Суеверия, которые связаны с похоронами: правда и вымысел. Чего нельзя делать на похоронах

20.10.2019

Смерть - естественный процесс, от которого нельзя скрыться. Во все времена люди старались оградить мир живых от покойников, поэтому возникали обычаи. Какие существуют приметы на похоронах и чего не разрешается делать? Подробно разберем самые распространенные суеверия.

Особенности верований

Смерть человека является трагическим и грустным событием для всех его близких. В древности верили, что любые контакты живых и мертвых опасны для обеих сторон. Чтобы обеспечить легкий переход в иной мир, наши предки разработали ряд сложных ритуальных действий.

Приметы, связанные с похоронами, имеют долгую историю, начинающуюся еще в языческую эпоху. В суевериях собрана полная информация о том, что можно, а чего нельзя делать во время траурной церемонии. Благодаря сложным обрядам, ученым удается изучить культурное наследие дописьменных эпох.

Смысл многих верований утрачен, а все действия закреплены в традициях. Хранителями ритуальных знаний остаются старики, а молодежь пытается вырваться из ограничительных рамок. При полном отсутствии знаний об особенностях погребения есть вероятность накликать на себя и близких потустороннее влияние.

В день смерти

Если современные люди редко задумываются о кончине, то наши предки готовились к этому событию заранее. Еще 100 лет назад в деревнях мужчины собственными руками предпочитали делать гроб для себя, жены и близких. Считалось естественным, что изделия стоят на чердаке, наполненные стружками или зерном. Считалось, что пустая домовина способна ускорить трагический момент.

Чтобы не потревожить умершего, родственники всегда исключали контакт тела с серебряными предметами. Металл использовали для борьбы с нечистой силой, поэтому запрещалось класть рядом с покойным любые украшения. Даже крестик на шею предпочитали вешать из обычного материала.

Чтобы облегчить переход из мира живых в мир мертвых, наши предки накрывали умирающего белой тканью. Светлый покров успокаивал тело и помогала духу смириться с новым состоянием. Такой предмет нельзя было никому отдавать, поэтому его закапывали вместе с покойным.

До сих пор есть традиция закрывать зеркала после смерти человека. Считается, что предмет с отражающей поверхностью является бесовским подарком. Вылетевшая душа может попасть в стеклянную ловушку, навеки лишиться покоя. В других источниках говорят, что живые способны рассмотреть покойника.

Подготовительные процедуры

Омовение усопшего - один из важных этапов погребения. Кровным родственникам было запрещено готовить к ритуалу близкого человека. Для этого приглашали пожилых людей одного пола с умершим. Если во время последней гигиенической процедуры труп упал со стола, это считалось опасным предзнаменованием для всех близких. Плохие приметы на похоронах предупреждали, требовали уважения.

Вода, которой мыли покойника, приобретает негативный заряд. Предки верили, что при помощи такой жидкости легко навести порчу на любого человека, сведя его в могилу или забрав здоровье, удачу. Народные суеверия требовали, чтобы влагу вылили на пустыре, подальше от жилья.

Гребень, которым расчесывали умершего, принято класть в гроб или бросать в реку. Есть суеверие, что предмет становится нечистым и отмыть его невозможно никакими способами. Если оставить гребешок в память о близком, смерть посетит дом еще раз. Часто колдуны использовали негативный компонент, подбрасывая его своим врагам.

Наши предки помнили о плохих приметах на похоронах, поэтому запрещали живым прикасаться к телу, находясь недалеко от домовины. Считалось, что местах, которыми дотрагивались, вскоре появятся язвы, трудно залечиваемые раны.

Когда в доме мертвец, нельзя вслух здороваться, достаточно просто кивнуть головой. Люди верят, что словами легко разозлить дух.

Одежда

У православных есть традиция наряжать мертвецов, как на свадьбе. Незамужних девушек одевали в фату и белое платье, а юношей - в праздничный костюм. Иногда погребальная церемония отдельными элементами напоминала свадьбу. Считалось, что люди, не вступившие в брак до смерти, обречены на тягостное скитание в пространстве между живыми и мертвыми.

Чтобы облегчить участь, из гостей выбирался «суженый», который шел за гробом. В языческие времена роль могли отдать вербе, фруктовому дереву или камню. Приметы и традиции на похоронах требовали погребать умерших влюбленных рядом.

Не менее трепетно относились к выбору последнего наряда для зрелых покойников. Наши предки заранее готовили последний костюм, отдавая предпочтение светлым тканям. Если человек умирал внезапно, нельзя было выбирать для церемонии что-то из гардероба живых. Верили, что зарытая в землю одежда вытянет из отдавшего энергию и здоровье, приближая час смерти.

Как вести себя у тела

Похоронные суеверия и приметы складывались в течение сотен тел. После кончины запрещается оставлять умершего в одиночестве. Рядом всегда кто-то должен находиться: читать молитвы или следить за горением свечи. Огонь символизирует движение к свету, поэтому до выноса поблизости держат освященное пламя.

Среди примет о покойниках и похоронах наиболее распространенными являются запреты, связанные с определенной категорией людей. Для беременных и детей существовала опасность негативного влияния со стороны зла. Предки советовали им отказаться от посещения погребальной церемонии и проводов на кладбище.

Было запрещено спать в одном помещении с мертвым. Славяне предпочитали покидать свои дома на время, пока там находится тело. Нельзя стирать и убирать до тех пор, пока покойника не проведут в последний путь. В некоторых деревнях остались правила, не разрешающие соседям по улице проводить посадочные работы до окончания похорон. Нарушившие табу могли остаться без урожая.

Если поблизости проходило погребение, людям не советовали спать. Предки верили, что дух не осознал гибели своего тела, поэтому может попробовать захватить другое. Находящийся в дреме взрослый подвергал себя огромной опасности. Для защиты младенцев под люльки ставили емкости с освященной водой.

Согласно приметам, запрещалось что-либо класть в гроб, особенно вещи и фото живых. Часто ведьмы предлагали положить на губы мертвеца две скрещенные иглы. Швейные предметы потом использовались для наведения порчи.

