Стокгольм - сказочный город астрид линдгрен. Сказочный гид по Швеции: места из детских книжек

26.02.2019

Мир Астрид Линдгрен - парк, расположенный в пяти километрах от родного города Астрид Линдгрен Виммербю, Швеция. На его 130,000 м2 можно встретить известнейших персонажей из её произведений. Все развлечения построены по описаниям, приведённым в книгах, и дают детям возможность погрузиться в любимые миры Пеппи Длинныйчулок, Эмиля из Лённеберги, Карлсона, который живёт на крыше и многих других любимых персонажей шведской писательницы.

Именно здесь родилась и выросла знаменитая шведская сказочница. «Не хочу писать для взрослых», - говорила Астрид Линдгрен и до конца своей жизни она была верна этому кредо. Писательница полностью разделяла великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что все люди родом из детства. Тематический парк развлечений «Мир Астрид Линдгрен» для маленького народца и для всех тех, у кого в душе живо детство. Парк огромен. Он расположился на площади в 8 гектар. Разделен он на несколько зон. Все они располагаются вокруг единого центра – большая круговая улица. Это видно на карте:

Мир Астрид Линдгрен открыт с мая до первых выходных ноября. В течение летнего сезона представления продолжаются целый день. Начинается всё с маленькой сценки на входе в парк и продолжается главными сценическими шоу с музыкой, пением и танцами. Но что больше всего ценится посетителями - это встречи с любимыми персонажами, которые общаются с детьми и на шведском, и на английском.

Жемчужина парка- миниатюрная модель некоторых главных улиц Виммербрю времен детства писательницы. Все домики игровые, размером они чуть выше ребенка. Окошки открываются, в каждый домик можно зайти, почти в каждом можно увидеть сценку из любимых сказок. Маленькие скамеечки, фонари, маленькие площади, проулки… Детский мир, мир детства.

А еще можно побывать в мире великанов и почувствовать себя очень-очень маленьким.

Побывать в пещере, где пираты спрятали награбленные сокровища…

Или в замке…

Или найти настоящий тайный подземный ход! Если увидите этот домик, там внутри, в шкафу есть потайной спуск вниз, в туннель, который проходит под стеной замка и выходит прямо в лес.

Кроме того в парке есть и другие местечки персонажей произведений Астрид Линдгрен: домик Карлсона, сарай Расмуса -бродяги, вилла «Курица» (домик Пеппи) и множество других. Ведь за свою творческую карьеру из под пера сказочницы вышло более восьмидесяти произведений. Каждое из них по-своему шедевр.

В парке множество аттракционов, но это не привычные американские горки, чайные пары. Это огромная горка, которую можно исследовать (кстати сказать, у детей на это уходит около получаса), различные коридорчики, разные ходы, здесь можно погулять с Карлсоном по крышам… В парке можно побывать на настоящей паромной переправе через пруд. Дети могут самостоятельно или с помощью родителя можно тянуть канат и на деревянном плоту переплыть с одного берега ручья на другой. Здесь же есть и мини-зоопарк, где живут зверушки, обитающие в этом районе Швеции.

Этот парк настоящий театр. Причем не только на сценах (а их в парке много). Представления проходят каждую минуту. Актеры вживаются в роли, импровизируют. Для детей это счастье – прикоснуться к знакомым и любимым персонажам. А уж когда они начинают с ними играть и разговаривать… Звезда парка – Пеппи Длинныйчулок. Настоящая маленькая анархистка развлекает детей, устраивает настоящее шоу. «Работа очень тяжелая. Мы выступаем и в дождь и в жару, по 8 часов в сутки. Но работать в такой замечательной команде настоящее удовольствие», - рассказывает Лассо Джонсон, он играет роль пожилого бандита Пера Лысуха из сказки «Ронья, дочь разбойника».

Парк сознательно старается избегать коммерциализации. Как и в любом тематическом парке, здесь есть, где перекусить. Еда здесь вся домашняя, готовится на месте, не замороженная. Устроители парку щепетильно относятся к детской пище. На территории парка 12 различных кафешек: и закусочные, и мороженное, и почти рестораны. В основном они находятся неподалеку от входа в парк. «Мы предлагаем мороженое самых лучших марок и Пепси, но этикетки можно увидеть только в холодильниках и морозилках все продается в нашей собственной посуде», - рассказывает Нильс-Магнус Энгантэр (Nils-Magnus Angantyr), главный торговый менеджер парка. «Несколько лет назад мы решили не продавать гамбургеры на территории парка. Мы продолжаем продавать сосиски, но только потому, что их обожают Эмиль, Пеппи и все остальные малыши». Кроме того везде в парке есть лотки со сластями и прочими мелочами – вкусностями жизни.

Посещение парка – это еще не вся часть программы. Можно прогуляться по улочкам самого Виммербю и с удивлением узнать, что чудный городок за столетие почти не изменился, и те домики, что представлены в парке, стоят и сегодня. Прогулявшись по улочкам, можно заглянуть на чашечку кофе и порцию домашних фрикаделек с брусничным соусом в одно из уютнейших местных кафе. При желании в городке можно посетить и музей Астрид Лингрен, который в отличие от парка работает круглый год.

Давно хотела сохранить у себя в журнале статью Олега Фочкина о жизни Астрид Линдгрен и отрывки из её воспоминаний о детстве. Дополнив фотографиями.
Вот, сохраняю:)
И советую почитать тем, кто ещё не читал - очень интересно и с большой любовью написано!

Астрид Линдгрен
(1907 - 2002)

Именем Астрид Линдгрен названа одна из малых планет.
"Зовите меня теперь "Астероид Линдгрен" , - шутила она, узнав о столь необычном акте признания.
Детская писательница стала первой женщиной, которой при жизни был поставлен памятник - он находится в центре Стокгольма, и Астрид присутствовала на торжественной церемонии его открытия.
Шведы назвали свою соотечественницу "женщиной столетия".
Астрид Анна Эмилия Линдгрен - самая знаменитая шведская детская писательница.

