В бианки сова основная мысль произведения. Литературное чтение В.В.Бианки "Сова"

26.02.2019

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова.

Здорово, - говорит, - друг!

А Старик ей:

Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.

А Старик:

Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить - пошёл Старик Сове кланяться:

Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Отзывы о сказке

    Спасибо за сказку, мне очень нравится сказка «Виталий Бианки—Сова»

    Кириллова Тамара
    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

    Конспект

    совместной деятельности воспитателя с детьми :

    «Чтение литературной сказки В . Бианки «Сова »

    в подготовительной группе детей с ЗПР

    Разработчик :

    воспитатель : Кириллова Т. Н.

    Цель :

    1. Познакомить детей с литературной сказкой В . Бианки «Сова » .

    2. Расширять и уточнять представления детей о природе.

    3. Продолжать объяснять детям, что в природе всё взаимосвязано : животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

    Оборудование : презентация.

    Словарная работа : пустой чай, раздолье, волдыри, цветень, молоко всё жиже да жиже.

    Ход совместной деятельности.

    1. Вступительное слово воспитателя .

    Сегодня у нас знакомство с литературной сказкой В . Бианки «Сова » . Мы опять с вами попадаем на луг, и наблюдаем, какие там происходят события. Автор напоминает нам, что в природе всё взаимосвязано : животные связаны между собой и с растениями в цепи питания. Вспомните, например, такую цепь питания : капуста – слизни – жаба.

    Вы знаете, если человек истребляет каких-нибудь животных, это может нарушить цепи питания и принести большой вред природе и самому человеку. В нашей сказке человек не истребил животное, оно живо и здорово, человек только сильно обидел сову, а что из этого получилось, мы узнаем.

    2. Чтение литературной сказки «Сова » .

    Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова .

    Здорово,- говорит, друг!

    А Старик ей :

    Ты, Сова , - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься - какой я тебе друг!

    Рассердилась Сова .

    Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить- сам лови.

    А Старик :

    Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

    Улетела Сова , забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

    Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются :

    Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова , уши торчком, нос крючком?

    Мышь Мыши в ответ :

    Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

    Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

    А Сова из дупла :

    Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло : мыши-то, говорят, на охоту пошли.

    А пускай идут, - говорит Старик - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

    Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

    А Сова из дупла :

    вышло : все шмели твои разлетелись.

    А пускай летят, - говорит Старик - Что от них толку : ни мёду, ни воску, - волдыри только.

    Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

    А Сова из дупла :

    Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло : не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

    И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

    По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

    А Сова из дупла :

    Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

    Молчит Старик, ничего не говорит.

    Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

    А Сова из дупла :

    Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе : придёшь ко мне кланяться.

    Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит , мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

    Нечем стало Старику чай белить пошёл Старик Сове кланяться :

    Уж ты, Совушка - вдовушка, меня из беды выручай : нечем стало мне, старому, белить чай.

    А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

    То-то, - говорит- старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

    Простила Сова Старика , вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

    Сова полетела мышей ловить.

    Мыши со страху попрятались в норы.

    Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

    Клевер красный стал на лугу наливаться.

    Корова пошла на луг клевер жевать.

    Молока у Коровы много.

    Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

    3. Физкультминутка «Сова » .

    В лесу темно, (Дети складывают ладошки под наклоненную голову - «спят» , глаза закрыты)

    Все спят давно,

    Все птицы спят,

    Одна сова не спит ,

    Летит, кричит.

    Совушка- сова , (Руки согнуты в локтях на уровне груди - «сова » сидит на ветке)

    Большая голова,

    На суку сидит,

    Головой вертит, (Повороты головы вправо-влево)

    Во все стороны глядит

    Да вдруг - как полетит. (Руки в стороны - машут крыльями)

    4. Беседа по содержанию сказки .

    Какой чай пьёт Старик? (Ответы детей : не пустой – молоком белит) .

    Почему Сова рассердилась на Старика? (Ответы детей : Старик разговаривал с Совой невежливо) .

    Что пообещала не делать Сова ? (Ответы детей : не стану по ночам к тебе на луг летать и ловить мышей).

    Испугался Старик обещанию Совы не прилетать на луг? (Ответы детей : нет, не испугался, он не знал, как ему помогает Сова ).

    Для кого в первую же ночь без Совы произошло раздолье? (Ответы детей : для мышей, они побежали на луг) .

    Как ответил Старик Сове на предупреждение, что мыши вышли на охоту? (Ответы детей : а пускай идут) .

    Что в это время происходит на лугу? (Ответы детей : мыши шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят).

    О чём снова предупредила Сова Старика ? (Ответы детей : все шмели разлетелись) .

