Театр "балет евгения панфилова". В китае бразильской ночью” Балет евгения панфилова

14.06.2019

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

RUSSIAN SEDUCTION («РУССКИЙ СОБЛАЗН»)

Шоу- программа в 2-х отделениях на популярную отечественную и зарубежнуюмузыку.

Хореография Евгения Панфилова.

Шоу, покорившее Европу. Феерическое великолепие звёздной диаспоры танцующих.

Роскошные костюмы. Игра воображения хореографа неистощима.

Красота и очарование, страсть и соблазн, экзотика и шик-это шоу

Панфилова «Русский соблазн». Русский темперамент-это праздник наверняка!

“ПЕРМЬ - ПЕКИН - РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО,

ИЛИ ПЕРМСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

В КИТАЕ БРАЗИЛЬСКОЙ НОЧЬЮ”

Шоу-транзит в 2-х отделениях .

Приглашаем вас совершить веселое бегство от действительности.

Отбросьте бледную чопорность, отдайтесь страстному исступлению

бразильской румбы и самбы - танцуйте с нами, смейтесь с нами, творите!

«ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ»

Одноактный балет на музыку Роба Дугана, Лайзы Герард,

Трики и групп Axis , Dream Opera , Massiv Attack , Von Leuch , Actus .

Идея, хореография, постановка Сергея Райника ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ…

На его поверхности бушует буря размером с земной шар.

«Черный квадрат» Казимира Малевича стал одним из самых

знаменитых знаков искусства авангарда.

Однако, кажущаяся простота знака почти век гипнотически

воздействует на воображение, вызывая множества почти

мифологических ассоциаций. Черный квадрат мироздания,

черный квадрат космоса ночи, черный квадрат подсознания…

Скованная границами тьма зовет и манит в некий чувственный мир,

окутанный неразгаданной тайной. Черный квадрат сцены…

Соблазн создания иной реальности, подернутой дымкой сновидений.

Спадает белая пелена, начинается игра стихий.

Пространство квадрата населено незащищенными и прекрасными существами,

только что пришедшими в мир, где красота не спасает,

где все люди враги, а путь к совершенству давно утрачен.

Каждый выбирает себе сам. Стихии черного квадрата, играя,

не доигрывают, а свиваются в новый знак.

“CASTING - OFF”

(«ОТТОРЖЕНИЕ» )

Одноактный балет на музыкуВладимира Мартынова, группы "Les Reines Prochaines",

Александра Вертинского. Идея, хореография и постановка - Лариса Александрова (г.Москва).

Кто же дергает нас за ниточки в этом странном театре жизни?

Почему мы идём по пути иллюзий и разочарований, повторяя всё тот же сценарий?

Что соединяет нас, заставляя лететь в бесконечном кружении страстей,

а затем разбрасывает как осколки... осколки счастья...

т акого желанного и недостижимого...? Судьба? Или наш сокровенный Страх?

И как же остаться целым перед мучительной необходимостью сделать

Выбор в состоянии вечной амбивалентности...

Хореограф - постановщик Лариса Александрова

Спектакль-номинант Национального театрального Фестиваля

«Золотая Маска» 2008/2009гг . в 2-х номинациях:

«Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника по свету».

«ЕЩЁ НЕ РАЗ ВЫ ВСПОМНИТЕ МЕНЯ И ВЕСЬ МОЙ МИР …»


Концертная программа.

Посвящается памяти Мастера. Хореография, костюмы

Лауреата Всесоюзного и Международных конкурсов балетмейстеров

Лауреата Премии Правительства Российской Федерации имени

Федора Волкова Лауреата Национальной театральной Премии

«Золотая Маска» ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА (1955-2002)

Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый необманный

Николай Гумилев

P . A . B . L . O .”

Балет в 2-х актах на музыку из произведенийФ. Гласса, Д. Боуина,

Ф. Шопена, групп“ Amon Tobin ”, “ Daft Punk ”, “ Xiu Xiu ”,

“ Swod ”, “ Portished ”, costa del flamenco .

Идея, хореография, сценографияСергея Райника.

О Пабло Пикассо и его мире будет говорить всегда, так как его
творчество не поддается четкому и убедительному определению.

Его образы богаты ассоциациями. Часто они заключают в себе то,

что мы называем красотой, с одной стороны, и уродства, почти маску ужаса - с другой.

