Тургенев краткий конспект. Кратко о творчестве Тургенева

14.04.2019

Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.

Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.

Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».

В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.

В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).

После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».

Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.

Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.

Урок-презентация.

Иван Сергеевич Тургенев.

«Стихотворения в прозе».

Цель урока: 1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе. 2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании. 3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.
Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.

Слайд 1

I. Объявление темы и целей урока
II.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя. (2-8 слайды).

Слайд 2

Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Слайд 3

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Слайд 4

Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

Слайд 5

До 9 лет Тургенев прожил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии). Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение. Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

Слайды 6,7,8


Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного. И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение «Утро туманное» легло в основу создания известного русского романса.

Слайд 9


Звучит романс «Утро туманное»
Замечательные стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, изучая рассказы из цикла «Записки охотника», не порывала с её поэтическим началом. В конце своего жизненного и творческого пути постаревший Тургенев, мучимый тяжёлой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен. - Вспомните, что называется стихотворением? (Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами) - В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов? (Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)
«Стихотворения в прозе» Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Слайд «Стихотворения в прозе»

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя. «Стихотворения в прозе» - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею. В цикле «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

Слайд «Темы стихотворений в прозе»

    -раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы; -размышления писателя о русском народе; -гуманность человеческих отношений; -торжествующая любовь; -противопоставление добра и зла; -размышления о неотвратимости смерти; - родины; -счастье и красота; -воспоминания о давней любви; -о подвиге и трусости; -о русском языке, его роли.
III. Чтение и анализ стихотворений в прозе.

Слайд «Русский язык»

«Русский язык» (Читает учитель)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
- Какая мысль заключена в этом стихотворении? (Мысль о величии русского языка и русского народа.) - Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (Чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией.) - Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Это произведение лирическое, потому что оно выражает чувства автора).
Учитель: Стихотворение в прозе «Русский язык» было написано в 1882 году. После убийства царя Александра II были приняты Временные правила о печати, по которым правительство имело право закрывать любые издания; стали действовать жандармские органы, специализирующие на агентурной деятельности. В словах «дни сомнений», «дни тягостных раздумий», «как не впасть в отчаяние», мы видим чувства поэта и его реакцию на события в России. Это стихотворение является гимном русскому языку и русскому народу.- В стихотворении всего 3 предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? Какое значение это имеет? (Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторский) приём, придающий тексту патетическое, торжественное звучание, передающий искреннюю взволнованность автора) - Какие художественные приёмы используются в стихотворении? (Эпитеты. Их только четыре, но они даны целой обоймой, и 1 из них звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык» - «великому народу».

Слайд «Близнецы»

«Близнецы» (Читает учитель)

Явидел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела - и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: - Бранись уж лучше тут перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко. - Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало жутко? - Какое значение имеет «многократное повторение слово «одинаковый»? - Какое чувство стремится вызвать автор у читателей? - Какой философский смысл этого стихотворения? (Основная, ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так жутко». Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг друга, не просветлены разумом и нравственностью)

Слайд «Два богача»


«Два богача» (Читает учитель)

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить... - А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика.
-Какова главная мысль этого стихотворения? (Нравственное превосходство простого человека, который богат духовно) - В чём, по- вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том, что помощь мужика – естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления») Учитель: автор использует приём противопоставления героев. Мы видим людей, обладающих состраданием: один из них богач, который жертвует частью своих доходов, другой – крестьянин; он готов разделить последнее ради благого дела. IV. Вывод. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

Слайд «Добрый мой читатель»


«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье». VI. Домашнее задание: 1. Индивидуальное задание. Сообщение по теме «Развитие жанра стихотворения в прозе в произведении А.И. Солженицына «Лихое зелье»2. Общее задание. 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.
5

Приложение 2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КОВРОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №9

Конспекты уроков

по творчеству И.С Тургенева (10 класс)

Учитель Гладских Н.М.,

Ковров

2013

Урок 1.

Тема: Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. «Гений культуры».

Цель: 1. познакомиться обучающихся с личностью И. С. Тургенева и основными этапами его жизни и творчества;

2. учиться обучающимся выбирать и конспектировать главную информацию из лекции;

3. пробуждать у обучающихся интерес к жизни творчеству И.С. Тургенева.

Тип урока: знакомство с новым материалом на основе ранее изученного.

Форма организации работы с обучающимися: лекция с элементами беседы.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, АРМ (автоматизированное рабочее место).

В России, в стране всяческого революционного

и религиозного максимализма, стране самосожжения,

стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва

ли не единственный после Пушкина, гений меры и, сле-

довательно, гений культуры. Ибо что такое культура,

как не измерение, накопление и сохранение ценностей.

Д. Мережковский

Ход урока:

Организация обучающихся

I учебная ситуация. Введение обучающихся в новую тему.

Вступительное слово учителя.

В течение 10 уроков мы будем знакомиться с жизнью и творчеством И.С. Тургенева. Запишите тему урока и эпиграф, который относится не только к этому уроку, а ко всей теме. Это означает, что мы будем неоднократно обращаться к словам Д. Мережковского. И только изучив тему, мы сумеем ответить на её основной вопрос. Запишем его.