Она написала 87 детских книг и большая часть из них переведена на русский язык. В частности это:
- "Пеппи Длинныйчулок"
- "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"
- "Эмиль из Лённеберги"
- "Братья Львиное Сердце"
- "Рони, дочь разбойника"
- "Знаменитый сыщик Калле Блюмквист"
- "Мы все из Бюллербю"
- "Расмус-бродяга"
- "Лотта с Горластой улицы"

В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. На Астрид обрушилось такое количество наград и премий, что перечислить их все просто невозможно.
Среди самых главных:
- премия имени Ганса Христиана Андерсена, которую называют "малой Нобелевской";
- премия имени Льюиса Кэрролла;
- награды ЮНЕСКО и различных правительств;
- Международная Золотая медаль Льва Толстого;
- Серебряный Медведь (за фильм "Ронни - дочь разбойника").

Астрид Линдгрен, урождённая Эрикссон родилась в фермерской семье 14 ноября 1907 года в маленьком городке Виммербю провинции Смоланд, что в южной Швеции.

Как потом напишет сама Линдгрен в сборнике автобиографических очерков "Мои выдумки", она росла в век лошади и кабриолета. Основным средством передвижения был для семьи конный экипаж, темп жизни был медленнее, развлечения - проще, а отношения с окружающей природой куда более тесные, чем сегодня.
И с детства будущая великая сказочница очень любила природу, не представляя, как можно жить без этого удивительного мира.

Детство проходило под знаменем нескончаемых игр - захватывающих, увлекательных, порой рискованных и ничем не уступающих мальчишеским забавам. Страсть лазить по деревьям Астрид Линдгрен сохранила вплоть до самого преклонного возраста. "Закон Моисеев, слава богу, старухам по деревьям лазить не запрещает" , - говорила, бывало, она в старости, одолевая очередное дерево.

Она была вторым ребёнком у Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханны. Отец арендовал хутор в Нэсе, пасторской усадьбе на самой окраине городка. Кроме старшего брата Гуннара, у Астрид вскоре появились две сестры - Стина и Ингегерд.

Родители Астрид познакомились, когда отцу было тринадцать, а маме двенадцать, и любили друг друга с тех самых пор.
Они испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям. А самое главное, не стеснялись этих чувств, что по меркам того времени было большой редкостью, если даже не вызовом обществу.
Об этом времени и особых отношениях в семье писательница с нежностью рассказала в своей единственной "взрослой" книге "Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта".

В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений.
Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид к удивительному миру сказок.
Девочка росла на книжках, совершенно непохожих на её собственные будущие труды: на приторной Эльзе Бескоу, на лакированных записях народных сказок, на нравоучительных повестях для юношества.

Её собственные способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли "виммербюнской Сельмой Лагерлёф", чего, по собственному мнению, она не заслуживала.
Астрид, много читавшая с ранних лет, училась очень легко. Гораздо сложнее было поддерживать правила школьной дисциплины. Это был прототип Пеппи Длинныйчулок.

Город, который описывается почти в каждом романе Линдгрен, - это Виммербю, близ которого располагался родной хутор Астрид. Виммербю оказывался то городом, куда Пеппи ездила за покупками, то вотчиной полицейского Бьорка, то местом, куда бежит маленький Мио.

После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете "Wimmerby Tidningen".
Некогда послушная Астрид превратилась в настоящую "королеву свинга".

Но верхом эпатажа явилась её новая стрижка - она одной из первых в округе коротко остригла волосы, и это в шестнадцать лет!
Шок был настолько велик, что отец категорически запретил ей показываться ему на глаза, а люди на улице подходили к ней и просили снять шляпу и продемонстрировать свою диковинную прическу.

В восемнадцать лет Астрид забеременела.
Скандал оказался настолько велик, что девушке пришлось покинуть родительский дом и ехать в столицу, оставив должность младшего репортёра и любимую семью.
В 1926 году у Астрид родился сын Ласс.
Так как денег не хватало, Астрид пришлось отдать горячо любимого сына в Данию, в семью приёмных родителей. Этого она себе так и не простила.

В Стокгольме Астрид учится на секретаршу, потом работает в маленькой конторке.
В 1931 году меняет работу на Королевский автоклуб и выходит замуж за своего начальника Стуре Линдгрена, превратившего Астрид Эрикссон в Астрид Линдгрен. После этого Астрид смогла забрать Ларса домой.

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя сыну. Мальчик гордился Астрид - она была самой хулиганской мамой на свете! Однажды она запрыгнула в трамвай на полном ходу, и её оштрафовал кондуктор.

Дочь Карин родилась у Линдгренов в 1934 году, когда Лассу было семь лет.

В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти. Семья жила в согласии до самой смерти Стуре в 1952 году. Астрид тогда было 44 года.

История подвёрнутой ноги

Возможно, мы бы так никогда и не прочитали сказки шведской писательницы, если бы не её дочка и "его величество случай".
В 1941 году Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок - это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям.

Незадолго до десятилетия дочери Астрид крайне неудачно подвернула ногу и, валяясь в постели и размышляя о подарке дочери на день рождения, будущая великая сказочница записала свою первую новеллу "Пеппи Длинныйчулок" и сочинённое продолжение о забавной рыжей девчонке.
Рукописная книга с иллюстрациями автора была встречена дочкой с восторгом. 10-летняя дочка и друзья уговорили Астрид отправить рукопись в одно из крупных шведских издательств.
С этого все и началось...

Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство "Бонньер". После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Но писательница уже всё для себя решила и в 1944 году приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством "Raben & Sjotgren".
Линдгрен получила вторую премию за повесть "Бритт-Мари изливает душу" и издательский договор на неё.

Параллельно писательница внимательно следила за развернувшейся в обществе дискуссией о воспитании, выступая за то воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним.
Она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.
Всемирное признание долгое время не могло примирить автора со шведской госкомиссией по детской и учебной литературе. С точки зрения официальных педагогов сказки Линдгрен были неправильные и недостаточно поучительные.

