие студенты понимают, что в исполнительстве существует чудесная возможность противопоставления. Каждое произведение - «вещь в себе». Следовательно, оно должно интерпретироваться по-своему. Есть исполнители, игра которых всегда одинакова. Её можно сравнить с блюдами, подаваемыми в некоторых гостиницах. Всё, что бы ни приносилось на стол, имеет один и тот же вкус. Конечно, для успеха исполнителю необходима яркая индивидуальность, и каждая его интерпретация должна быть окрашена ею. Но в то же время, следует постоянно искать разнообразия. Балладу Шопена нужно играть иначе, чем Каприччио Скарлатти. Право же, очень мало общего у бетховенской сонаты с Рапсодией Листа. Следовательно, студенту надо стремиться придать сочинению самобытный, неповторимый облик. Всякое произведение должно стоять особняком. Если же исполнитель не в состоянии внушить своей аудитории этого чувства, он лишь немногим лучше любого механического инструмента.

Гофман обладает этой способностью наделять любое сочинение индивидуальным и характерным очарованием, что меня всегда так восхищает.

Названа душой фортепиано. Я не понимал, что это означает, до тех пор, пока не услышал Антона Рубинштейна. Его игра показалась мне настолько чудесной, что не поддаётся описанию. Его владение педалью было просто феноменальным. В финале Сонаты b-moll Шопена он добивался неописуемо прекрасных педальных эффектов. Для всякого, кто помнит их, они всегда сохранятся в памяти, как величайшие из редкостей, которые дарит музыка.

Педалью учатся в течение всей жизни. Это наиболее трудная область высшего фортепианного образования. Конечно, можно определить основные правила для её использования, и учащемуся необходимо тщательно их изучать. Но в то же время, эти законы можно искусно нарушать во имя достижения необычных чарующих красок.

Это ряд известных принципов, находящихся в пределах восприятия нашего музыкального интеллекта. Их можно сравнить с планетой, на которой мы живём и о которой так много знаем. Однако за пределами этих законов есть великая Вселенная - небесная система. В неё можно проникнуть только телескопическим художественным зрением великого музыканта. Это было сделано Рубинштейном и некоторыми другими пианистами, принёсшими нашему земному видению божественную красоту, которую только они сумели ощутить.

На то, что следует уважать традиции прошлого, хотя они по большей части для нас и непостижимы, так как их можно отыскать только в книгах, мы тем не менее не должны быть в плену условностей. Борьба с традиционными верованиями есть закон художественного прогресса. Все великие композиторы и исполнители возводили новые здания на руинах разрушенных ими условностей. Неизмеримо прекраснее творить, чем подражать. Но прежде, чем мы сможем создать что-либо, хорошо бы ознакомиться с тем лучшим, что нам предшествовало. Это относится не только к сочинению, но также и к фортепианному исполнительству. Великие пианисты Рубинштейн и Лист обладали необычайно широким диапазоном знаний. Они изучили фортепианную литературу во всех возможных её ответвлениях. Им была известна каждая ступень музыкального развития. Вот в чём заключается причина их гигантского музыкантского взлёта. Их величие заключалось не в пустой скорлупе приобретённой техники. Они знали . Побольше бы студентов в наши дни, которые имели бы подлинную жажду настоящих музыкантских знаний, а не просто желание поверхностно показать себя за роялем.

Рассказывали, что некоторые преподаватели особенно настаивают на том, чтобы ученик знал источник вдохновения композитора. Это, конечно, интересно и может помочь стимулировать скудное воображение. Однако я убеждён, что для студента было бы гораздо лучше полагаться на своё собственное понимание музыки. Ошибочно предполагать, что знание факта, будто Шуберт был вдохновлён какой-либо поэмой, или что Шопен черпал вдохновение в какой-либо легенде, сможет когда-нибудь компенсировать недостаточность истинных основ фортепианного исполнительства.

Следует видеть, прежде всего, основные особенности музыкальных связей в сочинении. Он должен понять, что же придаёт этому произведению цельность, органичность, силу и грациозность. Он обязан знать, как выявить эти элементы. Некоторые преподаватели склонны преувеличивать важность вспомогательных упражнений и преуменьшать необходимость приобретения подлинной музыкантской базы. Такой взгляд ошибочен и приводит к плохим результатам.

