У ребенка ммд отстает по учебе. Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ММД

24.09.2019

На вебинаре народ слегка встревожился по поводу детей с ММД (ММД - минимальная мозговая дисфункция).
Потому как я - счастливая обладательница такого ребеночка, к тому же имею отношение к чужим детям, хорошим и разным, а консультироваться, как вы понимаете, с золотыми детками не ходят, мне есть что сказать по этому поводу.

Первое, что хочется отметить - это то, что ММД - легкие церебральные нарушения, которые могут и не доставлять больших проблем в дошкольном детстве (в силу образа жизни малышей), но начинают орать в полную силу на уроках в школе.
Прямо с первого класса, часто совершенно неожиданно для родителей, их симпатичный, милый, непосредственный и славный малыш превращается в чудовище. Претензии учителя - не слушает, делает, что хочет, разговаривает на уроке, не выполняет инструкции... Кошмар, в общем.
"Покажие психиатру, а лучше просто уберите его отсюда, чтобы нормальным детям не мешал!" - это самый тяжелый вариант.

Вы в растерянности - вроде ничего не предвещало...

На самом деле некоторые моменты все же сигналили о том, что "что-то не так".
Как то:

а) после рождения ребенок мало ел, мало спал, много плакал или всего этого не было, но у невролога все равно были какие-то претензии;
б) в первый год ребенок был очень неспокойным. Или наоборот - очень спокойным.
Явный симптом - поздняя речь (потом трындит запросто, но начинает часто позже, чем... ожидается:)))
Ещё один звоночек - транзиторные тики (чаще всего мигательные и быстро проходящие), но это далеко не всегда, просто на заметку.

Когда ребеночек подрастает, можно заметить у него следующие милые черточки:

в) нарушения произвольного внимания и умственная утомляемость;

Если такому ребенку нравятся пазлы или настольные игры - он вполне может возиться с ними часами. При этом просьба "Разложи треугольники в два ряда" выполняется 30 секунд, а потом ребенок падает моськой в салат начинает вопить, что он страшно устал.

Вы не поверите, но ребенок не врёт.
У таких детей при необходимости произвольных "умственных усилий" релаксационная фаза мозга наступает каждые 5-10 минут. И они перестают соображать минут на несколько - просто выключаются. А могут даже вообще не помнить, чего творили, когда в себя придут, потому что в релаксационную фазу внешняя деятельность продолжается, но нигде не фиксируется, не осознается и не запоминается (на ЭЭГ в это время мозг дает альфа--ритм).

И получается примерно так: ребенок выключился, заорал, забесился, или наоборот - затих и перестал задание выполнять (это от типа ММД зависит). Может сказать что-нибудь "не то" или сделать - и никак это для себя не отметить, без сознания.
Приходит в себя - на него все с претензиями. А он понять не может - чего это все против него. И обижается. И агрессирует даже порой, потому что когда тебя ни за что обижают, начинаешь кусаться. .

Причем физически ребенок может не уставать практически никогда.

Для справки: в норме у человека релаксационные фазы при усталости наступают минут через 30-40, секунд на 10-15. При нормальном самочувствии мозг отдыхает ночью, а днем стабильно активен.

Понятно, что если с ребенком не занимались в смысле занятий (в игре эту особенность вообще можно не заметить), и умственных усилий как таковых от него не ждали, то этот симптом можно запросто пропустить.
И жить спокойно до самой школы.
А потом получить мешком по башке

г) такому ребенку очень сложно контролировать свои эмоции;

Импульсивный.
По человечки выражаясь - психованный.
Или плаксивый. Или истерит.

д) у такого ребенка наблюдается сдвиг баланса возбуждения и торможения;

По человечески выражаясь - если разбесился, остановить его может только... медведь. Или слон. Или ковбой с лассо.
Если догонят, конечно.
Астеничный тип, напротив, затихает и боится. Всех, включая лассо.

е) при эмоциональной активации эти дети часто шалеют совершенно;

То есть к нормальному ребенку пришел Розовый зайчик в гости - ребенок мил, улыбается, стишки рассказывает. А ММДшник прыгает, аки бешеная обезьянка, и орет от радости. Стишки забывает, хороводы ломает.
Самое противное,что если на него начинают орать (отрицательная эмоциональная активация) - другой ребенок может и заткнется, а этот ещё больше ошалеет.
На него сильнее орут - он сильнее шалеет.
Копец, в общем.

Этот симптом тоже может быть стерт, так как дошколятам, в принципе, положено орать и радоваться розовым зайцам.
Но...

ё) у таких детей наблюдаются трудности перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Схватывает на лету, но в одно ухо влетело - в другое вылетело.
Башка дырявая.

Опять же если малыша не обучают, можно об этом не узнать, и жить счастливо до часа Х.

ж) очень часто у таких детей наблюдается нарушение обработки сенсорных сигналов;

То им шумно, то им ярко, то им воняет...

(У меня сынишка блюёт, например, если почуял запах какой-нибудь. Причем, мы ничего не чуем, а он пойдет, поблюёт, потом придет, выскажет претензию, опять сбегает поблюёт и идет дальше играть.
Мы ничего, привыкли. Ржём даже иногда.)

з) с моторикой у такого ребенка полный трындец.

Срисовать маленькие кружочки в ряд - это задача практически невыполнимая. Квадратик рядом с треугольником он срисует так, что можно приз учреждать тому, кто поймет, что он имел ввиду.
Причем на вопрос: "Ты хорошо срисовал, похоже?" , он уверенно скажет - "Да." И прям даже посмотрит оскорбленно, мол, ты чего, мать? Гляди, какая красотищща!

В тетрадки первоклашки лучше не смотреть, чтобы не пугаться.

Надо сказать, что если ребенок не ходит в детский сад - шанс, что никто ничего не заметит, очень велик.
Потому что эти дети в спокойной обстановке - вполне вменяемы. Прекрасные дети.
Они смешные, веселые, милые, болтают без умолку - пока им неоткуда "заразиться безудержным весельем". В шумной атмосфере у них порой крышу сносит практически мгновенно.
Именно поэтому они ненавидят детский сад, а детский сад ненавидит их.

Суть нарушения в следующем: у детей с ММД происходит неравномерное развитие различных отделов головного мозга.
Случается это по самым разным причинам (нам вот свезло с родовой травмой).
Это самое неравномерное созревание мозговых структур дает определенные функциональные нарушения, которые доставляют кучу проблем в дестком саду и школе в детстве, но нарушения эти, слава Богу, обратимы и нормализуются со временем.

В силу этих ососбенностей дети часто отвратительно себя ведут в детском саду и в школе, и ненавидят учиться.
Если бы на этом их особенности заканчивались, то все было бы, с точки зрения общества, хорошо - им бы писали диагноз ЗПР, совали бы их в коррекционные классы, родителям бы говорили "ай-я-яй, надо ребенком заниматься!" - и вуаля! Проблема решена.

Это очень плохо.
Потому что гадкого, но умного, не засунешь в коррекционный класс. Он и там покою никому не даст.
Поэтому окружающие (особенно учителя и воспитатели детских садов) таких детей тихо ненавидят, мечтают от них избавиться и считают, что это родители испоганили их дурным воспитанием.
К сожалению, воспитание тут не играет такой существенной роли, как хотелось бы. Хоть убей такого ребенка веником, он все равно будет "чудить".

Самая страшная книжка про такого ребенка (у меня просто волосы дыбом вставали, перед сном старалась не читать) называется очень романтично "Дети, которые подарят нам счастье. Как строить жизнь с ребенком Индиго"
"Индиго" звучит, конечно, красивше, чем "ребенок с минимальной мозговой дисфункцией", но я, если позволите, все-таки буду называть вещи своими именами.

