Современные скоморохи. Кто такие скоморохи? Скоморохи на Руси: костюм, репертуар, инструменты

15.06.2019

Скоморохи появились в Древней Руси в качестве странствующих актеров, певцов, исполнителей сценок, акробатов, острословов. Владимир Даль характеризует скоморохов как «промышляющих пляской с песнями, шутками и фокусами».

Скоморохи популярны в качестве персонажей русского фольклора, героев народных поговорок: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Не учи плясать, я сам скоморох», «Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ» и др.

Точное появление скоморохов на Руси неизвестно, однако в первоначальной русской летописи можно встретить упоминание скоморохов как участников княжеских потех. В древних рукописях сохранилось множество свидетельств о скоморохах, как одаренных сказочниках и актерах.

Для своего промысла на Руси скоморохи собирались в так называемые дружины и бродили по свету организованными ватагами. Считают, что искусство скоморохов обосновалось в обиходе русской народной жизни уже в 11 веке. С этой поры искусство скоморохов приняло самостоятельное развитие, учитывая местные условия и характер русского народа.

Помимо бродячих скоморохов были оседлые скоморохи (княжеские и боярские), благодаря которым появилась народная комедия. С давних пор на Руси показывали кукольную комедию. Особой популярностью здесь пользовались кукольные персонажи медведя и козы, бившей в ложки. Позже скоморохи-кукольники представляли народу бытовые сказки и песни. В русских былинах также можно встретить упоминание о скоморохах. Здесь они приобрели известность в качестве народных музыкантов.

Без скоморохов не обходились деревенские праздники и ярмарки. Они проникли и в церковную обрядность. Собственно, скоморохи давали представления двух видов искусств – драматического и циркового. Имеется информация, что в 1571 г. велся набор «веселых людей» для потехи государства. А в 17 веке царь Михаил Федорович создал Потешную палату, при которой состояла труппа скоморохов. В тот же период труппы скоморохов были и у князей Дмитрия Пожарского и Ивана Шуйского. «Придворные» скоморохи на Руси остались на ограниченном уровне, в итоге их функции свелись к роли домашних шутов.

Среди русских скоморохов было значительное число народных потешников. Занимались они так называемым «бесовским» промыслом. Носили они короткополую одежду и маски в то время, когда на Руси это считалось грехом. Своим поведением скоморохи противостояли общепринятому укладу Руси. Примерно в средине 17 века бродячие скоморохи постепенно прекращают свою деятельность, а оседлые преобразуются в музыкантов западноевропейского типа. С этого времени творческая деятельность скоморохов заканчивается, хотя отдельные ее виды продолжают жить в народе определенный отрезок времени.

Веселье и пьянство на Руси всегда были актуальны. Существует предание, что в свое время Киевская Русь приняла христианство, потому что ислам запрещал употреблять спиртные напитки. Веселье - тоже необходимый атрибут радости и счастья русского человека.

Кто такие скоморохи? Предстоит узнать в этой статье.

Скоморохи на Руси - кто это?

Прежде всего, скоморохи - это нестандартные люди своего времени. Среди некоторых ученых бытует мнение, что скоморохи - это отдельный класс народа Руси. Есть дворяне, мещане, крестьяне. Но кто такие скоморохи? На этот вопрос мы попробуем найти ответ в данной статье.

Русский скоморох - это актер, который передвигался и веселил людей. Такой себе странствующий представитель, у которого музыка Древней Руси была уникальной.

Эти люди выступали как певцы, музыканты, покорители душ и настроения народа. Они могли одновременно пускаться в пляс, играть на музыкальных инструментах и петь протяжные и веселые песни.

Народное Руси - это скоморохи. Именно они являются главными носителями народного творчества. Кроме пения, танцев и игры на музыкальных инструментах, они могли показывать разнообразные фокусы, выступать в масках и потешать публику. Это были лучшие таланты своего времени, которые отдали душу народу.

Но весь ли это ответ на вопрос «кто такие скоморохи»? Нет.

Скоморохи на Руси были еще и учителями, которые передавали свои умения и науку смеха молодым.

