Светланов евгений федорович краткая биография. « Искусство вознаграждает того, кто целиком отдает ему себя без остатка

05.03.2020

Евгений Фёдорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве. Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище (1944-1946), затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера. Позже занимался композицией у М. Ф. Гнесина. По окончании института по специальности «фортепиано» в 1951 году Светланов поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования профессора А. В. Гаука и композиции - Ю. А. Шапорина.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. С 1955 дирижёр, в 1963-1965 гг. - главный дирижёр Большого театра. Дебютировал в 1955 году в Большом театре постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Псковитянка». Эта же опера спустя 45 лет стала последней работой Светланова в Большом театре. В 1962 г. был назначен музыкальным руководителем Кремлевского дворца съездов, который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра. С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года - России). В 1992-2000 гг. был главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды). В 2000-2002 гг. - вновь работал в Большом театре.

Светланов - автор ряда оригинальных сочинений: Симфонии h-moll, симфонических поэм «Даугава» и «Калина красная», Поэмы для скрипки с оркестром памяти Д. Ф. Ойстраха, Арии для ансамбля виолончелей и других сочинений. Стиль Светланова-композитора перекликается с творчеством Сергея Рахманинова.

Работая в Большом театре, Светланов осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер: «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Не только любовь» Р. К. Щедрина. Искусство Светланова получило признание не только в СССР, но и за границей: его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» П. И. Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). С Госоркестром СССР под управлением Светланова играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители - С. Т. Рихтер, А. Я. Эшпай, Т. П. Николаева, Т. Н. Хренников, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, А. К. Фраучи, Ф. Кемпф.

Творческое наследие Светланова огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Светланов - первый дирижёр, реализовавший идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром он записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, Глазунова, Калинникова, А. Н. Скрябина, Рахманинова, Н. Я. Мясковского, а также Вагнера, Брамса, Г. Малера, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Шостаковича, Хренникова, А. Я. Эшпая и многих других композиторов. Некоторые их произведения под управлением Светланова прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение Светлановым симфонических произведений Чайковского и Рахманинова. Существует также ряд записей Светланова-пианиста.

С 1974 г. - секретарь правления Союза композиторов СССР.
Е. Ф. Светланов умер 3 мая 2002 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.



С ветланов Евгений Фёдорович – выдающийся российский советский дирижер, пианист и композитор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра СССР, народный артист СССР.

Родился 6 сентября 1928 года в Москве в семье солистов оперы Большого театра Фёдора Петровича и Татьяны Петровны Светлановых. Русский. После окончания школы Светланов поступил в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году стал студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Еще будучи студентом Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Светланов начал свой творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла.

Светланов-пианист – достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Светланов занимался у Г.Г.Нейгауза, позже, по композиции, – у Ю.А.Шапорина. Первые сочинения Светланова – кантата «Родные поля», Первая рапсодия «Картины Испании», Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор – сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 1970-х годов, он сочинил крупные симфонические произведения, среди них – «Романтическая баллада», Симфоническая поэма «Даугава», Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирская фантазия», Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д.Ф.Ойстраха), поэма «Калина красная» (памяти В.М.Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, «Деревенские сутки» – квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своём творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал ассистентом своего профессора по классу дирижирования АВ.Гаука, который в то время руководил Большим симфоническим оркестром (БСО) Всесоюзного радио. Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией С.В.Рахманинова, Виолончельным концертом Н.Я.Мясковского, сюитой «Дафнис и Хлоя» М.Равеля в исполнении БСО, Светланов защитил диплом.

Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955 году, когда он представил свою первую работу в Большом театре – оперу «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение 10 лет – дирижер, а с 1962 года – главный дирижер Большого театра. Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы «Псковитянка», «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова (1955), «Чародейка» П.И.Чайковского (1958), «Не только любовь» Р.К.Щедрина (1961), «Октябрь» В.И.Мурадели (1964), «Отелло» Дж.Верди (1978), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1983), «Золотой петушок» (1988) Н.А.Римского-Корсакова; балеты «Тропою грома» К.А.Караева (1959), «Паганини» на музыку С.В.Рахманинова (1960), «Ночной город» на музыку Б.Бартока (1961), «Страницы жизни» А.М.Баланчивадзе (1961).

