«Трагедия совести» в драме «Гроза. Стороны конфликта: Материалы к сочинению

25.03.2019

А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди - сочтемся” и, конечно, “Гроза”.
Пьеса “Гроза” была названа А. Н. Добролюбовым самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...”. Действительно, пьеса переносит нас в маленький волжский городок Калинов, который не был бы ничем примечателен, если бы в глубине его патриархальности не возникли бы проблемы, которые можно отнести к ряду проблем общечеловеческих. Духота - вот главное, что определяет атмосферу города. И драматург очень точно передает нам состояние души людей, вынужденных провести свою жизнь в этой атмосфере.
Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета “самодуров”.
Дикой и Кабанова - люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их “самодурами”, так как главный закон для всех - их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха - в своей семье.
Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной “грозой”. Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: “Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится...” - говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.
В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают “темное царство”, но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами “темного царства”. Так муж Катерины Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.
Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, “на безлюдье”, ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его - разве что в отсутствии жены.
Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать “идеологом” “темного царства”. Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает “самодурам” держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее - благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, - полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение “темного царства”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить...” Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться”.
Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к “темному царству”, смирился с такой жизнью.
И наконец, последний персонаж - полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя - грех больший, чем самоубийство.
Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ - деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку “темного царства” и неготовность большинства людей к борьбе.

Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.

Измена и верность - взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.

Итоговое выпускное сочинение.

Комментарий ФИПИ: «В основе данного направле­ния лежит сопоставление противоположных прояв­лений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстре­мальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, де­монстрирующие слабость духа и отсутствие воли».

В рамках этого раздела следует поразмышлять над такими понятиями, как сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов. Также стоит поговорить о трусости как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы.

Смелость - положительная черта. Она проявляет­ся как решительность, воля, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость даёт человеку ощущение соб­ственного достоинства, чувства ответственности, за­щищенности, надежности жизни. Смелость позволяет преодолевать страх перед неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе говорят: «Смелость города берёт».

Смелость - это умение говорить правду, смот­реть «правде в глаза». Храбрость и бравада не имеют с этим ничего общего. Не следует путать эти понятия и выдавать одно за другое. Храбрость - глубокое, ду­шевное переживание, толкающее человека на достой­ные уважения и признания поступки, а бравада - лишь желание выделиться, показать себя в глазах окружающих.

К сожалению, люди часто недопонимают того, что такое истинная храбрость и чем отличается храбрость от простой бравады, желания показать себя. Молодые люди даже сами эти понятия часто путают, не осозна­вая, что значит истинная храбрость. Отношение каж­дого человека к этому понятию меняется с возрастом, одновременно с тем, как он растёт, становясь мудрее и опытнее.

Настоящая храбрость подкрепляется глубокими душевными силами, переживаниями и даже жертва­ми, преданностью своей стране и чувством долга перед народом, чувством глубокой привязанности к своему делу как к неотъемлемой части самого себя.

Как пример настоящей человеческой храбрости можно привести битву на Курской дуге - ключевое сражение 1943 г. и всей Великой Отечественной вой­ны. В ходе боевых операций, пятидесяти изнуритель­ных дней советские войска одержали героическую по­беду, перевернувшую исторический ход всей войны.

На войне человек способен проявить неведомые ра­нее черты характера, зачастую проявляет героизм и невиданную ранее силу духа, удивляя окружающих и самого себя. Со смелостью и трусостью связаны по­нятия «героизм», «подвиг», а также «дизертирство», предательство». Даже смелые люди вопреки своим ожиданиям могут проявить на войне трусость и мало­душие. Война обнажает все человеческие страхи.

Синонимы слова «смелость»: отвага, решимость, му­жество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, са­моуверенность, энергия, подъём духа, дух, храбрость, желание, решительность, решимость говорить правду, истину, дерзость, бесстрашие, неустрашимость, бестре­петность безбоязненность, бесстрашность, удальство, ге­ройство, риск, отчаянность, дерзостность, новаторство, удаль, доблесть, новизна, отвага, мужественность.

Проблема трусости волновала ещё Сократа. Тру­сость - выражение малодушия, разумеется, это от­рицательное качество. Человек не может совершить поступки, соответствующие морали общества или же воздержаться от каких-либо дурных поступков из-за неспособности и нежелания преодолеть в себе страх перед опасностью, действием природных или обще­ственных сил.

