В чем заключается трагическое одиночество базарова. Сочинение на тему Трагическое одиночество Базарова (по роману И

11.07.2021

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель русского языка и литературы Шипицина Вероника Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19», г. Нижневартовск

2 слайд

Описание слайда:

… один из тех редких романистов, который почти никогда не фальшивит. Андре Моруа С таким знанием языков, с таким обширным разносторонним образованием и развитием ума, при громадной памяти и таланте, притом с таким понимание жизни народной, до Тургенева не вступал еще в литературу ни один из русских писателей. В.П Острогорский И.С. Тургенев. Рисунок Э.К. Липгарта. 1882г.

3 слайд

Описание слайда:

И.С. Тургенев. Фотография А.И. Деньера. 1865г. Н.А. Добролюбов. Гравюра на стали. 1862г. Что же теперь создаст г.Тургенев? Н. Добролюбов. Дело было в августе месяце 1860г, - когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей». И.Тургенев Этому роману Тургенев придавал очень большое значение: он хотел подвести в нем итоги всем своим разногласиям с Добролюбовым – всем спорам между либералами и демократами.

4 слайд

Описание слайда:

Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что их них выйдет, - я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю. Я выбрал последние. И.С. Тургенев (по воспоминаниям Н.А.Островской.) «Отцы и дети». Титульный лист первого издания (с посвящением В.Г Белинскому) 1862г. Мне мечталось фигура сумрачная, дикая большая, до половины выросшая из почвы, сильная злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель… И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г. Тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией в канун отмены крепостного права.

5 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов. Акварель П.М. Боклевского 1870г. На вид ему [Павлу Петрович] было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин; необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло среды замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность. И. Тургенев «Отцы и дети». Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких размеров; он на своем веку пожуировал и подурачился, и, наконец, все ему надоело; пристроиться ему не удалось, да этого и не было в его характере… бывший лев удалился к брату в деревню, окружил себя изящным комфортом и превратил свою жизнь в спокойное прозябание. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г. Павел Петрович Кирсанов

6 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов. Акварель П.М. Боклевского 1870г. Николай Петрович Кирсанов – человек лет сорока с небольшим; по складу характера он очень похож на своего сына, но у Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не порывается к рационализму и успокаивается на таком мировоззрении, которое дает пищу его воображению и приятно щекочет его нравственное чувство. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г. Николай Петрович Кирсанов. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г.

7 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Базаров. Иллюстрация П.М. Боклевского 1870г Длинное и худое [лицо Базарова], с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойствием, улыбкой и выражало самоуверенность и ум… И.С. Тургенев «Отцы и дети» Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я предал ему резкость и бесцеремонность тона… И.С. Тургенев … Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта… …Рафаэль гроша медного не стоит… …Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник… Евгений Васильевич Базаров

8 слайд

Описание слайда:

Базаров «владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно» И.Тургенев Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне он скорее признает соотечественника. Вы и говорить то с ним не умеете. И.Тургенев «Отцы и дети». Из спора Базарова с Павлом Петровичем Почтовая станция. Акварель неизвестного художника. «Отцы и дети». Базаров на прогулке и деревенскими ребятами. Рисунок П.Ковалевского 1898г «Отцы и дети». Приезд Аркадия Кирсанова и Базарова. Рисунок П.Ковалевского 1898г

9 слайд

Описание слайда:

Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»? Анна Сергеевна Одинцова Евгений Базаров Вам хочется полюбить, … а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие Базаров «Отцы и дети» Нет, бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете… Одинцова «Отцы и дети»

10 слайд

Описание слайда:

… Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать Базаров о родителях. «Отцы и дети». Василий Иванович Базаров. «Отцы и дети». Иллюстрация К.И Рудакова. 1946-47г Арина Власьева Базарова. «Отцы и дети». Иллюстрация К.И Рудакова. 1946-47г Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. Ты их любишь, Евгений? Люблю, Аркадий. Они тебя так любят! Базаров – Аркадию «Отцы и дети» … Люди, окружающие Базарова, страдают не от того, что он поступает с ними дурно, и не от того, что они сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди.. Д. Писарев

11 слайд

Описание слайда:

Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг. Старики родителе на могиле сына, картина В.Г. Перова. По мотивам романа И.С Тургенева «Отцы и дети» 1874г. - Я нужен России… нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? - Прощайте, прощайте… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… Базаров «Отцы и дети». Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней … часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женой. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой. Приблизятся к ограде, припадут на колени, и долго и горько плачут… И.С.Тургенев «Отцы и дети» Я хотел сделать из него [Базарова] лицо трагическое – тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г.


