Стью сатклифф. Британский художник Стюарт Сатклифф - бывший бас-гитарист группы The Beatles

03.02.2019

Родившийся в Эдинбурге, Шотландия, в 1940 году Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (Stuart Fergusson Victor Sutcliffe) вырос в Ливерпуле, Англия.

С раннего возраста он проявил свой незаурядный художественный талант. Зарабатывая деньги как мусорщик, Стюарт поступил в Ливерпульский художественный колледж. В своем классе он считался одним из лучших художников, работая в основном в абстрактном стиле экспрессионизма.

1. 1961 год. Стюарт Сатклифф позирует для портрета в Ливерпуле, Англия.

Именно в колледже он познакомился с однокурсником Джона Леннона, который стал его соседом. После того как Сатклифф продал одну из своих картин за громадные по тем временам 65 фунтов стерлингов, Джон убедил его купить бас-гитару - несмотря на то, что парень едва мог играть - и присоединиться к группе Леннона, созданной им с друзьями Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном.

2. 1960 год. Ранняя версия The Beatles, сфотографированная Джоном Ленноном: менеджер Аллан Уильямс, его жена Берил, бизнес-партнер Лорд Вудбайн, Стюарт Сатклифф, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Пит Бест.

Название группы уже менялось много раз. После присоединения Сатклифф и Леннон предложили имя Beetles («Жуки»), по аналогии с группой Crickets («Сверчки») на подпевках у Бадди Холли (Buddy Holly). В течение нескольких месяцев это название превратилось сначала в Silver Beetles, затем в Silver Beatles и в конце концов - в Beatles.

3. 1960 год. The Silver Beatles - Стюарт Сатклифф, Джон Леннон, Пол Маккартни, барабанщик Джонни Хатч и Джордж Харрисон - выступает в Ливерпуле.

«Он не был в действительности очень хорошим музыкантом. На самом деле он не был музыкантом вообще, пока мы не заговорили с ним о покупке бас-гитары. Он подобрал несколько вещей, и он немного занимался. Это было немного глупо, но это было не важно в то время, потому что он выглядел так здорово» (Джордж Харрисон).

4. 1961 год. Сатклифф играет на бас-гитаре с The Beatles в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

Вместе с наспех отобранным барабанщиком Питом Бестом Сатклифф и The Beatles отправились в Гамбург выступать в клубах и набираться опыта.

7. Сатклифф на сцене с The Beatles в клубе в Гамбурге.

9. 1960 год. Сатклифф выступает с The Beatles в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

Там Сатклифф влюбился в фотографа Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr), которая через два месяца стала его невестой. Именно она придумала ему стрижку, которую впоследствии переняли остальные члены группы.

10. 1961 год. Астрид Кирхгерр и Стюарт Сатклифф позируют вместе в Гамбурге.

11. 1961 год.

Однако взаимоотношения внутри группы накалялись. Пол Маккартни хотел, чтобы парень покинул группу, ведь тогда он сам стал бы бас-гитаристом. Однажды конфликт даже вылился в настоящую драку на сцене Top Ten Club.

12. Сатклифф играет на бас-гитаре сзади Джона Леннона и Джорджа Харрисона в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

13. 1961 год. Джон Леннон поет и играет на гитаре со Стюартом Сатклиффом и Джорджом Харрисоном в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

В 1961 году Сатклифф покинул The Beatles, чтобы сосредоточиться на живописи и жизни с Астрид. Он выиграл стипендию для аспирантов Гамбургского колледжа искусств, мечтая учиться у скульптора Эдуардо Паолоцци.

14. 1961 год. Сатклифф играет сзади Джорджа Харрисона.

Однако его карьера была прервана, когда 10 апреля 1962 года, в 21-летнем возрасте, после серии сильных головных болей он умер от кровоизлияния в мозг.

15. 1961 год.

Лицо Сатклиффа все еще можно увидеть на дальней левой стороне обложки альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.

Когда речь заходит об участниках ансамбля Битлз, то мы всегда вспоминаем только четыре всемирно известных имени, и совершенно забываем о тех людях, которые входили в состав группы на заре её становления. Одним из таких людей, так и оставшихся в тени своих именитых коллег, был Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe).