    Задумался Старик о том, какую пользу приносят лугу шмели? (Ответы детей : он считает, что от шмелей только одни волдыри) .

    Что происходит на лугу в это время? (Ответы детей : клевер головой к земле виснет, а шмели не носят цветень с цветка на цветок).

    Что произойдёт, если цветень не попадёт с цветка на цветок? (Ответы детей : не родится клевер на лугу) .

    Что происходит с коровой без клевера? (Ответы детей : корова худеет, молока даёт меньше, молоко всё жиже да жиже, чай белить Старику нечем).

    Как вы думаете, правильно поступил Старик, когда пошёл Сове кланяться? (Ответы детей : правильно) .

    Что ответила Сова Старику ? (Ответы детей : ей тоже было нелегко без мышей) .

    Расскажите, что произошло на лугу, когда Сова простила Старика ? (Ответы детей : Сова полетела ловить мышей. Шмели загудели над лугом. Клевер наливается. У коровы стало молока много. Старик белит чай молоком).

    Что нарушилось в природе, когда Сова перестала ночью летать на охоту на мышей? (Ответы детей : нарушилась пищевая цепочка) .

    5. Дидактическая игра «Составь цепи питания» .

    1). Волк, дуб, кабан.

    2). Сосна, дятел, жук-короед.

    3). Лесная мышь, жёлудь, сова .

    6. Дидактическая игра «Расскажи, как связаны между собой»

    1). Орешник, полёвки, ласка.

    2). Рожь, мыши, змеи, орёл.

    Литературная сказка В . Бианки рассказала нам о том , что произойдёт на лугу, если туда не будет прилетать сова , ведь животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

    Гуляя в лесу, парке, бывая на лугу, помните, что нарушив цепи питания, вы нанесёте вред природе и человеку.

    Тема: «В. Бианки «Сова»

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».

    Задачи:

    Предметные:

    1) познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;

    2) дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;

    3) продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора;

    Метапредметные:

    4) закрепить библиографические знания;

    5) развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;

    6) развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

    7) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;

    Личностные:

    8) развитие интереса к чтению;

    9) воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.

    Оборудование:

    • выставка книг В.Бианки;
    • презентация (Приложение );
    • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
    • карточки для словарной работы и с деформированным планом;
    • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл ).

    Ход урока

    1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

    Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок.
    Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,
    Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

    ΙΙ. Проверка домашнего задания.

    Какой раздел мы изучаем?

    С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

    Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

    - Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике (с. 145, задание 6)

    Выполнение задания 7 на с. 145

    Кто такой музыкант? Посмотрели ли вы в энциклопедии?

    Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. А также вообще человек, занимающийся такой игрой.

    ΙΙΙ. Актуализация знаний.

    Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

    Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

    Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

    • Всю ночь летает - мышей добывает,
    • а станет светло - спать летит в дупло. (Картина на доске )

    А что вы знаете об этой птице?

    (Сообщение ученика).

    Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

    ΙV. Сообщение темы и цели урока.

    Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

    • Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

    У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

    На доске:

    Узнаем…….

    Научимся….

    V. Подготовка к восприятию нового материала.

    1. Смысловое прогнозирование .

    О чем, по-вашему, это произведение?

    Проверим наши предположения.

    VΙ. Первичное знакомство с текстом.

    1) Чтение текста учителем и учащимися.

    Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

    2) Словарная работа.

    Как можно заменить слова и выражения? (Работа в парах с карточками )

    Утекает

    убегает.

    Кормовистый

    клевер, предназначенный для корма скоту.

    Цветень

    пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

    Хорониться

    прятаться, таиться.

    Раздолье

    много места.

    Как бы худа не вышло

    как бы беды не было.

    Чай белить

    добавлять молоко в чай.

    Пойло

    питательное питьё для скота.

    Проверка.

    Физминутка для глаз (Слайд 4)

    VΙΙ. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса.

    К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью сигнальных кругов. (На партах у детей сигнальные круги литературных жанров ). (Слайд 5)

    На доске:

    Почему вы так решили?

    К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

    Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

    Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

    Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.

    Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

    VΙΙΙ. Закрепление усвоения содержания сказки.

    Ответы найти по тексту сказки.

    - Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

    - Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

    - Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

    Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

    Что мы узнаем о природе из этого предложения?

    - На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

    - Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

    - Что произошло с клевером на лугу?

    Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

    - Что же пришлось сделать старику?

    - Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

    Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

    Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

    Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл ).

    Физкультурная минутка «Сова».

