Сравнения выразительных средств музыки и живописи. Что такое средства музыкальной выразительности

28.03.2019
24 сентября -Всемирный день моря.

Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а ещё смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовёт.
Алессандро Барикко “Море-океан”

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, - она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

***

Симфоническая поэма «Море» написана К.Дебюсси почти с натуры - под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.


Просыпается море (1часть - «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» — безмятежные и радостные. Контрастный финал поэмы — «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

***

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса - литовского композитора и художника , представлен в звуках и красках.



В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы.

Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.


Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии - неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова . Его симфоническая картина «Шехеразада», опера «Садко» , насыщены превосходно созданными картинами моря.

Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море , и оно представляется то холодным и грозным - у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.


Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.


Андрей Петров - известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия» . Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром.Композитор нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

(с 0.01 до 2.53)

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным.
Жюль Верн

картины художника Владимира Фёдорова

Данные об авторе

Чумаковой Еленой Юрьевной

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" ЗАТО Светлый, учитель музыки

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Цель урока:

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание:

Урок разработан по теме 3 четверти 5 класса: «Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку?» Большое внимание автор уделяет решению проблемы знакомства школьников с изобразительными возможностями музыки, выразительными возможностями цвета и музыкальностью поэтического языка, приводит пример урока, заданий, способствующих развитию музыкально-эстетической личности учащихся.

Урок разработан учителем музыки МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый Чумаковой Еленой Юрьевной

Тема 3 четверти 5 класса: « Музыка и изобразительное искусство »

Тема урока: «Рисуем … музыку?»

Цель: выявление взаимосвязей между музыкой и изобразительным искусством.

  • Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства;
  • Развить музыкально-образное мышление, закрепить элементы музыкальной выразительности.
  • Воспитать внимательного слушателя.

Ход урока.

  1. Оргмомент
  1. Беседа.

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся вам больше всего?

Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А ещё они рисовали всякую всячину всё, что начинается на букву «М». Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество… Ты, когда-нибудь видела как рисуют множество?

Множество чего? - спросила Алиса.

Ничего, - отвечала Соня, - просто множество.»

Но даже героям этой удивительной сказки не пришло в голову нарисовать ещё одно слово на букву «М».

Как вы думаете, какое?

Правильно, музыка!

Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку?

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль! Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать.

Красок музыка полна

И живёт во всех она.

Кто рисует всё в себе,

Кто рисует на холсте,-

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы её увидеть?

На этом вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка».

«Музыка» Г. Струве, И. Исакова.

Разучивание песни.

Исполнение каноном.

Было ли в песне ощущение законченности. Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему её здесь нет? Подумайте.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь.

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображённый на переднем плане или то, что составляет его фон?

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (Лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие).

Для весёлой? (яркие, тёплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М. Чюрлёниса (1875 - 1911 г).

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Соната моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

«Соната моря» (Andante ) «Соната моря» (финал).

Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

В каком ладу «звучит» картина?

Какова «динамика» произведения?

Что вы можете сказать о «темпе»?

Какие оттенки придаёт произведению «регистр»?

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить, что это музыкальное произведение, а уж потом - живопись.

Как М. Чюрлёнис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит, музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку .

Физкультминутка .

Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди - вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я - лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я - лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полёт! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы - импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники - импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять чёрных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» . В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом.

Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси, французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названии произведений: «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет».

Музыка К. Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе» (слушание).

Дифференцированные творчески задания.

Во время прослушивания музыки:

Нарисуй музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру (см. приложение 1).

Разгадай кроссворд (см. приложение 2).

Оформить выставку рисунков.

Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русский художник В. Кандинский понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроения. В. Кандинский настаивал: «Жёлтое, включённое в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах».

Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель - беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревшись, пятна как бы оживают.

Накопившийся опыт подтолкнул других художников к отчаянному эксперименту: запечатлеть на холсте звуки, зафиксировать для глаза то, что предназначено для слуха. На выставках разных стран в 20-е годы появились картины с необычными для живописи названиями. Вот они: «Нактюрн №2» Ф. Шопена, «Романс» Г. Свиридова.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.

Рисуем музыку!

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Две симфонические поэмы о море

Страстное увлечение красотами моря французского композитора-импрессиониста К. Дебюсси отразилось в ряде его произведений: «Остров радости», «Сирены», «Паруса». Симфоническая поэма «Море» написана Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» – безмятежные и радостные. Контрастный Финал поэмы – «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

К. Дебюсси Симфоническая поэма “Море” в 3-х частях

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы. Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

М. Чюрлёнис Симфоническая поэма “Море”

Жанровые контрасты

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его Симфоническая картина «Шехеразада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане», насыщены превосходно созданными картинами моря. Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции. Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Н.А. Римский-Корсаков – Песня варяжского гостя

А. Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А. Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

А.Петров «Море и румба» (Музыка из к-ма «Человек-амфибия»

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.
Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?
  • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
  • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

  • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
  • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
  • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: «Рисуем… музыку?»

Ход урока.

    Орг. момент.

    Беседа.

