Три дня свободы в жизни мцыри. Сочинение на тему три дня на воле лермонтов "мцыри" - сочинения, рефераты, доклады

04.04.2019

План
Введение
История пленения и жизни Мцыри.
Основная часть
Три дня скитаний - самые яркие впечатления жизни героя:
а) красота природы;
б) встреча с девушкой-грузинкой;
в) битва с барсом.
Мцыри понял, что «на родину следа не проложить уж никогда».
Герой не жалеет о трех днях, проведенных в скитаниях.
Заключение
Жизнь героя «без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней...».
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена событиям на Кавказе 30-40-х годов XIX века. Мцыри - пленный ребенок из горского племени, ослабевший и больной. Русский генерал оставляет его в грузинском монастыре на попечение монахов. Им удалось вылечить ребенка, его окрестили, назвали «Мцыри», что означает «послушник». Казалось, Мцыри привык жить в монастыре, смирился со своей участью и даже готовился принять монашеский обет, но «вдруг однажды он исчез». Лишь через три дня нашли его, бесчувственного, в степи и принесли обратно.
Что же рассказал Мцыри о своих скитаниях в эти три дня? Это были самые яркие впечатления его жизни. Все то, чего он был лишен, предстало перед ним во всей красе. Красота природы, «пышные поля», холмы, горные потоки поразили юношу. «Кругом меня цвел Божий сад», - рассказывает он монаху. Еще больше поразила его встреча с девушкой-грузинкой. Пусть «беден был ее наряд», но «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились...» - вспоминает юноша. Наконец, самым сильным потрясением стала для него битва с барсом: «...сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...» Вооруженный лишь рогатым древесным суком, Мцыри проявляет в этой битве чудеса мужества и силы. Он наслаждается яростью битвы и убеждает себя, что «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».
Конечно, все эти впечатления утомили и истощили его силы. Он не готов к побегу, ни практически, ни физически. Он не знает дороги, не запасся едой. Поэтому потом начинается блуждание по горам, упадок сил, бредовый сон. Увидев знакомые места и услышав звон колокола, Мцыри понял, что обречен, «что мне на родину следа не проложить уж никогда». Но он не жалеет о трех днях, проведенных в скитаниях. Они вместили в себя все то, чего не было в его жизни раньше, все его упущенные возможности: свободу, красоту мира, тоску о любви, ярость борьбы.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей, -
говорит Мцыри монаху в предсмертной исповеди. Жизнь- подвиг, жизнь-борьба - это то, что нужно было мятежной душе героя, и не его вина, что в его жизни осуществились только эти три дня.