? Почему

Оставим для ответа на этот вопрос две страницы, откроются ваши выводы на этих страницах словами «Для меня Тургенев – это…»

Знакомство учеников с информацией на слайде №1 (или записанной на доске). Ответы учеников и запись выводов в тетрадь.

Кратко запишите ответы на вопросы:

1.Какие исторические события вошли в контекст произведений Тургенева?

2.Что способствовало формированию духовного мира и художественного опыта «гения культуры»?

Материал на слайде №1 или на доске:

1. Когда родился И.Тургенев, А.Грибоедову исполнилось 23 года, А.Пушкину – 19, Ф.Тютчеву – 15, Н.Гоголю – 9, В.Белинскому – 7, И.Гончарову – 6, М.Лермонтову – 4.

А. Фет родится через 2 года, Ф.Достоевский и Н.Некрасов – через 3, А.Островский – через 5, М.Салтыков-Щедрин – через 8, Л.Толстой – через11, Н.Лесков – через 13 лет.

2.И. Тургеневу было 7 лет, когда в 1825 году произошло восстание декабристов. В дальнейшем он стал свидетелем величайших событий, потрясавших Россию и Европу:

    восстания в Польше в 1830 году;

    революции во Франции в 1848 году;

    Крымской войны в 1853 – 1856 годах;

    отмены крепостного права в 1861 году;

    франко-прусской войны 1 1870 году;

    русско-турецкой войны в 1877 – 1878 годах;

    развития народнического движения в России в 60-ые годы.

Вывод (записан учениками в тетради):

Чтение вывода учениками. Формирование личности «гения культуры» происходило в сложную историческую эпоху, богатую катаклизмами, происходившими в мире и в России. В это время на арену общественной жизни и борьбы выходило поколение демократов-разночинцев. Это было время взлёта русской литературы, время, когда создавались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Достоевского,

Л. Толстого.

II учебная ситуация. Лекция учителя с элементами беседы. Задание ученикам: конспектировать лекцию, отвечая на вопрос: «Какие черты личности Тургенева позволили Д.Мережковскому назвать его «гением культуры»?, составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

План лекции:

    Биография И.С. Тургенева.

    Идейно-эстетическая позиция писателя.

    Особая чуткость писателя к новым веяниям времени.

    Мир романов И.С. Тургенева.

    Герои и героини И.С. Тургенева.

Хронологическая таблица жизни и творчества И.С. Тургенева.

Дата

Событие

Ответ на вопрос о чертах личности писателя, героях, произведениях

1818, 28.04.

Родился в г Орле. Детские годы провёл в имении матери Спасском-Лутовинове.

1827 – 1829

Учёба в пансионе, г. Москва.

1833

Поступил в университет,

г. Москва.

1834

Перевёлся в Петербургский университет.

1837

Окончил университет. Петербург.

1838 – 1841

Учёба в Берлинском университете.

1841

Возвращение в Россию.

1843

Знакомство с Полиной Виардо. Сближение

с Белинским. Петербург.

1852

«Записки охотника» в ж. «Современник», арест и ссылка в Спасское-Лутовиново.

1856

Роман «Рудин», повесть «Фауст». Петербург.

1858

Роман «Дворянское гнездо», повесть «Ася».

1860

Роман «Накануне», разрыв с «Современником».

1862

Роман «Отцы и дети» в ж. «Русский вестник».

1864

Повесть «Призраки».

1865

Повесть «Довольно».

1867

Роман «Дым».

1876

Роман «Новь».

1878 – 1882

«Стихотворения в прозе».

1883, 03.09.

Скончался в Буживале, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

III учебная ситуация.

Какие выводы о личности Тургенева вы записали?

Д/задание: 1.опережающие индивидуальные задания: сообщения о романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»;

2.читать «Записки охотника», анализ одного из рассказов цикла 1) «Хорь и Калиныч», 2) «Певцы», 3) «Ермолай и мельничиха», 4) «Бурмистр»; 5) «Живые мощи» 6) «Чертопханов и Недопюскин» по плану: тема, идея, герои;

3. сообщения по группам:

    особенности жанра «Записок охотника»;

    человеческие типы в «Записках охотника»;

    образ рассказчика в «Записках охотника».

Урок 2.

Тема: И.С. Тургенев. «Записки охотника» (1847 – 1874). Жанр произведения, типы людей в рассказах, образ рассказчика.

Цель: познакомиться с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов Тургенева;

учиться сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;

Научиться самостоятельно организовывать групповую работу.

Ход урока:

Организация учащихся.

I учебная ситуация. Вступительное слово учителя.

Обратите внимание на даты создания «Записок охотника». Тургенев отдал им 27 лет жизни. Они же принесли ему всемирную известность.

Тургенев вспоминал, как по дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции он вышел на платформу. Вдруг к нему подошли двое молодых людей, по костюму и манере мещане или мастеровые, и спрашивают: «Позвольте узнать, вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» – «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»?» – «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс, говоря: «Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица русского народа».

