Старые русские имена. Древнерусские двусоставные имена

26.06.2019

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?

Каждое имя, когда-то придуманное людьми, несет в себе смысл. Старорусские женские имена отличаются красотой и уникальностью, ведь они появлялись в разные периоды многострадальной истории Древней Руси. Богатство женских имен пришлось по вкусу современным родителям, и уже многие девочки носят прекрасные старинные имена. Мелодичность и глубокий смысл привлекают не только русских, но и другие народы.

Выяснить происхождение абсолютно всех старинных имен невозможно, но исследования не прекращаются. Имена являются источником истории и традиций, с их помощью можно узнать о быте предков, их взглядах, посмотреть на мир их глазами. Имена помогают современникам узнать, как их предки относились к людям.

Исследовать старорусские женские имена еще труднее, ведь обычно они имели по несколько значений и толкований. У разных регионов одно имя могло обозначать разные явления и вещи. Поэтому сегодня на одно имя приходится несколько версий.

Имена и традиции

В старину детей называли именами, которые характеризовали повадки или внешность. Это была древняя традиция, ведь люди издавна верили, что в имени заключается судьбоносный код. Так и появились имена девочек Красава, Разумница.

Стоит отметить, что подобная традиция была не только у славян. Индийцы и китайцы также нарекали детей в соответствии с традициями. В Индии давали характерные имена, вроде Аяши (маленькая), Евоти (великая). Китайцы старались дать ребенку ужасное имя, так как верили, что плохие духи могут позариться на любимого ребенка, а если назвать его почти оскорбительно, духи будут думать, что этого ребенка не любят. Это больше касалось мальчиков, хотя и девочкам бывало давали странные имена.

Славяне придавали большое значение семье и роду занятий, некоторые имена даже связаны с последовательностью рождения детей. Так Лидия будет означать «первая». Популярным было имя Первуша.

Славяне считали, что имя является ключом к внутреннему миру и давали девочкам по два имени. Так появилась традиция выбирать имя для людей и для семьи. Первое говорили всем, а второе знали только самые близки, и оно хранило в себе тайный хороший смысл. Первое обычно было некрасивым и отталкивающим, но позволяло защитить истинное от дурных языков.

Второе имя давали только в определенном возрасте, когда подросток проявлял характер. Однако традиция не прижилась – обычно девочка была такой, какой ее характеризовало первое имя. Второе же имя, ввиду не используемости, теряло свое значение.

Церковные календари

После принятия христианства имена вписывали в церковные календари, и как бы отдавали ребенка на защиту ангела-хранителя. Как известно, не все славяне охотно приняли обычаи христианства, поэтому долгое время детям, параллельно с христианскими именами, давали старые языческие прозвища. Позже многие из них стали современными фамилиями.

Однако давление христианства было велико. Ближе к 17 веку многие древнерусские женские имена вышли из обихода. Их заменили имена государств, которые распространяли христианство или были влиятельны в то время – Византия, Египет, Греция, Италия, Сирия. Многие имена были преобразованы на русский манер, и, к примеру, вместо Авдотьи получилась Евдокия. Сегодня очень многие бы удивилась, как в оригинале звучали их имена.

Неизменными оставались только имена святых. Древняя традиция давать ребенку два имени прижилась и на Руси, но второе имя, которые давали при крещении, обычно не использовали. Второе имя зачастую было греческим.

Церковный перечень предоставляет на выбор большое количество женских имен. Выбирать имена могут как верующие христиане, так и атеисты. Более того, календарь позволяет выбрать имя по месяцу и даже дню рождения. Назвать ребенка по Святцам, значит подарить ему защиту от святого, почитаемого в этот день. Существует и другая традиция, выбирать святого на восьмой день после рождения. Если в день рождения нет Святцев, тогда выбирают имя святого, чествуемого на сороковой день. Раньше именно в этот день крестили ребенка.

Разрешается также использовать мужское имя, если по Святцам нет женского. Поэтому существует так много бесполых имен (Евгения, Александра, Ярослава, Вячеслава).