А затем Линдгрен начинает работать в этом издательстве в качестве редактора отдела детской литературы.
Через пять лет писательница получает премию Нильса Хольгерсона, потом - немецкую премию "За лучшую детскую книгу" ("Мио, мой Мио").
В этом издательстве она работала до пенсии, на которую официально ушла в 1970 году.
В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте, благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе (больше Астрид Линдгрен в конкурсах не участвовала).

Карлсон подобрел в СССР

Идею Карлсона, который живёт на крыше, тоже подсказала дочь.
Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький весёлый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые.
Его звали Лильем Кварстен - волшебный дядюшка в остроконечной шляпе, который в сумерках уводит одиноких детей в невероятные путешествия. Он ожил в сборнике "Крошка Нильс Карлсон" .

А в 1955 году появился "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".
Карлсон - первый положительный герой детской книги с полным набором отрицательных черт. Он заставил поверить, что все наши страхи и проблемы - лишь "пустяки, дело житейское".

В марте 1966 года учительница французского языка Лилианна Лунгина - жена кинодраматурга Семёна Лунгина, мать кинематографистов Евгения и Павла Лунгиных - принесла домой в старой авоське шведскую книжку некой Астрид Линдгрен.

Она уже год мечтала о работе переводчика, и в издательстве "Детская литература" пообещали заключить с ней договор, если найдётся хорошая шведская книжка...

В 1967 году первое советское издание "Карлсона" увидело свет.
Книга мгновенно стала популярной. К 1974 году было продано более 10 миллионов (!) экземпляров сказки.
Линдгрен в своих интервью любила повторять, что в Карлсоне "есть что-то русское". А потом Линдгрен приехала в Москву. Лилианна Лунгина вспоминала: "Астрид оказалась удивительно похожей на свои книги - проницательная, очень умная. Лёгкая и по-настоящему весёлая. Придя к нам, она вытащила нашего шестилетнего сына Женю из кроватки и стала с ним играть на ковре, а когда мы её провожали в гостиницу, она, сойдя с троллейбуса, так заразительно и увлечённо затанцевала на улице, что нам пришлось ей ответить тем же..."

"Культ личности" Карлсона в СССР начался после выхода снятой на студии "Союзмультфильм" мультипликационной дилогии "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся".
Могла бы она стать и трилогией (серия про дядюшку Юлиуса), если бы режиссер мультфильма Борис Степанцев не увлёкся новыми проектами.
А ведущую роль в культовом мультфильме сыграл художник Анатолий Савченко. Именно он создал персонажей, вытеснивших из нашего сознания оригиналы Илон Викланд.
Многие крылатые фразы из м/ф в книге отсутствуют. Вспомним хотя бы:
- "Карлсончик дорогой!"
- "Фу! Всю шею отсидел"
- "Люблю ли я детей? Как бы это вам сказать?... Безумно!"
- "А я сошла с ума! Какая досада..."

Акцент был смещён в сторону одиночества Малыша. И вместо озорного мальчика, каким он был у Линдгрен (он кидается камнями и дерзит фрекен Бок) мы видим грустного большеглазого меланхолика.
Карлсон же в русском переводе - вообще добряк.

Как сказка сменила власть

Астрид Линдгрен заработала не один миллион крон, продавая права на издание своих книг и их экранизацию, на выпуск аудио- и видеокассет, компакт-дисков с записями своих песен или литературных произведений в собственном исполнении.

Но все эти годы образ её жизни не менялся - Линдгрен жила в одной и той же скромной стокгольмской квартире и предпочитала раздавать деньги другим.
Только однажды, в 1976 году, когда взысканный государством налог составил 102% (!) от её прибылей, Лингрен запротестовала.

Она послала в стокгольмскую газету "Экспрессен" открытое письмо, в котором рассказала сказку про некую Помперипоссу из Монисмании. В этой сказке для взрослых Астрид Линдгрен встала на позицию профана и попыталась разоблачить пороки общества и его притворство.
В год парламентских выборов сказка стала бомбой для обюрократившегося аппарата шведской социал-демократической партии, которая пробыла у власти свыше 40 лет подряд.
Выборы социал-демократы проиграли.
При этом сама писательница всю жизнь была членом этой партии.

Её письмо было так воспринято из-за всеобщего уважения, которым писательница пользовалась в Швеции. Книги в её исполнении слушали по радио шведские дети. Её голос, лицо и чувство юмора знали и взрослые, которые постоянно видели и слышали Линдгрен на радио и телевидении, где она вела различные викторины и ток-шоу.

"Только не насилие" назвала она речь при вручении Премии мира немецкой книготорговли.
"Нам всем известно, - напоминала Линдгрен, - что дети, которых бьют и подвергают жестокому обращению, сами будут бить и подвергать жестокому обращению своих детей, а посему этот заколдованный круг должен быть разорван" .

Весной 1985 года она публично заговорила о притеснениях сельскохозяйственных животных.
Прислушался сам премьер-министр Ингвар Карлсон. Когда он нанёс визит Астрид Линдгрен, она поинтересовалась, что это за молодых людей он с собой привел. "Это мои телохранители" - ответил Карлсон.
"Довольно разумно с вашей стороны, - сказала 78-летняя писательница, - никогда не знаешь, чего от меня ждать, когда я в таком настроении!"

А в газетах появилась сказочка о любящей корове, которая протестует против плохого обращения со скотом. В июне 1988 года был принят закон о защите животных, получивший наименование "Закон Линдгрен".

Она всегда боялась не успеть...

В 1952 году умер муж Астрид Стуре.
Потом - мать, отец, а в 1974 году скончались её брат и несколько старых друзей.
И сын.

Началось добровольное затворничество.
"Жизнь - чудная штука, так долго тянется и всё же так коротка!" - говорила она.
Единственное, чего Астрид по-настоящему боялась, - не успеть.