Обязан руководствоваться более значительными побуждениями, чем играть просто из выгоды. У него есть миссия, и эта миссия - просвещение публики. Бескорыстному студенту ради его же пользы чрезвычайно важно вести эту просветительную работу. Для его же собственного блага лучше направить все силы на пьесы, исполнение которых, как он чувствует, будет иметь музыкальное, воспитательное и образовательное воздействие на публику. При этом необходимо иметь собственное мнение, но не слишком далеко выходить за границы возможностей восприятия данной аудитории. Если же взять, к примеру, пианиста-виртуоза, то тут вопрос выглядит несколько иначе. Виртуоз предполагает и даже требует от своей аудитории определённого музыкального вкуса, определённого уровня музыкального образования. Иначе он будет работать тщетно. Чтобы публика могла наслаждаться величайшим в музыке, ей надо слушать хорошую музыку до тех пор, пока красота сочинения не станет для неё очевидной... Виртуозы обращаются к студентам-музыкантам всего мира с призывом внести свой вклад в дело просвещения огромной музыкальной аудитории. Не тратьте своё время на музыку, которая банальна или неблагородна! Жизнь слишком коротка, чтобы проводить её, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора.

всяком хорошем фортепианном исполнении есть очень важная искорка, которая, кажется, превращает каждую интерпретацию шедевра в живое произведение искусства. Она существует только в какой-то момент и не может быть объяснена. Например, два пианиста одинаковых технических возможностей могут играть одно и то же сочинение. У одного - исполнение скучное, безжизненное и вызубренное, у другого - что-то неописуемо восхитительное. Кажется, что это исполнение трепещет от полноты жизни. Оно заинтересовывает и вдохновляет публику. Что же это за такая важная искорка, которая вдыхает жизнь в простые ноты?

Может быть названа напряжённым художественным интересом исполнителя. Это то удивительное явление, которое известно как вдохновение. В процессе создания сочинения композитор, безусловно, вдохновлён, и если исполнитель познаёт такую же радость, какую испытывал автор в момент творчества, что-то новое и необычайное входит в его исполнение. Кажется, что оно совершенно удивительным образом пробуждается и обретает силу. Аудитория немедленно это понимает и даже иногда прощает технические неточности, если само исполнение полно вдохновения. Рубинштейн был чудом в смысле техники, и всё же он признавался, что делал промахи. Возможно, они и были, но при этом он воссоздавал такие идеи и музыкальные картины, которые смогли бы возместить миллион ошибок. Когда Рубинштейн был чересчур точен, его исполнение теряло какую-то долю своего восхитительного обаяния. Я помню, как однажды на одном из концертов он играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы. Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память. Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение - далёким от совершенства машины.

Необходимо играть все ноты, и, по возможности, в манере и стиле близких композитору, но стремление студента никоим образом не должно ограничиваться только этим. Каждая отдельная нота в сочинении важна, но есть кое-что, что так же важно, как и ноты, и это - душа. В конечном счёте, необычайно важная живая искра и есть душа. Душа - источник той высшей экспрессии в музыке, которая не может быть выражена динамическими обозначениями. Душа интуитивно чувствует необходимость crescendi и diminuendi. Сама длительность паузы или каждой ноты зависит от её существа. Душа художника диктует ему, как долго выдерживать данную паузу. Если ученик обращается к застывшим правилам и зависит от них полностью, его исполнение будет бездушным.

Исполнение требует также многих глубоких размышлений, а не только совершенного владения клавиатурой. Студенту не следует думать, что цель достигнута, если сыграны все ноты. В действительности это только начало. Необходимо сделать произведение частью самого себя. Каждая нота должна пробуждать в исполнителе своего рода музыкальное осознание истинной художественной миссии.

Признать единственного на весь мир лучшего современного пианиста является непосильной задачей. Для каждого критика и слушателя кумирами будут являться различные мастера. И в этом заключается сильная сторона человечества: мир вмещает в себя немалое количество достойных и талантливых музыкантов-пианистов.

Агрерих Марта Архерич

Пианистка родилась в аргентинском городе Буэнос-Айрес в 1941 году. За инструмент села уже в трехлетнем возрасте, а в восемь лет состоялся ее публичный дебют, на котором она исполнила концерт самого Моцарта.

Будущая звезда-виртуоз училась у таких преподавателей, как Фридрих Гульд, Артуро Ашкенази и Штефан Микеланджели - одни из самых выдающихся пианистов XX века, исполняющих классику.

