Управление эмоциями и чувствами. Управление эмоциями

16.10.2019

Воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями. Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью. Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей. Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии. Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему. Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно.

В "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом.

Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной. Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс... Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса - анестезия, кажется чудом?

То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия - с этим скорее всего согласятся все. "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Но насколько велики должны быть эти усилия?

Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения "определенных усилий" - то есть тренировки.

Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его...Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получитьв нужной ситуации... Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване... А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать...

Критерии

  • Вызывать эмоцию.
  • Вызывать ее по желанию в любом контексте.
  • Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).
  • Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).
  • Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно).
  • Отделять одну эмоцию от другой.

Ну, пожалуй, хватит.

Колода эмоций

Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием - состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле "долгих тренировок". Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды...

Зачем ему нужно управление эмоциями я думаю каждый сможет определиться самостоятельно.

Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать “Колоду” из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте “эмоция” и “состояние” идут как синонимы).

Например:

  • Бодрость.
  • Влюбленность.
  • Восторг.
  • Восхищение.
  • Грусть.
  • Интерес.
  • Ненависть.
  • Отрешенность.
  • Радость.
  • Раздражение.
  • Спокойствие.
  • Страх.
  • Творческий подъем.
  • Уверенность.
  • Удивление.
  • Юмор.

Порядок создания колоды

1. Карточки

Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты. Как вам будет удобнее.

2. Область применения

Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть - в драке на улице).

3. Состояние

Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было “чистое” - без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию - как бы состояние “само по себе” (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция).

Доведите его до максимума, на который способны.

4. Символ

Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек.

5. Название эмоции

Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) “имя” этого состояния: грусть, жалость, юмор...

6. Список слов

Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать...

7. Колода

Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты.

Работа с колодой

Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты. Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником - просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома...

1. Закрепление состояния

Сначала ваша задача вытащив карту из колоды глядя на нее “помогать” себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз.

2. Удержание состояния

После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться добавьте еще минуту, потом еще... (Можно так - прибавляйте по минуте в 3-4 дня). Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка - 15 минут. (Можно усложнить работу - попробуйте удерживать нужные состояния в реальных “сложных” ситуациях).

3. Осознание

После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой) попробуйте определить нюансы этой эмоции - какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах.

4. Управление уровнем

Научитесь не только вызывать состояние но и задавать его “уровень”, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например от 0 до 10 по интенсивности) и “гонять” себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность.

5. Скорость перехода

Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. Тое есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого. Можно даже замерять время (при этом время считается от “пика до пика”).

6. Мысленное представление

Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте (“закрепление состояния”), но карту вытягиваете мысленно...

7. Полевые тренировки

После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, при чем не только в “нейтральных”, но и в “сложных”.

Карта эмоций

Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны и дать некую "систему координат".

Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам - эмоция штука гораздо более сложная. Но обычно контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием.

Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите - всего штук 7-10)

1. Интенсивность

Это как бы "сила переживания", его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке). Один из возможных синонимов - уровень возбуждения ("Адреналиновый Барометр").

2. Знак

Уровень "приятности" и "неприятности" переживания. Или более официальным языком - "комфортности" и дискомфортности". Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная.

Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу.

При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств.

Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте "области" эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт.

Описание эмоций

Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно - в терминахкинестетических субмодальностей). Желательно разного знака и интенсивности. Например:

грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.

спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер...

Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения "передвигаются": очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы "перетекают" в другую, где мы их обычно и замечаем.

Критические субмодальности

1. Для интенсивности

То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает "сила" ощущения: чем холоднее - тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее...

2. Для знака

Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить.

Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения "+" а холодные "-"; если выше солнечного сплетения, то "+" а ниже - "-"; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые "сжимаются" - неприятные и т.д.

Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний.

Вопрос на интерес?

Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)?

Тренировка

После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими.

1. Список эмоций

Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9.

2. Управление

Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области).

Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции.

3. Смена знака

Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции.

4. Выход

Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции.

Аналогично для знака.

5. Удержание состояния

Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15.

Аналогично для знака.

6. Тренировка на местности

Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных "сложных" ситуациях.

Доступное описание методов и приемов управления эмоциями и чувствами , противостояние стрессу, депрессии, душевному волнению и психологической напряженности.
(см. как выйти из депрессии самостоятельно)

Приветствую Вас, уважаемые посетители психоаналитического кабинета Олега Матвеева , где у Вас есть возможность задать один вопрос психологу-психоаналитику по электронной почте.
Желаю Вам психического здоровья!

Управление эмоциями — суть вопроса

Основную роль в эффективном управлении эмоциями , играет осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Человек, сделавший главный жизненный выбор, в значительной мере предрешил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов, и возникающих в связи с ними душевного волнения и психологической напряженности .

