Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

17.04.2019

Почему Матрену называют праведницей в рассказе Солженицына «Матренин двор» и чем так трогателен ее образ для русского человека? Праведниками всегда называли людей, которые соблюдали при жизни нравственную чистоту, беззаветно служили ближним и несли миру добро и свет. Но в понимании русского человека понятие праведности и еще обязательно связано с жертвенностью и простотой. Именно такое образ в себе несет Матрёна Васильевна Григорьева, хозяйка избы, у которой поселился рассказчик. Жизнь Матрёны, о которой она рассказывает поначалу неохотно, боясь, что культурному приезжему история ее пути покажется неинтересной, сильно удивляет учителя (рассказчика). В молодости Матрёна должна была выйти за Фаддея, которого сильно любила, но по стечению обстоятельств пришлось ей сыграть свадьбу с младшим братом Фаддея – Ефимом. Поскольку Ефим не вернулся с войны, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея, которую любила как родную. Всю жизнь Матрёна помогала ближним, много работала в колхозе, приходила на помощь соседям. Она могла прогнать соседских свиней, забежавших в огород или потушить взопревший навоз, не требуя взамен денежного вознаграждения.

Автор отмечает, что в ней имелась невероятная внутренняя сила и способность к телекинезу. Рассказ заканчивается тем, что Матрёна еще будучи вполне крепкой старушкой завещает свою избу дочке Фаддея. Последний оказался полным мерзавцем и решил еще при жизни Матрёны перевезти к молодыми ее избу. Матрёна сама помогает в перевозке бревен и гибнет на железнодорожном переезде.

Поэтому автор и называет Матрёну праведницей, что она даже помогает перевести собственный дом, желая совершить добрый поступок. Но поскольку праведников никогда в народе особо не уважали, на поминки Матрёны не приходит даже Фаддей, а соседи и гости на похоронах только и обсуждают, как будут делить ее имущество. Из этого читатель может сделать вывод, что главное в жизни – это деньги и добро.

В рассказе Солженицына очень хорошо показано, что не нужно быть таким неудачником и вообще вступать в колхоз. Если бы Матрёна ушла в лес и начала партизанскую войну, развела коров и купила сепаратор, она обладала бы деньгами и властью, а Фаддей не только бы уважал ее, но и делал бы каждый вечер массаж ее холеных ног.

Несмотря на то, что Солженицын в общем-то был неплохим парнем и даже отсидел за свою правильную позицию, он не смог напрямую передать аксиому жизненного счастья. Некоторым даже кажется, что он пытается донести до читателя, что лучше всего быть покорным рабом. Называя Матрёну праведницей, он как бы намекает на свою великую натуру, которая волей счастливых обстоятельств позволила записать неказистую Матронину судьбу. А ведь если бы он не встретился на ее жизненном пути, ее бы просто выкопали и никто бы даже и не вспомнил. Поэтому, когда Солженицын называет Матрёну праведницей, он на самом деле имеет в виду себя.

Тема праведничества звучит в творчестве художни-ков слова разных времен. Не остались к ней равно-душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол-женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав-тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже-ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не-приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по-стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу-чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер-кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман-ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че-тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто-рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику-сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота-ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге-роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече-ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто-роной и коллективизация: в колхозе героиня прора-ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па-лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по-лучить справки для оформления пенсии, у нее боль-шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об-резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку-пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя-тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю-дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст-вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на-ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа-ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни-будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При-чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде-ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа-ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен-ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го-ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо-вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово-рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча-не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре-ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав-шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска-за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по-стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума-ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут-ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол-женицын видит в сердцах таких одиноких праведни-ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко-торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра-диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве-личия «простота, добро и правда».












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • формирование нравственных ориентиров учащихся;
  • приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
  • актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;
  • развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать прочитанное, делать выводы;

Оформление: мультимедиакомплект, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча, которая занимает видное место на учительском столе.

