Телеграмма урок литературы. Урок - размышление по рассказу К

26.06.2020

Наименование учреждения: ГУ «Средняя общеобразовательная школа №43 города Павлодара»

ФИО: Хасанова Гульнара Нуримановна

Должность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 19 лет

Предмет: русская словесность

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Класс: 6

Урок русской литературы в 6 классе .

Тема урока : «Подробности текущей жизни» по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Эпиграф к уроку : Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. (В.Белинский)

Тип: уроквнеклассного чтения.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, элементы костюма для почтальона, почтовый ящик, «бланки» телеграмм, хрестоматии, тетради.

Оформление: выставка книг К.Г.Паустовского, портрет писателя, высказывания о писателе, песня «Мама» (в исп. С.Лазаревой).

Цели урока: Создание условий для формирования функциональной грамотности через осмысление текста рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

    развитие речи и творческого мышления обучающихся; умение обобщать информацию, формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать друг с другом в групповой работе).

Воспитательные:

    воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям, воспитание культуры работы в классе, привитие интереса к литературе.

ХОД УРОКА

      Организационный этап. 1 минута.

Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада видеть вас сегодня. Проверьте, пожалуйста, все ли лежит у вас на столах: учебники, тетради, ручка.

      Мотивационный этап. 5 минут.

Стук в дверь. (Заранее подготовленный ученик приносит «почту» и кладёт в почтовый ящик)

Ребята, нам доставили почту: это телеграмма. Текст телеграммы следующий: «Спешите делать добрые дела».

Обратите внимание на доску и прочитайте эпиграф к уроку: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею». (В.Белинский)

А как вы понимаете это высказывание В.Г.Белинского?

О чем и о ком пойдет речь на уроке? (О произведении К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Правильно, итак, тема нашего урока... Запишите тему в тетради.

Какие ассоциации у вас возникают при имени этого человека?

Действительно, К.Г.Паустовский много писал о средней полосе России, о скромной, неброской красоте её лесов, рек, озер. Именно о красоте природе, взаимоотношениях человека с природой в своих произведениях рассказывал Паустовский детям.

Мне хотелось бы познакомить вас со словами самого писателя, относительно того, как создавался этот рассказ.

Отрывок главы «Зарубки на сердце» из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

«…Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они

собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им

отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и

познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет

только о наблюдениях живой жизни.

Жизненный материал - все то, что Достоевский называл "подробностями

текущей жизни", - не изучают.

Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого

материала - живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых

событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои

заметы и свои зарубки.

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей)

исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с

неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном "записывателе" и

соглядатае жизни.

Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со

своими записями ("как бы чего не забыть"), конечно, наберет без разбору

груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения

перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут

терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками…»

Давайте попробуем сами определить цель урока.

      Операционный этап. 15 минут.

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведение К.Г.Паустовского «Телеграмма» и выписали слова, требующие комментария. Давайте раскроем смысл некоторых слов, понятий, имён.

1.Словарная работа . Комментарий.

«Вестник Европы» - ежемесячный литературно-политический журнал (1866-1918).

Гюго Виктор Мари(1802-1885)-французский писатель, автор
романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется» и др.

Стеклярус - разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нить для украшения, род бисера.

Утиль - отходы, вещи, негодные к употреблению, но пригодные для переработки, утилизации в качестве сырья.

Ридикюль (устар.) - женская сумочка.

Салоп - старинная верхняя женская теплая одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате (вышла из употребления в конце XIX в)

Керосинка - керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи.

Сольвейг - героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе - означает «Солнечный путь»).

Пустельга - 1. хищная птица из семейства соколиных;

2. легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.).

Ветла - вид ивы.

2.Групповая работа .

Работам мы сегодня в шести группах, применяя в своей работе шесть шляп мышления.

Переверните карточку, лежащую на середине стола, посмотрите, какой цвет вашей шляпы. Я напомню «функции» шляп:

Белая шляпа (1 группа - слабоуспевающие ученики) учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций.

Желтая шляпа (2 группа) помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, явления, проблемы.

Черная шляпа(3 группа) помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы.

Красная шляпа(4 группа) дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.

Зеленая шляпа(5 группа) актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

Синяя шляпа(6 группа – одарённые дети) помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт; философски осмыслять события и явления.