Жизнь такого человека свободнее, проще, он экономит душевные силы и защищает себя от стресса . Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение с главными жизненными ценностями, и своевременность подобного взвешивания нормализует его эмоциональное состояние. В этом случае стрессовая ситуация рассматривается не в сравнении с другим событием, а оценивается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека или всего человечества.

При слишком сильной заинтересованности в результатах человеку трудно отвлечься и думать о чем-либо другом. От этого он испытывает психологическую напряженность и тревогу, которые могут выражаться в излишнем возбуждении и неприятных вегетативных реакциях (сердцебиение, пересыхание в горле, учащенное дыхание и др.), поэтому необходимо управление негативными эмоциями человека .

Управление чувствами — депрессии

Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения физиологических и психических неблагоприятных последствий перевозбуждения, перенапряженности и восстановленияпсихологической устойчивости желательно несколько ослабить мотивацию .
С этой целью можно поступать по-разному:

Например, управляя эмоциями и чувствами человека, снять психологическую напряженность помогают произвольное перенесение внимания, концентрация его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задачи и тактических приемах.

Активная и осознанная деятельность человека по переработке информации препятствует фиксации его внимания на собственных душевных волнениях. Так, если человек не уверен в себе и, чрезмерно волнуясь, не может включиться в работу продуктивно, полезно посоветоваться с ним по важному для Вас вопросу и попросить его помощи. Пытаясь помочь вам, он забудет о собственной неуверенности и преодолеет свои трудности.

Для создания оптимального эмоционально-психического состояния, прежде всего, нужна правильная оценка значимости события, поскольку на человека воздействует не столько интенсивность и длительность реальных событий, сколько их индивидуальная ценность. Если событие рассматривается как чрезвычайное, то даже фактор малой интенсивности может вызвать дезадаптацию организма в весьма короткий срок.

Необходимо иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой - еще более мрачным.

Только достаточная информированность позволяет правильно определить личную значимость события, поэтому эффективным средством сдержанности является предвидение . Чем большим объемом информации по волнующему вас вопросу вы владеете, тем меньше вероятность эмоционального срыва.

Отсюда следует, что всеми силами надо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме .

Информированность должна быть разноплановой. Полезно заранее подготовить отступные стратегии - это снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Запасные стратегии уменьшают страх получить неблагоприятное решение и тем способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

При некоторых обстоятельствах, когда продолжение усилий превращается в бессмысленные попытки «пробить стену лбом», человеку полезно временно отказаться от усилий по немедленному достижению цели , смириться с неизбежным, осознать реальную ситуацию и свое поражение. Тогда он сможет сберечь силы для новой попытки при более благоприятной обстановке.

Управление эмоциями — стресс

В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу психологической защиты рационализации «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.

Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого»

Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой волнующемуся собеседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему (главенствующему) эмоциональному состоянию.

Поэтому стремление успокоить человека, убеждая его, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслуживает испытываемых к нему чувств, могут вызвать у него лишь обиду и представление, что его не понимают. Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, следует помочь ему разрядить эмоцию.

Не надо перебивать душевно взволнованного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, «сорвется». Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность управлять им, разъяснять ему что-либо. Он становится доступным, уже слышит не только себя, может осознать свои ошибки и принять правильное решение.

Управление эмоциями и чувствами — душевное волнение

Физиологическую основу временной невосприимчивости к контраргументации при перевозбуждении и психологической напряженности составляет доминантный очаг возбуждения в коре мозга, который обладает способностью тормозить все остальные очаги и тем самым делает человека глухим ко всему, что не соответствует его настроению.

Никто не застрахован от несчастных случаев, невосполнимых потерь, трудно разрешимых ситуаций. И здесь целесообразно не ограничиваться переживанием, не концентрироваться на нем, не уступать депрессии и безразличию, а действовать, искать выход, пробовать все новые и новые варианты. Человек, живущий с надеждой на будущее , легче переносит страдания в настоящем.

Любое изменение направления мыслей отвлекает человека от причины душевного потрясения и тем способствует выходу из прострации и поиску путей к новым целям. Перенести горе помогает исполнение соответствующих обычаев и ритуалов, стереотипные формы поведения также уменьшают эмоциональную нагрузку. Человека в несчастье, потерявшего стимулы, смысл жизни , следует побуждать к любой деятельности, пусть даже не очень целесообразной.

Неблагоприятное воздействие моральных перегрузок усиливается при физических «недогрузках». Чем более напряженным был день, тем большую нагрузку желательно дать себе по его окончании. Если уменьшение нервных нагрузок не всегда зависит от нас (хотя во многом и это дело управляемое), то физические нагрузки регулируются нами всецело, поэтому полезно, как учил И. П. Павлов, «страсть вогнать в мышцы».

Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо.

Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: наколоть дров, пойти домой пешком и т. д. Например, при ожидании экзамена или очень важной встречи легче переносить внутреннее напряжение, если просто прохаживаться туда и обратно, чем сидя в полной неподвижности.

Непроизвольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, является рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения. Как только человек начинает двигаться, волнение уменьшается.

Психологическая травма и Управление чувствами

Тяжелую утрату ничем нельзя восполнить. Для того чтобы помочь человеку пережить ее, следует способствовать формированию у него новой доминанты(господствующего очага возбуждения в головном мозге).

Новый доминантный центр возбуждения в коре головного мозга может подавить или хотя бы ослабить очаг возбуждения, связанный с психической травмой. Одна из важных особенностей доминантных процессов состоит в том, что при одновременном существовании двух доминантных (господствующих) очагов происходит взаимное ослабление их силы.

Известны случаи, когда человек, у которого был невроз вследствие внутреннего конфликта, внезапно выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы или узнав, что угроза нависла над близким ему человеком.

Для управления своими чувствами и чувствами других людей целесообразно пользоваться обходными маневрами, самоотвлечением и переключением на другие цели. Так, переживание неудачи в личной жизни может быть ослаблено общественной работой, художественной или научной деятельностью.

В основе переключения лежит активное создание новой доминанты (новой главенствующей эмоции), в результате ее усиления создается субъективная возможность отвлечения внимания.

Кроме физического движения, переключения есть и другие способы понизить напряжение, например, посоветоваться, просто выговориться другу, послушать музыку или даже выплакаться. Какими бы горькими ни были слезы, они способствуют разрядке отрицательных эмоций - после них на душе светлее. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет»,- писал В. Гюго.

У героя рассказа А. П. Чехова «Тоска» - у извозчика - умер сын. Старик хочет отвести душу, рассказать кому-нибудь о своем горе. Но никто не хочет его слушать. Вечером он кормит лошадь и наконец-то изливает ей исстрадавшуюся душу. Как только старик поделился своим горем, ему сразу стало легче.

И поскольку эмоции заразительны, дурные отношения распространяются как лавина. В обстановке ухудшения отношений одним из наиболее травмирующих моментов являются несправедливые оценки со стороны окружающих.

Здесь важно вспомнить, что растущее эмоциональное напряжение сопровождается переходом к другим, чем в спокойном состоянии, способам поведения и иным принципам оценки внешних событий.

Преодолевать огорчения по поводу неблагоприятных оценок можно активно и пассивно. Если человек перестает отождествлять себя с группой, сформировавшей оценку,- это пассивный способ. Когда он ставит под сомнение и те ценности, которыми руководствовались люди, высказавшие в его адрес неблагоприятное суждение, например путем иронического отношения к обидчикам,- это активный способ.

Заканчивая, еще раз обратимся к Н. А. Рериху, который писал: «Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каждое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но светлое „радуйся», истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения».

(Цитаты из книги Грановской Р.М. «Элементы практической психологии»).

Часто задаваемые вопросы:

В совершенстве владеть собственными эмоциями может далеко не каждый. Не всегда легко правильно отреагировать на эмоциональные выпады окружающих, иногда чувства захлестывают с такой силой, что нет возможности их остановить. И тогда реакция выходит либо слишком интенсивной и неадекватной, либо вообще включается то, чему не следовало. Можно ли научиться управлять собственным эмоциональным состоянием? Как взять настроение под контроль, когда это так необходимо?

Перед вами 7 способов укрощения чувств, которые помогут переключить внутренний рычаг на нужную волну. Другими словами, мы научим вас, как управлять своими эмоциями.

1. Сохраняйте спокойное лицо

Наверняка замечали, как трудно маленьким детям контролировать собственную мимику? Они много кривляются и двигают бровями, им тяжело сдержать удивление или радость, поэтому они так быстро выходят из себя, если что-то их не устраивает или обижает. Дети не умеет контролировать лицо! Расслабьте мимику, уберите ненужные складки, обиженные губы или сведенные домиком брови. Вы удивитесь, насколько быстро это выровняет внутреннее состояние, вернет самоконтроль и решительность действовать.

2. Расслабьте мышечные зажимы

Знаете, почему в армии солдат тренируют быть собранными и стоять по струнке смирно? Потому что привычка держать тело в расхлябанном состоянии, когда руки и ноги живут какой-то отдельной жизнью, мешает контролировать себя, делает человека слабым и зависимым. Оцените себя со стороны, есть ли в вашем теле зажатости? Дерганье ногой, постукивание пальцами, сутулость, покусывание губ выдают в вас человека, который не привык управлять своим телом. Уберите зажимы, включите музыку, потанцуйте, расслабьтесь, учитесь отслеживать все движения тела. Это сделает вас хозяином положения.

