Урок презентация русская культура 16 века. Презентация - Культура России в XVI веке

26.06.2020

Век 16 для истории российского государства это период формирования национального самосознания народа сбросившего с себя иго иноземных завоевателей.

Орда монголо-татаров огненным шквалом прокатились по русской земле, сметая все на своем пути. Большую часть приходилось восстанавливать заново, и православная церковь была именно в этот период духовным наставником и общественным идеалом.

Москва, бывшая центром Московского государства, провозгласила своими духовными символами святого Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского.

С 1547 года Иван IV Грозный венчался на царский престол, и Московское царство стали именовать государство Российское, идеалом которого стала неограниченная монархия, которую поддерживала церковь. Все политические изменения отразились и на культурном развитии страны.

Живопись 16 века

Живопись 16 века представлена иконами и фресками выдающегося русского художника Дионисия. В его творениях отражаются гуманистические идеи, которыми было наполнено творчество его великого предшественника Андрея Рублева . Образы его икон не устрашают, не грозят карой, а утешают, понимают, прощают и лечат израненную душу.

фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре фото

Вместе с сыновьями Дионисий создавал фрески для собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Чистые, светлые, яркие, но, одновременно, нежные краски, иллюстрируют гимны византийца Романа Сладкопевца, воспроизводя сцены Благовещения, Страшного суда, Соборования. Именно Дионисий впервые стал прописывать в русских иконах белый фон, что придавало им необыкновенную прозрачность.

Передавая движения и жесты персонажей, Дионисий смог добиться эмоциональной взволнованности православной паствы. Сын Дионисия Феодосий, уже после смерти отца, расписывал Благовещенский собор Московского кремля. В русской живописи 16 века появляются светские темы из русской и всемирной истории.


икона Притча о хромце и слепце фото

Сюжеты некоторых икон, например, “Притча о хромце и слепце”, “Видение Евлогии” иллюстрируют рассказы-притчи. Иконописные произведения настолько отходят от положенных канонов, что Стоглавый церковный Собор в 1551 году выносит специальное решение и устанавливает своеобразный стандарт для изображения святых в иконописи.

Зодчество, архитектура 16 века

16 век по праву считается периодом крепостного зодчества. Отстраиваются сожженные, уничтоженные крепостные стены городов и соборов в Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне , Пскове. Возводятся Соловецкий, Троице-Сергиевый и другие монастыри. Отстраивается и сама Москва - возводится Китай-город, Белый и Земляной город.


колокольня Ивана Великого фото

В селе Коломенском возводится столпообразный шатровый храм - церковь Вознесения, а в Москве церковь Ивана Великого. Одним из самых выдающихся памятников русского зодчества 16 века является символичное и для современной России архитектурное сооружение - Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного. Возведен он был в честь взятия Казани Постником Яковлевым по прозвищу Барма. Необыкновенную нарядность придают ему кокошники разного масштаба и формы, причудливые купола, необыкновенное богатство декоративных частей.

Книгопечатание

16 век памятен для русской культуры величайшим событием - возникновением собственного книгопечатания. Известно, что первая типография существовала уже в 1553 году, но имена ее мастеров не дошли до нас. Зато доподлинно известно имя Ивана Федорова, дьякона московской церкви и его помощника Петра Мстиславца, которые отпечатали первую книгу "Апостол"с выходными данными в Печатном дворе на Никольской улице.


книга Апостол фото

Книга Апостол - одна из частей Библии. Качество печати было просто отменным. Иван Федоров был не только отличным типографом, но также и редактировал переводные книги, осуществляя не только подстрочный, но и художественный перевод. Типография работала не только в Москве, но и в Александровской слободе.

Во Львове Федоров отпечатал первый русский букварь. Но по-прежнему выходит много рукописных книг с большим количеством выполненных вручную великолепных миниатюр.

Л.А. Кацва, 2010

Общие условия развития культуры

?
В чем состояли условия развития русской культуры
в XVI в. по сравнению с более ранними эпохами?
В XVI в. русская культура развивалась в едином государстве,
главной задачей которого была централизация.
Решающее значение для развития культуры имел
единый государственный центр – Москва.
Здесь использовались культурные достижения
других районов страны.
Государственная власть значительно усилилась
и во второй половине XVI в. приобрела откровенно
деспотический характер.
Церковь все сильнее подчинялась светской власти.

Литература

Четьи-минеи. XVI в.
В Средние века люди
читали исключительно
религиозные книги:
труды святых отцов,
поучения, жития святых.
В 1542 г. в Новгороде
по повелению
архиепископа Макария
(с 1542 г. митрополит)
началось составление
Великих Четьих-Миней.
Минеи – книги, предназначенные для церковной службы
или чтения в течение определенного месяца.
Четьи – то есть предназначенные не для богослужения,
а исключительно для чтения.

