Учебная дисциплина - это что такое? Научная дисциплина.

23.09.2019

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра религиоведения

УТВЕРЖДАЮ
Председатель СПС
____________ Г.П. Худякова
«___» __________ 2009 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

Дисциплины Наука и религия
по специальности 031801 «Религиоведение»
форма обучения очное / заочное (6 лет) / заочно-сокр. (3г. 10 мес.)
курс 2 / 2 /1
семестр
лекции
практические занятия
экзамен
зачет
к/работа 3-4 /3-4/1-2
70 / 20/20
35 / 16/16
4 / 4 /2
3 / 3/1
4 / 3

Самостоятельная работа 95 час

Тюмень 2009

При разработке методических указаний по изучению дисциплины в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031801 «Религиоведение».
Выписка из ГОС
ОПД.Ф.07 Наука и религия
Наука и религия в системе культуры; особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире; становление и развитие науки и ее влияние на религию; религиозная и научная картины мира; конфликты науки и религии; от конфликтов к диалогу; теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания; особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук. 200

Методические указания по изучению дисциплины рассмотрены на заседании кафедры «Религиоведение»
Протокол № 1 «10» сентября 2009 г.
Заведующий кафедрой ______________ Г.П.Худякова

Методические указания по изучению дисциплины разработал:
Преподаватель кафедры
«Религиоведения» Д.Н. Майоров, ст. преп.
E-mail: [email protected]

____________________

Методические указания по изучению дисциплины должны содержать:
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цель и задачи дисциплины…………….………………………………….3 стр.
2. Место дисциплины в учебном процессе…………………………………4 стр.
3. Содержание дисциплины………………………………………….………4 стр.
3.1. Тематика лекционных и практических занятий……….…...………….5 стр.
3.5. примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ…...…6 стр.
3.6. примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу...7 стр.
3.7. перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы……………………………………………………..8 стр.
3.8. рейтинговая оценка знаний студентов…………………………………9 стр.
4. содержание самостоятельной работы студентов……………..…………9 стр.
4.1. календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «наука и религия»……………………………………………...……………10 стр.
5. учебно-методическое обеспечение……………………….……………..11 стр.
5.1. Основная литература……………………………….…………………..11 стр.
5.2. дополнительная литература…………………………………………...11 стр.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель дисциплины
Изучить историю взаимоотношения между наукой и религией и показать перспективы их сотрудничества.
1.2 Задачи изучения дисциплины
На основе государственного стандарта по дисциплине «Наука и религия» дать ответы на следующие вопросы:
наука и религия в системе культуры;
особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире;
становление и развитие науки и ее влияние на религию;
религиозная и научная картины мира;
конфликты науки и религии;
от конфликтов к диалогу;
теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания;
особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук
Кроме этих задач необходимо:
рассмотреть историю взаимоотношений науки религии
предложить перспективные модели взаимодействия науки и религии на примере их взаимодействия на Западе и Востоке в XX и XXI веке.
показать, как в различных религиозных течениях решался вопрос в древности и в настоящее время.
1.3. Результаты обучения
иметь четкое представление об объекте, предмете и методах соответствующей дисциплины;
владеть основным понятийно-категориальным аппаратом и методологией;
понимать соотношение религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, различного характера взаимоотношения религии и науки в зависимости от исторических обстоятельств, от содержания религиозных и научных концепций, понимать смысл религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В рамках изучения дисциплины необходимо знакомство с историей естествознания, изучаемом в курсе концепции современного естествознания, философией науки, изучаемой в истории философии, основными представления о религии, которые изучают в истории религии.

3.1. Содержание лекционных занятий

1 Научное и религиозное освоение действительности. 10/2/2 Вводная лекция
2 Научная картина мира 10/2/2 Лекция
3 Человечество 8/4/4 Лекция
4 Теизм 8/2/2 Лекция
6 Христианское богословие 8/4/4 Лекция
7 Мировые религиозные традиции 10/4/4 Лекция
8 В поисках знания и мудрости 8/2/2 Лекция
ИТОГО 70/20/20
3.2. Содержание практических занятий

№ п/п Наименование тем и их содержание Кол-во часов Методы преподавания
1 Научное и религиозное освоение действительности. 5/2/2 Обучающий контроль
2 Научная картина мира 5/2/2 Обучающий контроль
3 Человечество 5/2/2 Обучающий контроль
4 Теизм 5/2/2 Обучающий контроль
6 Христианское богословие 5/2/2 Обучающий контроль
7 Мировые религиозные традиции 5/2/2 Наглядный метод (проект)
8 В поисках знания и мудрости 5/2/2 Дискуссия
ИТОГО 35/16/16
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Научное и религиозное освоение действительности. Область взаимодействия.
Наука и религия как феномены культуры. Особенности научного и религиозного освоения действительности. Источники знания в религии и науке: опыт, разум и Откровение. Мистический опыт и научный эксперимент сравнительный анализ. Религиозная и научная структуры знания. Вера, разум, Откровение. Эксперимент, гипотеза, теория. Исторические этапы развития культуры и место в ней религиозных и научных форм освоения действительности. Некоторые исторические примеры. Галилей. Дарвин. Природа науки. Сложности. Некоторые ответы. Критический реализм. Природа богословия. Богословская дискуссия. Виды взаимодействия. Конфликт. Независимость. Диалог. Интеграция. Гармония. Ассимиляция. Модели, метафоры и символы. Модели. Метафора. Символ.
Тема 2. Научная картина мира.
Квантовая теория. Принцип наложения/совмещения (суперпозиции). Измерение. Другие составляющие квантовой теории. Метафизические следствия. Космология. Квантовая космология. Антропный принцип. Эволюция: случайность и необходимость. Хаос и теория сложности. Теория хаоса. Порядок из хаоса. Сложность. Время. Обратимость. Стрела времени. Одновременность. Блок-вселенная. Споры о сущности науки в начале XX века. Философские проблемы теории относительности и квантовой механики. Гравитационное, электромагнитное и ядерное поле. Гравитационная постоянная, постоянная скорости света и постоянная Планка - как конституенты реальности. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна. Случайность и необходимость в квантово-механической модели микромира. Континуальность и дискретность в квантово-механических процессах. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Проблемы квантовой теории света. Концепция дополнительности Н.Бора. Теологическое понимание научной революции XX века. Антиномия и парадокс в науке и теологии. Проблема иррационального в науке XX века.
Тема 3. Человечество.
Редукционизм и холизм. Компонентный редукционизм. Редукционизм процесса. Физикализм. Идеализм. Дуализм. Двухаспектный монизм. Философия процесса. Непознаваемость. Сознание. Философия сознания. Функционализм. Эмержентизм. Комплементарность. Личность и душа. Грехопадение.
Тема 4. Теизм.
Природа Бога. Естественное богословие. Исторический обзор. Возрождение естественного богословия. Познаваемость (интеллигибельность). Антропная вселенная. Богословие природы. Сотворение. Творение из ничего. Непрерывное творение. Гуманитарная реальность. Восприятие ценности. Знаки надежды. Заключение.
Тема 5. Божественная деятельность
Однократное действие. Первопричина. Философия процесса. Аналогии с человеческой деятельностью. Воплощение. Нисходящая причинность. Открытая вселенная. Временная соотнесенность Божественной реальности. Чудо. Теодицея.
Тема 6. Христианское богословие.
Откровение. Писание. Традиция. Подход с точки зрения разума. Иисус Христос. Воскресение. Смерть Иисуса. Воскресение Христа. Христология. Свидетельства Нового Завета. Отцы церкви. Современные идеи. Троица. Эсхатология. Человеческая судьба. Судьба вселенной.
Тема 7. Мировые религиозные традиции
Божественное. Варианты отношения. Эксклюзивизм. Плюрализм. Инклюзивизм. Продолжение диалога. Наука как место встречи.
Тема 8. Религиозные и научные представления о космическом и эволюционном. процессе
Две дисциплины. Этические проблемы. Границы. Роль эксперимента. Целостность природы. Основы этики.