Евгений Базаров - молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни - отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это "непростительной дурью". В Романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма.

Говоря "мы", он подразумевает чью-то поддержку со стороны, и все же, Базаров в каком-то роде одинок.

Трудно сказать, что именно повлияло на формирование характера Евгения Базарова и становление его личности. На мой взгляд, стоит обратиться к тому времени, когда родители закладывали в него понимание основ жизни. Базаров прошел суровую жизненную школу, рос самостоятельным, и имел достоинство никогда не просить денег у родителей, считая это низким. С детства он держал родителей на расстоянии, не подпуская их слишком близко к себе, не открывая перед ними душу. Хотя, конечно, и любил их, выражал тем самым заботу.

Базаров имеет высокое самомнение - вполне оправданно. Он одинок в обществе обычных, не интересных ему людей. Среди тех, кто тратит свою жизнь на пустое, на искусство, ему скучно. Так же как среди тех, кто сочиняет для себя трагедии, стойко переносит их, веря в свои силы, и после гордится собой. Скучно и тоскливо ему и среди тех, кто живет и думает только о чувствах, что чаще давно утерянных. Евгений же считает себя выше этого. Определив единственно верный вектор дальнейшей жизни - науку, он двигается по выбранному направлению, не растрачиваясь на суету. Возможно, ему бы хотелось идти по жизни не в одиночку, иметь верного соратника, такого же глубоко убежденного нигилиста.

Вот, что говорит он сам по этому поводу:" Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". Не исключено, что в лице Одинцовой он разглядел этого соратника. Но вряд ли он думал именно так, когда им овладели чувства.

Одинцова - единственный человек, перед которым он был готов открыться, он пренебрег всеми своими убеждениями ради неё. Стоило Анне Сергеевне ответить ему взаимностью, и кто знает, возможно, Базаров бы изменился до неузнаваемости, стал бы семьянином и читал бы по вечерам детям сказки А.С. Пушкина. В этом случае Евгений являлся бы теперь прототипом Николая Петровича. К счастью или к сожалению, этого не произошло. Она его отвергла, и он обжегся. Базарову пришлось снова убедиться в бесполезности любовных чувств, но вновь отрицать их он уже не мог.

Подводя итог, хочется сказать, что Базарову комфортно и естественно находится в обществе самого себя и науки, при этом не страдая от одиночества.

Обновлено: 2017-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" образ нового человека Евгения Васильевича Базарова вышел сложным, противоречивым и очень интересным. С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушились критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные крути дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу жизни, возненавидели главного героя романа. Но Базарова не приняли и в революционно-демократических кругах, к которым он принадлежал, его образ сочли карикатурой на молодое поколение.

Во многом такая оценка главного героя - заслуга автора, который сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает своего героя по достоинству, искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого, наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам, С другой стороны, в романе чувствуется, что Базаров чужд и непонятен автору. Тургенев хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеями, но безрезультатно - автор и его главный герой так и остаются по разные стороны" что и наталкивает на мысль об одиночестве Базарова.

Базаров титаничен, очень силен, но одновременно бесконечно несчастен и одинок - это, наверное, судьба многих выдающихся людей. Сам Базаров совершенно не стремится понравиться людям: по его собственному замечанию, "настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть". Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны только на поклонение и на пародирование, не претендуя на большее, а это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Противостоять бурному натиску Базарова решается лишь Павел Петрович Кирсанов, принципы которого вечны и незыблемы. Свои духовные ценности, исторические корни и уклад жизни Павел Петрович впитал еще в детстве. В своих спорах с Базаровым Павел Петрович отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую другой он просто не представляет, и это придает ему сил в схватке с "титаном", который в этой схватке может противопоставить только себя, свою могучую личность.

