Тема: сатирическое изображение действительности в сказках м. е

07.04.2019

Тема занятия: Сатирическое изображение действительности в сказках «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Тип занятия: комбинированный урок с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Используемые приемы: «Письмо по кругу», «Мозаика», «Двойной дневник», «Чтение с остановками».

Цели: дидактическая (учебная) – познакомить с этапами жизни и творчества писателя, раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Развивающая: - продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения; развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеризовать литературного героя.

Воспитательная: Нравственное воспитание обучающихся.

Умение видеть человеческие пороки, стремиться искоренять их в других и в себе. Воспитание уважительного отношения к литературе, русскому языку.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история.

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия: портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, тексты сказок «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

Раздаточный материал: опорная логическая схема «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, литературоведческий словарь (словарь литературных терминов), иллюстрации к сказкам.

Литература: тексты сказок, учебник Ю.В. Лебедев «Литература», словари.

Нормативно-техническая документация: КТП, поурочный план.

Рабочие записи на доске:

«Я писатель, в этом мое призвание».

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в сказках «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Живость боли и

Непрерывное ее

Ощущение служит

Источником живых

Образов.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Наименование этапа занятия

Наименование элемента технологии

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Время

Оргмомент

Подготовка рабочего места

Определение готовности к работе.

Вступительное слово

Мотивация

Сообщение «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина»

Оказание необходимой помощи

Анализ сказки «Дикий помещик»

Работа с текстом сказки:

Пересказ, ответы на вопросы, анализ сказок.

Пересказ

Проверка знания текста цепочкой

Беседа по прочитанному тексту

Вопрос-ответ

фронтально

Вопросы преподавателя

Работа с иллюстрациями по сказке «Дикий помещик»

Элемент технологии «Письмо по кругу»

Письменная работа обучающихся

Контроль преподавателя

Рассказ по схеме

Элемент технологии «Мозаика»

Каждая группа отвечает на вопрос, предложенному по схеме

Словарная работа

Запись в тетрадях, поиск словарных слов в тексте

Помощь преподавателя

Подведение итогов работы по сказкам

Вывод обучающихся

Домашнее задание

Элемент «Двойной дневник»

Заполнение таблицы «Фразы из текста»

Анализ сказки «Премудрый пескарь»:

1. Историческая справка

Сообщение обучающихся

Контроль преподавателя

2. Пересказ

Деятельность обучающихся

Помощь преподавателя

3. Анализ сказки

Вопрос-ответ фронтально

Вопросы задает преподаватель

4. Вывод по сказке

Вывод обучающихся

5. Словарная работа

Элемент «Чтение с остановками»

Запись в тетрадях

Запись на доске

6. Вывод по сказке

Вопрос «Чему учит сказка»

7. Работа по логической схеме

Элемент технологии «Мозаика»

Изучение схемы, ответы

8. Итог работы урока

Итог подводит преподаватель

9. Домашнее задание

Элемент технологии «Двойной дневник»

Запись в тетрадях

Объяснение преподавателя

Этапы проведения урока

    Вступительное слово преподавателя. (3 минуты)

    «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина». (сообщает обучающийся)

(7 минут)

    Работа с текстом сказок. Чтение, пересказ и анализ сказок «Дикий помещик», «Премудрый пескарь». (60 минут)

    Словарная работа: (10 минут)

    Итог работы. (4 минуты)

6. Анализ урока (выполнение плана, выставление оценок). (3 минуты)

7. Домашнее задание. (3 минуты)

Сценарий проведения урока

I . Оргмомент. Вступительное слово преподавателя.

1. Сообщается тема, цели урока.

2. М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель большого мастерства. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе.

Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим, т.к. его литературное имя остается в духовном сознании потомков, обогащает нас знанием человеческих характеров, опытом истории. Вот и сегодня мы попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя

II . Сообщение «Этапы биографии и творчества Салтыкова – Щедрина (студенты составляют хронологическую таблицу).

