Статья писарева краткое содержание. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

29.06.2020

Разделы: Литература

  • С помощью интерпретации статьи показать отношение Писарева и Базарову, его убеждения и заблуждения.
  • Привитие интереса к критике Писарева.
  • Развивать в детях умение высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.

Оборудование урока:

  • портрет Писарева, статья "Базаров";
  • выставка книг о Д.И. Писареве.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

1. Вступительное слово учителя.

Д.П. Писарев - выдающийся критик, публицист, прошел недолгий, но противоречивый путь творческого развития. У Писарева можно поучиться мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились такие индивидуалистические свойства и качества: рассудительность, стойкость духа, целеустремленность, искренность, честность... "Себе цену знаю", - с гордым достоинством говорил Писарев. В статье "Базаров" критик старался сказать то, что думал. Писарев в Базарове подмечает все, без всяких компромиссов.

2. Краткое сообщение заранее подготовленным учеником о жизни и творчестве Д.И. Писарева.

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868), критик, публицист.

Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать, Варвара Дмитриевна. В четыре года свободно читал по-русски и по-французски, затем овладел немецким,

В 1852-1856 годах учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Начиная с 1859 года Писарев регулярно выступает с рецензиями и статьями в журнале "Рассвет" ("Обломов". Роман Гончарова"; "Дворянское гнездо". Роман И.Тургенева"; "Три смерти". Рассказ графа Л.Толстого"). Неудовлетворенный университетской программой, целенаправленно занимается самообразованием.

В 1860 году в результате переутомления и личных переживаний на почве многолетней безответной любви к своей кузине Р.Кореневой Писарев душевно заболевает и четыре месяца проводит в психиатрической лечебнице. После выздоровления продолжает университетский курс и успешно заканчивает университет в 1861 году. Активно сотрудничает с журналом "Русское слово" (до его закрытия в 1866-м), становится его ведущим критиком и практически соредактором. Его статьи привлекают внимание читателей остротой мысли, искренностью тона, полемическим духом.

В 1862 году публикует статью "Базаров", которая обострила споры вокруг так называемого "нигилизма" и "нигилистов". Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип "так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов".

В этом же году, возмущенный репрессиями против "нигилистов" и закрытием ряда демократических просветительских учреждений, Писарев пишет памфлет (по поводу брошюры Шедо-Ферроти, написанной по заказу правительства и обращенной против Герцена), содержащий призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома.

2 июля 1862 года был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел четыре года. После года, проведенного в заключении, получил разрешение писать и печататься.

Годы заточения - расцвет деятельности Писарева и его влияния на русскую демократию. На это время приходится почти сорок его публикаций в "Русском слове" (статья "Мотивы русской драмы" (1864); "Реалисты", "Пушкин и Белинский" (1865); "Мыслящий пролетариат о романе Чернышевского "Что делать?"" и др.).

Досрочно освобожденный 18 ноября 1866 года по амнистии Писарев сначала работает со своим прежним соредактором, издававшим теперь журнал "Дело", но в 1868 году принимает приглашение Н.Некрасова сотрудничать в "Отечественных записках", где публикует ряд статей и рецензий.

Творческий путь Писарева на 28 году жизни внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он утонул, купаясь в Балтийском море. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

3. Слово учителя.

Мы изучили роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". У каждого из нас сложилось определенное мнение о Базарове. Кто-то восхищается, кто-то считает, что "базаровщина" - болезнь века, в нем виновато общество, в котором "негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы". Все-таки правда остается на стороне Базаровых, и Тургенев, как настоящий художник, критик, не мог не увидеть этого.

4. Беседа по вопросам.

Ваше первое впечатление о статье "Базаров".

(Критическая буря, возникшая по поводу "Отцов и детей", драматически переживалась Тургеневым. В ответ вышла статья Писарева, который многое предугадал в русском нигилизме. Писарев восторженно благодарит автора за художественное изображение Базарова, в котором он видит истинный тип лучших и сильных умов нового поколения. Из статьи видно, что Писарев доволен Базаровым. Статья дает ответ на многие вопросы .)

Каков Базаров, по мнению Писарева, в сравнении с другими литературными героями?

("У Печорина есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли, у Базарова - есть знание и воля, мысль и дело сливаются в одно целое" .)