Последние годы она редко выходила из дома и не общалась с журналистами.
Она практически потеряла зрение и слух, но всегда старалась быть в курсе всего происходящего.
Когда Астрид исполнилось 90 лет, она обратилась к многочисленным поклонникам с призывом не присылать ей подарков, а направлять средства на банковский счёт для строительства детского медицинского центра в Стокгольме, куда писательница и сама направила внушительную сумму.
Теперь этот центр - крупнейший в Северной Европе - зовётся по праву Центром Астрид Линдгрен.

Её книги переведены более чем на 80 языков мира и изданы более чем в 100 странах.
Как говорят, что если весь тираж книг Астрид Линдгрен поставить в вертикальную стопку, то она в 175 раз будет выше Эйфелевой башни.

Существует музей сказок Астрид Линдгрен "Юнибакен" в Стокгольме.
Недалеко действует "Парк Астрид Линдгрен", где можно побегать по крышам с Карлсоном, покататься на собственной лошади Пеппи Длинныйчулок и побродить по Улице Безобразников.

Кандидатура детской писательницы была посмертно выдвинута на Нобелевскую премию мира.
Последние десять лет в шведской печати ежегодно звучали призывы дать Астрид Линдгрен Нобелевскую премию.
Но детским писателям эту премию не давали никогда. Детская литература живёт как бы сама по себе. Может быть, потому, что перед ней стоят не только литературные задачи, но и педагогические. А общество всегда сопротивляется, отстает.
Премию Линдгрен так и не дали...

Олег ФОЧКИН

ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ

Астрид со своим старшим братом Гуннаром

"Из своего детства я в первую очередь помню не людей, а ту удивительную и прекрасную среду, которая меня окружала. С возрастом ощущения становятся всё менее яркими, но тогда весь мир вокруг был невообразимо насыщен и полон красок. Земляника среди скал, ковры синих весенних цветов, луга первоцвета, известные только нам заросли черники, лес, покрытый мхом, сквозь который пробиваются изящные розовые цветы, выгулы Нэса, где мы знали каждую тропинку и каждый камушек как свои пять пальцев, ручей с кувшинками, канавы, родники и деревья - все это я помню гораздо отчетливее, чем людей".

Чудесные пейзажи Нэса не только стали для детей уникальной площадкой для игр, но и позволили им развить живое воображение. Маленькие Эрикссоны неустанно выдумывали новые увлекательные игры с тем, что они видели вокруг. Немаловажное значение для этих игр имели и разученные детьми песни и молитвы.
Удивительные магические игры.

"Ох, как мы умели играть! Вчетвером мы могли без устали играть с утра до ночи. Все наши игры были весёлыми и активными, а иногда даже и опасными для жизни, о чём мы, конечно же, тогда совершенно не подозревали. Мы карабкались на самые высокие деревья и прыгали между рядами досок на лесопилке. Мы забирались высоко на крышу и балансировали на ней, и стоило бы только кому-то из нас оступиться, наши игры могли бы прекратиться навсегда".

Одной из самых любимых игр маленьких Эрикссонов и их гостей в Нэсе была игра "Не ступать на пол". При этом все ребятишки должны были карабкаться по мебели в спальне, совершенно не касаясь пола. Именно в такую игру, но намного позже, Пеппи предложит сыграть Томми и Аннике на вилле Курица.

"От двери кабинета нужно было перелезть на диван, оттуда вскарабкаться к кухонной двери, а потом - к туалетному столику и рабочему столу. Затем можно было перескочить на папину кровать, а оттуда - к обитому пуфику, который мы могли передвинуть к двери гостиной, после чего по открытому камину снова перебраться к двери кабинета".

Другой любимой игрой Астрид и Гуннара была игра "ветер-ветрило".
Дети должны были пробежать через все комнаты дома, стартовав из разных его концов, и встретиться на кухне, где каждый должен был ткнуть другого пальцем в живот и крикнуть "ветер-ветрило!".
Именно в неё играют Эмиль и Ида в книгах об Эмиле из Лённерберги.

В Нэсе был старый вяз, который Астрид с братом и сестрами называли "совиным деревом".
Внутри дерево было полностью полым, и дети очень любили играть в нём.
Однажды Гуннар вскарабкался на дерево, держа в руках куриное яйцо. Он положил яйцо в совиное гнездо, а через двадцать один день нашёл в нём только что вылупившегося цыпленка, которого мама позже купила у него за семьдесят пять эре.
Эту историю Астрид пересказывает нам в книге "Мы все из Бюллербю", где этот трюк Гуннара проделывает маленький Боссе.

Однако в начале прошлого века детям фермеров приходилось не только отдыхать, но и выполнять тяжелую работу. Они высаживали репу, пропалывали огороды от крапивы и собирали урожай.
Работой на ферме были заняты все: и дети наёмных рабочих, и дети хозяев.

"Как было принято в те времена, в нас, конечно же, с детства воспитывали благоговейный страх и трепет перед Господом. Однако в свободное время за нами никто не следил, никто не говорил нам, что делать. И мы играли, и играли, и играли... Будь у нас возможность, мы могли бы играть вечно!"

По словам самой Астрид, она очень отчётливо запомнила тот момент, когда её детство подошло к концу, и к ней пришло ужасное осознание того, что игры закончились навсегда.

"Я очень хорошо запомнила тот момент. Мы тогда очень любили играть с внучкой священника, когда она приезжала в Нэс на праздники. И вот как-то летом, в очередной её приезд, мы собрались приступить к нашим обычным играм и вдруг обнаружили, что играть больше не получается. Это было очень странное ощущение, и нам стало очень грустно, ведь мы совершенно не знали, чем ещё можно заняться, если не играть"........

Ну и книга, конечно-же:)
Книга, написанная Удивительной Сказочницей Астрид Линдгрен.

В ней - девять коротких сказок. Не связанных между собой.
Всегда очень любила "Нет разбойников в лесу" и "Крошку Нильса Карлсона".
Перевод сказок в книге привычный с детства - Л.Брауде.
А в "Принцессе..." и в "Возлюбленной Сестре" - Е.Соловьёвой. Я, правда, не помню, читала ли я в детстве эти две сказки...