По идее, в детский сад такого ребенка лучше вообще не отдавать. Или по крайней мере отдавать не на полный день. И обязательно заниматься дополнительно (помня о релаксационных фазах мозга).
Если ребенок в саду с двух лет да ещё и на полный день, то ребенок рискует "заработать" ЗПР.
А если такого ребенка принимать, понимать и обучать понемножку - то все скомпенсируется.

Маме такого ребенка, чтобы быть счастливой, я бы на личном опыте и руководствуясь рекомендациями специалистов, посоветовала:
а) пройти личную терапию, дабы обрести внутреннюю свободу и пять с половиной мешков спокойного терпения;
б) придумать, как построить свою жизнь, чтобы иметь возможность забрать ребенка из детского сада или хотя бы не водить на полный день каждый день;
в) подружиться с хорошим детским неврологом;
г) заниматься интеллектуальным развитием ребенка - обучать математике и чтению, (чтобы не прибить его при этом, см. пункт а) :) и общим - бегать, играть, визжать и обнимать-целовать;
д) спокойно реагировать на взгляды и мнения окружающих, не разрушать своими реакциями привязанность;
Чтобы не убиться об стену при этом, см. пункт а) и прочитайте внимательно брошюру Оли Писарик
е) сильно подумать насчет первого класса.
Потому что в первом классе начинается все самое интересное.

Конечно, многое зависит от степени выраженности симптомов, но лучше бы первый год на дому поучить. Или с восьми лет пойти. Или же водить урока на два, а потом - гулять, спать и дома доделывать все недоделанное.
В любом случае надо с учительницей уметь договориться грамотно.
И быть готовой делать уроки с ребенком класса до пятого, причем:
а) повторять все, что изучали в классе;
б) всякую фигню оформительскую работу типа "отступить шесть клеточек направо, а потом опять налево" делать самой.
Главное - чтобы развивалось мышление, иначе потом вообще швах наступит.

Если нет времени\сил\желания\возможностей (или пропущен пункт а) :))) , ребенок может рано или поздно оказаться у психиатра - учительница затребует справку.
А психиатр, возможно, скажет "Да ну вас, все хорошо, идите отсюдова".
Это в лучшем случае.
В худшем - поставит диагноз и назначит кучу таблеток. И у ребенка может быть медикаментозная интоксикация. И мозг будет восстанавливаться дольше и труднее.

Скорее всего, у ребенка свернута шея (можно доплер сделать, посмотреть кровообращение - там сразу видно).
А пока позвоночник в порядок не приведен, таблетки могут помогать слегка и на время (НО: хороший невролог может подобрать адекватное лечение, и результаты будут видны практически сразу, вообще хорошие специалисты - это самая больная тема:(
А про позвоночник говорят - ничего не сделаешь, мышцы нарастут и будет лучше. Рекомендуется бассейн.
Остеопаты опять же дарят надежду, но я в них не сильна и побаиваюсь отчего-то. - апдейт: остеопаты прекрасны. Я после того, как Санька прошел курс лечения у остеопата, уверовала в них как в Бога.

Вот.
Теперь вы почти все знаете.
Кроме того,что таких детей выделяют пять типов... Но это уже слишком - я и так злоупотребила вашим вниманием))))

У моего ребенка не самый тяжелый вариант, как мне кажется (хотя по описанию типов он подходит под самый тяжелый), но все равно весело и интересно нам живется.

На данный конкретный момент мы с Санькой абсолютно счастливы, правда, далось мне это нелегко, хочу признаться - пришлось потрудиться слегка (в том числе выполнить пункт а) и почитать полезные книжки).
Книжки настоятельно рекомендую читать не те, которые про детей Индиго и про то, какие они прекрасные, а те, которые про детей с ММД и про то, что делать, чтобы не свихнуться скорректировать ребенка.

У Саньчеса все получается лучше и лучше, и есть надежда, что к школе вообще все будет хорошо.
Я вся такая горжусь.
Но на всякий случай радуюсь тому, что в Санькины восемь лет первый класс будет набирать Юлина учительница.
Она - очень классная.
Таких бы побольше учителей, и ММДшники не превращались бы в агрессивных, замутызганных подростков (ибо мозг уже скомпенсировался, а характер испорчен).

АПДЕЙТ: Санька пошел в первый класс к другой учительнице, учительница прекрасная, но нервы у нее не выдерживают даже того, что Санька слегка тормозит с чтением и письмом (хотя была предупреждена).
При том, что с поведением все нормализовалось.
Поэтому я подумываю-таки его из первого класса забрать, ибо дружить там с ним никто не хочет (учительница же авторитет, а не заострять внимание на том, что у Саньки что-то не получается, у нее не выходит. А так как ему все равно лучше было бы индивидуально учиться, а друзья раз в школе не заводятся - так пока мы и без нее обойдемся).

Вообще годам к 12, а то и к 10 от ММД и следа не остается. При хороших условиях воспитания и обучения.

Вооот....
Если что - пост не для того,чтобы всех напугать, а наоборот.
Вон даже кошмарная книжка называется "Дети, которые приносят нам счастье".
Так что держим нос высоко и шагаем гордо! :)))

Мамы ММДшников, мы в сообществе "Мамы пострелят" ходим делиться, хихикать и плакать)

И это... психологи не ставят диагнозов! Тем более по Инету)))) Психолог может только "подозревать" и рекомендовать обратиться к специалистам.
При подозрении на ММД нужно обращаться к хорошему детскому неврологу.
И далеко не каждый нервный ребенок -ММДшник.
Ишь, обрадовались!)))

Дата публикации 26.01.2018

«У меня гиперактивный ребёнок!», «А мой засыпает на ходу, в школу идти не хочет…» - нередкие высказывания современных родителей о 7-9 летних сыновьях или дочерях. Не правда ли, странно, что маленький ребенок не хочет идти в школу, где и общение, и обучение, и развлечения, которых не было еще недавно, в детском саду?

Увы, не странно.

То, что чрезмерные родительские амбиции губят в детях не только личные устремления, желание учиться, но и даже здоровье – не твердил только ленивый психолог. Я не буду сейчас касаться широкого спектра проблем, вызванных родительской неграмотностью, затрону лишь узкую часть, к сожалению, весьма распространенную в настоящее время. Как детский медицинский психолог сталкиваюсь с этим почти ежедневно…

Суть в следующем: амбициозные родители стремятся отдать малыша в школу пораньше - с 6 лет. А еще до школы и начиная с первого класса стараются нагрузить его как можно большим количеством разнообразной информации, от которой у малыша голова идет кругом. Молодой неокрепший мозг не справляется с обработкой всей этой информационной махины и начинать давать сбои: перестает запоминать, не хочет анализировать, не удерживает внимание и так далее. В конечном итоге – отказ от учебы, двойки, хулиганство… И вот вам к 10 – 13 годам готов юный неврастеник с кучей навешанных на него ярлыков - от «тихого двоечника» до «отъявленного школьного хулигана». А ведь в детском саду был такой талантливый ребенок! Да и дома вроде бы у него все получалось…. Поначалу.

Так что же случилось?

Речь идет о весьма распространённом среди детей явлении, о котором сегодня говорят и неврологи и педиатры – это минимальная мозговая дисфункция (ММД). Вот что сообщают нам специалисты: минимальные мозговые дисфункции - это наиболее легкие формы церебральной патологии, которые имеют стертую неврологическую симптоматику и проявляются в виде функциональных нарушений, вполне обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить, чтобы можно было начать лечение - в этом состоит медицинский аспект проблемы.

Для психолога же неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он сделать ничего не может и не должен. Но суть его необходимо понять, чтобы проследить его ближайшие отрицательные влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом - для их предупреждения и минимизации.

Важно знать: ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в вузе. Для этого бывает достаточно только консультативного сопровождения. Нередко, если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, растущий мозг сам оказывается в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования.

