Виды реформ - прогрессивные и регрессивные: примеры

30.12.2018

Сегодня практически каждый человек ежедневно сталкивается с понятием «реформа». Это уже ставшее привычным слово звучит из уст политических деятелей, радио и телеведущих, а также постоянно фигурирует в книгах, средствах массовой информации и прочих источниках. Что же это понятие обозначает и какими бывают его виды?

Суть понятия

Слово «реформа» происходит от латинского «reformare», что обозначает «преобразовывать». Обозначает это понятие изменение или преобразование какого-либо общественного процесса или объекта, В зависимости от характера влияния на историческое развитие.

С учетом сфер, на которые распространяются изменения, разделяют различные виды реформ. В общем, это явление в любом его виде и проявлении является необходимым процессом развития социума и государства, даже если его последствия негативны. Следует также отметить, что реформа - это, как правило, процесс, происходящий внутри определенной страны, ее политического, социального или экономического устройства.

След в истории

По своему влиянию на ход истории и развития страны различают следующие виды реформ:

  • Прогрессивные - эти изменения влекут за собой совершенствование, улучшение какой-либо сферы жизни или целой системы. К примеру, отмена крепостного права повлекла за собой существенное улучшение жизни широких масс населения. Прогрессивные реформы положительно влияют на развитие экономики, уровня жизни или социального обеспечения, а также и на другие показатели в зависимости от сферы их проведения.
  • Регрессивные - преобразования, которые влекут за собой ухудшение работы систем и структур, понижение уровня жизни или другие негативные последствия в социуме. Например, введение высокой ставки налогообложения может привести к сокращению производств, перехода экономики в так называемую «теневую деятельность», ухудшению уровня жизни населения.

Регрессивные реформы могут перерасти в народные волнения, бунты, забастовки. Но, несмотря на все свои негативные последствия, такие меры иногда являются вынужденными и впоследствии дают положительный результат. Например, увеличение сборов или налогов с целью усиления социальной защиты населения изначально вызовут массу народного негодования, но когда система заработает полностью и народ ощутит на себе положительные стороны преобразований, волнения прекратятся, и обновления положительно повлияют на уровень жизни граждан.


Направления

Виды реформ по сферам их применения очень обширны. Политические направлены на изменения в конкретной сфере. Например, преобразование избирательной системы или структуры управления страной. Экономические влекут за собой перемены хозяйственной деятельности страны или внешнеэкономических отношений. Социальные проводятся с целью внести изменения в жизнь широких народных масс.

Это обобщенные понятия, которые могут включать в себя множество более конкретных преобразований. Вот несколько примеров:

  • Конституционная реформа - внесение изменений в самый главный документ страны, предусматривающий изменения в структуре власти или основные принципы ее деятельности. Относится к политической сфере.


  • Аграрная реформа - преобразования в сельскохозяйственной деятельности страны. Может предполагать собой поддержку государством данного сектора экономики или наоборот ужесточение требований и правил. Относится к экономической сфере.
  • Образовательная реформа - изменения системы обучения. Может касаться как высших структур управления системой (принципы работы министерства образования), так и конкретных направлений (детские дошкольные заведения, школы, университеты, колледжи и т.д.). Относится к социальной сфере.

Яркий пример из отечественной истории

Экономические реформы Хрущева проведенные в 50-60-е годы прошлого столетия имели огромное влияние на дальнейшее развитие как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Самым важным нововведением стало деление всей территории на экономические административные районы со своими местными органами управления, наделенными довольно широкими полномочиями.

Также к важным изменениям можно отнести и сокрушение что дало толчок для нового взгляда на свою страну и на весь мир в целом, а также вызвало немалый интерес мировой общественности.

Но это было лишь начало перемен, за которыми последовали и другие не менее значимые. Например, аграрная реформа была направлена на освоение новых земель и территорий, обработка их и приспособление под нужды сельского хозяйства. Эти действия дали свои немаловажные результаты: увеличение урожаев, развитие отраслей, смежных с аграрным комплексом и др.

Экономические охватывали и развитие научного потенциала, и расширение производственных мощностей страны и многое-многое другое. Они оставили очень значимый след и существенно подняли уровень жизней граждан, хотя имели не только положительные последствия.

Зарубежные примеры

Виды социальных реформ исчисляются десятками, и примеров их проведения тоже огромное количество. Одними из наиболее ярких изменений в новейшей истории являются те, что были проведенные в Грузии.