3. Учитесь контролировать мысли

Мысли напрямую подключены к эмоциям, которые мы испытываем. Думаем о светлом и хорошем – запускаем в себе позитивные состояния, обращаем внимание на неприятности – автоматически уходим в негатив. Мудрость в том, чтобы убрать из жизненной роль жертвы, учиться превращать непредвиденные проблемы в выполнимые задачи, включая в своем сознании активные и творческие установки. Работайте с внутренними убеждениями, и ваша эмоциональная реакция тоже изменится!

4. Освойте практику управления дыханием

Если эмоции уже захлестнули, и менять видение ситуации бесполезно, лучше переключиться на ритм дыхания и попробовать его скорректировать. Короткие и неглубокие глотки воздуха нужно постараться заменить медленными и осознаваемыми вдохами-выдохами. Для полноты эффекта можете ознакомиться с йоговскими практиками по настройке дыхания, которые помогут восстановить еще и энергетику тела. Вся их суть сводится к резким выдохам воздуха из груди.

5. Воспользуйтесь «ключом эмоций»

Если внутри вас только начали нарастать возмущение или злость, их легко снять, правильно подобрав эмоциональные ключи – изменив рисунок тела и маску лица. Как это работает? Представьте себя актером на сцене, которого попросили сыграть эмоции радости, удивления или безразличия. Что будете делать? Правильно, играть. Хлопать в ладоши, улыбаться или бурно выражать восторг. В реальной жизни работают те же законы: чтобы смягчить давление одной эмоции, переключите тело на другую. Расслабьтесь, выдохните, смените тон голоса, словесные формулировки, уберите грозное выражение лица – и внутреннее состояние тоже начнет выравниваться. Это и есть ключ!

6. Познакомьтесь с техникой присутствия

Еще один способ убрать подергивания тела и выйти из состояния стресса – тренировать осознанное присутствие. Для этого необходима постоянная практика и желание анализировать ощущения, слова и поступки. Представьте, что вы сам себе психолог, который внимательно следит за тем, что делает, чувствует и думает его пациент. Постарайтесь отслеживать, на что распыляется ваше внимание в течение дня, что вас задевает или радует, что служит причиной той или иной эмоциональной реакции? Как только вы научитесь выявлять первопричины эмоций, смотреть на себя со стороны, контролируя собственную вовлеченность в процесс, вы сможете управлять собой.

7. Попытайтесь найти внутренние выгоды

Часто эмоции, которые возникают неожиданно и кажутся неподконрольными мозгу, мы выбираем вполне осознанно, руководствуясь какими-то своими внутренними мотивами. Например, обидевшись на кого-то, мы хотим манипулировать человеком, требуя приятных компенсаций. Нужно попытаться разобраться в первопричинах эмоций, почему мы выбрали именно это чувство, чем оно выгодно для нас в данную минуту? Будьте честными с собой, ведь даже истерика или злость имеют под собой вполне конкретные мотивы. Только осознав их, вы сможете все изменить.

Помните, управлять эмоциями нетрудно, если не пускать все на самотек и отслеживать чувства в момент их возникновения. Главное – искреннее желание взять под контроль настроение. Просто поставьте перед собой задачу, и вы удивитесь, как быстро тело поймет, кто в его доме хозяин.

Помню, у нас в школе был один-единственный психолог, который раз в год приходил в класс и учил жизни – давал советы из области эмоционального интеллекта. Что-то типа: если вы очень нервничаете, то возьмите ручку и начните с силой черкать на бумаге, все что хотите. И некоторые одноклассники принимались за дело с такой агрессией, что в итоге лист рвался.

А недавно у одного авторитетного блогера наткнулась на совет попинать подушку или орать что есть силы. Это называется «выпустить пар». Но мы же с вами не пароварки! И ничего общего с управлением эмоциональным интеллектом это не имеет. Подобные советы из серии «Расслабьтесь и дышите глубже, когда на вас идет медведь», как вы понимаете, совершенно не эффективны. А в одной телепередаче про развод бывшим женам предлагалось «выпустить эмоции» путем поджога одежды своего партнера. Думаю, можно собрать целую коллекцию подобных вредных советов. Но – сюрприз – всё это не работает!

Еще Ницше сказал, что мысли приходят тогда, когда они хотят, а не как мы планируем. Точно так же ваши эмоции не появляются и не исчезают, когда вы решите. Но возможно ли управлять своими эмоциями? Или придется смириться с тем, что эмоции всегда сильнее нас и доминируют над нашими действиями?

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему кто-то в состоянии говорить на публике, не нервничая, в то время как другого человека страх публичных выступлений выводит из строя? Почему есть люди, которые в споре поддаются гневу и теряют контроль над собой, а другие остаются спокойными?