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся вам больше всего?

Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А еще они рисовали всякую всячину всё, сто начиналось на букву «М».

Как вы думаете, какое?

Правильно, музыка!

Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку? (сл.1)

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль: возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать. (Сл.2)

Красок музыка полна

И живет во всех она.

Кто рисует все в себе,

Кто рисует на холсте, -

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка». (Сл.3)

Исполнение: «Музыка» Г.Струве, И.Исакова.

Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь. (Сл.4)

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

Как вы думаете, что звучит громче (

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие). Для веселой? (яркие, теплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М.Чюрлениса (1875-1911 г.) (Сл.5)

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Сонаты моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

(Сл.6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)

«Соната моря» (Andante ) «Соната моря» (финал).(Сл.16, слушание)

Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

В каком ладу «звучит» картина?

Какова «динамика» произведения?

Что вы можете сказать о «темпе»?

Какие оттенки придает произведению «регистр»? (Сл.17,18,19,20)

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить что это музыкальное произведение, а уж потом – живопись.

Как М.Чюрленис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку. (Сл.21)

Физкультминутка.(Сл.22)

Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья.

А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полет! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы – импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники-импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

(Сл.23) Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» («Сена близ Анера (Лодка)», «Купальня на реке»(Сл.24). В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом. Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси (Сл.25) , французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названиях произведениях: «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет»

Музыка К.Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Дифференцированные творческие задания.

Во время прослушивания музыки:

Нарисуйте музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру.

Разгадай кроссворд.

Клод Дебюси «Лунный свет на террасе» (слушание). Сл.26,27,28,29,30

Оформить выставку рисунков.

Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русских художник В.Кандинский (Сл.31,32,33,34,35,36) понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроение. В.Кандинский настаивал: «Желтое, включенное в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах». Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревших, пятна как бы оживают.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак. (Сл.37) Предлагаю исполнить песню «Возьмите в руки краски» (Сл.38)

Рисуем музыку! (Сл.39)

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Рисуем…музыку?»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Аржаева Александра Александровна

Место работы

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Должность

Предмет

Класс

Тема четверти

Тема урока

«Можем ли мы увидеть музыку?»

«Рисуем…музыку?»

Базовый учебник

Программа под редакцией Д.Б.Кабалевского для 1-8 кл.

    Цель урока : выявление взаимосвязей между изобразительным искусством и музыкой, продолжить развивать у учащихся художественное общение с различными видами искусства, способствующее формированию целостного представления об изобразительном искусстве; подвести учащихся к осознанному пониманию роли музыки для возникновения прекрасного живописного полотна.

    Задачи:

Формирование у учащихся первоначального представления о связи музыки и изобразительного искусства; раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни;

Обогащение словарного запаса учащихся новыми терминами; продолжить развивать умение логического мышления в игре, творческой фантазии, музыкально-образного мышления.

Воспитывать стремление и волевые качества к знаниям; умение слушать учебный материал; чувство доброжелательного отношения к одноклассникам.

    Тип урока : изучение нового материала (углубление в тему).

    Формы работы учащихся: используются методы проблемный, дифференцированный, частично-поисковый, использование ИКТ, творческие задания, игра.

    Необходимое техническое оборудование: Фонохрестоматия.М.Чюрлёнис «Симфоническая поэма», К.Дебюсси «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», Э.Григ «Утро», песня «Музыка» Г.Струве, И.Исакова, песня «Возьмите в руки краски» Т.Мухаметшиной; презентация.

    Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Активизация внимания

Эпиграф урока на доске

Постановка проблемы, актуализация знаний

Любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся больше всего?

Сказка Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» (зачитать)

Отвечают на вопросы учителя.

Введение в тему урока

Подумайте, что я должна записать после слова тема?

Сформулируйте тему урока

Рисовать музыку? Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?. Исполнение песни «Музыка».

Активизация умственной деятельности, размышление, высказывания, исполнение песни.

Совместное открытие новых знаний

Творчество Чюрлениса, Ренуара, Дебюсси.

Развитие творческой фантазии, воображения физкультминутка

Рефлексия

Творческие задания. Творчество Кандинского.

Выполняют задания. Размышляют.

Подведение итогов.

В неразгаданности искусства таится огромная сила. Ставим точку. Исполнение песни. Что нового узнали на уроке? Имена художников и композиторов.

Исполняют песню «Возьмите в руки краски».

Отвечают на вопросы.

Заключительное слово

Домашнее задание

Нарисовать рисунки к любой прослушанной на уроке музыке.

Выбирают наиболее понравившееся музыкальное произведение

По горизонтали:

    Окраска звука в музыке, одно из средств для создания музыкальных картин.

    Сочетание звуков, аккордов.

    Средство музыкальной выразительности.

    Чередование длинных и коротких звуков.

    Скорость движения в музыке.

    Большой коллектив музыкантов-инструменталистов.

    Организация звуков в музыке вокруг главного звука – тоники.

По вертикали:

Так называют музыкальную картину, созданную симфоническим оркестром.



Похожие статьи
 
Категории