Средства музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности, или как рождается музыка Средства музыкальной выразительности и их определение

27.06.2019
Главная > Документ

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности . Всего их 10:

    регистр 6. метр тембр 7. лад темп 8. гармония динамика 9. фактура ритм 10. мелодия
1. РЕГИСТР Регистр – эточасть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента. Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание), - средний регистр(ассоциации с голосом человека) и - низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание). 2. TЕМБР Тембр особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов.Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный. Тембры человеческих голосов :

Регистр

Женские голоса

Мужские голоса

Meццо-сопрано

Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке. Типы хора :
    м ужской (плотный, яркий тембр), женский (теплый, прозрачный тембр), смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр), детский хор (светлый, легкий тембр).
Группы инструментов симфонического оркестра. Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами . Их в оркестре четыре:

Стунные инструменты

Деревянные духовые инструменты

Meдные духовые инструменты

Ударные инструменты

Скрипка Флейта Валторна Литавры
Альт Гобой Tруба Барабан
Виолончель Kларнет Tромбон Kсилофон
Контрабас Фагот Tуба Колокольчики и др.
3. TEМП Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения. Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем. Основные группы темпов :
1. М е д л е н н ы е темпы Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.
2. У м е р е н н ы е темпы Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.
3.
Б ы с т р ы е темпы
Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.
О с н о в н ы е в и д ы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

У м е р е н н ы е темпы

Б ы с т р ы е темпы

Largo - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andanto

Allegro - быстро

Lento - протяжно

Vivo - живо

Adagio - медленно

Moderato - умеренно

Vivace - живо

Grave - тяжело

Presto - очень быстро

Andante - довольно медленно, спокойно

Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении :

Постепенное з а м е д л е н и е

темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)

Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)
Ritenuto - удерживая
Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая Animando - воодушевляясь
Allargando - pасширяя Stringendo - ускоряя, торопясь
Возвращение к первоначальному темпу - а tempo , Tempo primo Уточняющие понятия :
    Piu - более meno - менее non troppo - не слишком molto assai - очень, весьма subito - внезапно,неожиданно poco - немного poco a poco - понемногу, мало-помалу
4 . ДИНАМИКА Динамика - это с тепень громкости исполнения музыкального произведения. Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo

ppp

предельно тихо

Pianissimo

pp

очень тихо

Piano

p

Mezzo piano

mp

не очень тихо

Mecco forte

mf

не очень громко

Forte

f

Fortissimo

ff

очень громко

Forte fortissimo

fff

предельно громко

Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:
    Crescendo - cresc . - усиливая
    Sforzando - sforc., sfc., sf .- внезапно усиливая
    Subito forte - sub.f. - внезапно громко
    Diminuendo - dim . - уменьшая, ослабляя звук
    Decrescendo -decresc . - ослабляя
    Smorzando - smorc . - замирая
    Morendo - morendo - замирая
Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой к у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения. 5. РИТМ Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности. Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы , из которых складывается ритмический рисунок произведения. Виды ритмических рисунков:
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ. В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер. Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки. Реже встречаются следующие ритмические фигуры: Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение. Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности. Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.
6. МЕТР М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация) . В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами. Основные типы метра:

Строгий метр

сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно

Свободный метр акценты распределяются неравномерно , в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты
Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/- ) напр., полька или марш. Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/-- ), напр., вальс. Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.Переменный метр - меняется на протяжении произведения.
В зависимости от количества сильных долей метры бывают:
    Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 2 4 или трехдольные, напр. 3 4 или 3 8 ). Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 4 4 = 2 4 + 2 4 или только трехдольных, напр. 6 8 = 3 8 + 3 8). Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 5 4 = 2 4 + 3 4 , или 3 4 + 2 4 , либо 7 4 = 2 4 + 2 4 + 3 4 и др.).
Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а . Cтихотворные стопы:

Хорей (/ -)

Ямб (- /)

Дактиль (/ - -)

Бу- ря мгло- ю

не- бо кро- ет.

В ле-су ро-ди -лась е -лоч-ка

Слы- шу ли го- лос твой

звон- кий и лаc- ко-вый

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:
    Полька - 2 4 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами. Вальс - 3 4 , аккомпанемент с акцентом на первой доле. Марш - 4 4 , пунктирный ритм.
Задания и вопросы: 1. Найди и выпиши из стихотворений примеры стихотворных стоп!

Ямб: Хорей: Дактиль:

2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калс o нс при обработке латышской народной песни «А r meitām dancot gāju » ?..................................................................................................................................................

..................................................................................................................................................