15(27) января 1826 года в селе Спас – Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через 30 лет, в августе 1856 году ему было суждено появиться на свет еще раз, но уже как литератору Салтыкову-Щедрину.

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем»,- вспоминал писатель.

Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский В.Г. русский критик, который учил мыслить, указывать цель жизни.

В 1844 году Салтыков-Щедрин, выпущен из лицея (Царское село), а прежде получил блестящее образование в Дворянском институте в Москве и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к кружку Михаила Петрашевского, где распространяются революционные идеи.

В 1847 году написана первая повесть «Противоречия», а затем «Запутанное дело» под псевдонимом «Николай Щедрин».

За участие в работе кружка Петрашевского, за сочинение своих повестей, напечатанных без ведома начальства, Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку (1848г.)

В 1855 голу, после 7 летней ссылки император Александр II чиновнику Салтыкову разрешил «проживать и служить, где пожелает». С 1848 года по 1856 год в литературной деятельности был перерыв. И хотя в 1856 году выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери. «Я не дам в обиду мужика», - эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Но в 1862 году он оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду. По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник». «Я – писатель, в этом мое призвание», - говорил Щедрин.

В 1877 году после смерти Н.А. Некрасова он возглавит журнал «Отечественные записки», который был организован вместо запрещенного «Современника». Весной 1884 года будет закрыт и этот журнал. Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 году Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 году совсем оставил службу и исключительно отдался литературе, написал 22 названия книг». Его мысли, и помыслы сосредоточились на одной литературе, ради нее он пожертвовал многим, о ней думал в последние минуты своей жизни.

III . Анализ сказки «Дикий помещик»

Каждая группа работает по вопросам, которые были даны заранее в качестве домашнего задания.

Вопросы для домашнего задания:

Сказка «Дикий помещик»

План: 1 – краткий пересказ

2 – найти элементы народной сказки

3 – в чем отличие от сказок народных

4 – какие пороки отличает писатель? Над чем смеется?

5 – какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

Сказка «Премудрый пескарь»

План: 1 – краткий пересказ

2 – анализ

3 – как вы понимаете смысл заглавия?

4 – каково значение эпитета «премудрый»

Пересказ (краткий) сказки «Дикий помещик».

Беседа по прочитанному

1. Представьте элементы народной сказки (В некотором царстве, сказано – сделано, по-щучьему велению, много ли, мало ли времени прошло, элементы, которые обычно встречаются в УНТ: «куча черная», тело белое, рыхлое, рассыпчатое»).

2. В чем отличие от сказок народных? («И был этот помещик глупый. читал газету «Весть»).

3. Какие пороки отмечает писатель? Над чем смеется?

(Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «приедят» «Освобожденные» крестьяне «куда ни глянут – все нельзя да не позволено, да не ваше». Вконец измученные крестьяне взмолились: «Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Исполнилось желание мужиков «услышал милостивый быг слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

4. Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку. (Студенты делятся своими впечатлениями).

6. Что же происходит с помещиком после исчезновения мужика? (Наступает не только голод и всяческие лишения, но и полное одичание. Российский дворянин превращается в дикого зверя, который ногтями разрывает добычу, да так со всеми внутренностями со шкурой и ест).

7. О чем свидетельствует одичание помещика?

(О том, что народ – создатель и материальных, и духовных ценностей). Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры. Отсюда вывод: русский мужик кормилец и поилец, мужиком живет Россия, его трудом и заботами. Народ созидатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.

(Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью. В конце сказки летит рой мужиков, «сейчас эту благодать собрали, посадили в клетушку и послали в уезд». Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая, правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью. В сказке звучит призыв к борьбе, к действию).

Словарная работа. Запись в рабочие тетради:

Гротеск – тип художественной образности, основанный на фантастике; изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде.

Гипербола – преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Фантастика – мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе усвоенных ранее фактов реальной жизни.

