В помощь школьнику. В помощь школьнику Что сближает автора с онегиным

20.06.2020

Самое любимое произведение Пушкина - роман “Евгений Онегин”, над которым он работал много лет, Белинский называл “энциклопедией русской жизни”. По словам поэта, роман был плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”, в нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А.С.Пушкина. Оно богато содержанием, одно из самых популярных произведений поэта, которое

Оказало наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Главное действующее лицо романа - молодой помещик Евгений Онегин - человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. И в то же время мы узнаем в первой главе, что

Сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту “нравились его черты”, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки… Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивает его пылкую и неосторожную душу, его ум и почти отождествляет его с собой, когда говорит:

“Но грустно думать, что напрасно

была нам молодость дана,

что изменяли ей всечасно,

что обманула нас она…”.

Образы главного героя и автора в романе создают лирические отступления. Если читать повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал о Евгении, что он “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас…

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится “резкий, охлажденный ум” Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой - это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”. Обобщая, Пушкин пишет:

“Мы все учились понемногу,

чему-нибудь и как-нибудь,

но воспитаньем, слава богу,

у нас немудрено блеснуть”.

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь - это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, балов. Петербургский высший свет автор подвергает резкой критике. Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин - поэт, а Онегин “не мог ямба от хорея отличить”. Даже “деревня, где скучал Евгений…” очень нравится Пушкину, он говорит, что “деревня была прелестный уголок…”. Онегину “в глуши, в деревне все скучно”, а автор говорит:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины…

Этим сравнением Пушкин все – таки пытается “отделить” себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой - друзья, но очень большая пропасть их разделяет. Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин - тоже выходец из той же среды, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна - милый, “верный идеал”, а Онегин считает ее не более чем “наивной девочкой”. В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от “черствого” Онегина лишь проповедь и ничего другого. Пушкин сочувствует Татьяне, он пишет:

…я так люблю

Татьяну милую мою!

Именно из-за нее Пушкин вступает в спор с общественным мнением. Автор раскрывает перед нами в одном из лирических отступлений свой идеал женщины. Пушкинская женщина “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Много лирических отступлений поэт посвятил культурной жизни России.

Характер Онегина, нужно иметь в виду, не остается неизменным, он меняется под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе. Значительные изменения происходят в нем, и Онегин уже совсем не тот, каким мы его видим в шести главах, в восьмой, последней, главе романа. В последние годы жизни у самого поэта в характере также происходили многочисленные изменения. На протяжении всего романа автор находится рядом с Онегиным: совместно с ним переживает происходящее, старается иногда его осудить или понять. Они словно одно целое. Пока Пушкин писал роман “Евгений Онегин”, очень привык к нему:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык –

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

В конце романа Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого любил в юности и кому остался верен сердцем всю свою недолгую, но плодотворную жизнь. Поэтому, окончив роман, поэт испытывал чувство гордости от совершенного литературного подвига - создания первого русского реалистического романа. Но, скучая по привычному, многолетнему занятию и сиротливо чувствуя себя без него, поэт грустил, как поденщик, который окончил свою работу и не получил новой. Ведь в этой трудной и радостной работе, не выходя из дому, целые дни и ночи проводил Пушкин.