Они часто принимали приглашения на различные праздничные мероприятия. На русской свадьбе веселый скоморох - это аналог нашего понятия «тамада». Присутствие этих представителей мира, радости и смеха всегда делало любое празднование еще более веселым и ярким.

Происхождение слова

Слово «скоморох» в разных источниках трактуется по-разному. Однако все они имеют общую суть. Понять, кто такие скоморохи можно через слово «смех». Именно так переводится это название с арабского и греческого языков.

«Шутка, смех, насмешка, мастер шутки» - вот приблизительные значения слова с разных языков мира.

Слово «скоморох» пришло на Русь из Франции, где бродячие музыканты и шуты назывались «scaramouche». Без них не обходилось ни одно празднование, поэтому их с радостью встречали как местные, так и приезжие зрители.

История. Начало

Точно неизвестно, когда на Руси появились скоморохи. Ученые спорят на этот счет и приводят в качестве доводов разные факты.

Однако наиболее распространенная версия говорит о том, что скоморохи появились на Руси в середине XI века. Многие делают такой вывод из-за фресок, которые были обнаружены в Это был 1037 год. На фресках можно отчетливо увидеть, что там изображены люди, которые с помощью различных инструментов и нарядов веселят толпу.

Скоморохи постоянно выступали на узких улочках и широких площадях. Они не только самостоятельно проводили представления, но и вовлекали в этот процесс зрителей, которые наблюдали за ними. Выступление скомороха для крестьянина древней Руси - это всегда праздник, на который приходила поглазеть вся семья.

Скоморохов часто приглашали в свои дворы князья и бояре за отдельную плату. Они были очень популярны при дворе. Князья и бояре любили обсуждать не только дела, но и посмеяться с песен и частушек скоморохов.

Они были настолько востребованы, что со временем получили свое отражение даже в искусстве и литературе. Искусство - это фрески и множество картин художников, которые изображают скомороха и смеющихся вокруг людей.

Даже сам Добрыня Никитич явился на пир своей жены. Он переоделся в костюм скомороха, чтобы туда попасть.

Домра - инструмент скомороха

В статье упоминалось, что скоморохи использовали специальные инструменты для музыки, которые делали их представления более яркими и насыщенными.

Основной инструмент скомороха - это домра, которая относится к классу щипковых и имеет овальный деревянный корпус. Она бывает двух видов: трехструнная и четырехструнная.

Трехструнная - это более ранняя модель домры. Она как раз и использовалась скоморохами Древней Руси. Четырехструнный же инструмент появился гораздо позже.

История домры и история Руси пересекаются как раз на скоморохах. Этот инструмент уникален тем, что в то время использовался исключительно скоморохами и никем больше. Сейчас бы сказали, что это была исключительно их «фишка», которая и стала отличительной чертой странствующих артистов.

Домра считалась спутницей народных актеров и музыкантов, которые ходили по домам, улицам, площадям и веселили народ. Музыка Древней Руси была неразрывно связана с этим уникальным инструментом. На сегодняшний день с домрой успешно спелись гусли, бубны и волынка. Их совместное звучание является очень гармоничным и неповторимым.

Как одевался скоморох?

Разобравшись с образом скомороха, хочется узнать о том, как они одевались. Ведь это не должна быть случайная и первая попавшаяся одежда.

Скоморохи - это публичные люди, основная цель которых веселить народ. Значит, одеты они должны быть просто, весело и соответственно сценическому образу.

Скоморохи были одеты в тунику с полосами. У них всегда был длинный и яркий кафтан. Он подпоясывался специальным поясом из ниток, который считался обязательным атрибутом. Без такого пояса ходить на Руси для мужчины считалось самым настоящим позором! Женщин в рядах скоморохов не было.

Пояс защищал человека от невзгод, плохих и злых сил, которые могли навредить его жизни, и обозначал, что мир принял этого человека к себе.

Колпак скомороха - это отдельная часть имиджа, которая считалась увеселительной. Он был продолговатым и всегда болтался в разные стороны. Шапка скомороха придавала своему хозяину нелепый вид, что давало возможность людям смеяться не только с его шуток, но и с имиджа.

