В каких эпизодах романа эгоизм печорина проявляется наиболее отчетливо. Сочинение “Страдающий эгоист Печорин” Были ли друзья у Печорина

03.11.2019

“Герой нашего времени” – история одной многогранной души. Это реалистический роман, в котором Михаил Юрьевич Лермонтов представляет жизнь типичного представителя общественности 30-х гг. XIX века. В образе главного героя, дворянина Печорина, сочетаются довольно разносторонние черты характера – любознательность, ум, сила воли, смелость и одновременно эгоизм, черствость, равнодушие, цинизм. Сосуществование в одной душе таких противоречивых качеств и описал в своем социально-психологическом романе М. Ю. Лермонтов.

На первый взгляд,

Молодой офицер Григорий Александрович Печорин предстает перед нами как абсолютно безнравственный человек. Уже в начале романа писатель характеризует героя из уст нескольких второстепенных персонажей, но понять всю глубину его характера удается лишь по мере развития событий. Благодаря монологам героя, в которых тот исповедывается перед самим собой, становится понятно, что душа Печорина намного глубже и сложнее, чем кажется. Автор дает читателю понять, что человека николаевской эпохи не стоит судить только лишь за его поступки. Писатель непрестанно напоминает о незаурядности героя, не давая читателю сформировать какое-то однозначное мнение о нем.

Светская жизнь в обществе тогдашней интеллигенции оказала сильное влияние на Печорина, пресытив и разбаловав его. Печорин оказался невостребованным в обществе, где главной целью в жизни считались развлечения. После подавления восстания декабристов в жизни российского общества действительно настала эпоха опустошенности. Любые смелые и новые идеи преследовались, общественная деятельность не поощрялась, попытки изменить что-либо строго пресекались, поэтому людям только и оставалось, что бездействовать. Но не всех устраивала бесцельная жизнь, проводимая в пороках. В образе Печорина писатель объединил и отобразил настроения образованных дворян того времени. Печорин получил достойное образование, воспитывался в кругах знати, у него был значительный потенциал, а значит, он мог бы сделать многое для общества. Но он ничего достойного не совершил. Всю свою энергию и жизненную силу, которая кипела в нем, Печорин потратил на достижение никому не нужных и бесполезных целей. Более того, поступки персонажа принесли много боли окружающим людям. Несмотря на эгоистичное поведение Григория, в душе он страдает. Для счастья ему нужно было обрести смысл жизни, который так сложно было найти в период застоя, ведь талантливые люди не были нужны описываемой эпохе.

Печорин мог бы служить обществу и творить, но обстоятельства сковывают ему руки, и он не находит своего места в жизни, ощущая себя лишним в ней. В результате мы получаем скрытного, озлобленного человека, который вызывает чувство сожаления. Стоит отметить, что писатель намекает на способность героя к искреннему сопереживанию, к бескорыстным отношениям. Через взаимоотношения с другими людьми автор раскрывает новые грани характера героя, обнажая трагические противоречия между потенциальными способностями Печорина и его поведением. Безысходность сделала Печорина эгоистом, но не его вина в том, что он оказался человеком не своей эпохи.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим...
  2. “Герой нашего времени” – первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира...

Ноя 17 2010

«Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской ) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (« и приключения»), а именно человека - его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс. Предмет художественного изучения Лермонтова - не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком. Другое дело, что эта борьба носит трагический характер, - важно, что она предпринята. В этой редакции слово «герой» звучит без всякой иронии и, может быть, прямо намекает на декабристов («герои начала века»); в окончательной формулировке («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, но падающий, конечно, не на слово «герой», а на слово «нашего», то есть не на личность, а на эпоху.

В этом смысле очень многозначителен уклончивый (но, в сущности, достаточно ясный) ответ автора на вопрос читателя о характере Печорина (в конце предисловия к «Журналу»): « - Мой ответ - заглавие этой книги. - Да это злая ирония! - скажут они. - Не знаю». Значит, это действительно отчасти ирония, но адресованная не к «характеру» Печорина, а к тому времени, которое положило на него свою печать. Никаких исторических глав в «Герое нашего времени» нет; есть только намек на то, что «болезнь», сказавшаяся у Печорина в эпизоде с Бэлой, распространена среди молодежи, причем вопрос об этом в самой наивной форме поставлен Максимом Максимычем: «Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, - продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, - вот вы, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?»