В 1964 году Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре «Ла Скала» он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко», а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики «Три русские песни» С.В.Рахманинова были исполнены на «бис». Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой «Ла Скала», среди которых – А.Тосканини, Б.Вальтер, Г. фон Караян.

Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер «Хованщина» М.П.Мусоргского и «Пиковая дама» П.И.Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета «Млада» Н.А.Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов.

В 1965 году Светланов стал художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. По существу, Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.

В 1968 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

В 1960-е годы записью всех симфоний П.И.Чайковского Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфонической музыки», продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Н.Я.Мясковского. В 1980-1983 годах он провел цикл концертов «Избранные шедевры западноевропейской музыки».

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1986 года за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность художественному руководителю и главному дирижеру Государственного академического симфонического оркестра СССР Светланову Евгению Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкой одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Светланова охватывают многие сферы жизнедеятельности. Он был талантлив во всем: как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель и рецензент. Им написано более 150 статей, очерков и эссе. Он глубоко и тонко рассматривает и анализирует творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.

Награжден советскими тремя орденами Ленина (1971, 5.09.1978, 25.04.1986), орденом Трудового Красного Знамени (27.10.1967), орденом Дружбы народов (1977), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (9.10.1998) и 3-й (27.07.1996) степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе болгарским орденом «Кирилла и Мефодия» 1-й степени (1971).

Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1975), премии Президента РФ (1998), Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность».

В 2006 году Государственному академическому симфоническому оркестру было присвоено имя Е.Ф.Светланова. В его честь назван Большой зал Московского международного Дома музыки, открытый в 2004 году. С 2004 года проводятся Международный конкурс дирижеров имени Е.Ф.Светланова. Его имя получила малая планета № 4135. В Москве на доме, в котором жил Е.Ф.Светланов, установлена мемориальная доска.

Евгений Светланов: «вне музыки жизни нет»

«Больших, настоящих мастеров дирижёрской палочки остаётся всё меньше и меньше. На смену им пришли ловкие, самонадеянные молодые люди, своеобразные «гангстеры» от музыки...» - констатировал Евгений Светланов.

Евгений Фёдорович родился в семье солистов Большого театра. Его мать, Татьяна Петровна, происходила из древнего дворянского рода Кругликовых.

В 1955 году Светланов становится дирижёром Большого театра, а в 1963 главным дирижёром. В Большом Евгений Светланов дебютировал с оперой Римского-Корсакова «Псковитянка». Через 45 лет именно это произведение станет последней работой маэстро в главном театре страны. С 1965 по 2000 год Евгений Фёдорович был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР. Теперь коллектив носит имя прославленного маэстро.

Светланов говорил, что для него не существует мира вне музыки. Творческое наследие Евгения Фёдоровича – это тысячи записей, включающих грандиозную «Антологию русской симфонической музыки». Светланов записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова... Маэстро является автором более 150 статьей и эссе.

Последний концерт Евгения Фёдоровича состоялся весной 2002 года в Лондоне. Под управлением Светланова оркестр Би-би-си исполнил Первую симфонию Чайковского «Зимние грёзы» и «Колокола» Рахманинова.

Текст: Алёна Оганесян


Пять фактов из жизни музыканта:

1. Евгений Фёдорович родился в семье солистов Большого театра. Его мать, Татьяна Петровна, происходила из древнего дворянского рода Кругликовых.

2. В Большом театре Евгений Светланов дебютировал в 1955 году с оперой Римского-Корскова «Псковитянка». Через 45 лет именно это произведение станет последней работой маэстро в главном оперном театре страны.

3.С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР. Теперь коллектив носит имя прославленного маэстро.

4. Светланов записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова.

5. Последний концерт Евгения Фёдоровича состоялся весной 2002 года в Лондоне. Под управлением Светланова оркестр Би-би-си исполнил Первую симфонию Чайковского «Зимние грёзы» и «Колокола» Рахманинова.