Осенью 1847 года И. Панаев попросил Тургенева снабдить его материалом для отдела «Смесь» в журнале «Современник».В январе 1847 года появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Панаев, чтобы расположить читателя к молодому автору, напечатал очерк с подзаголовком «Из записок охотника». Но снисхождения не понадобилось: очерк был принят публикой восторженно. Тургенев решил продолжить работу, тем более что впечатлений от жизни народа у него было много. Сам писатель признавался: «”Записки охотника” накоплялись во мне целых десять лет». А в 1877 году он писал итальянскому учёному и литератору А. Губернатису»…направление моего литературного пути определилось той средой крепостничества, в которой я провёл свою юность и которая вызвала во мне сильнейшую ненависть». Он черпал материал не только из своих поездок на родину, когда охотился, но и из писем матери «к сыну Ивану». В письмах откровенно рассказывалось о драмах, разыгрываемых между крепостными и их госпожой. В течение первых месяцев 1847 года Тургенев написал 4 новых рассказа. А в мае он набросал план будущего цикла…Все рассказы и очерки печатались в «Современнике». «Современник» же первым в апреле 1852 года известил читателей о скором появлении отдельного издания «Записок охотника», в котором многое пересмотрено, дополнено и исправлено автором. Далее произошла история со статьёй по поводу кончины Гоголя, завершившаяся ссылкой. «Записки», готовые к изданию в апреле, появились лишь в августе и быстро разошлись. Окончательно цикл сформировался в 1874 году, когда в него вошли три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» Так определился полный состав «Записок охотника».

II учебная ситуация. Сообщения учащихся.

План отзыва о сообщении. (По И.Фогельсону,)

1.Соответствует ли сообщение теме? Полно ли освещена тема?

2.Последовательно ли изложены сведения? Есть ли логика в их изложении? Не ли излишней информации?

3.Какие мысли отсутствуют? Что бы следовало добавить? С чем ты согласен?

4.Ести ли речевые, грамматические ошибки?

5.уместно ли «наглядное пособие»?

6.Какой оценке соответствует работа группы?

1 . Сообщение 1 группы. (Вторая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 1 группы.) Особенности жанра «Записок охотника».

Материал для 1-ой группы.

В рассказах и очерках «Записок охотника» сразу же была отмечена читателями единая освободительная идея. Их внутренняя цельность определяется не только основной идеей и нравственной точкой зрения автора на русскую жизнь, но и самим способом художественного изображения действительности., сквозными мотивами, взаимосвязью рассказов и очерков, создающих единый поэтический контекст.

Цикл (от греч. круг) – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (У учеников карточка-информатор лежит на столах, также на экране – карточка.)

Есть циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

«Записки охотника» – цикл рассказов и очерков, в которых ощущение переменчивости жизни создаётся ещё с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов. Концовки тургеневских очерков не приостанавливается нужного художнику переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира.

По мысли Тургенева, отдельные рассказы стали фрагментами целого – жизни народа в эпоху, когда назревала отмена крепостного права снизу или сверху. (Отзыв второй и третьей групп)

Наглядное пособие первой группы

«Записки охотника» – цикл рассказов

Название рассказа

Темы

Герои

Позиция рассказчика

Идеи

«Хорь и Калиныч»

Типы крестьян, помещиков. Быт, крестьян. Природа.

Хорь, Калиныч, помещик Полутыкин, охотник-рассказчик

Активная: знакомится с крестьянами, помещиком, вникает в их жизнь и проблемы.

Крестьяне не менее интересны, чем помещики. Они умны, горды, радушны, талантливы.

«Ермолай и мельничиха»

Охота, интересы крестьян, семейная жизнь крестьян. Дворовые крестьяне. Положение женщины. Нравы помещиков.

Ермолай, Арина, помещик Зверков, рассказчик.

Серьёзно интересуется нравственной и духовной жизнью крестьян.

Крестьяне имеют право на личную жизнь, они не рабы.

«Бурмистр»

Тип образованного помещика, его взаимоотношения с дворовыми, со старостой, крестьянами.

Помещик Пеночкин, староста Софрон, крестьянин Антип, рассказчик.

Объясняет нам истинную суть взаимоотношений помещиков и рабов.

Крепостное право развращает и помещиков, и крестьян.

«Певцы»

Жизнь целовальника, обитателей кабака – людей разных сословий.

Яшка Турок, Дикий Барин, рядчик, Николай Иванович, рассказчик.

Наблюдая за соревнованием певцов, он переживает истинное душевное потрясение.

Талант певцов ставит их выше сословных различий.

«Чертопханов и Недопюскин»

Жизнь небогатых дворян, их взаимоотношения с дворянским кругом, увлечения: охота, лошади, собаки. Любовь и дружба.

Чертопханов, Недопюскин, Ермолай, рассказчик.

Знакомится с новыми людьми, их образом жизни, сближается с ними.

Гордость и чувство собственного достоинства, преданность и великодушие не зависят от богатства.

«Живые мощи»

Судьба дворовой девки Лукерьи.

Лукерья, Ермолай, рассказчик, Пётр Петрович.

Беседуя с Лукерьей, Пётр Петрович потрясён величием духа страдалицы.

Никто не знает своей судьбы, и истинно мудр тот, кто смиренно принимает и переносит все тяготы.

2 . Сообщение 2 группы. (Первая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 2 группы.) Человеческие типы в «Записках охотника».

