Творческий путь и краткая биография мориса равеля. Стилевые черты фортепианного творчества М.Равеля Жизненный и творческий путь равеля

16.07.2019

Морис Равель, наряду со своим старшим современником Клодом Дебюсси, является основоположником музыкального импрессионизма. Композитор расширил понимание этого стиля, а порой и выходил за его рамки, обогащая свое творчество чертами романтизма, неоклассицизма, и некоторыми другими.

Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

* I - с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;

* II - 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси Равель сделал их фортепианные переложения., произведения Римского-КорсаковаС русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию.. Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.

Интерес к новому искусству смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты французского Ренессанса), восхищался творчеством французских клавесинистов.

Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских. В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.

В I период творчества(1895-1914) были созданы:

* фортепианные произведения: «Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;

* вокальные циклы: «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;

* опера «Испанский час»;

* балет «Дафнис и Хлоя»;

* «Испанская рапсодия».

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл - сюиту «Гробница Куперена», которую посвятил погибшим друзьям «…дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века» .

«Гробница Куперена» открыла новый - послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Возрастает роль полифонии, усиливается роль конструктивного начала, усиливается контрастность музыкальной формы, теперь стилистика более ориентирована на эстетику неоклассицизма.

Произведения 2-го периода:

* фортепианные - цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;

* вокальные - «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;

* симфонические - хореографическая поэма «Вальс», «Болеро»;

* камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Образная сфера Равеля тесно связана с этапами его жизненного пути, со сменой его мировоззрения, с войной. Война стала гранью в творческой жизни Равеля. Если в произведениях довоенного периода (от «Античного менуэта» до «Дафниса и Хлои») раскрываются образы природы, человеческого характера, психологии впечатлений, яркие фольклорные образы, испанская тема, образы детства, античность. Образ у Равеля хотя и схвачен предельно метко, точно и даже объективно, не редко выступает как прекрасная данность в созерцании и любовании им.

Эстетика Равеля заключает в себе переплетение различных эстетико-стилевых тенденций. На разных этапах проявляются черты классицистские, романтико-импрессионистские и мелодико-конструктивистские, а также элементы экспрессионизма. Чрезвычайно плодотворно было стремление композитора к опоре на народные основы искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения, созданные им в духе французской, испанской, восточной музыки. Таким образом, несмотря на основополагающее значение эстетики импрессионизма в его творчестве, согласно которой художник передает, прежде всего, свое, субъективное видение, своё восприятие мира, Равель ставит перед собой цель объективного описания. Сами сюжеты его пьес конкретны и определенны, тематизм отличается мелодической рельефностью и опорой на фольклорные истоки.

Неоклассицизм НЕОКЛАССИЦИЗМ - одно из направлений в музыке 20 в., представители которого стремились к возрождению стилистических. черт музыки раннеклассического и доклассического периода. Наибольшего развития достигло в период между двумя мировыми войнами. В 1920 Ф. Бузони опубликовал открытое письмо к П. Беккеру под заглавием «Новый классицизм», которое стало манифестом этого направления. «Под новым классицизмом, - писал Бузони, - я понимаю развитие, отбор и использование всех достижений прошлого опыта и воплощение их в твёрдую и изящную форму». в музыке Равеля является одной из ведущих стилистических тенденций. Уже в ранних фортепианных произведениях композитора ярко проявляется связь с классическими традициями. Одно из таких ранних произведений - «Античный менуэт». Композитор, как бы предлагает свое видение танца, используя изысканные гармонические новшества. Продолжением этой же линии в его творчестве является и знаменитая «Павана в честь усопшей инфанты». Это один из лучших образцов ранних сочинений композитора. Ясная классическая форма, напоминающая рондо клавесинистов, и прозрачность изложения превосходно выявляет строгую простоту музыки. Стилевая линия равелевского классицизма идет от «Античного менуэта» и «Паваны» к Сонатине. Это произведение опирается на традиции добетховеской сонаты (Моцарта, Скарлатти) и приемы старинных французских мастеров (Куперена и Рамо).

В дальнейшем стремление к преодолению импрессионистской тенденции и развитию классической линии становится одним из важнейших направлений в творчестве Равеля. В этом отношении характерны «Менуэт на тему Гайдна», фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы», произведения, созданные в последние довоенные годы, а также и во время войны.

