У меня нет «музыкального слуха»! Что это значит и как с этим быть? Каким бывает музыкальный слух Что значит иметь музыкальный слух.

17.06.2019
admin

Считается, что и музыкальный слух – это дар, который человек получает при рождении. Поэтому вокалистами становятся избранные люди. Остальным остается пение под караоке, фальшивые ноты и непопадание в темп. Практика показывает, что человек в состоянии прокачать любой навык. Как гимнасты развивают гибкость, а спортсмены – выносливость. Также обстоит дело и со слухом. Постоянные тренировки дадут результат, и вы зазвучите чисто и красиво. Как развить музыкальный слух?

Зачем развивать музыкальный слух?

Если вы решили связать жизнь с музыкой, то без развития слуха не обойтись. Он нужен вокалистам, певцам, звукорежиссерам, продюсерам и специалистам, касающимся музыкальной сферы. Музыканты трактуют состояние, когда человек не попадает в ноты. Это отсутствие связи между слухом и звуком. Другими словами человек слышит ноты, понимает звучание мелодии, но когда дело доходит до вокала, то выдает фальшивое пение.

У музыкантов не возникает вопрос, зачем развивать музыкальный слух? А вот любители вокала, люди, видящие себя на сцене либо одаренные природой, задумываются над этой дилеммой. Нет предела совершенству. Даже если начальные данные заложены природой.

Люди с плохим слухом и мечтающие петь, при таких показателях ставят крест на мечте, не задумываясь над развитием навыков. Если ребенок мечтает о сцене, то поддержите его. Запишите для начала в музыкальную школу. Улучшение музыкального слуха полезно для детей, помогает при изучении иностранных языков.

Музыкальная школа, пройденная в детстве – это хорошая основа для улучшения слуха. Но, можно обойтись и домашними упражнениями. Здесь важна частота тренировок и четкая программа. Если хотите более быстрый результат, то наймите репетитора, который даст частные уроки сольфеджио.

Как развить музыкальный слух самостоятельно? Воспользуйтесь подборкой приведенных упражнений:

Понадобится музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Вначале нажимайте клавиши подряд от ноты «до» до «си». Прислушайтесь к звучанию клавиш и пропойте гаммы. Вначале вверх, затем вниз. Если фальшивите, то начинайте сначала. Чтобы закрепить результат и прочувствовать звучание нот, сделайте упражнение несколько десятков раз (20–30 повторов).
Выберите музыкальные произведения, которые вам нравятся. Подбирайте мелодичные песни. Реп и рок не подойдет, поскольку такие произведения далеки от мелодичности. Далее включайте песню, прослушиваете небольшой отрезок и останавливаете трек. Старайтесь полностью повторить песню, попадая в ноты. Если возникли сомнения, то прослушайте отрывок вновь. Поработайте эхом, дослушав песню до конца.
Возьмите музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Перед вами стоит задача слушать и петь интервалы. Данное занятие эффективно помогает для развития музыкального слуха. Берете любую ноту и соединяете ее со следующей. Например, «до» — «ре» и так до ноты «си». Прослушиваете звуки, затем воспроизводите их. Повторяйте упражнение несколько раз, проигрывая музыкальную комбинацию вверх и вниз.

Выберите ноту из музыкального ряда и «опевайте» ее со всех сторон. Для этого постройте следующую комбинацию. Для начала берете базовую ноту, затем повышаете на один тон вверх. После возвращаетесь в исходную позицию и берете направление к нижнему полутону. Заканчиваете «опевание» базовой нотой. На практике выглядит следующим образом: «до–ре–до–си–до». Продолжайте упражнение с каждой нотой, «опевая» на слог «ла».

Приведенная программа рассчитана на новичков. Задача упражнений – закрепить навыки и довести умения до автоматизма. Как только почувствуете, что уверенно выполняете описанные упражнения, то расширяйте количество нот. Задействуйте две клавиши, направляя их в каждую сторону. Берете нижнее «до», опускаете вниз, затем от верхнего «до» ведете вверх.