Задания для 1 группы (белая шляпа):

Расскажите о главной героине-Катерине Петровне, что вы узнали о ней?Из чего складывается жизнь Катерины Петровны? Как проходят её дни?

Задания для 2 группы (жёлтая шляпа):

Как живёт Настя? Почему её называют Сольвейг? Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? Ко всем ли она бессердечна?Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все же пробудилась?

Задания для 3 группы (чёрная шляпа):

Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

Задания для 4 группы (красная шляпа):

Какую роль, по-вашему, играет в рассказе «Телеграмма» интерьер комнаты, пейзаж? В какое время года происходит действие? Обратите внимание на художественные детали, создающие пейзаж, на то, какие цвета преобладают? Почему? При помощи каких изобразительно-выразительных средств передаётся настроение в рассказе?

Задания для 5 группы (зелёная шляпа):

Представьте данный рассказ без таких героев, как Тихон, Манюшка, молодая учительница. В чём произведение претерпело бы изменение? Обозначьте роль в рассказе данных образов.

Задания для 6 группы (синяя шляпа):

Выслушав выступления групп, заполните обобщающую таблицу.

Тема этого рассказа.

Основная мысль произведения.

В чём трагизм Насти?

В чём заключается смысл названия рассказа?

3. Выступление спикеров от каждой группы. 15 минут.

Положите ручки в центр стола, чью ручку возьму, тот и будет представлять работу своей группы.

      Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты.

Оценивание работы участников группы.

Заполните оценочные листы.

      Подведение итога урока. 5 минут.

Ребята, вы знаете, что в нашем почтовом ящике есть ещё одно послание, адресованное нам. Это притча. Вспомните, что такое притча? (поучительный рассказ). Послушайте:

ПРИТЧА О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ.
Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит:
- Вспомни всё хорошее, что ты сделал на Земле, тогда вырастут у тебя крылья, и ты полетишь со мной в рай.
- Я мечтал построить дом и посадить сад, - вспомнил человек. За его спиной появились маленькие крылышки.
- Но я не успел осуществить свою мечту, - со вздохом добавил человек. Крылышки исчезли.
- Я любил одну девушку, - сказал человек, и крылышки снова появились.
- Я рад, что никто не узнал о моём доносе, - вспомнил человек, и его крылышки исчезли. Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись, то исчезали. Наконец, он вспомнил и рассказал всё, а его крылья так и не выросли. Ангел хотел улететь прочь, но человек вдруг прошептал:
- Ещё я помню, как мама любила меня и молилась за меня. В то же мгновение за спиной человека выросли большие крылья.
- Неужели я смогу летать?- удивился человек.
- Материнская любовь делает сердце человека чистым и приближает его к ангелам, - с улыбкой ответил ангел.

Как эта притча связана с эпиграфом нашего урока?

Я предлагаю вам отправить телеграммы своей маме. Напишите ей добрые, тёплые слова любви. А я доставлю ваши телеграммы на ближайшем родительском собрании.

      Домашнее задание. 2 минуты.

1*.Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2. Составьте пятистишие к слову «Одиночество».

3. Эссе «Мои мысли после прочитанного».

Спасибо за урок! До свидания.

Использованная литература:

    К.Г.Паустовский «Телеграмма»

    Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М.,-1984г.

    К.Г.Паустовский « Золотая роза».

Урок-размышление по рассказу К. Г.Паустовского «Телеграмма». Урок внеклассного чтения.

Тема : «Не дай вам бог…» Размышления о трудолюбии и безработности души.

Цель :

Создать условия для понимания основной мысли рассказа, замысла писателя, предупреждающего о том, что прозрение бывает запоздалым, что душевная чёрствость губительна и приносит страшные плоды;

Создать условия для формирования внимательного, вдумчивого читателя; стремления оценивать свои поступки, своё отношение к людям.

Подготовка учащихся к уроку:

Письмо, которое могла бы написать Настя Катерине Петровне (индивидуальное задание 4-5 учащимся);

Пересказ эпизодов «Настя получает письмо» и «Манюшка отправляет письмо Катерине Петровне» от лица персонажей (по вариантам).

Пословицы о матери и их толкование (весь класс);

Стихотворения «Чем ты, мама, для меня была» Х.Худайбердыевой и «Уходят наши матери от нас» Е.Евтушенко» - наизусть (2 человека).

Ход урока:

Вступительное слово.