Тургенев постоянно напоминает читателю, что Базаров - не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный одинокий человек и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. Уязвимость Базарова проявляется в отношениях с Одинцовой: он подсознательно ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что в первую очередь он сам ее отрицает. Одинцова ждет от Базарова зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых, наоборот, не мыслит себя Базаров, который не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. Эти идеалы для него недоступны, он мучается от их отсутствия, не давая себе в этом отчета. Будучи прагматиком, Базаров должен все "потрогать" и "прощупать".

В этом замкнутом круге мечется одинокий и отчаявшийся Базаров. Он очень противоречив: он отрицает романтизм, являясь по своей сути романтиком; отрекаясь от родителей, от "глупой жизни отцов", в порыве откровения признается Аркадию в своей любви к ним; делая все для благополучия родины, он задается вопросом: "Нужен ли я России? Нет, видно не нужен". Даже такой сильной и независимой личности, как Базаров, страшно и тяжело чувствовать себя в этом замкнутом круге противоречий. Ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность и ненужность прожитой жизни, ведь исправить уже ничего нельзя.

Но Базаров достаточно умен, чтобы, пусть и перед смертью, признать ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью - значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую так материалистически воспринимал при жизни: "Я умру, и из меня лопух расти будет", "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой сильный человек, как Базаров, кажется маленькой песчинкой.

В этом и заключается его трагическое одиночество: он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. И после смерти он остается по-прежнему одинок.

Трагическое одиночество Базарова

Несмотря на чрезвычайную популярность демократического движения, тургеневский Базаров очень одинок. «Нас не так мало, как вы полагаете», - говорит он Павлу Петровичу. Но в романе мы не видим подлинных единомышленников Базарова. Писарев ищет причину одиночества в том, что он ещё не встречал человека, «который бы не спасовал перед ним. Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощён собою и работою… »** Сборник статей. Д.И. Писарев. Базаров. с. 422.

В России в это время уже выросло целое поколение демократов- разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто же сподвижники Базарова? Он нередко говорит «мы», хотя писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя.

Зато в романе представлены его мнимые ученики и последователи. Это прежде всего Аркадий, который переходит из категории «детей» в категорию «отцов».Увлечение Аркадия Базаровым- не более чем дань молодости.

Их отношения нельзя назвать дружбой, которая основана на глубоком взаимопонимании. Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо. «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, - прозорливо замечает Базаров. - Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» И всё же Базарову тяжело расставаться с Аркадием, к которому он был искренне привязан.

В романе Аркадий - лучший из «учеников» Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Подобно тому как Репетилов опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошляют идеи шестидесятников. Они видят в нигилизме только отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой новой «моде».

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своём чувстве к Одинцовой он раскрывается как сильная, страстная и глубокая натура. Даже здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной была любовь Павла Петровича к княгине Р. Лёгким увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, тогда как его любовь к Кате стала результатом подчинения слабой натуры более сильной.

Базаров любит по-другому. До встречи с Одинцовой он, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об этой женщине грубы. Но его грубость, вызванную отвращением к «красивым словам», не следует путать с цинизмом. Циничным было отношение к Одинцовой губернского «света», который оскорблял её грязными сплетнями. Базаров же сразу увидел в ней человека незаурядного и выделил из круга губернских дам: «На остальных баб не похожа ». Развязность Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Одинцова всё поняла «и это ей даже польстило. Одно пошлое её отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

Одинцова во многом достойна его. И это тоже возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Он охотно делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу.

Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал: «В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность. Евгений откровенно называет её аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла сделать вывод, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями.

Но не это отпугнуло её. Некоторые критики утверждали, будто бы Тургенев развенчивает своего героя, показывая, что любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, что в последних главах романа он уже не тот, каким знали его вначале. Да, действительно, несчастная любовь приводит Базарова к тяжёлому душевному кризису. Всё валится у него из рук, и само его заражение кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.

Но Базаров не отказался от борьбы со свой болью, не раскис, не стал унижаться перед своей возлюбленной. Он всеми силами стремится побороть в себе отчаяние, он злится на свою боль. И если бы не смерть, он, может быть, и справился бы с этой болью.