Что происходит, когда ваши эмоции выходят из-под контроля

Вы не можете контролировать проявление эмоций. И даже не стоит пытаться это делать. Осознать, принять и управлять – то, чему действительно стоит учиться. Эмоции есть, потому что они имеют биологический смысл для нашего выживания. Если бы наши предки не боялись находиться рядом с тиграми, человечество как вид вряд ли дотянуло бы до сегодняшнего дня.

За появление эмоций отвечает участок головного мозга под названием миндалевидное тело (он же – амигдала), которое и создает команды типа «бей/беги». Именно поэтому очень трудно управлять силой базовых эмоций, которые генетически запрограммированы. Более того, такой тип эмоциональной реакции нам необходим. Тем не менее у некоторых людей эти процессы не регулируются надлежащим образом, и это приводит к тому, что…

– …базовая эмоциональная реакция срабатывает в ситуациях, когда нет никакой реальной угрозы (чувство беспокойства, тревожность).

– …человек не в состоянии отключиться на протяжении долгого времени (как, например, в депрессии). Мозг переходит в режим выживания и закрепляется в этом состоянии.

Когда вы находитесь в фазе боевой готовности и миндалевидное тело дает вам команды, как правило, уже слишком поздно пытаться управлять собой. Нужно действовать быстрее, то есть заранее. Придется научиться определять те признаки и ситуации, когда вы можете выйти из себя, и заранее определить способ управления эмоциями. Это единственный метод, с помощью которого вы сможете остановить (или задержать) цепную реакцию, прежде чем будет слишком поздно.

Правда о негативных эмоциях

Последние психологические исследования показывают, что существует только ​4 вида основных эмоций, которые развиваются в другие, более сложные чувства: ​гнев​, ​страх, ​радость​ и ​печаль​.

В жизни неизбежно случаются ситуации, к которым мы никогда не будем готовы. Если вдруг что-то пошло категорически не так, то очень трудно сохранить контроль над чувством страха или тревоги. А положительные эмоции обладают таким свойством, что проходят гораздо быстрее, чем отрицательные. В одном исследовании бельгийский ученый Филипп Вердуйн установил, что самая долгоиграющая эмоция – ​печаль. Она длится в 4 раза дольше, чем радость​! Вот это несправедливость... Но из этого в первую очередь следует, что всем нам действительно совершенно необходимо научиться управлять интенсивностью своих эмоций, чтобы больше радоваться и меньше страдать.

Итак, 5 реально работающих, проверенных наукой техник экстренной помощи, которые пригодятся, когда интенсивные переживания мешают вам сосредоточиться на работе и прочих важных делах. Уверена, что некоторые из этих методов вас удивят.

1. Вспомните все свои успехи и крутые моменты в жизни

На самом деле считаю этот способ самым эффективным. Восстановите в памяти хотя бы три примера своего личного успеха. Вспомните что-то, связанное с текущей задачей и работой.

Пример: Вместо того чтобы нервничать из-за своего опоздания на работу, лучше вспомните, что вы перевыполнили финансовый план за прошлый период и как директор вас похвалил.

Интересно, что согласно исследованиям эта стратегия работает особенно хорошо у женщин. В следующий раз, когда почувствуете, что теряете контроль над своими эмоциями, напомнить себе те вещи, которыми вы гордитесь в вашей жизни.

2. Отложите беспокойство на более поздний срок

Да-да, прямо так можно и сказать себе: сегодня с 19 часов я начну переживать по такому-то поводу. И часок-другой буду сидеть и плакать.

Способ отложенного волнения обычно очень эффективно работает. В одном исследовании участникам с тревожными мыслями было предложено отложить беспокойство на 30 минут, и было показано, что после этой паузы эмоции возвращаются с гораздо меньшей интенсивностью.

3. Подумайте о худшем, что может случиться

Самураи оставались спокойными даже в самых драматических ситуациях. Как им это удавалось? Просто они думали о смерти.

Я не хочу, чтобы вы превращались в драматического гота, но размышления о том, что самое плохое может случиться с вами, в определенной степени нейтрализует ваши текущие проблемы и дает возможность сохранить контроль.

4. Выражайте четко свои эмоции

Общая формула: «Я чувствую X (эмоция), когда я делаю Y/когда со мной делают Y (поведение) в положении Z». Принимайте во внимание следующее:

– четко осознайте и определите эмоцию X (гнев, грусть, страх, веселье и т. д.);

– выскажите свои эмоции от первого лица;

– определите, какое поведение Y провоцирует вас на эмоции;

– выражайте четко, что вам необходимо;

– избегайте использования фраз, которые начинаются с «ты» и «вы» и следуют с обвинениями;

Пример: «Я чувствую себя недооцененной, потому что меня в нашей компании не повышают уже 5 лет, несмотря на все мои старания и преданность».