Литература

Макарий ставил задачу собрать «все книги четьи,
яже в Русской земле обретаются».
Великие Четьи-Минеи создавались более 20 лет.
В 12 больших томов (свыше 27 тыс. страниц) вошли
сгруппированные по месяцам жития святых
и вся литература, связанная с этими святыми:
сочинения отцов церкви, труды русских церковных писателей,
послания митрополитов, церковные уставы и грамоты,
различные «душеполезные» повести.
Многие произведения, читавшиеся на Руси в XV–XVI вв.,
сохранились только благодаря тому, что вошли в Минеи.
?
С появлением Великих Четьих-Миней
круг чтения всех русских людей стал одинаковым.
Какое это имело значение?

Литература

«Сказание вкратце

Сокращенное название –
«Казанская история».
Список XVI в.
Популярный в XVI в. жанр
– воинская повесть.
О взятии Казани рассказывает
«Сказание вкратце от начала
царства Казанского».
Автор идеализирует Ивана IV:
«Быть велми премудр, и храбр,
и усерд, и крепко силен телом,
и легок ногами аки пардус, и
подобен во всем деду своему».
Русские воины «вси на Казань
дыхающе дерзостию брани и
гневом, аки огонь».

Литература

«Сказание вкратце
от начала царства Казанского».
Сокращенное название –
«Казанская история».
Список XVI в.
Несмотря на торжественное
прославление царя и русского
войска, автор Сказания
не скрывает уважения,
к казанцам, которые храбро
бились с превосходящими
силами врага: каждый из них
«бився со сто русинов,
и два же со двема сты».
В Сказании повествуется
и о том, что женщины Казани
обучались стрельбе из лука
и «копейному бою»
и сражались рядом
с мужчинами.

Литература

В «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков»,
написанной уже после смерти Ивана Грозного,
рассказывается об осаде Пскова польским войском в 1581 г.
Автор придерживается традиционной манеры:
польский король изображен «лютым зверем»,
он «высокогорделив», а Литва «»гордонапорна»,
в то время как русское воинство «христолюбиво».
Автору «Повести» неважно, каков реальный Стефан Баторий.
Традиция велит изображать врага сугубо отрицательно –
таким и выглядит Баторий в «Повести».
?
В чем состоят сходство и различия «Казанской истории» и
«Сказания о прихождении Стефана Батория на град Псков»?

Письменность

Евангелие рукописное XVI в.
Полуустав.
Мордовский краеведческий музей,
Саранск.
В XVI в., как и прежде,
книги писали гусиным
пером, используя
чернила и киноварь,
а также растворенное
золото и серебро
для украшения текстов.
Но если раньше книги
писали преимущественно
на пергамене, то в XVI в. –
в основном на бумаге
(итальянской, французской
и немецкой).

Письменность

В связи с развитием
делопроизводства и обилием
текстов потребовалась
упрощенная беглая
манера письма.
На смену полууставу
пришла скоропись.
Буквы скорописи имели
удлиннения.
Сначала буквы состояли
в основном из прямых линий,
но со 2-й половины XVI в. стали
преобладать полукруглые штрихи.
Вкладная грамота 1592 г.
Слова часто сокращались,
Образец скорописи конца XVI в.
вводились различные
надстрочные значки.

Начало книгопечатания

Каждая рукописная книга была произведением искусства.
Книги стоили целое состояние.
Но главный недостаток рукописных книг был не в этом.
?
Как вы думаете, будут ли полностью идентичны
три экземпляра рукописного Евангелия?
Нет, не будут: каждый из них изготовлялся вручную,
почерк писца мог отличаться, но главное –
в тексте появлялись ошибки, которых было тем больше,
чем более срочной была работа.
В обычной книге для чтения ошибки – не беда,
но в богослужебной – кощунство.
К тому же в разных частях страны
накопились разные ошибки в священных текстах.

Начало книгопечатания

?
.
Каким образом можно было преодолеть различия в книгах?
Добиться унификации книг можно было
только путем введения книгопечатания.
Первая типография была создана в Москве по инициативе
Ивана IV и митрополита Макария в 1553 г.
?
Какое важное для жизни церкви и страны мероприятие
осуществил Макарий незадолго до этого?
Стоглавый собор 1551 г., на котором был установлен
единый канон иконописания, а все местночтимые святые
объявлены общечтимыми.

Начало книгопечатания

?
Что общего между решениями Стоглавого собора
и решением открыть в Москве типографию?
Книгопечатание позволяло избавиться от разночтений
в богослужебных книгах, которые в едином государстве
были совершенно нетерпимы.
Таким образом, книгопечатание являлось
важной централизаторской мерой,
как и установление единого канона иконописания
и единого списка общечтимых святых.
Первые русские книги были изданы без выходных данных
(места и года издания) и без имени издателя.
Поэтому первую типографию называют анонимной.