Приведенные выше упражнения сложно выполнять все вместе. Вначале опробуйте каждое, затем выберете наиболее легкие. Отработайте упражнения до совершенства, затем постепенно добавляйте новые. Комбинируйте различные методы, чтобы добиться желаемого результата.

Повышайте знания. Если с музыкой, вы не сталкивались и не имеете профессионального образования, то начните с изучения нотной грамоты. Курсы и полезные материалы найдите в интернете. Они помогут не заучивать ноты, а понять основные принципы. Нотная грамота – это особый язык, на котором общаются музыканты. Вы сможете читать нотные записи.

. Подобное желание появляется при глубоком изучении музыки. Если до этого момента классика не частый гость в вашем доме, то поменяйте ситуацию. Включайте произведения регулярно, во время уборки, отдыха, чтения книги. Пусть звучит ненавязчивым фоном. Со временем заметите, как начнете подпевать и воспроизводить правильные ноты. Интересно, что сложные аккорды учатся быстрее в известных композициях. Поэтому развивайтесь, выискивая новые музыкальные произведения.
Чистое пение невозможно без музыкальной памяти. Прослушав несколько раз мелодию, вы должны запомнить ее и без труда воспроизвести. Найдите программы для улучшения слуха и запоминания нот. Удобно, что курсы устанавливаются на планшет и мобильный телефон. Каждодневные занятия дают хороший результат. Прослушивайте уроки в обеденный перерыв, или добираясь на занятия, работу.
Запишитесь в хор. Оттачивайте мастерство сразу же на практике. Сейчас много организаций, занимающихся хоровым пением. Подберите кружок по интересам: исполнение народных или эстрадных песен. Посещая занятия, почувствуете, какие моменты нужно подтянуть, посоветуетесь с преподавателем. Если необходимо, то возьмете индивидуальные уроки.

Занимаясь над развитием слуха в домашних условиях, подготовьтесь морально. Самостоятельные занятия требуют вдвое больше усилий и терпения. На первых порах не исключены ошибки и разочарования. Самое главное, не обманывайте себя, не допускайте фальши. Выполните меньше упражнений, но качественней. Постоянная тренировка даст результаты: попадание в ноты и улучшение вокальных данных.

18 марта 2014, 12:35

Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом.

Без этого не может быть ничего.

Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.

Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают.

Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:

  • Что подразумевают под хорошим музыкальным слухом?
  • Какие существуют критерии для его определения?
  • Как развивать музыкальный слух?

Начнем с того, что определим,чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.

Музыкальный слух - совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать и ноты, из которых она состоит.

С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту интонацию в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.

Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.

Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.

Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.

Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях.

Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.

Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.

Относительный слух - наиважнейший для любого музыканта — определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении импровизации.

Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Полифонический слух – способность слушать все голоса в многоголосном произведении.

Полиритмический слух – способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.

Существует несколько основных способов развития слуха:

Сольфеджирование

Сольфеджирование (то есть практика ) предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий. Такая практика закрепляет связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему.

Например, пропевая мажорную гамму Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство. Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия. Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.

2. Музыкальный диктант

Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.).

Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.

3. Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем — подбор по слуху или на инструменте и запись на
ноты какого-либо произведения.

Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры.

Существую различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).

4. Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.

Природа музыкального слуха

Разновидности музыкального слуха

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:

Развитие музыкального слуха

Самым непосредственным образом развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина - сольфеджио . Однако, наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать в том числе и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца .

Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев, большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях - предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.

В настоящее время уже создано несколько компьютерных программ («Ear Master Pro», «Музыкальный Экзаменатор», комплект «Музыкальные Аркады», «Ухогрыз» и др.), которые предназначены для самостоятельных занятий по развитию музыкального слуха. Но программы эти, конечно, следует рассматривать лишь только в качестве дополнительного пособия к занятиям по развитию музыкального слуха, которые проводятся под наблюдением опытных и квалифицированных преподавателей.