Все рассказы и очерки цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных и представляют собой психологические исследования взаимоотношений людей и их характеров. Порой зарисовка образов крестьян доходит до идеализации крепостных крестьян в противовес их жестоким владельцам-помещикам. Вслед за Пушкиным и Гоголем он видел в русском народе крепкое живое начало, талант, которые позволят в дальнейшем совершать народу великие дела. Тургеневские типы крестьян очень разнообразны, но и несут в себе общенациональные черты. Это был совершенно новый взгляд на русский народ. Салтыков-Щедрин позднее писал, что Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась» какая-то таинственная, недоступная глубь».

Белинский писал в одном из писем, что «Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с дворянами».

В рассказах выражено глубокое сочувствие автора-рассказчика к угнетённому крестьянству, которое раскрывается в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина – героя рассказов. Их духовное богатство раскрывается с разных сторон: здесь и хозяйственная сообразительность Хоря, и поиски справедливости Касьяном, и мечтательность тонко чувствующего природу Калиныча, и глубокая человечность долготерпения Лукерьи. Тургенев также показывает разные формы протеста крестьян против крепостного права. Всеми «Записками охотника» автор как бы зовёт к освобождению крестьянства.

Тургенев видел в среде крестьян не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей с рабской психологией, духовно искалеченных и развращённых. (Отзыв первой и третьей групп)

Наглядное пособие второй группы.

Человеческие типы в «Записках охотника»

Имя героя

Внешний облик героя

Социальное положение героя

Психологический тип героя

Взаимоотношения с другими людьми

Хорь

«Старик – лысый, низкого роста, плечистый, плотный», «склад его лица напоминал Сократа».

Богатый мужик, живёт на оброке, торгует маслом и дёгтем, «обстроился, накопил деньжонку».

Умный, с чувством достоинства, «себе на уме», «положительный, практический, административная голова, рационалист», близок к обществу.

«Ладил с барином и прочими властями», имел большое семейство, трезво относился к барину, любил Калиныча.

Калиныч

Лет 40, высокий, худой, добродушное смуглое лицо, с рябинами.

Бедный, за хозяйством не следил, хотя оно в порядке, «перебивался кое-как», талантливый: «заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчёлы ему дались».

«Самого весёлого, самого кроткого нрава»; добрый, услужливый, тонко чувствующий, внимательный, принадлежал к типу «идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных»; ближе к природе.

Была когда-то жена, а детей не было; благоговел перед Полутыкиным; любил Хоря.

Ермолай

Лет сорока пяти, высокий, худой, «с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными голосами и широкими насмешливыми губами».

Охотник, крепостной крестьянин, ни на какую работу не годный, «лядащий», плохой хозяин – у него полуразвалившаяся избёнка; бродяга.

«Беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, не уживался на месте…улепётывал вёрст шестьдесят в сутки»; любит приключения, «смотрел чудаком».

«Любил покалякать с хорошим человеком», с женой груб; мужики относятся к нему снисходительно и дружелюбно.

Арна Тимофеевна

«Лет тридцать, худое и бледное лицо ещё хранило следы красоты замечательной», «глаза, большие и грустные».

Мельничиха, прежде дворовая женщина г-на Зверкова, была горничной, теперь вольная; грамотная.

Больная женщина с изломанной судьбой: сначала облагодетельствованная господами, а затем несчастная, пережившая унижение, потерявшая любовь; в ней сочетается робость и решительность.

Откровенна с Ермолаем, которого хорошо знает, видимо, смела с мужем; с незнакомыми робка и скрытна.

Лукерья

«Живое человеческое существо»; «голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос»; «лицо…даже красивое, – но страшное, необычайное».

Бывшая дворовая девка, а теперь «живые мощи» – больная, недвижимая.

Смиренная, «тихоня», терпеливая страдалица, добрая, всепонимающая, всепрощающая, любящая людей, природу, красоту, мудрая; заботится о других, сочувствует тем, кому тяжелее, чем ей; просит не за себя, а за крестьян.

Жалеет всех; не только не обременяет людей, а помогает им, они рядом с ней становятся добрее; её благодарность и смирение располагают к ней; люди ей помогают понемногу.

Яшка Турок

«Худой и стройный человек лет двадцати трёх»; «смотрел удалым фабричным малым и… не мог похвастать отличным здоровье»…»впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы».впалые щёки

Лучший певец в околотке; по званию – «черпальщик на бумажной фабрике у купца».

«Всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного»; он постоянно волнуется; «был по душе – художник во всех смыслах этого слова…победив, наслаждается своей победой, как дитя; слушатели строги, но справедливы; потрясённые его талантом, они искренне восхищаются им; рассказчик так же потрясён, как и другие.

Дикий-Барин

«Мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и чёрными блестящими волосами, жёсткими, как щетина. Выражение его смуглого с свинцовым отливом лица… можно было бы назвать почти свирепым, если бы оно не было так спокойно-задумчиво»; «сожжен он неуклюже, сбитнем».

«Не походил ни на дворового, ни на мещанина, ни на обедневшего подьячего, ни на мелкопоместного разорившегося дворянина – псаря или драчуна; он был уж точно сам по себе»; «поговаривали, происходил он от однодворцев и состоял где-то прежде на службе», деньги у него водились.