Эзопов язык (Эзоп-древнегреческий сатирик) – художественная речь, основанная на вынужденном иносказании с использованием иронии.

Опираясь на словарные слова, найдите в сказке «Дикий помещик» примеры гротеска, гиперболы.

Работа с иллюстрациями Кукрыниксов, Е. Муратова, Е. Рачева к сказке «Дикий помещик».

Вопросы к иллюстрациям:

    Определить, какой из эпизодов сказки изображен художниками?

    Какой из рисунков и почему кажется наиболее выразительным?

Изучение логической схемы к сказке «Дикий помещик».

    Работа с опорной схемой, отображенной на доске.

«Для детей изрядного возраста»


Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей


Особенности: фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола, эзоповский язык.


«Дикий помещик»


Цель: пробудить самосознание, показать отношения между


помещиками

безропотность, терпение, трудолюбие

Обобщение полученных знаний:

IV . Анализ сказки «Премудрый пескарь»

Слово преподавателя.

Итак, мы закончили работу по сказке «Дикий помещик», а теперь перейдем к анализу сказки «Премудрый пескарь».

Историческую справку дает Фелюшова К. (3 минуты)

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II наступает пора реакции, Русский либерализм открыто провозглашает это событие как измену Отечеству. В жизни наблюдается трусость, доносы, малодушие. В эту мрачную пору писатель – сатирик Салтыков-Щедрин пишет сказку «Премудрый пескарь», решив напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Краткий пересказ.

Беседа по прочитанному

    Как вы понимаете смысл заглавия? О чем говорит приставка пре-?

    Подберите эпитеты к слову премудрый (умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, т.е. обладающий здоровым умом).

    А антонимы? (глупый, неумный, несообразительный, бестолковый).

    Расскажите о жизненной позиции старого пескаря. «Гляди в оба». Позиция старого пескаря заключается в предостережении, напоминающем о необходимости устраниться от массы жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии).

    Меняется ли к концу общий тон повествования, общее настроение? Да, меняется. Автор вызывает у читателей то насмешку, то язвительный отклик, то чувство брезгливости. В конце даже появляется сострадание к жалкой судьбе пескаря.

    Чем эти перемены, по вашему мнению, вызваны? (Щедринскому пескарю открывается тоскливая истина в конце своей долгой жизни «живут, даром место занимают да корм едят».

    Что за мысли посещают пескаря перед смертью? Рой вопросов смущает пескаря: «Какие у него были радости»? «Кого он утешил»? «Кому доброе слово сказал».

Пескаря гложет обида, что другие рыбы именуют его «дураком», «остолопом».

Вывод:

Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны лишает жизнь всякого смысла, ума, чести, совести.

    Словарная работа: обыватель – это

    1. постоянный житель, какой – нибудь местности,ьный, т.е. ассудитеумный, мудрый, толковыйком достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

ется за помощью. ерн

    1. это человек, лишенный общественного кругозора, с костными мещанскими взглядами. Первое определение не для нас. А второе? Живет?

Докажите свою позицию.

    Чему учит сказка? (Честности, гражданской смелости, благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле).

Работа с опорной схемой

Сказка «Премудрый пескарь»

Судьба пескаря

Цель жизни: Черты:

беречь свою распостылую глупость, трусость,

жизнь беспомощность

Итог жизни:

«Жил дрожал и умирал – дрожал»

V . Подведение итогов работы:

Какие человеческие пороки высмеивает автор в сказках «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик». Чему учат эти сказки? Почему автор облек свои художественные произведения в форму сказок.

Анализ урока. (выполнение плана, выставление оценок.)

VII . Домашнее задание:

Составить таблицу «Фразы из текста»

Работа с опорной схемой

Сказка «Премудрый пескарь»

Цель: показать, в чем смысл жизни и назначения человека

Судьба пескаря

черты

глупость, жадность трудолюбие, покорность,

Литература

    Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века II ч. М., 2006.

    Русская литература 19 века. Под ред. В.П. Журавлева. М., 1998.