Типы русских имен

Славяне однозначно любили красивые двухосновные имена. К примеру, Светозара, Мирослава, Любомира, Доброгнева, . Часто девочек называли именами, которые подчеркивали те или иные черты их характера. Так появились имена Арина (спокойная), Добрава (добрая), Варвара (дикая), Светлана (светлая), Арсения (мужественная). Так как славяне почитали культ животных и растений, многие имена девушек взяты из мира флоры и фауны. Это Азалия, Акулина, Щука.

Были имена, заимствованные у богов. Знаменитая считалась богиней утренней зари, Аполлинария – богиней солнца (об древнегреческого бога солнца Аполлона), богиня красоты и любви Лада. Некоторые исконно русские имена являлись измененными причастиями (Бажена). В отдельную группу входили имена для княжеских детей (Вячеслава).

Сегодня можно найти старославянские имена, которые в действительности имели только славянский корень. Были имена, которые переводили греческие и римские.

Полный список красивых имен древности собрать невозможно, но вот несколько самых популярных:

– летняя.

– дарящая.

Агнесса – целомудренная.

Веста – хранительницы домашнего очага.

– избранная.

Бела – красивая.

Ада – украшающая.

– безмятежная.

Богдана – данная Богом.

Агния – непорочная.

Добрава – добрая.

– царствующая.

Беатриса – благословляющая.

Евпраксия – добродетель.

Казимира — показывающая мир.

Ариадна – спящая.

– защитница.

Радость — радость.

Светлана – светлая.

Милана – милая.

Отрада – отрада.

Голуба — кроткая.

Мстислава – месть и слава.

Любомила – любовь и мир.

— холодная.

Ладослава – ладная.

Любомудра – любящая мудрость.

Огневлада – яркая.

Стрела – стрела.

Млада – молодая.

Белоснежа – белоснежная.

Милонега – милая и нежная.

Дива – божественная.

Домослава – славящая дом.

Часлава — чающая славы.

Радмила – милая радость.

Славунья – славящая.

Любогнева – любящая гневаться.

Русана – русая.

Услада – сладкая.

Прекраса – прекрасная.

Добродея – делающая добро.

Весняна – весенняя.

Ждана – желанная.

Яромила – милая Ярлу.

В 19 веке многие старорусские имена были подзабыты. В обиход вошли русские версии иностранных имен:

– чужая.

– утешающая.

Урсула – любопытная.

Ирма – аккуратная.

– черноглазая.

Нелли – невнимательная.

– честная.

– умелая.

Выбор имени сына - сложное дело для всех родителей. Ведь имя останется с ребенком на всю жизнь, будет его отражением. Поэтому к вопросу имени для мальчика нужно подходить серьезно. На данный момент в мире существуют имена различного происхождения итальянские имена, казахские, греческие, старорусские имена мальчиков и девочек. Если вы решили наделить своего сына старорусским именем, то наша статья как раз для вас.

Нужно отметить, что среди старорусских имен есть огромное количество красивых и звучных имен, и при правильном их применении можно значительно повлиять на судьбу ребенка, то есть в процессе воспитания усилить позитивные черты в характере ребенка и развить в нем хорошие качества. Особым спросом среди старорусских имен пользуются княжеские имена. Как правило, мужчины с такими именами как Владимир, Всеволод, Святослав. Имя Ярослав наделяет ребенка твердым мужским характером и харизматичностью. Также есть хорошие старорусские имена мальчиков, обладатели которых не были князьями, но были достойными мужами. Например, имя Богдан (богом данный). Мальчик по имени Богдан будет спокойным, знающим себе цену человеком, принципиальность и упрямство - яркие черты Богдана. Борисы (борцы) бывают умными, достигают больших успехов, щепетильные, с чувством юмора. И таких старорусских ярких и имеющих глубокий смысл имен много.

Старорусские имена мальчиков:

Богумил - милый Богу

Красимир - красота мира

Будислав - будь славным!

Красислав - красота славы

Болеслав - славящий

Любим - любимый

Белогор - из белых гор

Людимир - неси людям мир

Белояр - яростный

Любомил - любимый

Бажен - божий

Любомир - любящий мир и миром

Буеслав - аист

Люборад - радующий любовью

Будимил - будь милым!