Но это возможно только при здоровом образе жизни ребенка, отсутствии у него занятий, приводящих к хроническому переутомлению. У большинства детей с ММД, при соответствующем режиме обучения, к 5-7 классу работа мозга полностью нормализуется.

ММД – вещь коварная. В детском садике вы его и не заметите, потому что ребенок с полноценным интеллектом, но не совсем еще сформировавшимся мозгом, никаких признаков заболевания не обнаружит. И только усиленные школьные, игровые и интеллектуальные нагрузки заставят малыша чрезмерно утомляться и нервничать, и в конце концов он будет стараться избежать всего того, что доставляет только неприятные эмоции от постоянных школьных неудач и придирок взрослых.

Педагоги и родители практически не осведомлены об ММД, хотя имеют дело с печальными последствиями этой напасти, а вот школьные психологи в курсе, и именно они чаще всего посылают на обследование младших школьников – проверить на наличие ММД у невролога или медицинского психолога.

Что же с этим делать, как обеспечить тот самый пресловутый «здоровый образ жизни », да еще и умудриться не упустить из виду развитие ребенка, если ему «ничего нельзя»?

1.Еще до поступления в школу в 6-летнем возрасте пройти обследование у невролога и у медицинского психолога, которые с двух разных сторон обнаружат либо не обнаружат нарушения в работе мозга. У психологов для этого существуют специальные методики и тесты, с помощью которых можно не только обнаружить нарушения, но и определить тип и индивидуальные особенности нарушений. То есть именно то, от чего и зависит, будет ли он слишком медленным, или наоборот, гиперактивным, или просто слабым, астеничным.

2.В случае подозрения на ММД, лучше с поступлением в школу повременить на год или два – до 8 лет включительно! За это время в щадящем режиме, то есть, ориентированном на ритмы работы именно его мозга, подготовить ребенка к школе, чтобы на первых порах учебы он не попал в отстающие.

3.Не пренебрегайте советами педагогов о переходе на индивидуальный режим обучения. Он может оказаться спасительным для вашего ребенка до того момента, как его мозг сформируется окончательно. Особенно это важно для тех детей, кто уже пошел в школу, а родители спохватились на третьем или четвертом году обучения.

4.А вот к советам перевести ребенка в коррекционную школу отнеситесь очень критично! Обучение в коррекционной школе может поставить крест на дальнейшем развитии ребенка (при условии, что у него сохранен интеллект). Учеба в коррекционной школе в отличие от индивидуального обучения в обычной средней заведомо гарантирует торможение в развитии. Здесь нужна очень серьезная диагностика с привлечением независимых и опытных экспертов-психологов. Защищайте права своих детей!

Конечно, по каждому виду ММД (всего их пять) существуют подробные рекомендации по обучению и взаимодействию с таким ребенком, и каждый родитель вполне способен их понять и применять. Нужно только проконсультироваться с грамотным психологом.

Марина Метнёва, медицинский психолог ГБУЗ НО НОНД



Синдром ММД или, как еще его называют в МКБ-10, «гиперкинетические расстройства поведения» с кодом F-90, проявляется уже в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция предполагает наличие расстройств неврологического характера, которые обнаруживаются в поведении и в психологических реакциях ребенка. Например, это могут быть нарушения речевой деятельности, плохая координация движений, гиперактивность, трудности в обучении.

В психологическом плане расстройства выражаются в эмоциональной лабильности (неустойчивости), повышенной отвлекаемости, рассеянности. Родителям нужно отнестись очень серьезно к проявлениям ММД, так как по последним медицинским данным такой диагноз имеют до 25% детей.

Выраженная гиперактивность ребенка может быть одним из признаков наличия ММД

Что является причинами возникновения ММД?

К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы - например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

  • наследственная предрасположенность;
  • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.);
  • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

  • неполноценное питание и даже недоедание;
  • различные заболевания, связанные с дефицитом кислорода (например, при бронхиальной астме легкие плохо обогащают кровь кислородом).

Дефицит внимания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

Стоит учитывать, что внешне минимальная мозговая дисфункция может проявляться по-разному - это зависит от тяжести расстройств и особенностей психики ребенка. Важно не спутать нарушение с нормальными проявлениями детской активности или обычными нарушениями речи.

И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.


Ребенок с дефицитом внимания часто переключается между разными занятиями, не готов слушать и выполнять указания и просьбы, испытывает сложности с запоминанием

Сущность проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

  • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его;
  • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме);
  • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его;
  • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания);
  • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия;
  • для них характерна частая потеря вещей;
  • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.

Гиперактивность, как симптом дисфункции

При минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

  • малыш спит беспокойно или очень мало;
  • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении;
  • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами;
  • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения;
  • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы;
  • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его;
  • малыш может часто ломать вещи, игрушки;
  • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме;
  • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых;
  • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.

Синдром импульсивности

Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

  • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному);
  • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе;
  • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию;
  • допускает деструктивное поведение во время занятий;
  • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми;
  • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого;
  • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).

Каковы критерии диагностики синдрома ММД? Диагноз ставится при наличии не менее шести симптомов, которые наблюдаются на протяжении последних шести месяцев. Родителям нужно учитывать, что при обучении в школе дети испытывают большие сложности, но помнить, что значительную роль играет не уровень развития интеллектуальных способностей, а невозможность их реализовать.

Лечение детей с синдромом ММД

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность - например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня , который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.

Продуманная физическая активность - лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.

Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

Специфическая неспособность к обучению детей с ММД.

Методическая работа учителя начальной школы

Беляевой Елены Олеговны. (ГБОУ школа №594 индивидуальное обучение на дому г. Санкт-Петербург)

Специфическая неспособность к обучению – что это такое?

Как работает человеческий мозг, как совершенствуется мыслительная деятельность в процессе обучения – все это вопросы очень сложные. Поэтому многие люди, которые пытаются помочь слабоуспевающим в школе детям, часто не могут правильно понять причину их трудностей.

Еще недавно считалось, что любой ребенок, достигший определенного возраста, способен усваивать объем знаний, соответствующий этому возрасту. Считалось, что все дети примерно одинаковы, а их мозг – это чистый лист бумаги, куда надо «записывать» определенные знания одним и тем же способом. Тем же детям, которые не могли усваивать материал с той же скоростью, как их сверстники, автоматически зачисляли в ряд умственно отсталых.

Однако у многих неуспевающих детей психологическое тестирование выявило совершенно нормальный и даже высокий интеллект. Они хорошо видят и слышат. Они спокойны, уравновешенны. В семье им созданы все условия для нормального развития и обучения, тем не менее, им никак не удается одолеть школьную программу. Именно таких детей мы называем теперь «неспособными к обучению».

Их «неспособность» специфическая, т.е. она не зависит от внешних факторов, таких как отношение в семье или образование родителей. Причиной «неспособности», а точнее «нарушенной способности» не является и умственная неполноценность ребенка. Это дети, в большинстве случаев, вполне полноценны; они могут учиться, но только тогда, когда мы понимаем их проблемы и принимаем соответствующие меры.

Современная точка зрения такова, что причиной «специфической нарушенной способности к обучению» является какое-то нарушение работы мозга, так называемое «минимальная мозговая дисфункция». Это поражение головного мозга в слабой степени (в минимальной)

Дисфункция головного мозга

ДЦП Эпилепсия ММД Умственная Детские

отсталость психозы

Нарушенная Трудности в обучении Нарушения

активность дислексия поведения

дисграфия

дискалькулия

Генеалогические «дерево» специфической неспособности к обучению.

ММД является биологическим фундаментом нарушения способности к обучению. Являясь незрелыми, эти дети не обладают способностью к самоконтролю, они не могут конкурировать со своими сверстниками ни в школе, ни в жизни.