Начало книгопечатания

«Апостол»
Ивана Федорова.
Москва, 1564 г.
В 1563 г. на средства казны в Москве
была основана новая типография.
Во главе ее встал дьякон одной из
кремлевских церквей Иван Фёдоров,
скорее всего, уроженец Белоруссии
или Южной Польши, учившийся
в Краковском университете.
Его помощником был Пётр Мстиславец.
В 1564 г. был отпечатан «Апостол»,
в 1565 г. – «Часословец».
Издания Ивана Фёдорова отличались
высочайшим уровнем полиграфии.
В настоящее время в мире известны
около 70 экз. «Апостола» 1564 г.
Треть из них – в России.

Начало книгопечатания

Букварь, изданный Иваном Федоровым
во Львове в 1574 г.
?
Как Иван Федоров
оказался во Львове?
Вскоре после издания
«Часослова»
Иван Федоров
и Петр Мстиславец
перебрались в Литву,
а затем во Львов.
По одной версии причиной
его отъезда из Москвы
стал поджог, устроенный
переписчиками, по другой
– обвинение в ереси,
вызванное тем, что
первопечатник вносил
в тексты изменения,
заменяя старославянские
слова русскими.

Начало книгопечатания

Псалтырь. Москва, 1568 г.
Издание Невежи Тимофеева
и Никифора Тарасиева.
После отъезда
Ивана Федорова
книгопечатание в Москве
продолжалось.
В 1568 г. Невежа Тимофеев
и Никифор Тарасиев
напечатали «Псалтырь».
В 70-х гг. XVI в. Тимофеев
руководил типографией
в Александровой слободе.
Всего в XVI в. русские
печатники издали ок. 20 книг.
Тираж «Апостола» 1597 г.
достиг 1500 экземпляров.

Архитектура

Церковь Вознесения
в Коломенском.
В архитектуре XVI в.
как никогда раньше проявилось
стремление ввысь, к вертикали.
Самым ярким его выражением
стала первый на Руси
каменный шатровый храм –
церковь Вознесения в Коломенском,
построенная в 1532 г.
В одном летописном сообщении
говорилось, что шатровые церкви
строили «на деревянное дело»,
т.е. по образцу традиционных
деревянных шатровых храмов.
Декоративность храму придавало
сочетание красного и белого цветов.

Архитектура

Церковь Вознесения
в Коломенском.
Церковь Вознесения в Коломенском
– шатровый бесстолпный храм
высотой 58 м.
Почти половина высоты храма –
восьмигранный шатер.
Здание не имеет алтарных апсид,
благодаря чему зрительно
полностью подчинено осевому
движению по вертикали.
Внутри храм невелик,
т.к. сложная задача
поддержания каменного шатра
решена за счет утолщения стен
в нижней части здания
(2/3 площади).

Архитектура

Неподалеку от Коломенского,
за оврагом, в селе Дьякове,
в 1547 г. по приказу Ивана IV
был построен
храм Усекновения главы
Иоанна Предтечи.
Вокруг центрального столпа,
имеющего вид многоярусной башни,
расположены четыре
восьмигранных придела.
Так традиционное пятиглавие
сочетается здесь с приемами
башенного, столпообразного
и шатрового зодчества.
Церковь Усекновения главы
Звонница напоминает
Иоанна Предтечи в Дьякове.
о псковском зодчестве.

Архитектура

Церковь Усекновения
главы Иоанна Предтечи
в Дьякове.
Дьяковский храм выглядит
гораздо более пышным, мощным
и тяжеловесным по сравнению
с церковью Вознесения.
Большинство историков считает,
что Дьяковский храм явился
предшественником
собора Покрова, что на Рву,
и даже полагает, что его строили
те же мастера.
Но есть и иная версия, относящая
храм Усекновения главы
Иоанна Предтечи к 50-м гг. XVI в.
и считающая его упрощенной версией
Покровского собора.

Архитектура

Храм Покрова что на Рву.
(Собор
Василия Блаженного).
Собор Покрова что на Рву
был построен в честь взятия Казани
в 1555–1561 гг.
Зодчие – Барма и Постник Яковлев.
(По другой версии, один человек –
псковский мастер Постник Яковлев
по прозвищу Барма).
Храм девятиглавый, вокруг шатра
расположены восемь приделов:
четыре больших расположены
по концам креста,
еще четыре меньших –
по диагоноальному кресту.
Собор как бы объединяет в единое
целое девять церквей.

Архитектура

Первоначально собор был белым,
купола были покрыты
побеленным железом.
Нынешний пестрый («восточный»)
облик храм приобрел в XVII в.,
тогда же изменилось покрытие глав.
Ныне ни один из десяти куполов
(над шатром, восемью приделами
и колокольней) не повторяет другой.
В 1588 г. пристроен придел в честь
Василия Блаженного (1460–1552),
давший храму обиходное название.
Колокольня пристроена в 1670-х гг.
Храм Покрова что на Рву.
(Собор
Василия Блаженного).