Согласны ли с мнением Писарева, который считает, что светлым лучом можно назвать тургеневского Базарова, чем Катерину из драмы "Гроза"? (Писарев наотрез отказывается видеть в Катерине положительную героиню, а в ее самоубийстве - вызов "темному царству". Критик считает, что светлым лучом можно назвать человека с развитым умом, твердым характером. Катерина, слепо руководствуясь чувствами, совершает множество глупостей и, наконец "бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость" Поэтому, по мнению Писарева, можно назвать светлым лучом Базарова .)

Физкультминутка (для глаз).

5. Защита вариантов ответа (вопросы по статье даны заранее).

Разделяет ли Писарев неприятие поэзии, музыки, эстетических наслаждений Базарова?

Один из вариантов ответа 1 группы: "Писарев в своей статье говорит, что не разделяет этих заблуждений и считает их признаком "узкого умственного деспотизма. Невозможно не наслаждаться красотою природы, мягким воздухом, свежею зеленью, нежными переливами контуров и красок" .

6. Интерпретация отдельных моментов статьи.

(Учащиеся читают интересные моменты из статьи и анализируют .)

1. Сообщение "юных критиков" на тему: "Писарев о героях романа".

Первое сообщение: Аркадий Кирсанов - неглупый малый, выпускник университета, человек, лишенный умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в поддержке. Он "с чужого голоса" отрицает авторитеты. Хочет быть "сыном своего века", "напяливает" на себя идеи Базарова. Аркадий - сам по себе, а идеи - сами по себе.

Второе сообщение: Николай Петрович Кирсанов, по мнению Писарева, человек ограниченный и цельный, нежели его сын. "У него больше соответствия и гармонии, чем у сына..."

Третье сообщение: Павел Петрович в глубине души "такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров". Привык жить независимо, праздно, не подчиняя себя чужим, и поэтому ненавидит тех людей, в которых встречает отпор. (Дети анализируют отдельные высказывания, дополняют .)

Почему Писарев говорит о каждом из героев, окружающих Базарова, как о посторонних?

(Скорее всего критик видит в Базарове больше личности, а нечестный и ограниченный - вреднее врага .)

7. Чтение высказываний критиков, писателей о статье "Базарова".

III. Итог урока.

Что общего во взглядах у Писарева и у Тургенева?

(Писарев согласен с Тургеневым, который оправдал Базарова и оценил по его достоинству. Базаров вышел из испытаний чистым и крепким. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу. Отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь как часть природы человека .)

Что есть общего в Базарове и Писареве?

(Мы считаем, что в Писареве сам Базаров. Сам Писарев - образец возвышенного героизма, он же и рукоплещет во всем Базарову .)

Домашнее задание. Написать сочинение на тему "Можно ли Базарова назвать "светлым лучом"?".

Базаровы наполнены своей собственной жизнью и никого не хотят впускать в нее. Но продолжим дальше развивать тему, рассмотрим, о чем еще говорит нам статья Писарева «Базаров». Краткое содержание произведения известного критика указывает и на то, что сначала, возможно, главный герой чувствовал себя вполне уверенно и комфортно, но потом, как показало время, не находил счастливым себя он в своем нигилистическом образе, разве только что для «внутренней жизни».

Писарев пишет, что Базарову с его принципами и идеями жить на свете не так уж и хорошо. Ведь там, где нет деятельности, нет любви, нет и наслаждений. Что делать тогда? На этот вопрос Писарев, который не разделял революционных взглядов, дает интересный ответ. Он пишет, что в таком случае надо «жить, пока живется, если нет ростбифу, кушать сухой хлеб, и быть с женщинами, раз уж нельзя любить женщину». В общем, не мечтать о чем-то типа апельсиновых деревьев и пальм, а реалистично довольствоваться снежными сугробами и холодными тундрами, не желая большего.

Что делать?

Краткая статья Писарева «Базаров» рассказывает о том, что критик сам отлично понимает, что все представители современного ему молодого поколения в своих взглядах и стремлениях абсолютно точно могут узнать в образе героя Тургенева себя. Но это касается не только их. В Базарове могли себя узнать и те, кто шел за Писаревым. А вот те, кто следовал за таким вождем революции, как Чернышевский, вряд ли. У них Базаров был бы выразителем идей, но не больше. Все дело в том, что революционная демократия к народу и политической борьбе подходила абсолютно противоположным образом.