Сюита «Гробница Куперена» может рассматриваться как законченное воплощение равелевского неоклассицизма. Сюита посвящена Куперену, но можно сказать, что она посвящена и всей французской музыке 18-го века. Это произведение отчетливо показывает, что обращение композитора к старинным традициям французских классиков вызвано не узко стилизаторскими целями, а имеет глубокие духовные корни. Равелю близки лучшие идеи 18 века: гуманизм, гармоничное единство прекрасного и нравственного, требование ясности во всем, примат разума, стремление к уравновешенности художественных элементов.

Романтические черты стиля по-разному проявлялись в различные творческие периоды композитора-импрессиониста. Вначале Равеля увлекает поиск необычных фантастических образов стремление к програмности и звукописи Российский музыковед и музыкальный критик Л.Е Гаккель называет эти романтические черты «листианством». По его словам, это один из важнейших показателей фортепианной манеры Равеля. Гаккель предлагал рассматривать эти черты на двух уровнях: колористического (регистрово - тембральные, педальные решения) и виртуозного концертного пианизма, достаточно необычного для фортепианной музыки 20-го века.. Линия равелевского романтизма впервые явно обозначилась в пьесах для двух фортепиано, носивших название «Слышимые пейзажи», которые не были опубликованы при жизни Равеля, но их интересные тематические идеи были использованы композитором в более поздних произведениях. Этот маленький цикл состоит из двух пьес: «Хабанеры» «Хабанеру» композитор включил в симфоническое произведение «Испанскую рапсодию», не изменив в ней ни одной ноты. Жанровые признаки испанского фольклора в ней приобрели необычное, свежее звучание в соединении с утонченной импрессионистической техникой письма. и «Среди колоколов» Музыкальный материал «Среди колоколов» развивается в пьесе «Долина звонов» из цикла «Отражения». .

Импрессионистские черты наметились в произведении «Игра воды», написанным в 1901 году. Композитор писал о том, что здесь «впервые проявились те пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны характерными для моего стиля». Фактура «Игры воды» показывает, что Равель не прошел мимо достижений Листа в его пьесах из «Годов странствий» и, прежде всего, «Фонтанов виллы д"Эсте». Вместе с тем Равель проявляет свою независимость от великого романтика и сохраняет равновесие между эмоциональным и описательным началом. Интересен в этой пьесе и обертоновый принцип письма, который рождает ощущения звуковой среды, атмосферы, что является продолжением идей фортепианного романтизма. Вместе с тем здесь явно сказывается и влияние импрессионистской манеры Дебюсси (преимущественно в гармонии).

Далее черты импрессионизма с наибольшей отчетливостью проявились в пьесах цикла «Отражения». В этом цикле ощущаются и романтические тенденции. Прототипом пьес послужили не только программные.живописно - виртуозные листовские пьесы, но и исконно французские программные миниатюры Куперена и Рамо, с их чувством меры и уравновешенности. В «Отражениях» автор использует новые выразительные средства. Это касается гармонического языка, динамики, гибкой ритмики. Находки, сделанные Равелем в «Отражениях», в отстоявшемся и отобранном виде войдут и получат стройное завершение в цикле пьес «Ночной Гаспар». «Ночной Гаспар» написан по стихотворениям в прозе французского писателя Алоизиуса Бертрана. Новелла Бертрана давала повод композитору создать типично импрессионистскую пьесу. Цикл «Ночной Гаспар» оказался блестящим достижением виртуозного пианизма 20-го века.

Любивший работать в контрастных планах, Равель параллельно создает еще один цикл, совершенно не похожий на «Ночной Гаспар», - пять детских пьес для фортепиано в четыре руки «Моя матушка Гусыня», по французским сказкам 17-18-го века. Именно после «Ночного Гаспара» становится особенно наглядным, чем был мир детских образов для Равеля - его дневной свет противостоял ночному; его добро отрицало зло; его незамутненная ясность была твердой и верной моральной опорой.

