Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".)

26.06.2020

Порфирий Петрович является одним из ключевых персонажей в романе метра русской классики Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Характеристика Порфирия Петровича

Герой исправно служит много лет закону и занимает должность пристава в следственном комитете города Петербурга, где и разворачивается история. Порфирий Петрович наделён интуицией настоящего сыскаря, он умён и прозорлив, умеет подметить детали и не жалуется на память. Сам себя он называет стариком, несмотря на средний возраст, и считает себя человеком «законченным». Во внешности его, особенно в телосложении, есть что-то «бабье» — пухлое лицо, с болезненным оттенком, белёсые ресницы. Как следователь, этот яркий персонаж весьма талантлив. Свободно может провести любого, но лишь с целью вывести на чистую воду. Где нужно — легко притворяется. Часто циничен и недоверчив. Но вместе с тем, он честен и умеет держать слово. Порфирий Петрович ещё до преступления Раскольникова наткнулся в газете на статью, в которой молодой студент рассуждал на тему дозволенности совершить убийство, если убитый человек из «низшего разряда», а убийца — представитель «высшей расы».

Роль в сюжете

Волей судьбы Порфирию Петровичу достаётся расследование убийства и её сестры. Не имея никаких улик, увлекающийся психологией следователь, догадывается, что преступление на совести . Важную роль тут сыграла, написанная ранее молодым преступником статья. Она хоть и была анонимна, но дотошный пристав выяснил авторство через редакцию. Вступая в споры на вечные темы нравственности, Порфирий Петрович почти вынуждает Раскольникова на пике нервного срыва признаться в содеянном преступлении. Планы разбиваются о признательные показания маляра Миколки, и настоящий преступник ускользает.

Неожиданно для самого себя следователь проникается сочувствием к Раскольникову. Добрым сердцем он понимает, что Родион неплохой человек, которого сломала бедность. И его главной задачей становится не просто довести оступившегося студента до явки с повинной, но и добиться его полного раскаяния. Только так, считает Порфирий Петрович, у молодого человека появится вновь смысл в жизни, и так он поймёт ошибку в своих философских изысканиях.

На протяжении всего романа бедный студент Раскольников и следователь Порфирий Петрович лично встречаются три раза:

Первая встреча - квартире Порфирия Петровича

Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу.

Вторая встреча - в конторе

В этом разговоре Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя "мучить". Раскольников требует допрашивать его "по форме", а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя). Это появление "кающегося" Миколки ломает планы Порфирия.

Третья встреча - в комнате Раскольникова

В эту встречу Порфирий Петрович и Раскольников беседуют наедине. Порфирий неожиданно заявляет Раскольникову, что знает о его преступлении. Следователь по-дружески советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово). Таким образом следователь подталкивает Раскольникова к единственно правильному шагу - к явке с повинной (что тот и сделал).

Стоит обратить внимание на то, что в святцах упоминается Порфирий Эфесский - лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен.

Вспомним в связи с этим, как во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5 второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Ф. М. Достоевский - гениальный русский писатель XIX века, его творчество является совершенно уникальным вкладом в сокровищницу русской и мировой литературы. Одним из самых ярких произведений писателя является роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 году и принадлежащий к числу тех шедевров, ценность которых со временем не умаляется, но возрастает для каждого поколения. Несомненно, роман остается одним из самых сложных в русской литературе. Эта сложность определяется глубиной философских и психологических проблем, поднятых автором. Одна из проблем - проблема противоречия между целью, намеченной человеком, и средством ее достижения. Другая же заключается в постановке вопроса: что должно стать движущей силой поступков - сформулированная человеком теория, идея или голос его сердца, совесть? Ф. М. Достоевский, для которого нравственным идеалом и образцом является Христос, дает вполне определенный ответ на этот вопрос, ярко раскрывая образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Несущая в своем сердце любовь Соня противопоставлена Раскольникову, который категорически делит людей на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих» распоряжаться жизнями других людей. Но что же действительно способно изменить мир в лучшую сторону: всепрощающая благодатная любовь или убийство, насилие, символом которых в романе является топор Раскольникова?