Именно поэтому критика «Современника» очень резко отнеслась и к роману «Отцы и дети», и к интерпретации Писаревым образа героя Базарова. Те образы, в которых узнавала себя тогдашняя революционная демократия, были в романе Чернышевского «Что делать?». Именно в этом произведении был дан иной ответ на главный вопрос, отличный от того, который предлагал в конце своей статьи Писарев. Ведь критик и в дальнейшем много внимания уделял Базарову в других статьях: «Реалисты» (1864 г.), «Мыслящий пролетариат» (1865 г.), «Посмотрим!» (1865 г.).

Кроме всего того материала, который преподнесла статья Писарева «Базаров», краткое содержание ее дальше продолжается мыслью о появлении в обществе новых людей с простительной и понятной крайностью.

Новые люди

Писарев о Базарове говорит как о новом типе человека, но, правда, дальше, со временем, трактовка его уже стала меняться, в соответствии с изменениями социально-политических взглядов автора. В статье «Реалисты» он уже по-иному рассматривает базаровский эгоизм. Он говорит, что такие последовательные реалисты живут «высшей руководящей идеей». Она и дает им огромные силы в борьбе. Такие эгоисты имеют свой «личный расчет», не препятствующий их борьбе за высокие цели. А они в ту пору заключались в уничтожении нищенства трудящихся. Критик уже пишет и о том, что именно этот эгоизм и находит в себе удовлетворение этой деятельности, ведущей к осуществлению поставленной цели.

Чем же заканчивается статья Писарева «Базаров»? Краткое содержание ее рассказывает, что сам Тургенев не очень симпатизирует своему герою. Ранимую и любящую натуру его коробит и разъедает реализм, а тонкое эстетическое чутье оскорбляют малейшие проявления цинизма. Не показывая нам, как он жил, автор очень ярко рисует картину того, как умирает его герой. Этого вполне достаточно, для того чтобы понять, какой силой обладал этот человек. Однако, к сожалению, не нашла она своего применения для полезной и достойной жизни.

Ответ оставил Гость

В Базарове критик увидел воплощение своего идеала. "Базаров с первой минуты своего появления приковал к себе все мои симпатии, и он продолжает быть моим любимцем даже теперь", - писал Писарев в 1864 году ("Реалисты"). В статье "Базаров" (март 1862 г.) критик детально определяет черты характера и идейного склада героя тургеневского романа. Здесь Базаров изображен как глашатай эгоизма и полного "самоосвобождения" личности. "Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа". Базаровы выше толпы, выше масс, у них "силы огромные", социальное одиночество их не смущает. "Они сознают свое несходство с массой и смело отдаляются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. Пойдет ли за ними общество - до этого им нет дела. Они полны собой, своей внутренней жизнью". Вместе с тем эта статья Писарева свидетельствует уже о том, что в его положительной программе щамечаются изменения, Базаров, оказывается, не находит счастья в своем нигилистическом "самоосвобождении", только в своей "внутренней жизни". "А Базаровым все-таки плохо жить на свете, - пишет Писарев в конце статьи. - Нет деятельности, нет любви, стало быть нет и наслаждения.. . А что же делать? " На этот вопрос Писарев, не разделявший тогда революционных настроений, дал такой ответ: "Что делать? Жить пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры". Утверждение Писарева, что "все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа", было правильным только наполовину. В Базарове могла узнать и узнала себя та молодежь, которая шла за Писаревым. Но та часть молодого поколения, вождем которой был Чернышевский, не могла, естественно, считать Базарова выразителем своих стремлений и идей. Отношение революционной демократии к народу, к политической борьбе было прямо противоположно базаровскому. Поэтому критика "Современника" отнеслась резко отрицательно и к этому роману Тургенева и к интерпретации образа Базарова Писаревым. Образы, в которых узнала себя революционная демократия, нарисовал Чернышевский в романе "Что делать? " В этом романе был дан и совершенно иной ответ на вопрос "что делать? ", чем тот, которым закончил Писарев свою статью о Базарове. Писарев уделял образу Базарова большое внимание и в дальнейшем. Он писал о Базарове в статьях "Реалисты" (1864 г.) , "Мыслящий пролетариат" (1865), "Посмотрим! " (1865). В этих статьях Писарев неизменно говорит о Базарове как о типе новых людей, но его трактовка этого образа изменилась в соответствии с эволюцией его социально-политических взглядов. Уже в статье "Реалисты" Писарев дает иное истолкование базаровского эгоизма. Последовательные реалисты, типом которых является Базаров, живут, утверждает теперь Писарев, "высшей руководящей идеей". Это и прядает им огромные силы. Они эгоисты, руководствующиеся "личным расчетом", но этот эгоизм не только не препятствует борьбе за "великие цели", которые, как мы знаем, заключаются в эту пору для Писарева в том, чтобы уничтожить -нищету трудящихся; напротив, это - эгоизм, находящий себе удовлетворение в деятельности, направленной, в конце концов, к осуществлению этой цели...