С 1957 года Аргерих стала участвовать в соревновательной деятельности и одержала первые большие победы: 1 место в конкурсе пианистов в Женеве и Международном конкурсе имени Бузони.

Однако настоящий ошеломительный успех к Марте пришел в тот момент, когда она в возрасте 24 лет смогла победить на конкурсе международного уровня имени Шопена в городе Варшаве.

В 2005 году она стала лауреатом высшей премии "Грэмми" за исполнение камерных сочинений композиторов Прокофьева и Равеля, а в 2006 - за исполнение вместе с оркестром произведения Бетховена.

Также в 2005 году пианистка была удостоена Императорской японской премии.

Ее пылкая игра и изумительные технические данные, с помощью которых она виртуозно исполняет произведения русских композиторов Рахманинова и Прокофьева, никого не может оставить равнодушным.

Одним из самых известных современных пианистов России является музыкант Кисин Евгений Игоревич.

Родился он 10 октября 1971 год в Москве, в возрасте шести лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных. Первым и единственным на всю жизнь педагогом для него стала Кантор Анна Павловна.

С 1985 года Кисин начинает демонстрировать свой талант за рубежом. В 1987 дебютирует в Западной Европе.

Через 3 года он покоряет Соединенные Штаты, где исполняет 1-ый и 2-ой концерты Шопена с филармоническим оркестром Нью-Йорка, и уже через неделю выступает в сольном формате.

Еще одним из самых выдающихся современных русских пианистов-виртуозов является знаменитый Денис Мацуев.

Денис родился в городе Иркутске в 1975 году в семье музыкантов. Родители с раннего возраста приучали ребенка к искусству. Первым педагогом мальчика стала его бабушка Вера Раммуль.

В 1993 году Мацуев поступает в государственную консерваторию Москвы, а через 2 года уже становится ведущим солистом Московской государственной филармонии.

Мировую известность приобрел после победы на Международном конкурсе имени Чайковского в 1998 году, когда ему исполнилось всего 23 года.

Он предпочитает совмещать свой новаторский подход к игре с традициями русской школы фортепиано.

С 2004 года проводит серии концертов под названием "Солист Денис Мацуев", приглашая сотрудничать вместе с собой отечественный и зарубежные ведущие оркестры.

Кристиан Циммерман

Кристиан Циммерман (родился в 1956 году) - знаменитый современный пианист польского происхождения. Помимо деятельности инструменталиста, является еще и дирижером.

Начальные занятия музыки преподавал ему отец - пианист-любитель. Затем Кристиан продолжил обучение у педагога Анджея Ясиньского в частном формате, а потом перешел в консерваторию города Катовице.

Первые концерты стал давать в возрасте 6 лет и в 1975 году выиграл конкурс пианистов имени Шопена, тем самым став самым молодым победителем в истории. В течение следующего года он оттачивал фортепианные навыки у знаменитого польского пианиста Артура Рубинштейна.

Кристиан Циммерман считается гениальным исполнителем творчества Шопена. В его дискографии имеются записи всех фортепианных концертов Равеля, Бетховена, Брамса и, конечно же, своего главного кумира - Шопена, а также звукозаписи сочинений Листа, Штрауса и Респихи.

С 1996 года ведет уроки в Базельской Высшей школе музыки. Получил премии Академии Киджи и Леони Соннинг.

В 1999 создал Польский Фестивальный оркестр.

Ван Юйцзя - китайская представительница фортепианного искусства. Известность приобрела благодаря своей виртуозной и неимоверно быстрой игре, за что ее наградили псевдонимом - "Летающие пальцы".

Место рождения китайской современного пианистки - город Пекин, где она провела детство в семье музыкантов. В возрасте 6 лет начала свои пробы на клавишном инструменте, а уже через год поступила в Центральную консерваторию столицы. В 11 лет была зачислена на учебу в Канаду и через 3 года окончательно переехала в чужую страну для дальнейшего обучения.

В 1998 году она получает приз Международного конкурса молодых пианистов в городе Эттлингене, а в 2001 году, помимо выше описанной награды, судейский состав отдает Ван награду, присужденную пианистам до 20 лет, в размере 500 000 йен (в рублях - 300 000).

С успехом играет пианистка и русских композиторов: имеет в записи Второй и Третий концерты Рахманинова, а также Второй концерт Прокофьева.