За достаточно короткий промежуток времени был сокращен государственный аппарат, упрощены процедуры регистрации и ведения бизнеса, полностью перестроены системы социального обеспечения и здравоохранения. В результате этих реформ Грузия дала отличные показатели по борьбе с коррупцией, показала рост экономки и существенное улучшение уровня жизни населения.


Особый вид

Для оздоровления системы, стабилизации курса или в во время внедрения других изменений государством часто используется такое мероприятие, как проведение С помощью этого инструмента можно добиться сдерживания инфляции и преодоления негативных последствий спада экономики.

Наиболее понятными и знакомыми широким массам примерами денежной реформы являются деноминация (укрупнение денежных единиц без замены их наименования), нуллификация (полная «перезагрузка системы» - введение новой денежной единицы взамен старой) и девальвация (снижение курса отечественной валюты относительно денежных единиц других стран).


Следующий шаг

Подводя итог, стоит отметить важный момент, что практически все виды реформ, если их последствия оказывают негативное влияние на жизнь людей, неизбежно приводят к более решительному и стремительному воплощению перемен. Это явление называют революцией. Поскольку такие перемены инициированы не государством, а народом, и зачастую не имеют четких целей, а являются лишь результатом протеста, то и последствия их могут быть непредсказуемы.

Все компоненты деятельности, за исключением собственно дейст- вий, непосредственно и преимущественно влияют на развитие лич- ности, ее свойств (направленности, черт характера, способностей); эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (обеспечи- вающих достижение определенного уровня и качества деятельности). Это свидетельствует о том, что влияние указанных компонентов дея- тельности на человека имеет личностный характер. Они, в свою оче- редь, приводят к соответствующим изменениям проявлений человека в деятельности (поведенческим изменениям). Другими словами, лич- ностные изменения под воздействием компонентов деятельности имеют первичный характер, а поведенческие - вторичный.

Собственно действия по ее реализации способствуют определен- ным изменениям в знаниях, умениях и навыках человека. Такие из- менения по своему характеру можно назвать «поведенческими». Они стимулируют развитие качеств личности, обусловливающих неэффек- тивность ее практической деятельности. Первичным влиянием прак- тических действий человека является его поведенческое изменение, а вторичным - личностное.

Изложенное показывает, что всякая деятельность (кроме однооб- разной) меняет личность исполнителя. Спектр таких изменений ис- ключительно широк. Они могут носить прогрессивный (от нем. рго- gressiv - движение вперед, успех - постепенно усиливающийся, воз- растающий) или регрессивный (от нем. regressiv - возвращение, движение назад - упадок в развитии чего-нибудь, движение назад," противоположное прогрессивному) характер. Прогрессивное изме- нение человека вследствие профессиональной деятельности - это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обес- печивающее, его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту де- ятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, другим людям. Регрессивное - это также личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результативности, другим людям.

Влияние деятельности на человека, его личностное и поведенчес- кое изменение различно не только по направленности, но и по интен- сивности. Чем больше и интенсивнее человек включен в деятельность, тем большие перемены происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению личности


Глава 6. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 79

человека. Он становится другим по уровню профессионализма (уме- нию выполнять эту деятельность), отношению к себе, объекту и самой деятельности, другим людям и пр. Характер и интенсивность измене- ний зависит от вида деятельности, отношения и активности в ней.


Выделяются профессиональная, педагогическая, социально-педа- гогическая, социально-реабилитационная и другие виды деятельнос- ти.

Профессиональная - специально организованная и регламентиро- ванная деятельность специалиста с применением определенных средств и направленная на достижение прогнозируемого общественно важного результата.

Педагогическая - особый вид общественно-полезной деятельнос- ти взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрас- тающего поколения к самостоятельным действиям в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Социально-педагогическая - деятельность человека, имеющая свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат.

Социальная - это особый вид профессиональной деятельности, направленной на решение социальных проблем объекта (клиента). Социальный работник выступает субъектом; объектом его деятель- ности является человек, имеющий социальные проблемы и нуждаю- щийся в помощи специалиста; средством - экономические, медицин- ские, психологические, социально-педагогические технологии, мето- ды и педагогическая техника.

Таким образом, профессиональная деятельность по сравнению с деятельностью вообще носит более, сложный, целенаправленный, ор- ганизованный, регламентированный характер. В зависимости от на- значения специфики организации, регламентации и прогнозируемос- ти профессиональной деятельности она имеет количественный и качественный характер.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что понимается под деятельностью?