Эпиграф: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» (А. И. Солженицын «Лихое зелье»)

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Один из рассказов А. И. Солженицына заканчивается такими словами… (зачитывается эпиграф к уроку).
Труд и душа…Материальное и духовное… «Не так уж и много, – скажут некоторые, – человеку нужно гораздо больше».
– Что мы можем возразить таким людям?

(Таким образом, дети начинают говорить, пытаются размышлять)

– Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки…Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» – сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».

(Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).

– В результате приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.
Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?
(После этого полностью формулируется и записывается на доске главная проблема урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше )

II. Изучение рассказа. Работа в группах

Предварительно класс делится на семь групп – по микротемам. Каждая получает вопросы и задания по тексту рассказа. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения. После этого сформулированные выводы по микротемам записываются в рабочие тетради.

Матрёнин дом

  • Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  • Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?
  • Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
  • Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

Сделайте вывод. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? (Снаружи это «старый серый изгнивающий» дом. Но за внешней убогостью скрывается чистая душа добротно построенной когда-то избы; в ней не было ничего злого, не было лжи.)

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  • Когда и как начинался Матренин день?
  • Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
  • Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

Сделайте вывод. В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? (Работа – только в ней Матрёна видела смысл своего существования. Она «лечилась» работой, «защищалась» от недоброжелателей. Работа возвращала ей доброе расположение духа, и, «наломавши спину», возвращалась Матрёна в избу уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.)

«Общение» с Богом

  • Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  • Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
  • Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было – просьба о помощи, жалобы или слова благодарности? (Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась… Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы, не жаловаться, не стонать даже в минуты тяжёлой «немочи». Поэтому, обращаясь к Богу, Матрёна скорее прошепчет слова благодарности, чем пожалуется на свою жизнь.)

Прошлое Матрёны

  • Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-й части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  • Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-я часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Выпишите самые яркие моменты.
  • Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять? (Нет. Ведь тогда она была по-настоящему счастлива: у неё была молодость, любовь – и целая жизнь впереди…)

Матрёна и Фаддей Миронович

  • Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  • Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
  • Проанализируйте поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составьте «глагольные» характеристики героев.

Определите присутствующий здесь подтекст.
Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Ответьте на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Добро для Матрёны – всё духовное; добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.)

История с горницей

  • Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
  • Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
  • Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Сделайте вывод.Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны? (Горницу разбирали «по рёбрышкам» ; под ударами топоров визжали и скрипели отрываемые доски. Автор намеренно «оживляет» изломанную избу, которая страдает и мучается так же, как и её хозяйка. А ломатели с каждым ударом топора всё больше теряют человеческий облик («отрывали», «выворачивали»)

Прощание с Матрёной

  • Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
  • Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
  • Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Сделайте вывод. Как повлияла гибель Матрёны на окружающих? (Смерть Матрёны – это повод задуматься: Кто я? Для чего я здесь? Что ложно и что истинно в этом мире? Это повод заглянуть в себя, в свою душу – обрести её или потерять навсегда…)

Возвращаемся к проблеме урока, над которой предлагается поразмышлять письменно (сочинение-миниатюра или синквейн). После этого письменные работы по желанию прочитываются в классе. В конце урока все тетради с рабочими записями сдаются на проверку.
Идёт обмен мнениями. Подводятся итоги урока.

IV. Заключительное слово учителя

– У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
Как хочется, чтобы помнили…

Литература :

Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Рассказы. – М.: Эксмо, 2006.

Работу над рассказом А. Солженицын начал летом 1959 года. В это время писатель находился в посёлке Черноморском в Крыму, куда приехал по приглашению своих друзей. Рассказ был окончен в декабре 1959 года.

Через 2 года Солженицын передал своё произведение А. Твардовскому, который сразу сделал вывод о том, что подобный рассказ не может быть опубликован. Более всего Твардовскому не понравилось изначальное название («Не стоит село без праведника»), и он предложил заменить его на «Матрёнин двор». Чтобы избежать проблем с цензурой, автор изменил время действия в рассказе, перенеся его на 1953 год. Произведение было опубликовано в 1963 году. Во второй раз «Матрёнин двор» опубликовали в конце 80-х годов в Журнале «Огонёк». Рассказ опубликовали без согласия автора, в связи с чем Солженицын объявил публикацию незаконной.