На рисунке приведены основные симптомы, которые составляют сути большинства жалоб, как родителей, так и школьных учителей в отношении детей с ММД.

Недостаточный самоконтроль

Нарушение активности Нарушение поведения и мышления

Гиперактивность Истощаемое внимание

(включая речевую) Неспособность сосредоточиться,

Моторная неловкость трудности привлечения внимания

Апраксия Плохая память

Зрительно-моторная Нарушение восприятия

дискоординация Нарушение вербально-

Нарушение логического мышления

латерализации

Школьная неуспеваемость

Дислексия – нарушение чтения. Поскольку чтение является самым эффективным способом получения знаний, нарушение чтения неминуемо влечет за собой отставание и по другим предметам, да и в общем развитии. Ребенок с тревогой и недоумением видит, что его сверстники в классе без труда делают то, что ему не доступно. «Может быть, я какой-то ненормальный?» думает такой ребенок, и вскоре может придти к мнению, что он умственно отсталый, дурачок. Не всегда дети с ММД страдают дислексией. Нарушение чтения является только одним из симптомов, возможно, самым важным, но отнюдь не единственным.

Дисграфия – нарушение письма. Ошибки не орфографического характера. Дисграфия может быть 5 видов:

1)Акустико-артикуляционная (косноязычие в письме)

Нарушение устной речи отражается в письме.

Рама (рама, лама, вама, яма) и т.п.

2)Акустическая дисграфия, обусловленная несформированностью рече-акустической слуховой системы. Характерны те же ошибки, что при 1 виде дисграфии, но ребенок при этом говорит правильно.

3)Оптико-графическая дисграфия. В результате несформированности оптических процессов (не так запомнил глаз или рука). Замена букв сходных по начертанию:

-Недописывание по количеству элементов: м-л, т-п, ш-и,

-Смешивание букв по расположению в пространстве: д-в, т-ш, п-и

-Смешивание букв по дополнительному несходному элементу: ш-щ, и-ц: и-у.

-Зеркальное письмо

4)Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Этот вид дисграфии наиболее распространен.

-пропуски гласных, слогов

-недописывание

-перестановка

-неоправданные слияния (предлогов и т.п.)

-разрывы (вдуп ле)

5)Аграмматическая дисграфия.

Неумение согласовывать, управлять (глагольное управление), выпуск предлогов.

Перед выполнением любого задания, ребенок, страдающий ММД, должен сосредоточиться. Если в этот момент его кто-то отвлек, если в классе откроется окно и т.п., он вообще не услышит того, что говорит учитель. Память нашего ребенка страдает именно в том отношении, что он не запоминает длинной последовательности. Дети с ММД не в состоянии достичь автоматизации навыков столь же быстро, как их сверстники. Вскоре после начала урока наш ребенок понимает, что «выпал» из общего потока, из общей работы в классе. Если, вдобавок, он чем-то расстроен, если сегодня один из тех «плохих» дней, если он предчувствует, что все его попытки и старания ни к чему не приведут, можно себе представить, какой будет результат! Эта неспособность делать что-то автоматически, неспособность управлять своим вниманием и концентрацией, является основной трудностью ребенка с ММД.

Дисграфия, дислексия, наподобие врожденной неспособности различать цвета (дальтонизм) или звука (отсутствие музыкального слуха) не является признаком умственной отсталости, нежелания учиться или плохой работы учителя. К сожалению, мы очень часто путаем причины и следствия.

Группа помощи детям с ММД (учитель-родители-врач)

В этой группе учитель является главным действующим лицом. Являясь как бы связующим звеном между школой, как системой образования, и отдельным учеником, учитель ежедневно имеет дело с самым корнем проблемы. Он имеет возможность первым обнаружить у ребенка нарушение способности к обучению и должен взять на себя обязанность сообщить об этом родителям. Более того, в целом ряде случаев учитель является единственным человеком, кто придумывает и реализует коррекционные мероприятия с отстающим учеником и помогает ему преодолеть школьную неуспеваемость. К этой группе относятся учителя, которых интересует не болезнь сама по себе, а ребенок с его проблемами и затруднениями. Они понимают, что дети имеют индивидуальные способности и стараются относиться к каждому ребенку так, как необходимо именно в данном случае. Стараются максимально индивидуализировать обучение. Учитель должен

понимать, как боится ребенок сделать какую-то оплошность и тем самым обнаружить перед всеми свою слабость и несостоятельность. Педагог должен подчеркнуть все хорошее и не замечать плохое. Кроме установления хороших отношений с ребенком, учитель старается завязать контакт с его родителями. Родители являются важнейшими участниками «спасательной команды» и нуждаются в специальном руководстве для согласования их действий с действиями учителя.

Основные советы и правила для учителя:

1)Постарайтесь заменить речевые способы передачи информации графическими.

2)Разрешите ребенку пользоваться любыми способами решения задачи, которые ему помогут. Пусть он водит пальцем по строчке во время чтения, пусть считает на пальцах и т.п.

3)Родителям не стоит выполнять домашнее задание за ребенка.

4)Пусть ребенок проговаривает текст при письме. Таким образом, вы вводите в действие мультисенсорный подход к обучению ребенка с ММД.

5) Поддерживайте достижения ребенка. Изучайте тот способ, который помогает учиться данному ребенку.

6)Учите ребенка сразу по рукописному тексту, поскольку здесь между буквами нет разрыва, как в печатном тексте.

7)Не придавайте особой важности в глазах ребенка и его родителей оценкам за контрольные работы. Однако надо дать ребенку понять, как рад учитель и все окружающие в том случае, когда ему удается достичь хороших результатов.

Необходимо понять, что сам факт попытки помочь, а не наказывать, является уже огромным шагом вперед в плане коррекции.

Учитель – врач . Учитель помогает ребенку преодолеть нежелание принимать лекарства. Вся коррекция должна проходить в сопровождении врача. Медикаментозные средства, такие как лекарства, физиотерапия, массаж, мануальная терапия плюс занятия спортом могут значительно облегчить жизнь нашего ребенка на должном уровне, особенно, когда ребенок начинает делать первые успехи. Скептически настроенные родители часто склонны в большей степени прислушиваться к мнению учителя, нежели врача. Учитель, понимающий болезненную сущность тех нарушений, будет способствовать достижению основной цели - помочь ребенку достичь максимума, реализовать свой истинный потенциал в обучение.

Родители. В зависимости от отношения к ребенку и его проблеме, родителей можно подразделить на 3 типа. К первой группе мы отнесем тех, кто отрицает саму возможность каких-либо нарушений у ребенка. По их мнению, их ребенок всегда был настолько смышлен и сообразителен, что его неуспеваемость в школе может объясниться только плохим обучением.

Родители второго типа понимают, что ребенок плохо справляется со школьным обучением. Но они считают, что будь учитель немного более строг с ребенком, более требователен, результаты были бы куда лучше.

Родители третьего типа реалистически оценивают своего ребенка и с готовностью следуют всем советам, если они видят искреннюю заинтересованность специалиста. Они сами активно ищут тех специалистов, кто мог бы им помочь.

Ребенок – родители . Ребенок нуждается в том, что бы его любили таким, какой он есть («приятие»), ему необходимо чувствовать себя включенным в структуру семьи («включенность»), он нуждается в заботе со стороны родителей («забота»). Вот 3 фактора – приятие, включенность, забота, которые образуют фундамент хороших внутрисемейных отношений.

Родители – учитель. Отношение родителей с учителем требуют определенного уровня откровенности и самоуважения. Как только родители поймут, что учитель заинтересован в их ребенке и хочет ему помочь лучше учиться, у них возникает чувство доверия и уважения к учителю. Если учитель пользуется индивидуальной системой поощрения, выставления оценок или временно отменяет оценочную систему, чтобы снять травмирующий ребенка элемент соревнования, он должен поставить родителей в известность.

