Уффици_16. Рафаэль

09.07.2019

"Портрет молодого человека с яблоком", 1505г.

Это племянник герцога Урбинского - Франческо Мария делла Ровере.
Написал его двадцатидвухлетний Рафаэлло Санти(Санцио), сын придворного художника того же герцога.
Позже Рафаэлло переиначит свое имя на латинский лад и будет зваться Рафаэлем. Псевдоним взял, получается что так. Прозвище.

"Определение авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой.
Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля," - говорят эксперты.

Если это написал Рафаэль - ему было 22 года.

Восьмилетним его отдали учиться ремеслу в мастерскую Перуджино. В тот же год умерла мать. В 11 лет потерял отца, малярия. В семнадцать он уже официально звался "магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино" и имел контракты, как взрослый.

Портрет Елизаветы Гонзага. Около 1503
Дерево, масло. 53 х 37 см

Посмотрите на выражение лица:

Она, одна из образованнейших женщин своего времени, превратила урбинский двор в заметный центр ренессансной культуры. Но ренессанс - и это надо помнить - не только расцвет гуманизма, кружки любителей философии и искусства при дворах, но и постоянные войны, кровавая борьба кланов, предательства, наёмные армии и т.п.. Оттого, возможно, и тень на лице.

"Авторство портрета до сих пор точно не установлено. Ряд исследователей полагает, что портрет целиком или частично исполнил Джованни Санти, отец Рафаэля,"- говорят всё те же эксперты, но в галерее Уффици под ними табличка с именем Рафаэля.

Скромно на стенке между окон висит в галерее его автопортрет:

1506г. Рафаэлю 23 года.
"Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав с таким бесценным украшением, как приветливость в обращении, всегда позволяющую быть милым и обходительным со всяким человеком и в любых обстоятельствах" (Вазари, Биография Рафаэля,1568)

Контур фигуры тонок, чуть волнист - во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо. Посмотрите на это воротничок, рубашка ли выглядывает, не пойму:

Важное свидетельство:
"Этот превосходнейший живописец изучал в городе Флоренции старинные приемы Мазаччо, а те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микельанджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры. В бытность свою во Флоренции Рафаэль имел, не говоря о многих других, близкое общение с фра Бартоломео из Сан Марко, который ему очень нравился и колориту которого он всячески старался подражать, сам же он, со своей стороны, обучил доброго инока правилам перспективы, которой раньше монах не занимался."

Когда его наконец пригласили в Рим среди прочих художников расписывать папские покои, первое что он сделал, ни много, ни мало - "Афинскую школу". Мда.
"... и Рафаэль дал в ней такой образец своего мастерства, что он этим как бы объявил о своем решении занять неоспоримое первенство среди всех, кто бы ни брался за кисть."
Папа Юлий был так восхищен этой работой, что велел сбить все старые и новые росписи, дабы расчистить место Рафаэлю. Вот наверное коллеги его возненавидели, чьё посбивали, со стен-то.

Много всего прекрасного натворил сей гений.
Слава его была безмерна, папы осыпали почестями, он построил себе дворец в Риме (штукатурил его Браманте), дружил по переписке с Дюрером и менялся с ним рисунками.
"...А был он человек такого размаха, что содержал рисовальщиков по сей Италии, в Поццуоло и даже в Греции, и не находил себе покоя, пока не соберет все то хорошее, что могло бы пойти на пользу этому искусству."

А в конце его жизни какая-то тёмная история: Папа Лев Х сулил ему кардинальскую шапку, потому что был должен художнику кучу денег. А друг-кардинал уговаривал жениться. На своей племяннице. Рафаэль обещал, хотя и не очень хотел. Точнее очень не хотел, если верить Вазари. Его видать сильно любили разные женщины, и он их любил.
И вот несчастье: "... В ожидании чего (кардинальства - М.А.) Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам.
И вот однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении. Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование..."