Евгений Светланов был назначен художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР в 1965 году. С его именем связана одна из лучших страниц биографии Госоркестра. Западные критики не скупились на эпитеты в его адрес: «бриллиантовый дирижер», «русский Караян», «последний романтик ХХ века». Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР имени М.И. Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три ордена Ленина и два ордена «За заслуги перед Отечеством» (II и III степеней), почетный профессор МГУ и РАМ им. Гнесиных, почетный академик Шведской Королевской академии и Академии искусств США, Евгений Светланов возглавлял Госоркестр до 2000 года.

За 35 лет работы с коллективом Светланов преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, за которым закрепился статус одного из лучших оркестров мира. Репертуар оркестра за это время расширился до невиданных ранее границ: теперь он включал практически всю русскую симфоническую музыку, а также огромное количество сочинений западных композиторов и современных авторов.

Евгений Светланов принадлежал к числу гениальных творцов XX века, ставших не только олицетворением национальной российской культуры, но и выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Личность Евгения Светланова, его многогранный талант воплотились в деятельности дирижера, композитора, пианиста, общественного деятеля, просветителя, критика-публициста (им написано более 150 статей и очерков).

Вместе с Евгением Светлановым оркестр, в 1972 году получивший звание «академический», гастролировал во многих странах мира, вызывая восторженные отзывы у публики и похвалу критики.

В 1960-е годы записью всех симфоний П.И. Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфонической музыки», продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, и ее результатом стал выпуск на фирме «Мелодия» более 200 дисков, включающих всю русскую музыку для симфонического оркестра от Глинки до Рахманинова. В 1969 году за запись всех симфоний П.И. Чайковского (фирма «Мелодия» совместно с «Пате Маркони», Франция) Евгений Светланов и Госоркестр были удостоены Grand Prix du Disque Французской академии звукозаписи и Edison Music Award (Нидерланды). В сезоне 1985-1986 годов все симфонии самого любимого во всем мире русского композитора были представлены Госоркестром и Евгением Светлановым в цикле телепередач. Каждая передача предварялась вступительным словом дирижера.

С 1984 по 1991 год с участием Светланова и его оркестра на телецентре «Останкино» были сняты фильмы по произведениям русским композиторов.

Наиболее масштабным проектом, представляющим западноевропейскую музыку всех эпох и стилей, стали программы Госоркестра и Евгения Светланова «Сокровища западноевропейской музыки».

Последними гастролями Евгения Федоровича с Госоркестром стали концерты в Китае на рубеже 1999-2000 годов. Апофеозом этих гастролей явилось совместное выступление российского и китайского оркестров в крупнейшем пекинском зале перед многотысячной аудиторией с исполнением произведений композиторов двух стран.

(род. в 1928 году) русский дирижер и композитор

Среди музыкантов нашего времени Евгений Федорович Светланов занимает особое место. Он не только великолепный дирижер, но и не менее одаренный пианист и прекрасный композитор. Кроме того, он пишет стихи, сочиняет тексты к собственным романсам и прекрасно читает стихи других авторов. Им даже записаны несколько пластинок. Как бы в доказательство давно известной истины, что талантливый человек талантлив во всем, Светланов однажды выступил и как журналист, написав очерк о футбольном матче. Но главным делом всей его жизни, безусловно, является музыка.

Она стала составной частью его духовного мира с первых лет жизни. Евгений родился в музыкальной семье. Отец его был оперным певцом, солистом Большого театра, мать - артисткой миманса. Уже в семь лет Евгений впервые вышел на сцену, исполнив роль казачонка в опере И. Дзержинского «Тихий Дон». А в годы войны начал работать в мимическом ансамбле Большого театра вместе с матерью. По-видимому, тогда мальчик и «заболел» сценой.

После окончания школы Евгений поступил в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Его педагогом была М. Гурвич, ученица известного русского композитора Н. Меттнера.

Закончив в 1951 году институт, Евгений Светланов продолжил образование в Московской консерватории, причем сразу на двух отделениях - композиторском и дирижерском. Наставниками его были такие известные музыканты, как А. Гаук и Г. Нейгауз. Правда, уже после второго курса он оставил занятия в классе Нейгауэа, поскольку понял, что работа под руководством Гаука требует полной отдачи.

Отметим, что одновременно с дирижированием, Евгений Светланов занимался композицией в классе, которым руководил известный русский композитор Ю. Шапорин.