В моей практике было два ученика с диагнозом ММД. В обоих случаях наблюдалась неусидчивость, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Дети часто отвлекались, просили выйти, не могли усидеть на месте, вскакивали, если звонил телефон, кто-то пришел. В условиях обучения таких детей на дому работа с ними упрощается. Я могла регулировать время урока, чаще делать перемены, периодически отвлекать ребенка на посторонние темы или менять вид работы. Определив, какой у данного ребенка преобладает тип памяти, я могла, опираясь на «здоровый» анализатор правильнее подобрать материал, построить урок.

У обоих моих учеников была дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза с элементами оптической дисграфии. Работа на уроках русского языка усложнялась. Приходилось делить урок на три части. Начало урока отводилось на новый материал (т.к. к концу урока ребята были уже несобранны и их внимание рассеяно). Вторая часть урока - на проведение работы по профилактике и исправлению дисграфии, и третья часть урока – на повторение материала, пройденного ранее. Ученики попали ко мне в третьем классе. Проблемы с обучением у них возникли еще в первом, поэтому часть материала, изучаемого раньше, осталась ими не усвоенной.

Работа по исправлению дисграфии мной проводилась следующая:

Мы не можем работать с нарушенной функцией. Развивая эту функцию, надо опираться на сохранные анализаторы.

-Много внимания фонематическим процессам, звукопроизношению. При письменной работе ученик сначала проговаривает слово вслух, как бы сам себе диктует. Четыре компонента на каждом уроке: 1)слушать 2)говорить 3)читать и только затем 4)писать

-Активно использую схемы слов. Они различны и зависят от нарушения, наблюдаемого у ребенка. Например:- при оптической дисграфии у ребенка не сформировался образ букв б- д, и просим, опираясь на фонетическое восприятие, сделать схемы к этим словам, выделяя только заданные буквы

Доброта д-б----, барабан б---б--, бедро б-д-- и т.д.

При нарушении звукового анализа и синтеза можно использовать как схемы предложений, так и схемы слов. Котенок играет. \___ ____. Котенок играет в мячик. \___ ___ _ ___. Котенок играет в мячик на траве. \___ ___ _ ___ _ ___. Пушистый котенок играет в мячик на ковре. \___ ___ ___ _ ___ _ ___.

Выделить в слове только гласные: подарок -о-а-о- или просто графически (-гласный, о согласный) –о-о-о-

Составить слово по схеме –о-о-а (корова, солома и т.д.). –а-а каша, Маша, наша, рана, кара, фаза.

-о- сок, рок, кок, ток, бок.

-Составить слово из 1-го звука слова р ука

2-го звука слово р а на

3 –го звука слово ре к а рак

-Графические диктанты. Ученик записывает через запятую только кол-во букв в слове. Я диктую: стол, дуб, ворота, нос, дрова и т.д. Ребенок записывает: 4,3,6,3,5.

Определение количества слогов и ударного слога: Х – ударный слог, х – безударный слог.

Диктую: лошадь, велосипед, макароны. Хх, хххХ, ххХх - записывает ребенок

-Можно использовать тактильный анализатор для формирования образа буквы. Из мелкой наждачной бумаги вырезать нужные буквы и попросить ребенка с закрытыми глазами найти нужную букву.

Так же даются всевозможные задания на развитие внимания, памяти, игры с буквами и словами, работа с деформированным текстом, задания на расширения словарного запаса.

Удержать внимание ребёнка не всегда легко. Несмотря на то, что схему урока я стараюсь не менять, форму заданий приходится менять. Наряду с ЭОР, использую и давно проверенные. Это и работа с мячом (бросаю мяч и одновременно говорю задание, ребёнок обдумывает и отвечая бросает мяч мне. Задание зависит от предмета, темы и т.д. Например: назови слово с удвоенной согласной, 47+17=?, астероид - это звезда? и т.п.). Развивает координацию, реакцию, внимание.

Использование самодельных пазлов (это может быть как географическая карта, так и математическая формула). Развивает память, усидчивость, внимание.

Работа с пальчиковыми или перчаточными куклами (например при изучении диалога). .

Важно помнить, что игра в школе должна приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставлять его напряжённо мыслить. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Есть ещё множество приёмов, чтобы разнообразить и оживить урок. Надеюсь, что-то из моего опыта поможет Вам.

Оценочная система.

Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие психологические проблемы. В школе они чувствовали свою неуспешность, не верили в свои силы, боялись отвечать на уроках, получали, зачастую, только плохие отметки, чувствовали по отношению к себе недовольство и раздражение учителей, родителей, насмешки одноклассников. Придя к нам, они боятся перемен, не верят в себя.

Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами, начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.

3 этапа:

1)Продолжительность этапа зависит от ребёнка, насколько быстро ему удалось адаптироваться к новым условиям обучения, выйти из психологического кризиса. На этом этапе не ставится «3» и «2» , оценки слегка завышаются, даются дополнительные задания, с которыми ребёнок точно справится и сможет получить хорошую отметку. Проводится беседа с родителями, объясняется принцип оценочной системы. Только когда ребёнок раскрепостился и поверил в себя, переходим ко второму этапу.

2)Перестаю завышать оценки, добавляю «3». Обязательно сохраняю дополнительные задания, посильные ребёнку, делая тем самым переход более мягким.

3)Пользуюсь всей оценочной шкалой, сохраняя возможность ребёнку проявить себя в дополнительных заданиях, творческих работах.

Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложно, но и необычайно интересно. Они всегда дают нам толчок к творчеству. Желаю Вам удачи!

Используемая литература и интернет ссылки.

Гарольд Б. Леви «Квадратные колышки к круглым отверстиям»

Когда родители жалуются на неуправляемость своих детей, мне в большинстве случаев хочется им сказать (что я обычно и делаю): «Да вы просто не видели по-настоящему неуправляемых и потому не понимаете, как вам повезло». …Этот ребенок промчался по реабилитационному центру, как ураган. Казалось, он одновременно присутствует в 3–4-х местах. Он лез повсюду, хватал все, что попадалось под руку, задавал вопросы и, не дожидаясь ответа, несся дальше.

Особенно приглянулся ему черный факс, стоявший на столе у директора. Факс был новый, и директор им очень дорожил. Когда ребенок потянулся к факсу в десятый раз, директор не выдержал и прикрикнул. Малец кинулся на него с кулаками! У мамы в глазах навсегда застыл испуг, и она только страдальчески повторяла: «Валерик, не надо! Валерик, поди сюда! Валерик…» Это, конечно, крайний случай. Хотя тоже небезнадежный. Совместными усилиями с врачом-психоневрологом нам удалось достаточно хорошо скорректировать поведение несчастного мальчика. Полгода он занимался по индивидуальной программе, затем прошел занятия в психокоррекционной группе. И хотя поведение его небезупречно, это небо и земля по сравнению с тем, что было на первичном приеме. Когда он впервые появился на нашем горизонте, Валерику уже исполнилось семь лет. Он умел читать и считать, но ни о какой школе речи, естественно, идти не могло, ведь Валерик был неспособен спокойно просидеть и двух минут. Теперь он учится во втором классе. Детей там, правда, всего семь или восемь, но раньше-то Валерик и при одном ребенке приходил в такое неистовство, что его было не унять. А сейчас он высиживает по четыре урока и по мере сил старается общаться с детьми.

Хочет, но не может

Между спокойным, покладистым ребенком и тем неукротимым ураганом, который являл собой на первом приеме Валерик, конечно же, существует масса градаций. И большинство родителей, записывающих своих строптивых детей в неуправляемые, ошибается. Управлять строптивцем нелегко, но и не так сложно. Очень многие резвые, шустрые дети, на которых учителя и школьные психологи спешат навесить ярлык гиперактивности тоже вполне управляемые, хотя и требуют определенного подхода.