    В лесу темно,
    Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
    Все птицы спят...
    Одна сова не спит,
    Летит, кричит. (
    Дети делают взмахи руками.)
    Совушка-сова,
    Большая головой. (
    Изобразить большой круг руками.)
    На суку сидит, (Присесть.)
    Головой вертит,
    (Сделать повороты головой вправо, влево.)
    Во все стороны глядит,
    Да вдруг как полетит. (
    Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

    ΙX. Работа над усвоением смысла прочитанного.

    1. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

    Назовите главных героев. (Картинки с изображением героев помещаются на доске)

    Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся. ) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах . Проверка по слайду. (Слайд № 6)

    2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой . Восстановление деформированного плана.

    (Карточки с деформированным планом.)

    • Рассердилась сова.
    • Молока у Коровы мало.
    • Шмели на чужих лугах гуляют.
    • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
    • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
    • Пошел Старик Сове кланяться.

    Взаимопроверка. (Слайд №8)

    X. Домашнее задание.

    Выберите себе домашнее задание (Слайд 8):

    1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору по плану.

    2. Чтение по ролям

    XΙ. Рефлексия.

    Закончите предложения (Слайд 9):

    • «Сегодня я узнал ….»
    • «Было интересно ….»
    • «Урок дал мне для жизни…

    XΙΙ. Подведение итогов.

    Над каким произведением работали?

    Какого жанра? Чему нас учит произведение В. Бианки?

    А как вы, дети, можете помочь природе?

    Используемые источники:

    1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012.
    2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2015 г.

    Урок литературного чтения

    во 2-м «Б» классе

    по теме « В. Бианки "Сова" »

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели:

      продолжить знакомство с творчеством В. В. Бианки;

      развивать навыки выразительного, беглого чтения;

      обогащать словарный запас;

      развивать умения анализировать поступки героев.

    Планируемые результаты.

      Личностные.

    осознават ь рол ь язык а и реч и в жизн и людей;

    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

      Метапредметные(УУД,работа с текстом

    - слушать и понимать речь других;

    пользоваться приёмами слу шания:

      Предметные.

    Выразительное чтение,
    использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

    Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

      Деятельность обучающихся.

    Уметь:

    выполнять творческую работу (сочинение сказок);

    определять его тему и главную мысль

    Оборудование:

      выставка книг В.Бианки;

      презентация ( );

      карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);

      карточки с деформированным планом;

      аудиозапись «Крик совы» ( ).

    Формы организации урока:

      коллективная;

      фронтальная;

      групповая;

      индивидуальная работа;

      работа в парах.

    Связь предметов: литературное чтение – окружающий мир

    Ход урока

    1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

    - Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

    2.Речевая разминка.

    - Сегодня наш урок предлагаю начать со скороговорки.

    - Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.

    Медведь лежит в густой тени.

    Его за лапу не тяни.

    Прочитайте скороговорку вслух спокойно.

      Закройте глаза, повторите её.

      Произнесите скороговорку без звука.

      Игра «Радио» (от тихого к громкому).

      Проговорите скороговорку

    быстро в паре друг другу.

    5. Игра «Кто догонит учителя».

    - Для чего мы сейчас работали со скороговоркой?

    3.Актуализация знаний учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    -С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

    Найдите в тексте и прочитайте о том, кто в лесу издавал звонкий, ласковый звук..

    Прочитайте. Как поступил старик с медведем?

    Какова главная мысль этого рассказа?

    ВЫВОД: Мы должны любить и охранять природу. Природа и человек одно неразрывно связанное целое.

    4.Формирование учащимися темы и цели урока.

    Эту взаимосвязь показал в своём произведении В. В. Бианки.

    звук (крик совы)

    Кого вы услышали? (Дополнительно можно использовать загадку).

    Кто днём спит, не летает.

    А ночью мышей по полю гоняет.

    У. Сформулируйте тему нашего урока.

    На доске: Виталий Валентинович Бианки. «Сова».

    У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

    На доске:

    Познакомиться с произведением…….

    Учиться правильно….

    Проанализировать…..

    4. Подготовительная работа.

    -. Что вы знаете о сове?

    . Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

    На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

    - Что помогает им охотиться?

    а) Острый слух.
    б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
    в) Когти (хватать добычу, держать ее).
    г) Клюв.

    - Какую пользу приносят совы?

    Приметы о сове.

      Если много сов – урожай будет хороший.

      Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

      Филин кричит на оттепель.

      Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

      Сова кричит – на холод.

    «А вы знаете?»

    (Слайд №5) Выступление подготовленного ученика.

    С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

    Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

    В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

    5. Подготовка к восприятию нового материала. . Чтение сказки В.В. Бианки «Сова».

    Чтение слов (запись на доске):

      от-ча-ян-ная – отчаянная;

      хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

      сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

      рас-сер-ди-лась – рассердилась;

      пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

      за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

      стар – старик – стариковом.