Он родился и умер в страстную пятницу, прожив ровно 37 лет.

"Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную."

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 05.12.2016 16:54 Просмотров: 2183

20 портретов не вызывают сомнения в принадлежности кисти Рафаэля (1483-1520). Вопрос о других портретах, принадлежащих художнику, до сих пор является спорным, а ещё несколько рафаэлевских портретов утрачено.

Обычно творчество Рафаэля Санти делят на несколько периодов: ранний (Урбино, Перуджа), флорентийский, римский и поздний. В такой периодизации будем рассматривать и портретное творчество художника.

Ранний период творчества

В этот период (с 1483 по 1504 гг.) Рафаэль жил в Урбино и Перудже. Атрибуция Рафаэлю портретов этого периода (3 портрета) до сих пор остаётся предметом споров. Их приписывают кисти Перуджино, Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и др. художников. Лишь «Портрет юноши» (Пьетро Бембо) не вызывает сомнения в авторстве Рафаэля.

Рафаэль Санти «Портрет юноши» (около 1504). Масло, доска. 54х39. Музей изобразительных искусств, Будапешт (Венгрия)

Пьетро Бембо (1470-1547) – итальянский гуманист, кардинал и учёный.
Юноша изображён на фоне пейзажа, повернувшись в три четверти, глядя на зрителя справа налево. На его губах – лёгкая улыбка, взгляд ясный и умный, привлекающий внутренней добротой.
Позже Рафаэль изобразит Пьетро Бембо в своей знаменитой фреске «Афинская школа» под №19 в образе Заратустры (смотрите ).

Флорентийские портреты

В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где испытывает сильное влияние творчества Леонардо да Винчи. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв.

Рафаэль Санти «Юноша с яблоком» (около 1505). Масло, доска. 47х35 см. Уффици (Флоренция)

Из 11 флорентийских портретов атрибуция Рафаэлю только 4-х вызывает споры. Остальные безусловно принадлежат кисти этого художника: «Юноша с яблоком (Франческо Мария делла Ровере) (около 1505), «Дама с единорогом», «Беременная» (около 1505-1506), «Немая», «Аньоло Дони» (около 1506), «Маддалена Строцци» (около 1506), «Автопортрет» (около 1506).

Рафаэль Санти «Дама с единорогом» (около 1505-1506)
Дерево, масло. 65х61 см. Галерея Боргезе (Рим)

Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы » Леонардо да Винчи (1505-1506). Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели.
Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове – едва заметная небольшая диадема.
В руках дама держит небольшого единорога. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница.
Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.

Рафаэль Санти «Немая» (около 1507)
Холст, масло. 64х48 см. Национальная галерея Марке (Урбино)

Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. В XX в. картину вернули из Уффици в Национальную галерею Марке, на родину автора.
Елизавета Гонзага была одной из образованнейших женщин своего времени. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино.
В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Обе картины написаны примерно в одно и то же время; скорее всего, Рафаэль сознательно копировал манеру Леонардо.

Римские портреты Рафаэля

В 1508 г. Рафаэль по приглашению Юлия II приезжает в Рим и с тех пор до самой смерти живет в этом городе. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает совершенства.
Портреты римского периода в большинстве изображают приближённых папы Юлия II и самого папы. Эти портреты отличаются глубоким психологизмом, неповторимой индивидуальностью и в то же время идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Художник отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на портретируемом.

Рафаэль Санти «Автопортрет с другом» (около 1518). Масло, холст. 99х83. Лувр (Париж, Франция)

К этому периоду относят 13 портретов, из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены.

Рафаэль Санти «Донна Велата» («Дама с покрытой головой») (1515-1516)
Холст, масло. 82х60,5 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти, Флоренция)

Это один из известнейших портретов Рафаэля Санти.
Натурщицей для данной работы была возлюбленная Рафаэля Форнарина.
Рафаэль встретил Форнарину в 1514 г. в Риме. По заказу банкира Агостино Киджи он работал над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея».
Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. fornaro – пекарь). Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После кончины великого художника в 1520 г. Форнарина ушла в монастырь.
Вершиной портретной живописи Рафаэля считается портрет его друга Бальдассаре Кастильоне.