Как же отличить просто активного ребенка от гиперактивного? И неуправляемого - от своевольного?

Кратко я бы ответила так: гиперактивный ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. ИМ ВЛАДЕЮТ. Владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой куда-то бурным потоком страстей. То есть при всей своей внешней активности, внутренне он совершенно пассивен. Куда его понесет - туда и понесется.

Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

Своевольные дети вполне могут одерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если распоясываются (например, в магазине, когда им отказываю в какой-то покупке), то это значит, что они абсолютно уверены в своей безнаказанности: мама при чужих не посмеет их отшлепать. Получив решительный отпор, строптивцы быстро «входят в разум».

Гиперактивные дети, наоборот, на людях ведут себя хуже, чем дома, поскольку контакты с чужими действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных детей, мастерски умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует цели повыкаблучиваться и добиться-таки своего. Строптивец НЕ ВЕРИТ в то, что его плохое поведение может повлечь за собой какие-то неприятные последствия. Гиперактивный ребенок этого НЕ ПОНИМАЕТ. Он часто совершает какие-то опасные поступки (например, хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть дороги), но делает это из-за своей неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений или хочет пощекотать кому-то нервы.

Очень четко выявляется разница между действительно неуправляемыми и своевольными детьми на психокоррекционных занятиях по нашей методике с И. Я. Медведевой. Своевольный ребенок не желает показывать себя с плохой стороны (скажем, отказывается разыграть сценку, как у него испортилось настроение, поскольку тогда придется продемонстрировать свои капризы). Он прекрасно понимает, что поступает нехорошо, и ему стыдно. В лучшем случае, можно уговорить его разыграть подобную историю не про себя, а про какого-то другого мальчика или девочку. Или про зверька.

Гиперактивный же ребенок не даст отрицательной реакции на такое задание, а с удовольствием зайдет за ширму. Через минуту он, правда, может выбежать оттуда, но не из чувства стыда. Просто его понесло дальше. У такого ребенка снижена самокритика. Складывается впечатление, что он не отдает себе отчета в своих поступках, охотно показывает драки, не может остановиться, быстро теряет сюжетную нить.

Двигательная расторможенность сочетается у гиперактивного ребенка с пониженным вниманием. Оно хаотично переключается с одного предмета на другой, которые случайно оказываются в поле его зрения. Такое поведение специалисты называют «полевым». Он хватается за то, за это, ничего не доводят до конца. Часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов. В группе постоянно выскакивает вперед, а выйдя выступать, - не знает, что говорить. Не слушает обращенную к нему речь. Ведет себя так, будто рядом никого нет. С детьми играть не умеет, пристает к ним, чуть что - начинает драться.

Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь, повторяю, такой ребенок действительно НЕ МОЖЕТ сдерживаться. Кричать на него - все равно что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.

Кто виноват?

Когда в семье рождается больной ребенок, родные обычно задаются вопросом: «В кого он такой?» А за ним явно или скрыто просматривается вопрос: «Кто виноват?»

Гиперактивным детям обычно ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). Это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего либо когда ребенок еще находился в утробе матери (например, при тяжелом токсикозе или резусконфликте), либо при родах, либо из-за тяжелых заболеваний в первые месяцы после рождения.

Так что наследственность тут, судя по всему, ни при чем. А поиск виновных, даже если они были (скажем, неопытная акушерка), ни к чему конструктивному в данном случае не приведет. Родным лучше не перекладывать вину друг на друга, а сплотиться вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы он выправился.

Каково быть матерью гиперактивного ребенка?

По моему глубокому убеждению, самый трудный» детский возраст - вовсе не переходный, а от года до двух-двух с половиной, когда малыши уже бегают, повсюду залезают, но соображения у них еще маловато. Голова явно не поспевает за руками и ногами. Большинство детей этого возраста находится в постоянном движении, а матери - в вечном напряжении. Чуть ребенок затихнет, значит, жди подвоха.

Но годам к трем ребенок обычно успокаивается, становится разумней, и мать может немного расслабиться.

Матери гиперактивных детей (по американским данным мальчики страдают этим примерно в 4 раза чаще, чем девочки) и после трех лет не могут расслабиться ни на минуту. Это, конечно, безумно тяжело. Я всего один день (вернее, вечер) побыла на месте такой женщины и на всю жизнь запомнила свою усталость и отчаяние.

В три года моему младшему сыну сделали небольшую операцию, и он сутки вынужден был оставаться в постели. Когда ему разрешили встать, он сделался неуправляемым. Насколько я понимаю, так подействовали на него пережитое потрясение и вынужденная неподвижность. Никого не слыша и не видя, Феликс с быстротой звука носился по коридору, и лицо его, обычно лукавое и смышленое, напоминало застывшую маску. Мне стало страшно. Я подхватила его на руки. Он вырывался, отбиваясь руками и ногами, и, по-моему, не узнавал никого вокруг. Врач еще утром предупредил меня, что бегать ребенку нельзя, поэтому я держала Феликса изо всех сил и пыталась отвлечь. Сколько продолжалась наша борьба, я не помню. Помню только, что когда он наконец затих, я была совершенно измочалена. Феликс спал, а я с тоской думала: «Неужели завтра это повторится снова?»

К счастью, наутро его расторможенность исчезла, как наваждение.

Так что когда я слышу от учителей или психологов нелестные комментарии в адрес матери гиперактивного ребенка (дескать, она безучастна, клуша какая-то, или, наоборот, шагу ему ступить не дает, подавляет), мне хочется сказать: «Неизвестно, как бы вы вели себя на ее месте. Вполне возможно, сошли бы с ума от напряжения».

В зависимости от особенностей своей психики матери реагируют на постоянный стресс по-разному. У одной включается защитное торможение. «Конь-огонь» на голове будет стоять, а ее это вроде бы не касается, хотя в глубине души она будет сгорать со стыда. Вторая, наоборот, все время начеку, контролирует каждый шаг неистового чада, досадует, нервничает передает ему свою нервозность… Конечно, оба стиля поведения неправильны, неконструктивны, но мне кажется, прежде всего этих женщин следует пожалеть. Жизнь с ребенком, которого приходится поминутно снимать то со шкафа, то с люстры, - тяжелое испытание.

Когда матери стыдятся буйства сыновей или дочерей, окружающими это подчас воспринимается как знак нелюбви. А по-моему, наоборот, это свидетельствует в их пользу. Гораздо хуже, когда мать во всем оправдывает ребенка, обвиняя других родственников, соседей, воспитателей, учителей в жестокости, нетерпимости, негуманности и прочее. (Дескать, у нас страна такая, все злые, как собаки, друг друга ненавидят, глотку готовы перегрызть.) Это значит, что мать тоже неадекватно воспринимает ситуацию, у нее тоже расшатаны или вовсе отсутствуют понятия о нормах поведения, и служить своему ребенку опорой она не может. В таком случае коррекция детского поведения существенно затрудняется. Кроме того, внушая ребенку, что мир ему враждебен, мать сеет в нем дополнительные страхи. А гиперактивные дети и без того очень тревожны, хотя неискушенному человеку может показаться, что они абсолютно бесстрашны, «без комплексов».

Особенно тяжело приходится женщинам аккуратным, в которых нет ни тени богемности. Они любят порядок и уют, а в их квартире с утра до ночи бушует стихия. Оптимальный вариант - когда мама безоговорочно принимает больного ребенка, беззаветно любит его, но проявляет при этом ЛАСКОВУЮ СТРОГОСТЬ. И об этом имеет смысл поговорить поподробней.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Поначалу, чуть ли не самое главное, на мой взгляд, это впустить в сознание, что ребенок БОЛЕН. Казалось бы, чего проще? Конечно, болен, раз он так себя ведет. Но всерьез считать его состояние болезнью людям бывает трудно. Причем, ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО ОН ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК. Так шумно, буйно, АКТИВНО. А классический образ больного прямо противоположен: больной лежит в постели, он вял и ПАСИВЕН. Этот стереотип настолько прочно застрял в нашем подсознании, что мы не можем от него отрешиться. И подчас предъявляем к ребенку требования как к здоровому.

