Тест по литературе фольклор. На какие виды делятся народные сказки? Микула Селянинович – это герой

21.02.2019

Тест по теме «Устное народное творчество» 5 кл к УМК Г.С.Меркина

Часть 1

1.Фольклор - это:

1) Особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова

2)Искусство народа, художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы

3) Набор произведений на различные темы

4)Устное народное творчество

2. Из какого языка заимствованно слово «фольклор»?

1)греческого

2) латинского

3)английского

4) тюрского

3. Отметьте произведения малых фольклорных жанров:

1)пестушка 5)пословица 9)баллада

2) потешка 6)легенда 10) скороговорка

3)закличка 7) сказка 11)прибаутка

4) повесть 8)колыбельная песня 12)поэма

4. Соотнесите малый фольклорный жанр с его определением

5. Что такое народная сказка?

1) жанр устного народного творчества

2) историческая повесть

3) «ложь, но в ней намек…»

4) занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях

и приключениях

6. Кто является создателем сказок?

1) летописец

2) писатель-сказочник

4) сказители

7. Назовите жанры народных сказок

8. Соотнесите композиционные части сказки с их примерами

Часть 2

1.Определите к какому малому фольклорному жанру относится следующий текст:

Божья коровка, лети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Всем по одной, а тебе -ни одной!

2.По приведенному отрывку определите, к какой группе сказок относится данная («Солдат и черт»), назовите еще несколько сказок этой же группы

Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать.

Хоть бы, -говорит,-черт меня туда снес!

А он тут как тут.

Ты, -говорит, -меня звал?

Изволь, -говорит, -давай в обмен душу!

А как же я службу брошу, как с часов сойду?

Да я за тебя постою.

3. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?

4. Какой художественный прием используется в основе следующих словосочетаний: «чисто поле», «живая вода»? Дополните своими примерами.

5. В волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры.

6. Как называются сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования? Приведите примеры сказок.

  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
  • Развивать образную память, творческое мышление;
  • Развивать способности владения точным выразительным языком;
  • Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.

Оформление: плакаты: "Добро пожаловать к нам на праздник", "Устная народная поэзия - это бессмертная поэзия", "Русский фольклор", "Колыбельная", "Игры", "Дразнилки", "Считалки", "пестушки-потешки". Плакаты с изображением праздничных русских нарядов.

При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок, солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.

Ход занятия

Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).

Сегодня мы с вами проведем игру-викторину "По страницам русского народного фольклора".

Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".

Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить.Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)

1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)

2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)

4. Сколь ни езди, ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)

5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)

6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)

11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)

12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.

Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

Конкурс 2. "Усек с полуслова".

Продолжить следующие пословицы и поговорки.

Баба с возу: кобыле легче;

На Бога надейся: сам не плошай;

Каков поп: такой приход;

Один в поле:не воин;

Дома и стены:помогают;

Дом вести:не рукавом трясти;

По одёжке встречают:по уму провожают;

С миру по нитке: голому рубашка;

Не красна изба углами:красна пирогами;

Поздно встанешь:мало сделаешь;

Мир освещается солнцем:а человек знанием.

Конкурс 3. "Знаешь ли ты пословицы?".

Подбери пословицу к тексту.

Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).

В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут 10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю? (дело мастера боится)

Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)

Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух).

Конкурс 4 "Бой скороговорок".

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется, то в бою и победит!

  • Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;
  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • Хвала халве;
  • Варвара варила, варила, да не выварила;
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Выходит бабушка - рассказушка:
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: "Приходи!"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.

Дети слушают аудиозапись русской народной сказки. (Вариант: под русскую народную мелодию дети слушают сказку бабушки - рассказушки)

Конкурс 5 "Ох, уж эти сказки".

Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

"Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучалстучал - ничего не помогает" (Лиса и журавль)

"Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?" (Теремок)

"Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)

"А лиса сидит и приговаривает:"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)

"Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна - лягушка)

"Мышка пробежала, хвостиком махнула:"

"Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:" (Волк и семеро козлят)

"Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:" (Мужик и медведь)

Конкурс 6 "Сочини сказку".

Детям предлагается самим сочинить сказку(любую). Можно это сделать это в качестве домашнего задания. Далее одному из команды предлагается побывать в роли бабушки - рассказушки и рассказать сочиненную сказку. (на этот конкурс отводится 6 минут. Оценивается и сама сказка и качество рассказывания)

Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских народных костюмах)

Весна - красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кобыле - вороне.
Ой вы, жаворонки жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье
Первое - коровье, второе - овечье,
Третье - человечье!

Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный вид народного творчества, под названием детский фольклор.

Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки, игры, гляделки, жалелки и т. д.)