Рафаэль Санти «Портрет Бальдассаре Кастильоне (1515)
Масло, доска. 82х67. Лувр (Париж, Франция)

Это самый известный портрет Рафаэля. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Его образ отличался цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил.
Граф Кастильоне изображён в зрелом возрасте. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Это взгляд человека, понимающего людей – он доброжелателен, но в то же время полон грусти и раздумья.
Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки соединены в ладонях.
Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне, Рафаэль воплощал идеал совершенного человека эпохи Возрождения.

Поздние портреты Рафаэля

Портреты в период 1518-1520 гг. были созданы Рафаэлем при участии Джулио Романо.

Джулио Романо «Автопортрет»

Джулио Романо (1492-1546) – итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, один из зачинателей и самобытных представителей искусства маньеризма .
Всего портретов этого периода 5: «Изабелла Рекесенс» (около 1518), «Портрет девушки» (1518), «Форнарина» (около 1518-1519), «Женская головка (1520) и «Портрет юноши» (около1518-1519) – спорное авторство Рафаэля.
Поздние работы отмечены непривычной для Рафаэля холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью колорита, что является признаками наступления эпохи маньеризма.

Рафаэль Санти (Джулио Романо) «Женская головка» (1520). Масло, доска. 35х30. Галерея Эстенсе (Модена, Италия)

Дама с фероньеркой-скорпионом

Удивительное открытие - наконец-то я нашла информацию о загадочной даме с фероньеркой в виде скорпиона!!!

Вообще я собирала информацию о книгах в форме сердца - готовлю развернутый пост к дню Святого Валентина, но вдруг, совершенно неожиданно, нашла то, что искала уже давно, приставая с вопросами ко всем, кто имеет хоть малейшее отношение к истории и искусству. :))) Видимо, это настолько лежало на поверхности, что даже в голову не могло придти знающим людям, что именно я хочу узнать, о чем, собственно, спрашиваю! :)))


(Если я правильно поняла, это копия ее украшения - черный скоприон держит в лапах зеленый драгоценный камень (изумруд?) в золотой оправе. Я не сильна в таких вопросах и не знаю точно, что это может означать!)

Итак, признаюсь в своем невежестве - та самая загадочная дама на портрете работы Рафаэля, предположительно увлекающаяся оккультными науками и потому носившая фероньерку с подвеской в форме скорпиона, дама, чей тяжелый взгляд так поразил меня, когда я бродила по галерее Уфицци - это Елизавета Гонзага!
Одно радует - я все-таки правильно запомнила, что это Рафаэль. Пусть и не сразу нашла эту картину. :)))))))))

Ничего подобного я не видела - обычно фероньерки все-таки были в виде одного крупного драгоценного камня или розетки из камней.



В пользу версии о магических знаках говорит один факт, который я вычитала у Германа Вейса - в период Ренессанса было модно украшать одежду какой-либо отделкой с буквенными узорами. Привожу цитату из его книги "Высокое Возрождение. Итальянский Ренессанс": "Иногда широкие и длинные рукава в подражание бургундско-французской моде отделывались с наружнойстороны дорогой вышивкой из золота или жемчуга, воспроизводившей какое-нибудь произвольно выбранное изречение". Но буквы ли это или какие-то еще символы? Цитирую еще один источник (книга "Придворный" Бальтасара Кастильоне), который описывает одно из ее ее платьев - "черное бархатное платье украшенное вышивкой в виде символов". Быть может, именно это платье изображено на картине? Однако есть несостыковка - описанное платье было надето в 1506 году, на четвертый день свадебных торжеств в честь бракосочетания Лукреции Борджиа, которую Елизавета сопровождала, а время создания портрета - 1504 год. Кроме того, Вейс описывает буквы как присущие моде 14-15 веков, а портрет создан в начале 16 века. Хотя, возможно, такая вышивка могла и не выходить из моды.