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению

Вспоминая свои скитания в горах, юноша не прекращает полемики со своим идейным противником: гроза – не знак “гнева господня”, а беспредельное счастье, родная стихия для души, объятой бурей переживаний (глава 8). Женская красота не воплощение злого начала, греховности, а высшая гармония, отвергаемая юношей только потому, что свою жизнь он посвятил иным целям. Эпизод встречи с барсом (главы 15-19) становится гимном силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам:
– …торжествующим врагом
– Он встретил смерть лицом к лицу,
– Как в битве следует бойцу!
Конечно, это о погибшем барсе. Но в чеканных строках, звучащих как афоризм,- жизненное кредо героя. И, не так ли, гордо, “собрав остаток сил”, смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри? Да, тяжело юноше прощаться с жизнью. Горько (и несправедливо!) обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы. Болью отзываются в сердце читателей заключительные скорбные строки поэмы. Но, физически сломленный (“На мне печать свою тюрьма оставила…”), герой обнаруживает огромную силу духа; до последних мгновений остается он верен своему идеалу. Ему чужда всякая мысль о небесной гармонии;
– Увы! – за несколько минут
– Между крутых и темных скал,
– Где я в ребячестве играл,
– Я б рай и вечность променял…
Умирающий, но не покоренный, он навсегда остается в нашем сознании как символ мужества и воли. Итак, главная часть поэмы – это диалог-спор, это столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений. С одной стороны, смирение, пассивность, боязнь потрясений и бурь, отказ от земных радостей и жалкие упования на рай небесный. С другой – жажда бури, тревог, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтичное восприятие природы и красоты, стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства, мятеж против порядков, освященных именем бога. Читатель обращает внимание нас на мощь и богатство картин кавказской природы, нарисованных поэтом, усиливающих впечатление от необыкновенной фигуры героя, проливающих свет на его отношение к миру (например, глава 6) и помогающих понять его психологическое состояние в различных обстоятельствах (например, главы 11 и 22, вопрос 7-й).
Рассказ Мцыри – это не повествование о событиях, развертывающихся сейчас, а воспоминания о пережитом. Эти воспоминания, естественно, окрашены теми чувствами, которые испытывает герой в момент рассказа. Мцыри как бы пересматривает, переоценивает виденное и пережитое и выбирает наиболее впечатляющие краски для воссоздания картин Кавказской природы и выражения своих чувств. Читатели знают, что юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но, и с ужасным и безобразным в нем; природа была не только благосклонна, но и безжалостна к нему. Почему же, рассказывая обобщенно о том, что он видел (“Ты хочешь знать, что видел я на воле?”), Мцыри рисует картину кавказской природы в радостных красках? Почему долина, предстающая перед нами в конце его рассказа как выжженная пустыня (глава 22), в главе 6, в начале рассказа, когда герой передает только самые общие и главные впечатления от виденного, изображается совершенно иначе:
– …Пышные поля,
– Холмы, покрытые венцом
– Дерев, разросшихся кругом,
– Шумящих свежею толпой… и т. д.?
Приходим к выводу, что именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен. Мощь и величие кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. И переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий миг Мцыри ощутил.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к Read More ......
  2. Романтическая поэма “Мцыри” была создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Поэме предшествует эпиграф из Библии: “Вкушая, вкусих мало Read More ......
  3. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Мир Лермонтова – это мир высоких и прекрасных чувств: любви, Read More ......
  4. Я очень люблю поэму М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Мцыри – мой любимый литературный герой. Он очень любил свободу и стремился; к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь: – Он был, казалось, лет шести; – Как серна гор, пуглив и Read More ......
  5. Тема поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда Read More ......
  6. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви Read More ......
  7. Поэма Лермонтова “Мцыри” была написана в 1839 году и писалась как романтическое произведение. Это исповедь кавказского юноши, прожившего свою основную часть жизни в дали от родины, в монастыре. Еще совсем ребенком он попал в плен к русским, был помилован и Read More ......
  8. М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма “Мцыри” является одной из вершин художественного наследия поэта. Read More ......
Почему три дня характеризуются Мцыри как “три блаженных дня”

Мцыри вначале собственной исповеди задает вопрос: “Хочешь узнать, что я повидал на свободе?”.

С детства ребенок был заперт в монастыре. Всю сознательную жизнь он провел именно там, не имея возможности наблюдать за большим миром, ощущать реальную жизнь. Однако за момент до пострига юноша решил бежать, тем самым открыл для себя новый мир.

За те три дня, пока Мцыри был на свободе, он пытается познать большой мир, то, что упустил. Он сумел узнать гораздо больше моментов, чем другие люди за целую жизнь.

Ощущения Мцыри от свободы

Что увидел Мцыри, будучи свободным? Он восхищался, радовался окружающей его природе. Для юноши она удивительно прекрасная. И действительно перед ним открылись невероятные пейзажи Кавказа, а здесь есть места, которыми можно любоваться. Мцыри улавливает все, что его окружает, - птицы-облака, хребты гор, толпы деревьев, большие поля. Сердце ощущало легкость, внутри пробуждались воспоминания, которые отсутствовали в заключении. Внутренний взор героя наблюдает за знакомыми, близкими людьми, картиной детства. Ощущается здесь натура Мцыри, являющаяся очень поэтичной и чуткой. Он со всей искренностью отзывается на природу, ее зов. Он готов ей раскрыться полностью. Мцыри - это человек, предпочитающий общение с природой, а не общество, которое способно испортить любую душу.