Рисунки в книге - Екатерины Костиной. Ващинской. Костиной-Ващинской... я запуталась со сменой её фамилий:)
Нежно люблю её рисунки "в стиле кракле":)
Так что вопрос о покупке этой книги для меня не стоял - Линдгрен + Костина = я довольна:)

Ну и про издание.
Оно очень хорошее! Большого формата, в крепкой обложке, на матовой меловке, с крупным-жирным шрифтом и с отличным качеством печати.

Очень книгу эту одобряю и беззастенчиво рекомендую к покупке:)

Астрид Линдгрен
"Крошка Нильс Карлсон"

Издательство - Махаон
Год - 2015
Переплёт - картонный с частичной лакировкой
Бумага - мелованная
Формат - энциклопедический
Страниц - 128
Тираж - 8 000 экземпляров

Перевод -Л.Брауде, Е.Соловьёва
Художник - Екатерина КОСТИНА

Писательница, подарившая детям удивительно обаятельного персонажа Карлсона и симпатичную сумасбродку Пеппи Длинныйчулок, стала родной всем детям мира. Трудно найти семью, где не читали добрые и увлекательные книжки Астрид Линдгрен. Шведская писательница, как никто другой, разгадала детскую душу и нашла к ней тропинку. Простыми словами она очертила главные проблемы и страхи маленьких людей, напомнив взрослым то, что они когда-то знали, но забыли.

Детство и юность

Астрид Анна Эмилия Эрикссон, так звучит полное имя писательницы до замужества, родилась в ноябре 1907 года в Швеции, на хуторе Нес. В фермерской усадьбе прошли детские годы будущего литератора. Близость к природе, размеренный век «лошади и кабриолета» способствовали душевной открытости и развитию творческого начала юной шведки.

В доме Эрикссонов царили любовь и согласие. Родители Астрид встретились на рынке, когда маме было 7, а отцу 13 лет. Детская дружба переросла в симпатию, а позже - в любовь. У Самуэля Августа и Ханны родилось четверо детей: первенец – сын Гуннар - и три дочери, старшей из которых была Астрид Анна Эмилия.


Астрид Линдгрен с родителями, братом и сестрами

Детей окружал крестьянский быт и первозданная природа. Ребята помогали родителям по хозяйству, а в свободное время носились по окрестностям хутора в поисках приключений. В семействе, по словам Астрид Линдгрен, царила удивительно добрая атмосфера: взрослые не стеснялись проявлять теплых чувств друг к другу и детям, что в крестьянских семьях было редкостью.


Маленькая Астрид Линдгрен обожала слушать фольклор - предания и легенды, которые часто рассказывали детям на хуторе. Не научившаяся еще читать Астрид впервые услышала «книжную» сказку в доме у подруги. Ее детям читала на кухне мама. Впечатлительная девочка заслушалась, погрузилась в волшебный мир и долго возвращалась к действительности. Вскоре Линдгрен научилась грамоте, и чтение стало ее любимым занятием навсегда. Уже в начальных классах будущая писательница продемонстрировала литературные способности, за что ее в шутку называли Сельмой Лагерлеф (первый нобелевский лауреат по литературе).


После окончания средней школы 16-летняя девушка устроилась младшим репортером в местное периодическое издание. Спустя 2 года беременная от женатого мужчины Линдгрен покинула Виммерблю и отправилась в столицу, желая затеряться в миллионном городе, где ее никто не знает. В Стокгольме Астрид Линдгрен получила специальность секретарши и до рождения ребенка работала в Королевском автоклубе.

Литература

Спустя 5 лет Астрид Линдгрен, теперь уже замужняя дама, стала домохозяйкой. В 1941 году семья, в которой теперь подрастало двое малышей, обосновалась в стокгольмской квартире, из окон которой виден живописный Васа-парк. Здесь женщина написала все свои произведения. Поначалу Астрид Линдгрен оттачивала перо, работая секретарем. Потом она увлеклась написанием небольших по объему сказок и коротких путеводителей для семейных и детских журналов.


По словам сказочницы, первый персонаж детской приключенческой повести родился благодаря маленькой Карин. Заболевшая воспалением легких дочь, привыкшая к маминым сказкам на ночь, попросила Астрид рассказать историю про Пеппи Длинныйчулок. Имя персонажа девочка выдумала. Линдгрен исполнила желание малышки и сочинила сказку. Она так понравилась дочери, что мама растянула продолжение на десятки других вечеров.

В это время мысли Астрид Линдгрен занимали жаркие дискуссии о воспитании подрастающего поколения. Одна часть общества ратовала за уважение к личности ребенка и необходимую свободу действий, вторая – за классическое, пуританское воспитание и ограничение свободы. Астрид была на стороне «либералов» от педагогики, что продиктовало характер ее Пеппи.


Каждая следующая новелла о свободолюбивой рыжеволосой сумасбродке в разноцветных чулках требовала продолжения. За пять лет короткие истории «выросли» в повесть. Когда дочери Астрид Линдгрен исполнилось 10, мама сделала ей подарок на юбилей: рукопись из нескольких историй о Пеппи она проиллюстрировала и превратила в книгу.

Рукописный дубликат с приключениями рыжей сорвиголовы Линдгрен отнесла в крупное шведское издательство Bonnierkoncernen. Но издатель не спешил печатать выходящую за привычные рамки детской литературы книгу. Подумав, «Боньерконцерн» вернул рукопись Астрид. Писательница приуныла, но рук не опустила: она видела, какое впечатление на дочь произвели рассказы о Пеппи, и точно знала, что продолжит писать для детей.


В 1944 году шведская писательница услышала о конкурсе, проводимом только что появившемся издательством «Рабен и Шегрен». Перед авторами поставили задание написать книгу для девочек. Три лучших сочинения издатели обещали напечатать. Астрид Линдгрен представила на суд жюри повесть «Бритт-Мари изливает душу» и заняла второе место. Так началась ее творческая биография.

В следующем году «Рабен и Шегрен» пригласили Астрид на работу. Линдгрен с удовольствием заняла кресло редактора детской литературы и проработала на этой должности до 1970 года, покинув его по достижении пенсионного возраста.