Придумать балет о великом Пабло - значит рискнуть войти в бессмертную

плоть его творчества, увязнуть в магме его неистовой личности,

в противоборствующих силовых потоках его жизни.Балетмейстер-постановщик

Сергей Райник создаёт хореографическое прикосновение

к магическим следам присутствия гения Пабло в океане искусства.

«Балет Толстых Евгения Панфилова» 55-летию

со Дня Победы в Великой Отечественной войне посвящается

«БАБЫ.ГОД 1945»


Одноактный балет на музыку Я.Гарбарека, В.Агапкина, В.Гевиксмана,

Ф.Гласса, В.Мэй. Ах,

Россия моя широка-широка, Мать-сырая земля глубока-глубока,

Небеса твои высоки-высоки, Но не в силах вместить они бабьей тоски.

Им не птицей петь, а брести впотьмах, И осталось им только два письма,

Одно в треть листа - предрассветное, А второе от друга - посмертное.

Что же будет в нас от России? То, что бабы недоголосили,

То, что дети недопросили, То, что травы недоколосили…

« КЛЕТКА ДЛЯ ПОПУГАЕВ»


Одноактная хореографическая фантазия на музыку

Ж.Бизе -Р.Щедрина «Кармен-сюита».

Идея, хореография, постановка, костюмы, сценография Лауреата

всесоюзного и международных конкурсов Евгения Панфилова.

О, блестящее совершенство клетки - соблазн, вечно пленяющий человека.

Как хорошо в естественной неволе. Тайны, печали, сомнения, слёзы мира

неведомы попугаям. Всё как у людей? В общем, это жизнь по обе стороны прутьев.

Ирония и грусть, красота и уродство, скованность и свобода?

Нужна ли она вообще?

«Пусть вызовет недоумение, восторг или протест моё вольное обращение с музыкой.

Но идея, неожиданно возникшая во мне, просто плакала и просилась

в эту музыку. И жизнь, в которой я уже ничего не понимаю, тоже просилась

на эту сцену и в эту музыку.И свобода, которой я очень дорожу,

тоже просилась в клетку, а потом обратно, а потом снова в клетку….

И я снова ничего не понимаю. Может быть, это поймёте вы, мои дорогие зрители.»

С любовью и уважением, Евгений Панфилов

«Куры, Амуры, Лебедь плюс»


Балет-фантазия

На музыку П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро».

Хореография Владимира Галкина.

Каким ветром занесло мага-романтика Кавалера Глюка в страну нелепых курочек?

Кто тебя выдумал, звёздная мечта? Кто сказал, что Курица Не Птица?

Кавалер Глюк слегка колдует, утешает дамочек, зовёт сказочного Лебедя,

устраивает роскошный бал. Ах, как хорошо, все половинки сердец нашли друг друга!

«РОМЕОИДЖУЛЬЕТТА»


Трехактный балет на музыку С.С.Прокофьева по одноименной трагедии В.Шекспира.

Хореография, режиссура, сценография, костюмы Лауреата всесоюзного и

международных конкурсов Евгения Панфилова.

Их имена стали символами первой и последней любви.

Гроза ранней страсти под шелест осенних листьев.

Вечная молодость под снежной фатой смерти.

Пространство трагедии, где торжествует всемогущая Королева Маб,

где переплетаются две главных струны - мелодии:

непобедимой любви и непобедимого рока.

THINGS I TOLD NOBODY

«ТО, ЧТО Я НИКОМУ НЕ СКАЗАЛ»


Одноактный балет на музыку из произведений

Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Э. Сати.

Хореография, световой дизайн: Ицик Галили (Израиль-Нидерланды).

российско-нидерландского проекта «Хореография Ицика Галили

в театре «Балет Евгения Панфилова». Проект осуществлён

при поддержке Совета по культуре Посольства Королевства Нидерландов в Москве.

Спектакль - номинант Национальной театральной

Премии «Золотая Маска» 2006/2007 в 2-х номинациях:

«Лучший спектакль в современном танце» и

«Лучшая женская роль - Мария Тихонова».

Dance - company «Бойцовский Клуб»

«ТЮРЯГА»


Одноактный балет на музыку А.Пярта, М.Мэнсон, С.Райха, Я.Уобла, Н.Кэйва,

групп «Рамштайн» и «Рэзон д’этр».