Кто главный герой романа «Евгений Онегин»? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений - кто же еще? Даже Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне... И в школьных учебниках мы читаем: главный герой романа - Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно: без Онегина и романа бы не было.
Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф к этой главе - «И жить торопится и чувствовать спешит» - тоже про Онегина. Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и автор. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень много - об авторе почти столько же, сколько о герое.
Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: «добрый мой приятель». Но много у них также и разного. Трудно, конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, и все-таки автор выглядит ярче, умнее, значительнее человека, которого мы называем «типичным представителем» его эпохи!
В начале XIX века полагалось начинать большое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь к богам, к высшим силам. Так, как начал Гомер свою «Илиаду»:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...
Или так, как начал сам Пушкин свою оду «Вольность»:
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?..
Так полагалось. А Пушкин начинает свой роман в стихах совсем иначе. Он берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова «Осел и мужик»: «Осел был самых честных правил...» - и переделывает эту строчку по-своему. Сразу, с первой же строки, он смело выступает против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов - за свободу мысли, свободу творчества. Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков, ни даже некоторых своих друзей- писателей, которые, конечно, не одобрят подобное начало.
Итак, роман начинается почти без всякого вступления - мыслями героя об умершем дяде. Ведь выражение «уважать себя заставил» в те времена означало «скончался» (теперь мы говорим, например, «приказал долго жить»). При этом Онегин сетует на то, как обременительно для близких присутствие тяжелобольного, ведь приходится:
Ему подушки поправлять.
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Одобряет ли сам Пушкин такое поведение и мысли Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос. Но дальше, читая роман, мы все-таки узнаем и то, что думает Пушкин об Онегине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отношения, и какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит, с кем борется... Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как неправильно воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет «лицемерить, казаться, являться»; зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться...
Вот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - «волшебный край», о котором он мечтает в ссылке:
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?
А Онегин «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам...», едва взглянув на сцену «в большом рассеянье», уже «отворотился - и зевнул».
Или, например, отношение к русскому языку. В первой главе много иностранных слов: Madame, Monsieur, dandy, vale и так далее. И слова-то из разных языков: французские, английские, латинские... Может быть, Пушкину трудно обойтись без них? В строфе XXVI он и сам пишет:
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами...
Читая вторую, третью и другие главы, убеждаемся: Пушкину-поэту вовсе не так уж нужны «иноплеменные слова», он превосходно обходится без них. А вот Онегину нужны. Пушкин умеет говорить по-русски блестяще, остроумно, богато, а вот герой его говорит светским «смешанным» языком, где переплетается английский с французским и где не поймешь, каков же родной язык твоего собеседника.
Евгений Онегин - определенный этап в развитии русского общественного сознания. Он - воплощение европейского сознания: европейской культуры, образования, рационализма. Автор подчеркивает отчужденность героя от национальной жизни, но ценит в Онегине сильные стороны, прежде всего потребность осмыслить себя как личность.
Работая над второй главой, Пушкин еще не знал, что скоро - не пройдет и года - он вынужден будет поселиться в этом «прелестном уголке», сосланный, поднадзорный. Но он уже давно знал, что русская деревня далеко не так прекрасна, как кажется непосвященному взору. Еще в 1819 году, приехав в Михайловское во второй раз в жизни, двадцатилетний Пушкин увидел не только прелесть русской природы (стихотворение «Деревня», 1819):
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества губительный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца...
Такой русская деревня XIX века сохранилась в уме и сердце поэта. С иронией описывает Пушкин деревню в «Евгении Онегине». Так, дом дядюшки Онегина назван «почтенным замком», хотя обставлен он весьма скромно: «два шкафа, стол, диван пуховый...».
Онегин - чужой в деревне. Он из другой жизни, живет по другим правилам:
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.
Эти обвинения нам знакомы: «Шампанское стаканами тянул. - Бутылками-с, и пребольшими. - Нет-с, бочками сороковыми» так рассуждали о Чацком гости Фамусова. В «Горе от ума» глухая старуха графиня-бабушка не услышала ни звука из того, что ей рассказал Загорецкий о Чацком, но слова нашла такие же, как соседи Онегина: «Что? К фармазонам в хлеб? Пошел он в басурманы?» Сам Пушкин во время южной ссылки примыкал к кишиневской масонской организации. Среди масонов было немало передовых людей, будущих декабристов, потому их так ненавидели гости Фамусова и соседи Онегина.
Можно сравнивать Онегина с Пушкиным, Чаадаевым, Кавериным - с умнейшими, выдающимися людьми своей эпохи. Но Евгений не таков, как эти люди, ему недоступны их знания, их таланты, их умение понимать жизнь, действовать, хотя он много выше среднего человека своего круга - в этом мы убеждаемся, читая вторую главу. И этого-то не прощает ему его круг.