Также в произведениях композитора проявилось глубокое чутьё к народно - национальному началу. Он широко использовал народные лады в своих музыкальных сочинениях. Уже с консерваторских времен проявляются испанские симпатии Равеля. Тема Испании в творчестве композитора вошла с «Хабанерой» и была продолжена затем в «Испанской рапсодии», «Испанском часе», рапсодии «Цыганка», «Трех песнях Дон - Кихота».

Ярким примером испанской темы является «Альборада» из цикла «Отражения». Здесь встречаются лады народной музыки стиля фламенко, а также и мажоро - минор испанского происхождения.

На протяжении всей жизни не оставляло композитора очарование Востоком. Это подтверждает такие произведения как ранняя незаконченная опера «Шахерезада», одноименный вокальный цикл, замысел оперы на сюжет «Тысяча и одной ночи» - «Моргиана». А также в пьесе «Дурнушка - императрица пагод» из цикла «Моя матушка Гусыня», главным выразительным средством является лад на основе пентатонике, что и создает восточный колорит. Равель проявлял также интерес к афроамериканскому искусству, в частности, к джазу В качестве примера можно привести фортепианные концерты, сонату для скрипки (2ч.- «Блюз»)..

Музыку для фортепиано Равель писал необычайно красочно. В его произведениях встречаются многие, чисто фортепианные эффекты с использованием правой педали - тонкие наслоения различных гармоний, создание «звуковой атмосферы», вибрация и истаивание на педали отдельных звуков, октав и аккордов. Композитор использовал в фортепианных сочинениях оркестровые краски Давая рекомендации пианистам по поводу исполнения своих произведений, Равель часто делал сравнения с тембрами различных оркестровых инструментов. Так раскрывая интерпретацию «Скарбо», он говорил: «Первый такт нужно играть - как «конрфагот», тремоло в следующих тактах - как «малый барабан», а октавы в т.366-369 - как «литавры»». Часто композитор мыслил фортепианные пассажи, исполненными как бы на арфе - одном из своих любимейших инструментов.. Почти все фортепианные пьесы Равеля существуют в оркестровом варианте - («Античный менуэт», «Павана», «Альборада» из цикла «Отражения», «Гробница Куперена», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Вальс» и др.).

Таким образом, фортепианный стиль М. Равеля - явление, заслуживающее особого внимания. Необычный, красочный, завораживающий, бесконечно привлекательный, он остался достоянием музыкальной культуры Франции 20 века, и, шире, общемировой культуры.

Французский композитор-импрессионист Морис Равель – один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. Для того, чтобы будущий композитор больше практиковался в игре на пианино, его родители “подкупали” Мориса, выплачивая по 6 су за каждый час занятий. Быть может, именно благодаря этим родительским хитростям в 1889 году Морис поступает в подготовительный класс игры на фортепиано в Парижскую консерваторию.

Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как «Старинный менуэт» и фортепианная «Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первым исполняет его сочинения.

В 1901 году Равель делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Участие в конкурсе 1902 и 1903 годов также не увенчалось успехом.

С 1905 года Морис Равель приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются повсеместно. И несмотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.

На протяжении следующих нескольких лет Равель путешествует по странам Европы и Северной Америки, где выступает как пианист, исполняя свои произведения.

Во время Первой мировой войны (1914 – 1918 годы) Морис становится добровольцем действующей армии. В 1917 году в память о погибших друзьях сочиняет фортепианную сюиту «Гробница Куперена».

С 1928 года гастролирует в США.


Морис Равель – реформатор музыки XX века

Наиболее значительные сочинения, с которыми Морис Равель выступает: оперы «Испанский час», «Дитя и чудеса»; балеты «Дафнис и Хлоя», «Ночной Гаспар»; поэма «Вальс».

В 1933 году композитор попадает в автомобильную катастрофу, и в результате полученной травмы у него развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.

В 1937 году ему делают сложнейшую операцию, однако она проходит неудачно, и композитор умирает на 62 году жизни.

Похоронен Равель в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.

На сегодняшний день Морис Равель является самым финансово-успешным композитором, которого когда-либо рождала Франция. Его музыка по-прежнему приносит несколько миллионов долларов в год в виде авторских отчислений.

Джазовые музыканты Гил Эванс и Майлз Дэвис называли «Фортепианный концерт соль мажор” М. Равеля в исполнении А. Б. Микеланджели (запись 1957 года) одним из своих самых любимых музыкальных произведений.