В одном из стихотворений Н.Заболоцкого есть строки: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Сегодня мы поразмышляем об этом (о трудолюбии и безработности души н примере рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Одна из книг писателя называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде.

В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.

Как вам кажется, почему писатель так назвал эту главу? (Это о тех событиях, которые оставляют следы в сердце, заставляют задумываться о своей жизни, поступках, своём отношении к людям)

В этой главе Паустовский рассказывает об удивительной женщине, Катерине Ивановне Пожалостиной, с которой он познакомился, живя в Рязанской области в доме академика живописи Ивана Петровича Пожалостина. Эта история оставила зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылилась в содержание рассказа “Телеграмма”. Катерина Ивановна явилась впоследствии прототипом героини рассказа «Телеграмма».

Не всё реальное, увиденное и передуманное вошло в рассказ. Не вошли туда и строки, которые, как говорил Паустовкий, «неотступно вспоминались тогда»:

Ненастный день потух, ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой,

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла.

Почему именно эти строки преследовал писателя?

Природа создавала своё, особое, настроение. «У осени много примет,- говорил Паустовский,- но одно я знаю твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи…»

Пейзаж.

В рассказе пейзаж тоже играет особую роль. Какую? Покажите это на примерах (Учащиеся приводят примеры и комментируют их: « октябрь был на редкость холодный, ненастный. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться только один маленький подсолнечник у забора»

«Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь».

«Ночи были уже долгие, тяжёлые, как бессонница. Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна».

«Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти».)

Какую же роль играет пейзаж в произведении?

Сопровождает ли природа Настю, живущую в Ленинграде? Почему? Только ли потому, что она жила в городе? (Нет, там есть парки, сады, скверы)

А Катерина Петровна живёт с природой в гармонии. Даже провожая её в последний путь, природа принарядилась. Зачитайте этот отрывок. («Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое…Дали за речкой стояли сизые. От них тянуло острым и весёлым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры».)

Письмо.

В ту ночь, когда К.П. встретилась и, наверное, простилась со своим клёном, она написала Насте письмо.

С каким чувством оно могло быть написано? (Прочитайте письмо выразительно: «Ненаглядная моя…Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мнене то что ходить, а даже сидеть и лежать – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».)

Это письмо в рассказе осталось безответным, а я просила вас придумать своё письмо, то, которое так ждала и хотела получить К.П., или письмо с запоздалым раскаянием. (Чтение писем, придуманных учащимися).

Настя письма не написала. Она жила в большом городе, работала секретарём в Союзе художников.

Давайте попробуем пересказать следующие эпизоды от лица персонажей:

Настя получает письмо;

Манюшка отправляет письмо К.П.

Чем отличаются эти эпизоды?

«Ленинградские» страницы

«Ленинградские» страницы имеют особое значение. Какие вопросы они вызывают у вас? (Учащиеся задают свои вопросы к этим страницам: от участия Насти в судьбе художника до получения ею письма от К.П.)

Некоторые из вопросов, заданных учащимися:

Можно ли говорить о чёрствости Насти, зная о её участии в судьбе художника? (Профессиональный интерес взял верх над долгом дочерним.)

Когда прозвенел первый звоночек разбуженной совести? (« Сверлящие гоголевские глаза».)

Почему именно скульптурное изображение Гоголя так подействовало на Настю? (Гоголь – сатирик, который, по мнению Пушкина, «обладал удивительной способностью сразу угадывать человека». Настя, конечно, знала об этом.)

О чём думает Настя, прочитав письмо? О чём это говорит вам?

Что мы увидели?

За что художники называли Настю Сольвейг (доброй, верной, нравственно чистой)

В чём парадокс? (Несоответствие внешности и внутренней сущности.)

Невольно приходят на память строки из стихотворения Н.Заболоцкого:

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мёртвые лица,

Закрыты решётками, словно темница,

Другие, как башни, в которых давно

Никто не живёт и не смотрит в окно».

О приёме контраста.

Одним из художественных приёмов в рассказе является метод контраста, показывающий несоответствие поступков героини и похвалы в её адрес.

Прокомментируйте сцену обсуждения выставки с этой точки зрения: «Началось обсуждение. Говорили много, хвалили, горячились и мысль, брошенная старым художником о внимании к человеку, к молодому, незаслуженно забытому скульптору, повторялась в каждой речи».

Почему Настя не сказала о телеграмме?