Вид его производил впечатление «какой-то грубой, тяжёлой, но неотразимой силы»; уверенность в своём могуществе; вёл себя тихо; страстно любил пение; «смесь какой-то врождённой свирепости и такого же врождённого благородства».

Ни в ком не нуждался, никого не замечал; пользовался огромным влиянием во всём округе, все ему повиновались, покорялись.

3 . Сообщение 3 группы . (Первая и вторая группы готовят устную рецензию на ответ 3 группы.) Образ рассказчика в «Записках охотника».

Рассказчик организует своей личностью весь текст, а в «Записках охотника» он не просто повествует об увиденном и услышанном, но и оценивает всё, пытается понять характеры, истолковать поведение героев, давая им авторскую характеристику. Он приобщает читателя к своей точке зрения. Рассказчик Тургенева – очевидец, наблюдатель событий, но не активный их участник.

Рассказчик Тургенева в контакте с персонажами и с читателями, то есть у него двусторонняя связь. Он может в любой момент прервать повествование и дать свою характеристику герою или событию, порассуждать на какую-нибудь тему, связанную с рассказом. Автор не устаёт удивляться народными представителями, их умом, талантом, душевной деликатностью, – словом, духовным богатством народа. Охотник наделён идеальными чертами, необходимыми для рассказчика: он несёт добро, лишён черт, которые бы помешали ему рассказать о происшедшем с большой достоверностью, он искренне интересуется жизнью народа, он хороший наблюдатель и психолог, он не уводит читателя от главной мысли повествования.

Наглядное пособие третьей группы.

Сравнительная характеристика автора и рассказчика

Рассказчик, Пётр Петрович

Возраст

От 26 до 58 лет (с 1846 по 1874 год)

Молодой, лет 30-ти

Социальное положение

Писатель, помещик, владеющий Спасским и другими имениями, образованнейший человек своего времени; большую часть рассказов написал во Франции. Любил охоту, был заядлым охотником.

Барин владелец Спасского и других имений, образованный человек, писатель, помещик, жил за границей, то, что он охотник, не стирает социальные различия между ним и крестьянами, но как бы примиряет их. Разбирается в охоте, но сам только рассказывает об охоте, не стреляет. Больше интересуется людьми и природой. Не рассказывает о себе.

Характер и интересы

Скромный, тонкий, внимательный, обаятельный человек, очень дружелюбный, наблюдательный, успех и мировое признание не испортили его характера, блестящий собеседник, спорщик, живущий литературными интересами, любитель поэзии, всегда окружён обществом.

Добрый, тонкий, внимательный, наблюдательный, ему всё интересно, психолог, умеет увидеть глубокие корнив поступках и поведении людей, анализируе всё происходящее, любит и пониает природу, восхищается прекрасным, не выставляет себя на передний план, чаще слушает.

Взаимоотношения с людьми

Хороший друг, имел много друзей и поклонников в России и за рубежом; неконфликтный человек; попадал в сложные ситуации, даже под критический обстрел в процессе литературной полемики.

Мирный, легко находит общий язык со всеми, может разговорить любого, уважаемый, испытывает истинный интерес к людям, он открыто общается с читателями, сочувствует униженным.

III учебная ситуация. Выводы.

Познакомившись с одним из самых известных произведений И.С. Тургенева, обратимся к основному вопросу нашей темы: Почему Мережковский сближает эти два имени: Пушкин и Тургенев? Какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Откройте незаполненную страницу в тетради и сделайте первую запись.

Примерная запись.

Знакомство с «Записками охотника» позволяет сделать вывод о том, что Тургеневу свойственны краткость и ёмкость повествования, как и Пушкину. Поэтому можно согласиться с мнением Р. Роллана, что из каждого тургеневского «рассказа мог бы выйти целый роман Толстого». Тургенев затрагивает серьёзные философские проблемы: человек и природа, человек и общество, жизнь и смерть, судьба, счастье. Такие же философские вопросы решал Пушкин в своей лирике и романе «Евгений Онегин». Необыкновенное чувство меры, присущее Тургеневу, позволило ему выйти к общечеловеческим оценкам. Этот цикл рассказов и очерков предопределил на десятилетия традиции русской литературы: психологизм Достоевского, лирику Некрасова, эпос Толстого.

IV Итог урока. Саморефлексия учеников. Оценки группам за работу по отзывам.

Д/задание: 1. письменный ответ на вопрос: «Почему «Записки охотника» принесли Тургеневу славу и известность?»;

3. подготовить выразительное чтение отрывков из высказываний современников о романе.

Урок 4

Тема: Идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова.

Анализ эпизодов «Спор Базарова и П.П. Кирсанова» и «Дуэль Базарова и П.П. Кирсанова».

Цели: выяснить идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова, найти разное и общее в их взглядах и характерах;

развивать навыки анализа эпизода из прозаического текста; развивать умение видеть значимые детали в тексте: жест, мимику, реплики героев, замечания автора и определять их роль;

пробуждать интерес к изучению романа «Отцы и дети».