3.5. Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ
1. Религия, магия, наука.
2. Миф и наука.
3. Мистика и наука.
4. Отношение религии и науки в эпоху античности.;
5. Отношение религии и науки в Средние века и эпоху возрождения.
6. Отношение религии и науки в эпоху Нового времени.
7. Основные элементы мифопоэтических космогонии.
8. Отношение религии и науки в концепции В. Гейзенберга.
9. Отношение религии и науки в концепции А. Эйнштейна.
10. Отношение религии и науки в концепции П. Тейяра де Шардена.
11. Отношение религии и науки во взглядах Макса Планка.
12. Источники знания в религии и науке.
13. Религия и наука о критериях истинности знания.
14. Принцип детерминизма и идея чуда.
15. Пространство в религии и науке.
16. Время в науке и мифе.
17. Время в науке и религии.
18. Научное понимание числа и религиозная символика чисел.
19. Попытки синтеза науки и религии в XX веке.,
20. Гипотеза Томпсона - Клаузевица с точки зрения линейной и нелинейной термодинамики.
21. Дискуссии между наукой и религией по вопросу возможных миров.
22. Религиозная критика концепций Дарвинизма и их научная оценка.

3.6. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
1. Форма, гармония, мера - в религиозно-мифологических и натурфилософских воззрениях античности
2. Наука о числах и мистика чисел пифагорейцев. Божественное и человеческое в знании чисел
3. Нехристианские представления о Космосе и Земле (Бытие, Иезекииль, Исайя, Апокалипсис)
4. Источники знания в Средние века: опыт, разум и Откровение Космос Клавдия Птолемея и мир Средних веков
5. Место "естественных наук" в средневековой системе знания.
6. "Естественные и сверхъестественные модели вещества" в средневековье.
7. Учения о веществе, природе и космосе в традиции средневековья.
8. Естественная теология и "сверхъестественная наука" в высокой и поздней схоластике.
9. Проблемы движения, "пустоты" и бесконечного пространства как проблемы теологии и науки
10. Проблема центра Вселенной в религии и науке Нового времениБесконечная Вселенная Дж. Бруно
11. Теофания, иерофания и понятие "центра тяжести" Вселенной механики Ньютона.
12. От вопроса "почему?" "естественной теологии" к вопросу "как?" науки.
13. рационалистическое обоснование науки Р. Декартом
14. Деистические и пантеистические представления о Боге. Завершение формирования механистической картины мира в трудах Лагранжа и Лапласа
15. Обоснование "естественной теологии" на основе "второго начала термодинамики" гипотеза Томпсона-Клаузевица. Механистическая и термодинамическая модели Вселенной
16. Взаимоотношение религии и науки в конце XIX века " Споры о сущности науки в начале XX века Проблемы метода теологии и науки: объяснение и понимание
17. Аналогии между квантово-механическими моделями эксперимента и религиозным,опытом: Н. Бор и У. Джеймс.
18. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна.
19. Принцип дополнительности и диалектика С. Кьеркегора.
20. Теологическое понимание научной революции XX века.
21. Антиномия и парадокс в науке и теологии.
22. Проблема иррационального в науке XX века.
23. Неклассическая термодинамика и проблемы креационизма, финализма и телеологизма. Проблемы происхождения жизни и человека в теологии и эволюционных теориях XX века.
24. Попытки синтеза науки и религии: концепция эволюционного монизма П. Тейяра де Шардена. Синтез. Шри Ауробиндо.

3.7. Перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы
1. Укажите принципиальное различие ритуально-символического и логико-дискурсивного типов мышления.
2. В каких из перечисленных феноменах "чудо" играет большое значение: магия, религия, наука.
3. В какой гипотезе второе начало термодинамики соединяется с доказательством бытия Бога. Приведите основные математические понятия, употребляемые к характеристике Бога в христианстве.
4. В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична волновым научным представлениям.В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична корпускулярным научным представлениям. Кто автор принципа дополнительности религии и науки. Назовите основные концепции синтеза религии и науки XX века. Приведите примеры антиномии в теологии и науке. Приведите примеры парадокса в теологии и науке. Сравните атомарную и дхармическую модели вещества. Что такое дхармо-элементы.
5. Является ли эволюция в концепции Тейяра де Шардена ограниченной во времени.
6. Понятия полезной и бесполезной энергии и второе начало термодинамики.
7. Источники знания в науке и христианском богословии. \
8. Основная характеристика отношения науки и теологии у Фомы Аквинского.
9. В какой традиции решался вопрос о возможности Бога передвинуть Вселенную.
10. Сравните понятия: пустота, бесконечное пространство, вакуум.
11.

Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
30 30 40 100

Таблица 2
Виды контрольных мероприятий в баллах

№ Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Активная работа на лекции 2
2 Работа на семинаре по одному заданному вопросу


8
10
3 Текущая проверочная работа 5
4 Активное участие в дискуссии 7
5 Письменная домашняя работа 0-10
6 Создание проекта 5-12
7 Конспект первоисточника 10
ИТОГО 35
8 Активная работа на лекции 2
9 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
10 Письменная домашняя работа 5
11 Активное участие в дискуссии 7
12 Контрольная работа, тест 0-25
13 Рецензирование научной литературы (10 источников) 10
14 Защита курсовой работы 15
ИТОГО 65
ВСЕГО 100

4. Содержание самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра.
Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетами или экзаменами.
4.1. Календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «Наука и религия»

Неделя Тема для самостоятельного изучения Количество часов Самостоятельная работа Форма контроля Литература
(номера источников указаны в библиогра-фии рабочих про-грамм)