Это явление считается недостойным внимания. Трусость может быть результатом себялюбия. Чело­век может также опасаться навлечь на себя пагубные последствия, гнев окружающих, страх потерять своё материальное положение или положение в обществе. Трусость может быть и подсознательной, являться проявлением стихийного страха перед непознанными природными явлениями.

Трусость часто связана с эгоизмом, бессилием, по­давленным состоянием, может быть вызвана отчужде­нием человека от мира. Страх перерастает в трусость при определённых условиях в соответствии с воспита­нием человека, общество играет при этом немаловаж­ную роль. Оно осуждает трусость, так как она влечёт за собой попустительство злу и несправедливости, бесчестность, приспособленчество, беспринципность, лишает человека способности прямо смотреть прав­де в глаза. Эти качества нужно искоренять в своём со­знании.

Трусость не просто индивидуальное свойство пси­хики, это - социальное явление. В нашем обществе между трусом и предателем ставится знак равенства. Однако в последнее время это понятие стало размы­ваться, с помощью него очень легко манипулировать поступками людей, которые не могут отличить тру­сость от мудрого решения не применять силу.

Синонимы слова «трусость» : боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колеба­ние, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, тру­сливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушие.

Проблемы

Смелость и трусость - абстрактные понятия и свойства человека.

Смелость или трусость при принятии решений.

Смелость признать правду или признать свои ошибки.

Смелость и трусость при попытках выйти за рамки необычного.

Влияние смелости и трусости на формирование че­ловека. Противопоставление двух типов людей - сме­лых и трусливых.

Смелость и риск.

Истинная и ложная смелость и трусость.

Связь между трусостью и эгоизмом.

Разница между трусостью и естественным чувством страха.

Связь между смелостью и человеколюбием, филан­тропией.

Смелость и трусость ума, души, характера.

Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях.

Смелость и трусость в любви.

Смелость и трусость в повседневной жизни.

Неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

Утверждающие тезисы

Смелость и трусость - свойства личности, две сто­роны одной медали.

Смелость и трусость - черты личности, обуслов­ленные рефлексами.

Смелость -* проявление самоуверенности.

У храбрых в бою есть бессмертие, они не умирают.

Герои не умирают. Смелого пуля боится. Смелость города берёт.

Каждый из нас может оказаться перед сложным выбором.

Мы либо будем смело смотреть в будущее и прохо­дить преграды, либо будем трусамй, которые только подставляют всех вокруг.

Для того чтобы полно и всесторонне раскрыть темы, связанные с направлением «Смелость и трусость», необ­ходимо прочитать следующие произведения:

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

А. Н. Островский «Гроза».

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Л. Н. Толстой «Война и мир».

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь».

  1. П. Чехов «Месть».

М. А. Шолохов «Судьбачеловека», «Тихий Дон». М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

  1. А. Закруткин «Матерь человеческая». Б. С. Житков «Храбрость».

В. В. Быков «А зори здесь тихие …», «Обелиск», «Сотников».

Ю. В. Бондарев « Берег».

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». А. А. Фадеев «Молодая гвардия». Б. Л. Васильев «В списках не значился».

  1. Т. Твардовский «Василий Тёркин». Ю. В. Друнина «Запас прочности».

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…».

  1. Л. Кондратьев «Сашка».

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Э. Хемингуэй «Старик и море».


Вопросы смелости и трусости всегда интересовали человека. Место этим качествам есть не только во время сражений, но и в повседневной жизни. Так, смелость может помочь принять правильное, смелое решение, а трусость может помешать этому. Всё это определяет то, каков будет человек, станет ли он бороться с несправедливостью или будет безмолвно подчинятся ей. Эта тема нашла отражение в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

В произведении идёт противостояние двух сил – законов «Домостроя» и стремления к свободе, которая не свойственна старым представлениям о семье.

Главный герой – Катерина, девушка, которая воспитывалась в религиозной семье, где она была вольна и свободна. Будучи совсем молодой, вышла замуж за нелюбимого человека – Тихона, который находится под полным контролем своей матери. После свадьбы девушка уже оказалась в другом мире – там, где действуют старые обычаи. Это общество держится на страхе перед Кабанихой и Диким - людьми, которые принижают свободу, они чтут давно устаревшие традиции «домостроя», они религиозны, но их вера строиться лишь на страхе смерти, в отличие от Катерины, которая видит в ней поддержку и опору. Остальные люди просто боятся их, поэтому готовы подчинятся.