Творчество скомороха

У каждой группы скоморохов, которые действовали вместе, была своя программа и репертуар. Наиболее распространенными жанрами творчества таких артистов являлись шутки, песни, пьесы, постановки, частушки и различные сценки из жизни. В частности, изображались простые и смешные будничные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни между отцом и сыном, мужем и женой, родственниками и друзьями.

В их творчестве львиную долю занимал юмор и шутки. Именно скоморохам приписывают создание многих былин и сказок. Считалось, что эти люди были связаны с древним язычеством. Они не были подданы церковному влиянию и полагали, что главное быть озорными духом без участия церкви в жизни простых людей.

Расцвет

Наибольшего расцвета скоморохи добились в самом начале своей деятельности. Приблизительно в XII-XIV веках.

Это был период, когда скоморохи беспрепятственно ходили по улицам и выступали со своими номерами. Они оказывали влияние на умы людей через призму представлений и юмора. Чаще всего встречались скоморохи на ярмарке, где было много народа. Там они давали свои лучшие концерты. Пляска скоморохов - отдельный элемент, который делал их выступления более впечатляющими.

Со временем к искусству и творчеству скоморохов у власти и церкви появились вопросы.

Упадок

Постепенно музыкальное и увеселительное движение скоморохов пришло в упадок. На то было несколько причин.

Во-первых, церковь была настроена против скоморохов, потому что они были связаны с язычеством. Большинство церковных поучений горит о том, что увеселение - это грех, который производят люди на земле. Праздность - это не самый лучший способ отдать богу должное за жизнь и счастье, которое имеешь.

Выступления скоморохов на Руси считалось «богомерзким». Господь не признает такие публичные увеселения. Сатира признавалась вне церкви.

Во-вторых, шутки и веселые песни скоморохов часто были связаны с церковью и царем. Скоморохи всячески высмеивали официальную христианскую церковь на Руси. Царь тоже не оставался в стороне. Скоморохи шутили про него. Царь такие увеселения воспринимал на свой счет.

В-третьих, скоморохи часто занимались не только весельем и представлениями. Объединившись в группы, они ходили развлекать народ с целью ограбления. В летописях есть сведения о бесчинствах бродячих артистов на Руси.

Все эти причины начали приводить движение скоморохов к упадку. Через время они передали эстафету балаганам и райкам, которые сохранили некоторые традиции искусства своих предшественников.

Противостояние церкви

Скоморохи из-за вмешательства в их творчество церкви пришли в упадок до XV века. Однако официально они отменены не были. В разных областях Руси они возникали и продолжали веселить народ.

Только в середине XVII столетия знаменитый архиепископ Никон добился того, что такое народное искусство Древней Руси, как скоморошество, было запрещено официальным указом. Это стало одним из главных событий в искусстве того времени. В царских указах об отмене скоморошества на Руси говорилось, что «скоморохов и слушателей их надобно бить батогами и уничтожать инвентарь».

После этого приказа вольные артисты официально исчезли со страниц истории Руси. Однако их шутки и быт оставались в традициях восточнославянских народов еще долгое время.

Со временем появились и последователи скоморошьего движения на Руси, которые с удовольствием перенимали технику и задорно шутили.

Споры о скоморохах

Скоморохи оставили истории свои музыкальные инструменты, быт и творческое наследие. Они интересны не только как придворные шуты и свадебные увеселители, но и как деятели, которые пошли против официальной власти на Руси.

Мнение о скоморохах неодинаковое. Некоторые считают, что это люди, которые пошли против церкви, царя и православия, которые на то время были неотделимы. Простые шутки против монарха и православия вызывали гнев среди высших слоев общества. В то же время сами бояре и царь были не против послушать и посмотреть выступления лучших скоморохов на Руси.

Однако противоречия между церковью, царем, православием и странствующими артистами возникло тогда, когда скоморохи были не только шутами и весельчаками, но и настоящими народными проповедниками, которые не в лучшем свете шутили про монарха и святыню. Мнение скоморохов эмоциональным юмором передавалось и народу.