Хореография Евгения Панфилова

Спектакль о зыбкой солидарности мужского братства, о вечном стремлении человека,

как к свободе, так и к агрессии. Тюряга - глухой барьер, разделивший жизнь навсегда.

Трагедия загубленной юности, убитых надежд, иллюзий.

Трагедия и нашей общей приговоренности. Образ тягостного, мертвого

времени в неволе, воплощенныйв оригинальных хореографических

решениях и сценографических находках.

Балет построен на диссонансах музыкальных образов,

символах, знаковых для российского человека.

«АЛЬРАУН»


Одноактный балет на музыку зарубежных композиторов и Петра Мамонова.

Хореография, сценография, костюмы АЛЕКСЕЯРАСТОРГУЕВА

Альрауны - мифические существа. Они дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить,

порой весьма жестоко. Демонологии полагают, что в последнее время

альрауны поменяли подземный образ жизни:

им настолько понравились тепло и уют в людских домах,

что они переселились туда. Легко превращаются в кого угодно.

Прогнать альрауна невозможно. Даже если дом сгорел,

и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними и

вполне может стать хозяином положения. Его стараниями жизнь

вдруг поворачивается к вам совсем не тем местом,

которое вы ожидаете увидеть.

Вы тоже в игре, но правила выбирайте сами!

Непоправимо рано, на 47 году жизни, оборвался земной путь Евгения Панфилова — замечательного хореографа, человека удивительной судьбы. Осознать эту потерю пока невозможно. За месяц до трагедии Театр Панфилова участвовал в Московском международном фестивале современного танца. Впервые столичные зрители увидели панфиловскую версию «Щелкунчика».

…Многомерное внутреннее пространство спектакля, населенное вездесущими и бессмертными мрачными мышами, мир, лишенный иллюзий, не оставляющий никаких надежд на счастливый финал. Сейчас впечатления от этого трагического балета рождают невольные ассоциации, которые соблазнительно трактовать как пророчество. На самом деле Женя, как истинный художник, всегда понимал, что счастье — это мимолетные мгновения, которые нужно не только ценить, но и уметь заслужить… Заслужить титаническим трудом. Честно говоря, я не встречала настолько одержимого хореографа: он был способен репетировать по 8 — 10 часов, без выходных и отпуска, легко срывался с места и отправлялся на фестивали, гастроли, съемки. Словно предвидел, что отпущено немного времени.

В тот последний московский приезд Женя общался легко и охотно. Впрочем, по-моему, он никогда и не был замкнутым человеком. Говорил о том, что радость приходит как награда за муки, что жизнь сурова и коротка. На эту реплику один из участников разговора задал показавшийся тогда нелепым вопрос о смерти, о предчувствии конца. Панфилов ответил: «Никто не знает, скольким временем располагает, какой срок нам отведен. Я знаю, что мне надо успеть многое осуществить…»

Женю называли гениальным самородком, патриархом новорожденного отечественного современного танца. Человек безмерно талантливый, он всегда весь, без остатка, уходил в работу. Панфилов успел много — с лихвой хватило бы на десяток жизней: около 80 спектаклей и 150 хореографических миниатюр. Но никогда и ни в чем не повторялся, умел признавать неудачи, слушать нелицеприятные мнения.

Главное дело его жизни — авторский театр, в котором он сам был и исполнителем, и хореографом, и сценаристом, и постановщиком, и сценографом, и художником по костюмам. Он создавал ТЕАТР СВОЕЙ ВОЛИ. Еще он писал грустные стихи, ставил грандиозные развлекательные шоу-программы, придумывал хореографию фильмов.

Он мало выступал «в разговорном жанре» (хотя словом владел отлично), понимая, что искусство не нуждается в декларациях, что результат душевных трат художника — в эмоциональной убедительности его произведений. Но на пресс-конференциях отвечал удивительно откровенно: «Я не планирую свои последующие работы — они приходят ко мне, прорастают во мне, „созревают“ непредвиденно». На вопрос, не обидно ли ему слышать, что «Панфилов — фигура эпатажная, этакий человек-карнавал», улыбаясь, ответил: «Я первым более десяти лет назад вышел на пермские улицы в шортах — не потому, что мне хотелось кого-то удивить. Просто это — самая удобная одежда для жаркого лета. Ношу то, в чем хорошо и свободно себя чувствую. Я также не хотел быть возмутителем спокойствия, создавая „Балет толстых“. Это было необходимо мне». Своим прозорливым взглядом Панфилов уловил необыкновенную красоту и гармонию в пластике по-рубенсовски пышнотелых дам и хотел, чтобы это увидели мы.