Единение с природой

(Мцыри наедине с природой )

Юноша идет дальше и наблюдает другие картины. Природа раскрывает свою грозную мощь - шум потока, который напоминает множество злых голосов, ливень, грозные молнии. Беглец при этом не ощущает страха. Подобная природа ближе ему по духу. Мцыри считает себя ее братом и готов с бурей обняться. Это вознаграждается - герой начинает понимать голоса всего живого вокруг. Он общается с живой природой под чистым небом. Юноша готов переживать эти моменты вновь и вновь. Ведь его жизнь наполняется радостью.

Мцыри вскоре встречает свою любовь. Эта молодая грузинка, красота которой содержит оттенки природы: золото дня в сочетании с удивительной чернотой ночи. Мцыри во время проживания внутри монастыря всегда мечтал о родине. Поэтому он не позволяет себе поддаться любви. Юноша продолжает двигаться вперед и вскоре природа показывает ему свое второе лицо.

Второй облик природы и сражение Мцыри

(Сражение Мцыри с барсом )

Наступила ночь в Кавказе, она холодная и неприступная. К Мцыри приходит ощущение одиночества, голода. А лес вокруг стоит стеной. Юноша понимает, что он потерялся. В дневную пору природа была ему другом, а ночью становится злейшим врагом, который хочет посмеяться над ним. Природа приобретает облик барса и Мцыри должен сражаться с таким же, как он сам. Если он победит, то сможет продолжить путь. Эти моменты позволяют юноше осознать, что такое честное соперничество, счастье от полученной победы.

Мцыри восхищается природой, но уже не является ее дитем. Природа отвергает молодого человека так же, как больных животных. Возле Мцыри шевелится змея, которая символизирует гибель и грех. Она напоминает клинок. А юноша только наблюдает за тем, как она прыгает и мечется…

Мцыри был на воле совсем недолго и заплатил за это собственной жизнью. Но это того стоило. Герой увидел, насколько прекрасен мир, он узнал радость от проведенной битвы, он ощутил любовь. Эти 3 дня для него были гораздо ценнее, чем все его существование. Он говорил, что при отсутствии этих блаженных дней, его жизнь была бы печальна и мрачна.

Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение.

Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь. Новый, пугающий, но манящий мир открывается перед юным послушником. Он поражен красотой окружающей природы, вдохновлен ею. Горы, поля, парящие в небе птицы, навевают мцыри воспоминания о родном крае, который он покинул в глубоком детстве.

Беглец движется дальше в поисках своей родины. Впервые в жизни он встречается лицом к лицу с бурей. Грозные картины предстают перед ним, но нет в сердце мцыри страха. Напротив, он был бы рад даже «обняться с бурей», потому что чувствует себя счастливым, просто созерцая.

Грузинская девушка, которую герой встречает на своем пути, восхищает его своей гармоничностью. Множество образов возникает в воображении юного послушника при встрече с ней. Он представляет, как жил бы среди людей, близких ему по крови, какую пользу мог бы приносить деревне.

Однако мцыри чувствует, что у него есть свой путь, которому он неотступно должен следовать. Его свободолюбивая натура хочет увидеть, узнать как можно больше. Впитать в себя всю ту жизнь, что он упустил за толстыми стенами монастыря.

Самый драматичный момент в этом произведении – схватка с барсом. Непроглядной, холодной ночью, ощущая нарастающий голод и одиночество, беглец судорожно пытается пробраться через все сгущающиеся деревья. Осознание приходит внезапно – он заблудился. Каким бы дружелюбным ни казался окружающий мир, у него есть и обратная сторона.

Убей или умри – таковы законы животного мира. Герой решает проверить свою судьбу и вступает в сражение с барсом. Существо, превосходящее послушника по силам и жизненному опыту, было повержено. Хотя и сам победитель был ранен, но эта схватка позволила ему ощутить радость честного соперничества, радость победы.

Не только раны, нанесенные барсом, стали причиной смерти послушника. Увидев окружающий мир, прочувствовав его, он больше не смог бы жить в душных стенах монастыря.

Даже за три дня можно успеть многое. А для мцыри этот небольшой срок оказался ценнее всей остальной его жизни. И несмотря ни на что, он умирает счастливым.