Погребение

Как вести себя во время погребального ритуала? Обычаи требовали от человека уважительного отношения к усопшему. Кем бы при жизни он ни был, после смерти он становился неприкосновенной фигурой. Запрещены сплетни и злословие, очерняющие репутацию. У гроба предпочитали вспоминать только самые светлые моменты.

Похоронную процессию всегда пропускали вперед. Тому, кто решался перейти дорогу, могли получить болезни и горести, мучавшие покойного. Лучше несколько минут подождать, чем проживать чужие беды и неприятности. Плохой приметой считалось, если навстречу процессии шла свадьба.

Если у покойника тело вялое, мягкое, то быть в доме еще одному покойнику.

По традиции гроб нельзя нести кровным родственникам. Дорогу на кладбище посыпают хвойными ветками или цветами, прикасаться к которым запрещено. Любой человек, принесший подобное украшение, становится следующим кандидатом в покойники.

Если встретить посторонних людей во время похорон, их нужно обязательно угостить сладостями и попросить помолиться об усопшем. Считается, что таким нехитрым образом получится перенести часть грехов на живых. Что делать, если упал гроб или перевернулась крышка? Рекомендуется на следующий день пойти в церковь и заказать заупокойную службу.

В могилу принято бросать горсть земли. Наши предки верили, что таким способом привязывают дух покойного к кладбищу. Если не совершить ритуал, призрак будет мучать близких. Слишком большой гроб или яма для погребения является приметой скорой смерти в той же семье.

После погребения

После похорон запрещено ходить в гости, иначе в этом доме кто-то умрет. Друзья и родственники собирались на ритуальный обед, который называется поминками. Перед входом в помещение необходимо прикоснуться к живому огню - руки грели от печки или костра. Считалось, что таким образом из тела изгоняется негативная энергия, связанная с кладбищем.

Обычаи требовали от людей поставить на окно стакан с чистой водой или водкой, накрыв кусочком хлеба. На трапезе нельзя плакать и горевать, иначе душе некомфортно. Вспоминают только хорошее, не упоминая о плохом. Неуместные во время траура песни и смех станут причиной гибели кого-то из близких. Избыточное пьянство грозило провинившемуся появлением в семье алкоголиков.

Отложенные на лечение умершего отца деньги после погребения принято жертвовать в церковь. Народные суеверия приписывали таким средствам негативную энергетику, способную живых довести до могилы. Часто заказывали поминальные службы.

Если в семье наступала беременность в течение года после смерти человека, предки верили в возврат души родственника в младенце. Приметы после похорон требовали от близких максимальной внимательности и такта. Можно было назвать ребенка в честь потерянного, после чего связь усиливалась.

Ритуальные запреты

К вещам покойного нельзя прикасаться до истечения 9 дней после смерти. Перед поминками раздавали все ценные предметы на память друзьям, а одежду относили нуждающимся. Мебель, на которой человек умер, выбрасывают спустя неделю. Стулья, державшие гроб, сжигают после погребения.

Через 40 дней душа покидает мир живых, поэтому все родственники собираются на ритуальный обед. На этом мероприятии разрешено присутствовать беременным и детям. По традиции на церемонию никого не приглашают, но, чтобы люди не забыли, советуют напомнить перед поминками.

При обряде поминовения первый блин и чашку киселя принято отдавать умершему.

Среди опасных примет про похороны, следует отметить чоканье: во время ритуальной трапезы обещает неприятности всем, кто нарушил древнее табу. Любой кусок, который упал на пол, нельзя отдавать животным.

В день рождения и смерти покойного человека принято ходить на кладбище. Если идет дождь, это говорит о том, что ангелы плачут вместе с близкими. Наши предки предпочитали не нервировать высшие силы, изгоняя грусть из сердца.

  1. Уважение. Кем бы ни был умерший, советуют не оскорблять даже мысленно. Обиженный дух способен натворить немало бед.
  2. Не колдовать. Иногда можно найти разные рекомендации, связанные с проведением непонятных обрядов. Правила гласят, что любые манипуляции на кладбище или на улице всегда наказываются высшими силами.
  3. Не бояться. Если увидеть траурную процессию, не стоит впадать в панику. Приметы при всех похоронах не пугают, а только предупреждают.

Все процедуры, связанные с ритуальными действиями, легко соблюдать. Процессию по улице всегда сопровождают опытные люди, не дающие сорваться мероприятию. Между поминками и возвращением домой, советуют никого не посещать. Конфеты и печенье соседям лучше отдать на следующий день.

Приметы о похоронах - древние предупреждения, переданные предками. Зная особенности траурного обряда, можно избежать многих неприятностей. Собранные рекомендации помогут разобраться во всех тонкостях ритуала.

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви - храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия - во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.


Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания - мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной", служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет."

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается "Вечная память". Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".


Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - середины 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь". Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо" (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной "смертной" одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами - к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит "пропуском" и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего" (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось "уважительнее", чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: "Отойди, отойди, не роняй слезы туда". А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось .

Организовать похороны самостоятельно – достаточно хлопотная процедура. Необходимо посетить множество различных государственных и коммерческих учреждений, собрать все справки, договориться о времени проведения церемонии. Ко всему прочему добавьте психологическое напряжение от срочности данного мероприятия и дискомфорт из-за потери близкого человека.

Привлекать к столь щепетильному вопросу посторонних лиц не всегда позволяют финансовые возможности или моральные устои. Однако даже среди лиц старшего возраста не все знают, как правильно организовать похороны. Ниже будет рассказано, что для этого необходимо и последовательность шагов.

С чего начать организацию похорон

Первое, что следует сделать, столкнувшись со смертью родного человека, это – успокоиться и справиться с эмоциональным шоком. Мобилизуйте все свои силы на ближайшие три дня, пообещав себе предаться горю сполна уже после проведения захоронения. Запаситесь валерьянкой в каплях и нашатырным спиртом на случай обморока. Попросите кого-то из близких сопровождать вас в длительных поездках по различным организациям. Во-первых, сейчас вам необходима моральная поддержка со стороны, а во-вторых, безосновательно выпрашивать деньги на различные бесплатные услуги в присутствии третьего лица работники моргов и кладбищ обычно не решаются.