Роман Тургенева заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, понять и оценить человеческие отношения, а в первую очередь, взаимопонимание между представителями разных поколений.

Базаров, главный герой романа, привык надеяться на свой ум и на свои силы. Учась в университете, он смог обеспечить себя материально, находя грошовые заработки. Никогда, по словам его отца, не просил помощи. Привыкнув зарабатывать на жизнь собственным трудом, он тоже мог многого добиться именно с помощью своих знаний, усердным трудом, не выпрашивая милости у богатого покровителя.

Базаров не планирует свою жизнь. Но он умный и честолюбивый, а это значит, что его труд и усердие будут замечены. Его не волнует, какое он впечатление производит на окружающих. Базаров высокого мнения о себе. Он не признаёт дружеских отношений, сердечные влечения ему безразличны. К большинству окружающих он испытывает презрение. Базаров не привык беспокоиться о своих манерах, о своём внешнем виде. Его больше интересует, что в последующие дни он будет есть.

Базаров пренебрегает людьми, мечтающими о великих чувствах и деяниях, но для этого ничего не делающими. И своих чувств к ним не скрывает. Поведение Базарова, по своей сути, это своеобразный акт протеста. Но только он это делает по-своему. Но часто в спорах он проявляет себя как ограниченный человек. Как можно судить или отрицать о том предмете, которым никогда не интересовался.

В отношении к женщинам Базаров требует полного подчинения и самоотдачи. Хотя сам не даёт гарантий в этих отношениях. Но перед смертью у него возникает естественное желание – последний раз увидеть женщину, которую он любил, но гнал это чувство, как проявление слабости. В этом порыве ярко проявляются его человеческие качества.

Картинка или рисунок Статья Писарева Базаров

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гоголь Миргород

    «Миргород» состоит продолжением сборника «Вечера на хуторе...». Эта книга послужила новым периодом в творчестве автора. Эта работа Гоголя гостоит из четырех частей, четырех повестей, каждая из них не похожа на другую

  • Краткое содержание Деньги для Марии Распутин

    Советское время. Начало денежной реформы. Выявляется большая недостача, во время ревизии в одном магазине. Продавщицу могут заключить в тюрьму. Ее супруг обращается за помощью к односельчанам.

  • Краткое содержание Ушинский Дети в роще

    Двое детей - мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, не хотели идти в школу и приняли решение пойти в тенистую рощу. Они решили, что именно там им будет намного лучше и прохладнее, чем в душном классе.

  • Краткое содержание Дрессировщики Сотника

    Герои рассказа - мальчики Петя и Гриша. Петя мечтает стать дрессировщиком. Он научил дворняжку Пальму основным собачим командам и готовит ее к защитно-караульной службе. Мальчик мечтает показать дрессированную

  • Краткое содержание Гоголь Пропавшая грамота

    По поручению гетьмана Фома повез самой царице грамоту, но не смог он не заехать на ярмарку, чтобы себе табаку купить, а там познакомился с запорожцем. Отмечая знакомство (рюмка за рюмкой)

Композиция статьи «Базаров»

Статья “Базаров” Писарева была написана в 1862 году. Она являлась одним из первых критических отзывов на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Статья состоит из одиннадцати структурных частей. Проходясь по сюжету романа, Писарев определяет черты характера и идейный склад главных героев романа, оценивает особенности их литературных образов. А также пытается определить отношение автора к своим героям.

Уже в первой главе статьи понятно, что роман получил довольно высокую оценку Писаревым: «Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение, которого не объяснишь ни занимательностью рассказываемых событий, ни поразительною верностью основной идеи ».

Во второй главе Писарев идет по сюжету романа, кратко пересказывая содержание и попутно анализируя образы героев. То, чего не дописал Тургенев, Писарев дорисовывает с помощью своей фантазии. Можно сказать, что он хвалит Тургенева за то, что тот наделил Базарова не только положительными, но и отрицательными чертами характера.

Автор статьи излагал свои мысли об образах главных героев с позиции «реальной критики». В каждой главе автор сопоставлял образы и выделял общественно-идеологические типы. Тип Базарова он назвал «новым типом», которого не хватало в литературе. В этом Писарев находит повод для размышления и пишет: «Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления…».