Именно это не нравилось церкви и царю. Против них начались гонения и преследования.

Можно даже сказать, что скоморохи - это первая оппозиция на Руси, которая пыталась показать свое народное альтернативное мнение.

Вклад в развитие культуры и творчества скоморохов огромен. Они не только веселили народ своими шутками, но и передавали свое творчество следующим поколениям, которые запечатлели в летописях деятельность своих предков.

Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.

Адам Олеарий. Кукольник. 1643

А. П. Васнецов. Скоморохи. 1904.

Скоморо́хи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди ; др.-рус. скоморохъ ; церк.-слав. скомра́хъ ) - в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски, травести). Практиковали обрядовые формы «антиповедения» .

Известны с XI века. Особую популярность получили в XV-XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.

Этимология

Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существуют версия происхождения этого слова: «скоморох» - переоформление греч. *σκώμμαρχος ‘мастер шутки’, восстанавливаемого из сложения σκῶμμα ‘шутка, насмешка’ и άρχος ‘начальник, вождь’ .

В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды в 30-е годы XVII века побывавшего в Московии, мы находим свидетельство о волне повальных обысков в домах москвичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосудов» - музыкальных инструментов скоморохов - и их уничтожения.

В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были… на пяти возах за Москву реку и там сожжены.

Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию... - М. , 1870 - с. 344.

В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко , Добрыня , переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения , народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор .

Со временем скоморохи превратились в медвежатников , кукольников , яpмарочных yвеселителей и балаганщиков .

Репертуар и творчество

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка , гуслей , жалейки , домры , волынки , бубна . За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора, шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и скоморохи », баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище »), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».

В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представлял сатирическими персонажами купцов, воевод, представителей церкви.

Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглашали и на похороны.

Hет сомнения, что здесь скоморохи, несмотря на свой комический характеp, осмеливались являться на гpyстные жальники по старой памяти о каком-то некогда всем понятном обряде поминок с плясками и играми. Hет сомнения, что и народ допускал их на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми, по той же старой памяти.

- Беляев И. О скоморохах // Временник общества истории и древностей российских - М. , 1854 Кн. 20

Отношение церкви

Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками , шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялись из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.

Пословицы и поговорки

  • Всяк спляшет, да не так, как скоморох.
  • Не учи плясать, я сам скоморох.
  • У всякого скомороха свои погудки.
  • Скоморохова жена всегда весела.
  • Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.
  • И скоморох ину пору плачет.
  • Скоморох попу не товарищ.
  • Бог дал попа, чёрт скомороха.

См. также

При упоминании слова скоморох, первый образ, который возникает в голове – ярко раскрашенное лицо, смешная непропорциональная одежда и обязательный колпак с бубенчиками. Если еще подумать, то можно представить рядом со скоморохом какой-нибудь музыкальный инструмент, вроде балалайки или гуслей, не хватает еще медведя на цепи. Впрочем, такое представление вполне оправдано, ведь еще в четырнадцатом веке именно так изобразил скоморохов монах-переписчик из Новгорода на полях своей рукописи.

Истинных скоморохов на Руси знали и любили во многих городах – Суздале, Владимире, Московском княжестве, по всей Киевской Руси. Однако, наиболее привольно и вольготно жилось скоморохам в Новгороде и новгородских областях. Здесь никто не наказывал весельчаков за излишне длинный и язвительный язык. Скоморохи прекрасно плясали, раззадоривая народ, превосходно играли на волынках, гуслях, стучали в деревянные ложки и бубны, дудели в гудки. Народ называл скоморохов «веселыми молодцами», сочинял про них истории, пословицы и сказки.

Однако, несмотря на то, что народ приветливо относился к скоморохам, более знатные слои населения – князья, духовенство и бояре, на дух не переносили веселых насмешников. Может, это было связано как раз с тем, что скоморохи их с удовольствием высмеивали, переводя в песни и шутки самые неблаговидные дела знати и выставляя простому народу на посмешище.