Любослав - любовь славящий

Боголеп - божественный

Ладислав - славящий красоту

Братислав - брат, друг славы

Ладислав - славящий людей

Белимир - белый, чистый

Любодрон - любимый, дорогой

Богумир - неси Богу мир!

Лучеслав - в луче славы

Борислав - бурная слава

Любодар - дарящий любовь

Володарь - дарящий волю

Ладимир - миролюбивый

Витослав - слава жизни

Миролюб - любящий мир

Властислав - владеющий миром

Милава - милый, добрый

Владимир - владеющий миром

Млад - молодой

Вячеслав - славящий совет

Миродар - дарующий мир

Венислав - увенчанный славой

Милан - милый, добрый

Всемир - всемирный

Мыслемир - думающий о мире

Всеслав - прославленный

Могута - мощный, могучий

Вышеслав - знаменитый; вся слава

Милослав - милая слава

Властимир - властвуй миром

Младен - молодой

Всемил - милый всем

Милорад - милый, добрый

Верислав - верный

Надея - надежда ожидание

Воислав - славный воин

Негомир - нежный и мирный

Вадим - званный, приглашенный

Найден - найденный

Владислав - владеющий славой

Нерослав - скрепляющий славу

Вадислав - званный

Остромысл - остро мыслящий

Глеб - милый, ласковый

Очеслав - отчая слава

Градибор - создающий силу

Олег - легкий, быстрый

Горислав - славящий высокий свет

Прекрас - прекрасный

Горисвет - высокий свет

Пересвет - пресветлый

Гостислав - готовая слава

Путислав - путь славы

Градимир - созидатель мира

Премислав - прими славу!

Дар - дар миру

Первослав - впереди славы

Дрогослав - дорогая слава

Ратислав - ратная слава

Добрава - добредающий, несущий

Радимил - милая радость

Дарослав - дающий слово

Радей - радость, радостный

Деян - действующий, активный

Ратибор - избранный воин

Даромир - дающий мир

Радибор - избранный из радостных

Добран - добро дающий

Руслав - русый

Дарен - дар миру

Радислав - радеющий о славе

Дан - дан Богом

Радим - милая радость

Дрогорад - дорогая радость

Ратмир - ратующий о мире

Дрогомир - дорогой мир

Радосвет - свет радости

Данко - светящий, день

Русимир - Русский мир

Дивислав - в сиянье слова

Радимир - радеющий о мире

Данияр - данный для блеска

Радовлад - владей радостью

Добролюб - любящий добро

Световид - свет, свят

Данислав - дающий славу

Светозар - озаренный светом

Даромысл - думающий, мыслящий

Святобой - святой боец, воин

Драголюб - добрый, любимый

Святомир - святой мир

Доброслав - славящий добро

Световик - свет

Драговит - ценящий жизнь

Святорад - святая радость

Дамир - давший мир

Тихослав - тихая слава

Есений - ясное небо

Траян - третий сын

Желан - желательный

Умир - мир, умиротворение

Желислав - желанная слава

Умил - умиление

Жданимир - жданный мир

Услад - услада

Житеслав - славящий жизнь

Хранимир - храни мир

Златослав - золотая слава

Хвалимир - прославляй мир

Златозар - с ясным взором

Хвалислав - хвали славу

Звенислав - звенящий славой

Хранислав - храни славу

Залазарь - из-за лазури

Цветимир - будь цветом мира

Зелислав - очень славный

Чудомил - милое чудо

Зданимир - создатель мира

Честимир - честь мира

Звенимир - зовущий к миру

Честислав - чти славу

Заря - восходящий свет

Чтислав - чти славу

Ижеслав - будь со славой!

Щаслав - счастливый

Игорь - воинственный

Яромир - будь яростным в мире

Ивар - древо жизни

Ярослав - блистающий славой

Идан - идущий, преодолевающий путь

Яромил - милый мужчина

Иван - родиться, рождаться

Ярополк - яростно ополчившийся

Красибор - избранный из красивых

Янислав - славный

Как считается во многих культурах, имя, данное человеку при рождении, в какой-то степени определяет его дальнейшую судьбу. Это поверье было распространено и среди древних славян, о женских именах которых мы и поговорим ниже.