Архитектура

Софийский собор в Вологде.
Во второй половине XVI в.
строились и традиционные
пятиглавые храмы.
Софийский собор в Вологде
возведен в 1568–1570 гг.
по распоряжению Ивана IV
в подражание Успенскому
собору Московского Кремля.
Первоначально он тоже
именовался Успенским,
а Софийским стал в 1612 г.
Собор долго стоял недостроенным из-за отъезда Ивана IV
из Вологды (якобы на него со сводов собора упал камень).
Достроен собор в 1687 г. при Федоре Ивановиче.

Архитектура

Вологодский Софийский собор –
кирпичный прямоугольный,
шестистолпный пятикупольный
храм с тремя высокими, сильно
выступающими апсидами.
Хотя вологодский Успенский собор
строился в подражание
московскому, по плану и декору
он ближе к новгородским
и ростовским храмам.
Софийский собор
в Вологде.

Архитектура

Успенский собор Троице-Сергиева
монастыря был построен
в 1559–1588 г. на вклад Ивана IV.
Также явно подражает ставшему
каноническим Успенскому собору
Московского Кремля,
но отличается от него
тяжеловесной массивностью.
Отделка собора совершалась
при Федоре Ивановиче.
Успенский собор
Троице-Сергиевого
монастыря.

Архитектура

В XVI в. сооружались
не только храмы, но и
крепостные укрепления.
В 1535–1538 гг., при Елене
Глинской были выстроены
укрепления Китай-города:
2,6 км, 12 башен.
Спасские (Водяные) ворота
Китай-города.
Худ. А.М. Васнецов.
Схема Китайгородской стены.
Название происходит от «киты» –
связки жердей, использовавшихся
при строительстве.

Архитектура

В 1585–1593 г.
знаменитый мастер
Федор Савельев (Конь)
возвел укрепления
Белого города:
9 км стен, 29 башен,
11 проездных ворот.
Белокаменные стены
были обложены кирпичом
и оштукатурены.
Мясницкие ворота Белого города.
Худ. А.М. Васнецов.
?
Почему Белый город
так назывался?

Архитектура

В 1591 г. выстроена
деревянно-земляная
крепость Скородом:
15 км стен, 50 башен,
в т.ч. 34 проездные.
Серпуховская и
Калужская башни
были каменными.
Так сложилась кольцевая
планировка Москвы.
План Москвы, составленный
Маттеусом Мерианом (1638 г.).
Жёлтым цветом выделен Белый город.
Он окружает Кремль и Китай-город.
Вокруг него – Земляной город.

Архитектура

Смоленский Кремль.
Угловая башня.
Арх. Федор Конь.
В 1596–1600 гг.
Федор Конь
построил
укрепления Смоленска:
6,5 км стен, 38 башен
на расстоянии 150–160 м
друг от друга.
Современники считали
крепость неприступной.
В 1609–1611 гг. Смоленск
более двух лет отбивал
атаки польских войск,
а в последний раз крепость
оборонялась против штурма
в 1812 г.

Живопись

Апокалипсис.
Снятие пятой печати.
Фреска южной стены
Благовещенского собора
Московского Кремля.
Монументальное искусство XVI в.
представлено, в частности, фресками
Благовещенского собора
Московского Кремля.
Стенопись собора
выполнена в середине XVI в.,
после московского пожара 1547 г.
Расположение композиций,
особенно евангельского цикла,
рисунок, передача ритма, фон,
колорит – все это связывает фрески
Благовещенского собора
с живописью начала XVI в.,
с эпохой Дионисия.

Живопись

Апокалипсис.
Блаженство праведных в раю.
Фреска южной стены
Благовещенского собора
Московского Кремля.
В то же время фрески
Благовещенского собора
заметно отличаются от стенописи
эпохи Дионисия.
Они перегружены деталями,
их композиции многослойны,
архитектурные формы дробны.
На фресках много русских святых
– князей и деятелей церкви.
Так воплощалась идея
богоизбранности Московского
государства и происхождения
московских государей
от римских кесарей.

Живопись

Икона «Церковь воинствующая».
Середина XVI в. Третьяковская галерея.
Икона написана в ознаменование взятия Казани.
Воины направляются от горящего города к «Горнему Сиону».
Две крайние колонны – небесное воинство (в нимбах).
Впереди (в кругу небесной сферы) – Архангел Михаил.

Живопись

Впереди средней (земной) колонны изображен царь.
В центре колонны – предположительно Владимир Мономах,
или император Константин Мономах.
Сзади – три всадника, предположительно
Владимир Святой с сыновьями Борисом и Глебом.

Живопись

?
В чем особенности иконы «Церковь воинствующая»?
Икона посвящена актуальному политическому событию.
Она прославляет государство и монарха,
но истолковывает их победу как победу православия.
На иконе изображены неканонизированные
исторические персонажи и даже живые люди
(Разрешение писать их на иконах
принял Стоглавы собор в 1551 г.).
Икона крайне перегружена персонажами и деталями.
?
С каким литературным произведением идейно
перекликается икона «Церковь воинствующая»?
Со «Сказанием о князьях Владимирских».