Р . Калсонс . Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot g ā ju”

3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 2 4 и 3 4 , затем сыграй или спой:

4. Дополни текст!

Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши , темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .

5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:
..............………….джo, ........................... чe, ....................... шендо ?

    Подумай:
если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = marcia (читается: марча ) = марш, то Marciale = ............................................................... если assai, = очень, то Lento assai = .............................................................................................. 7. Успокоительные лекарства называются транквилизаторами, что может означать Tranquillo? ....................................................... 8. Brio - это название чистящего средства, что может означать Con brio ? ........................................................... 9. Что может означать Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca? ................................................................................................................................................................. 10. Что может означать Brillante, Grazioso, Energico? ......................................................... .................................................................................................................................................................... 11. С помощью словаря музыкальных терминов переведи с итальянского языка слова в этом маленьком рассказе! ... Скоро закончится pause перед уроком маткматики. Класс molto agitato . В начале piano, затем poco a poco crescendo звучат голоса учеников. Новый maestro математики одному из наших одноклассников energico e risoluto сообщил, что сейчас нас ожидает piccolo контрольная работа. Так subito ! "Я вчера даже не открывала свой libretto ," doloroso e lacrimoso протянула наша отличница. "Ну, задания будут ведь non troppo pesante ," успокаивает ее одноклассница. "Ерунда," grazioso e scherzoso прощебетала prima donn а нашего классa. "Я ему улыбнусь так dolce e amoroso , что он даже забуде про контрольную!" "Ну bravo !" furioso e feroce чеканит староста класса. "У учителей нет права на такие subito контрольные! Удираем! Prima volta , - обойдется! Ну - Vivo, Presto , accelerando. .." Aх, слишком поздно! Fermata ! Уже alla marcia шагом festivo входит наш Maestro . "Пожалуйста, tutti по местам," deciso e marcato звучит его голос. И урок начинается... Oh, mamma mia , с контрольной работы... 7. ЛАД Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу .Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.Toнальность – это лад с определенной тоникой. Лады могут состоять из разного количества звуков:

    трихорд - лад, состоящий из трех звуков.

    тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

    пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

    семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Главные лады:

Лады без полутонов

Семиступенные лады

Лады с двумя и более полутонами подряд
Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции. Пе н татоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма» , т.к. он часто встречается в восточной музыке).Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора» . Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски. Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски. Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия): -параллельные (напр. Дo мажор – ля минор) - одноименные (напр. Соль мажор - соль минор) лады. Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский ) Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).
8. ГАРМОНИЯ В переводе с греческого harmonia означает созвучие. Гармония это объединение звуков в различные созвучия (аккорды ) и их последовательности . Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности».

Цель: закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

Научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;

Развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся, вокально-хоровые навыки;

Воспитывать слушательскую культуру учащихся;

Тип урока: урок обобщения знаний.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), «Метелица» А.Ермолов

Ход урока:

  1. Музыкальное приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Д: - Здравствуйте!

  1. Беседа

У: - Сегодня, среди зимы, у нас в классе распустился необыкновенный цветок! Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. Сегодня мы вспомним, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название.

Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?

Д: - Мелодия!

У: - Верно! Все лепестки выросли из этого главного в музыке – мелодии (это основной мотив произведения). Мелодия – это «душа музыки», как сказал П.И.Чайковски, это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.

Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки - звучит «Колыбельная медведицы».

У: - Как двигалась мелодия в песне?

Д: - Плавно, без больших скачков…

У: - Правильно. Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?

Д: - Мажор и минор!

У: - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?

Д: - Минор - темную, мажор - светлую.

У: - Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку.

Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.

У: - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах.

А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного? Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.

Д: - Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.

У: - Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно.

У: - Каждое произведение исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп.

Также и ритм присутствует и в музыке. Это чередование долгих и коротких звуков. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным.

Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.

У: - А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.

Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком - пунктирный ритм.

Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.

Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?

Д: - С песней.

У: - Конечно же с песней! Сейчас мы с вами исполним песню «Метелица».

Слушание, опрееление характера и исполнение песни.

У нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? Д: - Высокий - птице, средний - человеку, низкий - медведю.

У: - Правильно! Также и у каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!

Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.

У: - Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.

  1. Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.
  2. Рефлексия.

У: - Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?

Д: перечисляют все средства.

У: - Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным!

Ребята поднимают картинки.

У: - Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!


Слайд 2

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СМВ) – ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО КОМПОЗИТОР СОЗДАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1. МЕЛОДИЯ
2. РИТМ
3. ТЕМП
4. ТЕМБР
5. ДИНАМИКА
6. ЛАД
7. РЕГИСТР
8. ЖАНР, ТИП
9. ШТРИХИ
10. ФОРМА

Слайд 4

Слайд 5

мелодия «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Со–лны –шко всхо – дит и не –бо свет – ле – ет, при –

ро – да про – сну – лась и у – тро при – шло.