    Какие слова вам не понятны?

    (Слайд №6) «Словарная работа»

    Как можно заменить слова и выражения?

    Утекает

    убегает.

    Кормовистый

    клевер, предназначенный для корма скоту.

    Цветень

    пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

    Хорониться

    прятаться, таиться.

    Раздолье

    много места.

    Как бы худа не вышло

    как бы беды не было.

    Чай белить

    добавлять молоко в чай.

    Пойло

    питательное питьё для скота.

    6. Первичное знакомство с текстом.

    Чтение текста учителем.

    Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

    Назовите главных героев.

    Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

    Можно ли ему дать другое название? Какое?

    Физминутка для глаз.

    У. Назовите героев сказки.

    По мере называния героев, их фигурки выставляются на доску.

    2. Чтение-обсуждение.

    У. Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.

    У. Как начинается сказка? Чтение отрывка.

    У. Что произошло? (Улетела сова). Почему? По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются.

    Чтение отрывка

    Почему?

    Чтение отрывка

    Почему?

    Чтение отрывка

    Почему?

    Чтение отрывка.

    Почему?

    У. Как изменилась жизнь старика?

    Почему?

    У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).

    У. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

    . Физкультурная минутка «Сова».

    В лесу темно,
    Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
    Все птицы спят...
    Одна сова не спит,
    Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
    Совушка-сова,
    Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
    На суку сидит, (Присесть.)
    Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
    Во все стороны глядит,
    Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

    Закрепление нового материала

    1.Выразительное чтение

    Чтение произведения учениками по частям.

    Составление плана. (Работа в паре)

    Чай без молока.

    Примирение.

    Ссора с совой.

    Определите порядок следования частей.

    2.Чай без молока.

    3.Примирение.

    1.Ссора с совой.

    Какой главный вывод сделали сова и старик? Прочитайте.

    Что вы прочитали? К какому жанру относится это высказывание? (Народная мудрость, фольклор, пословица).

    Как вы ее понимаете?

    2.Работа над усвоением смысла прочитанного

    Какая связь между совой и чаем старика? Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.(работа в парах)

    СЛАЙД 8

    сова мыши шмели клевер корова молоко чай

    Рефлексия.

    У. Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

    На доске: Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

    Нужно иметь мужество исправлять свои ошибки.

    Нужно уметь прощать.

    У. Как вы думаете, эти «открытия» вам пригодятся в жизни

    Домашнее задание.

      Инсценировать любой диалог из сказки.

    Используемые источники:

      Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.

      Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

      Энциклопедия « Я познаю мир. Животные»

    Интернет-ресурсы:

      Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/

      http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели урока:

    1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
    2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.
    3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

    Оборудование:

    • выставка книг В.Бианки;
    • презентация (Приложение);
    • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
    • карточки с деформированным планом;
    • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

    Ход урока

    1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

    Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

    2. Речевая разминка.

    Работа со скороговоркой.

    Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
    Читаем громче целыми словами.
    Читаем быстрее .
    Читаем быстро .

    Прорычал медведь в берлоге,
    Промолчал сурок в норе.
    Прорычали, промолчали -
    И проснулись на заре.

    О ком говорится в скороговорке?

    3. Проверка домашнего задания.

    С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

    Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

    Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

    4. Актуализация знаний.

    Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

    Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

    Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

    11. Физкультурная минутка «Сова».

    В лесу темно,
    Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
    Все птицы спят...
    Одна сова не спит,
    Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
    Совушка-сова,
    Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
    На суку сидит, (Присесть.)
    Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
    Во все стороны глядит,
    Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

    12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

    На доске:

    1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
    2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
    3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

    Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

    Объясните её значение.

    Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

    Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

    13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

    Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду. (Слайд №7)

    14. Работа над выразительностью чтения.

    Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

    Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

    Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

    15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

    (Карточки с деформированным планом.)

    • Рассердилась сова.
    • Молока у Коровы мало.
    • Шмели на чужих лугах гуляют.
    • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
    • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
    • Пошел Старик Сове кланяться.

    Взаимопроверка. (Слайд №8)

    16. Подведение итогов.

    Над каким произведением работали?

    Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

    А как вы, дети, можете помочь природе?

    17. Оценка за работу на уроке.

    18. Домашнее задание.

    Выберите себе домашнее задание:

    1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
    2. Чтение по ролям.
    3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

    19. Рефлексия.

    Закончите предложения:

    • «Сегодня я узнал ….»
    • «Было интересно ….»
    • «Урок дал мне для жизни…

    Используемые источники:

    1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.
    2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

    Интернет-ресурсы:

    1. Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/
    2. http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki


Похожие статьи
 
Категории