Стюарт родился 23 июня 1940 года в семье служащих. Хотя Сатклифф был человеком творческим, но желания посвятить свою жизнь музыке у него никогда не было. Он больше интересовался живописью, литературой, фильмами и мистической философией. Учась в Ливерпульском колледже искусств, Стюарт познакомился с . Оба вскоре стали близкими друзьями и часто проводили вместе всё своё свободное время. Леннон писал стихи и рассказы, которые захватывали Стюарта. В свою очередь, Джона, поражал интеллект Сатклиффа, глубокие познания в различных областях искусства. Был даже период, когда они вместе снимали жилище. Стюарт присутствовал на репетициях группы, но сам толком не мог ни на чём играть. Джон очень хотел, чтобы его лучший друг присоединился к группе и играл на бас гитаре. Но инструмент для студентов был непозволительной роскошью.

В различных источниках по-разному упоминается случай драки, в которой Стюарт и Джон были избиты хулиганами. Это и понятно, ведь свидетелей тех событий уже давно нет в живых и восстановить до мельчайших подробностей этот эпизод не удаётся. Тем не менее, имеется факт драки, во время которой Стюарт получил черепно-мозговую травму. Считается, что именно этот случай впоследствии и стал для него роковым.

Сатклифф был лучшим учеником в классе, его картины вызывали некоторый интерес. Зимой 1960 года на одной из престижных выставок, организованной Джоном Муром (John Moore), была куплена картина Сатклиффа. Фактически, сам хозяин экспозиции господин Мур после закрытия экспозиции купил этот холст за 65 фунтов стерлингов. Подвернувшийся счастливый случай и настойчивое упорство Леннона послужили тому, что Стюарт таки купил себе бас гитару и присоединился к группе.

Ансамбль стал участвовать в различных конкурсах молодёжных групп. Однако, Стюарт не умел толком играть на своей гитаре. Зачастую он стоял спиной к зрителям, имитируя игру. Когда организаторы конкурсов обращались к группе с просьбой заменить Стюарта на сцене другим музыкантом, Джон резко реагировал на эти предложения фразой типа - либо мы играем полным составом вместе, либо все уходим.

Бытует мнение, что именно Стюарт предложил переименовать ансамбль в The Beetles (Жуки), а Джон заменил в названии одну из букв «e» на «а». До наших дней сохранилось всего несколько домашних репетиционных записей группы с участием Стюарта Сатклиффа, сделанных на дому . Профессиональных записей с ним не существует.

Вскоре Стюарт Сатклифф, как полноправный член Битлз, отправился с группой в первую зарубежную гастрольную поездку. 17 августа 1960 года Битлз вышли на сцену гамбургского клуба Индра в следующем составе: Джон Леннон, Пол Маккартни, Стюарт Сатклифф, . Играла группа в этом клубе недолго. 4 октября после того, как от жителей квартир, расположенных над клубом посыпались жалобы на сильный шум, Битлз переехали выступать в другой, расположенный по близости клуб - Кайзеркеллер (Kaiserkeller).

Однажды в Кайзеркеллер забрёл Клаус Форман (Klaus Voormann) - студент местного художественного колледжа. Увидев на сцене Битлз, он был просто очарован ими. Через несколько дней Клаус появился в клубе вновь, но уже со своими друзьями по колледжу Юргеном Фольмером (Jürgen Vollmer) и Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr). Друзьям Клауса также понравились бесшабашные Битлз, задорно отбивающие ритмы рок-н-ролла, от которых никто не мог усидеть за своими столиками. Со временем троица познакомилась с музыкантами, а между Астрид и Стюартом завязались очень тёплые отношения. Они оба имели очень много общего во взглядах на жизнь, любили французских импрессионистов, увлекались оккультизмом. Постепенно тесные отношения переросли в любовь.

Юрген и Астрид учились на фотографов. Именно благодаря этим людям мы сегодня имеем те уникальные фотографии, которые сохранили для нас атмосферу самых первых шагов к славе ещё никому тогда неизвестных Битлз.

В декабре 1960 года, когда Битлз возвратились на родину, Стюарт остался жить в Гамбурге с Астрид. Его вновь тянуло к изобразительному искусству. В группе стали понимать, что они «теряют» басиста и Пол Маккартни именно в это время впервые взял в свои руки бас гитару.