Оборудование урока: мультипрезентация, текст романа «Отцы и дети», план анализа эпизода (приложение «Карточки»).

Ход урока:

Организация учащихся.

I Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

II Анализ эпизода «Спор Е.Базарова и П.П. Кирсанова за вечерним чаем». (У учащихся на карточках план анализа эпизода: приложение.)

1.Когда происходит спор между Е.Базаровым и П.П. Кирсановым?

2.С каким настроением «сошёл в гостиную» Павел Петрович?

3.Как чувствовал себя Базаров в тот вечер?

4.Как вёл себя за столом Е. Базаров?

5.Как чувствовал себя в это же время П.П. Кирсанов?

6.Что означает слово «принцип»? Почему так яростно спорят герои о принципах? (принцип – от лат. principum – основа, первоначало; идеи в совокупности – мировоззрение человека; руководящая идея, основное правило поведения)

7.Почему спор начинается с вопроса об аристократии? Принципиальный ли это вопрос и почему? Какова точка зрения спорящих об аристократии и её принципах?

8.Прав ли П.П. Кирсанов, упрекая молодёжь в беспринципности?

9.Что стоит за спорами героев (новые требования жизни или старые традиции)?

10.Прав ли Е. Базаров, утверждая, что он отрицает все принципы? Есть ли у него принципы?

11.Что герои подразумевают под словом «всё»?

13.На кого опираются нигилисты в своей борьбе? Каково отношение героев к народу? В ком из спорящих «мужик скорее признает соотечественника»? (В Кирсанове П.П., так как Базаров был для крестьян «чем-то вроде шута горохового».) Как доказать это текстом?

14.Убеждают ли спорящие друг друга?

16.Как вы оцениваете убедительность высказываний героев и стиль их речи?

17.Почему Николай Петрович, не споря, считает, что песенка отцов «спета»?

18.Как ведёт себя в споре Аркадий? Есть ли у него свои принципы?

III Выводы. Базаров, несмотря на то что отрицает существование принципов, живёт по определённым принципам. Павел Петрович старается жить по принципам аристократов, говорит об их превосходстве. Николай Петрович считает, что жизнь отцов закончена. Аркадий старается поддержать Базарова, но видно, что ему ближе жизненные идеалы дяди и отца. Данный эпизод раскрывает характеры героев, их жизненные кредо. Эпизод является важным для раскрытия смысла романа.

IV Анализ эпизода «Дуэль Павла Петровича и Евгения Базарова».

1. Что предшествует дуэли?

2.Зачем Павел Петрович взял трость? (Чтобы в случае отказа Базарова от дуэли, ударить того тростью.)

3.Чувствуется ли трагизм обстановки – ведь герои могут погибнуть? (Иронические реплики Базарова. Тургенев, из письма: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически…»)

4.Каковы чувства и мысли Павла Петровича перед дуэлью?

5.Каков характер речи Павла Петровича при объяснении, о чём это свидетельствует? Как вы понимаете выражение «семинарская крыса»? (Намёк на духовное происхождение Базарова.)

6.Что замечает Тургенев о характере подобной вежливости Павла Петровича?

7.Как Базаров относится к вызову на дуэль? (Иронически.)

8.Чувствует ли Павел Петрович иронию Базарова? (Чувствует, но ничего не может противопоставить.)

9.Кого предлагает в свидетели Базаров? Кто это такой? («Тусклые глаза», «бирюзовая серёжка в ухе», «напомаженные разноцветные волосы», «учтивые телодвижения», «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Самолюбивый, глупый, с напряжёнными морщинами на лбу. Достоинство в том, что глядел учтиво, читал по складам и часто чистил щёткой свой сюртучок.)

10.Какие слова оправдывают Базарова, согласившегося на дуэль? («Глупое положение, из которого нет выхода».)

11.Ясна ли нам позиция автора в этой сцене? Что подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра, с одной стороны, и комической фигурой Петра, с другой? (Бессмысленность дуэли. Пётр – пародия на Павла Петровича: следит за своей внешностью и говорит «тюпюрь», «обюспючюн», показывая свою «образованность». Комичность фигуры Петра, сильно перепуганного.)

12. Для чего введён в эту сцену образ мужика? Какой деталью автор подчёркивает никчёмность, пустоту дуэли? (Мужик с двумя лошадьми: «За делом, а мы?»)

13.Почему Павел Петрович поклонился Петру перед дуэлью? (Положено кланяться секунданту – Павел Петрович кланяется лакею, «в котором он в это мгновение уважал нечто в роде секунданта», исключительно ради сохранения формы.)

14.Что же придаёт сцене дуэли комическое звучание, лишая её трагизма? Какие мысли Базарова перед самым выстрелом вызывают смех и почему? (Если П.П. соблюдает форму, то язвительная насмешка Базарова всё время разрушает эту торжественную форму, подчёркивая её нелепость и пустоту: подхватывает последние слова реплик Павла Петровича, сам отмеривает шаги, так как у него «ноги длиннее», в ироническом смысле употребляет слово «дискуссия»: о количестве шагов не было «вчера дискуссии», употребляет слово «истреблять», думает, когда Павел Петрович целится в него: «Он мне прямо в нос целит… и как щурится старательно, разбойник!». Обычно во время дуэли целятся в сердце или в лоб).