В Жене необыкновенно сочетались стихийный, природный талант и четкий расчет. А дисциплина в его труппе была фантастической. На фестивале случился срыв спектакля — заболел исполнитель одной из трупп. Об этом стало известно в то время, когда первые зрители уже гуляли по фойе. Отменять вечер было поздно. «Панфиловцы» были в тот день свободны — они танцевали накануне. Женя без колебаний пришел на помощь. Он не сомневался, что все артисты соберутся к началу показа в качестве зрителей — «иначе они бы меня предупредили». Последний артист пришел в театр за пятнадцать минут до открытия занавеса. Абсолютная верность искусству, стремительно реализуемый порыв взаимовыручки наделили это выступление Театра Панфилова особой значимостью. «Нет безвыходных ситуаций, вы должны танцевать», — сказал Жена своим артистам. И они танцевали замечательно, одевшись в неполный комплект костюмов, вскакивая на расшатанные табуреты, спешно принесенные из актерского буфета, «подбирая» животы после обильного обеда.

Этот поступок раскрыл Панфилова-человека, его несгибаемый и упрямый крестьянский характер. О детстве и юности Панфилова любили писать и рассказывать. Зачастую сравнивали с Ломоносовым. В фантастических метаморфозах детства и юности видели почти фатальную предопределенность яркого и неординарного творческого пути. Один из пяти сыновей многодетной семьи, проживающей в крохотной деревне Архангельской области, через профессию тракториста и службу в армии — к Председателю Российского отделения Всемирного союза Танца (WDA) — Европа.

Евгений Панфилов начал постигать искусство балета в 23 года. Еще будучи студентом Пермского института искусств и культуры создал самодеятельный коллектив, а 1987 году начался официальный отсчет панфиловских театральных сезонов, когда его труппа получила не только признание, но и название: театр танца модерн «Эксперимент». С тех пор ни один фестиваль или конкурс современной хореографии, как в нашей стране, так и за рубежом не обходился без участия труппы Панфилова или его танцевальных номеров. И не было такого состязания, жюри которого не удостаивало бы наградами хореографа Евгения Панфилова. Его регалии трудно перечислить: лауреат многих всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Премии Правительства России имени Федора Волкова.

В начале 1990-х годов труппа была реорганизована в первый в России частный театр «Балет Евгения Панфилова». Чуть позже возникли оригинальные, почти экзотические новые панфиловские коллективы — «Балет Толстых», «Бойцовский Клуб» и «Бель-кордебалет-групп». Единый театр Евгения Панфилова к началу нового века включал уже четыре самостоятельных коллектива. Для каждого — находилось время и творческие силы. Каждая труппа показывала ежегодно несколько премьер. В 2000 году произошло событие важности чрезвычайной — авторский театр современного танца «Балет Евгения Панфилова» получил статус государственного.

Творчество Панфилова — парадоксально. Он никогда не декларировал альтернативности contemporary dance по отношению к классическому балету, не разрушал сложившихся канонов, возводя здание своего театра. Неслучайно в 1994 году Евгений Панфилов с художественным руководителем Пермского хореографического училища, признанным мастером классики Людмилой Сахаровой реализует тандемный проект «Метаморфозы», в котором в полной гармонии сосуществовали авангард и классика. На легендарной сцене Мариинского театра Панфилов поставил балет «Весна священная».

Панфилов любил Пермь и создал ей заслуженную репутацию города-центра современной хореографии. За несколько дней до гибели художественный руководитель четырех пермских театров Евгений Панфилов был выдвинут на Государственную премию.

С уходом Панфилова современный танец в России осиротел. Таланты такой творческой мощи, энтузиазма, независимости и свободы появляются редко. Это признают не только многочисленные поклонники, считавшие Панфилова «живым классиком отечественного contemporary dance», но и те, кто обвинял его в самодеятельности, поспешности работы, называл его опыты «хулиганскими бравадами».

Панфилов умел не только требовать с каждого артиста, но и отвечать за каждого из них. «Я — диктатор, и со мной моим ребятам очень трудно. Я это знаю. Требуя с них сверхотдачи физических и эмоциональных сил, я прежде всего должен их накормить и создать достойные условия жизни».