3 дня Мцыри на свободе

М. Ю. Лермонтов подарил читателям немало замечательных произведений. Достойное место среди них занимает его поэма «Мцыри».

Это поэтическое повествование о судьбе юноши, именем которого и названо лермонтовское творение.

Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность, которая попадает в необычные условия. Судьба его очень печальна. Ещё ребёнком попадает он в монастырь, где и суждено ему провести остаток жизни. Мцыри не может смириться с уделом монаха. Жизнь в монастыре для юноши равнозначна смерти. Это место стало для него настоящей тюрьмой.

Бунтарский дух подталкивает героя на побег. Это событие стало переломным в сознании юноши.

Всего три дня удалось провести беглецу на свободе. Но это были лучшие дни в его жизни. Невозможно без сочувствия читать строки, описывающие душевное состояние героя в тот момент, когда он оказывается на воле. Природа раскрывает перед ним свою истинную красоту и богатство. Всё, что видит Мцыри, воспринимается им как нечто необычное. Он восхищён полями, лесистыми холмами, горными хребтами, высоким голубым небом в облаках…

Особое чувство вызывает у юноши снежная вершина Кавказа, пробудившая в памяти героя мысли о родной стороне. Мцыри с нежностью вспоминает родное ущелье, отца, сестёр, природу родных мест.

Три дня, проведённые на свободе, становятся для него олицетворением жизни. Первое, что приводит сердце беглеца в восторг, - это буря. Пугающая всех своей грозной силой, она становится для Мцыри вестником свободы. Сопровождаемый ею, он бежит, вдыхая свежий запах лесов.

Путь Мцыри был полон опасностей, однако его это не страшит.

Самой волнующей является встреча героя с молодой грузинкой. Она заставила встрепенуться сердце юноши и испытать чувства, не знакомые ему прежде. Затаив дыхание, наблюдает смущённый юноша за прекрасной горянкой, которая вселила в его душу пылкое чувство любви. Беглец ещё сильнее осознаёт, что монастырь не его удел.

Кульминацией кратковременной свободы Мцыри становится его схватка с барсом, в полной мере показавшая стремление к свободе и жизни. Если раньше, отгороженный от внешнего мира монастырскими стенами, Мцыри не дорожит своей жизнью, то теперь он полон желания жить. Герой готов сражаться до последнего вздоха. Победа над барсом далась нелегко. Следы зверя навсегда остались в виде глубоких шрамов на груди бесстрашного юноши.

Однако жить здесь он больше не может. Три дня, потрясшие его воображение, перевернули сознание героя. Мцыри, потерявший надежду на свободу, предчувствует свою смерть. Однако не она страшит его. С тоской говорит он о том, что труп его не будет захоронен на родине.

Мцыри – это символ борьбы за свободу человеческой личности.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Крестьянский мальчик Ванька Жуков Чехова 6 класс

    Крестьянский мальчик Ванька Жуков, это образ персонажа произведения А.П. Чехова «Ванька». С малых лет, мальчишка с ранних лет, получал учения сапожника

  • Анализ рассказа Бунина Дурочка

    Сын дьякона учился в семинарии и приезжал на каникулы в сельский дом родителей. Днем, около речки, он подглядывал за местными девушками, которые сбрасывали с себя всю одежду и, смеясь, бежали купаться в реке

  • Образ Николь в романе Мещанин во дворянстве Мольера

    Николь обычная служанка в мещанском доме, он работает на господина Журдена, а также является любимой девушкой Ковьеля. Несмотря на то, что ей приходится выполнять достаточно низкую работу

  • Образ и характеристика Маши Мироновой из повести Капитанской дочки Пушкина сочинение 8 класс

    Мария Миронова - героиня рассказа «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Эта молодая девушка приходится дочерью капитану Миронову - коменданту Белогорской крепости.

  • Лермонтов написав цей твір, в чомусь копіюючи себе самого. Цей твір багато чому вчить, і разом з тим – він дуже цікавий і привабливий. Лермонтов взяв і з свого життя деякі моменти, що підтверджують деякі елементи з роману



Похожие статьи
 
Категории