Во время своей второй поездки в Гамбург весной 1961 года Битлз стали играть в престижном клубе Топ Тэн (Top Ten) на Рипербане. Стюарт по-прежнему без толку присутствовал на сцене и от этого напряжение в группе только накалялось. Он продолжил играть в группе лишь благодаря тому, что был близким другом Джона, который по старшинству всем верховодил. После завершения 3-х месячного контракта, Битлз отправились домой. На Рождество 1961 года Стюарт приезжал на родину вместе с Астрид, чтобы познакомить свою семью с невестой. Пожениться они собирались летом 1962 года после того, как Стюарт закончит учёбу в художественном колледже. В это время у Стюарта стали усиливаться головокружения и появились сильные головные боли. Очевидно, сказались последствия травмы головы, полученной во время давней драки.

Близкий друг Битлз Хорст Фашер (Horst Fascher) пригласил Битлз вновь в Гамбург на открытие нового заведения под названием Стар-Клуб, которое должно было состояться 13 апреля 1962 года.

Буквально за день до приезда Битлз в Гамбург у Стюарта случился очередной приступ. 10 апреля 1962 года Стюарт Сатклифф умер буквально на руках своей невесты Астрид от кровоизлияния в мозг.
Битлз узнали о трагической смерти друга сразу по прибытию в Гамбург от Астрид. Похоронен Стюарт у себя на родине.

Несмотря на то, что многие справочные материалы об истории ансамбля Битлз незаслуженно умалчивают имя Стюарта Сатклиффа, он всё же пробыл в группе более 2-х лет и являлся её полноправным участником. Участники ансамбля почтили его память в 1967 году, разместив фотографию Стюарта в общем коллаже знаменитостей на лицевой стороне обложки пластинки «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». В 1995 году другая его фотография была помещена на обложку битловской «Антологии».

"Пятый битл" Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (Stuart Fergusson Victor Sutcliffe) родился в Эдинбурге (Edinburgh) 23 июня 1940 года. Его отец, Чарльз (Charles), был моряком. Его мать, Милли (Millie), - учительницей. И у него были две младшие сестры, Джойс (Joyce) и Полина (Pauline).

Когда семья переехала в район Мерси (Merseyside) и поселилась в доме 37 по Эйгберс Драйв (Aigburth Drive), Стюарт пошел в среднюю школу Прескот (Prescot Grammar School), а позже поступил в Ливерпульский художественный колледж (Liverpool College of Art). Он сразу же проявил таллант, который произвел впечатление как на учителей, так и на других студентов. Некоторые преподаватели считали, что он был самым выдающимся художником, закончившим этот колледж. Он подружился с Биллом Харри (Bill Harry), хотя тот учился на другом курсе. Среди его друзей также были Джон Леннон и Род Мюррей (Rod Murray). Они проводили вместе много времени, отдыхая в местном пабе Ye Cracke или в студенческом общежитии.

Стюарт и Билл разговаривали о литературе, искусстве, фильмах и мистической философии. Эти же беседы продолжались в Ye Cracke с Джоном и Роном. Художественный колледж и Ливерпульский институт размещались в одном здании. Пол Маккартни и Джордж Харрисон учились в институте. На переменах они встречались в буфете или репетировали в общежитии. Джон видел, что группе нужен бас-гитарист, и предложил Стюарту или Рону работу, если кто-то из них купит бас-гитару. Картина Стюарта была представлена на выставке Джона Мура (John Moore), и миллионер Мур сам ее купил. На вырученные деньги Стюарт купил гитару Хоффнер Президент (Hofner President). Но он не умел играть на ней. Другой студент колледжа, Дэвид Мей (David May), предложил научить его играть "C"mon Everybody", если тот позволит ему измерить гитару, чтобы сделать такую же самому.

Группа выступила на субботних танцах и стала называться группой художественного колледжа. У них не было денег, чтобы купить усилители. Стюарт и Билл были членами коммитета студенческого объединения (Students" Union Committee), чем они и воспользовались, чтобы собрать средства на покупку усилителя, который группа могла бы использовать на танцах в колледже и на других своих выступлениях. Стюарт присоединился к группе Джона. Хотя они стали близкими друзьями, Джон относился к Стюарту порой с жестоким сарказмом, не воспринимая его участие в ансамбле серьезно. Джон говорил об этом так: "Мы сказали, что Стью может сидеть рядышком, или есть вместе с нами. Мы сказали ему, что ему нужно уйти, и он так делал." Джон и Пол постоянно смеялись над Стюартом на сцене, пока он был в их группе.