Рассмотрела еще прекрасные золотые лилии(?), с дополнительным украшением в виде красных и черных камней - м.б., все-таки это флорентийская лилия? Хотя сомнительно... Может ли все это косвенно указывать на то, что все ее украшения имеют оккультный смысл? Еще обратила внимание на цепи - какой-то медальон за корсажем?

Решилась все-таки попробовать расследовать эту загадочную историю и предположить, что это могло означать.

Предположим, что этот скорпион означал ее приверженность к оккультизму, тогда вот, цитирую: "Скорпиона всегда считали неизменным атрибутом колдунов и ведьм". в христианстве носит отрицательный характер - "В Библии скорпион, подобно змее, является символом демонических сил. В Откровении Иоанна Богослова он назван одним из животных, обитающих в преисподней. В средневековом искусстве скорпион часто выступал как символ Иуды, т.е. символ предательства, зависти и ненависти." Вот тебе и раз! Могла ли эта женщина так открыто бросить вызов - мол, я ведьма и мне все равно, что вы об этом думаете? Или же это было предостережение ее врагам?

(Не поручусь, что это фотография именно оригинала ее портрета, но возможно - мне репродукции показались слишком темными, мне запомнилось, что она светлее - и волосы, и глаза ).

Кроме того, есть еще такой факт - скорпион символизировал Африку, цитирую: "В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средства против своего яда, поэтому его символика как отрицательная, так и положительная: он был символом врачевания с одной стороны, и символом убийства с другой. В средние века скорпион считался эмблемой Африки, как части земли." Однако, какое отношение итальянская аристократка могла иметь к Африке? Читала сочинения римских историков, что-то нашла там особое?

Однако на Востоке и в Египте скорпион не считался полностью плохим - скорпионы охраняли Исиду, например... или вот, опять цитирую: "Скорпион - символ зла, саморазрушения, смерти, наказания, возмездия, мстительности, предательства, но также глубокого понимания мира. Иногда скорпион служит талисманом и амулетом - Парацельс советовал носить его людям, страдающим заболеваниями половой системы." (Я читала, что у ее мужа были проблемы, но не у нее же...) Еще где-то мельком прочитала, что его носили так же и как защиту от злых сил. Подробнее:

Муж, Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбинский, был тяжело болен подагрой с самой юности, что "отравила ему семейные радости", однако Елизавета, наверное, любила мужа-ровесника и не стала разводится - Гвидобальдо, при своей физической немощи, был человеком умным и образовынным, меценатом, покровителем художников и писателей, основателем университета. Его двор был одним из самых блестящих и утонченных в тот золотой век Ренессанса! Почему бы Елизавете не предпочесть любовь духовную - к человеку, судя по портрету, утонченному, властителю интереснейшего общества образованных людей - ведь она сама была очень образованной? Она ведь так и не вышла замуж второй раз, хотя была еще молода - 36 лет - и брачные предложения были?


Что еще интересно - скорпион считался так же символом Логики, т.е. возможно, тут есть намек на "Семь сводобных искусств" - тем более, именно этой женщине была посвящена книга "Придворный", которая была построена как ее ответы на некоторые вопросы.

Так же символизировал Землю и царскую власть. Цитирую из "Придворного":"...Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню." (Пер. О.Ф. Кудрявцева ) Вариантов очень, очень много, и мне сложно выбрать, что именно этот знак мог означать - возможно, что все вместе. :)

Еще раз ее портрет, другой цвет...