15.Какие чувства смешиваются в Базарове после ранения Павла Петровича? (Насмешливое отношение к противнику сменяется естественным желанием врача помочь раненому. Потом, когда Базаров видит, что рана не опасна, обморок Павла Петровича вызывает у него недоумение и презрение.)

16.Что чувствует Павел Петрович после дуэли? (И Павел Петрович «стыдился всего затеянного им дела»: замечает «глупую физиономию» Петра, стыдится своей заносчивости, неудачи. Ему больше не надо играть роль дуэлянта.)

17.Что осталось у Павла Петровича после того, как он отказался от своего жизненного credo ? («Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме». Жить стало нечем. Решил уехать в Дрезден или во Флоренцию: «…и буду там жить, пока околею». Полная душевная опустошённость, потеря уважения к себе и полное равнодушие к собственной жизни.)

18.Как Тургенев пишет о Павле Петровиче после дуэли? («Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Суровый приговор произносит автор своему герою.)

IV Выводы. Дуэль бессмысленна. В этом убедился даже такой аристократ, как Павел Петрович Кирсанов. Базаров испытывал чувство неловкости, так как не хотел проявить себя как трус, и дуэль противоречила взглядам нигилиста. Дуэль помогла героям лучше понять самих себя. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер, и сам Тургенев в это время уже был противником дуэлей. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их отношение к жизни, отношение автора к героям. Он (эпизод) выявляет позиции героев и автора по отношению конфликта между «отцами» и «детьми».

V Итог урока. Необходим ли анализ эпизодов произведения?

Домашнее задание. 1.Письменный анализ одного из эпизодов.

2.История жизни героев и исторические события этого периода (каждая группа выполняет задание по своему герою).

I. Вступление.

    Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица.

    Тезис-предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

II. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

    Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.

    Участие персонажей в изображенном событии (2-3 момента в развитии действия).

    Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.

    Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.

    «Сцепления» эпизода с другими эпизодами эпического произведения.

III. Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.

Иван Сергеевич Тургенев - родился в 1818 году, а умер в 1883.

Представитель дворянского класса. Родился в небольшом городе Орёл, но позже переехал жить в столицу. Тургенев представлял собой новатора реализма. По профессии писатель был философом. На его счету было множество университетов в которые он поступал, но не многие удалось ему закончить. Так же путешествовал по загранице и обучался там.

Вначале своего творческого пути Иван Сергеевич пробовал свои силы в написании драматических, эпических и лирических произведений. Будучи романтиком Тургенев особо осторожно писал по вышеперечисленным направлениям. Его герои чувстсуют себя чужими в людской толпе, одинокими. Герой даже готов признать свою ничтожность перед мнением окружающих.

Так же Иван Сергеевич был выдающимся переводчиком и именно благодаря ему многие русские произведения были переведены на зарубежный лад.

Последние годы своей жизни провёл в Германии, где активно посвещал иностранцев в русскую культуру, в частности в литературу. При жизни добился высокой популярности как в России, так и за её пределами. Умер поэт в Париже от мучительной саркомы. Его тело было привезено на родину, где и захоронили писателя.

6 класс, 10 класс, 7 класс. 5 класс. Интересные факты из жизни

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Василий I Дмитриевич

    Великий князь Московский был продолжателем семейного дела – собирания Русской земли и преодоления феодальной раздробленности. Его правление оказалось втиснуто между славными деяниями его отца – Дмитрия Донского

  • Иван Никитович Кожедуб

    Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

  • Лавр Корнилов

    Лавр Корнилов – величайший командир русской армии, участвовал в Первой Мировой войне, один из первых основателей отрядов Белого движения на Кубани.

  • Кардинал Ришелье

    В Париже, в семье важного государственного чиновника 9 сентября в 1585 году появился сын, которого назвали Арманом Жаном дю Плесси. Образование получал он в Наваррском коллеже.

  • Житков

    Борис Степанович Житков был великим писателем, который посвящал все свои произведения детям. Борис Житков был не только писателем, но и педагогом. Он появился на свет в 882 году 30 августа, в городе Новгород.

Иван Сергеевич Тургенев - знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы, драматург, критик, мемуарист и переводчик. Его перу принадлежит немало выдающихся произведений. О судьбе этого великого писателя и пойдет речь в данной статье.

Раннее детство

Биография Тургенева (краткая в нашем обзоре, но весьма насыщенная на самом деле) началась в 1818 году. Будущий писатель появился на свет 9 ноября в городе Орёл. Его папа - Сергей Николаевич - был боевым офицером кирасирского полка, но вскоре после рождения Ивана вышел в отставку. Мама мальчика - Варвара Петровна - являлась представительницей дворянского состоятельного семейства. Именно в фамильном имении этой властной женщины - Спасское-Лутовиново - прошли первые годы жизни Ивана. Несмотря на тяжелый несгибаемый нрав, Варвара Петровна была весьма просвещенным и образованным человеком. Она сумела привить своим детям (в семье, кроме Ивана, воспитывался его старший брат Николай) любовь к наукам и отечественной литературе.