В ответе автора, признающего, что «много есть людей, говорящих то же самое», есть замечательные слова: «нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок». И затем - гениальная по лаконизму историко-литературная справка: «А все, чай, французы ввели моду скучать?» - спрашивает штабс-капитан. «Нет, англичане», - отвечает .

В помощь недогадливому читателю дан комментарий: «Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что был больше ничего, как пьяница». Печорин - не из тех, кто «донашивает» свою скуку как моду или кокетничает ею; об этом ясно сказано в предисловии к «Журналу»: «Перечитывая эти записки, я убеждался в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

По цензурным причинам не мог сказать яснее о прошлом своего , о причинах его появления на Кавказе (для 30-х годов этот край получил почти такое же значение ссылочного района, как Сибирь), о его политических взглядах. Понимающим читателям было достаточно, кроме приведенных намеков, того, что сказано в предисловии к «Журналу»: «Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе; в моих руках осталась еще толстая тетрадь, где он рассказывает всю жизнь свою. Когда-нибудь и она явится на суд света; но теперь я не смею взять на себя эту ответственность по многим причинам». Первая среди этих «важных причин» - конечно, цензурный запрет.

Характерно, что Лермонтов поселил Печорина на Кавказе, окружив особой, могучей природой и сделав его, как он сам говорит, «необходимым лицом пятого акта», когда он нужен для развязки «чужих драм». Он в непрерывном движении, и в каждом новом месте его ждет смертельная опасность. «Я приехал на перекладной тележке поздно ночью», - рассказывает Печорин в «Тамани». Не прошло и суток, как он чуть не погиб от рук «ундины»: «Слава богу, поутру явилась возможность ехать, и я оставил Тамань». Следующая начинается словами: «Вчера я приехал в Пятигорск»; проходит месяц - и Печорин оказывается перед пистолетом Грушницкого.

Судьба его сберегает («Пуля оцарапала мне колено»), но письмо Веры заставляет Печорина вскочить на коня и гнать его во весь дух в Пятигорск. После этого он едет в Кисловодск, расстается с Мери - и через час курьерская тройка мчит из Кисловодска. Далее Печорин - в крепости у Максима Максимыча («Бэла»), откуда он на две недели приезжает в казачью станицу - и чуть не гибнет от руки пьяного казака. А потом - Петербург, а потом - «Персия и дальше», а потом - смерть по дороге из Персии. Критика правого лагеря имела кое-какие основания удивиться такому беспокойному образу жизни и причислить Печорина к «миру мечтательному» (то есть утопическому).

За всем этим миром сердечных тревог и приключений чувствовались те «страсти», под которыми люди того времени понимали все «деятельные способности» человека. Недаром сам Печорин пришел к убеждению, что «страсти - не что иное, как идеи при первом своем развитии».

Социально-утопические идеи были общеевропейской идеологической основой развернувшегося в художественной литературе XIX века «психологизма». Дело тут было не в психологическом анализе самом по себе (это занятие - не для искусства, а для науки), а в той новой жизненной задаче, которая родилась в итоге общественных потрясений и военных катастроф. Человек стремится к счастью, то есть к удовлетворению своих страстей, к «гармонии».

Так оказалось, что « души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» (предисловие к «Журналу Печорина») - боевой лозунг, содержание которого вовсе не ограничивается интимной сферой. Недаром «Герой нашего времени» был сразу воспринят как острый социально-политический . Для такого «личного» романа, каким был задуман «Герой нашего времени», проблема окружения имела особое значение: никто не должен равняться с героем или оспаривать у него первенство, но у него должны быть враги и хотя бы один друг, а кроме того, конечно, в его жизни и поведении со всей силой должен сказаться «недуг сердца» - порывы «пустых страстей», кончающиеся разочарованием или бессмысленной местью. Это было настолько важно и характерно, что чуть ли не каждая повесть цикла должна была содержать какую-нибудь любовную историю.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Эгоизм и индивидуализм в романе «Герой нашего времени» . Литературные сочинения!