Рассказ был принят критиками неоднозначно и вызвал целую волну споров, которые начались зимой 1964 года. Начало дискуссиям положила статья молодого писателя Л. Жуховицкого, называвшаяся «Ищу соавтора!». Больше всего порицаний вызвала авторская позиция в рассказе.

Судьба рассказчика Игнатича во многом схожа с судьбой самого автора. Он тоже воевал, был в лагере и ссылке. Когда Игнатич устроился на работу, «каждая буква» его биографии была «перещупана»: бывшему заключённому не доверяли. Рассказчик хочет жить где-нибудь в глубинке и стать обыкновенным школьным учителем. Сначала Игнатич поселился в деревне Высокое Поле. Но здесь ему не понравилось. Жители деревни вынуждены были ходить за продуктами в город. Игнатич выбирает посёлок под названием Торфопродукт. Неблагозвучное название становится причиной, по которой рассказчик отказывается жить и в этом населённом пункте. В конце концов, бывший заключённый переезжает в деревню Тальново.

Игнатич поселился в избе, хозяйку которой звали Матрёна Васильевна. Рассказчик сразу заинтересовался этой женщиной. Он хочет знать о Матрёне больше. Однако хозяйка не торопится рассказывать о себе, считая, что такому человеку, как её новый постоялец, будет совершенно неинтересна судьба простой русской бабы. Но со временем Матрёна Васильевна всё-таки решается рассказать о своей жизни. То, что поведала женщина, удивило и поразило рассказчика. Игнатич уверен, что в судьбе Матрёны есть особенный смысл, который не замечают окружающие.

Матрёна Васильевна потеряла мужа ещё в начале войны. Он пропал без вести. Женщина считает, что ей повезло с супругом. Он никогда её не бил, что для деревни очень большая редкость. Матрёна признаётся, что не любила мужа так, как любил её он. Игнатич узнаёт, что его новая знакомая должна была выйти замуж за Фаддея, старшего брата её супруга. Но Фаддей давно пропал, уйдя на фронт в Первую мировую войну. Женщину выдали замуж за Ефима, младшего брата. Через некоторое время внезапно возвращается Фаддей. Оказалось, что всё это время старший брат был в венгерском плену.

Матрёна родила своему мужу шестерых детей. Однако ни один ребёнок не смог прожить более трёх месяцев. Суеверные односельчане считали, что на Матрёну Васильевну наведена порча, да и сама женщина в это поверила. Фаддей был влюблён в жену своего брата. Собираясь жениться, он выбрал себе невесту с именем возлюбленной. «Вторая» Матрёна тоже родила шестерых детей. Не получив возможности стать матерью, Матрёна Васильевна взяла на воспитание Киру, дочь Фаддея, и воспитывала её до тех пор, пока девушка не вышла замуж.

В конце рассказа читатель узнаёт о смерти Матрёны. Женщина завещала свою избу приёмной дочери. Однако Фаддей решил не дожидаться, пока Матрёна умрёт, и забрал избу. Помогая брату мужа перевезти свой дом, женщина погибла. На похоронах родственники оплакивают Матрёну Васильевну, но делают это только по обязанности. На самом деле все эти люди ожидают окончательного раздела имущества.

Характеристика персонажей

Рассказчик Игнатич

А. Солженицыну не пришлось придумывать главных героев для своего рассказа. Игнатича автор «списал» с себя самого. Узнав о жизни рассказчика, читатель может узнать и о судьбе самого Солженицына.

Человек, защищавший отечество, оказался в тюрьме, вернувшись на родину. Игнатич прошёл множество суровых испытаний на своей родной земле. Всюду на него смотрят, как на предателя, презирают. Единственным выходом становится бегство в деревню. Рассказчик уверен, в глубинке его никто не обидит. Он не желает для себя ничего, кроме тишины и покоя.