Как организовать похороны самостоятельно: пошаговая инструкция

Провести организация похорон самостоятельно не так сложно, как кажется поначалу. В силу жизненных факторов не каждому человеку под силу устроить элитное захоронение в тисовом гробу на одном из центральных кладбищ г. Москвы своему безвременно ушедшему родственнику. Потому чаще всего проводится скромная церемония с использованием бюджетных ритуальных принадлежностей. Тем не менее, даже при стеснённых финансовых обстоятельствах достойно проводить покойного в мир иной вполне возможно.

Инструкция организации и проведения похорон самостоятельно:

Смерть родного человека может произойти дома или в больнице. В первом случае вам следует вызвать скорую помощь и полицию. Заранее предупредите о случившемся, поскольку для транспортировки в морг необходим специальный транспорт. Если вы сомневаетесь в наступившем летальном исходе, лучше говорить, что человек находится в глубоком обмороке. Перевозка умершего в Москве бесплатна.

Умершего в больнице пациента, как правило, везут на вскрытие. Это необходимо для исключения вероятности смерти по неосторожности или из-за халатности врачей. В некоторых случаях, когда есть подозрения на насильственную смерть, данную процедуру применяют и к телам, привезённым медицинскими бригадами.

Следующий ваш шаг – определить, в каком танатологическом отделении (морге) размещено тело вашего близкого человека. Далеко не каждое медицинское учреждение имеет подразделение подобного типа. Как правило, одно ПАО или СМЭ прикреплено к нескольким госпиталям или больницам.

Оповестите родственников и знакомых безвременно ушедшего о его скоропостижной кончине как можно раньше. Дату захоронения лучше назначить традиционную – на 3-й день после смерти. В том случае, если дата приходится на один из Великих церковных праздников (Рождество, Пасха и т.п.) или выходной, стоит перенести её на следующий день. Дело в том, что священник может отказаться отпевать умершего, а работники морга не выдадут вам тело в праздник. Не переживайте о сроках: в танатологическом отделении первые 7 дней хранения бесплатны.

Возьмите врачебное свидетельство о смерти . Его можно получить в поликлинике, где состоял на учёте умерший, или морге, где размещено тело. Если вы собираетесь отпевать тело по христианскому обряду, не забудьте взять ещё одну справку для представителей церкви. Таким образом удостоверяется, что покойный не наложил на себя руки. Для получения обоих документов необходимо с собой иметь оба паспорта (усопшего и свой), а также медицинский полис и больничную карту безвременно ушедшего.

Уточните адрес и часы работы ЗАГСа, к которому приписан покойный. Сюда вам следует зайти за получением гербового свидетельства о смерти. Данный документ нельзя ламинировать или сгибать. На всякий случай, сделайте к нему несколько копий.

Чтобы оформить государственное пособие на погребение (для льготных категорий москвичей – от 16 701 рублей; (2018 г.) для остальных категорий – 5 701 р.) с документами обратитесь в соответствующие учреждения:

  • для работавших – по месту работы;
  • для пенсионеров – в Пенсионный Фонд (не забудьте взять с собой пенсионное удостоверение покойного!);
  • для зарегистрированных безработных – в Собес;
  • для военных, ветеранов – в военкомат.

Денежную сумму в наличной форме вас могут отправить получать в пенсионном фонде или, спустя пару часов, оформят распоряжение на оплату по безналичному расчёту.

Вы можете отказаться от пособия и выбрать социальные похороны по гарантированному перечню услуг и товаров на погребение (безвозмездные похороны). Вам предоставят:

  • деревянный гроб, обитый тканью;
  • покрывало;
  • белые тапочки;
  • копку могилы;
  • транспортирование ритуальных принадлежностей к указанному вами моргу;
  • катафальный транспорт в один конец до кладбища;
  • услугу захоронения или кремации.

Все остальные похоронные атрибуты и услуги – одежду, подушку, грузчиков, место в колумбарии, поминки, отпевание и пр. – придётся оплачивать дополнительно.

Теперь, когда у вас есть гарантия, что государство хоть частично, но компенсирует ваши затраты, следует ехать на кладбище. В том случае, когда покойный заранее побеспокоился о праве на участок или имеется родственная могила, в которую осуществлялось погребение свыше 15-ти лет назад, следует выехать на указанный в документах погост. Если место не определено, то выделить его на безвозмездной основе могут только на открытых кладбищах. Для г. Москва это:

  • Алабушевское (для жителей г. Зеленоград);
  • Перепечинское.

Остальные закрыты для общих захоронений. Прибыть на погост следует в рабочие часы. Для столичных учреждений это с 9-00 до 17-00, для подмосковных – с 14-00 до 16-00. Лучше приехать заранее и там обсудить услуги по копке могилы, грузчиков, катафального транспорта.

После определения с местом погребения зайдите в магазин ритуальных товаров , например, от сайт и закажите:

  • гроб (в длину он должен быть на 20-30 см больше роста усопшего);
  • подушку;
  • покрывало;
  • прочие атрибуты (венки, памятные ленты, крест, табличку и т.п.).

Также у нас вы можете купить одеяние для умершего и белые тапочки.

Согласуйте проведение религиозного обряда. Для бюджетных похорон обычно заказывается отпевание на кладбище с последующим присутствием служителя церкви на поминках.

Не позднее чем за 24 часа до церемонии в морг следует принести вещи и средства гигиены для безвременно ушедшего.

Туалетные принадлежности:

  • мыло;
  • полотенце;
  • туалетную воду или одеколон;
  • расчёску.

Для женщин:

  • исподнее бельё;
  • чулки или колготки;
  • платье с длинным рукавом или строгий костюм;
  • косынку для волос;
  • тапочки.

Для мужчин:

  • исподнее бельё;
  • носки;
  • костюм с галстуком;
  • тапочки.

Сотрудники морга предоставляют услуги по обмыванию, одеванию и выносу тела в зал для прощания на бесплатной основе. В случае необходимости бальзамирования или устранения косметических дефектов обязательно попросите прайс. Как правило, цены в нём будут в 2-3 раза ниже озвученных.