Равель сочинил свой знаменитый фортепианный концерт Ре мажор для левой руки по поручению Павла Витгенштейна, австрийского пианиста, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. К сожалению, Витгенштейну не понравилась финальная композиция, и он изменил свое мнение об этом только после смерти Равеля. Работа, однако, с тех пор стала одной из основных в его концертном репертуаре.

Равель сочинил два фортепианных концерта одновременно, начав в 1929 году и закончив оба в течение двух лет. Но что еще более примечательно, так это то, что эти два концерта совершенно контрастны по стилю и настроению.

Основные сочинения Мориса Равеля:

  • «Старинный менуэт»
  • «Павана на смерть инфанты»
  • «Испанский час»
  • «Ночной Гаспар»
  • «Дафнис и Хлоя»
  • «Могила Куперена»
  • «Дитя и чудеса»

Французский композитор (1875-1937)

Нет, наверное, в наше время человека, которого «Болеро» Мориса Равеля не загипнотизировало бы четким, нарастающим ритмом. Гениальное танцевально-симфоническое произведение, будучи музыкальным символом творчества Равеля, своеобразно иллюстрирует весь XX век с его невиданным техническим прогрессом, взлетом научной мысли и множеством революций - социальной, научно-технической, культурной, которые, следовали одна за другой, чем-то напоминая музыку «Болеро».

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городке Сибур, расположенном у побережья Атлантического океана на границе Франции и Испании. Его отец Пьер Жозеф Равель, талантливый инженер и изобретатель, в свое время усовершенствовавший двигатель внутреннего сгорания, умел замечательно играть на рояле. Мать Мария Делуар происходила из старинной семьи басков и была увлекательной рассказчицей.

Вскоре после рождения Мориса семья переехала в Париж, однако образ Испании остался для Мориса неотделимым от образа матери. Морис вспоминал, что влюбленный в музыку отец «стал с ранних лет развивать… эти склонности и поощрять… усердие». Речь идет, разумеется, о музыке. С шести-семи лет Морис систематически учился играть на рояле под руководством Анри Гиса. С 1887 года первые уроки гармонии, контрапункта и композиции дал Морису Шарль Рене. Когда 12-летний Равель начал сочинять, первыми опытами композиции стали для него вариации на тему Шумана.

В 1889 году Морис Равель поступил в Парижскую консерваторию. Он учился по классу фортепиано поначалу у Ш. Антиома, затем у Ш. Берио - большого почитателя испанского искусства. Его композиторский талант все более заявлял о себе. Соученик Равеля, в будущем знаменитый пианист А. Корто рассказывал: «Мы упивались между очередными занятиями тем, что сообщали друг другу несколько особенно дерзновенных тактов, заранее зная, что эти такты заимствованы из нового сочинения Равеля». Отсюда видно, насколько Равель выделялся среди сокурсников.

Занимаясь по классу композиции, Равель позже признавался, что на него оказали влияние Э. Сати и Э. Шабрие - два малоизвестных тогда композитора, а также К.Дебюсси. Занятия по композиции продолжались до 1905 года. Морис входил в компанию сверстников, известную как «Апаши» (дословно бродяги, бандиты, или те, кто борется с косностью).

Особое внимание Равель уделял французской литературе, как классической, так и современной, а также живописи импрессионистов, проявлял большой интерес к фольклору, французскому и испанскому. Он Написал «Испанскую рапсодию», имевшую крупный успех сразу после премьеры, и остроумную юмористическую оперу «L"Heure espagnole» («Испанский час»). Да, испанская тематика занимала в творчестве Мориса Равеля существенное место, но многое воспринял он и от музыки русских композиторов - А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского. Он любил русскую музыку. Так, Равель писал критику Ж. Марнольду: «Думаю, наша встреча завтра не состоится из-за концерта русского хора в зале Гаво… Что бы они не пели (а я ручаюсь, программа будет хорошей), все равно слушать этот великолепный ансамбль всегда большое удовольствие». Совместно с И. Стравинским Равель много и увлеченно работал над партитурой «Хованщины».