Живопись

Во второй половине XVI в.
в иконографии становится
популярен мотив Страшного Суда.
Во втором пришествии Христос
будет судить живых и мертвых,
причем праведные будут
удостоены райского блаженства,
а грешные окончательно
ввергнуты в ад.
?
Страшный Суд.
Вторая половина XVI в.
Из собрания А.В. Морозова.
ГТГ.
Почему именно во второй
половине XVI в. иконописцы
особенно часто обращались
к этому сюжету?

Живопись

Никита-воин.
Икона Строгановской
школы.
Прокопий Чирин.
В конце XVI в. сложилось особое
направление иконописи,
сосредоточившее внимание
на живописной технике.
Оно именуется «строгановской
школой» по имени купцов
Строгановых, которые ему
покровительствовали.
Главной задачей мастеров
строгановской школы
стало изображение
утонченной внешней красоты,
изящества фигур и облачений.
Внутренний мир персонажей
уходит на второй план.

Живопись

На развитии русской живописи в XVI в. отрицательно
сказалась жесткая регламентация, установленная церковью.
Стоглавый собор 1551 г. ввел лицевые иконописные
трафареты для изображения святых и целых композиций.
За соблюдением канонов должны были следить
особые старосты из числа «нарочитых мастеров».
Иконописцам предписывалось писать
«с древних образцов, а от самомышления бы
своими догадками Божества не описывали».
Собор 1554 г. разделил живопись на «письмо бытейное»
(библейские и евангельские сюжеты) и «письмо притчам»
(композиции на темы притч, житий, литургии).
Иные сюжеты не допускались.
И все же полностью остановить развитие
изобразительного искусства было невозможно.

Прикладное искусство

Царь-пушка.
Мастер А. Чохов.
Вопреки известному
заблуждению
Царь-пушка могла стрелять!
В XVI в. получило новое
развитие оружейное дело.
Русские мастера научились
отливать огромные пушки
(«затинные пищали»).
Им давали имена:
Лев, Медведь, Онагр…
В 1586 г. пушечный мастер
Андрей Чохов отлил
Царь-пушку весом 40 т,
с каналом ствола 89 см!
Пушку украшал львиная
голова и богатый орнамент,
а также фигура царя Федора
на коне.

Прикладное искусство

Высокого мастерства достигло в XVI в.
художественное шитье, особенно
изготовление церковных облачений.
Мастера искусно подбирали цвета,
создавали сложные орнаменты
и композиции.
К концу XVI в. шитье стали украшать
драгоценными камнями.
Оплечье фелони.
Фрагмент.
Вклад кн. П. Щенятева
в Троице-Сергиев
монастырь.

Источники иллюстраций

Слайд №3.
http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=663&pagefile=663-0006
Слайд №5-6. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2012721
Слайд №8. http://www.mrkm.ru/?cat=part1&sub=9
Слайд №9. http://molod.eduhmao.ru/info/1/3790/34553/
Слайд №13. http://prav-kniga2010.narod.ru/apostol-1564.htm
Слайд №14. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st019.shtml
Слайд №15.
http://www.protoart.ru/ru/main/news/antic/news_current.shtml?2006/02/200602139642.html
Слайд №16. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=11599
Слайд №17. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/523.htm
Слайд №18. http://www.shults.ru/okrainy_files/p0000162.jpg.htm
Слайд №19. http://www.petrovskij.com/photo/index.php?razdel_id=17
Слайд №20. http://www.rusiz.ru/journals/rizniza5/24
Слайд №21. http://www.foto-decor.ru/next_165p0f356.html
Слайд №22. http://www.temples.ru/private/f000040/vol_usp_2b.jpg

Источники иллюстраций

Слайд №23. http://img-fotki.yandex.ru/get/3112/prodg.9a/0_33ce8_ffdd5766_XL
Слайд №24. http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=11169
Слайд №25.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4#.D0.A3.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.
BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9A.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B9.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B0
Слайд №26.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vasnetsov_u_Myasnit
skih_vorot_Belogo_goroda_1926.jpg
Слайд №27.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%
D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4

Источники иллюстраций

Слайд №28. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/SmolenskKreml.jpg
Слайды №29–30. http://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-32/--3
Слайды №31–32.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:ChurchMilitant.jpg
Слайд №34. http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/sud/others/sud_tr.htm
Слайд №35. http://svet-nesu.ru/l_036.htm
Слайд №37.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Roi_des_canons_Kremlin_Moscou.JPG
Слайд №38. http://www.emc.komi.com/04/003/06/001.htm

Книгопечатание в Москве. Жесткая регламентация. Живопись. Средние века. Различия в книгах. Направление иконописи. Беглая манера письма. Мотив Страшного Суда. Церковь Вознесения. Прикладное искусство. Особенности иконы. Повести о прихождении Стефана Батория. Федор Конь. Воинская повесть. Деревянно-земляная крепость. Макарий. Архитектура. Средства казны. Традиционные пятиглавые храмы. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.