    Литература. Поурочные планы.

    Литературоведческий словарь. М., 2004.

    М.Е. Салтыков- Щедрин. Сказки М., 1996.

Самоанализ проведенного урока по теме «Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» с использованием элементов технологии РКМЧП

Во вступлении были поставлены цели и задачи, сообщен план работы.

Образовательная и воспитательная цели, на мой взгляд, сформулированы достаточно четко. Выбранный тип урока целесообразен при изучении данной темы. Обучающиеся разбиты на группы, объявлен соревновательный момент: Каждая группа в ходе урока будет стараться работать лучше. На стадии вызова урока прозвучало сообщение о биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обучающиеся, слушая выступающего, заполняли в рабочих тетрадях хронологическую таблицу жизни и творчества великого русского сатирика.

На стадии «Осмысление» началась работа с текстом сказок: пересказ текста, анализ текста в форме вопрос - ответ. Вопросы для анализа сказок имели достаточный уровень трудности, но обучающиеся работали активно, отстаивая свою точку зрения.

В ходе анализа сказок сразу же проводилась словарная работа: обучающиеся записывали в рабочие тетради словарные слова, выбирая их из текста, применяя элемент чтение с остановками.

Другой вид работы, который я предложила, это составление части плана урока – элемент технологии «Работа по опорным схемам».

Была предложена опорно-логическая схема сказок, которая отражает развивающую цель урока.

Применяя элемент «Мозаика», каждая группа работала по данной схеме, отвечая на заданный вопрос по отрывку текста (одна группа задавала другой и т.д.) (всего было 5 групп).

Выводы по уроку были сделаны обучающимися:

    Сказки содержат важный нравственный урок.

    Было доказано в ходе анализа произведения, что действительность, которую представил М.Е. Салтыков-Щедрин, действительно изображена сатирически с приемами гиперболы, гротеска, фантастики.

    Сказка учит быть гражданином, высоконравственным человеком, ответственным за свои поступки.

    Обучающиеся отметили, что применение на уроке элементов технологии РКМЧП было удачным, целесообразным, эффективным. Произведения становится более доступным для усвоения, осмысления и понимания материала.

Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются “Бедный волк”, “Сказка о щуке зубастой” и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.
Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, крестьяне, обычно “хорошие”, а помещики – “плохие”. Сказки Салтыкова Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над “здравомысленным” зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку “где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали”, то приходится волей неволей повиноваться закону. Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.
Как ни странно, “угнетенные”, порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка “Бедный волк”. Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нравится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, “комплекция у него каверзная”. Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может служить сказка “Карась идеалист”. Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, “комплекция такая каверзная”, и ничего с этим поделать нельзя.
Получается, что “хозяева жизни” оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и “законов”, которые нельзя нарушать. В результате такой жизни получается, что и “волки голодные, и зайцев нет”. Другими словами, редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интереснее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снисхождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.
Если в животном мире положение вещей “хищник – жертва” являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы помещиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отличие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно, что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным. Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для человека. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова Щедрина

Объекты сатирического обличения в сказках. М. Е. Салтыков-Щедрин - один из самых своеоб­разных писателей в русской литературе. Его творче­ство направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского наро­да, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 г. - пере­житки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность уг­нетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.

Понимая, что революцию может совершить только народ, Салтыков-Щедрин старается разбудить само­сознание народа, зовет его на борьбу. Салтыков-Ще­дрин превосходно владел приемами художественно­го преувеличения, заострения образов, средствами фантастики, в частности сатирического гротеска. Объектами его сатирического обличения станови­лись наиболее острые темы современного писателю общества. В резких формах он разоблачал бюрокра­тию («Помпадуры и помпадурши», «Господа таш­кентцы», «Господа Молчалины»), Со всей силой при­сущего ему сарказма он осудил монархию, предрекая ей неизбежную гибель и призывая к непримиримой борьбе с ней («История одного города»). Писатель вы­нес суровый приговор крепостникам, уже историчес­ки обреченным, но все еще яростно пытавшимся со­хранить свои привилегии («Господа Головлевы»). Он высмеивал малодушие тех представителей «свободо­мыслящей» интеллигенции, которые в годы полити­ческой реакции действовали «применительно к под­лости» («Современная идиллия»).

