Учительские университеты. Урок по литературе на тему Ф.М

23.06.2020
Тема: Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека».

Цель:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского; познакомить с романом «Бедные люди»; показать особенности жанра романа в письмах;

Развивать аналитическое мышление, речь, память;

Воспитывать культуру чтения; умение понимать других людей, сострадать и сочувствовать.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, презентация, высказывание Ф.М. Достоевского.

Ход урока

I . Организационный этап.

II . Актуализация знаний.

    Прием «Мозговой штурм».

«Маленький человек». Это какой человек?

бесправный

несчастный

униженный

бедный

Маленький человек

обиженный

забитый

задавленный

обездоленный

оскорблённый

Целеполагание.

2. Обмен впечатлениями от прочитанного романа.

Какое впечатление произвел на вас первый роман Федора Михайловича Достоевского?

Что вам понравилось в этом романе?

Что в нем показалось для вас новым, необычным?

Какие вопросы он вызвал у вас?

А теперь вспомните, пожалуйста, как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно «изображение типической личности в типических обстоятельствах»:

а) сентиментализм; б) романтизм; в) реализм; г) классицизм?

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. Сообщение учащегося.

Учащийся, получивший специальное задание, делает сообщение о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского (презентация).

2. Беседа.

Запись на доске:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф.М. Достоевский.

Прочтите высказывание, записанное на доске. В этой фразе воплощен главный жизненный и творческий принцип великого писателя, иначе говоря, его кредо.

Теперь, когда вы прочли роман «Бедные люди» и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо, попробуйте определить, какова же главная тема творчества этого автора? Человек и его внутренний мир.

Эта черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом .

Роман «Бедные люди» стал громким литературным дебютом писателя. Автор изобразил особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным и Гоголем и обозначенный в названии романа. Иногда такой типаж называют еще «маленьким человеком».

Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников «натуральной школы», а его произведение открывало ее второй альманах «Петербургский сборник», изданный в 1846 году. Властитель дум В.Г. Белинский после прочтения романа в волнении спрашивал его автора: «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» «Это была самая восхитительная минута в моей жизни», - признался позднее Ф.М. Достоевский.

А как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?

Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.

Какой тип героя изображен в нем? Маленький человек.

Вы правы. Это и стало причиной оглушительного успеха уже первого романа Ф.М. Достоевского. Вот как сказал об этом В.Г. Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

2. Исследовательская работа . Работа в группе.

Докажите или оспорьте данный тезис: «Тема «маленького человека» была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века».

Ученики приводят примеры из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, посвященных этой теме. Выступление спикера от каждой группы. Оценивание.

3. Беседа

Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?

В чем смысл заглавия?

Словарная работа

Эпистолярный роман или роман в письмах - разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев. В письмах выражены душевные переживания героев, отражена их внутренняя эволюция. Жанр возник в XVII веке, но стал популярным в литературе XVIII века, особенно в творчестве писателей-сентименталистов. В литературе романтизма развитие жанра продолжилось. Эпистолярный роман бытует и в наши дни.

Как особенности жанра передают идейное содержание?

Каковы главные черты образа Макара Девушкина?

Определите степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».

Известный литературовед М.М. Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» так писал о новаторстве писателя в изображении «маленького человека»: «В гоголевском мире автор «Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка».

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа в группах.

1 группа. Условия жизни героев романа. Составить синквейн.
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа. Составить синквейн.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский. Составить синквейн.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.
4 группа. Образ Макара Девушкина и Варвары. Составить синквейн.
Выступает спикер от каждой группы. Оценивание.

Скажите, есть ли в нашей жизни «маленькие люди»?

Взгляд Достоевского на «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека. Достоевский – писатель психологический.

2. Тест по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (индивидуально)

1. Достоевский в разработке темы «маленького человека» продолжает традиции

А) Тургенева и Пушкина; Б) Пушкина и Лермонтова;

В) Пушкина и Гоголя; г) Радищева и Толстого; д) Карамзина и Гоголя.

2. «Крестным отцом» Достоевского в литературе, дав высокую оценку его роману «Бедные люди», стал:

А) В.Белинский Б) Н.Гоголь В) А.Пушкин г) Л.Толстой д) Н Чернышевский.

3. Назовите первое произведение Достоевского.

А) «Белые ночи» б) «Преступление и наказание» в) «Бедные люди» г) «Бесы» д) «Записки из подполья»

4. Укажите форму написания романа «Бедные люди»

5. Макару Девушкину

А) 18 лет б) 24 года в) 35 лет г) 40 лет д) 47 лет

6. О ком пишет Девушкин: «Такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном платье, что больно смотреть… коленки у него дрожат, руки дрожат… Семейства у него – жена и трое детей»?