Постараюсь так же рассмотреть астрологическую версию, которую мы обсуждали с - все-таки я не профессиональный астролог и практически все, что учила, забыла. :) Скорпион не мог быть ее солнечным знаком, т.к. она родилась 9 февраля. Если Скорпион стоит на асценденте, то это влияет на внешность - вот одно из описаний: "Губы маленькие и толстые. хорошо выражен нос, а переносица - высокая и костистая или с горбинкой. у вас пронзительный, жгучий взгляд. это особенно заметно, когда скорпион на асценденте. лицо по большей части квадратной формы, глаза широко расставлены, нижняя челюсть тоже квадратная и тяжелая. уши небольшого размера и прижаты к голове. рот крупный, с полными чувственными тубами, а их уголки бывают опущены." - подходит? Не уверена. К сожалению, я потеряла лекцию. в которой описывался именно этот асцендент, а на память не помню - все-таки прошло уже 6 лет с момента моего выпуска из астрологической школы и того момента, когда я перестала заниматься астрологией.


Рафаэль.Елизавета Гонзага герцогиня Урбинская. 1504. Галерея Уффици, Флоренция

Елизавета Гонзага (1471 – 1526), дочь Федерико I Гонзага.В феврале 1488 года Елизавета вышла замуж за герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. С 1502 года, когда Чезаре Борджиа захватил владения Гвидобальдо, она жила с супругом в Мантуе, затем вернулась в Урбино (1503). Муж Елизаветы Гонзага герцог Урбинский Гвидобальдо да Монтефельтро известен не только как полководец и политик, но и как меценат. Во время его правления в Урбино был основан университет, существующий до сих пор. Гвидобальдо оказывал покровительство молодому Рафаэлю - уроженцу города Урбино. B 1506 году Рафаэль написал небольшое полотно «Святой Георгий убивает дракона» по заказу Гвидобальдо."Этот человек совмещал в себе таланты полководца и ученого, и во всей Италии не было государя, более любимого своими подданными. Получивший прекрасное образование, покровитель наук и искусств, он собрал редкостную библиотеку и уделял ей все время, свободное от государственных дел.- Р. Сабатини, «Жизнь Чезаре

Супруги увлекались искусством. При их дворе жило много образованнейших людей того времени. Так например писатель Кастильоне Бальдассарре (1478-1529) книгу " О придворном" написал на основе бесед с Елизаветой, во время его жизни при ее дворе. Елизавета Гонзага занималась воспитанием юного Рафаэля, после того, как его мать умерла.

Об осиротевшем мальчике заботились дядя, брат покойной матери и оказавшая огромное влияние на впечатлительного ребенка урбинская герцогиня Елизавета Гонзага. Это была замечательная, добрая и сердечная женщина, редкая даже для своего просвещенного времени интеллектуалка, поэтесса, дипломатический наставник и советник своего мужа. При дворе создался круг людей образованнейших и значительных – писателей, художников, архитекторов, ученых. То, что подросток бывал постоянно в этой среде, явилось для него своего рода университетом, а умница, говорившая практически на всех европейских языках, Елизавета оказалась лучшей воспитательницей.

Наверно, именно отсюда превосходные манеры Рафаэля, его знание истории и литературы, его поэтический дар, так блестяще реализованный в живописи. Интересно, почему Рафаэль, чуткий и дружественный, так и не написал портрет своей благодетельницы, скорее приемной матери. Урбинскую герцогиню писали многие, льстя ей, – она не была красавицей. Рафаэль любил герцогиню искренне. Поэтому на протяжении всей своей, увы, короткой, но невероятно насыщенной творческой жизни он наделял некоторые свои персонажи то ее легкой улыбкой, то добрым, всегда ласковым взглядом, то особенным высоким лбом.

Хвалебный портрет Елизаветы Гонзага содержится в книге диалогов «О придворном» Бальдассаре Кастильоне. К моменту выхода в свет книги её уже не было в живых.