В день похорон главное придерживаться времени и лучше приехать к моргу несколько раньше. Не затягивайте процедуру прощания в церемониальном зале танатологического отделения. У вас ещё будет время проститься с покойным перед его опусканием в могилу. Из катафального транспорта до места погребения гроб принято нести на руках. Процессия формируется в следующей последовательности:

  • Первыми следуют люди, несущие фото покойного, крест и мемориальную табличку;
  • Затем венки с траурными надписями;
  • На отдельной подушечке демонстрируются медали, ордена и прочие регалии умершего (при наличии);
  • Крышка гроба;
  • Гроб с телом безвременно ушедшего;
  • Родные, близкие и прочие сопровождающие, согласно степени родства и знакомства.

Возле могилы происходит отпевание и последнее прощание с покойным. Крышка забивается, а сам гроб опускается в землю. Затем каждый из участвующих в церемонии кидает традиционную жменю земли и желает усопшему покоиться с миром. Далее копатели зарывают могилу и водружают на неё крест или временный памятник с табличкой.

Завершает церемонию поминальная трапеза. Поминальную трапезу лучше провести в кафе. Родственники и близкие обычно настолько переживают постигшее горе, что могут не справиться с подобными обязанностями. На неё собираются только самые близкие и родные для покойного люди. Во время поминок принято вспоминать умершего человека.

Помощь в организации похорон – сайт

С таким печальным событием, как похороны, рано или поздно сталкивается каждый человек. Конечно, можно мечтать о том, чтобы никто никогда не умирал, но такого просто не бывает. И с этим событием связанно очень много всевозможных примет и суеверий, соблюдать которые необходимо. Ведь если что-то сделаешь не правильно, то можно в ближайшем времени снова столкнуться с горем.

Известные приметы о покойниках

Покойник одним глазом глядит – себе спутника высматривает . Приметы на похоронах особенно важны, поэтому их нужно соблюдать особенно тщательно. Когда покойнику закрывают глаза, то нужно быть внимательным и проследить, чтобы оба глаза были полностью закрыты. Если один глаз останется хоть немного приоткрытым, то тот, на кого взгляд упадет, следом и отправится.

Если умирает девица, то одевают ее во все венчальное . Прямое предназначение женщины – это стать женой и матерью. Если девушка умерла в молодом возрасте и не успела выйти замуж, то она становится невестой Бога. А предстать перед ним она должна именно в свадебном наряде. Поэтому молодых девушек и хоронят в свадебном платье.

Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады . Эта примета на самом деле звучит несколько иначе. Родные не должны нести гроб с покойником из-за того, чтобы не отправиться следом. Как говорится, кровь тянется к крови. А вот тем, кто не состоит в кровном родстве с усопшим, ничего не будет. Но и для них есть предостережение. Тем, кто несет гроб, обязательно повязывают новое полотенце на руку. Считается, что таким образом сам усопший благодарит этих людей за дань оказанного уважения.

Когда в доме умирает человек, все зеркала закрывают плотной тканью на сорок дней . Это даже не примета, а правило, которое необходимо строго соблюдать. Дело в том, что зеркало является своеобразной дверью между нашим миром и астральным. Но зеркало может служить и ловушкой для умершего человека. Считается, что умершие не сразу покидают этот мир. Они ходят рядом с нами, смотрят, как мы переживаем, слушают, о чем говорим. Только на сороковой день душа отправляется на небо. Старые люди говорят, что если умерший человек случайно заглянет в зеркало, то он будет пленен, и уйти без помощи знающего человека уже не сможет. Чтобы этого не произошло, чтобы душа человека спокойно отошла в мир иной, зеркала закрывают. И только после сорокового дня можно снять покрывала.

Мерку с покойника вместе с ним кладут . Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже покойным человеком. Поэтому как мерку, которую снимали для гроба, так и веревки, которыми были перевязаны руки и ноги покойного, обязательно кладут в гроб. Конечно, в магии есть ритуалы, в которых используются веревки с покойника. Добровольно такие вещи не отдают, но ведьма может и украсть эти вещи. Убитые горем родственники вряд ли смогут за всем уследить, но хорошие знакомые или близкие друзья должны наблюдать за тем, чтобы никто не смог стащить эти вещи.

Почему сбываются приметы на похоронах?

После выноса покойника выбрасывают старый веник и щепки от гроба. После того, как из дома выносят гроб, тот, кто последний выходит из дома, заметает и моет полы за покойником. И метут полы, и моют только от порога вглубь комнаты. А обычно все это делается наоборот. После того, как полы вымыты, и , которым мели пол, и тряпку обязательно выносят из дома и выкидывают. Оставлять эти вещи в доме нельзя, иначе очень скоро кто-то отправится вслед за усопшим.

Гребень, которым расчесывали покойника либо в реку бросают, либо в гроб кладут . Дело в том, что расческа, которой расчесывали , считается нечистой. Не отмыть, ни отчитать ее уже не возможно. Если недалеко от вас есть речка, то самое лучшее решение – это бросить в реку. В озеро бросать нельзя, вода должна быть проточная. Поступают так из-за того, чтобы ощущение смерти скорее покинуло ваш дом, чтобы новой смерти не ожидать в ближайшее время, и чтобы душе вашей было легче пережить потерю. Ведь известно, что живые еще долго убиваются по ушедшим от них родным людям. Если же реки по близости нет, то достаточно положить гребень в гроб. Правда от тоски душевной вам это не поможет избавиться. Но самое главное, необходимо следить за тем, чтобы кто-то из детей несмышленых не взял такой гребень и не расчесался. Это очень важно.

Горсть земли в могилу и призрак пугать не будет. О такой традиции, что перед тем, как закопать покойника, нужно бросить горсть земли на крышку его гроба, знают все. Но далеко не все знают, зачем это делается. В народе говорят, что если человек не бросит горсть земли, то покойник найдет слабое место и начнет пугать по ночам. Правда это или нет, нужно проверять. Вот только кто захочет устраивать такую проверку?