Способность к истинной любви Тургенев всегда считал важной для оценки человека. Писатель показывает, что Базаров и в любви выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой. Нигилист Базаров способен любить глубоко и сильно.

Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом, отзывы о которых также противоречивы. И своим происхождением, и родом занятий, и складом ума, и помыслами герой романа значительно ближе к крестьянам, чем Павел Петрович, хотя тот упрекает Базарова, что он «не знает русского народа».Недаром речь Базарова так близка к народу. «Вы порицаете моё направление, - говорит он Павлу Петровичу, - а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете? »

Вспомним, как в спорах с Павлом Петровичем и Аркадием Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорил о русских мужиках. Но он выступал не против народа, а против умиления перед его отсталостью, суеверием,невежеством. «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья- пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним?» Базаров убеждён, что нигилизм обусловлен интересами простых мужиков, вызван «народным духом». Герой романа не склонен идеализировать народ, видя его долготерпение и рабство; свобода едва ли пойдёт ему впрок, «потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

Такую точку зрения своего героя разделял и сам Тургенев. «Все истинные отрицатели, которых я знал, - без исключения (Белинский… Герцен, Добролюбов…), идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни», - писал он.

Многие демократы 60-х годов подчёркивали важность трезвого отношения к крестьянству, отказа от его идеализации. Поэтому не удивительно, что в устах Базарова не раз звучат резкие суждения о народе: «Русский мужик Бога слопает». Во второй половине произведения Базаров как будто даже презирает народ за его предрассудки, пассивность, заблуждения, знахарство, пьянство. В двадцать первой главе он весьма скептически говорит о будущем мужиков и своём собственном: «… я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»

Такие суждения о народе рождены авторским желанием снизить образ своего героя, наделить его антидемократическими репликами. Поэтому Базаров жестоко иронизирует над деревенским мужиком, подтрунивая над ним и славянофильским представлением о силе крестьянства: «… от вас начнётся новая эпоха в истории. Вы нам дадите и язык настоящий и законы». На непонятные ему слова мужик отвечает «… а против нашего, то есть миру, известно, господская воля; потому вы отцы наши. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику». Базарову горько слышать эти рабские проявления покорности и угодливости. Поэтому он «презрительно пожал плечами и отвернулся». Характерно, что Базаров «… владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Слуги «чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». И горничная Дуняша, и Пётр светлели при встрече с гостем, а дворовые мальчики «бегали за дохтуром» , как «собачонки», испытывая к нему особую, неподдельную симпатию.

Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременное появление в России, его обречённость, Тургенев хочет показать глубину той пропасти, которая отделяет Базарова от народа.«Увы! - говорит Тургенев, - презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров, этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он был в их глазах всё- таки чем-то вроде шута горохового…».

1.2 Трагическое одиночество Базарова

Несмотря на чрезвычайную популярность демократического движения, тургеневский Базаров очень одинок. «Нас не так мало, как вы полагаете», - говорит он Павлу Петровичу. Но в романе мы не видим подлинных единомышленников Базарова. Писарев ищет причину одиночества в том, что он ещё не встречал человека, «который бы не спасовал перед ним. Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощён собою и работою… »*.

В России в это время уже выросло целое поколение демократов- разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто же сподвижники Базарова? Он нередко говорит «мы», хотя писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя.

Зато в романе представлены его мнимые ученики и последователи. Это прежде всего Аркадий, который переходит из категории «детей» в категорию «отцов».Увлечение Аркадия Базаровым- не более чем дань молодости.

Их отношения нельзя назвать дружбой, которая основана на глубоком взаимопонимании. Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо. «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, - прозорливо замечает Базаров. – Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» И всё же Базарову тяжело расставаться с Аркадием, к которому он был искренне привязан.

В романе Аркадий – лучший из «учеников» Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Подобно тому как Репетилов опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошляют идеи шестидесятников. Они видят в нигилизме только отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой новой «моде».

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своём чувстве к Одинцовой он раскрывается как сильная, страстная и глубокая натура. Даже здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной была любовь Павла Петровича к княгине Р. Лёгким увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, тогда как его любовь к Кате стала результатом подчинения слабой натуры более сильной.