Без пре-подава-
теля с препода-вателем с груп-пой

1 2 3 4 5 6 7 8
1-17 Лекции
Практические занятия. 56

46 85,5 3,8 5,7
3, 8 час. Индивидуальные консультации студентов в тече-ние семестра
5,7 час. Консультации в группе перед семестровым контролем, зачетом или экзаменом
1-3 Тема 1. Научное и религиозное освоение действительностиОбласть взаимодействия. 12 12 1,3 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.9-32
4-7 Тема 2. Научная картина мира. 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 4 -с.43-56
8-11 Тема 3. Человечество 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.60-73
12-13 Тема 4. Теизм 12 10 1,4 Вопросы
для семе-стрового контроля 2 -с.76-93
14 Тема 5. Божественная деятельность 12 12,2 1 Вопросы для семе-стрового контроля 3 -с.95-103
15 Тема 6. Христианское богословие 12 11,3 1 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.108-126
16 Тема 7. Мировые религиозные традиции 12 10 1,2 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.129-134
17 Тема 8. В поисках знания и мудрости 11 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 5 -с.136-152
Всего: 95 85,5 3,8 5,7

5. Учебно-методическое обеспечение
5.1. Основная литература
1. Ересько М.Н. Введение в диалоговое религиоведение [Текст] : учебное пособие / М. Н. Ересько. - Тюмень: Печатник, 2006. - 204 с.
2. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Текст] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова; ТюмГНГУ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 240 с.
3. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Электронный ресурс] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова; ТюмГНГУ. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM).
4. Лобазова О.Ф. Религиоведение [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа", а также гуманитарных и социально-гуманитарных вузов, колледжей, лицеев и гимназий / О. Ф. Лобазова; Российский гос. соц. ун-т. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К?, 2008. - 488 с.
5. Пивоваров Д.В. Философия религии [Текст] : учебное пособие / Д. В. Пивоваров; Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 640 с.

5.2. Дополнительная литература

1. Абрамович В. Под знаменем Николы Теслы [Текст] / Велимир Абрамович // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 28-29
2. Волкова Л. Не бубен, а компьютер! [Текст] / Лилия Волкова // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 59
3. Геворкян Э. Время худых коров [Текст] / Эдуард Геворкян // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 26-28
4. Гончаров В. П. О взаимоотношении науки и религии в прошлом и настоящем [Текст] / В. П. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 5. - С. 147-161.
5. Костылев П. Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии [Текст] / П. Н. Костылев // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2011. - № 5. - С. 74-82.
6. Лобачев В. Времена кризисов и надежд [Текст] / Валерий Лобачев // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 2-6
7. Лотман Ю. М. Испытание прогрессом [Текст] / Ю. М. Лотман // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 6-9
8. Москаленко М. Р. Естественнонаучная картина мира и религиозный экстремизм [Текст] / М. Р. Москаленко // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2012. - № 4. - С. 71-75 .
9. Рашковский Е. Б. Судьбы религий и революций: от реформации до постмодерна [Текст] / Е. Б. Рашковский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - N 6. - С. 99-107.
10. Сизинцева Л. И. Плоды любомудрия [Текст] / Л. И. Сизинцева // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 29-31
11. Штуден Л. Л. "Барьер непроходимости" для новой науки [Текст] / Л. Л. Штуден // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 30-31

ДИСЦИПЛИНА НАУЧНАЯ (от лат. disciplina - учение) - базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания, сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии. Представление о научной дисциплине используется как максимальная аналитическая единица исследования науки в работах по науковедению истории, философии, социологии, экономике науки и научно-технического прогресса.

Формирование научной дисциплины происходило вместе со становлением научной профессии еще в средневековых университетах своего современного развития эта форма организации науки достигла в 17-19 веках, опираясь на образцы социальной организации, характерные для эпохи Просвещения, а также на организационные инновации внутри европейского естествознания (принципы британской эмпирической школы, академии, научные журналы и т. п.). Эффективность дисциплинарной формы организации науки особенно наглядно проявилась в том, что она оказалась инвариантной относительно социально-экономического и культурного окружения и в настоящее время практически не имеет альтернатив. По дисциплинарному принципу строится организация знания в системе подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности (к примеру медицина, инженерное дело, искусство) которые в процессе обучения должны обрабатывать для передачи новым поколениям большие массивы знания. Организационные механизмы научной дисциплины успешно обеспечивают ее единство, несмотря на то что формирующие ее конкретные события и процессы рассредоточены в пространстве и протекают в различном социокультурном и организационном окружении. Столь высокая эффективность дисциплинарной организации обеспечиваете» постоянной интенсивной работой по поддержанию и развитию организационной структуры дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, регулирование отношений в сообществе, подготовка научной смены взаимоотношения с другими институтами и пр.) причем в эту работу вовлечены практически все участники дисциплинарного сообщества, какой бы конкретной научной или научно-организационной деятельностью они ни занижались в данный момент. Для осуществления этой работы в истории науки сформировались специальные механизмы, которые постоянно совершенствуются и развиваются.

Центральное место занимает методологическая и логическая работа по организации дисциплинарного знания, его актуализации превращению в набор инструментов для проведения нового исследования. Это необходимо для того чтобы сформулировать нерешенные проблемы как «вопросы» к изучаемой реальности, т.е. перевести теоретические трудности на язык действий исследователей и тех средств (наблюдения, эксперимента, моделей, логико-математического или текстологического анализа), которыми располагает данная дисциплина. При этом на практическом уровне анализируются также и взаимоотношения между идеологией Данной дисциплины и изучаемой ею реальностью.

Когда эта работа завершается успешно проведенным исследованием, начинается следующий этап научной деятельности на котором полученные ответы «реальности» должны быть приведены в связь с существующим дисциплинарным знанием. Это требует тех или иных изменений системы знания - ее наращивания, уточнения, а иногда и довольно существенной структурной перестройки. В любом случае ее организация подвергается специальному исследованию.