См. также

Примечания

Литература

  • Майкапар С. М. , Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития, М., 1900, П.,. 1915.
  • Мальцева Е. , Основные элементы слуховых ощущений, в кн.: Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып. 1, М., 1925.
  • Теплов Б. , Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947.
  • Hазайкинский Е. , О психологии музыкального восприятия, М., 1972.
  • Гарбузов Н. , Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948.
  • Карасёва, М. В. «Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха». М., 1999 (2-е изд. 2002).
  • Старчеус М. С. Слух музыканта. - М.: Моск. гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003.
  • Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. - М.: Таланты-XXI век, 2004.
  • Stumpf С. , Die Anfänge der Musik, 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927).
  • Штумпф К. , Tonpsychologie, 1883, Bd. 1, 1890, Bd. 2 («Психология музыкальных восприятий»).
  • Meyer M. F. , Contributions to a psychological theory of music (1901).
  • Мейер М. , The Musician"s Arithmetic (1929).
  • Мейер М. , How we hear: How tones make music (1950).

Ссылки

  • «Виды музыкального слуха» на сайте «Музыканты о классической музыке и джазе»
  • «MusTeacH - бесплатная онлаин программа для развития музыкальных способностей»

Категории:

  • Музыкальные термины
  • Музыкальное образование
  • Акустика
  • Способности
  • Музыковедение
  • Психология восприятия
  • Музыкальная эстетика
  • Эстетика
  • Культурология

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Аллюр
  • Басс, Анетта Яковлевна

Смотреть что такое "Музыкальный слух" в других словарях:

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ - (англ. music hearing) звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая …

    слух музыкальный - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды музыкального слуха: абсолютный способность определять абсолютного высоту музыкальных звуков; относительный определение… … Энциклопедический словарь

    слух - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? слуха и слуху, чему? слуху, (вижу) что? слух, чем? слухом, о чём? о слухе; мн. что? слухи, (нет) чего? слухов, чему? слухам, (вижу) что? слухи, чем? слухами, о чём? о слухах восприятие органами… … Толковый словарь Дмитриева

    слух - слуха, м. 1. только ед. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки, способность слышать. Ухо – орган слуха. Острый слух. «До слуха его долетел хриплый крик.» Тургенев. «Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен … Толковый словарь Ушакова

    слух - способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… … Большая психологическая энциклопедия

    СЛУХ - Быть может, вы знаете, что великий Бетховен страдал болезнью органов слуха, и к концу жизни совершенно ничего не слышал. Не мог он слышать и исполнения своих последних сочинений. Как же так, спросите вы. Ведь всем известно, что слух главное для… … Музыкальный словарь

    Слух - I (auditus) функция, обеспечивающая восприятие человеком и животными звуковых сигналов. Механизм слухового ощущения обусловливается деятельностью слухового анализатора. Периферическая часть анализатора включает наружное, среднее и внутреннее ухо … Медицинская энциклопедия

    Слух музыкальный - способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности. С. м. основа муз. мышления и муз. оценочной деятельности. Типология С. м. полностью ещё не сложилась. Можно… … Музыкальная энциклопедия

    музыкальный - прил., употр. сравн. часто Морфология: музыкален, музыкальна, музыкально, музыкальны; музыкальнее; нар. музыкально 1. Музыкальным является то, что имеет отношение к музыке. Музыкальная школа. | Музыкальный вечер. | На телевидении есть множество… … Толковый словарь Дмитриева

    Музыкальный диктант - практикуется при изучении музыкальной дисциплины сольфеджио. Музыкальный диктант представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего… … Википедия

Книги

  • Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития. Выпуск № 24 , Майкапар С.М. , Вниманию читателей предлагается книга известного советского пианиста, композитора и педагога С. М. Майкапара (1867-1938). Автор исследует феномен музыкального слуха, его природу и… Серия:

Анатолий Воронин

Большинство людей любят петь или играть на музыкальных инструментах. Тем не менее, далеко не у всех это получается хорошо. Очень часто правильному исполнению мешает отсутствие музыкального слуха. Многие считают, что эта способность является врожденной, и ее невозможно усовершенствовать.

На самом деле существуют практические способы, как музыкальный слух можно развить самостоятельно, даже в домашних условиях. В данной статье мы расскажем вам, как можно без особого труда развить абсолютный музыкальный слух, и что для этого необходимо делать.