Образование

Начальное образование будущий писатель получил дома. Чтобы оно могло продолжиться достойным образом, семья Тургеневых переехала в Москву. Здесь биография Тургенева (краткая) совершила новый виток: родители мальчика уехали за границу, и он содержался в различных пансионах. Сначала жил и воспитывался в заведении Вейденгаммера, затем - Краузе. В пятнадцать лет (в 1833 году) Иван поступил в Московский государственный университет на факультет словесности. После поступления старшего сына Николая в гвардейскую кавалерию семья Тургеневых перебралась в Санкт-Петербург. Здесь будущий писатель стал студентом местного университета и начал изучать философию. В 1837 году Иван окончил это учебное заведение.

Проба пера и дальнейшее образование

Творчество Тургенева для многих связано с написанием прозаических произведений. Однако Иван Сергеевич изначально планировал стать поэтом. В 1934 году он написал несколько лирических произведений, в том числе поэму «Стено», которую по достоинству оценил его наставник - П. А. Плетнев. За три последующих года юный литератор сочинил уже около сотни стихотворений. В 1838 году в знаменитом «Современнике» были опубликованы несколько его произведений («К Венере Медицейской», «Вечер»). Юный поэт чувствовал склонность к научной деятельности и в 1838 году отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни. Через год писатель ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году, а через год обратился в Московский Государственный университет с просьбой позволить ему сдать экзамен на получение степени магистра по философии. Ему в этом было отказано.

Полина Виардо

Получить научную степень Ивану Сергеевичу удалось в Санкт-Петербургском университете, однако к тому времени он уже охладел к этому роду деятельности. В поисках достойного поприща в жизни в 1843 году писатель поступил на службу в министерскую канцелярию, однако его честолюбивые стремления и тут быстро угасли. В 1843 году писатель опубликовал поэму «Параша», которая произвела впечатление на В. Г. Белинского. Успех вдохновил Ивана Сергеевича, и он решил посвятить свою жизнь творчеству. В том же году биография Тургенева (краткая) ознаменовалась еще одним судьбоносным событием: писатель встретил выдающуюся французскую певицу Полину Виардо. Увидев красавицу в оперном театре Санкт-Петербурга, Иван Сергеевич решил с ней познакомится. Сначала девушка не обратила внимания на малоизвестного литератора, однако Тургенев был поражен очарованием певицы настолько, что отправился вслед за семьей Виардо в Париж. Много лет он сопровождал Полину в ее заграничных турне, несмотря на явное неодобрение своих родственников.

Расцвет творчества

В 1946 году Иван Сергеевич активно принимает участие в обновлении журнала «Современник». Он знакомится с Некрасовым, и тот становится его лучшим другом. В течение двух лет (1950-1952) писатель разрывается между зарубежьем и Россией. Творчество Тургенева в этот период стало набирать серьезные обороты. Цикл рассказов «Записки охотника» был практически полностью написан в Германии и прославил писателя на весь мир. В следующее десятилетие классиком был создан целый ряд выдающихся прозаических произведений: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». В этот же период Иван Сергеевич Тургенев поссорился с Некрасовым. Их полемика по поводу романа «Накануне» закончилась полным разрывом. Писатель уходит из «Современника» и уезжает за границу.

За рубежом

Жизнь Тургенева за границей началась в Баден-Бадене. Здесь Иван Сергеевич оказался в самом центре западноевропейской культурной жизни. Он начал поддерживать отношения со многими мировыми литературными знаменитостями: Гюго, Диккенсом, Мопассаном, Франсом, Теккереем и другими. Писатель активно пропагандировал русскую культуру за границей. Например, в 1874 году в Париже Иван Сергеевич вместе с Доде, Флобером, Гонкуром и Золя организовал в столичных ресторанах ставшие знаменитыми «холостяцкие обеды в пять». Характеристика Тургенева в этот период была весьма лестной: он превратился в самого популярного, известного и читаемого русского писателя в Европе. В 1878 году Ивана Сергеевича избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. С 1877 года писатель - почетный доктор Оксфордского университета.

Творчество последних лет

Биография Тургенева - краткая, но яркая - свидетельствует о том, что долгие годы, проведенные за границей, не отдалили писателя от российской жизни и ее насущных проблем. Он по-прежнему много пишет о своей Родине. Так, в 1867 году Иван Сергеевич написал роман «Дым», который вызвал масштабный общественный резонанс в России. В 1877 году писатель сочинил роман «Новь», ставший итогом его творческих размышлений в 1870-е годы.

Кончина

Впервые тяжелая болезнь, прервавшая жизнь писателя, дала о себе знать в 1882 году. Несмотря на сильные физические страдания, Иван Сергеевич продолжал творить. За несколько месяцев до его смерти вышла первая часть книги «Стихотворения в прозе». Великий писатель скончался в 1883 году, 3 сентября, в пригороде Парижа. Близкие исполнили волю Ивана Сергеевича и перевезли его тело на Родину. Классик был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. В последний путь его провожали многочисленные почитатели.

Такова биография Тургенева (краткая). Всю свою жизнь этот человек посвятил любимому делу и навсегда остался в памяти потомков как выдающийся писатель и знаменитый общественный деятель.



Похожие статьи
 
Категории