Систематический анализ архитектуры научной дисциплины регулярно проводится и на макроуровне. Он требуется и для решения конкретных практических задач: подготовки учебных курсов, классификации специальностей при проведении крупных научных конгрессов и т. п. Целью методологической работы при этом является уточнение представлений о строении дисциплинарного знания и месте данной научной дисциплины в системе наук, особенно в связи с интенсивными процессами дифференциации и интеграции науки. Спецификой работы по организации знания определяется и характер усилий по поддержанию профессионального единства в научном сообществе дисциплины. Это сообщество объединяет тысячи профессионалов, работающих в разных странах, социально-культурных системах и различном непосредственном организационном окружении (университетские кафедры, академические или федеральные лаборатории и службы, экспедиции и т. п.). В таких условиях эффективная и целеустремленная согласованная работа сообщества не может опираться на какие-либо институты власти и управления, предполагающие прямое принуждение. Механизмы самоорганизации сообщества, на которых основана система социального управления, вынужденно просты и могут действовать оперативно только из-за высокой степени организованности дисциплинарного знания. Благодаря этому может быть задана общая цель сообщества и каждого входящего в него профессионала - увеличение и развитие дисциплинарного знания. Соответственно определяется и дискретное представление одного шага на пути к этой цели - конкретный вклад в это знание, и главные регулятивы: профессиональное признание, которым вознаграждается автор вклада, или рассеянная санкция - жесткая и немедленная реакция сообщества на действия его членов, случайно или намеренно затрудняющие достижение цели (плагиат, фальсификация результатов, публикация непроверенных данных и т. п.). В экспертизе, т.е. оценке результата, претендующего стать вкладом в знание, в той или иной форме обязаны принимать участие все члены сообщества. Обеспечить компетентную критику в таких условиях становится возможным только благодаря организованности и четкой структурированности всей системы дисциплинарного знания и соответствующей ей иерархической структуре сообщества. В этом научное сообщество существенно отличается от сообществ других творческих профессий, в которых институт экспертизы (критики) существует отдельно от собственно творческих подразделений. Это четко прослеживается уже на уровне самоидентификации членов сообщества. Один и тот же ученый с полным правом считает себя, к примеру, членом сообщества микологов в дискуссии с альгологами, ботаником по отношению к зоологам, биологом в полемике с физиком или философом и т. п.

Непреложным условием эффективного взаимодействия участников и институтов научной дисциплины является максимальная прозрачность и доступность сведений о состоянии знания и сообщества для всех его членов. Ключевую роль в этом играет система представления знания, а вместилищем информации о состоянии знания, способах его обработки, группировке и отношениях участников работы со знанием в каждый момент времени выступает массив дисциплинарных публикаций. Пространственно-временная структура массива дает возможность отделить актуальное знание дисциплины (находящееся в данный момент в обработке) от дисциплинарного архива, а каждому участнику - работать с относительно небольшим фрагментом знания и свой вклад оформлять достаточно экономно как за счет развитой рубрикации дисциплинарных изданий, так и за счет системы ссылок, определяющих пространственные «координаты» каждого фрагмента знания в пространстве более широкого дисциплинарного окружения. Благодаря такой системе представления знания постоянно пополняющееся содержание научной дисциплины в каждый момент времени может быть сформулировано в виде некоторого компендиума, по своему объему доступного для усвоения одному человеку, причем полнота этого усвоения такова, что позволяет новичку достаточно быстро стать полноценным участником исследований. Актуальное оперативное взаимодействие внутри научной дисциплины предполагает хорошо структурированную и технологически оснащенную систему научной коммуникации - профессионального общения ученых, которая и является главным средством самоорганизации дисциплинарного сообщества. См. также ст. Наука.

Э. М. Мирский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 672-673.

Литература:

Мирский Э. М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980; Научная деятельность: структура и институты. М., 1980; Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988; Петров М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

Наука как объект нолидисцинлинарного изучения

Существует группа философских дисциплин, название которой часто употребляют как единый термин: «философия, логика и методология науки». Это комплексное философское направление, занимающееся многосторонним анализом научной деятельности: проблемами ее структуры и динамики, изучением социально-культурных предпосылок и условий научного познания.

Само понятие науки многозначно. Принято различать следующие перспективы:

  • 1) наука как система знаний;
  • 2) наука как деятельность;
  • 3) наука как социальный институт;
  • 4) наука как культурно-исторический феномен.

Можно также выделить два наиболее общих контекста, к которым, с известной долей условности, можно свести философский анализ научной деятельности: 1) когнитивный и 2) социально-культурный контексты научного познания.

К когнитивной плоскости (лат. cognitio - познание) относится круг тем, охватывающих внутренние концептуальные вопросы науки. Сюда традиционно включают теоретико-познавательные, или эпистемологические (от греч. episteme - знание, познание), методологические и логические аспекты. Однако для научного познания характерны также сложные взаимосвязи с социальными, историческими и культурными и другими факторами. Эти взаимосвязи относят к социально-культурному контексту анализа науки.

Наука изучается не только на обобщенном философском уровне. Она является предметом и специальных дисциплин: социологии, экономики, психологии, истории и др., где развиты соответствующие области (социология науки, экономика науки и т.п.). Сегодня существует обширное комплексное направление, объединяющее различные дисциплины с целью многостороннего изучения науки, - науковедение. В рамках науковедения философия науки и специальные науковедческие направления тесно взаимодействуют.

Точно так же не существует резкой границы между когнитивным и социально-культурным контекстами анализа научного познания. Важной тенденцией последних десятилетий является их неуклонное сближение.

Философия науки: становление и этапы

Философия науки как самостоятельное направление исследований начала оформляться примерно со второй половины XIX в. У ее истоков стояли такие крупные ученые, как Г. Гельмгольц, Э. П. Дюгем (Дюэм), Э. Мах, К. Пирсон, А. Пуанкаре и другие.

Становлению этой отдельной области философского анализа способствовал ряд предпосылок: в это время наука приобретает серьезную социальную значимость, расширяет масштабы своей деятельности, развертывает собственные учреждения, совершает серию фундаментальных открытий. Одновременно происходит гигантское усложнение научного знания, оно становится менее наглядным, все более абстрактным. С начала XX в. в связи с созданием специальной теории относительности и появлением физики микромира возникает кризис классической физики и связанного с ним мировоззрения. Отсюда особую остроту приобретает проблема обоснования научного знания и осмысления научного метода.

В последующем развитии философии науки выделяют следующие этапы.

1. Важной программой философии науки в первой половине XX в. явился так называемый логический позитивизм , или неопозитивизм. Особенно влиятельными были идеи неопозитивизма в 1930-1940-е гг. Среди его деятелей наиболее известны К. Гемпель, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рей- хенбах, М. Шлик, Г. Фейгл. Организационно движение неопозитивистов связывают прежде всего с Венским кружком и Берлинской группой философов науки.

Основное убеждение неопозитивистов состояло в том, что наука имеет некую жесткую логико-методологическую структуру. Неопозитивисты базировались на весьма сильных допущениях. С их точки зрения, существует единый научный метод, общий для всех наук, и, соответственно, некая «эталонная», единственно возможная наука. Научная деятельность однозначно определена следующей логико-методологической схемой:

ФАКТЫ -> МЕТОД ТЕОРИЯ.

Это означает, что:

  • 1) существует нейтральный базис фактов; факты являются результатами наблюдений и экспериментов;
  • 2) существует единый методологический стандарт работы с эмпирическим материалом; благодаря применению научного метода происходит правильная обработка фактов;
  • 3) конечным результатом деятельности выступает научная теория как достоверное, обоснованное теоретическое знание; теория является адекватным описанием и систематизацией эмпирического материала.