А) Емельян Иванович б) Горшков. В) Покровский г) Быков д) Ратазяев.

А) «Пиковую даму» Пушкина б) «Повести Белкина» Пушкина в) «Ревизора» Гоголя г) «Бедную Лизу» Карамзина д) «Недоросль» Фонвизина.

8. О ком мы узнаем из письма Вареньки: «Тут он объявил мне, что ищет руки моей, что долгом своим почитает возвратить мне четь, что он богат, что он увезет меня после свадьбы в свою степную деревнюю»?

А) О Емельяне Ивановиче б) О Покровском В) О Горшкове г) О Быкове д) О Ратазяеве.

9. Назовите роман Ф. Достоевского.

А) «Воскресение» б) «Анна Каренина» в) «Отцы и дети» г) «Преступление и наказание» д) «Обломов».

Самопроверка. Ответы: 1. в 2. а 3. в 4. в 5. д 6. б 7. б 8.г 9. г

Формативное оценивание деятельности на уроке оценщиком

ФИО учеников

_____

_____

_____

_______

________

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности

Предлагает идеи

Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)

Помогает участникам группы

Внимательно слушает и задает вопросы

Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)

Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

Общий балл

V . Итоги урока. Этап рефлексии.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания…

5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел…

9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую…

13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

VI . Этап информации о домашнем задании.

Творческое задание.

1. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа.

2. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях».

3. В какой жизненной ситуации я почувствовал себя «маленьким человеком»?

Тема урока: 8 клас c

Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

Цель: расширить познания учащихся в области русской литературы.

Задача образовательная : познакомить учащихся с произведением Достоевского «Бедные люди».

Задача развивающая : развитие умения анализировать литературное произведение.

Задача воспитательная : воспитание нравственное.

Ход урока:

1.Объявляется тема и задачи урока.

2.Минута поэзии.

3. Вступительное слово о писателе.

4. Чтение и анализ:

Кто главные герои произведения?

Какая история описана в этом произведении? Каково ваше отношение к героям?

Какие чувства вызывают герои? Обоснуйте. О чём это произведение?

Чему оно может научить читателя?

5. Основные вопросы.

Какова авторская позиция по отношению к героям? Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала повести. Раскройте смысл названия повести. Как вы думаете, актуальна ли ли тема «маленького человека»?

Ф.М.Достоевский «Бедные люди»

Краткое содержание. Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в капитальном доме возле Фонтанке вдоль длинного коридора двери комнат для жильцов. Сам же герой ютился за перегородкой в общей комнате. Прежнее его жильё было не в пример лучшее. Однако теперь для Девушкина главное – дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Добросёловой. Бедный чиновник берёт под свою защиту 17 - летнюю сироту, за которую кроме него некому было заступиться. Живя рядом они редко видятся, так как Макар боится сплетен. Однако обо нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотошений Макара и Вареньки раскрывается в 31 его и 24 его письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… Первое письмо М. пронизано счастьем обретения сердечной привязанности. Он выгадывает на цветы и конфеты для своего ангельчика, отказывая себе в еде и платье. Варенька сердится на покровителя за излишнее.

Судьба Вареньки такова. Она росла в деревне, но отец потерял место управляющего имением и увёз семью в Петербург. Отец очень много работал, заболел и умер. Мать постигла такая же участь. Вдову, мать Вареньки, с дочерью приютила родственница Анна Фёдоровна, которая позже продала в счёт своих расходов на семью продала Вареньку богатому помещику Быкову, который обошёлся с девушкой жестоко. Она заболела. За ней ухаживал Макар. Целый месяц она была в бессознательном состоянии.

Когда ей стало легче, она боялась, что Быков найдёт её. Это случилось. Быков сказал, что если Варенька за него не выйдет, то он женится на богатой купчихе. Но Варенька всё – таки выходит за него. Макар это тяжело переживает.

Почему такой конец произведения? Справедлив ли он? Как бы вы закончили это произведение?

6. Составление пятистишья о произведении.

«Бедные люди»

Трогательная, волнующая.

Поднимает проблему «маленького человека», не оставляет равнодушным человека, учит милосердию, требует от общества милосердия.

Грустная, трагическая, пробуждающая сочувствие, требующая справедливости.

Боль.

7. Итоги, выводы, оценки. Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно…Теперь я могу…

8. Д/З Рассказ о Достоевском. Чтение по ролям понравившегося фрагмента. Составить викторину по произведению из 5 вопросов.