Во время Первой мировой войны Равель пробовал вступить добровольцем в действующую армию. Несмотря на то, что его забраковала военная комиссия, он все же стремился попасть на фронт. Сперва он хотел стать летчиком, но врачи не допустили его по состоянию здоровья. В конце концов ему удалось устроиться водителем санитарной машины. Лишь обморозив на фронте ноги и получив тяжелое нервное истощение, композитор отправился в тыл.

Война принесла ему подъем духовных сил, чего он и жаждал. Под впечатлением увиденного на фронте он позже, в 1932 году, написал фортепианный концерт для левой руки, который сочинил по просьбе австрийского пианиста П. Виттгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Друзьям, погибшим на фронте, Равель посвятил фортепианную сюиту «Le tombeau de Couperin» («Гробница Куперена», 1917).

В 20-е годы у Равеля ухудшилось здоровье. Особенно впечатлила его смерть матери в 1917 году. После этого горестного события он не смог больше жить в родительской парижской квартире на улице Карно. Композитор много переезжал - жил в Швейцарии, Испании, Франции. Наконец, при помощи друзей в 1920 году он приобрел дом в 50 километрах от Парижа, в Монфор-Л"Амори. По свидетельству современников, для Равеля это событие было весьма радостным. Композитор обставил дом в стиле 30-40 годов XIX века и назвал его «Бельведер», что значит «прекрасный вид с высоты». По свидетельству одного из современников Р. Шалю, Равель перевез домой «все свои ценные безделушки, которые очень любил и берег: китайские статуэтки, гравированное стекло, музыкальные шкатулки и - сокровище из сокровищ - механическую птичку с разноцветным оперением, которая виртуозно щебетала».

В новый дом Равель переехал в 1921 году, однако по-прежнему часто бывал в Париже, оставаясь в курсе всех музыкальных и культурных событий. Для постановки в Париже в 1922 году по заказу известного русского дирижера и контрабасиста С. Кусевицкого он оркестровал «Картинки с выставки» М. Мусоргского - цикл, который первоначально был написан для фортепиано. М. Мусоргский вообще был любимым композитором Равеля, что, видимо, и сказалось на отличном качестве оркестровки.

В конце 20-х - начале 30-х годов популярность Равеля возрастает неимоверно. Причиной тому стало «Болеро», исполнения которого от композитора требовали на каждом из концертов.

На гребне успеха Равель совершил гастрольное турне по Европе. Концерты собирали большое количество зрителей, а ведущие музыканты Европы, как один, давали высочайшую оценку творчеству французского композитора и исполнителя.

Годы шли. Последним творением Равеля стали «Don Quichotte a Dulcine» («Три песни Дон Кихота Дульцинее»), которые первоначально задумывались для фильма о Дон Кихоте. Главную роль должен был исполнять Шаляпин, но фирма, которая намеревалась снимать фильм по этому сюжету, обанкротилась. Несмотря на трудности, Равель сочинил песни в атмосфере настоящего творческого подъема, вызванного наверняка тем, что он вновь обратился к испанскому сюжету и к теме, которая грела его всю жизнь.

В последние годы жизни Морис Равель из-за тяжелой прогрессирующей болезни, опухоли головного мозга, вынужден был прекратить творческую деятельность. Требовалось хирургическое вмешательство, и Равель согласился на операцию, которую он не перенес. Композитор скончался 28 декабря 1937 года.

Будучи ярчайшим представителем мировой музыкальной культуры XX века, Равель развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, распространил традицию импрессионизма на музыку, исследовал и разрабатывал экзотические ритмы. В ряде его произведений проявились неоклассические тенденции. Творческие открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к рождению новых течений в музыкальной стилистике XX века.

Вы знаете, кто такой Морис Равель? Краткая биография этого талантливого человека будет изложена в статье, а пока скажем о том, что наш герой является французским дирижером, композитором и одним из видных реформаторов музыкального искусства прошлого века.

Детство

Биография Мориса Равеля, краткое содержание которой будет изложено ниже, начинается с его рождения в марте 1875 года в захолустном местечке Сибур. Ведомостей о его детских годах не так уж много. Известно, что в 1882 году он начинает обучение музыке по классу фортепиано у Анри Гиза. После этого он занимается гармонией с Шарлем Рене. Трепетное отношение к музыке мальчику привил его отец, который был инженером-путейцем и находился на службе, пока его сын рос. В 1889 году молодой парень поступает в Парижскую консерваторию и блестяще её оканчивает по классу фортепиано.