Похоронная процессия мимо окон – разбуди всех, кто спит в доме. К этой примете следует относиться особенно внимательно. Действительно, в народе считается, что если мимо дома идет похоронная процессия , а в доме кто-то спит, то душа покойного может забрать с собой того, кто спит. Поэтому, нужно непременно разбудить всех спящих в доме, чтобы не дай Бог не потерять человека. Не стоит жалеть в такие моменты даже маленького ребенка. Лучше пусть он немного поплачет оттого, что его разбудили не во время, чем потом с ним случится что-то непоправимое.

Не переходи дорогу перед похоронной процессией – если человек умер от болезни, то возьмешь эту болезнь на себя . В народе действительно считается, что перед гробом перебегать дорогу нельзя. Даже если вы опаздываете, то лучше получить выговор от начальства, чем взять такие проблемы на свою голову. Человек, который этого не знает или не хочет понимать, обязательно наживет проблемы. Самое страшное, что он не только сам лишится возможности прожить свою жизнь так, как хочет, но и сделает несчастными своих родных и близких.

Приметы на поминках и после них

Когда могила зарыта – возьми стакан и выпей за упокой души. Возразить этой примете, казалось бы, невозможно. Попробуйте найти на Руси человека, который не выпьет за помин души. Но есть такая примета, что души умерших людей переселяются в птиц. Поэтому, правильнее будет на могиле, чем поставить стопку или выпить водки. Но на это тоже можно возразить. Если ты при жизни сидел с человеком за одним столом, выпивал горячительные напитки и неплохо проводил время, то этот человек и после смерти не откажется выпить с вами пять капель.

Вернувшись с похорон, тронь печку рукой – чтобы долго в доме не было нового покойника. Эта примета связана с тем, что печь напрямую связана со . Объяснять, вероятно, это даже не стоит. Старые люди говорят, что если после кладбища подержишься за печку, то все плохие приметы сожжешь на корню. Поэтому обязательно нужно после того, как вернетесь с похорон, если не подержаться за печку, мало ли, может, печи нет, то обязательно зажечь свечу. Свеча – это тоже огонь, который способен сжечь все отрицательные энергии.

После похорон на подоконнике стоит стакан воды – покойный приходит и пьет из этого стакана . Во-первых, стакан с водой не обязательно ставить именно на подоконнике. Достаточно того, что вы поставите его в любом удобном месте. А лучше всего поставить стакан там, где покойный любил сидеть и , чай или любой другой напиток. Замечено, что вода постепенно убывает в стакане. Испаряется или нет, думайте сами, но это действительно так. Мало того, если раньше сорокового дня стакан будет на половину пуст, то воду нужно добавить.

Приметы на похоронах нужно соблюдать беспрекословно. Иначе и быть не может. Человек рождается, растет, живет – на каждом шагу мы сталкиваемся с приметами. Но если при жизни последствия от невыполнения примет можно как-то исправить, то после смерти этого уже сделать нельзя. Поэтому нужно быть предельно внимательными , тогда и прожить удастся дольше и счастливее.

Похороны человека представляют собой обряд погребения умершего, символизирующий прощание и окончание земной жизни и начало новой, вечной. Весь ритуал похорон у славян имеет как христианские, так и языческие корни, тесно переплетенные и уже не разделимые в силу многовековых устоев.

Православные похороны в России, возможно, наиболее полно объединили в себе дохристианские традиции погребения и религиозные правила и порядок захоронения, традиции после похорон.

Это объясняется относительной терпимостью православия к языческим пережиткам, наличием многих социальных и исторических особенностей на различных территориях страны.

Предание земле, похороны умершего в каждой культуре и религии сопровождается определенной церемонией и обрядами. Таинственный и мистический переход из царства живых в царство мертвых находится вне сферы человеческого понимания, поэтому люди, в зависимости от религиозного миропонимания, исторических и культурных особенностей, выработали целую систему правил и традиций при похоронах. Они должны помочь усопшему освоиться в новом мире — ведь подавляющее большинство религий и вероисповеданий исходит из того, что смерть означает лишь конец земного периода существования.

Ритуальный обряд совершается в первую очередь в помощь умершему, хотя в настоящее время многие ошибочно рассматривают соблюдаемые обычаи захоронения и поминок как желание поддержать близких и родственников, разделить с ними горечь потери, проявление чувства уважения к усопшему.

Этапы похорон, православные традиции на похоронах в России включают в себя следующие основные мероприятия и обряды, в совокупности представляющие последовательную процедуру захоронения;

  • подготовка;
  • проводы;
  • отпевание;
  • погребение;
  • поминание.

Хоронить близких приходится каждому человеку. Важно соблюдать похоронный ритуал. Издавна сложились русские православные традиции (в том числе и не применяемые в настоящее время или используемые в отдаленных местностях у православных). Существует обязательный минимум, что нужно знать человеку, участвующему в процедуре захоронения.

Православный человек должен знать минимум необходимый для правильного стройства похорон

Особенно важна такая информация верующим. Многие люди приходят к Богу в зрелом возрасте и не знают некоторых обычаев, придавая значение не имеющим отношения к религии суевериям и, тем самым, не помогая душе умершего вступить в загробную жизнь. Для неверующих соблюдение традиций важно из чувства уважения к усопшему и собравшимся его проводить.

Подготовка к погребению

Подготовка является предпогребальным этапом похорон, включающим в себя несколько составных обрядовых мероприятий. При приготовлении тела к захоронению соблюдаются и некоторые языческие обычаи. Смерть в христианстве рассматривается как начало дороги в новую жизнь, поэтому покойник должен быть подготовлен и собран к дороге. Приготовление тела умершего к неземному пути имеет как религиозное и мистическое содержание, так и санитарно-гигиеническую составляющую.

Омовение тела

Усопший должен предстать перед Создателем чистым и духовно, и телесно.

Мистической составляющей обряда является то, что обмывание тела должны были совершать определенные люди — омывальщики.