«Культура русского Средневековья» - Основные этапы развития средневековой русской культуры. Мифологическая школа. Восточнославянское язычество. Самобытность культурно-исторического пути России. Христианство. Леший. Рационально-критическое направление. Культурная динамика. Миф в архаические времена. Очерки по истории русской культуры. Святилища. Древнерусский пантеон. Единое общественно-политическое и культурное пространство. Русская культура.

«Русская культура 14-16 веков» - Особенности развития русской культуры. Полуустав. Особенности развития русской культуры в ХIV-ХVI веках. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством. Создание единого государства вызвала новый культурный взлёт России. Центрами книжности были монастыри. Просвещение. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Постепенное преодоление культурной разобщённости. Возникновение российского книгопечатания.

«Культура Руси 14-16 века» - Спасо-Преображенский собор. Быт. Одежда. Зодчество. Стена и башня Московского Кремля. Успенский собор. Собор Василия Блаженного. Героическая и «житийная» темы. Феофан Грек. Жилища. Церковь Вознесения в Селе Коломенском. Летописание XVв. Житие Александра Невского. Культура и быт Московского государства в XIV-XVIвв. Посуда. Основные направления. Живопись. Благовещенский собор. Софийский собор в Новгороде.

«Письменность и книгопечатание» - Книгопечатание в Европе. Пальмовые листья. Изобретатель бумаги. Берёза. Рукописные книги. Папирус. Книгопечатание. Печатные книги. Древнерусский учебник математики. Иоганн Гутенберг. Иван Фёдоров. Человек пошел на охоту. Первые печатные книги. Древние новгородцы. Клинопись. Глиняные таблички. Букварь Кариона Истомина. Дерево. Древние люди. Теперь буду много читать. Возникновение письменности. Изобретение книгопечатания.

«Культура России 16 века» - Цель. Отражение политики Ивана IV в культуре. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Грозный. Внешняя политика Ивана IV. Вокруг главной, Покровской церкви, были построены церкви. Внутреннее убранство собора. Внутреннее убранство. Культура России XVI века. Рака с мощами святого Василия Блаженного. Походы на Казань. Убранство собора. Смысловая нагрузка Собора Василия Блаженного.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА Разработка учителя истории Бухариной И.В. МАОУ «Средняя школа № 18 с углублённым изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани

2 слайд

Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА; НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ; ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ; 4. ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО; « ДОМОСТРОЙ»; «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»; КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ; ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ; АРХИТЕКТУРА; ИКОНОПИСЬ; ВЫВОДЫ.

3 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА: Формирование единого Российского государства, Освобождение страны от татаро-монгольского господства, Завершение формирования русской народности. ОНИ НЕ ПРОСТО ОКАЗЫВАЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ, НО И ОПРЕДЕЛЯЛИ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.

4 слайд

Описание слайда:

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. КНИГОПЕЧАТАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В. «АПОСТОЛ» 1564 год В 1564 Г. ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.

5 слайд

Описание слайда:

ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗЦАМ. КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ БЫЛО ВСТРЕЧЕНО В МОСКВЕ С ИСПУГОМ И НЕПОНИМАНИЕМ. КНИГОПЕЧАТНИКОВ СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В КОЛДОВСТВЕ. ФЁДОРОВ И МСТИСЛАВЕЦ УШЛИ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ, ГДЕ ВО ЛЬВОВЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПЕЧАТАНИЕ РУССКИХ КНИГ. ЗДЕСЬ БЫЛ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ БУКВАРЬ С ГРАММАТИКОЙ. НЕ ЗАМЕРЛО ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО И В МОСКВЕ. НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ТРУДИЛИСЬ НИКИФОР ТАРАСИЕВ, АНДРОНИК ТИМОФЕЕВ-НЕВЕЖА И ДРУГИЕ. ПАМЯТНИК ИВАНУ ФЁДОРОВУ В МОСКВЕ

6 слайд

Описание слайда:

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ – ДВОРЯНСТВА. В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ. ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН. С ЛИЧНОСТЬЮ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА НЕ ВСЁ ЯСНО. В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛО ДАЖЕ ВЫДВИНУТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ЗА ЭТИМ ИМЕНЕМ СТОЯЛ САМ ИВАН ГРОЗНЫЙ. УЖ ОЧЕНЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЭТОГО ПУБЛИЦИСТА ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ С ИДЕЯМИ ЦАРЯ. В ЕГО ПОНИМАНИИ ПРАВИТЬ «ПО ПРАВДЕ» - ЗНАЧИТ ЖАЛОВАТЬ «ВОИННИКОВ» И ЖЕСТОКО КАРАТЬ ВСЕХ ПРЕСТУПИВШИХ ЦАРСКУЮ ВОЛЮ. ОТДЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА ОКАЗАЛИСЬ СОЗВУЧНЫ ОПРИЧНОЙ ПРАКТИКЕ.