Самое любимое произведение Пушкина – роман «Евгений Онегин», над которым он работал много лет. В нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А.С.Пушкина.

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин – человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту «нравились его черты», что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки... Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивает его пылкую и неосторожную душу, его ум и почти отождествляет его с собой.

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится «резкий, охлажденный ум» Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой – это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания.

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь – это «наука страсти нежной», у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин – поэт, а Онегин «не мог ямба от хорея отличить».

Этим сравнением Пушкин все-таки пытается «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой – друзья, но очень большая пропасть их разделяет. Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин – тоже выходец из той же среды.



Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна – милый, «верный идеал», а Онегин считает ее не более чем «наивной девочкой». В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от «черствого» Онегина лишь проповедь и ничего другого

Именно из-за нее Пушкин вступает в спор с общественным мнением. Автор раскрывает перед нами в одном из лирических отступлений свой идеал женщины. Пушкинская женщина «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным». Много лирических отступлений поэт посвятил культурной жизни России.

Характер Онегина не остается неизменным, он меняется под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе. Значительные изменения происходят в нем, и Онегин уже совсем не тот. В последние годы жизни у самого поэта в характере также происходили многочисленные изменения. На протяжении всего романа автор находится рядом с Онегиным: совместно с ним переживает происходящее, старается иногда его осудить или понять.

В конце романа Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого любил в юности и кому остался верен сердцем всю свою недолгую, но плодотворную жизнь. Поэтому, окончив роман, поэт испытывал чувство гордости от совершенного литературного подвига – создания первого русского реалистического романа. Но, скучая по привычному, многолетнему занятию и сиротливо чувствуя себя без него, поэт грустил, как поденщик, который окончил свою работу и не получил новой. Ведь в этой трудной и радостной работе, не выходя из дому, целые дни и ночи проводил Пушкин.

«Евгений Онегин» – одно из самых значительных произведений в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Роман создавался на протяжении семи лет, и это, в первую очередь, произведение о самом Александре Сергеевиче, его юности. Личность автора проявляет себя не только в лирических отступлениях, но и в сюжете. Наблюдая за своими персонажами, он дает комментарии, рассуждает и ведет диалог с читателем. Таким образом, сам автор становится одним из центральных персонажей романа. Главный герой – дворянин Евгений Онегин – сочетает в себе одновременно удивительно сходные с его создателем черты и в то же время совершенно противоположные. Автор не единожды подчеркивает свое единство с персонажем, а также противопоставляет себя ему. Прежде всего, Пушкина и Онегина сближает то, что оба они происходят из дворянской семьи, оба получили достойное образование, принадлежали к кругу петербургской элиты.

Главная черта молодого Евгения – его равнодушие ко всему. Он давно и сполна насладился балами, обедами, романами с первыми красавицами Петербурга, изведал все светские развлечения и потерял интерес к чему-либо еще. Он равнодушен к творчеству, его зачерствевшее сердце не способно понимать прекрасное. Он не видит красоты ни в природе, ни в искусстве, и кажется, что вовсе лишен творческого начала. Онегин абсолютно равнодушен к своей Родине, в отличие от Александра Сергеевича, читает только зарубежную литературу, его кумиры – Байрон и Наполеон.

Различно отношение Пушкина и Онегина к любви. Евгений не придает этому чувству никакого значения, оно словно не существует для него. Он уже давно разочаровался, его сердце опустошено и безразлично. Ему не нужны друзья, он одиночка, не испытывающий ни к кому привязанности.

Хотя автор и его персонаж выросли в сходных условиях, лишь один из них морально разложился в условиях своего окружения, а второй развивался, учился, духовно обогащался. Пока Онегин прожигал свою жизнь, Пушкин развивал свой талант упорным трудом.