Последним прижизненным итогом стало празднование пятнадцатилетия своего театра — все четыре труппы показали премьеры. Если бы знать — бросили бы все дела и помчались в Пермь. Но нет. Не увидели «Тюряги» в исполнении «Бойцовского клуба», «Уроков нежности», преподнесенных «Балетом Толстых», и «БлокАду» — премьеру основной труппы, которую в шутку называли «Балетом худых», — итоговое, как оказалось, горькое рассуждение о жизни и смерти. Женя, прости…

Елена ФЕДОРЕНКО,
август 2002 г.

Вот и сорок дней минуло со дня его смерти. А боль не проходит. Поначалу огромная, с острыми торчащими углами, заполнившая собой все внутри, она постепенно скукожилась, превратившись в маленькую иглу, остро и колко напоминающую о себе при каждом удобном случае. Панфилова больше нет, и нужно учиться жить без него.

Чувство громадной потери и сиротства ощущают, я знаю, множество людей, и утешить их нечем. Подобные ему врываются в нашу действительность, как праздник с фейерверком и природный катаклизм одновременно. После чего жизнь без их присутствия меняет смысл, теряет наполненность и остроту. Всем своим существом Панфилов опровергал выдуманные кем-то каноны и стереотипы. Заставить его играть по чужим правилам было невозможно, он был в прямом смысле — беззаконная комета.

В 23 года он, архангельский мужик, впервые попав в балетный класс, угадал свое предназначение и шагнул в судьбу. В Пермском институте культуры Панфилов перевелся с отделения клубной работы на хореографическое. А уже через год имел свой коллектив и потряс Пермь первым спектаклем «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Затем было балетмейстерское ГИТИСа и первая награда — звание лауреата Всесоюзного конкурса. Когда в почтенном жюри узнали, что ими награжденный не имеет за плечами хореографического училища, был шок. Балетная каста долго не хотела принимать его. Для них он был провинциальный выскочка, бастард, enfant terrible. Уже много лет спустя, пройдя «американские университеты» на ADF, получив огромное количество международных призов и наград, создав первоклассный профессиональный театр, он будет раз за разом штурмовать бастионы «Золотой маски» в одной обойме с Большим и Мариинским, и под него наконец откроют новую номинацию «современный танец». Но к тому времени для отечественных авангардистов он станет недостаточно радикален и будет получать упреки в излишней «балетности»! Парадоксы его судьбы этим не исчерпываются.

Когда мы познакомились лет 14 назад, Женя был светловолосым порывистым хиппарём: умный взгляд голубых глаз и очень искренняя, чуть торопливая речь. Он постоянно что-то придумывал, сочинял, фантазировал. Уже в то время производил колоссальное впечатление бешеным ритмом и накалом своей жизни. Но главное — Панфилов на сцене. Когда он танцевал, двигался, импровизировал, сценическое пространство раздвигалось до невероятных масштабов, все остальное уходило в тень, его магнетизм и энергетика были феноменальны, а артистический кураж приводил в восторг!

А он не только танцевал, но и писал стихи, рисовал костюмы, придумывал сценографию всех своих балетов. Снимался в кино. Делал шоу-проекты и режиссировал праздники. Был гениальным менеджером своего театра и даже (в трудные моменты жизни!) занимался коммерцией. Рассказывал об этом с каким-то странным юмором: а мы вот торгуем водкой и сигаретами (это в начале 90-х). Или: купил коровью тушу, надо кормить артистов (это после дефолта). И постоянно, всю дорогу, неизменно сочинял и ставил, сочинял и ставил. Около 100 спектаклей и бесчисленное количество миниатюр!

Как будто зная заранее, что ему отведено не так уж много времени, он жил в немыслимом режиме, недоступном пониманию простых смертных, с желанием успеть, высказаться, донести до всех.

Последние годы созданное им четко делилось на два потока: сложные концептуальные работы и сверкающие экстравагантные шоу. И те, и другие с полной отдачей и профессионализмом: делать так делать! Объяснял это с лукавым простодушием: во-первых, театру надо зарабатывать, а артистам — достойно жить. А во-вторых, публику надо приучать, сначала придут на танцы посмотреть, а потом, глядишь, и к серьезному потянутся. Фокус с пермской публикой удался, на спектаклях всегда аншлаг, море цветов, атмосфера любви и обожания. Его фантастическая популярность принимала самые неожиданные формы: у него могли попросить автограф, предлагая для этого собственный паспорт, гаишники не раз отпускали с миром машину, где кроме Панфилова было еще человек шесть, а сколько раз водители, увидев бритый череп моего провожатого, вообще подвозили бесплатно.