Когда вы смотрите на свое отражение, вы воспринимаете себя более объективно. А следовательно, отвлекаетесь от вашей эмоциональности. Разглядывание себя в зеркале в период эмоционального всплеска поможет вам вести себя более сознательным образом.

Важно: превратите все это в практику

Не пытайтесь овладеть всеми техниками сразу. Сосредоточьтесь на одной и превратите это действие в привычку – скоро вы будете уже заранее знать, как будете справляться со сложной эмоциональной обстановкой. Например, если выберете пункт 2 («Я подумаю об этом после 19:00), то заранее определите себе занятие или даже мысли, на которые сможете переключиться, как только уровень эмоций начнет зашкаливать.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое – самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

Значение эмоций в жизни человека

Для каждого человека важно взаимопонимание с родными, друзьями, коллегами, да и вообще с окружающим миром. Однако даже самые близкие люди, имеют свои особенные убеждения, характер, настроение. Эти различия создают барьеры взаимопонимания и провоцируют конфликты в различных ситуациях общения.

Гнев, обида, ссора – эти негативные проявления крадут позитивные вложения с эмоционального счета доверия и могут полностью опустошить его. Неконтролируемые эмоции могут побудить человека в запале наговорить лишнего, наломать дров. Одумавшись, он осознаёт, что зря погорячился, сначала следовало всё взвесить. Поэтому необходимо изучить психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

Управление эмоциями, это отнюдь не их подавление. Выход эмоций необходим человеку. Доказано, невозможность выразить чувства негативно отражается на психическом и физическом здоровье. Застарелые обиды, скрытый гнев, невыплаканные слёзы – психосоматические причины многих заболеваний. Если человек стремится любой ценой сохранять внешнее спокойствие, он рискует всерьез заболеть.

Эмоции – крайне необходимый механизм для мгновенного реагирования организма на стресс. Испуг придает энергии для бегства от опасности; ярость активизирует мускулатуру и отключает страх; гнев сметает на пути все препятствия. Под воздействием эмоций происходит мгновенная мобилизация сил, тогда как разум не может в такой степени влиять на физиологические процессы.

Эмоциями необходимо разумно управлять тогда, когда речь идёт не о выживании, а о повседневном общении, когда бурные переживания или апатия мешают взаимопониманию. Если вы время от времени испытываете неконтролируемые чувства: гнев, раздражение, обиду, вину, тревогу, и вам хотелось избавиться от этих разрушительных эмоций, научитесь управлять своим эмоциональным состоянием, овладейте практическими навыками быстрого восстановления и сохранения внутреннего душевного равновесия в любых жизненных ситуациях.

Следует отметить, что общая отличительная черта характера долгожителей – способность находить радость в жизненных мелочах. Этому психологическому типу свойственны доброжелательность и отсутствие враждебности к окружающему миру. Также существенным плюсом умения управлять переживаниями является успешность в жизни. Способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, психологи называют эмоциональным интеллектом (ЭИ). У человека с высоким уровнем ЭИ больше шансов стать крупным бизнесменом, топ- менеджером, эффективным политиком, так как его поведение более адаптивно, а значит, он легче добивается своих целей во взаимодействии с окружающими.

Виды эмоций

В зависимости от интенсивности, выделяются следующие виды эмоций:

  • стенические (от греч. – сила): возбуждают, мотивируют к активной деятельности (радость, энтузиазм, страсть, гнев…). Сопровождаются интенсивными действиями, быстрым изменением состояния и большой тратой личных ресурсов.
  • астенические (от греч. – бессилие): тормозят, расслабляют, успокаивают или парализуют деятельность (боль, тоска, грусть…). Приводят к снижению активности, уменьшению траты ресурсов и переводят в состояние покоя, равновесия.

В зависимости от содержания, эмоции могут быть следующих видов:

  • отрицательные (негативные): возникают при ухудшении состояния (грусть, гнев…). Мотивируют систему на выполнение действий для восстановления исходного состояния;
  • нейтральные: возникают при продолжительном отсутствии изменения состояния (скука, апатия…);
  • положительные (позитивные): возникают при улучшении состояния (радость, счастье…). Являются поддерживающим фактором, мотивирующим систему на всем пути к цели, пока она не будет достигнута.

В зависимости от изменения состояния, существуют следующие виды эмоций:

  • полезные: приводят к улучшению состояния системы. В одних ситуациях это могут быть позитивные эмоции (например, когда достигаешь цель), а в других – негативные (когда возникло препятствие или опасность).
  • вредные: приводят к ухудшению состояния.