Несмотря на это, автор не порицает и не осуждает своего героя, а наблюдает за ним, сопереживает, как добрый приятель. Он позволяет ему духовно эволюционировать на протяжении романа и возродиться новым человеком, способным на глубокие, сильные чувства.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Автор и его герой в романе «Евгений Онегин» читают:

Железняк Анжелика, Пак Анна, Ковалькова Елена, Юнева Светлана

Работа отражает исследование учащихся лирической составляющей романа в стихах. Лиризм романа во многом обусловлен рельефностью образа Автора как писателя, рассказчика-повествователя и прямого очевидца и участника событий, то есть героя романа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №262 Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Ученики 9 а класса Железняк А, Пак А, Ковалькова Е, Юнева С Руководитель: учитель русского языка и литературы Исакова И. О. Санкт-Петербург 2013

Александр Сергеевич Пушкин. Портрет работы О. Кипренского (1827).

«Собрание пёстрых глав». (Творческая история романа). Роман Пушкина «Евгений Онегин »- одно из самых удивительных произведений русской литературы. Стоит отметить уже то, что Пушкин рискнул написать его в стихах. Сам поэт сказал об этом так в своём письме П. А. Вяземскому: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница ». Александр Сергеевич Пушкин начал роман «Евгений Онегин» 9 мая 1823 года, а закончил спустя семь лет 23 сентября 1830 года. Итог своей работы поэт подвел так: начало её – Кишинёв, Одесса, 1823 год; окончание – Болдино, 1830; «7 лет 4 месяца 17 дней». Но если учесть, что «письмо Онегина» было написано 5 октября 1831 года и ещё продолжалась работа при публикации глав, то срок, отсчитанный Пушкиным в 1830 году в Болдине, значительно увеличится. Роман печатался отдельными главами, которых с нетерпением ждали читатели. И уже в начале работы над ним Пушкин писал: «это лучшее моё произведение».

Над романом Пушкин работал с увлечением, чувствуя новизну замысла, отбросив все стесняющие обстоятельства. «Что касается до моих занятий, – сообщал он П. А. Вяземскому, – я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. В роде Дон-Жуана – о печати и думать нечего; пишу спустя рукава» . Выражение «спустя рукава» в речи Пушкина было синонимом совершенной искренности, открытости, без расчёта на нежелательных свидетелей. Смелость своеобразного разговора обо всём, что волнует, казалась ему препятствием к напечатанию. Прочитаем эпиграф к роману «Евгений Онегин»: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая пробуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках,–следствие чувства превосходства, быть может мнимого.– Из частного письма». Болезнь века – равнодушие – распространилась и на отношение героя к самому себе. Причиною болезни называлось качество, которое сродни тщеславию, хотя оно в этих нескольких строках постепенно повышалось в ранге (тщеславие – гордость – чувство превосходства).

Загадка эпиграфа состоит в том, что причина болезни – мнимая, но сама болезнь – реальна. Пушкин недаром назвал свой роман «свободным»: в него естественно входило всё, чем жил поэт, что любил, над чем думал. Автор как бы живёт в своём романе, роднясь то с одним, то с другим героем. Но он не подменяет собою героев, не заслоняет своей исповедью их жизни. Пушкина привлекала возможность непринуждённого разговора с читателем: «Роман требует болтовни, высказывай всё начисто». Добрая обращённость автора к читателю должна, по мысли Пушкина, отозваться в его душе просветлением. Заканчивая роман, поэт гордился свершённой работой и печалился из-за окончания её. Торжественность этой минуты побудила его обратиться к ритму греческого гекзаметра. Так в 1830 году рождается стихотворение «Труд»:

« Миг вожделенный настал: окончен Мой труд многолетний…».