Конкурс 7 "Сосчитай - ка".

Какая команда вспомнит больше считалок.

Вот и подошла к концу наша игра - викторина.

Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:

Узнали ли вы что- то новое?

Эпиграф к нашему занятию "Устная поэзия народа - это бессмертная поэзия". Согласны ли вы с этим? Почему?

Итоги, награждение.

Данный урок проводится в игровой форме с использованием групповой работы. Урок сопровождается презентацией, на слайдах которой размещены как задания, так и правильные ответы. Он может быть использован как на уроках литературы в 5 классе, так и на уроках литературного чтения в начальном звене.

Цель игры : систематизировать и обобщить знания по теме «Фольклор»; проверить качество знаний.

Задачи:

  • Обучающие - формирование практических умений использовать полученные знания по теме «Фольклор»; обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отрабатывание навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
  • Развивающие - формирование самостоятельности мышления в условиях групповой работы.
  • Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы; привить интерес к изучению литературы; воспитывать толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, распечатанные задания.

Правила игры.

В викторине принимают участие три команды, которые выбирают тему для вопроса. Правило ответа принадлежит команде, первой поднявшей руку. Если ответ дан неверно, то право ответа и выбора следующего вопроса переходит другой команде.

Работа оформлена в виде презентации. Слайд 2 - основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Для перехода на следующий этап необходимо нажать на иллюстрацию в правом нижнем углу.

Вопросы для викторины

Блог «Пословицы»

1.Объясните значение пословиц.

  • Дыма без огня не бывает.
  • Чья бы корова мычала, а твоя молчала.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

2. Составьте из этих слов пословицы.

  • Вить, быть, верёвочка, конец, сколько.
  • Терпеть, быть, казак, атаман.
  • Смотреть, конь, дареный, зуб.

3. Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.

  • Город не тётка.
  • Есть ещё горох в гороховнице.
  • Рысак русака видит издалека.
  • Уменье - свет, а неуменье - тьма.
  • Комар косу не подточит.

4. Сколько пословиц в стихотворении?

А в пословицах ведь говорится,
Что сами вы должны учиться.
Грамотей не тот, кто читать умеет,
А кто слушает да разумеет.

И конечно, без труда - не вытащишь рыбку из пруда.
Помни: тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Блог «Загадки»

1. Ловец отменный, Ткач примерный. Кто в его пряжу попадёт, Тот умрёт (паук).

2. Что такое «ложь с намёком» и для всех людей «с уроком»? (сказка).

3. Сердце её лучше солнца греет. Роднее её родни нет. Птица рада весне, а дитя ей (мать).

4. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. (язык).

Блог «Былины»

1. По описанию узнай героя былины.

Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…

2. Игрой на каком инструменте сопровождалось пение былин? Кто из былинных героев играл на гуслях?

3. Назовите имена известных вам богатырей, героев былин.

4. Узнай героя былины по описанию.

А сидит-то царище, как свинище,
На девяти столах, на десяти скамьях.
А глазищи…
И черным-черны, и пустым-пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин.

А носище-то…
Будто палка-клин дровокольная.

Блог «Сказки»

1.Какие бывают сказки? Чем они отличаются друг от друга? Выберите правильный ответ.

  • волшебные;
  • бытовые;
  • сказочные;
  • докучливые;
  • игровые;
  • сказки про животных;
  • страшилки.

2. Какие сказочные правила вы знаете?

  • выбирай что менее ценно;
  • ничему не удивляйся;
  • будь добр и отзывчив;
  • нарушай запреты.

3. Какие сказочные законы вы знаете?

  • «Сказано - сделано».
  • «Закон триединства».

4. Приведите примеры концовок сказок.

Подведение итогов.

Презентация к викторине «По страницам фольклора»

Тест по теме «Фольклор» 5 класс

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова; б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах; в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?

а) гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора.

6. Что такое пословица?

а) образное сочетание слов;

б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.
а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит. б) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.

8. В чем различие пословиц и поговорок?

а) в меткости и образности высказывания;

б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок - сравнение;

в) пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения.

9. Что такое народная сказка?

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;

б) историческая повесть;

в) жанр устного народного творчества;

г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные;1) Цель сказки - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые; 2) Задача сказки - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных. 3) Цель сказки - рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке .

Тест по теме «Фольклор»

1 - в;

2 - в;

3 - г;

4 - а, б, в, ж, з, и;

5 - г;

6 - в;

7 - 1|)-б, 2) а, 3)-г, 4)-в;

8 - в;

9 - в;

10 - в, д, е;

11 - помощники: а, б, д, и, вредители: в, г, е, ж, з;

12 1)-в, 2)-а, 3)-б.



Похожие статьи
 
Категории