Начало карьеры

Поначалу молодому человеку очень помогал и способствовал его наставник Шарль де Берио, который был знаменитым пианистом своего времени. Настоящий вкус к музыке у Мориса просыпается после знакомства с Эриком Сати: Равель начинает пробовать импровизацию, экспериментировать. Такой перемене могло послужить не только мастерство Э. Сати, но и его личность: он был ярок и экстравагантен. Большое влияние на становление нашего героя оказало знакомство с Рикардо Виньесом - композитором и пианистом. После тесного общения с последним у Равеля ярко проявилось стремление к сочинительству. кстати, пианист называл своим учителем и предтечей.

Заканчивая обучение в консерватории, парень попадает к композитору Габриэлю Форе. Благодаря его влиянию, Равель создает несколько циклов произведений на испанском языке. После окончания консерватории Морис активно пишет. За это время он сочиняет львиную долю своего музыкального наследия.

«Скандальное дело Равеля»

Жозеф Морис Равель (краткая биография в статье) не смог избежать судьбы каждого новатора. Поначалу к нему относились довольно холодно и даже не скрывали этого. Профессиональные академические круги и вовсе не признавали творчество Мориса Равеля. Удивительно, но он три раза принимал участие в конкурсе, чтобы получить Римскую премию. В 1901 году (первая проба) его победил Андре Капле; в 1902 году - Эме Кунцу, ученик Шарля Леневе; в 1903 году - Рауль Лапарра (тоже был учеником Шарля Леневе).

Из-за стольких неудачных попыток Равель не принимает участия в конкурсе в следующим году, но вовсе не потому, что струсил. Он берёт паузу для того, чтобы накопить силы для последнего рывка. Это действительно был последний шанс Мориса Равеля, ведь он подходил к возрастному ограничению конкурса - 30 годам. В 1905 году по настоянию Габриэля Форе Равель таки решается на участие. На этот момент он уже стал известным и узнаваемым в широких кругах. Более того, даже академическое сообщество постепенно его признавало.

Что же делает Морис Равель? Краткая биография сообщает нам о том, что после четвертой попытки слава композитора многократно возросла. Так что же произошло? Равель получил фактический отказ. Ему запретили участвовать в конкурсе в весьма уклончивой официальной формулировке. Причиной были возрастные рубежи, которые тогда ещё не наступили. В итоге Морис Равель так и не смог поучаствовать в конкурсе, что очень его расстроило. Реальная причина заключалась вовсе не в возрасте, а в том, что молодой музыкант раздражал членов жюри своей «разрушительной» музыкой, яркостью и насыщенностью своих произведений. Ещё более их возмущало то, что с каждым годом Морис становился всё популярней. Такое решение судей вызвало огромную бурю протестов, а позже выяснилось, что абсолютное большинство конкурсантов были учениками Шарля Леневе, что заставляло задуматься о неподкупности конкурса.

Жизнь после скандала

Чем жил далее Морис Равель? Краткая биография на этом печальном событии не заканчивается: да, оно выбило его из колеи, но не уничтожило его дух. Равель окончательно сжигает мосты с академическим кругом общения. Публика и интеллектуальное общество полностью поддерживают сторону Мориса, он становится центром всеобщего внимания. Таким образом, он негласно становится вторым лидером импрессионистского движения и сравнивает высоту с таким композитором, как Клод Дебюсси (он всегда был для Мориса образцом).

Наступает время войны, Мориса мобилизуют. К сожалению, его никуда не принимают из-за слишком маленького роста. Он упорно добивается участия в войне, используя всевозможные связи. В конце концов его берут добровольцем. После войны его порывы осмеивались конкурентами. Вскоре композитор знакомится с С. Дягилевым и переходит к созданию эмоциональных пьес и сюит («Гробница Куперена»).

Произведения

Наиболее известные его произведения: «Испанский час», «Дафнис и Хлоя», «Дитя и волшебство» и «Игра воды». Кем был наш сегодняшний герой Морис Равель? Краткая биография для детей будет очень полезна, ведь его жизнеописание мотивирует и вдохновляет никогда не опускать руки.