Художественное своеобразие романа. Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм – «Кавказский пленник». Над другой поэмой – «Бахчисарский фонтан» – он ещё не работал и к «Цыганам» не приступал. И всё же «Евгений Онегин» уже с первой главы представлял собой произведение нового типа творчества – не романтического, а реалистического. В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в тех годах ни в России, ни на Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгений Онегин», поэт раньше всех – и в России, и на Западе – дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его жизнь и русскую действительность той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ. Все это обусловило следующие художественные особенности. 1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе даётся широкая картина жизни России того времени, её разнообразие связей с Европой, общественно политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа разворачивается в столичных центрах – Санкт-Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50). 3. Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в одном реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринуждённой беседы с читателем, представителем той среды, которой связаны происхождением и своей жизнью автор и его герой. 4. Также Пушкин изобретает для романа «онегинскую строфу». Общая её схема ясна и проста, она состоит из трёх четверостиший и двустиший: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж)

«Мой дядя самых честных правил, (а) Когда, не в шутку занемог, (б) Он уважать себя заставил (а) И лучше выдумать не мог. (б) Его пример другим наука; (в) Но, Боже мой, какая скука (в) С больным сидеть и день ночь, (г) Не отходя ни шагу прочь! (г) Какое низкое коварство (д) Полуживого забавлять, (е) Ему подушку поправлять, (е) Печально подносить лекарство, (д) Вздыхать и думать про себя: (ж) Когда же чёрт возьмёт тебя!» (ж)

Т.е. перекрёстная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие. Благодаря этому появляется аллюзия непринуждённой беседы. Автор использует разговорный стиль, при этом оставаясь вежливым с читателем. 5. Даже само название было необычным для читателя того времени. В пушкинскую эпоху так озаглавить могли бытовую повесть, содержащую элементы сатирического нравоописания и морализма, но никак не роман. 6. Уникальность положения Автора в романе. Автор не традиционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей. Автор является и создателем романа, и одновременно его «героем». Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что создаваемый им текст – новая реальность, которой нужно доверять. Герои романа – вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, – тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь – только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.

Автор и его герой в романе. В начале романа Пушкин писал: «Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…». И действительно, какую бы сторону жизни мы не взяли (театр, поэзия, природа, любовь), в первой главе мы чувствуем противостояние героя и Автора. Театр для Онегина – место, где скучают или разглядывают в лорнет ложи незнакомых дам; для Пушкина театр – «волшебный край». Онегин – «непостоянный обожатель очаровательных актрис»; Пушкин называет их «мои богини» и преданно грустит, когда «взор унылый не найдёт Знакомых лиц на сцене скучной». Природа нема для Онегина; Пушкин расцветает в деревенском уединении («Я был рождён для жизни мирной, Для деревенской тишины…»). Любовь неведома Онегину, поклоннику «науки страсти нежной»; Пушкин взволнованно пишет о самозабвении любви («Я помню море пред грозою…»). И даже когда, Автор и герой в конце первой главы стали дружны, меж ними заметно несходство: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмость постоянна.

Рисунок А. С. Пушкина к роману «Евгений Онегин», который он послал в своём письме брату.

Пушкин не может быть чужд жизни. Онегин холоден к ней. Но разница не только в этом. Прекрасная летняя ночь в Петербурге, которая оживила чувства героя и Автора, действует на них по-разному: В Пушкине рождается порыв к свободе, счастью, к поэтической полноте жизни («Адриатические волны, О Брента! нет, увижу вас»). Онегин остаётся в элегическом оцепенении, в нём нет пушкинского упоения жизнью. «С душою, полной сожалений, И опершися на гранит, Стоял задумчиво Евгений…» Итак, в первой главе, даже подружившись, Автор и герой остаются во многом противоположны. В восьмой главе Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светского человека право судить героя. В VII – XI строфах восьмой главы Автор спорит с «добрым малым», похожим на «целый свет», который судит об Онегине по законам света. Это мнение запоздало: герой изменился. Пушкин ставит своего светского собеседника в тупик прямым вопросом: «Знаком он вам?» – и приведя в замешательство «доброго малого», вступается за Онегина: « Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем?». Для света «посредственность одна нам по плечу и не странна».

В X и XI строфах Пушкин противопоставляет два жизненных пути. «Блажен, кто смолоду был молод» и, выполняя все правила света, заслужил в конце жизни репутацию «прекрасного человека». Это путь посредственности, вознаграждённый благополучием. Пушкин и себя и Онегина видит на другой стезе: «Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она…» Это трагический путь лучших героев романа (Онегина и Татьяны, Ленского, и самого Автора). Это мучительный путь тех, кому «несносно… Глядеть на жизнь, как на обряд», кто не разделяет с толпой «Ни общих мнений, ни страстей».