"..Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню"

Портрет Элизабетты Гонзага

Местонахождение
Галерея Уффици, Флоренция
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Возрождение (Ренессанс), Темпера

Аннотация
В XVIII веке эту картину атрибутировали школе Джованни Беллини, в I половине XIX - приписывали Андреа Мантенье, только в начале ХХ века было установлено, что работа принадлежит Рафаэлю (впрочем, до сих пор существуют те, кто подвергает его авторство сомнению), а изображена на ней жена урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро Элизабетта Гонзага.

«Что он Гонзаге? Что ему Гонзага?»

Был ли Рафаэль хорошо знаком с Элизабеттой? В отличие от многочисленных «Мадонн» и женских портретов, модели которых так и остались неизвестными (или, если их имена история сохранила, то роль в судьбе художника либо неясна совсем, либо же окутана легендами, в которых сложно отличить правду от вымысла), в случае с моделью этого портрета мы можем ответить утвердительно: да, Рафаэль знал её, и весьма близко.

Но чтобы объяснить обстоятельства, в которых пересеклись герцогиня и Рафаэль, начать нужно с его отца - Джованни Санти. Как и сын, он был уроженцем итальянского города Урбино. Герцогом Урбино во время старшего Санти был кондотьер Федериго да Монтефельтро - выдающийся деятель эпохи Возрождения, военачальник, политик и ценитель искусств. Всем, кто интересуется живописью того периода, безусловно, хорошо памятен двойной портрет герцога Федериго и его жены Баттисты Сфорца, написанный Пьеро делла Франческа: увидев раз этот волевой профиль с выразительным изломом носа, его не скоро забудешь. У этого незаурядного правителя, задумавшего сделать из Урбино «идеальный город», «город-дворец», и состоял придворным художником Джованни Санти, отец Рафаэля.

Шестым ребёнком герцога и его жены Баттисты был слабый и болезненный мальчик Гвидобальдо. Ему было лишь 10 лет, когда в 1482-м году скончался Федериго да Монтефельтро, но именно Гвидобальдо стал герцогом Урбино после отца, поскольку все дети, родившиеся до него, были девочками. В Национальной галерее Марке, в которую со временем трансформировался урбинский дворец, хранится династический портрет, на котором изображён Федериго и его маленький ангелоподобный наследник Гвидобальдо. Автора его мы точно не знаем: сначала считалось, что это Мелоццо да Форли, потом - Юстус ван Гент, сейчас более или менее единогласно предполагается, что портрет написал испанец Педро Берругете. Любопытней всего в этой картине детальное выписывание регалий: у Федериго на шее орден горностая, а под коленом - орден подвязки, а его маленький сын одет в платье, обильно покрытое крупными жемчужинами, его лоб и грудь украшают аметисты, напоминающие зодиакальные символы, а в руках Гвидобальдо держит скипетр Гонфалоньера (в Риме так называли главнокомандующего папскими войсками, во Флоренции - главу правительства и гаранта конституции), хотя по возрасту ему здесь не больше пяти лет.

Итак, в 10 лет Гвидобальдо получил герцогство, а через 6 лет он задумал (или точнее, так решило его окружение) жениться. В невесты ему была выбрана наша героиня - Элизабетта Гонзага, сестра макграфа мантуанского. Она не отличалась особой красотой и была немного старше юного герцога да Монтефельтро, но влиятельные родственники сочли её прекрасной партией, и Гвидобальдо отправился на смотрины в Мантую. Иные беллетристы называют Элизабетту «перезрелой невестой» - по нашим временам, это смешно: Гвидобальдо было 16, а ей 17. Но если мы вспомним, как у Шекспира Парис, сватаясь к 14-летней Джульетте, говорит её сомневающемуся отцу, графу Капулетти: «Я матерей счастливых знал моложе…», нам станет понятнее это жестокое определение.

При встрече Элизабетта поразила жениха разве что высоким, как для женщины, ростом. Известно, что после подписания в Мантуе всех документов, касающихся брачного договора, хилый Гвидобальдо решил покрасоваться в седле - и весьма неудачно. Норовистая лошадь скинула его на всём скаку, в Урбино герцог возвращался с переломами руки и рёбер и смещением шейных позвонков.