Последние годы Морис много путешествует. Финальным его творением стали «Три песни», написанные для фильма «Дон Кихот». Умирает маэстро в 1937 году в Париже, после неудачной операции на мозге.

французский композитор, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века

Морис Равель

Краткая биография

Жозе́ф Мори́с Раве́ль (фр. Joseph Maurice Ravel, 7 марта 1875 - 28 декабря 1937) - французский композитор, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 году начал заниматься фортепиано у Анри Гиз, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом - Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. Спустя двадцать и тридцать лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим «Предтечей» или «Прекурсором».

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриелю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Старинный менуэт». После окончания консерватории в 1900-1914 годах он пишет множество сочинений.

Как и у большинства новаторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано в профессиональных академических кругах. Так, Морис Равель целых три раза подряд участвовал в конкурсе на получение Римской Премии: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл состязание Андре Капле (получив так называемую «Малую римскую премию»), второй раз - ученику профессора Шарля Леневе Эме Кунцу, и наконец, в третий раз его обошёл Рауль Лапарра, также ученик Леневе. В 1904 году Равель уже сознательно воздерживается от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для последней попытки . Это был последний возможный для него год, поскольку в дальнейшем он уже не мог претендовать на соискание премии ввиду того, что приближался к установленному для участников конкурса предельному возрасту - тридцати годам. Наконец, в 1905 году Морис Равель, уже широко исполняемый и известный в Париже музыкант-новатор (по совету симпатизировавшего ему Габриэля Форе) в последний раз просит допустить его к участию в конкурсе.

И вот, в результате этого, четвёртого и последнего выдвижения разразилось так называемое «скандальное дело Равеля», немало укрепившее славу молодого музыканта и одновременно покрывшее исторической позолотой французских академиков от музыки… В ответ на свою заявку Морис Равель получает уклончивый официальный отказ в допущении к конкурсу с формальной ссылкой на возрастные ограничения (которые к тому моменту ещё не наступили). Таким образом, Морис Равель не смог поставить свой возрастной рекорд получения Римской Премии (и стать «самым старым» лауреатом, в противовес члену жюри и самому молодому лауреату Эмилю Паладилю). Равель не стал самым старшим (или старым) лауреатом Римской Премии. Однако истинная причина недопущения его к конкурсу лежала, разумеется, не в возрасте, а в раздражении членов жюри его «разрушительной, антимузыкальной» деятельностью, вернее говоря, импрессионистской эстетикой его ярких произведений, к тому времени уже пользовавшихся известностью (к примеру, уже много раз была исполнена его знаменитая «Игра воды»). Комментируя решение жюри, маститый академик Эмиль Паладиль ворчал: «Мсье Равель волен считать нас бездарными рутинёрами, но пусть не думает, что нас можно принимать за дураков…» Это решение Музыкального совета Академии искусств, в состав которого входили композиторы Ксавье Леру, Жюль Массне, Эмиль Паладиль, Эрнест Рейер, Шарль Леневе и директор консерватории Теодор Дюбуа, вызвало целую бурю негодования и протестов как среди музыкантов, так и околомузыкальной печати. Скандал приобрел особенно острый, «антикоррупционный» характер, когда кроме всего прочего выяснилось, что абсолютно все кандидаты на Большую Римскую Премию, допущенные к конкурсу 1905 года - являлись учениками одного и того же профессора - Шарля Леневе.

«Беспрецедентный цинизм жюри!», «Позорное решение пристрастных судей!» - примерно под такими заголовками большинство парижских газет напечатало возмущённые отклики композиторов, писателей, художников и просто любителей музыки. Сам Равель, впрочем, воспринял решение академиков внешне спокойно и почти не высказывался по этому поводу. Но известный музыкальный критик Жан Марно, все симпатии которого находились в сфере постепенно набирающего силу импрессионизма, выступил с разгромной статьёй, кончавшейся следующей гневной тирадой: «…Ради будущего французской музыки пришло время наконец разогнать эту клику педантов, лицемеров и жуликов, этих трёх ослов - Паладиля, Дюбуа и Леневе!..» (Jean Marnold, «le Temps», 15 mai 1905).