Да, в 93-м он круто изменил облик, найдя свой стиль: у деревенского парня оказались аристократические замашки и тонкий вкус! Ему нравилось слегка эпатировать публику и театральную тусовку, он не боялся пересудов, сплетен, ибо давно уже мало кого подпускал к себе близко. Только самые проницательные догадывались, что внешний блистательный имидж — известен, успешен, харизматичен! — не более чем театральная маска. За свой талант Панфилов расплачивался слишком дорогой ценой, в том числе и нестерпимым одиночеством.

Для некоторой части прессы он был лакомым куском, вот где можно было оттачивать свое перо! Сначала: лидер авангарда, возмутитель спокойствия, патриарх(ах, ах!)! А затем: непережеванные куски Запада, уходящая натура, заматеревший в компромиссах… И даже после смерти, в бойких некрологах — скорые «глобальные» выводы на основе 3-4-х виденных спектаклей. Бог мой, чего стоило ему это пренебрежение и кто теперь даст им пищу для словесных упражнений?

В отличие от многих провинциалов Панфилов никогда не рвался в Москву: столичная жизнь с ее законами каменных джунглей претила ему категорически. Его потихоньку «сдавали» те, кто назывался друзьями. А он умел прощать, находя очень простое объяснение предательству: значит обстоятельства оказались выше. Зато сам никого не забывал, хранил верность любимым Фестивалям: Витебску, Североуральску, Волгограду, Челябинску — и ехал туда на любых условиях, потому что там его любили почти так же, как в Перми, потому что там были друзья-подвижники, потому что к русской провинции относился нежно и трепетно. Он помогал всем и всегда, и поддержка его в тяжкие минуты была спасительной. Не уставал вспоминать и благодарить своих педагогов, был чутким сыном и нежнейшим отцом.

Но кто-нибудь посторонний, случайно попавший на репетицию его театра, мог прийти в ужас: деспотичен, жесток, в глазах — сумасшедшая ярость! А иначе бы не было труппы, имеющей репутацию лучшей в отечественном contemporary dance. Эти замечательные, так много умеющие и так тонко чувствующие своего мастера артисты, причем каждый со своей индивидуальностью, эта вышколенная, стилистически единая труппа отнюдь не свалилась ему на голову в виде подарка судьбы. Он сделал их сам, всех и каждого. Процесс превращения студийного коллектива в профессиональный театр не был простым и безболезненным: в течение 15-ти лет состав постоянно обновлялся, темп жизни нарастал, требования ужесточались, а в сухом остатке выпадали драмы человеческих разрывов, утрата прежних иллюзий. Но результат был важнее.

Длившийся всю жизнь его неистовый поединок с судьбой и обстоятельствами, людскими предрассудками и косностью, в конце концов поединок с самим собой стал панфиловской сутью настолько, что казалось: состояние обычной и спокойной работы ему противопоказано. Пожить в комфортной, респектабельной среде ему так и не удалось.

Прощание с погибшим Панфиловым было прекрасно и трагично, как его жизнь. Всю Россию и весь танцевальный мир всколыхнуло чувство непоправимой беды: отклики шли отовсюду, из Японии и Америки, из Европы и маленьких российских городов. Все 5 часов, пока на сцене Пермского драмтеатра стоял его гроб, тянулся нескончаемый людской поток, затем панихида, где почти не звучало пустых слов, и, наконец, его последний театральный выход: под музыку из балета «Ромео и Джульетта» его несли мимо людей, которые не стесняясь плакали и аплодировали ему в последний раз. Все лето на его могиле появлялись свежие цветы, свечи и стихи.

Лариса БАРЫКИНА,
август-сентябрь 2002

Театр «Балет Евгения Панфилова» был создан как уникальное театральное объединение, состоящее из трех хореографических трупп: «Балет Евгения Панфилова», «Балет Толстых Евгения Панфилова» (был создан в 1994) и «Бойцовский клуб Евгения Панфилова» (2001) с различной танцевальной эстетикой, объединенных единым авторским стилем хореографа-лауреата Всесоюзного и международных конкурсов, премии правительства РФ им. Федора Волкова, лауреата национальных театральных премий «Золотая Маска» Евгения Панфилова (1955-2002).