Тем не менее, несмотря на неблагоприятные предзнаменования, громкая свадьба Элизабетты Гонзага и Гвидобальдо да Монтефельтро состоялась: из разных уголоков Италии съехалось более пятисот высокородных гостей, гуляния длились до глубокой ночи, а Джованни Санти в честь праздника даже сочинил и поставил трёхактную комедию в стихах, к которой сам написал декорации, и теперь стал считаться не просто художником, а чем-то вроде министра просвещения при герцогском дворе. Его сыну Рафаэлю в это время было около шести лет.

«Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Была ли довольна своей участью новоиспечённая герцогиня урбинская? Представим, как она оказалась в поражающем воображение великолепном замке, построенном харизматичным Федериго, которого ей не довелось застать. Его проектировал архитектор Лаурана и лучшие инженеры своего времени, а консультировал строительства сам Леон Баттиста Альберти. Замок был необыкновенной красоты и функциональности: висячие сады, залы, оформленные знаменитыми художниками, инкрустированный кабинет хозяина, грандиозный тронный зал для приёмов, а еще небывалый по тем временам уровень бытовых удобств - водопровод с системой повторной очистки воды, кухня и ледник, уборные, которые отапливались так же, как термы Древнего Римаю. Всё это было чрезвычайной роскошью для своего времени. Когда французский философ Монтень, путешествуя, попал в Урбино, он поразился масштабам дворца Монтефельтро и зафиксировал в путевых заметках, что комнат и залов там не меньше, чем дней в году.

Но семейная жизнь Элизабетты не заладилась с самого начала. Довольно скоро она разочаровалась в супруге. Болезненный Гвидобальдо (помимо смещения позвонков, он страдал тяжелой формой подагры - врождённого дефекта обмена веществ, поражающего суставы) не был способен зачать наследника. Их брак оставался бездетным. Возможно, поэтому Элизабетта нежно опекала подрастающего Рафаэля. Не столько потому, что предвидела будущие успехи - скорее по благосклонности к его родителям: грациозная Маджия, мать Рафаэля, была украшением свиты герцогини, его отец Джованни - не только художником и декоратором, но и устроителем всякого рода развлечений при дворе, в том числе так любимых всеми рыцарских турниров. В 8 лет Рафаэль потеряет мать, и общество образованной, умной, изысканно любезной Элизабетты, герцогини Урбинской будет способствовать его образованию и развитию у него вкуса к поэзии, восприимчивости к прекрасному. Когда у второй жены Джованни Санти родится дочь, Элизабетта Гонзага согласится стать крёстной матерью, так что в её честь сводную сестру Рафаэля тоже будут звать Элизабеттой.

При всем при том преданность Элизабетты мужу не вызывала сомнений. В 1497-м году Урбино окружили отряды Чезаре Борджиа. Разбитый подагрой Гвидобальдо командовал обороной города, отстаивая независимость Урбино. Из-за сильных болей он мог передвигаться только на носилках, и однажды у крепостных стен герцога похитили головорезы Борджиа и потребовали за него фантастический выкуп. Чтобы спасти мужа, Элизабетта, скрывавшаяся в это время в Мантуе, распродала свои драгоценности и заложила наследственные земельные наделы, а когда и этого оказалось мало, взяла в банке кредит под непомерный процент. Только благодаря её усилиям полуживой герцог вернулся домой. А коварный Борджиа, вернув Гвидобальдо, продолжал беспардонно троллить его, называя «дорогим итальянским братом» и присылая подарки с подтекстом: раз это оказался серебряный бочонок с устрицами - известным средством для поднятия потенции, во другой раз - античные скульптуры Венеры и Эроса. Смысл их был очевидно издевательский. Все знали об интимной беде семьи Монтефельтро. Родня пыталась склонить Элизабетту к разводу с постылым мужем и более выгодному союзу - герцогиня не поддалась.