Фазыл Сай - турецкий современный пианист и композитор, рожденный в 1970 году. Учился в консерватории Анкары, а затем и в городах Германии - Берлине и Дюссельдорфе.

Стоит отметить, помимо фортепианной деятельности, и его композиторские качества: в 1987 году сочинение "Черные гимны" пианиста было исполнено в честь 750-летия города.

В 2006 году в городе Вене состоялась премьера его балета "Патара", написанная на основе также темы Моцарта, но уже фортепианной сонаты.

В исполнительском фортепианном репертуаре Сая важное место занимают два композитора: музыкальные титаны Бах и Моцарт. На концертах он чередует классические сочинения со своими собственными.

В 2000 году совершил необычный эксперимент, рискнув записать балет "Весна Священная" для двух фортепиано, исполняя обе партии собственноручно.

В 2013 году попал под уголовное дело за высказывания в социальной сети, касавшиеся темы ислама. Суд Стамбула пришел к выводу, что слова музыканта были направлены против мусульманского вероисповедания и приговорил Фазыла Сая к 10 годам условного заключения.

В том же году композитор подал ходатайство о повторном рассмотрении дела, приговор которого в сентябре снова был подтвержден.

Другие

В одной статье рассказать обо всех современных пианистах нет просто возможности. Поэтому перечислим еще тех, чьи имена являются сегодня значимыми в мире классической музыки:

  • Даниэль Баренбойм из Израиля;
  • Юнди Ли из Китая;
  • из России;
  • Мюррей Перайя из Соединенных Штатов Америки;
  • Мицуко Учида из Японии;
  • из России и еще множество других мастеров.

Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов: как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.

Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов, пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем считаются гигантами музыкального мира. Но кто они эти величайшие пианисты? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.

Фредерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.

Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: "Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати".

Ференц Лист (1811-1886)

В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист - венгерский композитор, педагог и пианист.

Среди его наиболее знаменитых работ является безумно сложная соната для фортепиано си-минор Années de pèlerinage и вальс Mephisto Waltz. Кроме того, его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении.

Сергей Рахманинов (1873-1943)

Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века.

Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста, начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.

Артур Рубинштейн (1887-1982)

Этот польско-американский пианист часто цитируется как лучший исполнитель Шопена всех времен.

В возрасте двух лет у него обнаружили абсолютный слух, а когда ему было 13 дебютировал с Берлинским Филармоническим оркестром. Его преподавателем был Карл Генрих Барт, который в свою очередь учился у Листа, таким образом можно смело считать его частью великой пианистической традиции. Талант Рубинштейна, сочетающий в себе элементы романтизма с более современными техническими аспектами, превратил его в одного из лучших пианистов своего времени.

Святослав Рихтер (1915 - 1997)

В борьбе за звание лучшего пианиста 20 века Рихтер является частью могущественных российских исполнителей, появившихся в середине 20 столетия. Он показал огромную приверженность композиторам в своих исполнениях, описывая свою роль как "исполнитель", а не интерпретатора.

Рихтер не был большим поклонником процесса записи, однако сохранились его лучшие живые выступления, включая 1986 года в Амстердаме, 1960 - Нью-Йорке и 1963 в Лейпциге. Для себя он держал высокие стандарты и осознав, что на итальянском концерте Баха, сыграл не ту ноту , настаивал на необходимости отказа печатать произведение на компакт-диск.

Владимир Ашкенази (1937 -)

Ашкенази является одним из лидеров в мире классической музыки. Родившись в России, в данный момент он имеет исландское и швейцарское гражданство, и по-прежнему выступает как пианист и дирижер по всему миру.

В 1962 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского, а в 1963 покинул СССР и жил в Лондоне. Его обширный каталог записей включает все фортепианные произведения Рахманинова и Шопена, сонаты Бетховена, фортепианные концерты Моцарта, а также сочинения Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Марта Аргерих (1941-)

Аргентинская пианистка Марта Аргерих поразила весь мир своим феноменальным талантом, когда в возрасте 24 лет в 1964 году победила на международном конкурсе имени Шопена.

Сейчас она признана одной из величайших пианисток второй половины 20 века и знаменита страстной игрой и техническими способностями, а также исполнением произведений Прокофьева и Рахманинова.

Как путь выбрать решать вам! Но для начала -



Похожие статьи
 
Категории