процентщицы Алены Ивановны. Эпизод «Встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» является ключевым в романе, так как на его страницах главный герой формулирует суть своей теории, объясняющей смысл некоторых исторических событий и смысл отдельной человеческой жизни. В этом эпизоде ярко раскрывается мастерство Достоевского-психолога, способного заглянуть в глубины человеческой психики и разума. Несомненно, что здесь еще в полной мере проявилась такая характерная примета писательского стиля, как полифонизм, так как голос каждого героя несет свою правду, истину, звучит равноправно и полновесно среди голосов других персонажей. Поскольку разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем занимает практически всю пятую главу, то логично было бы выделить в ней три композиционные части. В первой части герои знакомятся друг с другом и Родион Раскольников говорит о цели своего визита, во второй - Федор Михайлович Достоевский излагает свою теорию, а третья - дает возможность проследить и понять реакцию героев, действующих в эпизоде, на сказанное Раскольниковым.

следователем. Он поставил перед собой цель - не выдать себя перед Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи-процентщицы. Раскольников, как выясняется, - великолепный актер, определивший для себя задачу смотреть за собой со стороны глазами Порфирия Петровича. И эта психологическая игра осуществляется в двух планах повествования: внешнем (описание действий героев, их диалоги) и внутреннем («внутренний», «мысленный» голос главного героя, звучащий в репликах и монологах). Что же представляет собой человек, которого так боится Раскольников? Автор психологически точно рисует портрет Порфирия Петровича. В этом портретном описании ведущим является прием контраста. Действительно, совсем не гармонируют домашняя, «в халате», «в стоптанных туфлях», полная фигура следователя, в которой было «даже что-то бабье», «пухлое», «круглое», «курносое» лицо с выражением глаз, которые были «с каким-то жидким водянистым блеском» и как бы говорили о том, что от этого человека можно ожидать нечто «более серьезно», чем могло показаться с первого взгляда. Раскольников очень ясно излагает просьбу о возвращении ему заложенных у Алены Ивановны вещей.

Его внутреннее напряжение, страх быть разоблаченным выражается в двух планах повествования: с одной стороны, наблюдается сложное единство внутренних реплик героя, оценивающих поведение Разумихина («Дурак!»), Порфирия Петровича («Знает!») и свое собственное («Хорошо ли? Натурально ли?»), с другой - дается описание внешних событий, происходящих в комнате. Во второй части эпизода происходит философский поединок между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. Герои заводят разговор о сущности преступлений и их причинах. Разумихин высказывает свою точку зрения на преступления социалистов. Он критически излагает суть их взглядов: «... все у них потому, что «среда заела», - и ничего больше!» Что касается Порфирия Петровича, то он не совсем соглашается с Разумихиным, не отрицая, однако, того, что «среда» в преступлении «много значит». Затем Раскольников по просьбе следователя комментирует свою статью, которая неожиданно для него была опубликована в «Периодической речи».

«умышленно» и «усиленно» искажает ее смысл? Возможно, чтобы услышать личное мнение Раскольникова о его статье? Объясняя смысл статьи, герой излагает суть своей теории. Получается, что теория, которая завела Раскольникова в жизненный тупик, заключается в делении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». В то время когда огромное большинство «обыкновенных» людей молчаливо и покорно подчиняется установленному порядку вещей, не имея силы и не смея восстать против него, в истории человечества время от времени появляются «необыкновенные» люди, которые становятся ее творцами. Они смело восстают против существующего порядка и при этом, присвоив себе право нарушать все нормы морали, не останавливаются перед насилием и преступлением, чтобы навязать человечеству свою волю.