Виды музыкального слуха

Музыкальный слух – достаточно сложное и многогранное понятие.

Среди его разнообразных видов можно выделить основные:

  • абсолютный слух – способность безошибочно определять любую ноту, не сравнивая ее с заведомо известными звуками. Считается, что это умение может быть только врожденным, хотя некоторые ученые имеют другое мнение по этому вопросу;
  • интервальный или относительный слух – умение узнавать высоту звуков, сравнивая их с эталонными. Развить можно самостоятельно именно относительный вид. И сделать это настолько хорошо, что его будет невозможно отличить от абсолютного;
  • ладовый слух – умение чувствовать и слышать различия и взаимоотношения между звуками в определенной музыкальной композиции. Развитие этого вида особенно важно для тех, кто учится играть на музыкальных инструментах;
  • звуковысотный вид помогает определять, отличаются ли звуки по высоте, даже при минимальной разнице;
  • мелодический слух позволяет слышать и понимать, как меняется высота звуков по мере проигрывания мелодии. Для тех, кто занимается вокалом, наиболее важен именно этот вид;
  • гармонический вид позволяет услышать созвучия, определить, из скольких и каких конкретно звуков состоит аккорд;
  • наконец, ритмический слух определяет возможность чувствовать ритм, то есть различать длительность звучания нот в их последовательности.

Как в домашних условиях самому развить музыкальный слух?

Для развития относительного слуха человеку достаточно всего лишь по 30-40 минут в день выполнять следующие упражнения:


  1. Пение гамм. На любом музыкальном инструменте необходимо сыграть гамму до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до и одновременно пропеть ее голосом. Затем повторить то же самое без инструмента. Через некоторое время можно сыграть гамму в обратном направлении и спеть ее с инструментом и без;
  2. Проигрыш интервалов. Упражнение, аналогичное предыдущему. Здесь необходимо сначала сыграть на музыкальном инструменте любой нотный интервал в прямом и обратном направлении, а затем пропеть его голосом;
  3. Эхо. Это упражнение замечательно подойдет даже для ребенка, ведь для него не нужно никаких специальных умений. Для взрослых людей оно также чрезвычайно полезно. Включите на магнитофоне или компьютере вашу любимую песню и прослушайте только первую строчку. Выключите запись и пропойте ее голосом. Повторяйте так с каждой строчкой не менее 3-5 раз, пока песня не закончится;
  4. В начале занятий работайте в среднем диапазоне, не стараясь взять очень высокие или низкие ноты. Когда вы научитесь хорошо определять звуки, повторяйте все вышеуказанные упражнения сперва максимально высоким, а затем низким голосом;
  5. Наконец, легче всего развить это качество, просто постоянно занимаясь музыкой. Слушайте любимые произведения, подпевайте известным исполнителям, пробуйте играть на разных музыкальных инструментах, танцуйте. Постарайтесь сочинить хотя бы простенькую песенку. Также очень полезно популярное сегодня развлечение – караоке.

Как можно быстро развить музыкальный слух у ребенка?

Кроме упражнения «Эхо», описанного в предыдущем разделе, для детей можно использовать следующие методики:


  1. Прочитайте ребенку отрывок из его любимой сказки. Он должен запомнить столько, сколько
    сможет. Через некоторое время попросите малыша повторить все, что вы ему прочитали. Упражнение нужно делать до тех пор, пока кроха не сможет в точности воспроизвести отрывок;
  2. Усложните предыдущее упражнение – попросите ребенка не только повторить текст, но и постараться произнести его с вашей интонацией. Каждый раз читайте сказку по-разному;
  3. Следующее занятие подойдет для группы детей. Посадите всех ребят в круг, а одному из них завяжите глаза. Пусть малыши по очереди произносят определенные слова, а тот, у кого завязаны глаза, пытается отгадать, кто и что сказал;
  4. В дальнейшем можно проделать эти же упражнения с детскими песнями. Пропойте отрывок из любимой песни вашего сына или дочери, и пусть малыш за вами повторит.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил". Большая часть людей сжилась с той идеей, что нет слуха и не надо. Хотя прежде чем ставить такие утверждения, стоит изначально узнать, что такое музыкальный слух.