Такую совокупность представлений можно считать некоей идеальной моделью научности. Ошибки и заблуждения в науке, с этой точки зрения, это всегда лишь следствие отхода от идеальной модели научности. Своей задачей неопозитивисты считали выявление, подробное изучение и точное изложение идеала научности и всех относящихся к нему компонентов. Неопозитивисты собирались прояснить, уточнить и представить в виде строгих формулировок, что же такое научный метод и логически безукоризненная теория, а также выделить логические структуры объяснения, обоснования, подтверждения. Главным средством для выполнения неопозитивистской программы служил логический анализ языка науки.

2. Однако в ходе логико-методологических исследований первоначальные допущения неопозитивистов ослаблялись и размывались. Например, было осознано, что невозможно достичь идеала полного обоснования научной гипотезы, а научные понятия не имеют столь четкого содержания, которое могло бы быть исчерпывающе уточнено.

Иными словами, проведение в жизнь программы сильной модели научности столкнулось с многочисленными трудностями.

Постепенно исходная концепция научности стала подвергаться критике, в том числе и самими неопозитивистами. Примерно с 1950-х гг. начинается пересмотр неопозитивистских принципов . Но полное крушение этой программы происходит в 1960-е гг. В это время было достигнуто гораздо более сложное видение науки, включавшее отрицание нейтральности эмпирического базиса, наличия единственно правильного научного метода, незыблемости научной теории.

Новый период философии науки, начавшийся с 1960-х гг., носит название постпозитивистского.

Важную роль в критике ключевых неопозитивистских положений и в установлении нового взгляда на науку сыграли У. Куайн, Т. Кун, У. Селларс, П. Фейерабеид и другие. Давним оппонентом неопозитивизма был также Карл Поппер, чьи идеи приобрели в постпозитивистский период существенное влияние.

В 1970-е гг. окончательно складывается общее мнение, что позитивизм в философии науки подошел к концу. В 1977 г. Ф. Суппе описал историю неопозитивистского движения и заключил, что эра неопозитивизма закончилась.

3. В общей постпозитивистской перспективе можно выделить период, который уместно назвать современным. Он берет начало примерно с 1980- 1990-х гг.

Если в предыдущие десятилетия (1960-1970-е гг.) исследователи были сосредоточены в основном на критике неопозитивизма, то новейший этап - это пора осознания результатов прошедших дискуссий, а также понимания сложности новых проблем, стоящих перед философией науки. Усилиями исследователей обрисован чрезвычайно сложный и многогранный образ науки. Появились новые перспективные подходы к изучению научной деятельности.

На современном этапе, наряду с концепциями классиков философии науки, обсуждаются также идеи таких исследователей, как II. Ачинс- тейн, Р. Гир, Ф. Китчер, Н. Кэртрайт, У. Ньютон-Смит, Б. ван Фраассен, Я. Хакинг и многие другие.

В дальнейшем изложении мы будем более подробно обращаться как к программе неопозитивистов, так и к главным идеям их оппонентов.

На современном этапе также интенсивно развиваются философские направления, изучающие специальные науки и области: философия биологии, квантовой механики, медицины, экономики и др.

Методология науки

Термин «методология» имеет два значения.

Во-первых, методологией называют совокупность правил и регуляти- вов, которые лежат в основе некоторого вида деятельности.

Во-вторых, методология - это специальная дисциплина, особое направление исследований. Предметом методологического анализа является деятельность человека в той или иной сфере.

Понятие «метод» (греч. methodos - путь к чему-либо, проследование) означает какой-либо сознательно применяемый способ решения задач, достижения требуемого результата.

Методология науки как самостоятельная область исследований стремится выяснить содержание, возможности, границы и взаимодействие научных методов. Она разрабатывает систему методологических понятий, отражающих в общем виде предпосылки, средства и принципы научного познания.

Задача этой дисциплины - не только прояснять и изучать уже имеющиеся исследовательские средства, но и постараться их усовершенствовать, внести свой вклад в развитие научных методов; она предполагает активный критический подход к научному познанию.

Первоначально методология науки развивалась, скорее, как нормативная дисциплина, как бы диктующая ученому «правильные» способы познания, задающая ему достаточно жесткие рамки и оценивающая его действия. Однако со второй половины XX в. в методологических исследованиях происходит сдвиг от нормативной стратегии к дескриптивной , т.е. описательной.

Методологи сейчас больше изучают и описывают то, как реально работает наука, не пытаясь навязать ученым какие-либо представления о «правильных» и «неправильных» действиях. Но, разумеется, в современной методологии науки сохраняется и аналитико-критический стиль по отношению к реальной научной практике. Сегодня растет понимание того, что эта дисциплина должна не столько быть нацелена на разработку конкретных рекомендаций для ученых, сколько активно включаться в широкое обсуждение наряду с представителями частных наук и на принципах равноправия с ними их методологических проблем.

С некоторой долей условности в методологии науки как философской дисциплине можно различать «общую методологию», изучающую самые общие черты научной деятельности (например, она занимается общими вопросами экспериментирования, моделирования, измерения, аксиоматизации и др.), и «методологию частных наук», анализирующую более узкие вопросы, которые относятся к конкретным научным областям и направлениям.

Развитие методологического знания тесно связано с общим продвижением науки. Научные достижения имеют, кроме собственно теоретически- предметной, содержательной стороны, еще и сторону методологическую. Вместе с новыми научными теориями мы часто приобретаем не только новое знание, но и новые методы. Скажем, такие фундаментальные достижения физики, как квантовая механика или релятивистская теория, имели также большое методологическое значение.

То, что развитие философско-методологического знания крайне важно для науки, доказывает тот факт, что многие крупные ученые специально обращаются в своих трудах к фундаментальным общеметодологическим вопросам науки. Для примера достаточно вспомнить таких ученых, как II. Бор, Г. Вейль, В. Гейзенберг, А. Пуанкаре и А. Эйнштейн.

Логика науки

В XX в. мощное развитие получила математическая логика - самостоятельное направление, имеющее приложения во многих сферах научно-практической деятельности. Появление математической логики стало революцией в логике и науке вообще. В том числе она стимулировала и развитие методов логического анализа науки.

Сейчас область, именуемую «логикой научного познания», трудно назвать единой дисциплиной с четко определенным предметом. Она представляет собой совокупность разнообразных концепций, подходов и моделей, касающихся различных форм и процессов научного познания.

В логике науки исследуются формальные аспекты научной деятельности: это сам язык науки как система понятий, логические характеристики научных теорий (такие как непротиворечивость, полнота, независимость аксиом), а также содержательные рассуждения, структуры аргументации и другие проблемы. Уточняются такие важные научные понятия, как необходимость, возможность, вероятность, правдоподобность и др.

Очень широк и арсенал современных логико-математических средств. Продолжается использование традиционных искусственных логических языков («исчислений»). Развиваются и новые области: логика норм, эпи- стемические модели познания, многозначные логики и др.