Традиции имянаречения в Древней Руси

Столь благоговейное и серьезное отношение к имени приводило зачастую к тому, что человека нарекали дважды. Одно имя было всем известным и служило только для коммуникации, тогда как другое, подлинное - не выдавалось никому, кроме самых близких людей, родственников и друзей. Старорусские женские имена подбирались также в соответствии с этим правилом. Сохранение их втайне помогало уберечь девушек от влияния злых духов и вредоносного колдовства. При этом нередко первое имя было, как его сейчас называют, отрицательным. То есть оно отражало какие-либо негативные черты или понятия. К этому типу относятся такие старорусские женские имена, как Злоба, Некраса, Крива и так далее. Считалось, что если называть девочку так, то от нее как раз и отойдет свойство имени. А в жизни возобладает противоположное, положительное значение. Давали это имя при рождении. Второе имянаречение происходило по достижении ребенком совершеннолетия (по древним стандартам). То есть это наречение являлось частью инициации человека во взрослую жизнь, в социум. Подбиралось же имя чаще всего на основании личностных качеств, которыми обладала девочка. В пример здесь можно привести такие старорусские женские имена, как Веселина и Голуба.

Источники имен

У славян было огромное множество имен. В общем и целом все известные сегодня старорусские женские имена, как, впрочем, и мужские, можно разделить на пять групп. К первой относятся те, что являются названиями представителей животного мира или растений. К примеру, согласно этому принципу, девочку могли назвать Щукой, Лебедой и так далее. Вторая группа включает список старорусских женских имен, представляющих собой числительные. То есть девочку могли назвать порядковым номером ее рождения в семье - Первуша, Осьмая и др. Третья группа предполагает, что имя давалось ребенку в честь какой-либо богини. К примеру, в честь богини красоты малышку могли наречь Ладой. Четвертый тип включает в себя имена, основанные на личностных качествах человека. Примеры такого типа мы приводили выше. Ну и наконец, пятая группа - это наиболее красивые старорусские женские имена, поскольку состоят они из двух основ. Что делает их особенно емкими, звучными, замысловатыми и наполненными глубинным значением. Яркими примерами могут послужить здесь имена Ярослава, Тихомира, Радимира. От этой группы путем трансформации и сокращения произошла подгруппа более простых имен. Святоша, Милонега, Ярилка - типичные примеры такого рода. Из всех перечисленных групп свободно выбирались старорусские женские имена для ребенка, хотя гипотетически на выбор могли оказывать некоторое влияние волхвы.

Старорусские имена после христианизации

Церковь, расширяя свое влияние в славянских землях, истово боролась со всем языческим. Неудивительно поэтому, что после христианизации большая часть исконных русских имен была забыта и замещена греко-римскими и еврейскими вариантами. Существовали даже списки имен, запрещенных церковью и подлежащих забытью. В первую очередь, в него входили, конечно же, имена языческих богов (Лада, к примеру). Кроме того, запрещались к употреблению те, которые носили лидеры языческой оппозиции. Это делалось для того, чтобы память о них была стерта. Ведь если никто не назовет в честь опального волхва ребенка, то после смерти героя оппозиционеров никто и не вспомнит. К сожалению, сегодня исконные славянские имена в России очень редкие. Старорусские женские имена, как и мужские, до сих пор не вышли из тени. Хотя на смену традиционным христианским вариантам пришли советские, а теперь активно проникают и западноевропейские формы.

Старорусские женские имена и их значения

Ниже мы приведем перечень основных славянских женских имен. Из-за веков забвения до нас дошли далеко не все старорусские женские имена. Полный список поэтому составить не получится. Но и тех, что остались, будет вполне достаточно для нашей статьи.

Б

Бажена. Это имя означает желанного ребенка.

Белослава. Имя, состоящее из двух основ - «белая» и «слава». Соответственно, значение его - "белая слава".

Берислава. Означает «берущая славу».