А что же Рафаэль?

Рафаэль уедет в Перуджу, потом во Флоренцию и, наконец, в Рим, но с радостью будет время от времени приезжать в Урбино (хотя там давно уже не будет в живых его родителей) именно потому, что ему нравилась атмосфера герцогского двора, во много определяемая личностью Элизабетты. Друг Рафаэля, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне посвятит Элизабетте свой знаменитый трактат «Придворный». Гуляка Бальдассаре с пиететом напишет о герцогине Урбинской, что «целомудрие и достоинство присуще даже её шуткам и смеху». (Существует версия, что Кастильоне, уезжая в 1506-м году в Англию с дипломатической миссией, взял с собой портрет Элизабетты, так как был в неё влюблён. Чтобы не компрометировать герцогиню, портрет скрыли от досужих глаз под поверхностью зеркала. Смотрясь в него, Кастильоне мысленно сопрягал своё отражение с изображение возлюбленной. Тонкая черная рамка, по мнению некоторых ученых, доказывает, что это именно тот портрет, который увёз с собой Бальдассаре).

По другой версии, этот портрет 33-летняя герцогиня заказала Рафаэлю с целью отправить в подарок своей подруге Изабелле д"Эсте, еще одной незауряднейшей (хотя и изводившей своими капризами Леонардо и Тициана) женщине своей эпохи, которую называли la Primadonna del Rinascimento - примадонной Ренессанса. Она приходилась Элизабетте невесткой - Изабелла была замужем за её братом.

Элизабетта на портрете одета в чёрное платье с геометрическим золотым орнаментом. Черный и золотой выбраны неслучайно: это геральдические цвета Урбино. Из украшений на герцогине золотые цепочки и аксессуар в виде скорпиона с драгоценным камнем на лбу. Смысл его неясен. Предполагают, что скорпион имеет отношение к эзотерической науке мелотезии (части медицинской астрологии), связывающей знаки зодиака с определёнными частями человеческого тела. Скорпион, что характерно, в этой системе отвечает за половые органы.

Рафаэль не пишет портреты Элизабетты и Гвидобальдо в профиль, лицом к лицу (как поступил когда-то Пьеро делла Франческо с парным портретом родителей Гвидобальдо), и не располагает их в трёхчетвертном развороте, обращёнными друг другу (хотя примерно в то же время именно так Рафаэль написал супружескую чету Аньоло и Маддалену Дони). Художник изображает герцога и герцогиню урбинских строго анфас. Это придаёт их изображениям странную неподвижность и отчуждённость друг от друга.

«В этом диптихе супружеской пары, - пишет биограф Рафаэля Александр Махов о портретах Гвидобальдо и Элизабетты, - молодому портретисту удалось тонко передать непростые отношения, связывающие эту бездетную правящую чету, не познавшую взаимной привязанности, не говоря уже о любви. Некрасивое лицо умной 33-летней Елизаветы отражает неизбывную тоску по чувству материнства, которое ей не довелось познать. Что же касается портрета её более молодого супруга, то это само выражение слабоволия и скрытой хвори, истачивающей червем его плоть. В отличие от своего волевого отца молодой правитель Урбино был человеком мягким и нерешительным. Он слабо разбирался в людях и обычно на руководящие должности назначал тех, кого советовала жена, игравшая роль умной и заботливой супруги-матери».

На 6 лет Элизабетта Гонзага (1471-1526) переживёт Рафаэля (1483-1520) и на целых 18 - своего мужа Гвидобальдо (1472-1508), в браке с которым ей нередко приходилось жить разлуками и чувствовать одиночество. В далёкую Россию, на выставку «Рафаэль. Поэзия образа» (сентябрь - декабрь 2016) в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Элизабетта тоже приехала без Гвидобальдо, портрет которого остался ждать её в Уффици.

Оригинал записи и комментарии на



Похожие статьи
 
Категории