Таким стал, Борис, неплохой человек, но будучи под влиянием Дикого, под влиянием страха потери имения, отказывается помочь Катерине уехать из этого города. Тихон – сын Кабанихи, любит жену, он не понимает, почему должен презирать её, почему должен бить её из-за измены, но мать решает всё за него сама. Единственный, кто мог бы бросить вызов деспотизму это Кулигин – изобретатель в городе Калинов. Он хочет построить солнечные часы и громоотвод для горожан, он готов даром трудиться на благо общества. Но даже такой человек, как Кулигин, предпочитает терпеть деспотизм, а не бросить ему вызов. Дочь Кабанихи – Варвара и её ухажёр Кудряш не борются с несправедливостью, они избегают её, готовы на ложь и обман, лишь бы всё было «шито-крыто».

В таком обществе оказывается Катерина. К несчастью, она полюбила Бориса, и, понимая греховность её любви, скрывает её. Она желает уехать вместе с мужем, в Москву, чтобы уйти от этого чувства, но Тихон отказывает ей – ведь туда он едет не только по делам, но и «погулять», отдохнуть от тяжкого креста - своей матери. При помощи Варвары, Катерина может встречаться с Борисом, пока нет супруга. Будучи очень религиозной и богобоязненной девушкой, во время грозы, в которой она увидела божью кару, молодая жена признаётся в измене мужу. Конечно, если бы её после этого приняли и простили, всё бы было иначе, однако в таком обществе это невозможно. Девушку бьют, унижают, не ни во что и, уставшая от страданий, отвергнутая Борисом, она бросается в Волгу. Смерть её поразила многих. Так, Тихон впервые поднял голос на мать, упрекая её в гибели жены. Кулигин упрекает общество, говоря, что она теперь у господа, который милосерднее их.

Смелость в пьесе «Гроза» показана на примере Катерины, которая своей смертью высказала протест несправедливому обществу, именно поэтому Н.А.Добролюбов называет её «луч света в тёмном царстве». Ведь остальные герои, как Тихон, Кулигин, Борис, Кудряш, Варвара не вступают в борьбу с «тёмным царством», они живут в нём, под гнётом несправедливости. В этом и выражается их трусость.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Уж сколько раз твердили миру…» Именно такие слова приходят на ум, когда начинаешь говорить о пьесе «Гроза» отца русского театра А.Н. Островского. Да, «замылили» произведение и учителя, и хрестоматийные русские критики Д. Писарев и Н. Добролюбов. Да и я взглянула на это произведение по-другому совсем недавно. Потому давайте попробуем найти в пьесе все, что приблизит ее к современному читателю, откроет ее немного с другой стороны, хотя и без хрестоматийных выражений (о спасибо, великие!) мы не обойдемся.

О чем пьеса? (Конфликт и сюжет)

В маленьком провинциальном городишке Калинове живет семья купцов Кабановых: мать, сын Тихон, дочь Варвара и жена сына Катерина (обратите внимание на написание имени, очень часто я встречаю в сочинениях ЕКАТЕРИНА, что неправильно, так как нарушает стилистику пьесы). Мать, властная и сильная, совершенно подавила свое семейство и хочет, чтобы все подчинялись правилам Домостроя (XVI век, если кто не знает), свода законов, регулирующих жизнь семьи. Тихон подчиняется матери, но находит отдушину в частых отъездах по делам, где пьянствует без просыпу, Варвара живет по принципу «делай, что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Встречается с приказчиком Кудряшом. Катерине очень тяжело примирить свое желание быть счастливой в семье с пониманием счастья в доме мужа, она хочет любить и быть любимой. Борис, племянник купца Дикого, становится для Катерины отдушиной, она бросается в любовь как в омут. Но терзания совести заставляют ее признаться в грехе и покончить с собой.

Вот такая история, в моем пересказе похожая на мыльную оперу.

Поводом создания пьесы послужила история, услышанная Островским в поездке по Волге. Молодая купчиха покончила с собой, бросившись в омут. Но! Писатель увидел в этой мелодраматической коллизии намного больше, чем просто жестокий романс, и создал произведение-обвинение.