Скоморошье искусство стремительно развивалось и вскоре скоморохи не только плясали и пели, но также становились актерами, акробатами, жонглерами. Скоморохи стали выступать с дрессированными животными, устраивать кукольные спектакли. Однако, чем больше высмеивали князей и дьячков скоморохи, тем больше усиливались гонения на это искусство. Вскоре даже в Новгороде «веселые молодцы» не могли себя чувствовать спокойно, город начал терять свою свободу и вольность. Новгородских скоморохов стали притеснять по всей стране, некоторые из них хоронились в глухих местах под Новгородом, кто-то уезжал в Сибирь.

Скоморох – это не просто шут или клоун, это человек, который разбирался в социальных проблемах, и в своих песнях и шутках высмеивал людские пороки. За это, кстати, на скоморохов и начались гонения в эпоху позднего средневековья. Законами того времени предписывалось скоморохов сразу смертельно избивать при встрече, и они не могли откупиться от экзекуции. Теперь не кажется странным, что постепенно
все скоморохи на Руси повывелись, а вместо них появились бродячие шуты из других стран. Английских скоморохов называли вагрантами, немецких скоморохов – шпильманами, а французских и итальянских – жонгерами. Искусство бродячих музыкантов на Руси сильно изменилось, но такие изобретения, как кукольный театр, жонглеры и дрессированные животные остались. Точно также, как и остались бессмертные частушки и былинные сказания, которые сочиняли скоморохи.

22.11.2014 1 33917

Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами. Но отношение власть имущих к ним было неоднозначным. Их приглашали на «честен пир» в боярские и купеческие хоромы - и в то же время подвергали гонениям и строго наказывали, приравнивая к татям с большой дороги.

До сих пор историки не могут точно определить этимологию слова «скоморох». По одной из версий, это производная от греческого слова skommarchos и обозначает «мастер шутки». По другой - от арабского mascara («шутка»). Самые осторожные ученые считают, что все восходит к общему индоевропейскому корню scomorsos - «музыкант, комедиант». От него же произошли названия итальянского и французского персонажей «комедии масок» - Скарамуччо и Скарамуш.

Осколки язычества

Известны на Руси скоморохи были с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся песнями и плясками, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Считалось, что боги и духи - как добрые, так и злые - тоже любят веселье и острое словцо.

Вполне естественно, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами. Их приравняли к волхвам и ворожеям (то есть языческим жрецам) со всеми вытекающими из этого последствиями. Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию - накладывала епитимью или даже не допускала к причастию.

Но в то же время скоморохов часто приглашали на праздники князья и бояре. Ведь не ратью единой были они сыты. Хотелось развлечься, посмеяться, послушать песни и то, что сейчас называется частушками, а также полюбоваться на мастерство танцоров и фокусников. Изображения пляшущих и играющих на дудках и рожках скоморохов были найдены на фресках XI века в храме Святой Софии в Киеве.

Даже некоторые былинные герои рядились в одежду скоморохов. Вспомним Садко, который, до того как стать «купцом именитым», ходил со своими гуслями по пирам и развлекал там гостей и хозяев. А один из былинных богатырей, Добрыня Никитич, явился на свадебный пир своей жены, не дождавшейся его из похода и решившей выйти за другого, переодевшись в скомороха.

Неприятие скоморошества духовными властями и, несмотря на все запреты, приглашение их ко двору бояр и князей продолжались веками. Причем даже самые строгие церковные и светские запреты не сумели до конца искоренить скоморохов как явление.

Вот, к примеру, что писалось о них в «Домострое» - литературном памятнике XVI века: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

«Приказал разбивать и уничтожать...»

Почему же духовные власти Руси так ополчились именно против скоморохов? Ведь церковь не одобряла такие чисто языческие обряды, как колядование на Рождество или хороводы и прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу. Но к тем, кто участвовал в этих «соромных действах», священники относились все же довольно терпимо. А вот скоморохов православные иерархи проклинали и открыто называли их «слугами нечистого». И в конце концов, с помощью светских властей все же сумели покончить с «охальниками». Просто дело было не только в пережитках язычества.