«Ведь это разрешение крови по совести, это... страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...» Слабый момент в теории главного героя - «практический случай»: вдруг кто-нибудь из людей «обыкновенных» возомнит себя «право имеющим» и пойдет на преступление. Последняя часть диалога посвящена таким понятиям, как наказание и совесть. По мысли Раскольникова, общество слишком обеспечено «ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами», чтобы не оставлять преступника безнаказанным. Если же у совершившего преступление есть совесть, то он может страдать. «Это и наказание ему, - опричь каторги», - утверждает герой. Еще одна фраза - «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» - показывает, насколько же в Раскольникове сильно противоречие между его разумом, создавшем теорию, и глубоким, способным на сострадание сердцем.

причастность к преступлению. Завершающей репликой философского спора является вопрос следователя о том, к какому разряду автор статьи причисляет себя: к людям «необыкновенным»? «Очень может быть», - отвечает Раскольников. Таким образом, философская основа преступления полностью подтверждена им самим. А юридическую ловушку Порфирию Петровичу захлопнуть не удалось - главный герой доказал следователю, что в день убийства он не был в квартире Алены Ивановны.

выявляет слабые места этой теории, а это позволяет предположить, что «наказание... опричь каторги» для героя уже началось, так как его отношение к Мармеладовым, девочке на бульваре, своим близким обнаруживает в нем «глубокое сердце», для которого «боль и страдания... обязательны». Далее уже по законам детективного жанра Порфирию Петровичу остается только юридически доказать вину Раскольникова.

Эта статья посвящена такому герою известнейшего романа Достоевского, как Порфирий Петрович. "Преступление и наказание" было опубликовано автором в 1866 году. В произведении Порфирий является одним из центральных персонажей.

Общая характеристика

Порфирий Петрович ("Преступление и наказание") - это следователь, служащий в Петербурге в одной из полицейских частей. Он ведет дело об ограблении и убийстве Алены Ивановны, старухи-процентщицы, а также Лизаветы, ее сестры. В произведении остается без фамилии Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"). Фамилия его нигде не упоминается (зато в "Братьях Карамазовых" есть герой Порфирий Петрович Знаменский). Еще за два месяца до произошедших событий следователь обратил внимание на статью "О преступлении", написанную Раскольниковым (о чем он узнал через редактора, так как она была опубликована анонимно). В ней оправдывалось убийство по идейным соображениям человеком "высшего разряда".

В чем состоит основа коллизии между главным героем и Порфирием Петровичем?

Основа коллизии между Раскольниковым и Порфирием Петровичем - спор о сущности преступления. Убийца в разговоре с ним излагает свои мысли о праве для "необыкновенных людей" на преступление. Порфирий, не имея улик, обнажая неверие в Бога, дуалистическое мировоззрение и метафизические корни нигилизма главного героя, дает ему понять, что тот разоблачен. Проницательный следователь постепенно доводит до подозреваемого, фактически заставив его признаться. Однако появление Миколки, который берет на себя вину, срывает планы Порфирия Петровича. И все равно он уверен, что Миколка здесь не при чем. Следователь чувствует к убийце "привязанность". Ведь ощущения главного героя были знакомы и такому человеку, как Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"). Он считает Родиона "страшным бойцом", если тот все-таки сумеет найти настоящую веру. Порфирий убеждает главного героя явиться самому с повинной, чтобы вновь обрести в жизни спокойствие. Следователь представлен в романе тонким психологом и умным человеком. Постоянное подслушивание как метод ведения допроса сбивает Раскольникова с толку и убеждает Порфирия, что именно он является убийцей.

Первая встреча героев

Родион зашел впервые к следователю со смехом. Порфирий был одет в в стоптанные туфли и чистое белье. Это был человек лет 35, полный, ростом ниже среднего, без бакенбард и усов, выбритый, с плотно выстриженными волосами. Раскольников убежден, что Порфирий все о нем знает. Тот и не разубеждает его. Они спорят о причинах и сущности преступлений. Порфирий упоминает статью Родиона, написанную на эту тему.