«История одного города» (1869-1870) - самое резкое в щедринском творчестве и во всей русской литературе нападение на монархию. В этом произве­дении сатирик прибегнул к сложной художествен­ной маскировке. Свое произведение он выдал за най­денные в архиве тетради летописцев, будто бы живших в XVIII в., а себе отвел лишь скромную роль «издателя» их записок. Царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установ­ленный ими государственный режим - в образе го­рода Глупова. Все эти фантастические образы и ост­роумные выдумки потребовались для того, чтобы издевательски высмеять царское правительство сво­его времени.

Выдающимся достижением последнего десяти­летия творческой деятельности Салтыкова-Щедри­на является книга «Сказки», включающая трид­цать два произведения. Это одно из самых ярких и наиболее популярных творений великого сатири­ка. За небольшим исключением, сказки создава­лись в течение четырех лет (1883-1886), на завер­шающем этапе творческого пути писателя. Сказка органически близка художественному методу сати­рика.

Характерные для сатиры Салтыкова-Щедрина прие­мы фантастики, иносказания, сближения обличае­мых социальных явлений с явлениями животного мира привели к жанру сказки. В идейном содержа­нии сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы: сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы, изображение жизни народных масс в царской России и обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

Сатирический дар Салтыкова-Щедрина во всем своем блеске раскрылся в сказках. Этот жанр позво­ляет скрыть истинный смысл произведения от цензу­ры. Салтыков-Щедрин прекрасно владел эзоповым языком, в иносказательной форме которого заключе­на многозначность, так нужная писателю, чтобы пе­редать весь абсурд и несостоятельность изображае­мой ситуации. «Департамент расхищений и раздач», «гневное движение истории» - эти выражения не придуманы автором, а рождены самой эпохой, ее произволом и царящими в России беспорядками. Са­тира Салтыкова-Щедрина - грозный смех, караю­щий за те страдания и несчастья, которые царствуют вокруг. «Сказки для детей изрядного возраста» - это ответ писателя-патриота на окружающую не­справедливость, это его форма борьбы с нею.

Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказ­ках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

Сказка — первоначально фольклорный жанр, в ос­новании сюжета вымысел, сохраняющий связь с дей­ствительностью на уровне морального поучения, отра­жения в условной, фантастической форме социальных реалий. Салтыковым-Щедриным в первую очередь был использован сатирический потенциал сказки. В его сказках органически сочетаются различные разновид­ности комического: юмор, сатира, сарказм.

Комическое — изображение смешного, нелепого, несообразного, странного в жизни. Комическое может возникать с различными авторскими интонациями. Юмор — позитивное проявление комического, до­брый, веселый смех, проявление жизнерадостности, помощник в жизненном созидании. Сатира — коми­ческое изображение общественных типов и явлений в литературе с целью их развенчания, уничтожения. Са­тирик показывает недостойное в жизни, внутренне не­состоятельное. Сарказм — суждение, содержащее ед­кую, язвительную насмешку над изображаемым. Сар­казм отличает тон негодования, возмущения.

Сказки Салтыкова-Щедрина тематически разно­образны. В сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Мед­ведь на воеводстве» сатирически изображаются пра­вительственные и общественные верхи, эксплуататор­ские классы. Два приема, наиболее часто используемые фольклором, положены в основание сюжета названных произведений. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает людей в условный, вымышленный мир, чтобы точнее указать их характерные особенности, отношения. В «Медведе на воеводстве» героями становятся очеловеченные животные.