Выразительное чтение стихотворения Халимы Худайбердыевой ученицей:

Чем ты, мама, для меня была?

Луком со звенящей тетивою.

Я - твоя последняя стрела -

К дальней цели пущена тобою.

Я в тревоге думаю порой:

Мама, что с тобою будет бедной,

Если мне - стреле твоей заветной -

Не достигнуть цели заповедной?

У тебя ведь нет стрелы другой!

Может быть, мысли об этом заставили Настю встать, быстро одеться и выбежать на улицу?

Зачитайте этот эпизод. (« Валил водянистый снег. На Исакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо всё ниже опускалось на город, на Настю, на Неву…

Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.

Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.»)

Почему здесь появляется описание природы?

«Дожидайтесь, выехала, остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

Почему К.П. сказала Тихону, читавшему эту телеграмму: «Не надо, Тиша, не надо, милый. Бог с тобой».

Как она поняла, что телеграмма не от Насти?

Зачем Тихон обманул К.П.?

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать»,- это написал М.Горький.

Об этом знал и помнил Тихон, бескорыстная Манюшка – простые люди, люди из народа. Ведб неслучайно именно народная мудрость заключена в пословицах. Есть такие пословицы и о матери, доброте, долге.

Зачитайте и прокомментируйте пословицы, которые нашли вы.(Материнское сердце в детях, а детское – в камне», «Нет друга нежнее матери», « При солнце тепло, а при матери добро».)

Путь наших нелёгких размышлений о совести, трудолюбии и безработности души на этом уроке заканчиваются. Давайте вернёмся к началу. Рассказ называется «Телеграмма».

О какой телеграмме идёт речь, ведь их было две? Почему о второй?

В теме нашего урока фраза К.Паустовского «не дай вам Бог…» не закончена. Наверное мы могли бы её завершить. Как? («не дай вам Бог» опоздать – забыть о матери – забыть, что можно не успеть сказать слова любви и благодарности маме – забыть о дочернем и сыновьем долге и т. д.)

Выразительное чтение стихотворения Евгения Евтушенко «Уходят матери»:

Уходят наши матери от нас,

уходят потихонечку,

на цыпочках,

а мы спокойно спим,

едой насытившись,

не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу,

нам это только кажется, что сразу.

Они уходят медленно и странно

шагами маленькими по ступеням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой-то год,

им отмечаем шумно дни рожденья,

но это запоздалое раденье

ни наши души не спасет.

Все удаляются они,

все удаляются.

К ним тянемся,

очнувшись ото сна,

но руки вдруг о воздух ударяются -

в нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали.

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными,

как тихими суровыми колоннами

уходят наши матери от нас...

    Ход урока

    К.Г. Паустовский

    1. Организационный момент.

    2. Словарная работа.

    Нравственный - относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

    Зарубка - отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

    Пустельга - хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

    Эпиграф - краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

    3. Реализация домашнего задания.

4. Слово учителя.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла - автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции - дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке - проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта - то, что принято называть творческой индивидуальностью.

5. Сообщение специально подготовленного учащегося об истории создания рассказа.

6. Анализ рассказа.

1) Углубление восприятия произведения.

  • О чем этот рассказ?

2) Композиция рассказа.

3) Работа с текстом.

Анализ пейзажа, интерьера.

  • Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
  • Выражает ли автор прямое сочувствие героине?

Образ Катерины Петровны.

  • Каково её прошлое?
  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

Образ Насти.

  • Портрет.
  • Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор? (Русые волосы и большие холодные глаза.)

Отношение Насти к художникам.

  • В мастерской Тимофеева.
  • Выставка Тимофеева.

  • (Устраивая выставку, ходила к председателю Союза Художников; сочувствует Тимофееву; «горячилась, доказывала», «приходила в отчаяние»)
  • Вспоминала ли о матери?
    («Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, заглохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).
  • Получение телеграммы.

Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».

Это внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Настя переживает духовный кризис. Её горькие слёзы - это слёзы очищения. Но с просветлением души пришло и твёрдое понимание «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!», и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы.

Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Работа над эпиграфом к уроку.

  • Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
    («...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.)

  • (Открыть запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

7. Выводы. Смысл названия рассказа.

Домашнее задание.

  • Как выражается авторская позиция в тексте рассказа «Телеграмма»? (Письменно.)