7 слайд

Описание слайда:

В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ КУРБСКОГО. В СВОЕЙ ПЕРЕПИСКЕ ОНИ ВЫДВИГАЮТ 2 ВАРИАНТА УСТРОЙСТВА: ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАН ГРОЗНЫЙ: ИДЕАЛ - ДЕСПОТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ; ЦАРЬ - АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ, ПОДДАННЫЕ - БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. КНЯЗЬ АНДРЕЙ КУРБСКИЙ: ИДЕАЛ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

8 слайд

Описание слайда:

« ДОМОСТРОЙ» ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ «ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМ ЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ ДОМ», ПОМИМО БОГАТЕЙШЕГО БЫТОВОГО МАТЕРИАЛА, ИНТЕРЕСНА И СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ: ПОРЯДОК В ДОМЕ, ПО СИЛЬВЕСТРУ, ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВЫ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ПРОЧИХ ДОМОЧАДЦЕВ В СТРАХЕ И ТРЕПЕТЕ. «ДА УБОИТСЯ ЖЕНА МУЖА СВОЕГО…» «НЕПОРОТОЕ ДИТЯ – ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ ДИТЯ…» «КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…» «КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…» «ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»

9 слайд

Описание слайда:

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ. В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ В СООТВЕТСТВИИ С ДНЁМ ПАМЯТИ КАЖДОГО СВЯТОГО, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ «ДУШЕПОЛЕЗНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В ДУХЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ КАК ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ПРАВОСЛАВИЯ. ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

10 слайд

Описание слайда:

ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ. БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ УВЛЕКАЛИСЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ВИЗАНТИЙСКИМИ И ПРОЧИМИ ПЕРЕВОДНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ТРУДАМИ МАКСИМА ГРЕКА И ДРУГИХ АВТОРОВ. МАКСИМ ГРЕК

11 слайд

Описание слайда:

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК ФИЛОФЕЙ, СЧИТАВШИЙ, ЧТО ПЕРВЫЙ РИМ ПОГИБ ПОД УДАРАМИ ВАРВАРОВ ИЗ-ЗА СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА, ВТОРОЙ РИМ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – ПАЛ ПОД УДАРАМИ МУСУЛЬМАН ИЗ-ЗА ГРЕХОВ И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ МОСКВА, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ, А ЧЕТВЁРТОМУ - НЕ БЫВАТЬ. МОНАХ ФИЛОФЕЙ

12 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ В XVI ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ВСТУПИЛИ В ПОРУ ЦЕРКОВНО - ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ. В 1502 -1504 ГГ. РАЗВЕРНУЛАСЬ БОРЬБА НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ И ИОСИФЛЯН. ИДЕОЛОГОМ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ СОРКЕ НИЛ (СОРСКИЙ), СЧИТАВШИЙ,ЧТО НЕОБХОДИМО ПОДНИМАТЬ АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ ПУТЁМ СТРОГОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВИЛ И ОБРЯДОВ, АСКЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. НИЛ ОСУЖДАЛ СТЯЖАНИЕ ЦЕРКОВЬЮ БОГАТСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ (СТОРОННИКИ СОРСКОГО ПОЛУЧИЛИ НАЗВАНИЕ «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ»). НИЛ СОРСКИЙ

13 слайд

Описание слайда:

НЕСТЯЖАТЕЛЯМ ПРОТИВОСТОЯЛИ ИОСИФЛЯНЕ – СТОРОННИКИ ИГУМЕНА ПОДМОСКОВНОГО ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ ИОСИФА, КОТОРЫЙ НАСТАИВАЛ НА НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ИМЕТЬ БОЛЬШИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. В 1503 ГОДУ НА ЦЕРКОВНОМ СОБОРЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ИВАНА III БЫЛ ПОСТАВЛЕН ВОПРОС ОБ ОТКАЗЕ ЦЕРКВИ ОТ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ. В ЭТОТ МОМЕНТ ИОСИФЛЯНЕ ПОДДЕРЖИВАЛИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ В ИХ БОРЬБЕ ПРОТИВ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ, И ЭТО СТАЛО ДЛЯ ИВАНА III ЕЩЁ ОДНИМ ПОВОДОМ ПОДДЕРЖАТЬ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ. ПОЗЖЕ, ПРИ ВАСИЛИИ III , НЕСТЯЖАТЕЛИ ВОСПРОТИВИЛИСЬ РАЗВОДУ ЦАРЯ С СОЛОМОНИЕЙ САБУРОВОЙ И ПОДВЕРГЛИСЬ ОПАЛЕ. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ ПОВЕРНУЛА ОТ ПОДДЕРЖКИ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ К ПОЛИТИКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ШИРОКИХ ПРИВИЛЕГИЙ. ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

14 слайд

Описание слайда:

ПОБЕДА ИОСИФЛЯН ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛИЛА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПОЛИТИКУ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ЦЕРКОВЬ ВСЁ БОЛЕЕ НАСТОЙЧИВО ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ САМОДЕРЖАВИЯ.