На вопрос эгоизм печерина заданный автором Џна Рафаилова лучший ответ это Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837-1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека - представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени» , в нем воплотились «пороки всего поколения». Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого. Печорин - это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.
Характер Печорина очень противоречив. Печорин является типичным продуктом своего общества. В нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом. Печорин наделен умом, который отличает его от всей толпы, окружающей его. Он полон чувств, но не может их реализовать.
Но самое главное, Печорин - эгоист, и эгоист без цели в жизни. Эгоизм его очень хорошо освещен в повести «Бэла». Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится. Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича. Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повести, служит доказательством этому главное - удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста. Похитив Бэлу и удовлетворив этим свою прихоть, Печорин ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. И чтобы добиться этого, он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы. И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно» .
Отличает Печорина знание жизни, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях. Но он пользуется этим опять же для удовлетворения своего эгоизма. Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу, даже не задумываясь о других. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли. При этом ни разу Печорин не подумал, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…» , - пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер. И Печорин действительно спал спокойно, его нисколько не беспокоил тот факт, что он лишил жизни человека. Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление. Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая» , - так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему. У Печорина просто нет времени думать о ком-то, кроме себя. В его исповеди в «Журнале Печорина» постепенно присутствует самоанализ. Он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно на самом себе, Печорин даже не пытается проанализировать чувства, поступки других, ему просто некогда и незачем.

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению

Центральной персоной произведения «Герой нашего времени» является Печорин. Именно о нем и пойдет речь.

Первое, что стоит сделать – разобраться с семантикой слова эгоизм. Эгоизм - это такой вид поведения, при котором человек свои интересы превозносит выше интересов других людей, себялюбие, попытка извлечь пользу и выгоду для себя, не смотря на потребности остальных. Антонимом данного слова является «альтруизм».

И что же мы видим в поэме Лермонтова. Мы можем лицезреть эту неприкаянную, не знающую цели, корыстную душу главного героя. Изображение резко-негативных качеств героя не было самоцелью автора, он просто сделал все возможное, чтоб показать этот персонаж без приукрашиваний. Ничто не должно скрыться от глаз читателя.

Для Печорина все, окружающие его люди, просто карты в игральной колоде. Игрушки и только. Его целью является исключительно забава, невзирая на чувства и желания тех, кем он играет. Его неспокойная душа жестока, прямолинейна. Он словно ищет покоя, удовлетворения, но ничто в этой жизни на него не может так подействовать.

Он получает лишь временное затишье, а потом игра надоедает ему, и наш герой вновь оказывается в мучительных поисках развлечения.

Но, несмотря на это, нашего героя многие могут полюбить со всей искренность, что часто оказывается фатальным. Лишь только одна из женщин смогла пронести этот груз с достоинством – Вера. Эта женщина видит хорошее в герое, и видит все его недостатки. Его честолюбие, его пренебрежение и баловство с самыми серьезными аспектами этой жизни, будь то любовь и дружба, жизнь и смерть - все это, бесспорно, ранит ее. Но его обаяние, его мученичество от неудовлетворенности жизнью, его фатализм и воля неумолимо манят и лишь усиливают ее любовь. Вера знает отношение Печорина к себе: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…» И эта цитата еще раз подчеркивает такой изъян героя нашего, как эгоизм.

Губительным оказывается интерес Печорина к Бэле. Этот интерес он называет любовью. И чтоб удовлетворить свои чувства он похищает ее из дома. Но чтоб завоевать любовь, мало человека оторвать от дома, и герой задается новой целью – покорить сердце Бэлы, что с успехом удается ему. Показательным в данном случае является диалог с Максимом Максимычем, который спросил у Печорина, для чего тот выкрал девушку, но что последовал ответ, полный недоумения: «Она ведь мне нравится.» Но и эта игрушка не приносит ему удовольствия, ведь любовь дикарки ничем не лучше любви светской барышни, и она так же наскучила ему.

В поэме мы видим пренебрежение Печорина даже к дружбе. Это бросается в глаза в эпизоде с Максимом Максимычем, с которым так много было пережито, который так хотел увидеть нашего героя, поговорить с ним. А в ответ на это получает лишь холодное, хотя и приветливое, рукопожатие. Подобное не может не ранить, но Печорин не замечает, какие шрамы остаются от его поступков в душах людей.



Похожие статьи
 
Категории