Автор и повествователь в романе. Обычно роль рассказчика ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. Но Пушкин решительно отходит от этой традиции. Иногда он выступает как очевидец и собеседник, иногда даже действует наряду со своими героями. Например, представляя Онегина читателю, он называет его «добрый мой приятель», затем упоминает о тех местах, где они вместе гуляли. «Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.» Повествователь как персонаж придает роману необыкновенный лиризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо описываемых событий. Повествователь - живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения рассказчика в события романа органична, творчески оправданна: не нарушая ход сюжета, его субъективный взгляд позволяет глубже осмыслить содержание событий, выразить оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности.

Пушкин и Онегин на берегах Невы.

У рассказчика много общего с самим Пушкиным. Включая взгляды, принципы, а в некоторых моментах у них сходится биография. Но между ними также есть и различия.

Светская жизнь. В главе первой, части XXIX лирический герой говорит, что он очень любил балы: «Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма » И в этом мы можем увидеть сходство с самим поэтом. После окончания лицея в 1817 году Пушкин едет в Петербург. Чиновничья служба мало привлекала его. Со всем свойственным ему пылом поэт отдаётся соблазнам шумной столичной жизни, сменившей лицейское затворничество. По словам брата, «по выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны: он жадно, бешено предавался всем наслаждениям». В 1830-е годы, Пушкина уже не так забавляли балы:

И в этом мы можем увидеть сходство с самим поэтом. После окончания лицея в 1817 году Пушкин едет в Петербург. Чиновничья служба мало привлекала его. Со всем свойственным ему пылом поэт отдаётся соблазнам шумной столичной жизни, сменившей лицейское затворничество. По словам брата, «по выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны: он жадно, бешено предавался всем наслаждениям». В 1830-е годы, Пушкина уже не так забавляли балы: «Слава Богу! Масляница кончилась, а с нею и балы. Описание последнего дня масленицы (4-го мар.) даст понятия и о прочих. Избранные были званы во дворец на бал утренний к половине первого. Другие на вечерний, к половине девятого. Я приехал в 9. Танцевали мазурку, коей окончился утренний бал. Дамы съезжались, а те, которые были с утра во дворце, переменяли свой наряд. – Было пропасть недовольных: те, которые званы были на вечер, завидовали утренним счастливцам. Приглашения были разосланы кое-как и по списку балов князя Кочубея; таким образом ни Кочубей, ни его семейство, ни его приближённые не были приглашены, потому что их имена в списке не стояли. – Все это кончилось тем, что жена моя выкинула. Вот до чего доплясались» .

Иллюстрация В. А. Свитальского к Евгению Онегину А. С. Пушкина.

Дворянские балы в 19 веке.

Бал пушкинской эпохи.

Сенатская площадь. Начало 19 века.

Фрагмент панорамы Петербурга художника А. Тозелли.

Картины родной природы. Также параллель между Пушкиным и героем рассказчиком его романа можно провести в описании природы. В главе второй, части I звучит чёткая позиция автора: «Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог. Господский дом уединенный, Горой от ветров ограждённый, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали села; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад»

В первой строфе отразились черты знакомого Пушкину пейзажа Михайловского, однако деревня Онегина является не копией какой-либо реальной, известной поэту местности, а художественным образом. В дневниках Пушкина сохранились записи о первом приезде в Михайловское: «Вышед из Лицея, я тот час почти уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч...».

Имение Пушкиных в Михайловском.

А.С.Пушкин в Михайловском. Гравюра М.Васильева.

Пушкин в Михайловском. В.А.Серов.

Михайловское. Река Сороть.