В том же счастливом для писательницы 1945 году «Рабен и Шегрен» опубликовало первую книгу о Пеппи – «Пеппи поселяется на вилле "Курица"». Повесть так понравилась юным шведам, что ее мигом раскупили. Вскоре сочинение было переведено на десятки языков и разошлось по миру миллионными тиражами. В 1946 и 1948 годах детская аудитория дождалась продолжений повести.

В 1946 году Астрид Линдгрен подарила юным читателям повесть о приключениях сыщика Калле Блюмквиста. В 1951 году дети прочитали вторую часть похождений Калле, а спустя 2 года вышла заключительная часть трилогии, названная «Калле Блюмквист и Расмус». Придумав доброго сыщика, Линдгрен предложила альтернативу вошедшим в моду триллерам, к которым потянулось и юное поколение.

В середине 1950-х Астрид Линдгрен подарила читателям первую часть трилогии «Мио, мой Мио!». Это сказочная и грустная повесть о мальчике, который остался без родительского тепла. Осиротевших детей после войны было много, и материнское сердце Астрид их судьба волновала. Своим сочинением она давала таким детям надежду и утешение, помогала справиться с трудностями и вселить веру в счастливое завтра.

Спустя год, в 1955-м, появилась первая книга трилогии о «в меру упитанном» чердачном жильце Карлсоне и грустном Малыше, мальчике из обычного семейства, до которого у занятых родителей не доходят руки. Развлекать и утешать Малыша прилетает инфантильный любитель сладкого с пропеллером на спине.


Иллюстрация к сказке Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон"

Книга имела оглушительный успех, соизмеримый с приключениями Пеппи. В 1962 году вышла вторая часть трилогии, а спустя 6 лет – третья. Перевод сказочной истории о Малыше и Карлсоне для русских читателей сделала Лилианна Лунгина. Первая часть появилась спустя 2 года после издания в Швеции, третья – в 1974 году.

С 1963 по 1986 годы Астрид Линдгрен сочинила для ребят цикл из 6 книг о маленьком сорванце, упрямом и находчивом Эмиле Свенсоне. 6-летний проказник регулярно попадает в переделки, но он невероятно сметлив и часто подсказывает отцу неожиданные решения в хозяйстве и бизнесе.


Еще одно яркое и любимое миллионами детей сочинение Линдгрен – фэнтези-сказка «Рони, дочь разбойника» – появилось в начале 1980-х. Это поучительная и добрая повесть о детской мудрости, которой следует поучиться взрослым. Рони – дочка атамана Маттиса, враждующего и конкурирующего с разбойником Борки, у которого подрастает сын Бирк. Отпрыски заклятых врагов проникаются симпатией и становятся друзьями. А когда враждующие родители запрещают им дружить, убегают от них в лес.

Произведения шведской сказочницы десятки раз экранизировались и ставились на театральных подмостках стран Европы, Америки и Азии. Впервые на экранах появилась повесть о Блюмквисте: премьера картины состоялась в 1947 году на рождественские праздники. Спустя 2 года маленькие телезрители увидели экранизацию приключений Пеппи.

В Советском Союзе творчество Астрид Линдгрен было широко известно и любимо. В 1976 году дети СССР увидели на экранах фильм «Приключения Калле-сыщика», в 1978-м – картину «Расмус-бродяга», через 6 лет – «Пеппи Длинныйчулок» и «Проделки сорванца». Мультфильмы о Карлсоне вышли в 1968 и 1970 годах.

Астрид Линдгрен при жизни осыпали всевозможными наградами. В 1958-м ей вручили медаль , которую приравнивают к Нобелевской премии в детской литературе.

Личная жизнь

Первая любовь Астрид Линдгрен оказалось несчастливой. Ее возлюбленный – редактор журнала «Виммербю» Аксель Блумберг – был женат. 18-летняя журналистка забеременела от старшего на 30 лет мужчины, когда он разводился. И если бы на судебном процессе узнали, что Блумберг изменил супруге Оливии, его банковский счет опустел бы. Поэтому беременная Астрид уехала из города.


В Дании позволяли оставлять имя биологического отца в тайне, поэтому молодая женщина родила мальчика Ларса в Копенгагене. До 5 лет Ларс воспитывался в семье приемных родителей Стивенсонов.


В Стокгольме Астрид познакомилась с Нильсом Стуре Линдгреном. После свадьбы в 1931-м Линдгрен забрала сына, а через 3 года родила дочь Карин. Нильс усыновил Ларса и дал ему свою фамилию. Супруги прожили в счастливом браке 21 год.

Смерть

В 1952 году скончался муж писательницы. В 1961 году не стало мамы, а через 8 лет и отца. Трагичным оказался для Астрид 1974 год: навсегда ушли брат и друзья детства. И настоящее горе обрушилось на женщину в 1986-м, когда умер ее сын.


Линдгрен часто размышляла о таинстве ухода в иной мир, но, в отличие от родителей-лютеран, веривших в вечную жизнь, Астрид была сторонницей агностицизма. Умерла Астрид Линдгрен в январе 2002 года в почтенном возрасте – в 94 года.

Память

  • В год смерти Астрид Линдгрен шведское правительство учредило премию памяти знаменитой писательницы в размере 5 миллионов крон, которую каждый год присуждают лучшему детскому писателю. В 2016 году ее вручили британке Мег Розофф.
  • Весной 2015 года шведский банк выпустил новую серию купюр достоинством в 20 крон, на которых изображена Астрид Линдгрен.

  • Шведы трепетно берегут квартиру в Стокгольме, где 60 лет жила и умерла знаменитая писательница. Музеем жилище стало зимой 2015 года, когда Швеция отметила 108-й день рождения Астрид Линдгрен.
  • В квартире-музее хранится сувенирное блюдо, которое в 1997 году вручил Астрид .