Логические методы обработки и исследования научного знания сегодня приобрели особое значение в связи со становлением так называемой инженерии знаний и развитием компьютерных технологий, опирающихся на успехи в области искусственного интеллекта. Развитие логических методов способствует одной из важнейших тенденций современной науки - ее информатизации и компьютеризации (см. параграф 6.1).

  • В это же время сторонники данной программы стали называть себя «логическими эмпи-ристами».

Основной тезис данной главы сводится к тому, что политическая наука как самостоятельная научная дисциплина становится все более зрелой отрас­лью знания, требующей высокого профессионализма. Перед тем, как перейти к обсуждению очерченного выше круга проблем, представляется необходи­мым кратко остановиться на некоторых ключевых вопросах.

Какие критерии применяются при определении политической науки как научной дисципли­ны? Что такое политика? В каком смысле изучение политики может претендо­вать на статус науки?

А. Природа науки

Мы привыкли понимать под «дисциплинами» определенные отрасли науч­ного знания. Тем не менее стоит обратить внимание и на более широкое тол­кование этого термина. В «Кратком Оксфордском словаре английского языка» слово «дисциплина» имеет несколько значений, в том числе этот термин по­нимается как «составная часть обучения; духовное и моральное воспитание, отсутствие которого чревато бедствиями; воинская подготовка, муштра; поря­док, поддерживаемый среди школьников, солдат, заключенных и т.п.; систе­ма правил поведения; контроль, осуществляемый над прихожанами церкви; телесное наказание; (церковное) наложение епитимьи».

Последнее словарное значение имеет отдаленное отношение к академичес­ким дисциплинам, но влияние большинства остальных прослеживается в дан­ном случае достаточно отчетливо. Академическая «дисциплина» меньше всего связана с понятием «наказание», по крайней мере, в прямом смысле этого слова (Foucault, 1977). Однако сообщество ученых, в совокупности составляю­щих ту или иную научную дисциплину, на деле осуществляет функции кон­троля как над работающими в данной области исследователями, так и над теми, кто собирается к ним примкнуть, причем во втором случае характер такого контроля существенно более жесткий. Поддерживаемый «порядок вещей» в данном случае, конечно же, отличается от того, который имеет место среди школьников или солдат, а подготовку будущих ученых нельзя сравни­вать с военной муштрой. И все же существуют четко выраженные, хотя со временем и меняющиеся, общепринятые представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» для той или иной отрасли научного знания, а также определенный набор необходимых приемов, без которых невозможно в совершенстве овладеть навыками работы в данной области.

Дебаты, ведущиеся вокруг традиционных определений, используемых для характеристики академических дисциплин, восходят к одним и тем же кон­цептуальным источникам. Многие, например, предпочитают видеть в полити­ческом анализе скорее «искусство» или «ремесло», чем науку как таковую (Wildavsky, 1979). Однако если исходить из предложенной аналогии, полити­кой как ремеслом в совершенстве можно овладеть лишь тем же самым спосо­бом, которым достигается мастерство в любом другом ремесле, т.е. за счет периода ученичества (в академическом ремесле - «учебы») под руководством признанного «мастера». Другие (в их числе М. Вебер) полагают, что изучение политики, впрочем, как и иных направлений академических исследований, является «призванием» (Weber, 1946). Очевидно, что это скорее призвание, чем ремесло, но вместе с тем, оно представляет собой не столько хобби, сколько работу; причем как в религиозном, так и в академическом смысле «призвание», о котором идет речь, являет собой служение высшей силе (будь то академическое сообщество или Господь Бог). Не случайно большинство из нас обычно говорит об академических дисциплинах как о «профессиях». Эту мысль прекрасно выразил Д. Вальдо (Waldo, 1975, р. 123), остроумно заметив: «науки знают, а ученые исповедуют» (Waldo, 1975, р. 123). Ученые, действи­тельно, исповедуют кодекс своей коллективной веры.

Подавляющее большинство научных дисциплин можно представить в об­лике неких суровых и требовательных надзирателей. Однако дисциплинарные традиции и определяемая ими практика, которые столь властно формируют нас и накладывают свои ограничения, одновременно предоставляют поисти­не неисчерпаемые творческие возможности. Рамки и преграды, создаваемые структурой дисциплинарных традиций как осознанно, так и непреднамеренно концентрируют внимание на исследовательских задачах и облегчают сотруд­ничество. Навязываемые дисциплинарной структурой правила игры дают воз­можность заурядным исполнителям успешно справляться со своими задачами благодаря прочному фундаменту, заложенному выдающимися учеными, в то время как ведущие в своих областях специалисты получают возможность дви­гать науку дальше, опираясь на усилия многочисленных менее одаренных профессионалов.

Таким образом, дисциплина - как в академическом, так и в более широ­ком смысле этого понятия - представляет собой классический пример меха­низма самоограничения. Подчинение исполнителя дисциплине дисциплины, или, по выражению М. Догана (гл. 3 наст. изд.), совокупному ученому, бесспорно, ведет к улучшению качества и повышению эффективности рабо­ты как в личном, так и в коллективном плане. Это относится и к «светилам», и к «неграм» науки, и к ее «младотуркам», и к «седобородым».

Отрасли академических знаний одновременно являются и «профессией», и дисциплиной. Прежде всего следует отметить, что «профессионалы» имеют достаточно высокий социальный статус; создание национальных и междуна­родных «профессиональных ассоциаций» далеко не в последнюю очередь пре­следует цель обеспечить и защитить этот статус, равно как и доходы специа­листов, являющихся их членами. Вместе с тем термин «профессионал» - и это гораздо важнее - указывает на определенное отношение человека к своей работе. Ученые объединены в самоорганизованное сообщество, ориентирован­ное на выполнение четко определенных задач или функций. Профессиональ­ное сообщество характеризуется другими задачами и функциями, и в значи­тельной степени ограничивает себя добровольно взятыми обязательствами по соблюдению вполне конкретных стандартов и норм поведения. Вступаю­щие в него профессионалы подчиняются этим стандартам и нормам, выбы­вающие - оцениваются в соответствии с принятыми в этом сообществе критериями. Эти профессиональные стандарты и нормы составляют основу не только для оценки членами сообщества деятельности друг друга; они становятся их внутренней «критической установкой» в отношении собствен­ных достижений.

Естественно, конкретные стандарты и нормы поведения представителей различных специальностей в рамках одной дисциплины могут существенно варьироваться. Но каждой профессии присуще понятие «минимальной про­фессиональной компетентности», воплощенное в ритуале «квалификацион­ных экзаменов», которые после завершения обучения по аспирантским про­граммам должны сдать все молодые ученые Северной Америки, решившие посвятить себя изучению политической науки. Кроме того, представителей всех этих профессий объединяет идея особой «ролевой ответственности», ле­жащей на каждом из членов данного академического сообщества. Профессио­нальная этика ученых этой категории не затрагивает проблем жизни и смерти в том смысле, как, скажем, в деятельности врачей или юристов. Практически всем академическим профессиям присущи все более формализованные эти­ческие кодексы, нормы которых преимущественно имеют отношение к воп­росам, связанным с едиными стандартами поведения и обнародования ре­зультатов исследований; подразумевается, что все профессионалы должны их честно соблюдать (APSA, 1991).