«Цех задорный». В XLIII части первой главы рассказчик вскользь намекает на то, что сам имеет прямое отношение к литературе в качестве писателя или же поэта, как и сам Александр Сергеевич Пушкин: «И вы, красотки молодые, Которых позднею порой Уносят дрожки удалые По Петербуржской мостовой, И вас покинул мой Евгений. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать – но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его, И не попал он в цех задорный Людей, о коих не сужу, Затем, что к ним принадлежу»

Авторская ирония. "Евгений Онегин" - неисчерпаемое по содержанию произведение, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония. В конце седьмой главы рассказчик, увлечённой повествованием и беседой с читателем, как бы неожиданно вспоминает о законах классицизма. И читатель, к своему удивлению, видит лёгкое, полное иронии, запоздалое вступление: «Да, кстати, здесь о том два слова: Пою приятеля младого И множество его причуд. Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! И, верный посох мне вручив, Не дай блуждать мне вкось и вкрив. Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть.»

Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествователь говорит об Онегине: с одной стороны, он претендует на "значительность", с другой стороны - не может ничего свершить. Для настоящего дела "рано чувства в нем остыли", он был "угрюм", но за этой угрюмостью нет концентрации мысли. Он "зевая за перо взялся" - все его действия и мысли порождены чуть ли не зевотой. Он томится "душевной пустотой", а его "неподражательная странность" бесплодна. Обращена ирония рассказчика и на Ленского, на его стихи, которые "полны любовной чепухи, звучат и льются" . Писал Владимир, по замечанию повествователя, "темно и вяло" . Иронична и такая деталь: сочиняя в ночь перед дуэлью стихи, «И наконец перед зарею, Склонясь усталой головою, На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал…»

«В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал И столь же строгому разбору В соседстве повод подавал: По имени Владимир Ленской, С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч».

«Он пел любовь, любви послушный, И песнь его была ясна, Как мысли девы простодушной, Как сон младенца, как луна В пустынях неба безмятежных, Богиня тайн и вздохов нежных. Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы; Он пел те дальные страны, Где долго в лоно тишины Лились его живые слезы; Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет».

Но есть одна героиня, которой ирония почти не касается, - это Татьяна Ларина, "милый идеал", как говорит сам повествователь. С ранних лет Александр Пушкин был известен своим веселым и сатирическим нравом. Неслучайно его первыми пробами в поэзии стали самые разнообразные эпиграммы на домочадцев, учителей и гувернеров. Александр Пушкин метко подмечал недостатки людей или неправильно сказанные слова и мог выдавать экспромты, которые так любили в светском обществе, особенно если они касались не тех людей, кто просил поэта сочинить несколько строк на ходу.

Свою первую ссылку из столицы Пушкин заслужил не только за вольнодумные стихотворения, но и за многочисленные эпиграммы, которые ходили в обществе из уст в уста. Он мог умело и быстро придумывать сатиру на самые злободневные события. В первую очередь таковыми для него стали политические действия правителей. Пушкин крайне резко осуждал Александра I, писал на него и чиновников высшей власти колкие стишки, высмеивая их качества и желания, стремления и бюрократию. Ссылка не заставила себя долго ждать. Пушкин уезжает, однако не перестает сочинять небольшие ироничные произведения. Некоторых людей в светском кругу это раздражает и обижает, других непомерно веселит. Неизменным остается одно: поэт находится постоянно в центре внимания, развлекая женщин из высшего света своим остроумием, унижая кавалеров и чиновников.

Остроумность Пушкина высоко ценилась в обществе его друзей, где он мог вдоволь поупражняться в этом мастерстве слова, придумывая все новые колкости. Не боялся Пушкин высказываться и перед императорами.

Татьяна Ларина. Художник Л. Тимошенко.

М. О. Микешин. Татьяна Ларина

Портрет императора Александра I. Художник Джордж Доу. 1826 год.

Биографические параллели. В части XXXV, четвёртой главы, герой рассказчик упоминает свою няню: «Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей…». Эти слова свидетельствуют о трогательных отношений повествователя и его няне. То что он делиться только с ней своими мечтами, говорит о том, что она для рассказчика очень близкий человек. И в этом опять проскальзывает его сходство с Александром Сергеевичем Пушкиным. Яковлева Арина Родионовна - няня поэта. Она всегда занимала важную часть в жизни Пушкина. Она пережила с поэтом не самые лучшие годы его жизни, много поведала ему. В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского.

Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого". В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Пушкин посвящал стихотворения Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Няне «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном моей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе.............................»

Сама Арина Родионовна тоже очень любила Пушкина. Она писала ему письма с просьбой навестить её. Вот одно из них: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна» .

В письмах друзьям Александр Сергеевич Пушкин часто упоминал свою няню: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни – ей-богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждение самолюбия, рассеянности и пр. Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом» . Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

К няне А.С. Пушкина Свет Родионовна, забуду ли тебя? В те дни, как сельскую свободу возлюбя, Я покидал для ней и славу, и науки, И немцев, и сей град профессоров и скуки, - Ты, благодатная хозяйка сени той, Где Пушкин, не сражен суровою судьбой, Презрев людей, молву, их ласки, их измены Священнодействовал при алтаре Камены, - Всегда приветами сердечной доброты Встречала ты меня, мне здравствовала ты, Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета, Ходил я навещать изгнанника-поэта, А мне сопутствовал приятель давний твой, Ареевых наук питомец молодой.

Яковлева Арина Родионовна.

Музей Домик няни А.С.Пушкина. Домик Арины Родионовны.

Домик няни Пушкина - Арины Родионовны (с убранством)

Различия. Дружба. Между Пушкиным и героем-рассказчиком есть не только сходства, но и различия. У них не всегда сходится мнение. Абсолютно не сходится мнение Пушкина и рассказчика о дружбе. Герой романа не верит в дружбу: «Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя». Это полностью противоречит убеждениям поэта. Для Пушкина дружба была очень важна, своих друзей-лицеистов он помнил и искренне любил до конца своих дней. Поэт ценил дружбу и выразил свое понимание ее в стихах. Друзьям он посвятил знаменитые строки (из стихотворения «19 октября» 1825год):

«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село!»

Пушкин обладал особым даром дружить. Ему свойственна потребность в постоянном дружеском общении, он глубоко страдал от долгой разлуки с друзьями и бурно, искренне радовался встрече с ними. Он трогательно умел восхищаться друзьями, жил их радостями и невзгодами, был отзывчив на проявления дружеского участия. Когда поэт оказался в уединении, друзьям летели письма с трогательными обращениями и признаниями, шутливыми прозвищами: «Милый мой Кривцов, помнишь Пушкина? Все мы разбрелись, все переменились. А дружба, дружба...»

1832. Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в Летнем саду.

Пущин Иван Иванович, 1837. Художник Н. А. Бестужев.

Антон Антонович Дельвиг

Поэт-декабрист В.К. Кюхельбекер

Горчаков Александр Михайлович.

И. Репин. Пушкин на Лицейском экзамене в Царском Селе

Образование. В V части первой главы рассказчик говорит: «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас не мудрено блеснуть». То есть для повествователя образование и воспитание не играют важной роли, в то время как Пушкин этому уделял много времени. Александр Сергеевич также очень ценил умных и образованных людей. «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия» .

Вывод. Герой-рассказчик - живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения повествователя в события романа органичная, творчески оправданная, она не нарушает ход сюжета. Пушкин создал полноценного человека из бумаги и чернил, у него есть свой характер своё мнение и взгляд на жизнь. Повествователь живёт своей жизнью, у него есть своя история, которую можно увидеть между строк романа. Повествователь передаёт субъективный взгляд самого поэта, позволяет глубже осмыслить содержание событий, выражает оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности. Присутствие героя-рассказчика мы замечаем с самого начала романа. И не расстаёмся с ним до последних строк. Он помогает нам лучше понять и прочувствовать содержание романа «Евгений Онегин», понять героев. Повествователь становится для нас приятным собеседником, а может даже и другом на протяжении всей истории.



Похожие статьи
 
Категории