Слайд 6

РИТМ – (от греческого «МЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ») ЧЕРЕДОВАНИЕ ДОЛГИХ И КОРОТКИХ ЗВУКОВ

Слайд 7

Музыкальных темпов, так же как и ритмов огромное количество.Есть медленные, средние и быстрые

  • Медленные:adagio
  • Средние:moderato
  • Быстрые:allegro

ТЕМП – (от латинского «ВРЕМЯ») СКОРОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Слайд 8

Одно и тоже произведение, исполненное на разных инструментах, будет звучать по-разному.

Слайд 9

Узнай инструмент по тембру

Слайд 10

Для яркого исполнения музыкального произведения выделяют 2 основных вида динамики (f иp) и 2 вспомогательных (cresиdimin)

ДИНАМИКА

ДИНАМИКА – (от греческого «СИЛА») ГРОМКОСТЬ В МУЗЫКЕ

Слайд 11

  • Динамические оттенки
  • f (форте) - ГРОМКО
  • р (пиано) - ТИХО

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 12

Динамические оттенки

  • КРЕЩЕНДО (cres) - УСИЛЕНИЕ
  • ДИМИНУЭНДО (dimin) - ОСЛАБЛЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 13

  • ЛАД
  • МАЖОР (dur) – СВЕТЛО, РАДОСТНО, ЯРКО
  • МИНОР (moll) – ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО
  • Слово «ЛАД» - славянское. Ладой древние славяне звали златокудрую богиню мира, красоты и любви.

РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ЛАДА:

Слайд 14

РЕГИСТР – ВЫСОКИЕ, СРЕДНИЕ ИЛИ НИЗКИЕ ЗВУКИ

Слайд 15

Слайд 16

ШТРИХИ – ПРИЁМЫ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЁМА ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ:

  • ЛЕГАТО (legato) -СВЯЗНО
  • СТАККАТО (staccato) - ОТРЫВИСТО
  • Слайд 17

    Слайд 18

    • ЛЕГАТО
    • СТАККАТО
  • Слайд 19

    ФОРМА – ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Слайд 20

    Простейшие формы музыкальных произведений:

    • I – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • II – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • III –ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • РОНДО
    • ВАРИАЦИОННАЯ
  • Слайд 22

    II – частная форма

    Чаще всего данную форму называют «песенной», т.к. именно в этой схеме написано большинство песен (запев-припев).Части произведения ярко выражены и отличаются друг от друга.

    Слайд 23

    III – частная форма

    Данная форма произведений чаще всего используется композиторами в больших музыкальных произведениях. В ней тоже 2 темы, но они образуют схему «слойки»

    1 мелодия (А)

    2 мелодия (В)

    (А-В-А) или (А-В-С)

    3 мелодия (С)

    Слайд 24

    Рондо– в переводе с итальянского языка «движениепо кругу».Эта форма музыки возникла очень давно и сначала использовалась в поэзии. Постепенно она стала употребляться и в музыке. В рондо основная мелодия может повторяться много раз, но между ее повторениями вставляются совершенно разные мелодии.

    Основная мелодия (рефрен)

    Дополнительные мелодии (эпизоды)

    Слайд 25

    Вариации

    Вариации – изменение. Самая оригинальная и необычная форма музыки.В этой форме также всего 1 мелодия, которая постоянно изменяется.

    Посмотреть все слайды

    Средства музыкальной выразительности раскрывают тайну того, как набор нот, звуков, инструментов превращается в музыку. Как у любого искусства, у музыки существует особый язык. Так, например, у художника такими средствами может быть краска. С помощью красок художник создает шедевр. В музыке также есть некоторые подобные инструменты. О них поговорим далее.

    музыкальной выразительности

    Начнем с музыки определяет то, с какой скоростью исполняется произведение. Как правило, в музыке различают три вида темпа - медленный, умеренный и быстрый. Для каждого темпа существует итальянский эквивалент, которым оперируют музыканты. Медленному темпу соответствует адажио, умеренному - анданте, а быстрому - престо или аллегро.

    Некоторые, однако, слышали выражения типа «темп вальса» или «темп марша». Действительно, такие темпы тоже есть. Хотя их скорее можно отнести к размерам. Так как темп вальса - это, как правило, размер в три четверти, а темп марша - в две четверти. Но некоторые музыканты относят эти характеристики к особенностям темпа, потому что вальс и марш очень легко отличить от других произведений.