Библиография

  • 1945 – «Пеппи поселяется на вилле «Курица»
  • 1946 – «Пеппи отправляется в путь»
  • 1948 – «Пеппи в стране Веселии»
  • 1946 – «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист»
  • 1951 – «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист рискует»
  • 1953 – «Калле Блюмквист и Расмус»
  • 1947 – «Мы все из Бюллербю»
  • 1949 – «Снова о детях из Бюллербю»
  • 1955 – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
  • 1962 – «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»
  • 1968 – «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»
  • 1963 – «Эмиль из Леннеберги»
  • 1966 – «Новые проделки Эмиля из Леннеберги»
  • 1954 – «Мио, мой Мио»
  • 1981 – «Рони, дочь разбойника»

Интервью проводил Юрий Гурман, "Радио Швеция".

- Чего хорошего в Швеции?

- Самое лучшее то, что это моя страна. Здесь я дома, я дома и в старой крестьянской культуре и в Стокгольме.

Мне легко любить людей, мне легко любить всё мое окружение... Здесь я чувствую себя дома гораздо больше, чем в любой другой стране.

Астрид Линдгрен принимала меня в своей квартире на улице Далагатан, сейчас там нечто вроде квартиры-музея, куда уже впускают за плату. Мы сидели в гостиной, где всё было просто и просторно. Старенький диван, мало книг, спартанская, можно сказать, обстановка. Астрид Линдгрен с золотым кулоном на груди, который оказался, на самом деле, толстым увеличительным стеклом, читать без него она уже не могла, на кухне с чем-то возилась её помощница, все было очень по-домашнему...

- Что в Швеции самое плохое?
На этот вопрос ответить трудно, здесь тоже много абсурдного. Я могу впасть в ярость и отчаяние, когда слышу, что толстые мужики летят из Швеции в Таиланд и покупают себе маленьких девочек. И тогда я на грани того, что мне не хочется быть шведкой.

Еще ей не нравилась власть денег.

- Культура стала для многих экономической культурой, уступив место культуре настоящей.

Когда я спрашиваю про деньги , Астрид Линдгрен смеется:

- Я могла бы быть гораздо более состоятельной, но слежу за тем, чтобы денег у меня оставалось не очень много.

На момент записи этого интервью у Астрид Линдгрен было семь внуков и внучек и шесть правнуков и правнучек, и она сетовала, что ей хотелось бы встречаться с ними гораздо чаще, чем это удается. И смеется:

Такие вот журналисты мешают всё время...

Все её деньги ей принесли её персонажи. Больше всех, конечно, Пиппи-Длинный чулок, или Пеппи, как её называли сначала в России, где главным героем всегда оставался, конечно, Карлссон, который живет на крыше.

Карлссон, он как избалованный ребенок, который думает, что он - самый лучший, самый красивый, самый замечательный, много лет назад написала я его песню, - Астрид Линдгрен напевает, - ты думаешь, ты кто? ты думаешь, ты кто? Да ты против меня - ничто, ля-ля-ля, ля-ля-ля… Карлссон для меня - фигура несколько отдаленная, Пиппи и, прежде всего, Эмиль из Лённеберги ближе всех моему сердцу. Эмиль - он из моего детства, из Смоланда, и он живет среди людей, среди крестьян, которые мне хорошо знакомы с моих юных лет.

Мы разговаривали долго в тот раз. Астрид Линдгрен рассказывала о детях, о своей незаживающей ране: сын Лассе ушел из жизни в 1966 году, о дочери, об их детях, о правнуках, один из которых, четырехлетний, особенно неповторимый, всё время повторял:

Ты старая, ты старая, и так всю дорогу, - смеется Астрид Линдгрен.

И она задавала много вопросов. Похоже, что это было интервью в интервью. Её интересовало сколько мне лет, женат ли я на шведке или на русской, сколько у меня детей, похвалила, узнав, что они читают её книжки и по-шведски и по-русски. Когда я рассказал, что на встрече нашей редакции со слушателями в Санкт-Петербурге, они попросили её сочинить сказку, Астрид Линдгрен начала:

Жил-был паренек, которого звали... которого звали Юрий. И он приехал в Швецию и поселился здесь, и в один прекрасный день, он... А дальше ты сам продолжишь, - сказала писательница. На это я сказал, что соревноваться с Астрид Линдгрен не могу, с чем она согласилась.

Перед интервью, когда я подошел к её двери, тогда я услышал, что она что-то напевает. А было известно, что Астрид Линдгрен что-то поет всегда, даже когда идет по улице. И я набрался смелости (наглости?) и попросил её что-нибудь спеть. И она запела:

Жалко малое дитя

Бредёт по полям в мороз

Снег в рукавицах и башмаках

А глазки, полные слез...

Детям сейчас приходится тяжело, они же не понимают, я не могу сказать, что тяжело детям в Швеции, здесь им довольно хорошо, - замечает Астрид Линдгрен, - но если посмотреть на весь мир, то становится невероятно горестно, когда видишь, как дети бегут с родины и ищут убежища в других странах. Всё их детство уничтожено. Очень жалко детей.

Иногда думаешь, что она сказала бы сегодня... Еще она рассказывала тогда, о своей борьбе за права животных, с которыми, она считала, обращаются не по-человечески.

Дни мои пролетают так, что я моргнуть не успеваю. Не думай, что у меня есть хоть минута свободного времени. Я пытаюсь выкроить время для прогулки в парке, чтобы размяться. Есть много людей, которые не знают, чем им заняться, чтобы провести время, но я не знаю, чего они хотят от жизни. У меня никогда не было лишнего времени.

Астрид Линдгрен посвятила меня в программу одного своего дня: приезжали с киностудии, обсуждали будущий фильм, следующие посетители расспрашивали о хорошей её подруге - фотографе Анне Ривкин-Брик, которая родилась в Гомеле, а скончалась в 1970 году в Израиле, бюст её стоял на книжной полке, они вместе сделали девять фотокниг, Астрид Линдгрен писала к ним тексты. Посетители собирались писать книгу об Анне Ривкин. Потом была актриса "Драматена", Стокгольмского драматического театра, которой досталась роль Пиппи Длинного чулка. Потом был фотограф, потом редактор одной газеты, и день, практически, кончился.