Конфликтов в пьесе два: между Катериной и «темным царством» и внутренний конфликт в душе главной героини.

Стороны конфликта: Материалы к сочинению

Начнем с общества Калинова, которое Н.А. Добролюбов назвал «темным царством».

Проблема: каковы законы «темного царства»? Кто его столпы? Как устроена его жизнь?

Ответим на все вопросы последовательно.

И еще. Обычно в школе (и правильно!) рассматривают Калинов в монологе Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…». Но давайте обратим внимание и на другие вещи.

  1. Пьеса начинается со сцены с Кулигиным и Кудряшом. Первый восхищается красотой Волги и говорит, что уже пятьдесят лет смотрит на нее и наглядеться не может. А Кудряш отвечает: «Ништо», то есть ерунда, блажь. Вот вам и начало конфликта: Кулигин ощущает течение времени, может любоваться красотой природы, а Кудряш ничего этого не видит, он примитивен, хоть и смел, и хитер. Тот же Кулигин говорит: «Бульвар сделали, а не гуляют… В шесть часов вечера по домам сидят, ворота заперты и собаки спущены». Во как! От чего отгородились? Часы не могут починить с тех пор, когда ударила в них молния. Вот и характеристика: отгородились ото всех, замкнулись, время там остановилось. Темные.
  2. Есть в пьесе интересный персонаж – Феклуша. Эта особа — странница, но далеко от Калинова не уходила, так, вокруг да около бродит. Все знания о мире калиновцы черпают от этой дамы. Ну, например, «в одной земле сидит на троне султан Махнут турецкий, в другой – Махнут персидский. И суд они творят по всей земле…». Дикость полная! Но вот калиновцы ее уважают, а она считает город «землей обетованной». Вот потому это «царство» из страшной сказки: ничего с реальностью общего Калинов не имеет .
  3. Кто является столпом общества в Калинове? Двое: Кабаниха и Дикой. Это богатые купцы, одна из них ханжа, считающая, что все должно быть правильно: если муж уезжает, то надо в голос выть, свекровь надо уважать до подобострастия, а если изменила жена – живьем в землю закопать. Но сама таких правил не придерживается, готова полюбезничать с Диким на досуге. Дикой – самодур. Что это такое? Это психологический тип. Он говорит про себя: «Очень я дикий сердцем». Как это понять? Сколько вы можете находиться в состоянии гнева? Минуту? Час? Не больше, я думаю. А он в таком состоянии ВСЕГДА. И жизни от него нет никому. Еще и трус: гусар его обругал, а весь дом потом день по чердакам прятался, Дикой же не мог ответить обидчику, а на семье отыгрался.
  4. И законы в царстве соответствующие: можно обманывать неимущих, наживаться на чужом горе, руки распускать, честно заработанное не отдавать, нельзя любить, учиться, тянуться к знаниям – нельзя жить по-человечески. Законы эти обходят, как могут. Варвара живет по принципу «делай что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Из нее со временем вырастет вторая Кабаниха. Кулигин ушел в себя, замкнулся, живет в своем мире. А Катерина – не может! Не та натура.

Идея: в «темном царстве» остановилась жизнь, атмосфера затхлости поглотила человеческие чувства и желания. Самое страшное, что это быт человека, его повседневность, окружающая его каждый день, час, минуту. Быт становится убийцей.

Для ЕГЭ! Материал о «темном царстве» можно использовать в сочинении по проблеме «человек и быт», «влияние общества на человека». Надо показать, что общество способно изменить человека как в лучшую, так и в худшую сторону («темное царство»). Можно протестовать и сохранить свои принципы, а можно приспособиться, но потерять себя, и тогда человек или сломается, или станет таким же.

Образ Катерины

Проблема: какой она предстает перед нами? Как изображена? В чем ее трагедия?

Внимание, ЕГЭ! Образ Катерины – прямая иллюстрация проблемы унижения человека, или проблемы свободы человека. Человек должен быть свободен внутренне, это его естественное право – вот тезис, который надо проиллюстрировать с помощью драмы «Гроза».

Вот такая пьеса, грустная, но заставляющая подумать о своей свободе, любви, жизни. Спасибо, А.Н. Островский!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ




Похожие статьи
 
Категории