Вторая встреча Раскольникова со следователем

Следующая встреча была также по инициативе Раскольникова. Он уже ненавидел этого человека без меры. Однако вынужден был отправиться к нему, чтобы развеять подозрения, которые навел на себя неосторожным поведением. Порфирий Петрович в беседе намекает главному герою, что тот является подозреваемым. Он предрекает, что Раскольникову станет не мила свобода и он в конце концов сознается.

Следователь говорит ужасные вещи. Но любит это делать в виде шутки, что задевает Раскольникова больше, чем намеки. Порфирий Петрович стремится прозаически развенчать идею Родиона, принизить ее в его глазах. Раскольникова превращает в комика смех следователя. Родион восстает против принижения и попадается на этом.

Следователь приходит к Родиону домой

Лишь в последний момент сбрасывает маску Порфирий Петрович. "Преступление и наказание" - роман, в котором следователь говорит с подозреваемым открыто, лишь когда сам приходит на квартиру к нему. Он Родиону симпатизирует, желает этому юноше добра.

Однако Порфирий Петрович - провокатор, обязанность которого - вытянуть у подозреваемого признание. Следователь Раскольникову сострадает. Он его любит по-своему, и Родион не может никак определить, когда Порфирий серьезен, а когда шутит.

Порфирий - загадка для Раскольникова, магнит, от которого он отталкивается и к которому тянется. Воле Родиона следователь противопоставляет собственную. Таков Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"), характеристика которого дается в этой статье.

Раскольников, измотанный страхом разоблачения, вдруг чувствует, как он ослабел. Только придя на квартиру к Родиону, следователь не подхихикивает, не смеется. И этим добивает главного героя Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"). "В какой главе это происходит?" - может задать вопрос читатель. В шестой части произведения (вторая глава).

Убийство идеи Родиона

Постепенно Родион понимает, что он совсем не Наполеон и не в состоянии, подобно своему кумиру, жертвовавшему спокойно жизнями множества людей, справиться со своей совестью после убийства лишь одной старушонки. Раскольников ощущает, что преступление его в отличие от поступков французского императора - неэстетичное, стыдное. Он пытается понять, где же допустил ошибку. Главный герой думает: "Старушонка - вздор!" Он "принцип убил", не смог переступить через обычные человеческие чувства.

Класс: 10

Тема урока: Лингвопоэтический анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ч.4, гл.2

Цель: найти лингвопоэтический ключ данного эпизода; выяснить значение эпизода в идее романа.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя

Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Первая встреча намечает характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Миколки и посещения мещанина.

Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся».

II . Беседа с классом. Анализ третьей встречи (ч.4,гл.2)

Какие ключевые слова (фразы) вы бы хотели выделить в этом эпизоде? Аргументируйте свой ответ (Т.к. задание было домашним, учащиеся выписывают из рабочих тетрадей слова – ключи на доску и объясняют их значение в тексте).

психология – характер – гордый

факты страдание – идея

теория – убил жизнь – воздух – задыхался

С каким чувством встречает Раскольников следователя? (настороженно, с тревогой, т. к визит Порфирия Петровича неожидан)

С какой целью пришел Порфирий Петрович? (на этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним)

Как это характеризует самого Порфирия Петровича? (он не только рассчитал натуру Раскольникова, его психологию, но и угадывает его муки, страдание. Это не хладнокровный обличитель, но человек, чувствующий и сочувствующий.)

Как вы понимаете слова Порфирия «… в страдании есть идея»? (Порфирий Петрович делает ставку на живую душу Раскольникова, он прав, утверждая, «А вы ведь вашей теории уж больше не верите» Человеческая природа Раскольникова не выдерживает мучительного чувства преступности)

В качестве ключевых слов вы привели такие, как задыхался и воздух . Почему?