Благослава. Означает женщину, прославляющую благость, доброту. Можно сократить до Благана, Благина.

Богдана. Буквально значит «данная богом». Сокращенная форма - Божена.

Божидара. Почти то же самое, что и Богдана, только не данная, а подаренная богом.

Болеслава. Это красивое имя надо понимать как «прославленная».

Борислава. Так называют женщину, борющуюся за славу.

Бояна. Этим словом в старину называли сказителей, рассказывающих легенды и мифы.

Братислава. В основе имени два корня: «бороться» и «славить».

Бронислава. Означает "защитница славы".

Брячислава. Первый корень в имени близкородственен по смыслу современному глаголу "бряцать". Соответственно, значение имени - "бряцать", то есть "славить на музыкальном инструменте".

В

Велимира. Имя, происходящее от понятия «большой мир».

Велислава. Буквально - "наиславнейшая". Сокращенные варианты: Вела, Величка.

Венцеслава. «Увенчанная славой» или «носящая венок славы».

Вера. Сохраненное традицией имя. Не нуждается в переводе.

Веселина. Говорит о жизнерадостности и веселом нраве своей носительницы. Женская форма имени Веселин. То же значение имеет имя Весела.

Г

Горислава. Означает «горящая в славе».

Градислава. Данное имя означает женщину, охраняющую славу.

Гранислава. Буквальный смысл - "улучшающая славу".

Д

Дарена. Обозначает «подаренная». Дарина, Дара - сокращенные варианты этого имени.

Добромила. Очевидно, говорит о доброй и милой женщине.

Драгомира. Буквально - "та, что дороже мира".

Доброслава. Данное имя может трактоваться как «прославляющая доброту». Альтернативное значение - "добрая слава".

Ж

Ждана. Имя означает ожидаемое дитя.

З

Звенислава. На современном русском языке означает «оглашающая славу».

Златоцвета. Сокращенная форма - Злата. Очевидно, что семантически коррелирует с золотым цветом.

И

Искра. Происходит от слова «искренняя».

Истома. Говорит о томлении. Как предполагается, отражает факт тяжелых родов ребенка.

К

Казимира. Это имя сегодня распространено в Польше. Означает «показывающая мир».

Красимира. "Прекрасная и мирная женщина" - так это имя понимают сегодня. Сокращенно будет Краса.

Л

Лада. Имя богини красоты, любви, брака и мира.

Любовь. Имя, и сегодня популярное в России. Известна также форма Любава. В комментариях не нуждается.

Любомира. Говорит о том, что носительница имени любит мир.

М

Малуша. Другая форма - Млада. Означает маленькую или младшую.

Милана. Означает просто милую женщину. Известны также такие формы, как Милена, Милава, Умила, Милица, Милада.

Мстислава. Означает женщину, прославляющую месть.

Мирослава. Так называется женщина, прославляющая мир.

Н

Надежда. Известна также форма Надежа. Достаточно известно и сегодня имя.

Некраса. Яркий пример «отрицательного» имени. Означает некрасивую женщину.

П

Путислава. Значение имени - "славящая разумно".

Путимира. Это имя состоит из двух основ: «мир» и «пут» (означает "разум"). Соответственно, его можно понять как «женщина, имеющая мирный разум».

Р

Радислава. Переводится как «заботящаяся о славе».

Радмила. Так называется милая и заботливая женщина.

Родислава. Это имя означает «прославляющая род».

С

Светислава. Имя, которое означает «прославляющая свет». Альтернативная форма - Светослава.

Светлана. Распространенное и в наши дни имя. Говорит о душевной светлости своей носительницы.

Светозара. Буквальное значение - озаряющая светом.

Станимира. Имя, которое переводится на современный русский как «устанавливающая мир».

Т

Твердимира. Очевидно, имя происходит из словосочетания «твердый мир», что можно также понять как «твердыня мира».

Твердислава. Похожее на предыдущее имя, но со сдвигом от понятия «мир» к понятию «слава».

Творимира. Так называется женщина, которая создает, созидает мир.