    Размер

    Раз уж мы заговорили о размере, продолжим. Он нужен для того, чтобы не спутать тот же вальс с маршем. Размер, как правило, записывается после ключа в виде простой дроби (две четверти - 2/4, три четверти - 3/4, две третьих - 2/3, а также 6/8, 3/8 и другие). Иногда размер записывается в виде буквы С, это означает «целый размер» - 4/4. Размер помогает определить ритм произведения и его темп.

    Ритм

    Наше сердце имеет свой ритм. Даже наша планета имеет свой ритм, который мы наблюдаем при Его можно определить как чередование коротких и длинных звуков. Например, размер вальса ассоциируется с понятием ритма хорошо знакомого нам вальса. У любого танца - танго, фокстрота, вальса - есть свой ритм. Именно он превращает набор звуков в ту или иную мелодию. Один и тот же набор звуков, сыгранных с разными ритмами, будет восприниматься по-разному.

    Ладов в музыке всего два - это мажорный (или просто мажор) и минорный (минор). Даже люди без музыкального образования могут охарактеризовать ту или иную музыку как ясную, веселую в терминах музыканта) или как грустную, печальную, мечтательную (минор).

    Тембр

    Тембр можно определить как окраску звуков. С помощью этого средства музыкальной выразительности мы можем определить на слух, что именно мы слышим - человеческий голос, скрипку, гитару, фортепиано или, может быть, флейту. У каждого музыкального инструмента есть свой тембр, своя звуковая окраска.

    Мелодия

    Мелодия - это и есть сама музыка. Мелодия сочетает в себе все средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тональность, размер, лад, тембр. Все они вместе, сочетаясь между собой особым образом, превращаются в мелодию. Если изменить в наборе хотя бы один параметр, мелодия получится совсем другая. Например, если изменить темп и сыграть тот же ритм, в том же ладу, на том же инструменте, получится уже другая мелодия с другим характером.

    Можно кратко представить все средства музыкальной выразительности. Таблица в этом поможет:

    Наслаждайтесь музыкой!

    У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

    У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.

    Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.

    Мелодия

    Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

    Регистр

    Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

    Различают:

    — высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
    — средний регистр (ассоциации с голосом человека),
    — низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

    Ритм

    В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.

    Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

    Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

    Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

    Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

    Виды ритмических рисунков

    Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

    В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

    Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

    Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

    • Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) — обостряет, активизирует движение.
    • Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
    • Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
    • Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

    Размер

    Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.

    Темп

    Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

    Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.

    Лад

    В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.

    Тембр

    1. Высокий — сопрано, тенор.
    2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
    3. Низкий — альт, бас.

    Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

    Типы хора:

    • мужской (плотный, яркий тембр),
    • женский (теплый, прозрачный тембр),
    • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
    • детский хор (светлый, легкий тембр).

    Группы инструментов симфонического оркестра

    Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
    — Струнные инструменты
    — Деревянные духовые инструменты
    — Meднные духовые инструменты
    — Ударные инструменты

    Динамика

    Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.

    Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

    Основные обозначения динамических оттенков:

    • Piano pianissimo — ppp — предельно тихо
    • Pianissimo — pp — очень тихо
    • Piano — p — тихо
    • Mezzo piano — mp — не очень тихо
    • Mecco forte — mf — не очень громко
    • Forte — f — громко
    • Fortissimo — ff — очень громко
    • Forte fortissimo — fff — предельно громко

    Обозначения изменения силы звучания:

    Crescendo — cresc. — усиливая
    Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая
    Subito forte — sub.f. — внезапно громко
    Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук
    Decrescendo -decresc. — ослабляя
    Smorzando — smorc. — замирая
    Morendo — morendo — замирая

    Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

    Метр

    Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

    В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

    Основные типы метра

      • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
      • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
      • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
      • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
      • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
      • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

    В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

    • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
    • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).
    • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

    Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

    • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
    • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
    • Марш — 44 , пунктирный ритм.

    Гармония

    В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

    Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

    Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

    Виды аккордов:

    По количеству звуков:
    — Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.
    — Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.

    По интервальному строению:
    — аккорды секундового строения (кластеры)
    — аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)
    — аккорды квартового строения (квартаккорды)
    — аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

    В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

    В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

    Фактура

    Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
    Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.
    Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

    Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.
    Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

    Основные виды полифонии

    • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
    • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. Основные виды фактуры:
      Формы имитационной полифонии:
    • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
    • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
    • Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
    • Фугетта (ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

    Штрихи

    Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.

    • Legato - (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
    • Staccato - (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
    • Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.


  • Похожие статьи
     
    Категории