Говоря о возросшем «профессионализме» политической науки в целом мы имеем в виду, во-первых, установившееся согласие о «едином подходе», не­обходимом для определения уровня «минимальной профессиональной компе­тентности», которая требуется для профессиональной работы в данной облас­ти; во-вторых, все большее распространение оценки результатов (причем в большей степени своих, чем чужих) с позиций постоянно возрастающих требований к профессиональному мастерству.

Если в отношении минимальных стандартов существуют некие общие пред­ставления, то мнения о верхней планке профессионализма многочисленны и разнообразны. И все же, как и в медицине, в каждой из субдисциплин поли­тической науки существуют собственные внутренние стандарты мастерства, на основе которых соответственно оцениваются заслуги ее представителей. Как и в медицине, в политической науке существует определенная шкала приоритетов, позволяющая определить место и значение всех ее подразделов, которые вместе образуют единое целое.

Б. Что такое политика?

Высказанные выше замечания в общих чертах применимы практически ко всем академическим дисциплинам, которые существенно разнятся между со­бой главным образом по стоящим перед ними задачам и методологиям, при­меняемым для их решения. Хотя, как мы собираемся доказать, политическая наука обладает целым рядом полезных приемов, применяющихся исследова­телями, работающими в большинстве ее субдисциплин, X. Алкер (гл. 35 наст. изд.), бесспорно, прав, отмечая, что данная отрасль знания не обладает соб­ственной единой методологией, как некоторые другие научные дисциплины, и тем более не пытается определять стоящие перед ней задачи исходя из собственной методологии. Цели политической науки как самостоятельной дис­циплины, скорее, определяются предметом ее изучения, интересом к «поли­тике» во всем многообразии ее проявлений.

Представляется, что наиболее точно «политику» можно охарактеризовать как ограниченное применение социальной власти. В соответствии с этим опреде­лением изучение политики - как академическое, так и практическое - мож­но было бы обозначить как изучение природы и источников этих ограничений и техники применения социальной власти в рамках данных ограничений.

Определяя политику через категорию власти, мы следуем за нашими мно­гочисленными предшественниками. Ныне уже ни для кого не секрет, что концептуальное осмысление понятия «власть» таит в себе немало скрытых опасностей. Будучи достаточно хорошо осведомлены о сложности этой пробле­мы, мы не хотели бы погрязнуть в трясине бесплодных дискуссий, полагая, что неовеберианское определение власти, данное Р. Далем, сохраняет свою актуальность. В соответствии с ним некто Х обладает властью над неким Y постольку, поскольку, во-первых, Х тем или иным способом может заставить Г сделать нечто, что, во-вторых, соответствует интересам Х и что, в-третьих, сам У иначе не стал бы делать.

Наш подход к проблеме расходится с традиционным, так как в нем поли­тика определяется через понятие ограничений в применении власти. С нашей точки зрения, неограниченная власть является не более чем обычной грубой силой. Она не имеет никакого отношения к политической власти как тако­вой, за исключением разве что отдельных отклонений, сфера действия кото­рых достаточно узка. Грубая сила в ее чистой форме является предметом изу­чения физики (или таких ее общественных аналогов, как военное дело и боевые искусства), но никак не политической науки. Сущность политики, как нам представляется, состоит именно в ограничениях, налагаемых на по­литических деятелей, и в тех стратегических маневрах, которые предприни­маются для того, чтобы не выходить за очерченные ими пределы. Как нам представляется, именно анализ этих ограничений: откуда они возникают, как действуют, какие шаги могут предпринимать политические агенты, не выхо­дя за их рамки,- и лежит в основе изучения политики.

В данном случае при широком понимании термина «политика» речь идет об использовании социальной власти (а не об «исполнении» ею функций, как это характерно для узкого понимания этого термина), о тех многочисленных воз­можностях маневрирования, которыми политические агенты располагают в пределах имеющихся ограничений. При этом мы имеем в виду не только их преднамеренные действия, но и те непредвиденные последствия, которые могут возникнуть в результате этих целенаправленных действий (Merton, 1936). Кроме того, предполагаются как скрытые, закулисные политические мани­пуляции, так и откровенные политические игры, происходящие на виду (Schattaschneider, I960; Goodin, 1980; Riker, 1986). В наше определение политики включены на равных основаниях пассивные и активные действия властей, ин-тернализованные нормы поведения, а также внешние угрозы (Bachrach, Baratz, 1963; Lukes, 1974). Кроме того, широкое понимание политики содержит в себе и печально известный «закон ожидаемых реакций», а также последствия несво­евременно или вообще не принятых решений и господствующие среди широких слоев населения предпочтения (Laclau, Mouffe, 1985).

Здесь уместно сделать еще одно замечание, имеющее непосредственное от­ношение к нашей концепции. Давая определение политики (и предмета политологии), мы намеренно отмежевываемся от чисто распределительной тради­ции, содержащейся в классической трактовке «политики» Г. Лассвелла: «кто, что, когда и как получает» (Lasswell, 1950). Вполне вероятно, что послед­ствия всех политических акций в той или иной степени связаны с распределе­нием благ; возможно, справедливо и то, что именно этим по преимуществу объясняется наш интерес к данному явлению. Но если рассматривать смысл, который имеет данный акт для самого актора, то многие политические дей­ствия, по крайней мере на начальной стадии, оказываются не связанными с процессом распределения. Более того, даже на завершающей стадии некоторых политических процессов большой общественной значимости они никак: ни объективно, ни субъективно - не могут быть сведены к банальным вопро­сам, связанным с дележом общественного пирога. Распределительная, регули­рующая, перераспределительная и отождествляющая - каждая из этих разно­видностей политики может обладать только ей присущими отличительными чертами (Low, 1964; Sandel, 1982). Аргументы сторонников концепции рас­пределительной политики, которая, как считают экономисты, вытекает из концепции всеобщего благоденствия, представляют собой лишь пустые раз­глагольствования по поводу того, насколько общество приблизилось к завет­ной цели, определенной В. Парето. Вместе с тем сам по себе вопрос о возмож­ности создания такого общества представляет собой достаточно спорную про­блему, решение которой во многом зависит от политических маневров совсем иного рода, которые зачастую - по крайней мере, вначале - никак не связаны с распределением. Важность вопроса о распределении при изучении политичес­ких проблем очевидна, однако наш подход к исследованиям в этой области не должен быть априорно привязан к анализу всей совокупности сложных поли­тических процессов исключительно с этих позиций.