Было очевидно, что Стюарт никогда не станет таким же хорошим музыкантом, каким хорошим он был художником. Тем не менее, он принес в группу стиль. У него был художественный вкус, что проявлялось в его внешнем облике. Стюарт не принес вклада в музыку группы. Его единственным номером была вокальная партия в песне "Love Me Tender" Элвиса Пресли (Elvis Presley). Имеено Стюарт предложил назвать группу Beetles (Жуки). А Джон заменил одну из "e" на "а". Говорили, что Стюарт придумал такое название по аналогии с группой Crickets (Сверчки) на подпевках у Бадди Холли (Buddy Holly).

Группа отправилась в Германию. Но участие Стюарта подходило к концу. Пол хотел, чтобы он покинул группу. Тогда он сам взял бы бас-гитару. Это противостояние привело к настоящей драке на сцене Top Ten Club, что привело зрителей в восторг, поскольку они решили, что это часть представления. Астрид Кирчгерр (Astrid Kirchherr), гамбургская студентка, влюбилась в Стюарта. В декабре 1960 Beatles вернулись в Ливерпуль, а Стюарт остался в Гамбурге. Пол начал играть на бас-гитаре. Стюарт снова занялся искусством.

Примерно в это время его мать, Милли Сатклифф, стала говорить друзьям, что ее беспокоит здоровье сына. У него появились страшные головные боли и обморочные состояния после неудачного падения с лестницы в доме Астрид. На Рождество в 1961 году он приехал в Ливерпуль вместе с Астрид. Друзья заметили, как болезненно он выглядел.

Стюард объявил, что намерен жениться на Астрид в июне 1962, когда он закончит колледж. Посещая занятия, он продолжал страдать от боли в голове. В феврале 1962 он прошел медицинское обследование. У него была даже временная слепота, но врачи не нашли никаких нарушений, поэтому ему были просто назначены обезболевающие. 10 апреля 1962 года Астрид обнаружила Стюарта без сознания и вызвала скорую. По пути в больницу Стюарт умер у нее не руках. Ему был 21 год, ей - 23. Астрид отправила две телеграммы его матери. Первая - "Мой Стюарт умирает". Вторая - "Мой Стюарт умер". Вторая пришла раньше первой. Отец узнал о смерти сына только три недели спустя, потому что находился в плавании к Южной Америке.

Официально причиной смерти был назван "церебральный паралич как результат кровоизлияния в правое полушарие мозга". Астрид встретилась с Beatles на следующий день, чтобы сообщить им ужасную новость. Джон разразился истерическим хохотом. "Это был его способ избежать восприятия правды," - говорила об этом Астрид. Милли похоронила сына в Ливерпуле. Она устроила выставку его работ в 1964. Интерес к нему угас, посетителей было не много. Спустя 25 лет после его смерти интерес возобновился, на аукционах поднялись цены на его произведения.

Beatles выбрали Стюарта как одну из фигур на обложке альбома Sgt Pepper"s Lonely Hearts Club Band.

В начале 90-х на аукционе в Нью-Йорке, где распродавались вещи, принадлежащие легендарным битлам и архивы фотографа Астрид Кирхгерр, огромная сумма была выложена анонимным покупателем за письмо Стюару Сатклиффу от Джона Леннона и картины маслом, автором которых был Стюарт Сатклифф. Независимо от того, насколько велика потеря этого художника для изобразительного искусства, когда упоминается имя Сатклифф, главным эпизодом его жизни считают время, когда он был «пятым» битлом.

Семья

Стюарт рос в дружной семье морского офицера Чарльза и школьной учительницы Милли, в окружении сестер Полины и Джойси. Родился он в шотландском Эдинбурге 26 июня 1940 года.

Задатки художника проявились у мальчика в раннем возрасте. Он не мыслил себя без живописи, и после окончания школы в Престоне поступил в художественный колледж Ливерпуля. Именно в колледже произошло его судьбоносное знакомство с Джоном Ленноном. И в этом же колледже остались ценители его таланта художника.