В Матрёне Васильевне Игнатич находит женщину, которой, возможно, ему не хватало всю его жизнь. Как и сама Матрёна, рассказчик уже не молод. Он не нуждается в страстях и пылких чувствах. Игнатичу гораздо важнее духовная близость и человеческое тепло.

Главная героиня рассказа также не является вымыслом. Матрёна Васильевна действительно существовала. В рассказе она упоминается под фамилией Григорьева. В реальной жизни её фамилия была Захарова. Описанные события произошли в деревне Мильцево. В доме, где жила женщина, планировалось открыть музей. Однако в 2012 году он сгорел. Среди наиболее вероятных причин пожара называют поджог. В 2013 году здание было восстановлено. В нём, как и планировалось, открыли музей.

Автор искренне восхищён главной героиней. Всю свою жизнь эта мужественная женщина посвятила другим людям, работая на соседей и на колхоз. За свой нелёгкий труд Матрёна никогда не просила денег. По своей физической силе главная героиня превосходит даже мужчин. Она способна остановить на скаку коня, чего не может сделать никто из её односельчан мужского пола.

Ещё больше восхищает автора сила духа этой женщины, потерявшей сначала детей, а затем и мужа. Рассказчик постепенно приходит к выводу о том, что не люди и обстоятельства заставляют Матрёну жертвовать собой. Главная героиня от природы альтруистична. Она просто не умеет и не хочет жить для себя, в ней нет и тени эгоизма. Не имея потребности брать, Матрёна Васильевна имеет непреодолимую потребность отдавать. Она непременно должна раствориться в чьей-то жизни, подарить кому-то всё самое лучшее, что есть в ней самой.

Коня на скаку остановит…

Рассказчиком не случайно упоминается необычная способность Матрёны Васильевны останавливать на скаку коня. Это одна из способностей, которой, согласно поговорке, должна обладать каждая русская женщина. Матрёна Григорьева, как и её прототип, является воплощением такой женщины.

Горе России

Духовная и физическая слабость мужского населения страны породила совершенно особенных женщин, встретить которых можно только в России. Рассказчик сочувствует всем россиянкам в лице главной героини. Большинство из них проживает далеко не идеальную, полную лишений, мучений и страданий жизнь. Именно на этих хрупких, измученных работой созданиях и держится вся страна.

А. И. Солженицын — свидетель многих трагиче-ских событий, которые переживала страна в XX веке. Как писателя его прежде всего волнует судьба России и ее народа, многострадального, долготерпящего, сильного духом, неунывающего.

Стремясь изобразить характерные черты эпохи то-талитаризма и ее влияние на судьбу рядового челове-ка, Солженицын создает очень интересный образ рас-сказчика в рассказе «Матренин двор». Автор не опи-сывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горьком опыте узнал, что такое ла-герь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей за-держке «годков на десять», на нем лагерная телогрей-ка, у него привычка питаться два раза в сутки, «как на фронте», он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и «даже электриком на порядочное строительство» его бы не взяли.

У Матрены он оказывается не случайно. Рассказ-чик стремится «затесаться и затеряться в самой нут-ряной России», он истерзан судьбой, ищет гармонии и покоя, душевного равновесия. Он стремится удалить-ся подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государст-во, исковеркавшее его судьбу.

Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад ха-рактера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине, «что много лет провел в тюрь-ме». Их роднит трагичность судеб, отношение к жиз-ни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык «не в еде находить смысл по-вседневного существования». Он так же, как и она, одинок. «Я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал »,— говорит он о себе.

Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матре-ны она полна просторечными и устаревшими слова-ми, многие из которых придуманы ею самой, диа-лектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.

Саму героиню мы видим такой, какой представля-ет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, зна-чит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью опи-сывает поведение Матрениной родни на похоронах ге-роини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лице-мерие, ложь и осуждает их.

В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Мат-рены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоин-ству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы по-нимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба — типичная судьба человека того времени.



Похожие статьи
 
Категории