В чем смысл названия сказки-были "Кладовая солнца"? Урок: Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Что означает название рассказа кладовая солнца.

20.09.2020

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока литературы в 5 классе

Печерской Людмилы Владимировны,

учителя русского языка и литературы МАОУ СШ №51 г. Липецка

Тема урока: СМЫСЛ НАЗВАНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

Цель урока: помочь учащимся выявить смысл названия произведения великого писателя, тем самым приблизиться к замыслу автора, понять мысли, которые он хотел донести до читателей.

Задачи урока

обучающие: работать над навыками (УУД) различных видов чтения: изучающим, просмотровым, помогающими понять содержание прочитанного, извлечь нужную информацию и изложить ее подробно, сжато или выборочно; развивать навыки анализа художественного текста;

развивающие: развивать внимание, коммуникативные навыки, позволяющими не только формулировать и излагать свое мнение, но и слушать и слышать других, работать над навыками выразительного чтения;

воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению, интереса к творчеству М.М.Пришвина, любви к родной природе и уважения к людям.

Тип урока: урок обобщения знаний по произведению.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

Используемые ЭОР

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность учеников

Время

1. Формулирование темы и цели урока

Интерактивная доска

презентация

слайд 1

слайд 2

слайд 3

слайд 4

Вступительное слово учителя.

Мы прочли удивительное произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и, заканчивая изучение сказки-были, должны понять, какие же мудрые мысли хотел донести до своих читателей автор.

Как вы понимаете слова М.М.Пришвина?

( Предполагаемый ответ) Человек и природа взаимосвязаны. Мы живем на земле, кормимся ее плодами, она дает на тепло и защиту. Солнце, и воздух, деревья и травы, животные и птицы – неотъемлемая часть человеческого существования. Но природа без человека обойтись может, а человек без природы нет. Без окружающего мира человек обречен. Его ждет неминуемая гибель, как физическая, так и духовная.

О чем же тогда сказка-быль: о природе или о людях?

Какова, во-вашему, тема нашего урока?

(после того, как тема названа, открыть слайд 3)

Какая цель стоит перед нами?

Дети пытаются формулировать тему и цель урока, после чего делают записи в тетрадь.

5-7 мин.

2. Анализ произведения,

работа с текстом.

слайд 5

слайд 6

слайды 7-10

слайд 11

слайд 12

слайд 13-15

слайд 16

слайд 17

слайд 18

Начинаю со словарной работы – определения значения слова «кладовая»

Какое значение слова использовал автор?

Употребляется ли это словосочетание в тексте?

Значит, произведение посвящено богатства Блудова болота?

( Произведение о природе, в которой есть и болото, и лес, куда пришли Настя и Митраша ).

Как еще называет природу Пришвин?

Великий храм природы

Что же Настя и Митраша, а вместе с ними и читатели, увидели в этом храме? Перескажите близко к тексту отрывки – описание глухаря, лося, ягод (это было домашним заданием по выбору)

Почему внимательно наблюдают за происходящим в природе?

(Дети очарованы и чувствуют робость перед величием и красотой природы)

Почему природа – храм?

(После предполагаемых ответов читаем на слайде)

Что является божеством в этом храме? (солнце)

Прошу ребят объяснить, почему Пришвин называет солнце божеством и доказать свои мысли цитатами.

Найдите текстовые фрагменты 1 ряд – о Блудовом болоте, 2 ряд – о пне, приютившем насекомых и змею, 3 ряд – о заходе солнца («Последний порыв был, когда солнце погрузило…»)

Какие изобразительные средства языка использует автор, чтобы передать красоту природы?

Можно ли сказать, что природа живет в гармонии?

Что, по-вашему, нарушает эту гармонию?

(описание ели и сосны)

(Взаимоотношения людей. Люди тоже могут ссориться, соперничать, даже ненавидеть друг друга)

Предлагаю прочесть высказывание Пришвина на слайде.

Как вы понимаете это высказывание?

Значит, и в человеке есть гармония и красота. И, как в природе, в человеке срыты богатства.

Какими богатствами наделены герои повести: Настя и Митраша, лесник Антипыч, соседи ребят, сам автор-рассказчик?

(Душевной добротой, отзывчивостью, любовью к родной природе, родной стране. Только эти богатства не сразу проявляются, они накапливаются в человеке, который не для себя живет, а стремится помочь другим, стремиться постичь красоту родной природы).

Читают определение, дают свое объяснение авторского выбора.

Выборочное чтение (отрывок о Блудовом болоте)

Подробно излагают отрывки, опираясь на иллюстрации – слайды 7-10, поправляют и дополняют ответы одноклассников.

Высказывают и обосновывают свое мнение.

Выразительное чтение отрывков, сопровождаемое показом слайдов.

Находят изобразительные средства, с помощью которых автор создает удивительные картины.

Выразительное чтение отрывка.

Дети сравнивают «ссору» деревьев с ссорой Насти и Митраши.

Учащиеся высказывают свои мнения.

28-30 мин.

3. Итог урока

слайд 19

слайд 20

Постарайтесь ответить на вопрос: только ли Блудово болото является «кладовой солнца»? В чем, по-вашему, заключается смысл названия сказки-были?

Обратимся к слайду.

Мир природы и человека – это и есть кладовая солнца, если сущностью этого мира является любовь, доброта, душевная красота и щедрость.

М.М.Пришвин – удивительный писатель, который открыл для нас мир природы и показал, как тесно связаны мы с этим миром.