Ч

Часлава. Означает женщину, чающую, то есть ожидающую славы. Другая известная форма этого имени - Чеслава.

Чернава. Так называют черноволосую или смуглую женщину. Другая форма имени - Чернавка.

Я

Ярослава. Это имя не забыто и сегодня, хотя и встречается преимущественно в мужской форме. Означает женщину, прославляющую Ярило - бога солнца.

Яромира. Толкование имени дает понятие о солнечном мире или о мире Ярилы.

До конца Х века русский народ еще не принял христианство и поклонялся нескольким богам. Соответственно, древнерусские имена для детей были языческими. После принятия христианства началось противостояние между привычными и христианскими именами.

Наречение именем

Наиважнейший обряд в христианстве - крещение. После рождения ребенка его обязательно следует окрестить и дать православное имя какого-либо святого. Древнерусские имена постепенно заменяются на христианские.

Но церковные имена по своему происхождению не являются исконно русскими. Они пошли из древнегреческих, древнееврейских, римских языков. Долгое время церковь всячески запрещала имена древнерусского происхождения. Ведь они были языческими, а государство было христианским.

Мирское имя

Все же народ трудно сразу перевоспитать, поэтому наряду с именем, данном при крещении, малышам давались и привычные древнерусские имена. Получалось, что ребенок имел церковное имя и так называемое мирское. Таким именем малыша звали в узком семейном кругу. Постепенно с укреплением позиций церкви и веры людей домашние имена превратились в прозвища.

Можно привести несколько примеров таких двойных имен. Боярин, получивший при крещении имя Федор, дома звался Дорога, или князь, носящий имя Михайло, в быту звался Святополк. Такие примеры часто встречаются в старинных книгах или романах русских классиков.

Имена в дореволюционной России

В дореволюционной России древнерусские имена вообще вышли из употребления. В течение недели после рождения родители обязаны были окрестить ребенка и дать ему имя по церковному календарю.

Но для малышей из богатой, влиятельной семьи имя выбиралось родителями, в зависимости от благозвучия и их предпочтений. Церковь не желала портить отношения со своими благодетелями и не хотела терять благотворительные взносы.

А когда крестился малыш из бедной семьи, священнослужитель мог выбрать имя из церковной книги, в зависимости от времени рождения. Мнение родителей могло даже и не учитываться, да и имя не всегда звучало красиво и благозвучно.

Существует интересный факт, связанный с именем и благосостоянием семьи. Историки установили, что по имени можно было определить принадлежность к сословию. Так, в крестьянских семьях девочек часто звали Василиса, Федосья, Фекла. Никогда знатные семьи не называли так своих дочерей. Богатые и правящие семьи давали своим дочерям такие имена, как Елизавета, Ольга, Александра, Екатерина. Таких имен в крестьянских семьях встретить было нельзя.

Древнерусские имена и их значение

Как правило, когда слышишь древнерусское имя, можно и без перевода понять, что же оно значит.

Древнерусские мужские имена

  • Вот, к примеру, Святослав. Понятно, что имя образовано от слов "святой" и "слава".
  • Всеволод - человек, владеющий всем.
  • Богумил - сразу понятно, что это за имя. Ребенок Богумил - милый богу.
  • Или Всемил - значит милый для всех.

Очень интересными были имена, которые получали дети в зависимости от того, какими по счету в семье они были. Например, если в семье рождался третий сын, ему давалось имя Траян. Первый сын звался Первой, а второй - Вторак.

Древнерусские женские имена

С именами для девочек тоже почти всегда все понятно.

  • Так же, как мальчик Богумил, девочку называли Богумила.
  • Блажена - счастливая, а Бажена - желанная. Кстати, сейчас иногда можно встретить имя Бажена.
  • Дарина - данная богом.
  • Красимира - краса мира.

Но не все так однозначно

Например, имя Остромир. Сразу возникает ассоциация "острый мир". Но это как-то не укладывается в понимании. Или имя Жирослав. Понятно, что что-то славит. Но что?

Здесь на помощь приходит словарь древнерусского языка. Так, слово "жир" означало богатство и изобилие. Понятно теперь, что имя Жирослав означает "богатству слава".