«Бедные люди» - первый роман Ф.М. Достоевского. После выхода романа в свет в 1846 году в «Петербургском вестнике» все заговорили о Достоевском, как о крупнейшем писателе натуральной школы. Белинский назвал этот роман «первой попыткой у нас социального романа».


Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Достоевский не зря выбрал форму эпистолярного романа - она в большой степени соответствовала его идейному замыслу. Желая обрисовать в нем социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, писатель смог с помощью этого жанра наиболее наглядно и полно раскрыть внутренний мир героев, передать тонкие нюансы их психологии, отношение героев к окружающему миру.


Макар Алексеевич Девушкин Чиновник 9-го класса (титулярный советник), нищий и одинокий человек средних (4546) лет, полюбивший молодую девушку. Встречались они совсем редко, в основном в церкви, но зато писали друг другу письма через день да каждый день. В простодушных письмах Девушкина и вырисовывается ярко весь его характер, вся судьба, его повседневное бытие.




Варвара Алексеевна Доброселова Молодая девушка, оставшаяся без родителей, живёт одна в чужом углу, зарабатывает на хлеб шитьём. и одного лишь друга имеет на всём белом свете Макара Алексеевича Девушкина, с которым пишут они друг другу каждый день письма, хотя и живут в соседних домах. Единственное светлое пятно в судьбе Вареньки любовь к студенту Покровскому, который вскоре умирает от чахотки. Несмотря на все невзгоды и слабое здоровье, Варенька Добросёлова осталась доброй, ласковой и даже весёлой девушкой.



Урок-исследование

По теме «Что же, что же делать?»

(по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди»)

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.

Цель урока:

Знакомство с текстом Достоевского «Бедные люди»;

Развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;

Воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.

Ход урока

На прошлом уроке мы ознакомились с биографией и особенностями творчества великого русского писателя-реалиста Ф.М. Достоевского, который наряду с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Толстым, Гончаровым и другими представителями критического реализма завоевывает мировое признание и оказывает большое воздействие на развитие русской и европейской литератур.

  1. Что же сделало его популярным?
  2. Почему его произведения волновали и продолжают волновать читателей сегодня?

Возможно, частичным ответом на вопрос является наше знакомство с его романом «Бедные люди».

Тема нашего сегодняшнего урока «Что же, что же делать?»

Таким вопросом задавались многие литературные герои писателя. Сам же Федор Михайлович тоже ищет ответ на этот мучительный вопрос «Что же, что же делать?», чтобы в мире не было страданий, боли, жестокости и угнетения человеческой личности. Его книги нельзя читать спокойно, без духовного напряжения, его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает...

По мнению поэта Д. Мережковского, «книги Достоевского нельзя читать, их надо пережить, выстрадать, чтобы понять и потом они уже не забываются». А физик Альберт Энштейн утверждал, что он дает ему больше, чем любой мыслитель.

(Слова проецируются на слайде)

«В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму», - так считает русскоязычный писатель Ч. Айтматов.

Горький утверждал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы».

Запишите эти высказывания в тетрадь.

  1. Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?

Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.

Как отнеслись современники писателя к роману?

  1. Роман имел необыкновенный успех еще до его публикования.

Такой триумф дебютанта был незаурядным событием в истории русской литературы.

По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.

Известный литературный критик Белинский считал, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него никому не снилось».

  1. Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали!... осмыслили вы сами-то всю эту страшнуюправду, на какую вы нам указали?

Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим художником». Эти слова критика оказались пророческими.

В письме к брату Михаилу Достоевский рассказывает о своем успехе: «... Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Чем объяснить такой успех романа?

(Следуют ответы учащихся)

Какое впечатление произвел роман на вас?

(Следуют ответы учащихся)

Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.

Дается определение «маленького человека»

Какие писателю 19 века обратились к теме «маленького человека» в своих проиведениях

«Станционный смотритель А,С Пушкин.

«Шинель» -

Почему повесть о человеке названа «Шинель»?

  1. Вещь заменила человека

Мундир заменил личность, чин заменил человека.

Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому... Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.

Таким образом, Достоевский в своем романе продолжает традиции русской литературы в изображении «маленького человека», неслучайно сам автор утверждает, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя.»

Один из рецензентов романа Константин Аксаков считал, что произведение Достоевского написано решительно под влиянием Гоголя и, следовательно, ничего нового автор «Бедных людей» не привнес в изображение «маленького человека».

Согласны ли вы с этим мнением?