Они не могли находиться в близком родстве с покойником, чтобы слезы не попали на тело. Оплакивание умершего не сочетается с христианским пониманием смерти как переходу к вечной жизни и встречи с Богом. Существует поверье, что материнская слеза жжет умершего ребенка. Омывальщики выбирались из числа старых дев и вдовых людей, которые чисты и не совершают телесных грехов. За работу в качестве награды полагались белье и одежда покойного.

Тело обмывалось на полу у порога дома, покойник располагался ногами к печке. Использовалась теплая вода, гребень и мыло. Считалось, что на применяемые при обмывании вещи переходят потусторонние мертвые силы, поэтому от них необходимо было избавиться как можно скорее. Горшки, в которых была вода для обмывания, гребни, мыльные остатки выбрасывали в овраг, выносили на перекрестки дорог, за поле. Использованная вода считалась мертвой и выливалась в дальнем углу двора, где не ходили люди и ничего не высаживалось.

Все эти традиции являются отражением мистической составляющей языческого понимания смерти и страха перед потусторонним светом.

Соблюдение таких ритуалов было необходимым для того, чтобы мертвый не явился с того света и не забрал с собой своих близких. Христианский смысл заключается в необходимости очищения перед Богом не только душевного, но и телесного. Современное обмывание в морге несет сугубо санитарно-гигиеническое содержание.

Облачение покойника

Сейчас традиционным является облачение умершего мужчины в темный костюм и белую рубашку, женщины — в одежду светлых тонов. Однако в эпоху Древней Руси и в Средние века всех хоронили в белом. В этой традиции сочетались как христианские представления о чистоте души, так и традиционные белые одеяния, принятые на Руси.

Традиционно покойника одевают в белое

Для захоронения выбирается лучшая одежда умершего, часто приобретаются специальные похоронные комплекты или новые костюмы и платья, что тоже символизирует чистоту человека перед Богом. Ноги обувают в белые тапочки без твердой подошвы — знакомый всем символ похоронных принадлежностей. Использовать одежду родственников или других людей запрещено. Голова женщин укрывается платком, что сочетается с христианскими и культурными традициями, на мужчину надевают венок с молитвой.

Отдельные традиции соблюдаются в отношении умерших молодых девушек и парней, не успевших вступить в брак.

Смерть молодого человека — всегда исключительное событие. Преждевременная кончина в наиболее активном возрасте вызывает особое сожаление и печаль. Незамужних девушек и в старые времена, и сейчас хоронят в белых, а часто в свадебных платьях, укладывают в гроб фату. Похороны невесты могут сопровождаться некоторыми подвенечными обычаями — распитием шампанского, распеванием свадебных песен.

Умершим молодым людям, не успевшим вступить в брак, на безымянный палец правой руки надевают обручальные кольца. Обряжение молодых людей происходит так, как при подготовке к свадебной церемонии. Аналогичные традиции существуют не только в православном мире.

Положение во гроб

После омовения и облачения покойника кладут на лавку лицом к иконам, подстелив солому или что-то мягкое. В доме должна соблюдаться тишина, телефоны, аудио- видеоаппаратура должны быть отключены. Зеркала, стеклянные поверхности кроме окон (дверцы шкафов и сервантов, межкомнатные двери и т.п.) должны быть закрыты белой бумагой или материей, фотографии и картины сняты или завешаны.

Гроб (устаревшее название домовина — от слова «дом») рассматривается в качестве последнего земного пристанища человека. Этому элементу уделяют много внимания в похоронной процедуре.

В древности гробы могли изготавливаться цельными из ствола дерева. В обычном виде этот ритуальный предмет изготавливается из досок, современные материалы (ДСП, пластик и т.п.), металлы могут использоваться только для отделки и украшения (исключение составляют цинковые гробы в определенных случаях). Для изготовления могут быть использованы любые породы дерева кроме осины. Внутри гроб устилается мягким материалом. Дорогие гробы могут быть отполированы, отделаны ценными материалами и обиты мягким покрытием. Тело помещается на белое покрывало — простынь или материю. Под голову подкладывается маленькая подушка. Подготовленный гроб можно рассматривать как имитацию постели, покойник укладывается с тем расчетом, чтобы было «удобно». Иногда женщины при жизни готовят себе подушечку в гроб, набитую собственными волосами.

Гроб в христианской традиции — это имитация постели

Крещеные хоронятся с нательным крестиком. В гроб укладывается образок, венчик на лоб и «рукописание» — написанная или напечатанная молитва, отпускающая грехи. Ее вкладывают в правую руку умершего, На груди в скрещенные руки устанавливают свечу. Покойному могут положить вещи, которыми он постоянно пользовался или особо дорожил при жизни. Стало распространенным хоронить вместе с сотовыми телефонами.

Ранее для перекладывания тела в гроб надевали рукавицы, дом постоянно окуривали ладаном. До выноса гроба нельзя выбрасывать мусор из дома — этот обычай соблюдается и в наше время.

Проводы умершего

Проводы умершего также представляют собой симбиоз православных обрядов, мистических верований и традиций и проходят в несколько этапов. В настоящее время в устоявшиеся старые обычаи тесно вплелись современные традиции, которые включают в себя:

  • установление у гроба портрета и наград умершего, их демонстрацию в траурной процессии;
  • прощальные речи;
  • размещение фотографий на могильных памятниках и крестах;
  • похоронную музыка, пение, огнестрельный салют;
  • соболезнования через СМИ и т.д.

Прощание с усопшим

Гроб устанавливается в комнате на столе, покрытом материей, или на табуретах ногами к двери. Крышка располагается вертикально узкой частью к полу в коридоре, часто на лестничной площадке. На протяжении 3 дней гроб с телом покойного должен оставаться в доме.

Навестить покойника приходят родственники, друзья, знакомые и соседи. Двери не закрываются. Ночью вокруг гроба должны собираться родня и близкие — проститься с усопшим, вспомнить его мирскую жизнь, события, участником которых был покойник.

Раньше в обязательном порядке над гробом родственники или специально приглашенные лица (не обязательно священники) читали псалтырь. Сейчас соблюдение этой традиции отнесено на усмотрение ближайших родственников. Над умершим следует читать канон «Последование по исходе души из тела».