В зависимости от степени влияния на деятельность, выделяются следующие виды эмоций:

  • простые (базовые): основываются на одном переживании (голоде, жажде, опасности…). Связаны с низшими потребностями (физиологическими, в безопасности…).
  • сложные (комплексные): включают несколько эмоций (возможно противоречивых) при взаимодействии со сложной системой. Связаны с высшими потребностями (в общении, самореализации, уважении, признании…).

В зависимости от ценности переживания, эмоции могут быть следующих видов (по Б.И. Додоновой):

  • альтруистические: возникают при оказании помощи другим системам, их поддержке, содействии им в решении проблем и достижении целей;
  • коммуникативные: при общении, взаимодействии, обмене ресурсами;
  • глоричные: при получении известности, признания, славы;
  • практические: при достижении успеха, решении проблемы, удовлетворении потребности;
  • романтические: при восприятии чего-то неизвестного, необычного, секретного, тайного;
  • глостичные: при понимании смысла чего-либо, познании нового, истины, прояснении знаний, мыслей, идей, их систематизации;
  • эстетические: при восприятии чего-то красивого, величественного, возвышенного, изящного;
  • гедонические: при восприятии комфорта, уюта, покоя, надежной, стабильной, безопасной среды;
  • акизитивные: при коллекционировании чего-либо, пополнении коллекции, ее созерцании;
  • мобилизационные: при преодолении опасности, борьбе, риске, азарте, в экстремальных ситуациях, когда требуется активное применение физических и интеллектуальных способностей.

А нужно ли контролировать эмоции?

Вы наверняка знаете, что все люди делятся на психотипы. И, если, к примеру, экстраверты моментально обрушивают свои эмоции на другого человека, действуя абсолютно необдуманно и часто во вред себе, то интроверты остаются закрытой книгой, пряча все чувства внутри. Часто люди даже не желают учиться управлять гневом или усмирять зависть, или контролировать злость, или гасить тревожность, списывая все на: «Смиритесь! Такой уж у меня характер!». Естественно, обвинить в своих проблемах и трудностях врожденные данные гораздо проще. Но не стоит недооценивать разрушающую силу негативных чувств.

Психологи уже давно описали, в чем их опасность для человека:

  1. От простого возбуждения до состояния аффекта не такой уж большой путь, как вам может показаться на первый взгляд. Подумаешь, разозлились вы на мужа, который в очередной раз зашвырнул свои носки не в корзину для грязного белья, а под кровать. Накрутили себя и побежали выяснять отношения. А муж вместо стандартного: «Извини!» буркнул что-то типа: «Возьми и сама убери, мне они не мешают». Хорошо если все выльется в банальную ссору, а не закончится криминалом. Большинство бытовых преступлений происходит из-за мелочей.
  2. Неумение контролировать эмоции приведет к проблемам с окружающими. Даже если вас очень любят ваши родители, друзья, муж/жена, коллеги, то рано или поздно они устанут от вашей неуравновешенности, а значит, вы рискуете остаться в одиночестве.
  3. Если вы не смогли сразу совладать с негативной эмоцией и носили ее некоторое время в себе, то она оставила свой след. С каждым новым негативом след начнет увеличиваться, и вскоре вы будете окружены отрицательной энергией, а эта гадость, как известно, еще никому ничего доброго не принесла.
  4. Неумение контролировать эмоции – один из признаков психических нарушений человека. Да-да, как бы страшно это не звучало. Одно дело, если вы раз вспылили, а совсем другое – если любая мелочь провоцирует вас на всплеск. В этом случае лучше показаться специалисту.
  5. Начальники опасаются людей, которые слишком бурно выражают свои чувства, причем не только негативные, но и позитивные. Никто не доверит управление компанией или ведение важного контракта неуравновешенному типу, а значит – о хорошей карьере можно забыть.

Как контролировать эмоции?

Следите за своим лицом. Держите спокойное лицо.

Самый главный «рецепт» настолько прост, что многих это даже раздражает: «Чтобы снять ненужную эмоцию, просто убери неправильное лицо. Поправь глаза и губы. Главное – сделать это сразу, пока эмоция еще не раскрутилась». Если вы это умеете делать – накал эмоции сразу спадет. Если для вас это затруднительно – тренируйте навык спокойного присутствия.

Наработка навыка спокойного присутствия – один из самых простых и эффективных способов управления эмоциями. Индейцы умеют контролировать свои эмоции, потому что умеют держать спокойное лицо. Обучение новобранцев в армии начинается со стойки «Смирно!» и других многочисленных процедур и ритуалов, направленных в том числе на освоение спокойного присутствия. Новобранцы – это обычные дети, для них естественно кривляться и дребезжать, поэтому им свойственно бояться, обижаться и расстраиваться. Армия учит их держать спокойное лицо и через это – управлять своими эмоциями, уметь сохранять самоконтроль и силу духа в самых сложных и ответственных ситуациях.