  1. Нет, так как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В. Акакий Акакиевич одинок, очень замкнут.

Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский?

  1. Герои говорят о себе сами, в письмах.

Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать?

  1. Достоевский боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов.
  2. Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами.
  3. «маленький человек» сам поверяет нам свои переживания и думы?

Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.

(высвечивается слайд с определением «эпистолярная форма»)

Какими же предоставлены герои романа Достоевского Варенька Доброселова и Макар Девушкин

Инсценирование

Всего героями написано 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее «Что же, что делать?», чтобы хоть что-то к лучшему изменилось в жизни героев.

О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

Очень хорошо характеризует героев их речь.

Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Почему Достоевский не принял упреков Белинского в неумении «одолеть препятствия со стороны языка и формы»?

Многие обвиняли Достоевского в многословии главного героя, в косноязычии, на что автор ответил … Им невдогад, что говорит Девушкин, а не я и что Девушкин иначе говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Современный лингвист Виноградов отметил эту манеру, как достоинство произведения: «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями».

Переход к Вареньке Доброселовой

Вывод. Впервые в романе Достоевского показана жизнь маленьких людей изнутри раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нем происходит настящий переворот: « и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем. Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.»

Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.

Заключение.

Что же делать?

Для себя Достоевский решил этот вопрос таким образом:

Старался выразить тайну человеческой души.

А как вы бы ответили на этот вопрос, прозвучавший в начале уолка?

Домашнее задание.

Подготовить сообщения «Двойники М. Девушкина»

Традиции и новаторство Достоевского в романе «Бедные люди»



Тема урока: 8 класc
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Цель: расширить познания учащихся в области русской литературы.
Задача образовательная: познакомить учащихся с произведением Достоевского «Бедные люди».
Задача развивающая: развитие умения анализировать литературное произведение.
Задача воспитательная: воспитание нравственное.
Ход урока:
1.Объявляется тема и задачи урока.
2.Минута поэзии.
3. Вступительное слово о писателе.
4. Чтение и анализ:
Кто главные герои произведения?
Какая история описана в этом произведении? Каково ваше отношение к героям?
Какие чувства вызывают герои? Обоснуйте. О чём это произведение?
Чему оно может научить читателя?
5. Основные вопросы.
Какова авторская позиция по отношению к героям? Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала повести. Раскройте смысл названия повести. Как вы думаете, актуальна ли ли тема «маленького человека»?
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»
Краткое содержание. Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в капитальном доме возле Фонтанке вдоль длинного коридора двери комнат для жильцов. Сам же герой ютился за перегородкой в общей комнате. Прежнее его жильё было не в пример лучшее. Однако теперь для Девушкина главное – дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Добросёловой. Бедный чиновник берёт под свою защиту 17 - летнюю сироту, за которую кроме него некому было заступиться. Живя рядом они редко видятся, так как Макар боится сплетен. Однако обо нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотошений Макара и Вареньки раскрывается в 31 его и 24 его письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… Первое письмо М. пронизано счастьем обретения сердечной привязанности. Он выгадывает на цветы и конфеты для своего ангельчика, отказывая себе в еде и платье. Варенька сердится на покровителя за излишнее.
Судьба Вареньки такова. Она росла в деревне, но отец потерял место управляющего имением и увёз семью в Петербург. Отец очень много работал, заболел и умер. Мать постигла такая же участь. Вдову, мать Вареньки, с дочерью приютила родственница Анна Фёдоровна, которая позже продала в счёт своих расходов на семью продала Вареньку богатому помещику Быкову, который обошёлся с девушкой жестоко. Она заболела. За ней ухаживал Макар. Целый месяц она была в бессознательном состоянии.
Когда ей стало легче, она боялась, что Быков найдёт её. Это случилось. Быков сказал, что если Варенька за него не выйдет, то он женится на богатой купчихе. Но Варенька всё – таки выходит за него. Макар это тяжело переживает.
Почему такой конец произведения? Справедлив ли он? Как бы вы закончили это произведение?
6. Составление пятистишья о произведении.
«Бедные люди»
Трогательная, волнующая.
Поднимает проблему «маленького человека», не оставляет равнодушным человека, учит милосердию, требует от общества милосердия.
Грустная, трагическая, пробуждающая сочувствие, требующая справедливости.
Боль.
7. Итоги, выводы, оценки. Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно…Теперь я могу…
8. Д/З Рассказ о Достоевском. Чтение по ролям понравившегося фрагмента. Составить викторину по произведению из 5 вопросов.
Дочитать произведение.



Похожие статьи
 
Категории