Набор трёх фамилий, названных Жаном Марно, по существу не был случайным, но представлял собой собрание трёх символов: «Академия, Консерватория и Профессура» - вечно противостоящих всему новому и живому в искусстве. Скандал получил настолько широкий общественный резонанс, что содействовал не только резкому повышению авторитета и популярности самого Мориса Равеля, но и некоторому обновлению музыкальной жизни Парижа. В результате многолетний директор консерватории, консерватор и ретроград Теодор Дюбуа был вынужден уйти со своего поста. На его место был назначен Габриэль Форе. Этим было положено начало нового времени в парижской консерватории, несколько освежившей затхлую атмосферу этого учреждения и одновременно встряхнувшей музыкальную жизнь Парижа.

Весной 1905 года, после «скандального дела Равеля», в жизни композитора прошла строгая черта. Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами. Не допущенный к конкурсу, он, тем не менее, вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нём говорят и спорят. Впервые Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с Клодом Дебюсси, композитором, которого он прежде всегда уважал.

В первый же месяц войны с Германией Морис Равель попал в число мобилизуемых в действующую армию. Однако, несмотря на хорошее состояние здоровья, медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск. Причиной тому был слишком маленький рост Равеля, не подходивший ни под один из армейских стандартов, и, как следствие, явно недостаточный для солдата вес тела. В течение трёх месяцев Равель, используя все свои связи, упорно добивался, чтобы его всё же приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре 1914 года он добился своего и был принят добровольцем в автомобильный дивизион, где и прослужил шофёром грузовика чуть более трёх лет, сначала при инфантерии, а потом при авиационном полку. В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе своё здоровье, он был комиссован по болезни. Патриотический порыв Равеля уже после войны не раз служил предметом для ехидных подтруниваний его вечного «учителя» и соперника, Эрика Сати, поскольку оба они, и Равель, и Сати относились к государству чрезвычайно недоверчиво и скептически:

«Итак, не сомневайтесь, это дело решённое: …в будущую войну Равель будет ещё и авиатором - на грузовом автомобиле, разумеется…»

- (Эрик Сати, «Тетради млекопитающего», L’Esprit noveau, apr.1921.)

После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии - В. Нижинский - великий русский танцовщик. Затем будет поставлен ещё один балет, «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время расцвета славы Мориса Равеля.

Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Морис Равель , 1912

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.

В 1925 году М. Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Оно было названо оперой-балетом.

В 1929 году композитор становится почётным доктором музыки Оксфордского университета.

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работать над новым произведением - балетом «Жанна д’Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается.

Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Сочинения

  • «Старинный менуэт» для симфонического оркестра (1895)
  • «Шехеразада», увертюра для симфонического оркестра (1898)
  • «Павана на смерть инфанты» для фортепиано (1899), для оркестра (1910)
  • «Игра воды» для фортепиано (1901)
  • Струнный квартет № 1 (1903)
  • «Шехеразада» , цикл песен для сопрано или тенора с оркестром (1903)
  • Сонатина для фортепиано (1905)
  • «Отражения» для фортепиано (1905)
  • «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907)
  • «Испанский час», опера (1907)
  • «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи» для фортепиано (1908)
  • «Матушка Гусыня» , пьесы для фортепиано (1908-1910), для оркестра (1911), балет
  • «Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано (1911), для оркестра (1912)
  • «Дафнис и Хлоя», балет (1912)
  • Фортепианное трио ля минор (1914)
  • «Гробница Куперена», фортепианная сюита (1917), 4 пьесы оркестрованы (1919)
  • «Вальс» , хореографическая поэма для оркестра (1920)
  • «Цыганка», концертная рапсодия для скрипки и фортепиано (или оркестра) (1924)
  • «Дитя и волшебство», опера (1925)
  • «Мадагаскарские песни» , цикл песен для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано (1926)
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1927)
  • «Болеро» для симфонического оркестра (1928)
  • Концерт № 1 соль мажор для фортепиано и симфонического оркестра (1931)
  • Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (для левой руки) и симфонического оркестра, посвящён Паулю Витгенштейну (1930)
  • «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» , цикл песен для баритона и симфонического оркестра (1933)
Категории:

Похожие статьи
 
Категории