Дикий помещик из одноименной сказки возмечтал об освобождении собственных земель от мужиков, раздражающих его своей жизнью, деятельностью, внешним видом. Мечта сбылась, но с ее осуществлением исчезают люди и все средства, при помощи которых поддерживалось комфортное и внешне «культурное» существование. Помещик постепенно дичает, превращается в полузверя. Интересно, что и в этом состоянии он упорно придерживается своего странного выбора жить без мужиков. Это показывает глубину ненависти и отчуждения от жизни народа значительной части землевладельцев.

На вершину общественной пирамиды переносят чи­тателей перипетии сюжета сказки «Медведь на вое­водстве». Очень часто сатирический заряд сказок Сал­тыкова-Щедрина направлен против общественной позиции и поведения различных слоев российской ин­теллигенции. Этому посвящены сказки «Самоотвер­женный заяц», «Карась-идеалист». Гротескным, на­рицательным образом трусливого, боящегося жизни человека стал образ главного героя сказки «Премудрый Пискарь». Насмешку сменяет ирония, иронию — горь­кий саркастический смех над существом, лишившим себя жизни, «дрожавшим» весь свой долгий, но абсо­лютно бесплодный и бессмысленный век.

«История одного города» – это величайшее сатирическое полотно‑роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. «История одного города» показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники – самодуры 70‑ых гг. отличались от дореформенных только тем, что грабили более современными, капиталистическими способами.

Город Глупов – олицетворение самодержавной России, русского народа. Его правители воплощают в себе конкретные черты исторически достоверных, живых правителей, но черты эти доведены до «логического конца», гиперболизированы. Все жители Глупова – и градоначальники, и народ – живут в каком‑то кошмарном сне, где вполне объяснимо появление правителя с органчиком вместо головы, жестоких оловянных солдатиков вместо живых, идиота, мечтающего уничтожить все на земле, головотяпа, который ходил «комара восемь верст ловить» и т. п. Эти образы строятся так же, как и образы народной фантазии, но они страшнее, потому что реальнее. Чудовища глуповского мира порождены этим же миром, вскормлены его гнилой почвой. Поэтому сатирик не ограничивается в «Истории одного города» одним высмеиванием правителей города, он горько смеется и над рабским терпением народа.

Глава «О корени происхождения глуповцев» должна была по замыслу писателя показать традицию появления любимого занятия градоначальников – сечения и взыскания недоимок.

Первоначально глуповцы назывались головотяпами, потому что «имели привычку тяпать головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадается ─ об стену тяпают; Богу молиться начнут – об пол тяпают». Это «тяпание» уже достаточно говорит о душевных, прирожденных качествах головотяпов, развившихся в них независимо от князей. С горьким смехом М. Е. Салтыков‑Щедрин пишет, что «собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого‑нибудь порядка». «Началось с того, что Колгу толасном замесили, потом желемка на баню тащили, потом в кошеле кошу варили» и совершали другие бессмысленные дела, из‑за которых даже два глупых найденных князя не пожелали «володеть» головотяпами, назвав их глуповцами. Но никак не мог народ сам собой устроиться. Непременно нужен был князь, «который и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит!» Здесь сатирическому осмеянию подвергается «народ исторический», «выносящий на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п.», которому писатель, как он сам признавался, сочувствовать не мог.

Добровольно отдались головотяпы в кабалу, «воздыхали неослабляючи, вопияли сильно», но «драма уже совершилась бесповоротно». И началось притеснение и обворование глуповцев, доведение их до бунтов, выгодных правителям. А «исторические времена» для Глупова начались с вопля: «Запорю!» Но несмотря на резко критическое отношение к народной пассивности, покорности и долготерпению, автор в «Истории одного города» в других главах рисует облик народа проникновенными красками, особенно ярко проявляется это в сценах народных бедствий.

Но в своем произведении автор не ограничивается показом картин произвола правителей и долготерпения народа, он раскрывает и процесс нарастания гнева угнетенных, убеждая читателей, что так дальше продолжаться не может: либо Россия прекратит свое существование, либо наступит такой перелом, который сметет с лица земли русской существующей государственный строй.