Когда же родитель, наконец, впустит в сознание горькую мысль, возникает другая трудность. Некоторые (конечно, не все) начинают больше всего жалеть себя. Думают: «За что мне такой крест? Почему мне, а не кому-то еще?» Ну, а когда человека захлестывает жалость к себе, у него не остается сил жалеть других. И возникает раздражение. Оно накапливается, накапливается, периодически прорывается и выплескивается на ребенка. В следующий момент родителю становится стыдно, он спешит загладить свою вину, делает ребенку поблажки, может быть, даже заискивает перед ним. Потом опять чувствует себя бедным-несчастным, опять раздражается…

На этом этапе важнее всего научиться жалеть не себя, а ребенка. Не только потому, что он действительно достоин гораздо большей жалости (ведь болен-то все-таки он, а не вы!), но и потому, что у вас ПРОСТО НЕТ ДРУГОГО ВЫХОДА. Иначе все усилия ему помочь окажутся сизифовым трудом. Как себя разжалобить - каждый определяет сам. Тут готовых рецептов быть не может и не должно. Кому-то достаточно вспомнить, как он однажды страшно волновался, как не находил себе места и как его ранило равнодушие, а то и досада близких. Кто-то с трудом может поставить себя на место ребенка, у него безотказно срабатывает психологическая защита, но потом приоткрывается некий клапан, и человека пронзает сострадание. Кому-то помогает молитва. А кто-то вразумляется, лишь поняв, что он этого неудобного, буйного, шумного ребенка может потерять. И с той же страстью, с которой раньше вопрошал: «За что мне такой крест?», умоляет Бога не отнимать его. Допустим, и этот этап будет пройден. Однако вы еще не миновали всех подводных рифов. У многих родителей, жалеющих нездорового ребенка, возникает соблазн ему потворствовать, дабы «не нервировать». Тем более, что и некоторые специалисты, к которым они обращаются, советуют «быть с ним очень осторожными». Спору нет, осторожность необходима. Вот только что под ней в данном случае понимать? Чего надо остерегаться?

Гранитные берега для бурлящего хаоса

Когда ребенка мучат гастрит или аллергия, врачи тоже советуют матери проявлять осторожность. Но это не значит, что она должна потакать всем вкусовым прихотям сына или дочки. Наоборот, несмотря на протесты, детей сажают на диету. И никакие истерики не могут поколебать решимости матери выполнить предписания врача. Не могут, потому что она понимает: иначе будет хуже. И самый своевольный ребенок смиряется. Бывает забавно наблюдать, как строптивец, вроде бы «не признающий никаких запретов», добровольно отказывается от шоколада, говоря: «Мне этого нельзя».

Аналогичную картину можно наблюдать в сотне других случаев, когда речь идет о телесных заболеваниях. Когда же доходит до психики, в восприятии родителей что-то вдруг меняется. Начинаются разговоры о трудностях, о несовместимости характеров, о нехватке времени и т. п. Возникает соблазн просто расширить рамки дозволенного, убедить себя и других в том, что поведение ребенка в общем-то нормально, все не так драматично…

Вероятно, фокус здесь в том, что психику нельзя увидеть, нельзя потрогать. А того, что не видишь, как будто и нет…

На самом деле, гиперактивный ребенок нуждается в психической диете не меньше, чем ребенок с больным желудком - в диете питательной. И соблюдать ее следует так же неуклонно. Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия - тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение.

Гиперактивным детям больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушать (так же как аллергик поначалу жаждет полакомиться шоколадкой или апельсином), но если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут. Полезно вывесить на стене подробное расписание и апеллировать к нему как к некой данности, не зависящей от вашей воли. На многих дошкольников это действует мобилизующе.

В то нее время, естественно, нужно делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, тормозной путь длиннее обычного. Поэтому если, допустим, ему пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.

Строгая дисциплина требуется и от родителей. Однако для них она выражается прежде всего в том, что они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Трудно? - Но ребенку выполнять ваши требования еще труднее, однако вы все-таки чего-то добиваетесь. Если ему шесть лет, то вы, наверное, уже научили его читать, а это, уверяю вас, задача куда серьезней, чем приучиться к сдержанности.

Возбудимому ребенку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятых, ярких впечатлений для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако, если вы видите, что он начинает перевоза буждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть». Пусть у ребенка сохраняются приятные воспоминания от его появления на людях. А то он начнет бояться совершать промахи и от этого будет вести себя еще хуже.

Чрезвычайно важно научиться ловить тот момент, когда он начинает перевозбуждаться, но еще не перевозбудился окончательно.

Это требует от матери обостренного внимания, но его вполне можно натренировать. Научились же вы когда-то определять по плачу младенца, чего он хочет. А со стороны это казалось совершенно непостижимой наукой. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее, расслабляющее. Например: «Погоди-погоди-погоди… Ну-ка подожди, я тебе что расскажу… Сейчас… сейчас мы с тобой… знаешь, что мы с тобой сейчас сделаем? Мы сейчас с тобой пойдем на кухню, достанем… что мы достанем? Нет, не кастрюлю… и не сковородку и даже не тарелку… Мы с тобой достанем… такую вкусную, такую красивую морковку (яблоко, конфету и т. п.)».

Повторение слов создает ритм, завораживает, а телесный контакт со взрослым, особенно с матерью, великолепно расслабляет.

Детей от 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог (не о причинах их плохого поведения, а на какую-то постороннюю, интересную тему). Задавайте простые вопросы, не требующие пространных ответов. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего хаоса. Чтобы включиться в диалог, ему придется волей-неволей обдумывать свои ответы и вырываться из-под власти эмоций. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными - особенно. Между тем именно с ними взрослые, как правило, изъясняются либо при помощи команд («убери», «сделай», «не трогай»), либо разражаются длинными, эмоциональными монологами, которые по большей части оказываются монологами в пустоту.

Вообще, таким детям надо усиленно «развивать голову». Не в смысле обучения счету, чтению и письму. Этому сейчас уделяется даже чересчур много внимания. Я имею в виду развитие привычки осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей.

Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, «влезть в чужую шкуру», отрепетировать правильные модели поведения.

В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант - хороший вариант». Скажем, разыгрывается, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой. А потом - положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки должны усложняться, разнообразиться, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.

Детский сад таким детям противопоказан. Лучше даже не пробовать, чтобы не нанести ребенку травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте одного, максимум двух к себе домой и держите их игры под контролем, чтобы в случае чего быстро вмешаться и не дать разгореться конфликту.

Вы скажете: «А как же приучать его к коллективу?»

Всему свое время. Для гиперактивного дошкольника важнее всего общение с ласковой, терпеливой мамой.

Все дети охотнее обучаются чему-либо, если им интересно. Это банальная истина. Но почему-то у многих родителей «трудных» детей она вызывает негодование. Им хочется, чтобы дети учились «просто так». Гиперактивного ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно заинтересовывать. Иначе ничего не получится. Это данность, которую придется принять, даже если вам глубоко противно. Причем интерес у него нестойкий, летучий. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном и том же. Поэтому, обучая его чему-либо, необходимо чередовать виды деятельности, часто привносить в процесс что-то новенькое, подкреплять интерес ребенка самыми разными способами.