Слово "остръ" означает "храбрый", следовательно, Остромир - "храбрый мир". Хотя, конечно, с современном понимании немного странновато звучит.

  1. Радомир;
  2. Владимир;
  3. Ратимир;
  4. Гостимир и много подобных.

Старорусские имена возвращаются

После Октябрьской революции древнерусские языческие имена постепенно начали возвращаться в обиход. Связано это с тем, что молодым родителям хотелось отойти от Святцев и дать малышу красивое имя.

Но в то же время революция и электрификация внесли свои изменения - по улицам теперь уже бегали Всеслав, Яромир, Огнеслав, Зарина и Лилиана.

Конечно, период советской власти внес свои коррективы. Вошли в моду имена, связанные с идеологией, такие как Турбина или Даздраперма. Но все же разум берет верх - русский народ желает вернутся к своим корням.

Начали появляться на свет дети, которым давали красивые древнерусские имена. Красиво ведь звучит, когда девочку зовут не Революция, а Любава или Милица. Стали модными такие имена, как Муза, Нелли, Розалия, Святослав и Яромир.

Конечно, не все имена вернулись, многие вряд ли уже приживутся. Не каждый родитель сейчас захочет назвать ребенка, к примеру, Стополсвет или Осьмиглаз. Но все же в большинстве своем древнерусские имена очень красивы, а главное - понятно русскому человеку, что они означают. Без перевода становится ясно, что Владлена - властительница, а Любомира - любимица мира.

Имя как характеристика человека

В древней Руси имени придавали большое значение. Родители старались нарекать ребенка так, чтобы выделить его принадлежность к роду и семье. Имена могли даваться те, что определяли какие-либо качества, желаемые для ребенка. Также то, как зовут человека, определяло его положение в обществе.

В древности имя могло приклеиться к человеку и в зрелом возрасте. Так, если человек имел определенные черты внешности, имя могло их олицетворять. Можно легко догадаться, какими были люди с именами Кудряш, Мал, Черныш.

Или вот такие имена, указывающие на определенные характерные черты: Умник, Добряк, Молчан, Храбр.

Как уже писалось выше, в зависимости от того, какой по счету ребенок в семье, ему давалось имя: Первяк или Третьяк, Старшой, Меньшак.

В литературе часто можно встретить имена, указывающие на профессию. Особо популярные имена Кожемяка, Воин и Селянин. Прочитав такое, можно подумать, что это прозвища или клички. Но люди на самом деле так звались, и это подтверждается документами, имеющимися в распоряжении историков. Хотя особой разницы в то время на Руси между именем как таковым и прозвищем не было.

А что же девочки?

Изучая древнерусские имена, очень много можно найти прозвищ для мужчин. А вот с девочками все обстоит несколько иначе. Почему?

Все дело в положении женщины в обществе. Уж как только девушки не борются за свои права, но всегда их влияние на жизнь государства принижается. И соответственно, не так много исторически зафиксированных фактов известных женских имен.

Древнерусские женские имена как самостоятельно образованные были очень редки. Как правило, они происходили от мужских.

  • Горислав - Горислава;
  • Владимир - Владимира;
  • Владлен - Владлена;
  • Святослав - Святослава.

Отчасти это факт, что женщины были в какой-то части обделены, девочкам постепенно стали чаще давать христианские имена. Если в случае с мужчинами часто существовали двойные имена, к примеру, Святослав-Никола, то девочки имели только одно - Ольга, Елизавета, Анна.

К тому же со временем от имени отца постепенно начинают производить отчества. Сначала, чтобы определить принадлежность к семье, ребенка могли называть Пантелеем, Мирослава сыном. Потом к имени прибавлялся суффикс "-ич". Такая вольность разрешалась сперва только знатным людям. Но вскоре эта традиция прижилась повсеместно.

В современном обществе уже невозможно обойтись без отчества. Особенно на торжественных и официальных мероприятиях это даже необходимость. А ведь сначала такая привилегия давалась только высшему классу. Только после отмены крепостного права обычному мужику разрешили давать и носить отчество.



Похожие статьи
 
Категории