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Музыкальный слух - совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства: хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.

Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.

Музыкальный слух предполагает тонкую психофизиологическую чувствительность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам дискретных музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру, нюансировке и т.д.), так и к различным функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или иного музыкального произведения.

Интенсивное изучение музыкального слуха началось со 2-й пол. XIX в. Г. Гельмгольц и К. Штумпф дали развёрнутое представление о работе органа слуха как внешнего анализатора звуковых колебательных движений и о некоторых особенностях восприятия музыкальных звуков; тем самым они положили начало психофизиологической акустике. Н. А. Римский-Корсаков и С. М. Майкапар в числе первых в России в конца XIX - начала XX вв. изучали музыкальный слух с педагогической позиций - как основу для музыкальной деятельности; они описали различные проявления музыкального слуха, начали разработку типологии. В конце 40-х гг. появился важный обобщающий труд Б. М. Теплова "Психология музыкальных способностей", где впервые было дано целостное представление о музыкальном слухе с позиций психологии.

Различные аспекты, свойства и проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными дисциплинами как музыкальная психология, музыкальная акустика, психоакустика, психофизиология слуха, нейропсихология восприятия.

Разновидности музыкального слуха

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:

    абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными звуками, высота которых уже изначально известна; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука; этот вид слуха является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются; для успешной профессиональной(любой музыкальной) деятельности присутствие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ его обладателям не даёт; по статистике, абсолютным слухом обладает один человек из десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков;

    относительный (или интервальный) слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т. д., при этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком (например, для профессиональных скрипачей таким эталонным звуком является точно настроенная нота «ля» первой октавы, камертонная частота звучания которой составляет 440 Гц); относительный слух должен быть достаточно хорошо развит у всех профессиональных музыкантов;

    внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (чаще всего - по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание;

    интонационный слух - способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи; интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов;

    гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) - голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном хоре, что осуществимо даже в случае отсутствия у исполнителя подготовки в области элементарной теории музыки;

    ладовый слух - способность чувствовать (различать, определять) ладово-тональные функции(характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждого отдельного звука (музыкальной ноты) в контексте той или иной музыкальной композиции;

    полифонический слух - способность слышать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;

    ритмический слух - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить;

    тембральный слух - способность колористически чутко ощущать тембральную окраску отдельных звуков и различных звукосочетаний;

    фактурный слух - способность воспринимать все тончайшие нюансы отделочной фактуры музыкального произведения;

    архитектонический слух - способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях и т.д.

Развитие музыкального слуха

Самым непосредственным образом развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина - сольфеджио. Однако, наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать, в том числе и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца.

Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев, большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях - предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.

В настоящее время уже создано несколько компьютерных программ, которые предназначены для самостоятельных занятий по развитию музыкального слуха.

Музыкальный слух: мифы и реальность.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному. Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30 000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20 000 колебаний в секунду, а к шестидесяти годам он снижается до 12 000 колебаний, в секунду. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25 000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух. Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково. На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек. Неверно. Это доказала исследовательница из калифорнийского университета, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых в зависимости от интонации одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык - не тональный. У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален - с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашем мозгу всю жизнь. Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все-равно способна извлечь её из своих "архивов" и проиграть в нашем мозгу "по памяти". Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в "чуланы" долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих "закромов" и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству. Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха. Они просто слышат музыку по-другому. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30 000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50 000 до 100 000 колебаний в секунду, то есть улавливают даже ультразвук. Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух - способность, которая дается свыше и которую невозможно развить. Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут. Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А вот всему остальному научить можно, в том числе и музыкальному слуху, было бы желание.

Музыкальный слух - редкость. Неверно. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним? Высшая стадия развития музыкального слуха - абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха. Низший уровень развития слуха - внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь. Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь. Это правда, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения. Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты. На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности.

Если вы действительно любите музыку и хотите ей научиться, не стоит комплексовать из-за отсутствия слуха. Насколько вы способны к музыке, покажут только занятия ею. Заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях!



Похожие статьи
 
Категории