Читаю слова писателя на слайде.

Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя его.

Запись в тетрадь смысла названия произведения.

5 мин.

4. Домашнее

Задание

Предлагаю подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина. Самостоятельно прочесть «Времена года» и подготовить близкий к тексту пересказ одной из зарисовок, нарисовать иллюстрацию.

2 мин.

5.Выставление оценок за урок.

Предлагаю учащимся самим оценить свою работу на уроке и работу своих товарищей, поправляю и определяю оценку, если ученик завысил или занизил ее.

Учащиеся оценивают свои ответы на уроки по следующим критериям:

полнота и точность ответа, убедительность аргументов, грамотность и выразительность речи.

3 мин.

  1. Новое!

    М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого...

  2. Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек...

    «Кладовая солнца» М. М. Пришвина - не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова...

    Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет...

Мордовский республиканский институт образования Кафедра гуманитарного образования

  • Курсовой проект
  • Сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвин «Смысл названия сказки-были.»
  • Выполнила:
  • учитель русского языка и литературы
  • Грачёва Светлана Геннадьевна
  • МБОУ « Поселковская средняя школа №1»
  • Атяшевского муниципального района
  • Республики Мордовия
  • Саранск 2015 год
Цели и задачи проекта:
  • выяснить смысл названия произведения “Кладовая солнца”;
  • на примере этого произведения учить детей добру, взаимовыручке, любви к природе и всему живому.
  • выявить авторское отношение к природе
Проблемные вопросы:
  • Что в произведении можно считать былью?
  • О чём говорит автор с убеждённостью очевидца?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы…
  • должны находить полезную информацию;
  • должны научиться анализировать прозаическое произведение;
  • должны научиться делать выводы
План сказки – были «Кладовая солнца»:
  • а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы могли бы назвать по-другому?
Работа по группам:
  • Где и когда происходит действие?
  • Что уже в начале произведения напоминает сказку,а что –быль?
  • Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
  • Какими вы видите главных героев сказки-были?
Закончите предложение:
  • «Страницы произведений М. Пришвина, певца природы, рассказывают о …»
  • «Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
  • М.М. Пришвин
«Выслушав гон лисицы, Травка поняла круг пробега зайца: от Лежачего камня заяц бежал на Слепую елань и оттуда на Сухую речку Лежачему камню ».
  • «Выслушав гон лисицы, Травка поняла круг пробега зайца: от Лежачего камня заяц бежал на Слепую елань и оттуда на Сухую речку , оттуда долго полукругом на палестинку и опять непременно к Лежачему камню ».
Географические названия
  • СУХАЯ РЕЧКА
  • ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
  • СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
  • БЛУДОВО БОЛОТО
  • ВЫСОКАЯ ГРИВА
  • ЗВОНКАЯ БОРИНА
«История названия Блудова болота» Что мы узнали о Блудовом болоте из текста произведения?
  • 1. Болото было небезопасное для людей.
  • 2. Здесь есть погибельные места, которые затянули многих жителей и животных.
  • 3. В Блудовом болоте можно заблудиться.
Раскройте значение слова «заблудиться»
  • В толковом словаре С.И.Ожегова:
  • «Сбиться с пути, потерять дорогу»
Сбился с пути
  • Сбился с пути
  • Потеряла дорогу и незаметно сошла с пути
Раскройте значение словосочетания «слепая елань»
  • В толковом словаре
  • живого великорусского языка В.И. Даля:
  • «Топкое место в болоте,
  • всё равно что прорубь на льду»
Почему же эту елань назвали СЛЕПОЙ?
  • Почему же эту елань назвали СЛЕПОЙ?
Объясните лексическое значение слова «Слепой»
  • 1. Лишенный зрения, способностей видеть, незрячий, плохо видящий.
  • 2. Неотчетливый, плохо различаемый.
  • 3. Безрассудный, действующий или совершающий без разумного основания.
Умейте различать – умейте видеть Запомните!
  • ТОПОНИМ – собственное название отдельного географического места (населенного пункта, реки, озера…)
  • ТОПОНИМИКА – раздел языкознания, изучающий топонимы
«Для всего что существует на свете в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть множество хороших слов и названий»
  • «Для всего что существует на свете в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть множество хороших слов и названий»
  • К.Г. Паустовский
Нет у нас безымянных лугов и полей; как людям, даются им имена
  • Нет у нас безымянных лугов и полей; как людям, даются им имена
Географические названия
  • СУХАЯ РЕЧКА
  • ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
  • СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
  • БЛУДОВО БОЛОТО
  • ВЫСОКАЯ ГРИВА
  • ЗВОНКАЯ БОРИНА
«Топонимы моего села»
  • 1. Составьте карту топонимов своего села.
  • 2. Сфотографируйте географические объекты своего села.
  • «Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее –
  • от человека». М. Пришвин
Список литературы
  • 1. Чижова Г.И. Пришвинское “родственное внимание” к природе на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2000. – № 2.
  • 2. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ. – СПб., 1999.
  • 3. Шевченко А.И. Повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца» в VI классе // Литература в школе. – 2002. – № 4.
  • 4. Школьный атлас – определитель птиц. – М., 1988.
  • 5. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. – М., 1984.
  • 6. Пришвин М.М. Календарь природы // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 3.
  • 7. Пришвин М.М. Кладовая солнца // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 5.
  • 8. Пришвин М.М. Корабельная чаща // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 6.
  • Иллюстрации из ресурсов Интернет


Похожие статьи
 
Категории