  • (По выбору учащихся)

Просмотр содержимого документа
«Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №39

Тема нравственного долга в рассказе

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Учитель русского языка

и литературы:

Орлова Ольга Николаевна

Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Цели урока:

    познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, определить понятие «нравственныйдолг»;

    развивать мышление и речь учащихся;

    воспитывать уважение к родителям, любовь к малой родине.

Ход урока

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

К.Г. Паустовский

    Организационный момент.

Запись в тетради даты и темы урока.

    Словарная работа.

Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Зарубка – отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

    Реализация домашнего задания.

    Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

    Как Паустовский построил свое произведение для того, чтобы и у нас на сердце они остались? (Читали главу «Зарубки» из «Золотой розы» и сравнивали воспоминания писателя и художественный текст.)

    Слово учителя.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

    Сообщение специально подготовленного учащегося об истории создания рассказа.

    Анализ рассказа.

    Углубление восприятия произведения.

    Каково ваше впечатление о «Телеграмме» К. Г. Паустовского?

    О чем этот рассказ?

(Тема рассказа - взаимоотношения родителей и детей. Также в нем идет речь о милосердии, об ответственности человека за свои поступки, о нравственном долге детей).

    Композиция рассказа.

Самостоятельная работа учащихся по группам. Определить, как построен рассказ, и выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.

    Работа с текстом.

Анализ пейзажа, интерьера.

    Какие мысли передает через этот пейзаж?

    Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

    Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Философский подтекст пейзажа.)

    Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?

За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

Образ Катерины Петровны.

    Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

    Каково её прошлое?

    Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?

    Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

    Были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?

    Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

    Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала? (Выразительное чтение письма учителем наизусть.)

Писатель приглашает нас домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клён, который она посадила ещё «девушкой-хохотушкой», её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

Образ Насти.

    Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор?

(Русые волосы и большие холодные глаза.)

Отношение Насти к художникам.

    В мастерской Тимофеева.

    Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

    Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?

    Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

    Выставка Тимофеева.

    Бездушна ли, по-вашему, Настя?
    (Устраивая выставку, ходила к председателю Союза Художников; сочувствует Тимофееву; «горячилась, доказывала», «приходила в отчаяние»)

    Вспоминала ли о матери?
    («Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, заглохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).

Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

    Получение телеграммы.

    Как Настя принимает телеграмму?

    Почему не открыла старому художнику правду?

    Поему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».

Это внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа. Настя переживает духовный кризис. Её горькие слёзы - это слёзы очищения. Но с просветлением души пришло и твёрдое понимание «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!», и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы.

    Успела ли Настя приехать к живой матери?

Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте.

Работа над эпиграфом к уроку.

    В качестве эпиграфа выбраны слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей?

    Какую библейскую заповедь нарушает Настя?
    (Открыть запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

    Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти всё же пробудилась?

    Выводы. Смысл названия рассказа.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.

    Домашнее задание.

    Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».
    (По выбору учащихся)

Cлайд 1

Зарубки на сердце Урок – размышление по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» * Чти отца твоего и мать твою, Да благо ти будет, и долголетен Будеши на земле. Пятая заповедь Божия * За добро плати добром… К. Паустовский

Cлайд 2

Cлайд 3

Проблема одинокой старости Проблема материнской любви Проблема взаимоотношений между детьми и родителями Проблема милосердия

Cлайд 4

У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком… Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

Cлайд 5

…Такова и Катерина Петровна, которая «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом, известным художником»... Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 6

…Пейзаж печален, когда печален человек.. Тесовые крыши почернели Спутанная трава полегла Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья Валил водянистый снег Хмурое небо все ниже опускалось Градация = усиление ненастья Ощущение нарастающей тревоги и отчаяния

Cлайд 7

Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах… Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 8

Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти… Она остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи… Психологический параллелизм Катерине Петровне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет…

Cлайд 9

Письмо дочке Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

Cлайд 10

Испытание на истинную человечность. Настя Сольвейг – (норвеж.- солнечный луч или путь) – олицетворение поэтичности, красоты

Cлайд 11

Испытание на истинную человечность. Настя Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

Cлайд 12

Испытание на истинную человечность. Настя На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе… Самолюбование

Cлайд 13

Испытание на истинную человечность. Настя Настя с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

Cлайд 14

Cлайд 15

Испытание на истинную человечность. Настя Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама». Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. «Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Cлайд 16



Похожие статьи
 
Категории