2. Основные компоненты деятельности и их социально-педагогическая характерис- тика.

3. Компоненты деятельности, преимущественно влияющие на развитие самой лич- ности, ее свойств.

4. Компоненты деятельности, влияние которых носят «поведенческий» характер.

5. В чем проявляется прогрессивный (развивающий) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающий) характер деятельности?

6. Основные виды деятельности и их социально-педагогический характер.


80 Раздел II. Социальное формирование личности

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Деятельность ребенка и ее влияние па развитие личности.

2. Мотивация и ее влияние на повышение социально-педагогической роли деятель- ности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М, 1996.

2. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности. М.,

3. Подвойский В.П. Профессиональная деформация специалистов социальной рабо- ты // Социальная работа. 1997. № 3.

4. Профессиональная деформация руководителя. М., 1997.

5. Практическая психология для преподавателей. М., 1997.

6. Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1984.


Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

Социальное развитие человека во многом зависит от его состоя- ния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или небла- гоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя че- ловек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к само- проявлению, социальному развитию. Здесь необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1) адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации;

2) дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодо-

3) взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоци- ализации, их учет в работе с детьми и подростками.


Все компоненты деятельности, за исключением собственно действий, непосредственно и преимущественно влияют на развитие личности, ее свойств (направленности, черт характера, способностей); эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (обеспечивающих достижение определенного уровня и качества деятельности). Это свидетельствует о том, что влияние указанных компонентов деятельности на человека имеет личностный характер. Они, в свою очередь, приводят к соответствующим изменениям проявлений человека в деятельности (поведенческим изменениям). Другими словами, личностные изменения под воздействием компонентов деятельности имеют первичный характер, а поведенческие - вторичный.
Собственно действия по ее реализации способствуют определенным изменениям в знаниях, умениях и навыках человека. Такие изменения по своему характеру можно назвать «поведенческими». Они стимулируют развитие качеств личности, обусловливающих неэффективность ее практической деятельности. Первичным влиянием практических действий человека является его поведенческое изменение, а вторичным - личностное.
Изложенное показывает, что всякая деятельность (кроме однооб-разной) меняет личность исполнителя. Спектр таких изменений исключительно широк. Они могут носить прогрессивный (от нем. рго- gressiv - движение вперед, успех - постепенно усиливающийся, возрастающий) или регрессивный (от нем. regressiv - возвращение, движение назад - упадок в развитии чего-нибудь, движение назад," противоположное прогрессивному) характер. Прогрессивное изменение человека вследствие профессиональной деятельности - это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обеспечивающее, его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, другим людям. Регрессивное - это также личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результативности, другим людям.
Влияние деятельности на человека, его личностное и поведенческое изменение различно не только по направленности, но и по интенсивности. Чем больше и интенсивнее человек включен в деятельность, тем большие перемены происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению личности человека. Он становится другим по уровню профессионализма (умению выполнять эту деятельность), отношению к себе, объекту и самой деятельности, другим людям и пр. Характер и интенсивность изменений зависит от вида деятельности, отношения и активности в ней.
Выделяются профессиональная, педагогическая, социально-педагогическая, социально-реабилитационная и другие виды деятельности.
Профессиональная - специально организованная и регламентированная деятельность специалиста с применением определенных средств и направленная на достижение прогнозируемого общественно важного результата.
Педагогическая - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельным действиям в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Социально-педагогическая - деятельность человека, имеющая свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат.
Социальная - это особый вид профессиональной деятельности, направленной на решение социальных проблем объекта (клиента). Социальный работник выступает субъектом; объектом его деятельности является человек, имеющий социальные проблемы и нуждающийся в помощи специалиста; средством - экономические, медицинские, психологические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическая техника.
Таким образом, профессиональная деятельность по сравнению с деятельностью вообще носит более, сложный, целенаправленный, организованный, регламентированный характер. В зависимости от назначения специфики организации, регламентации и прогнозируемос- ти профессиональной деятельности она имеет количественный и качественный характер.

Еще по теме § 2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность:

  1. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. Игра и другие виды деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками. Развитие восприятия и мышления ребенка; развитие внимания и опосредованного поведения; развитие памяти; развитие воображения. Развитие личности дошкольника.

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение - установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внут ренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Это важно учитывать при рассмотрении связи деятельности и сознания.



Похожие статьи
 
Категории