Следите за дыханием

Изменение силы и ритма дыхания почти мгновенно изменяет эмоциональное состояние. Если вам нужно успокоиться, начните делать спокойные вдох и выдох. Когда нужно поднять энергетику, достаточно поделать энергетизирующие упражнения. Кто-то устраивает мини-тренировку из каратэ, кто-то использует специальные йоговские упражнения — суть везде одна: эти упражнения сопровождаются сильными резкими выдохами.

Управляйте своими мыслями

Наши мысли направляют наше внимание. Если мы обращаем внимание на светлые стороны жизни – мы запускаем позитивные состояния. Если внимание с помощью мыслей приковано к неприятностям реальным или возможным — чаще возникает негатив. При этом мудрость состоит не в том, чтобы не видеть трудностей жизни, а в том, чтобы относиться к ним конструктивно: убрать позицию жертвы и проблемы перевести в задачи.

Если негативные мысли ходят по кругу, их нужно останавливать. Как? Лучше всего переключением на другие, более позитивные мысли, и делать это лучше для надежности вслух. Поговорить с собою вслух – да, это бывает необходимо. Другие варианты – переключить себя на яркие, позитивные картинки – представить себе радугу, красивые цветы… Как правило, женщинам и детям это помогает хорошо.

Управляйте эмоциями на уровне воображения

Возможности нашего воображения открывают поистине большое поле для действий в области проживания эмоций. Существует множество методик работы с образами, как например:

Техника «Стрелоулавливатель»

Вообразите, что цепляющие замечания, фразы в ваш адрес – это стрелы, которые исходят от собеседника. Но вы обладаете преимуществом – наличием невидимой рубашки, которая имеет свойство задерживать их и пропускать лишь те данные, которые важны для контроля над положением. Однако будьте внимательны с тем, чтобы не пропустить информацию, принципиально важную для вынесения решения по вопросу.

Техника «Вторая пара глаз»

Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, из-за чего они возникают и как развиваются. Ваш внутренний наблюдатель должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе. Например: «Разговор с сотрудником выходит непростой. Я чувствую, что начинаю повышать голос, дыхание становится учащенным. Так, нужно снизить обороты и привести дыхание в норму. Хорошо, теперь все в порядке».

Управляйте эмоциями на внешнем уровне

Порой чувства бывают такими сильными, что человеку для их проживания требуется не только внутренний ресурс, но и внешний. В этом случае можно сминать или разрезать на мелкие части листы бумаги. Если такой возможности по определенным обстоятельствам нет, начните рисовать каракули в блокноте, с силой нажимая на стержень или грифель. Так же может оказаться действенным и то, если вы сделаете что-нибудь приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию.

В качестве профилактической работы на уровне управления эмоциями можно использовать следующие меры:

  • регулярно заниматься спортом, посещать массажиста, заниматься йогой, дыхательными практиками или любыми другими занятиями, которые будут соответствовать вашим потребностям в эмоциональной сфере;
  • перед началом каждого рабочего дня или предстоящего трудного разговора рисуйте у себя в голове идеальную картину этого, настраиваясь на положительный лад;
  • создайте для себя комфортные рабочие условия. Даже если у вас нет личного кабинета, уют можно создать и на рабочем столе: поставьте в рамку фотографию дорогого человека или любимого питомца, подберите канцелярские товары, с которыми работа будет в бо́льшее удовольствие, выберите кружку, из которой вам будет приятно пить чай/кофе, прикрепите на монитор стикер с ободряющей надписью.

Итак, приведем основные навыки, которые помогут вам лучше управлять своим состоянием и эмоциями:

  • умение отвлекать внимание от ненужных вещей и направлять его на то, что вы хотите в данный момент. Этот навык поможет переключаться с негативных эмоций на положительные;
  • тренировка вашей мимики и выражения лица. А также отслеживание положения тела, ваших жестов и звучание вашего голоса;
  • правильное дыхание. Умение настраивать спокойное и ровное дыхание. Глубокое дыхание снимает раздражение и напряжение во всем теле;
  • управление своим воображением. Научитесь погружаться в фантазии и образы, которые вы создаете в конкретный момент. Это даст вам возможность легко перестраиваться или отключаться от обстоятельств или ситуаций.

Вы также можете обратиться к профессионалам, которые вас обучат специальным техникам и методам управления эмоциями. Это будет более эффективным средством и даст результаты быстрее, чем самообучение. Если нет такой возможности, читайте книги на эту тематику или смотрите видео уроки в Интернете. Запомните, тот, кто может управлять своими эмоциями, является хозяином ситуации.



Похожие статьи
 
Категории