В. Некоторые подходы к науке о политике

Много было написано о том, является ли политическая наука наукой в подлинном смысле этого слова. Ответ на поставленный вопрос в значитель­ной степени зависит от того, что именно вкладывается в понятие «наука». Нам представляется правильным достаточно краткое определение науки как «сис­тематического изучения, направленного на создание все более дифференци­рованного комплекса упорядоченных представлений об эмпирическом мире». Если исходить из этой намеренно лаконичной формулировки, вряд ли можно сомневаться в том, что изучение политики может претендовать на статус науки.

Однако многие вкладывают в это понятие иной смысл. Так, например, логический позитивист, давая определение «науки», мог бы составить целый список «всеобъемлющих законов», нарушение хотя бы одного из которых не позволило бы какой-то отрасли знания получить этот высокий статус. Оче­видно, что удовлетворить всем условиям, перечисленным в такого рода спис­ке, политическая наука, скорее всего, была бы не в состоянии. Дело в том, что, несмотря на имеющуюся систематизацию основополагающих истин по­литической науки, ее выводы по самой своей природе неизбежно будут ос­таваться в высшей степени вероятностными. Термины «всегда» и «никогда», с которыми привык иметь дело логический позитивист, разрабатывающий свои всеобщие законы, редко находят применение в мире политики, где господствуют ситуации, которые описываются только в терминах «более или менее вероятного».

Причина такого положения вещей заключается вовсе не в том, что объяс­нительные модели неполны, и не в том, что пока не выявлены действующие факторы. Хотя, конечно, и эти доводы следует признать справедливыми. Глу­бинная причина неприемлемости позитивистского подхода к изучению поли­тической науки кроется в невозможности однозначного толкования самого предмета исследования. Модель всеобщего закона может или не может (но это уже другая проблема) быть с успехом применена при изучении вопроса о движении бильярдных шаров под действием законов ньютоновской механи­ки: в этом случае совершенно точно можно предсказать последствия каждого действия, и причины их могут быть исчерпывающе объяснены силами, ока­зывающими внешнее воздействие на подобных «акторов». Однако человечес­кие существа хотя и являются, конечно же, объектом воздействия определен­ных причин, но в то же время выступают и в роли целеполагающих акторов, способных к познанию и к действию, основанному на нем. «Убеждение», «цель», «намерение», «смысл» - все эти факторы имеют решающее значение при объяснении человеческих поступков, которые существенно отличаются от «действий» бильярдных шаров. Объекты изучения политической науки, как и всех остальных отраслей социального знания, имеют совершенно иной онтологический статус, чем бильярдные шары. Поэтому модель всеобщего за­кона, разработанная логическим позитивизмом, при изучении человеческого общества абсолютно неприемлема, как, впрочем, отчасти она может оказать­ся таковой и в случае бильярдных шаров.

Ни для кого не секрет, что сегодня отечественное высшее образование находится в состоянии кризиса. После получения заветного диплома большинству выпускников приходиться приобретать нужные для работы знания собственными силами. Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие механизма быстрой адаптации содержания преподаваемых учебных дисциплин. Не знаете, что означает термин «учебная дисциплина»? Тогда давайте узнаем больше о ней и ее содержании, предмете и других особенностях. А также рассмотрим, чем она отличается от научной дисциплины.

(У. Д.) Учебная дисциплина - это…

Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.

Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».

Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина - это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.

Учебный (академический) курс и предмет

Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.

Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.

Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже - нескольких лет.

Учебная и научная дисциплины

Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина - это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).

Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.

В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.

Главное отличие между научной и учебной дисциплиной - в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая - на обучающихся (школьников, студентов).

Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. - вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.

В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики - геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.

Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.

На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет - геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.

При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.

«Три кита» учебных дисциплин

Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.

  • Непосредственно сам предмет учебной дисциплины (ее суть).
  • Поставленные цели и задачи - чего должен достигнуть учащихся после завершения изучения У. Д.
  • Взаимоотношения академической дисциплины с другими предметами, а также ее место в программе учебного заведения и избранной специальности.

Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один - строение может распасться.

Информацию о любом академическом предмете и его "трех китах" всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.

В качестве примера можно рассмотреть компоненты такой У. Д., как «Фармацевтическая химия».

Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.

Целями изучения "Фармацевтической химии" является:

  • создание научной базы для получения медикаментозных препаратов с необходимыми лечащими способностями;
  • установление взаимосвязи между химической формулой лечебного вещества и его воздействием на биологические организмы.

Положение «Фармацевтической химии» в системе наук: данный предмет основан на знаниях из таких У. Д., как органическая, неорганическая, физическая и коллоидная химия, а также биохимия. Кроме того информация, которую предоставляет эта У.Д. студентам, является базовой для «Технологии лекарств» и «Фармакологии». Также «Фармацевтическая химия» имеет отношение к физиологии, терапии и подобным медико-биологическим дисциплинам.

Дополнительные составляющие компоненты У. Д.

Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.

Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями - в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.

Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.

Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.

Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.

Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.

Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:

  • Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
  • Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.

Типы учебных дисциплин

В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.

Задачи и цели учебной дисциплины

В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины - задачи и цели - это свод требований к результатам ее освоения.

При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.

Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:

  • рассмотреть основные этапы развития государств;
  • сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.

Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.

Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:

  • Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
  • Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
  • Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
  • Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна - воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.

Программа учебной дисциплины

Вся информация об изучаемой У. Д. содержится в специализированном государственном документе. Он называется «Рабочая программа учебной дисциплины». Именно ею руководствуется преподаватель, при обучении своих подопечных.

Структура программы У. Д.

Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.

Обычно программа состоит из четырех разделов:

  1. Паспорт . В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
  2. Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
  3. Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально-технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно - для педагога.
  4. Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.

Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).

Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины

Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера и учебную дисциплину.

Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.

Предмет этой У. Д. - нормы гражданского права.

Цели изучения - освоение учащимися основных положений и понятий гражданско-правовой науки. А также анализ основного массива гражданско-правового законодательства и практики его применения.

Задачей «Гражданского права» как учебной дисциплины является подготовка специалистов, способных в кратчайшие сроки решать практические правовые цивилистические проблемы, используя полученные знания.

В зависимости от специальности подготовки, этой У. Д. выделяется разное количество академических часов. К примеру, учащиеся на «Праве и организации социального обеспечения» посвящают изучению этого предмета 239 часов на протяжении одного семестра. А для специальности «Юриспруденция» на изучение гражданского права выделено 684 часов на протяжении четырех семестров.

Что касается условий реализации «Гражданского права» как учебной дисциплины, то по окончании обучения этому предмету студент должен знать не только все положения гражданского кодекса, но и базовые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения в государстве. Также студент должен ориентироваться в основных положениях руководящих указаний Верховного и Высшего Арбитражного Судов по вопросам гражданского права.

На специальности «Право и организация социального обеспечения» после прохождения курса студенты сдают итоговый экзамен. А на «Юриспруденции» каждый семестр по очереди заканчивается зачетом или экзаменом.



Похожие статьи
 
Категории