Каждый год, рассказал я, когда приближается осень, меня спрашивают: кто в этом году получит Нобелевскую премию по литературе? И что ты отвечаешь, поинтересовалась Астрид Линдгрен? Я всегда отвечал: Астрид Линдгрен.

Не надо мне этого желать. Я уже получила "детскую нобелевскую премию", дети сами её учредили, и от неё я отказаться не могла. И на деньги, которые они собрали, будет устроен детский дом для бездомных детей Санкт-Петербурга.

Эта "детская нобелевская премия" была собрана по подписке по инициативе маленькой жительницы Хедемуры, городка в провинции Даларна, которая решила, что не присуждать Нобелевскую премию Астрид Линдгрен - вопиющая несправедливость. Денег собрали много, поведала мне писательница.

Дети сами хотели, чтобы деньги ушли в Санкт-Петербург, 300 000 там было, вполне сравнимо с Нобелевской премией, - смеется Астрид Линдгрен.

На момент того разговора писательнице было 85 лет. За 50 почти лет она, по её словам, написала 35 книг, фотокниг не считая. Всемирная известность. Статус совести нации. Но что же было, всё-таки, высшими моментами её насыщенной событиями жизни?

Высшие моменты в жизни женщины - это когда у неё появляются дети. Так было и у меня. Двое детей родились у меня. И такие же моменты - рождение внуков. А вся эта кутерьма с призами, наградами, я всё это быстро забываю, у меня их целый список, я почетный доктор там, я почетный доктор здесь...

На прощание Астрид Линдгрен сказала:

- Передавай привет своим детям и всей своей стране!

Я передал тогда, передаю и сейчас...

Стокгольм всегда хочется назвать городом голубых кровей. Первое что привлекает к шведской столице - это настоящая шведская утонченность и аристократичность. Стокгольм - это город, в который всегда хочется возвращаться. А приехав снова понимаешь, что тебе этот город совсем не знаком.

В здешних каналах смешались воды Балтики и озера Меларен. А на улицах этого северного города почти нет машин и людей. Стокгольм у многих ассоциируется с порядком и организованностью. А еще он чрезвычайно чистый. Поэтому кажется, что Стокгольм еще совсем молодой. И только позеленевшие от времени крыши церквей напоминают о возрасте шведкой столицы. А начиналась история Стокгольма в далеком тринадцатом веке. На маленьком острове вырос город Гамла стан. Теперь его еще называют просто старый город. Это как раз и есть тот район, который обычно так нравится туристам.

Как и во многих европейских столицах, туристы здесь любят ходить по узеньким улочкам. А скоротать время можно в многочисленных магазинчиках и ресторанчиках. В Гамла Стане находится резиденция шведского короля карла VI Густова. Кстати, монарха может увидеть каждый желающий, он принимает участие в церемонии смены караула. А королевские апартаменты можно вообще навестить в любой день. Дворец хотя и служит рабочей резиденцией короля, всегда открыт для туристов. Стокгольм распложен на четырнадцати островах. Поэтому здесь так много мостов, десятки яхт и катеров пришвартованных вдоль берега. И смотрятся они здесь не менее органично, чем автостоянки. Говорят, что на семерых шведов приходится одно плавательное средство. Пересекая очередной мостик, мы оказываемся в другой части города на рыцарском городе. Здесь мы видим памятник настоящему рыцарю Биргеру Ярлу. Он сохраняет спокойствие шведских монархов. Шведы очень любят своих монархов.

Гуляя по Стокгольму можно собрать хорошую коллекцию фотографий немного позеленевших шведских королей. Скажем сразу – побывать на всех островах Стокгольма за одну поездку просто невозможно. Но шведы придумали, как облегчить судьбу растерявшимся туристам. Например, на одном острове они собрали разнообразные и чрезвычайные музеи. Когда-то Дьюргерден был известен своими лесами, где любили охотятся монархи особенно. А теперь здесь охотятся туристы, правда, не на зверей, а на приключения. Одна охотничья тропа ведет к музею под открытым небом Скансена, другая к парку аттракционов Грена Лумб. А третья к музею с одним единственным экспонатом. Но каким! Нигде в мире не найдешь так хорошо сохранившегося корабля семнадцатого века. Здесь сохранилось все: от скульптур, украшавших судна, до личных вещей моряков. Интересно то что этот корабль не совершил ни одного путешествия. Он утонул, как только отошел от порта. Этот галеон должен был стать величием шведской империи, но из-за ошибки в расчетах балласта он пошел на дно на н глазах у сотен людей. На поверхность судно подняли только через триста лет. Если вы приехали в Стокгольм со своими детьми, то поверьте, им не придется скучать. Здесь есть очень много развлечений для детей. Например, Юнибаккен – волшебный мир сказок Астрид Линдгрен. Здесь жил поселились Карлсон, Пепе длинный чулок и многие другие герои Астрид Линдгрен и других шведских писателей. Так захотела сама писательница. Астрид Линдгрен лично принимала участие в создании Юнибаккена. Поэтому все персонажи здесь, такие как она их представляла. Сюда приходит много детей особенно посмотреть представления. Каждый день малышей ожидают новые сюрпризы. Здесь и дом Пепе длинный чулок. Астрид Линдгрен назвала его Вилла-курица. Здесь можно бегать,прыгать и забавляться. Юнибаккен – единственное место в мире, где дети могут все, что дома им не разрешено. Астрид Линдгрен была самой известной защитницей детей. Благодаря ей Швеция стала первой страной в мире, где законодательно запретили любое насилие над детьми. А еще в Юнибаккене сказки действительно оживают. стоит только сесть в поезд и отправиться в фантастическое путешествие.

Как же не проголодаться после таких впечатлений? В сказочном ресторанчике все только для детей.
Каждый год в Стокгольме вручают нобелевскую премию. Торжественная церемония проводиться в роскошном концертном зале. А банкет проходит в голубом зале стокгольмской ратуше. Саму ратушу построили не так давно, менее ста лет назад.



Похожие статьи
 
Категории