Базаров любит по-другому. До встречи с Одинцовой он, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об этой женщине грубы. Но его грубость, вызванную отвращением к «красивым словам», не следует путать с цинизмом. Циничным было отношение к Одинцовой губернского «света», который оскорблял её грязными сплетнями. Базаров же сразу увидел в ней человека незаурядного и выделил из круга губернских дам: «На остальных баб не похожа ». Развязность Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Одинцова всё поняла «и это ей даже польстило. Одно пошлое её отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

Одинцова во многом достойна его. И это тоже возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Он охотно делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу.

Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал: «В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность. Евгений откровенно называет её аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла сделать вывод, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями.

Но не это отпугнуло её. Некоторые критики утверждали, будто бы Тургенев развенчивает своего героя, показывая, что любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, что в последних главах романа он уже не тот, каким знали его вначале. Да, действительно, несчастная любовь приводит Базарова к тяжёлому душевному кризису. Всё валится у него из рук, и само его заражение кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.

Но Базаров не отказался от борьбы со свой болью, не раскис, не стал унижаться перед своей возлюбленной. Он всеми силами стремится побороть в себе отчаяние, он злится на свою боль. И если бы не смерть, он, может быть, и справился бы с этой болью.

Способность к истинной любви Тургенев всегда считал важной для оценки человека. Писатель показывает, что Базаров и в любви выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой. Нигилист Базаров способен любить глубоко и сильно.

Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом, отзывы о которых также противоречивы. И своим происхождением, и родом занятий, и складом ума, и помыслами герой романа значительно ближе к крестьянам, чем Павел Петрович, хотя тот упрекает Базарова, что он «не знает русского народа».Недаром речь Базарова так близка к народу. «Вы порицаете моё направление, - говорит он Павлу Петровичу, - а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете? »

Вспомним, как в спорах с Павлом Петровичем и Аркадием Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорил о русских мужиках. Но он выступал не против народа, а против умиления перед его отсталостью, суеверием,невежеством. «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья- пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним?» Базаров убеждён, что нигилизм обусловлен интересами простых мужиков, вызван «народным духом». Герой романа не склонен идеализировать народ, видя его долготерпение и рабство; свобода едва ли пойдёт ему впрок, «потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

Такую точку зрения своего героя разделял и сам Тургенев. «Все истинные отрицатели, которых я знал, - без исключения (Белинский… Герцен, Добролюбов…), идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни», - писал он.

Многие демократы 60-х годов подчёркивали важность трезвого отношения к крестьянству, отказа от его идеализации. Поэтому не удивительно, что в устах Базарова не раз звучат резкие суждения о народе: «Русский мужик Бога слопает». Во второй половине произведения Базаров как будто даже презирает народ за его предрассудки, пассивность, заблуждения, знахарство, пьянство. В двадцать первой главе он весьма скептически говорит о будущем мужиков и своём собственном: «… я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»

Такие суждения о народе рождены авторским желанием снизить образ своего героя, наделить его антидемократическими репликами. Поэтому Базаров жестоко иронизирует над деревенским мужиком, подтрунивая над ним и славянофильским представлением о силе крестьянства: «… от вас начнётся новая эпоха в истории. Вы нам дадите и язык настоящий и законы». На непонятные ему слова мужик отвечает «… а против нашего, то есть миру, известно, господская воля; потому вы отцы наши. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику». Базарову горько слышать эти рабские проявления покорности и угодливости. Поэтому он «презрительно пожал плечами и отвернулся». Характерно, что Базаров «… владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Слуги «чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». И горничная Дуняша, и Пётр светлели при встрече с гостем, а дворовые мальчики «бегали за дохтуром» , как «собачонки», испытывая к нему особую, неподдельную симпатию.

Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременное появление в России, его обречённость, Тургенев хочет показать глубину той пропасти, которая отделяет Базарова от народа.«Увы! – говорит Тургенев, - презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров, этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он был в их глазах всё- таки чем-то вроде шута горохового…».



Похожие статьи
 
Категории