В песнях и присказках скоморохов присутствовал «глум» - насмешки над христианством, над Библией, над православными обрядами и священниками. Вот этого-то отцы духовные простить скоморохам никак не могли.

Ну а светским властям, в свою очередь, не по нутру были сатирические стишки и песенки, в которых скоморохи высмеивали сильных мира сего, зачастую с упоминанием конкретных лиц, допускавших различные злоупотребления и предававшихся низменным порокам и слабостям. А критику в те времена власть предержащие не любили так же, как и нынешние российские чиновники.

Где-то в начале XVII века за скоморохов взялись всерьез. Их начали преследовать, отбирать у них музыкальные инструменты, запрещать им появляться в той или иной местности.

Вот, например, что писал обо всем этом Адам Олеарий, секретарь посольства Голштинии, трижды в 30-е годы XVII века побывавший в Московском государстве: «В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву-реку и там сожжены».

А в 60-х годах того же XVII века по указу царя Алексея Михайловича скоморошество было полностью запрещено. Тех, кто несмотря ни на что продолжал заниматься запрещенным промыслом, били батогами нещадно, ссылали в медвежьи углы или заключали в монастырские темницы - там бывшие скоморохи должны были до конца жизни замаливать свои грехи.

Впрочем, несмотря на все репрессии, все же кое-что от скоморохов в русской народной традиции осталось. Это актеры, выступавшие на Масленицу с кукольным театром, раешники, вожаки с дрессированными медведями. В наше время скоморошество пытаются возродить некоторые фольклорные группы, но уже скорее просто как элемент русской народной культуры.

Музыкальная мафия?

Впрочем, существовали и другие причины, по которым светские власти начали всерьез бороться со скоморохами. Некоторые, если их так можно назвать, «труппы» гусляров, гудошников и плясунов со временем превратились в обычные организованные преступные группы. И вместо того чтобы зарабатывать себе на хлеб развлечением простого народа, стали заниматься грабежами и кражами. Вот что писали о таких «скоморошьих ОПГ» в «Стоглаве», сборнике решений Собора 1551 года: «...совокупясь ватагами многими до 60, и до 70 и до 100 человек, по деревням у крестьян сильно едят и пьют и из клетей животы грабят, и по дорогам людей разбивают»...

Вполне естественно, что местные власти боролись с такими «гастролерами». Причем не только с помощью увещевания, но и с помощью отрядов стрельцов. Часть разбойничков в обличии скоморохов угодила на плаху, часть была бита батогами, а потом с вырванными ноздрями и клеймом на лбу отправилась на каторгу.

И еще одна причина для царской нелюбви к веселым бродягам. Существует версия о том, что слово «скоморох» происходит от лангобардского слова scamar(a) или scamer(a) - «шпион». И это неспроста.

Ведь разведка и шпионаж существуют с незапамятных времен. Самой лучшей «крышей» для разведчика могла стать именно профессия скомороха. Вместе с компанией собратьев по музыкальному ремеслу тайный соглядатай мог вполне легально передвигаться по территории государства, которое интересовало его хозяев.

Мог без каких либо препятствий попадать на пиры вельмож и прочих высокопоставленных особ, а там тайком подслушивать, о чем беседуют присутствующие. Ведь во время подобных мероприятий гости активно употребляли алкогольные напитки, под действием которых языки развязывались. И шпионы-скоморохи могли услышать много интересного для своих заказчиков.

К сожалению, архивных документов, рассказывающих о деятельности тайных агентов, которые под видом скоморохов добывали шпионские сведения, не осталось. Да и вряд ли они существовали вообще - подобные организации во все времена предпочитали не оставлять после себя каких-либо документов. Но вполне вероятно, что многие из тех, кто путешествовал по Руси с гуслями или рожком, позднее отчитывались о своей работе лицам, не имевшим никакого отношения к играм на гуслях и танцам вприсядку.

Антон ВОРОНИН



Похожие статьи
 
Категории