Для Писарева Базаров является человеком нового поколения, образа мышления и кругозора. «Базаров не ворует чужих платков, не вытягивает из родителей денег, работает усидчиво и даже не прочь от того, чтобы сделать в жизни что-нибудь путное. Я предчувствую, что многие из моих читателей зададут себе вопрос: а что же удерживает Базарова от подлых поступков и что побуждает его делать что-нибудь путное? » - размышляет Писарев.

В Базарове критик увидел воплощение своего литературного идеала - «реалиста». "Базаров с первой минуты своего появления приковал к себе все мои симпатии, и он продолжает быть моим любимцем даже теперь", - писал Писарев в 1864 году в статье "Реалисты". Критик неоднократно упоминал Базарова в критических публикациях на литературные произведения.

Четвертая глава интересна введением вымышленного персонажа, которого автор сравнивает с образами из других художественных произведений (Онегин, Печорин, Рудин, Бельтов). Основываясь на созданном литературном образе, критик дает позитивные и негативные оценки некоторым действиям.

В пятой главе Писарев переходит к фактическому разбору романа: «Узнавши, что такое Базаров, мы должны обратить внимание на то, как понимает этого Базарова сам Тургенев, как он заставляет его действовать и в какие отношения ставит его к окружающим людям. » Далее автор анализирует отношение в Базарову других героев произведения (приятеля Аркадия Кирсанова, его отца и дяди). И разбирает отношение Тургенева к самому роману и герою Базарова: «Взглянув на Базарова со стороны, взглянув так, как может смотреть только человек "отставной", не причастный к современному движению идей, рассмотрев его тем холодным, испытующим взглядом, который дается только долгим опытом жизни, Тургенев оправдал Базарова и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким. Против этого типа Тургенев не нашел ни одного существенного обвинения, и в этом случае его голос, как голос человека, находящегося по летам и по взгляду на жизнь в другом лагере, имеет особенно важное, решительное значение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения ».

Шестая глава является анализом отношений Базарова со своими родителями: «Ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем». В своих рассуждениях Писарев приходит к выяснению идейного замысла романа. Подбирается он к основным проблемам произведения через оценку творческого мастерства автора романа: «Изображая отношения Базарова к старикам, Тургенев вовсе не превращается в обвинителя, умышленно подбирающего мрачные краски; он остается по-прежнему искренним художником и изображает явление как оно есть, не подслащая и не скрашивая его по своему произволу ».

Далее критик описывает следующих по сюжету героев романа. Юношу Ситникова и молодую даму Кукшину он называет «великолепно исполненной карикатурой безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины». В седьмой главе Писарев восторгается реалистичным изображением «смешных личностей»: «… художник, рисующий перед нашими глазами поразительно живую карикатуру, осмеивающий искажения великих и прекрасных идей, заслуживает нашей полной признательности ». Здесь также критик одобряет мастерство Тургенева.

Восьмая глава посвящена отношениям между Базаровым и Одинцовой. Здесь Писарев занимается романтическими рассуждениями о том, какая женщина могла бы полюбить мужчину такого типажа. И как Базаров пытался осмыслить любовь с помощью научных взглядов. Критик пишет: «Женщина, способная ценить Базарова, не отдастся ему без предварительных условий, потому что такая женщина обыкновенно бывает себе на уме, знает жизнь и по расчету бережет свою репутацию ».

В девятой главе автор рассматривает отношение Базарова к простому народу, его ухаживания за Фенечкою, дуэль с Павлом Петровичем. Десятая глава повествует про смерть главного героя. Здесь Писарев высказывает сложившееся мнение о личности Базарова. То, как он себя ведет, кажется, вполне удовлетворяет нашего критика: «Базаров не изменяет себе; приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье ».

В последней главе Дмитрий Иванович пишет: «Честная, чистая натура художника берет свое, ломает теоретические загородки, торжествует над заблуждениями ума и своими инстинктами выкупает все - и неверность основной идеи, и односторонность развития, и устарелость понятий. Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев как человек и как художник растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа ». Хотя, Тургенев не высказывал отношения к герою Базарова, Писарев в своей статье смог объективно оценить этот новаторский образ.

Композиция статьи «Базаров» построена на методологической системе анализа Писарева, основанной на принципах созданной критиком «теории реализма», его мировоззренческих и эстетических взглядах. Также при оценке художественного произведения Писарев считает главным критерием «пользу» для общества.



Похожие статьи
 
Категории