Случайный музыкант

Стюарт Сатклифф и не думал о карьере музыканта. Стью был уже тогда признанным талантом, в отличие от Джона Леннона, который маялся и мечтал о славе музыканта. Интеллигентный, с обширным кругозором Стюарт и хулиган Джон стали близкими друзьями и даже одно время делили комнату. Стюарт Сатклифф, по воспоминаниям однокурсников, был одержим живописью. Везде, где только можно, он делает зарисовки, вся комната была усеяна его набросками. Бесшабашный Джон не понимал этого и стремился увлечь товарища своими музыкальными проектами.

Решающим фактором стало приобретение бас-гитары на первый гонорар от продажи картины Стюарта. В басе всего четыре струны, говорил Джон, нечего там уметь играть. Так и случилось - Стюарт Сатклифф стал просто приложением, причем красивым, к шикарной бас-гитаре «Хофнер-Президент». Так он и стал басистом первого состава легендарной ливерпульской группы и был им с 1959 до 1961 год.

Одаренный художник

Еще в колледже в рамках выставки работ известного художника Джона Муреса в престижной ливерпульской галерее Уолкера картина Сатклиффа «Летняя живопись» была куплена за сумасшедшие деньги - 65 фунтов. Купил ее, кстати, сам Мурес, и это была сумма, равная почти двухмесячной зарплате рабочего.

Ранние работы художника выполнены в стиле послевоенной Британии «Сердитые Молодые Люди» («Angry Young Men»). Фон выбирался мрачный, готическое направление четко просматривается, и грубые мазки, как у Ван Гога, придают полотнам не утонченность, а внутреннюю силу.

После встречи в июне 1961 года с Астрид Кирхгерр и решения Стью оставить музыку и полностью посвятить себя живописи он поступает в Гамбургский арт-колледж искусств, где становится лучшим студентом. В это время его работы приобретают налет импрессионизма. Абстрактные формы уступают лирическим мотивам, в них выражает свою любовь к Астрид Стюарт Сатклифф. Картины «Автопортрет» и «Распятие» пополняют галерею Уолкера.

На протяжении своей жизни он исследует абстракцию, экспрессионистов. Многочисленные рисунки и картины подтверждают рождение таланта, имя которого Стюарт Сатклифф. Рост его мастерства отмечали его преподаватели, такие как Паолизи и кумир Стью и Леннона Бретби (тот самый, что впоследствии напишет портрет Пола Маккартни в окружении знаменитостей). Картины Стюарта приобретают динамичность и сохраняют таинственность.

Его картины не имеют названий, он пишет много портретов. Все портреты у Стюарта похожи на наброски, но они открывают душу, четко передают черты лица.

В то самое время, когда Стюарт Сатклифф собирается жениться на возлюбленной Астрид, а его талант получает признание, он внезапно умирает. Так обрывается карьера талантливого двадцатидвухлетнего юноши, который мог стать высокооплачиваемым и знаменитым художником.

Стюарт Сатклифф: причина смерти

Он умер от кровоизлияния в мозг 10 апреля 1962 году у невесты в Гамбурге. Его долгое время мучили головные боли. Многие связывали их появление с дракой в 1960 году в Литерленде. Джон Леннон, не стесняясь в выражениях, пояснил пьяным слушателям, что он думает по поводу из замечаний о репертуаре группы. Вслед за этим на сцену полетели бутылки, завязалась драка. Результат: у Джона Леннона подбиты оба глаза, Питу Бесту и Джорджу Харрисону разбили нос, а Стюарту о голову разбили пару пивных бутылок. Но это была не единственная потасовка, когда Стюарт Сатклифф еще был ее членом.

Позже, много лет спустя, мать Стюарта попыталась начать расследование, но это ни к чему не привело.

Послесловие

После смерти Стюарта Астрид и Джон стали очень близкими друзьями. Это не удивительно - горечь утраты столь любимого ими человека сблизила ранее не очень любящих друг друга людей. Их сблизил Сатклифф Стюарт. Художник до последнего дня писал трогательные письма Джону, сопровождал их шаржами и рисунками и подписывал от имени Иисуса Христа. Джон отвечал, подписывая письма от имени Иоанна Крестителя. Астрид Кирхгерр - выдающийся фотохудожник, ей сейчас 74 года. Она два раза была замужем, но Сатклиффа считает единственным своим возлюбленным.