Если в доме есть образа, необходимо поставить перед ними стакан воды, накрытый кусочком хлеба. Воду и хлеб можно установить на подоконнике. Считается, что душа умершего не сразу покидает землю. Выставленная еда и питье могут отражать как языческое жертвоприношение духу покойника, так и христианские представления о пребывании души на земле после смерти в течение 40 дней — яркий пример переплетения языческих и христианских обрядов. У изголовья гроба на столе или ином возвышении зажигают свечу, перед образами должна гореть лампада. Свечи могут быть установлены в углах домовины.

Портрет с черной ленточкой устанавливают у изголовья гроба, награды размещают на подушечке у ног. Венки выстраивают вдоль стен комнаты, венок от родных располагают в ногах между гробом и подушечкой с наградами. Приходящие для прощания люди обычно не разуваются. Возле гроба требуется постоять или посидеть некоторое время, длительно или на протяжении ночи у покойника собираются только близкие. В комнате с покойным вдоль гроба должны быть установлены стулья или скамьи. Прощание осуществляется до момента выноса тела.

В настоящее время традиция трехдневного прощания не соблюдается в мегаполисах и крупных городах, но в небольших городских поселениях и сельской местности сохранилась повсеместно.

Соблюдение трехдневного прощания отнесено на усмотрение родственников и зависит от фактических обстоятельств, в которых происходит погребение.

Нередко тело для захоронения забирается из морга уже подготовленным, процессия сразу направляется в церковь или на кладбище. Священнослужители не настаивают на точном соблюдении всех это не сказывается.

Вынос тела и траурная процессия

Вынос тела назначают не ранее 12 — 13 часов и с тем расчетом, чтобы захоронение произошло до заката солнца. Обычно вынос стараются провести до 14 — 00. Выносят покойника ногами вперед, не задевая порог и дверные косяки, что должно обезопасить от возвращения мертвеца. Существует еще один специальный защитный обряд — замещение места покойного. Необходимо некоторое время посидеть на столе или табуретах, на которых находился гроб, после чего перевернуть их ножками кверху на сутки.

Вынос тела начинают в 12 — 13 часов

Перед выносом пришедшие проститься и проводить в последний путь выстраиваются вдоль пути следования процессии. Первоначально из дома выносят венки, портрет покойного, подушечку с орденами и медалями, крышку гроба. Через 10 — 15 минут выносят гроб и проносят его к катафалку, за гробом выходят родственники. Перед катафалком гроб на несколько минут устанавливают на табуреты и оставляют открытым, чтобы дать возможность проститься тем людям, которые не побывали дома и не едут на отпевание и кладбище.

В автокатафалке гроб размещают на специальном постаменте изголовьем вперед, укладывают венки.

Специфическим обычаем при выносе является оплакивание умершего, причем оплакивают чаще не родственники или близкие люди. Причитания над гробом и слезы по традиции должны характеризовать личность умершего. Чем лучше были отношения с окружающими и уважение со стороны общества, тем больше плача. В старину существовали особые плакательщицы, которых специально приглашали на церемонию. Фольклор сохранил и похоронные плачи — песни-причитания, которые исполнялись надсадным воющим голосом.

Траурная процессия от дверей дома к катафалку выстраивается в следующем порядке:

  • оркестр;
  • церемониймейстер;
  • человек, несущий портрет;
  • люди, несущие подушечки с наградами покойного;
  • люди с венками;
  • люди, переносящие крышку гроба;
  • несущие гроб;
  • близкие родственники;
  • другие прощающиеся.

Существовал интересный обряд первой встречи, олицетворяющий единение земной и неземной жизни. Обряд заключался в том, что первому встреченному процессией человеку дарился хлеб, который он заворачивал в полотенце. Одаренный должен был помолиться за упокой души умершего. Предполагалось, что умерший должен первым встретить в ином мире человека, которого одарили хлебом. По пути шествия с гробом разбрасывали зерно для птиц. Присутствие птиц считалось добрым знаком, иногда их отождествляли с душами умерших.

Траурная процессия по церковным канонам могла останавливаться только в церкви и возле кладбища. Зачастую движение замедлялось или приостанавливалось при прохождении каких-либо памятных для усопшего или знаковых мест и объектов: около дома недавно умершего соседа или родственника, на перекрестках дорог, у крестов, и т.д. По мере прохождения таких мест часть провожающих могла отсеяться.

Данный обычай в какой-то степени сочетается с традициями, связанными с 40-дневным пребыванием души умершего на земле. В этот период душа посещает наиболее значимые для человека в земной жизни места.

Гроб не разрешается носить ближайшим родственникам. Чаще всего носильщиками выступают либо специально приглашенные люди, либо друзья, коллеги и дальние родственники. Обряд ношения гроба сильно отличается от существовавшего ранее. Общим осталось то, что чем дальше гроб переносится на руках, тем более уважаемую позицию занимал умерший. По пути следования гроба разбрасывают живые цветы — гвоздики для умершего мужчины и розы для женщин и девушек.

Отпевание

Умерший отпевается на 3 день после кончины, кроме дней Святой Пасхи и Рождества Христова. Обряд проводится только единожды в отличие от панихид, которые могут служиться и до захоронения, и после неоднократно. Отпевать позволяется только крещеных людей. Не могут быть отпеты отрекшиеся от веры или отлученные от церкви, самоубийцы. В совершенно исключительных случаях последние могут быть отпеты по благословлению архиерея.

Самоубийц не отпевают в церкви

Для совершения обряда гроб с усопшим вносится в церковь и устанавливается головой к алтарю. Собравшиеся находятся рядом, держа в руках горящие церковные свечи. Священник возглашает Вечную память и зачитывает разрешительную молитву, которой отпускаются лежащие на усопшем неисполненные клятвы и совершенные им при жизни грехи. Разрешительная молитва не прощает грехи, раскаиваться в которых умерший не захотел сознательно, прощены могут быть только признанные на исповеди или о которых умерший не сообщил по незнанию или забывчивости.

Листок со словами молитвы вкладывается в руки умершего.