    • В «Истории одного города» обличаются несовершенство общественной и политической жизни России. К сожалению, России редко везло на хороших правителей. Доказать это можно, открыв любой учебник истории. Салтыков‑Щедрин, искренне переживая за судьбу своей родины, не мог остаться в стороне от этой проблемы. Своеобразным решением и стало произведение «История одного города». Центральным вопросом в этой книге является власть и политическое несовершенство страны, точнее одного города Глупова. Все – и история его […]
    • «История одного города» М. Е. Салтыкова‑Щедрина написана в форме повествования летописца‑архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков‑Щедрин выступает в разных качествах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции […]
    • «История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и […]
    • Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство «государственной машины», исследовал психологию начальников всех рангов, русского чиновничества. Для того чтобы показать пороки общественного управления во всей полноте и глубине, писатель использовал прием гротеска, который считал самым эффективным средством отображения действительности. Гротескный образ всегда выходит […]
    • М. Е. Салтыков‑Щедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, а не о народе, к которому он сам проникся уважением. Все это он показывает в […]
    • Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры […]
    • Творчество М. Е. Салтыкова‑Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков‑Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили […]
    • Творчество Салтыкова‑Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860–1880‑х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «спокойный в своем негодовании, добродушный в своем лукавстве», сравнивая с […]
    • Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова‑Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет. Мы привыкли к определенным […]
    • Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова‑Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель столкнулся еще в юном возрасте. Свое детство Салтыков‑Щедрин провел в селе Спас‑Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители были достаточно богатыми людьми, владели землей. Таким образом, будущий писатель своими глазами видел все недостатки и противоречия крепостного права. Осознавая проблему, знакомую с малолетства, Салтыков‑Щедрин подверг […]
    • Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом. В сказке «Повесть о том, как […]
    • Имя Салтыкова‑Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. Этих людей знали, читали их произведения и уважали за смелость. Не стал и исключением и Михаил Евграфович […]
    • Для второй половины XIX века творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина имело крайне важное значение. Дело в том, что не было в той эпохе настолько жёстких и суровых поборников истины, осуждавших общественные пороки, как Салтыков. Писатель выбрал такой путь вполне сознательно, так как был глубоко убеждён, что должен быть художник, выполняющий роль указующего перста для общества. Примечательно, что карьеру «разоблачителя» он начал как поэт. Но это не принесло ему ни широкой популярности и известности, ни […]
    • Где-то я вычитал и запомнил мысль, что когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, - искусство и литература начинают вырождаться.Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы «Что делать?» Чернышевского, произведения Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает «идейные» романы 20-30-х годов, скажем, «Цемент», «Соть» и прочие. Мне кажется, что преувеличение […]
    • Образование – это процесс, который целенаправлен на достижение результатов воспитания в интересах государства, человека и общества. Во все времена система образования претерпевает изменения. В нынешнее время существует несколько уровней образования. Некоторые из них являются общеобязательными. Перед начальным образованием идёт дошкольное. Оно обеспечивает интеллектуальное, физическое и личностное развитие ребёнка в возрасте от двух до семи лет. Подход к такому образованию в разных странах различается. Здесь […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов. Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур – русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, – подлинные литературные шедевры. Набоков […]
    • Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области. Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским Севером. Здесь он учился в двух […]
    • Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль", которую от нас отделяет два столетия, волнует и сегодня. В комедии автором поднимается проблема истинного воспитания настоящего гражданина. На дворе XXI век, а многие проблемы её актуальны, образы живы. Произведение заставило задуматься о многом. Крепостное право отменили давно. Но разве сейчас нет родителей, которые заботятся не о воспитании своего чада, а только о пропитании? Разве исчезли родители, которые потакают всем прихотям своего дитя, что приводит к катастрофе? […]
    • Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают […]


  • Похожие статьи
     
    Категории