Наследие короткой жизни

Коллекция картин и рисунков художника сохранена его сестрами. В ней представлены оригинальные картины, наброски и рисунки, а также фотографии Астрид Кирхгерр, его первая гитара (подаренная в свое время Полу Маккартни) и письма, написанные Джону Леннону. Выставки коллекции проходили в разных странах. В 2008 году Астрид привозила часть коллекции в Москву и ее могли видеть российские почитатели таланта ливерпульской четверки.

The Beatles почтили память Стью размещением его фотографии на обложке альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967) и «Anthology 1» (1995).

О любовном треугольнике Астрид - Джон - Стюарт снят фильм «Backbeat» (1993). Режиссер Иан Софтли, славящийся своим прогрессивным стилем, сделал фильм художественно-биографичным, взяв период жизни группы в Гамбурге. «Пятеро парней, четыре легенды, трое любовников, двое друзей и одна девушка» - этот слоган сопровождал фильм и в российском прокате (в России в прокате шел под названием «Пятый в квартете»).

Официальный биограф группы The Beatles Хантер Девис напишет о смерти Стюарта Сатклиффа: «Умер самый талантливый из The Beatles». Мы не можем судить, насколько талантливым басистом был Стью, записи есть только на неофициальных архивных пластинках. Но то, что мир потерял талантливого художника, бесспорно.

Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe) родился 23 июня 1940 года в Эдинбурге, Шотландия. К тому времени, как Стью в Ливерпульском Художественном Колледже встретил Джона Леннона, он уже числился одним из самых талантливых и многообещающих студентов. Почти все девушки колледжа любили его за романтичный, чуть капризный угрюмый вид, который придавали ему солнечные очки, которые он почти никогда не снимал. Подобно заправскому художнику, Стью даже жил в тесном, забрызганном красками домике около колледжа.
Какое-то время прожил вместе с ним и Джон Леннон. Они частенько проводили долгие ночи за бутылочкой вина и разговорами о живописи и искусстве. Стью был одним из очень немногих людей в жизни Джона Леннона, искреннюю любовь к которым Джон пронес через всю жизнь. Когда Стью в 1959 году смог продать несколько своих живописных работ за 65 фунтов - сумму, неслыханную в те дни для студента, Джон уговорил его купить бас-гитару и присоединиться к его группе, несмотря на то, что тот совсем не умел играть на ней.
Перед их первой двухнедельной поездкой в Шотландию, куда они ехали как аккомпаниаторы Джонни Джентла (Johnny Gentle), якобы именно Стью Сатклифф предложил сменить название группы на The Silver Beatles. Идею с превращением beetle (жук) в beatle (обыгрывается слово "удар") также приписывают Стью.
В те годы Ливерпуль был довольно неспокойным портовым городом, да и буйные выступления Джона и его ребят подогревали бойкую ливерпульскую молодежь. Во время одного из концертов Джон в довольно грубой форме прошелся по адресу одной шумной компании. После выступления они были жестоко биты, причем больше всех досталось Стью. Его, уже лежачего, несколько раз пнули тяжелым ботинком по голове (по другой версии Стью был жестоко избит Джоном Ленноном). Придя домой и, несмотря на кровоточащую разбитую голову, он не разрешил матери вызвать врача. Может быть, это и сыграло роковую роль в его короткой жизни.
Во время первой гамбургской поездки, Стью познакомили с Астрид Киршерр (Astrid Kirchherr), молодым фотодизайнером. Они мгновенно почувствовали друг к другу необыкновенную симпатию. Астрид изменила стиль одежды Стью и сделала ему совершенно новую необычную прическу, которая очень понравилась остальным битлам и стала их визитной карточкой на долгое время. Взаимная привязанность Стью и Астрид была настолько сильна, что Стью из второй гамбургской поездки на родину уже не вернулся. Посоветовавшись с Астрид, он решил оставить остальных битлов, чем очень расстроил особенно Джона и поступил в Гамбургский Государственный Художественный Колледж, где училась Астрид.
Стью умер 10 апреля 1962 года от кровоизлияния в мозг, что было последствием злополучной ливерпульской драки (а возможно и избиения Джоном Ленноном).
По недоброй иронии судьбы, на следующий день после его смерти, The Beatles приехали в Германию, начав свои третьи гамбургские гастроли. На протяжении всей своей жизни Джон не мог простить себе то, что не пришел на похороны Стью Сатклиффа.


Похожие статьи
 
Категории