Дипломную работу молодой музыкант также готовил нетрадиционно: вместо того чтобы выступить со студенческим оркестром консерватории, он подготовил концертную программу с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. Весной 1955 года Евгений Светланов выступил с большим концертом, который и был зачтен как защита дипломной работы.

Первые годы в Большом театре он работал дирижером филиала. Именно там в 1955 году состоялся его дебют: он возобновил оперу Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Но первой по-настоящему самостоятельной работой стала постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». На сей раз Светланову пришлось выступать и в роли режиссера, поскольку никто, кроме него самого, не сумел бы реализовать его трактовку этого произведения.

Последней работой Евгения Федоровича Светланова в филиале Большого театра стала постановка оперы Петра Чайковского «Чародейка». Он осуществил ее вместе с художником Ф. Федоровским. После премьеры «Чародейки» Светланов начинает работать на основной сцене Большого театра. Там он дирижирует не только в операх, но и в балетах. Его первым спектаклем становится постановка «Раймонды» А. Глазунова. Это также был весьма трудный спектакль, поскольку до него балетом дирижировал Ю. Файер.

За пять лет работы в Большом театре Евгений Светланов поставил ряд современных балетов и опер. С самого начала он стремился познакомить зрителей с неизвестными им произведениями. В частности, впервые вынес на сцену Большого театра балет Игоря Стравинского «Весна священная». Еще до его постановки Светланов исполнил музыку этого балета на сцене Большого зала Московской консерватории.

Подлинным триумфом дирижера стали его выступления во время гастролей Большого театра в Милане на сцене прославленного театра «Ла Скала». После неожиданной кончины выдающегося дирижера А. Мелик-Пашаева Светланову за короткий срок пришлось осваивать весь классический оперный репертуар - «Войну и мир», «Пиковую даму», «Бориса Годунова», «Садко», «Князя Игоря».

Хотя творческая жизнь Евгения Светланова складывалась вполне успешно, он вскоре понял, что театральное дирижирование не является его призванием. И в 1965 году Светланов покидает Большой театр, чтобы стать дирижером и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра СССР. В этом коллективе он и проработал большую часть своей жизни.

Практически Евгений Федорович Светланов создал оркестр заново. Он начал с тщательного подбора музыкантов, поскольку работать с полной творческой отдачей мог только с единомышленниками. Много усилий он также затратил на организацию постоянных выступлений оркестра как на родине, так и за ее пределами. Кроме того, Светланов впервые ввел в практику работы своего коллектива так называемые исторические концерты для юношества, во время которых исполнялись редкие и незаслуженно забытые произведения. Одной из первых работ дирижера стала запись музыки оперы-балета Римского-Корсакова «Млада». С нее началось сотрудничество Евгения Светланова с фирмой «Мелодия». За последующие три десятилетия дирижер осуществил практически полное собрание записей русской симфонической музыки. При этом предпочтение отдавалось редким и забытым произведениям. Эта уникальная антология выпускалась одновременно фирмой «Мелодия» и французской компанией «Патэ-Маркони». Еще в 1969 году за запись всех симфоний Чайковского Светланов получил «Гран-при» французской Академии грамзаписи, а чуть позже - высшую голландскую награду - «Приз Эдисона».

Записи уникальной антологии стали вершиной творчества Евгения Светланова, они были осуществлены после долгой подготовки монографическими циклами концертов, вечерами в Большом зале консерватории. Одновременно Светланов работал и над другим циклом - «Избранные шедевры западноевропейской музыки». Он собрал лучшие произведения всех эпох и стилей -

Вероятно, из-за того, что большую часть времени Светланов проводил за рубежом, музыканты оркестра посчитали, что он уделяет мало внимания своему коллективу. В результате конфликта, Евгений Светланов покинул оркестр.

Личная жизнь музыканта складывалась не очень удачно. Сам он считает счастливым только свой третий брак. Любимые увлечения знаменитого музыканта - прослушивание грамзаписей и футбол, хотя играть ему врачи сейчас запретили. В 1975 году Евгений Федорович Светланов перенес тяжелую болезнь и, как сам говорит, «побывал на том свете». Но вернулся, потому что многое на земле еще не успел сделать.



Похожие статьи
 
Категории