Скажем, Валерик, о котором упоминалось в начале статьи, на первых занятиях не мог удерживать внимание больше нескольких минут. Он все делал, как метеор: рисовал, писал цифры, буквы. Раз - и его уже нет на стуле. Мы с ним устраивали многочисленные перерывы, когда я разрешала ему просто побегать, но потом снова возвращались за стол или за театральную ширму. Там все время происходило что-то новое: появлялись новые игрушки, давались новые задания. Однако главная моя цель оставалась неизменной: я тренировала его внимание, учила диалогу. Постепенно паузы укорачивались, Валерик становился усидчивей, и когда его включили в группу из шести детей с родителями, он неплохо выдерживал полутора-двухчасовые занятия с одним перерывом.

Поскольку у гиперактивных детей такое рассеянное внимание, нужно постараться, чтобы во время занятий их ничто не отвлекало. Американский доктор Рэншоу советует ставить письменный стол у пустой, ничем не украшенной стены, избегать при оформлении детской комнаты или детского уголка ярких красок и сложных орнаментов. Не давайте гиперактивному ребенку сразу много игрушек. Когда он готовит уроки, выключайте радио, телевизор или магнитофон.

Известный российский психиатр проф. Ю. С. Шевченко, много работающий с гиперактивными детьми, советует родителям составить список жалоб на поведение ребенка, однако, указывать не обобщенные названия, типа «капризы», «непослушание», «неаккуратность», а определить четкие, максимально простые и понятные поведенческие «мишени»: «бьет сестру», «не всегда чистит зубы по утрам», «разбрасывает свои вещи», «берет чужое без спроса» и т. п.

Таким образом, критикуются не качестве ребенка, которые ему трудно изменить, а его конкретные поступки. Ребенку легче понять, чего от него хотят. А взрослые могут выстроить иерархию целей и не требовать всего сразу.

Кроме того, это хороший тест для самих родителей. Очень часто они понимают, что предъявляли к ребенку завышенные претензии» требовали от него совершенства. Чего стоят хотя бы такие жалобы: «НЕ ЛЮБИТ выносить мусор», «НЕ ЛЮБИТ, когда ему делают замечания», «НЕ ВСЕГДА слушается старших»!

А вы любите выносить мусор?

Не дергайте ребенка каждую минуту. Он просто отключится и не будет вас слышать. Конечно, он должен знать слово «нельзя», но, как и со всеми детьми, надо стараться, чтобы они на собственном опыте убеждались в пагубных последствиях своих проступков. Безусловно, с гиперактивными детьми в этом смысле следует быть более осмотрительными. Но все равно, если у ребенка нет реального опыта расплаты за непослушание, он перестает верить предупреждениям взрослых.

Классический пример: малыш грудного возраста упорно тянется к чайнику. Можно трепать себе нервы, сто раз повторяя «нельзя» и рискуя тем, что для него это превратится в забавную игру. А можно дать ему потрогать горячий чайник. Не раскаленный, но горячий. Тогда малыш не обожжет руку до волдырей, но почувствует боль. Большинство детей усваивает этот урок с первого раза. Гиперактивному ребенку одного раза, скорее всего, будет недостаточно, однако, это не значит, что «до него ничего не доходит». Доходит. Правда, не так быстро, как до других. Должны же они хоть что-то делать медленней остальных!

Лекарства

Для многих родителей мысль о медикаментозном лечении кажется непереносимой. Они готовы обращаться к кому угодно: к бабкам, экстрасенсам и прочим «целителям», выполнять самые дикие рекомендации, но только не давать ребенку таблетки, которые прописывает психиатр.

Другие полностью уповают на психотерапию, занимаются с психологами, пробуют разные методики и подходы.

Однако при органических нарушениях любые, даже очень эффективные психолого-педагогические методы будут работать вполсилы. Раз мозг поражен, значит, его надо лечить. А параллельно учить - терпеливо, настойчиво учить ребенка, как надо себя вести. Ведь ни одна таблетка этому не научит.

Что касается побочных эффектов, то, во-первых, детям обычно дают лекарства в микродозах, а во-вторых, гораздо вреднее, когда ребенок постоянно возбужден, «варится» в таком хаотическом «бульоне» и выматывает всех, в том числе и себя. Помимо всего прочего, это затормаживает его развитие, ведь большая часть энергии расходуется не по назначению.

Подбор лекарств - дело тонкое. Во многом, в этом и состоит искусство врача. Поэтому постарайтесь найти специалиста, к которому вы проникнитесь доверием, и если вам будет казаться, что лекарство оказывает какой-то не тот эффект, не стесняйтесь лишний раз к нему обратиться.

Коррекционные игры

Частая ошибка родителей и педагогов, как отмечает проф. Шевченко, заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности. То есть возлагают на него триединую задачу, с которой не всякий взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у ребенка в дефиците.

Гораздо полезней тренировать каждое качество по отдельности. Даете игру, требующую сосредоточения, не ограничивайте импульсивность и движения ребенка. Развивая усидчивость, не напрягайте активное внимание. Когда ребенок учится сдержанности, не нагружайте его интеллектуально.

Игр, помогающих развивать внимание, тренировать усидчивость и выдержку, достаточно много. Я приведу здесь лишь несколько.

Развитие внимания

Хорошо развивает внимание игра «Хлопки»: ребенок должен «отхлопывать» ритм, заданный ведущим. Сначала простенький, затем - более сложный.

«Отражение в зеркале»: надо повторять за ведущим его жесты. Усложненная разновидность этой игры - «Опаздывающее отражение» (воспроизведение предыдущего движения начинается тогда, когда ведущий уже показывает следующее). Можно договориться о пропуске каких-либо движений (например, приседаний или наклонов вперед).

Полезны игры с мячом типа «Съедобное-несъедобное».

Тренировка усидчивости, преодоление расторможенности.

Игры типа «Замри-отомри». Можно просто договориться о том, что игроки должны пребывать в неподвижности в течение определенного времени. Постепенно эти интервалы должны удлиняться. Можно играть в «День-ночь»: когда ведущий говорит: «Ночь», игроки замирают. Когда объявляется «день», разрешается двигаться. Очень любят дети игру «Море волнуется раз». «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, - говорит ведущий, - морская фигура на месте замри». Побеждает тот, кто дольше всех простоит, не шелохнувшись.

Тренировка выдержка, контроль импульсивности

«Барыня прислала сто рублей, что хотите - то берите, черное с белым не носите, «да» и «нет»» не говорите»: ребенку задают вопросы, а он, отвечая, должен соблюсти вышеуказанные условия. Можно наложить запрет и на какие-нибудь другие слова или действия.

«Продолжи ритм» - каждый игрок воспроизводит ритм, добавляя один хлопок. «Продолжи фразу» - играющие строят предложение, повторяя сказанное предыдущими игроками и добавляя свое слово. Для расторможенного ребенка удержать в памяти 8-10 слов - огромное достижение. Детям среднего школьного возраста игру можно усложнить: пусть добавляют не слово, а предложение. Это будет игра «Продолжи рассказ». Когда вы добьетесь заметных успехов в играх с нагрузкой на одну функцию, переходите к комбинированным. Например, попробуйте поиграть в жмурки, не завязывая ребенку глаза, а предложив их просто закрыть. Скажите: «Это будет игра на честность». Чтобы оправдать высокое звание честного человека, ребенок хотя бы недолго будет контролировать себя, подавляя желание подглядеть за играющими. Похвалите его за это, ведь для него даже небольшое усилие подобного рода - подвиг.

Ну, и конечно, гиперактивному (как и просто активному) ребенку надо давать возможность выплеснуть свою энергию.

Приобщайте таких детей к разным видам спорта, учите их танцевать, пусть играют в подвижные игры на свежем воздухе и т. п. Но занятия в спортивных секциях, где жесткая дисциплина и тренеры ориентированы на выковку чемпионов, будут для них чрезмерной нагрузкой.

По материалам книги Т. Шишовой



Похожие статьи
 
Категории