По окончанию молитвы собравшиеся тушат свечи и обходят вокруг гроб с телом, целуют венчик на лбу и икону на груди, просят прощения у усопшего. После окончания прощания тело покрывается саваном. Гроб закрывают крышкой, после отпевания его открывать больше нельзя. С пением Трисвятого покойника выносят из храма, процессия движется к месту захоронения. Существует процедура , если нет возможности доставить покойника в храм или пригласить священнослужителя домой.

Погребение

Погребение должно закончиться до захода солнца. К моменту доставки тела к месту захоронения могила должна быть готовой. Если погребение осуществляется без отпевания, гроб закрывают у разрытой могилы, предварительно дав возможность собравшимся окончательно проститься с усопшим. Над раскрытым гробом произносят последние речи, вспоминают достоинства и хорошие дела умершего. Гроб опускают в могилу на длинных полотенцах. Собравшиеся по очереди бросают горсть земли на крышку гроба, первыми проходят родственники. Можно кратко помолиться про себя со словами: Упокой, Господи, душу раба твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное. Совершают эту молитву и на поминальном обеде перед новым блюдом.

Может сопровождаться рядом обычаев и ритуальных действий:

  1. Вместе с гробом в могилу опускают церковные свечи, горевшие в храме во время обряда отпевания.
  2. В могилу бросают мелкие монеты. Этот обычай толкуется как выкуп умершим места на кладбище у «хозяина» подземного царства или места на том свете, оплаты прохода в иной мир.
  3. После закапывания на могиле оставляют слезный платок.

Данные обычаи имеют языческие корни, но не противоречат православным канонам.

На могильном холме устанавливают временный православный крест или обелиск, иной знак с фотографией умершего, именем и датами жизни. Постоянный памятник можно установить не ранее, чем на следующий год после захоронения. Зарывают могилу обычно рабочие кладбища — копатели. После погребения обычай предписывает угостить рабочих традиционными поминальными блюдами и водкой за упокой души. Остатки еды разбрасывают на могиле для привлечения птиц.

Похороны военнослужащих, участников войны и боевых действий, сотрудников силовых ведомств сопровождается салютом из стрелкового оружия.

В старину существовал интересный обряд — потаенная милостыня. Родственники в течение 40 дней после погребения тайно раскладывали по окнам и на крыльцо бедным соседям подаяния — хлеб, яйца, блины, куски холста и т.д. Одаренные должны были молиться за умершего, при этом считалось, что часть грехов они забирают к себе. С раздачей подаяний связаны и обычаи раздавать слезные платки, пироги, сладости. в некоторых местах раздавались новые деревянные ложки, чтобы об умершем вспоминали всякий раз во время еды. Состоятельные родственники могли сделать крупные пожертвования на новый колокол (считалось, что колокол может вызволить грешную душу из ада). Существовал обычай подарить соседу петуха, чтобы он пел за грехи усопшего.

Поминание

Похороны завершаются поминальным обедом, на который приглашаются все желающие. Поминки служат не только для напоминания об умершем, но и олицетворяют продолжение жизни. Поминальная трапеза имеет определенные особенности в выборе и последовательности блюд. Основой, головой питании в русских традициях выступал хлеб, мучные изделия. Поминки начинаются и заканчиваются блинами или оладьями с медом, кутьей. Кутья в зависимости от местных особенностей готовится из зерен пшеницы, отваренных в меду, риса с сахаром и изюмом.

На первое в обязательном порядке подаются мясные щи или суп. На второе готовят кашу (ячневая, пшенная) или картофель с мясом. Отдельными закусками может подаваться рыба, студень. В постные дни мясо заменяют рыбой и грибами. Обязательна подача сладкого третьего. В соответствии со старыми традициями на третье должен быть овсяной кисель, но в настоящее время его заменяют компотом. Отдельными закусками может выступать жареная рыба, студень. На поминках угощают водкой, женщинам можно предложить вино.

Обязательным атрибутом являются пироги с мясом, капустой, сладкие. Пироги раздаются присутствующим с тем, чтобы они угостили ими своих домашних.

Поминки проводятся на 9 и 40 день. 9 день означает обращение к 9 ангельским чинам, которые выступают в роли просящих перед Богом о снисхождении и помиловании грешной души. С 9 дня после похорон по 40 душа обречена на блуждание по мытарствам, представляющее посещение различных мест, где были совершены грехи. Ангелы должны помочь душе преодолеть греховные преграды на пути в иной мир. Создатель первоначально не определяет душу ни в ад, ни в рай. В течение 40 дней умерший замаливает свои грехи, проводится оценка содеянного добра и зла. Поминки проводятся в форме поминальной трапезы. На время поминок дом убирают также, как и во время прощания с усопшим в течение 3 дней после смерти.

40 день — последний день пребывания души на этом свете. В этот день вершится Высший суд, душа на время возвращается в свое бывшее жилище и остается там до проводин — поминок. Если проводины не устраивать, по усопший будет мучиться. На 40-ой день определяется дальнейшая внеземная жизнь человека. Существует обычай в течение 40 дней вешать в углу дома полотенце. Душа, возвращаясь домой после мытарств, вытирается полотенцем и отдыхает.

Сладкие пироги — обязательное блюдо поминального стола

Молитва способна облегчить удел грешной души во внеземной жизни, поэтому родственники усопшего заказывают в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении 6 недель после смерти — сорокоуст. Вместо обедни можно заказать чтение сорокоуста читальщику, который читает канон 40 дней в доме покойника. Имена умерших записывают в годовое поминовение — синодик.

Траур по главе семьи соблюдают более продолжительное время, чем по старикам. Внешне траур выражается в ношении темной одежды.

Черный платок женщины носят в течение 40 дней после похорон. В период траура часто посещают усопшего на кладбище, ходят в церковь, отказываются от развлекательных мероприятий и празднований. Более продолжительные сроки траура характеризуют тяжесть утраты. До года и более соблюдают траур матери умерших детей, молодые вдовы. В отношении умерших престарелых родителей, супруга в пожилом возрасте траур может быть сокращен до 6 недель. Мужчины придерживаются траурной формы одежды для участия в поминальных обрядах, в остальные дни внешне траур не выражается.



Похожие статьи
 
Категории