Евгений Панфилов родился 10 августа 1955 года в деревне Копачево Холмогорского района Архангельской области в семье сельской учительницы. Будучи студентом Пермского государственного института искусств и культуры, в 1979 году Евгений Панфилов создал в Перми театр пластического танца «Импульс». Спустя много лет, увидев спектакль Панфилова в Москве, видный музыкальный критик Алексей Парин назвал его «гениальным самородком из Перми».

Панфилов неустанно двигался вперед по пути усложнения своего хореографического навыка, но поскольку в России не существовало школ современной хореографии, он сделал ставку на танцовщиков, прошедших хорошую хореографическую школу классического балета. В 1987 году театр был реорганизован в первый в России частный «Балет Евгения Панфилова».

В 2000 году частный театр удостоился нового статуса: Государственное областное учреж-дение культуры «Театр «Балет Евгения Панфилова». Имя хореографа закреплено в названии государственного театра в знак исключительных заслуг и достижений в области развития современной хореографии России. Панфилов являлся не только хореографом, но и режиссером всех своих спектаклей, создал эскизы костюмов, неизменно ошеломлял публику эксцентрическими сценографическими изобретениями.

Театр «Балет Евгения Панфилова» был удостоен чести представлять Пермь на Националь-ном театральном Фестивале и Премии «Золотая Маска» 9 раз. Это балеты: «8 русских пе-сен», «Ромео и Джульетта», «БлокАда» и многие другие. Первый раз «Золотую Маску» получил наш уже прославленный, непрофессиональный в смысле хореографической подготовки «Балет Толстых» за спектакль «Бабы. Год 1945» 17 апреля 2006 года на XII церемонии вручения Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Современный Танец» премия присуждена спектаклю театра «Клетка для попугаев». Одноактная хореографическая фантазия «Клетка для попугаев» на музыку Ж. Бизе — Р. Щедрина «Кармен — сюита» была впервые представлена публике в 1992 году. Римейк-премьера состоялась 18 мая 2005 года на «Дягилевских сезонах». Автором либретто, хореографом, режиссером, сценографом балета был Евгений Панфилов. Он же был первым исполнителем партии одного из попугаев.

Великий Мастер создал в Перми и оставил для России не только свой уникальный театр, но и школу по-настоящему современной хореографии. Сейчас театр возглавляет Наталья Христофоровна Ленских, которая была приглашена на эту должность самим Евгением Панфиловым.

Театр давно перерос рамки провинциальной достопримечательности, много раз отстаивал славу Перми как культурной столицы Урала как в России, так и за рубежом. Уникальное художественное наследие Евгения Панфилова было и остается основным мерилом творческой деятельности театра. Спектакли Евгения Панфилова по-прежнему вызывают неизменный интерес публики далеко за пределами Пермской земли и России, что подтверждается ежегодными приглашениями на престижные всероссийские и междуна-родные фестивалях и достойными наградами.

Балет Евгения Панфилова

Балет Толстых

Создан в 1979 Евгением Панфиловым как театр пластического танца "Импульс". В 1987 переименован в театр танца модерн "Эксперимент", в 1992 реорганизован в частный театр "Балет Евгения Панфилова". Лауреат международных и российских фестивалей, конкурсов современного балета. В 1994 Панфилов организовал труппу "Балет Толстых", артисты которого принимают участие в совместных проектах с "Балетом Евгения Панфилова". В 2000 получил статус государственного учреждения культуры, в названии сохранено имя хореографа. Отмечен Гран-при на фестивале "Волшебная кулиса" (2001), премией "Золотая Маска" ("Бабы. Год 1945", номинация "Новация", 2001). В 2001 артист театра С.Райник был награжден дипломом и премией им. С.П.Дягилева. В июле 2001 Е.Панфилов был удостоен Премии Правительства РФ им. Федора Волкова ("За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России"), в 2002 - получил главный приз за лучший номер современной хореографии конкурса артистов балета "Арабеск" в Перми. 13 июля 2002 Евгений Алексеевич Панфилов трагически погиб. Лауреат премии "Золотая Маска" ("Клетка для попугаев", хореограф Е.Панфилов, номинация "Лучший спектакль в современном танце", 2006).



Похожие статьи
 
Категории