Третья встреча непосредственно связана с предыдущей, в которой Раскольников начал задыхаться без выхода, в тесноте. Вообще это слово очень часто встречается на протяжении романа. Раскольников задыхается на улице Петербурга, где стоит вонь и пыль, задыхается в тесной, крошечной каморке, задыхается от страха и ужаса от страшного сна, задыхается во время допроса. Это удушье не случайно. И оно не только проявление физической природы Раскольникова. Это удушье нравственное . Не случайно Порфирий Петрович советует Раскольникову «воздух переменить» . «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». «В бегах гадко и трудно, а вам, прежде всего надо жизни и … воздуху соответственного , ну а ваш ли там воздух? ».

Таким образом, слово воздух включает в себя значение освобождения от бесчеловечной теории, от того идейного тупика, в который Раскольников сам себя загнал; воздух – это очищение совести, это жизнь . Именно поэтому слово воздух можно считать словом – концептом, ключом, главным словом не только в этом эпизоде, но и в романе.

III . Подведение итогов.

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем – это психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова. Третья, последняя, встреча – это ее крах. И хотя Раскольников упрямо отпирается от преступления («А я вам ни в чем не сознался»), следователь, уверен, что он «сам явится» с повинной.

В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается, как «сделать явку с повинной». В этом и заключается значение данного эпизода в идее романа.

Класс: 10

Тема урока: Лингвопоэтический анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ч.4, гл.2

Цель: найти лингвопоэтический ключ данного эпизода; выяснить значение эпизода в идее романа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Первая встреча намечает характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Миколки и посещения мещанина.

Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся».

II. Беседа с классом. Анализ третьей встречи (ч.4,гл.2)

Какие ключевые слова (фразы) вы бы хотели выделить в этом эпизоде? Аргументируйте свой ответ (Т.к. задание было домашним, учащиеся выписывают из рабочих тетрадей слова – ключи на доску и объясняют их значение в тексте).

Психология – характер – гордый

Факты страдание – идея

Теория – убил жизнь – воздух – задыхался

С каким чувством встречает Раскольников следователя? (настороженно, с тревогой, т. к визит Порфирия Петровича неожидан)

С какой целью пришел Порфирий Петрович? (на этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним)

Как это характеризует самого Порфирия Петровича? (он не только рассчитал натуру Раскольникова, его психологию, но и угадывает его муки, страдание. Это не хладнокровный обличитель, но человек, чувствующий и сочувствующий.)

Как вы понимаете слова Порфирия «… в страдании есть идея»? (Порфирий Петрович делает ставку на живую душу Раскольникова, он прав, утверждая, «А вы ведь вашей теории уж больше не верите» Человеческая природа Раскольникова не выдерживает мучительного чувства преступности)

В качестве ключевых слов вы привели такие, как задыхался и воздух . Почему?

Третья встреча непосредственно связана с предыдущей, в которой Раскольников начал задыхаться без выхода, в тесноте. Вообще это слово очень часто встречается на протяжении романа. Раскольников задыхается на улице Петербурга, где стоит вонь и пыль, задыхается в тесной, крошечной каморке, задыхается от страха и ужаса от страшного сна, задыхается во время допроса. Это удушье не случайно. И оно не только проявление физической природы Раскольникова. Это удушье нравственное . Не случайно Порфирий Петрович советует Раскольникову «воздух переменить» . «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». «В бегах гадко и трудно, а вам, прежде всего надо жизни и … воздуху соответственного , ну а ваш ли там воздух? ».

Таким образом, слово воздух включает в себя значение освобождения от бесчеловечной теории, от того идейного тупика, в который Раскольников сам себя загнал; воздух – это очищение совести, это жизнь . Именно поэтому слово воздух можно считать словом – концептом, ключом, главным словом не только в этом эпизоде, но и в романе.

III. Подведение итогов.

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем – это психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова. Третья, последняя, встреча – это ее крах. И хотя Раскольников упрямо отпирается от преступления («А я вам ни в чем не сознался»), следователь, уверен, что он «сам явится» с повинной.

В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается, как «сделать явку с повинной». В этом и заключается значение данного эпизода в идее романа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое, очень отличное от других классиков русской литературы от...



Похожие статьи
 
Категории