15 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ. В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА В МОСКВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ВОЗЗРЕНИЯ СЛУЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА МАТВЕЯ БАШКИНА. ЕМУ ПРЕТИЛА ПРОПОВЕДЬ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРАВДЫВАВШАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ДАННЫЙ БОГОМ. «ХРИСТОС ВСЕХ БРАТИЕЙ НАРИЦАЕТ, - ОТМЕЧАЛ МАТВЕЙ, - А МЫ ХОЛОПОВ ДЕРЖИМ». ОН ПОРВАЛ КАБАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ И ОТПУСТИЛ НА ВОЛЮ СВОИХ ХОЛОПОВ. БАШКИН ВОСПЕВАЛ РАЗУМ И КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИ ТРАКТОВАЛ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ, ОТВЕРГАЛ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА. ПОСТРИГШИЙСЯ В МОНАХИ БЕГЛЫЙ ХОЛОП ФЕОДОСИЙ КОСОЙ ПОШЁЛ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ, ЗАЯВЛЯЯ, ЧТО У ХРИСТИАН НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЛАСТЕЙ, И ПОТОМУ ПРИЗЫВАЛ НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГОВ И НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ ФЕОДАЛАМ.

16 слайд

Описание слайда:

ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ В 1553 Г., МАТВЕЙ БАШКИН ХРАБРО ОТСТАИВАЛ СВОЁ «ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО». ПОСЛЕ ПЫТОК ОТКАЗАЛСЯ ОТ НЕГО, БЫЛ ПРЕДАН АНАФЕМЕ И СОСЛАН В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФЕОДОСИЙ КОСОЙ БЫЛ ПРЕДАН ЦЕРКОВНОМУ СУДУ, НО СУМЕЛ БЕЖАТЬ В ЛИТВУ. ВСЕ ЕРЕСИ XIV – XVI ВЕКОВ ВЫЗЫВАЛИ БРОЖЕНИЕ В УМАХ ГОРОЖАН, НО ОНИ ПОЧТИ НЕ ЗАТРАГИВАЛИ ОСНОВНОГО ЖИТЕЛЯ РОССИИ – КРЕСТЬЯНИНА, ПОЭТОМУ НЕ ВЫЛИЛИСЬ, КАК В ЕВРОПЕ, В ШИРОКОЕ РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ.

17 слайд

Описание слайда:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ ПУШКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ОРУДИЯ. МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ (ЧЕХОВ) С 1568 ПО 1632 ГОДЫ ИЗГОТОВИЛ МНОЖЕСТВО ПУШЕК КАЛИБРОМ ОТ 92 ДО 470 ММ, ДЛИНОЙ ДО 6 М, ВЕСОМ ОТ 1,2 ДО 7,2 Т. В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М, КАЛИБР 890 ММ, МАССА СТВОЛА 40 Т. ПРАВДА, ЭТА ПУШКА НИ РАЗУ НЕ СТРЕЛЯЛА. С 1590 ГОДА РУССКИЕ МАСТЕРА СТАЛИ ДЕЛАТЬ ПУШКИ НА ЛАФЕТАХ,ЧТО УВЕЛИЧИЛО ИХ ПОДВИЖНОСТЬ.

18 слайд

Описание слайда:

АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ. В НЁМ КАМЕННЫЕ ЦЕРКВИ ОБОГАЩЕНЫ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, В ЧАСТНОСТИ НЕВИДАННОЙ РАНЬШЕ КОНСТРУКЦИЕЙ ВЕРХА ЦЕРКВИ В ВИДЕ ШАТРА.

19 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ ШЕДЕВРОМ И САМЫМ РАННИМ ОБРАЗЦОМ ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛА ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ ПОД МОСКВОЙ..

20 слайд

Описание слайда:

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ СОБОР ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО – В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТОГО МОСКОВСКОГО ЮРОДИВОГО, ВСЕГДА НОЧЕВАВШЕГО В ОДНОМ ИЗ ЕГО ПРИДЕЛОВ). ПОСТРОЕННЫЙ РУССКИМИ МАСТЕРАМИ БАРМОЙ И ПОСТНИКОМ ЯКОВЛЕВЫМ, СОБОР СОСТОИТ ИЗ 8 НЕСИММЕТРИЧНЫХ РАЗНОВЕЛИКИХ СТОЛПООБРАЗНЫХ ХРАМОВ, ОКРУЖАЮЩИХ НАХОДЯЩУЮСЯ В ЦЕНТРЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ С ВЫСОКИМ ШАТРОМ, УВЕНЧАННЫМ МАЛЕНЬКОЙ МАКОВКОЙ. В ЕГО КОМПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНА ВАЖНАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ МОСКВЫ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ..

21 слайд



Похожие статьи
 
Категории