Василий дмитриевич поленов биография. Художник поленов

04.03.2020

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, — писал о нем Федор Шаляпин, — как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники — как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. Его лучшие картины почти сразу были приобретены самым прославленным коллекционером России Павлом Третьяковым. Его боготворил Шаляпин, а в рядах самых серьезнейших почитателей был другой не менее известный «творец» Иван Тургенев.

Это был один из немногих художников России, в котором воплощались самые несовместимые способности. Его удивительным даром считалось особенное видение живописи, — он умело сочетал в одном живописном произведении пленэрное видение с декоративными задачами. Но такова была необъятная душа великого человека и художника, который на протяжении всего творческого пути будет работать сразу в нескольких направлениях, стилях, жанрах.

Золотая осень

В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, директор Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову:

«Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».

Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Свой гражданский долг он видел в эстетическом просвещении народа, в несении искусством радости и красоты. Чуть позже он достаточно ясно выразит свое эстетическое кредо в письме к Виктору Васнецову:

Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.

Этот стимул был единственным, самым мощным, побуждающий художника к работе. Он свято верил, что именно искусство способно преображать мир по законам красоты. Он рисовал для России, для народа своей страны и делал это бескорыстно. Его любимыми мирами были национальные образы, старинные русские усадьбы, русские пейзажи, красота и величие Востока. Он жил в этих мирах и творил — создавал наследие, о котором со временем позабудут целые поколения, позабудем и мы с вами…

Поленов много путешествовал, объездил почти всю Европу. Именно в Италии и чуть позднее в Париже, он обнаруживает в себе стремление к исторической живописи, в которой он документально точен в воспроизведении деталей, тонко изображая каждый сюжет, сцену или образ. Создаются известнейшие полотна «Арест гугенотки» и «Право господина» — обе работы получили признание и почти сразу отправляются в коллекцию известнейших коллекционеров того времени. Павел Третьяков приобретает «Право господина» а цесаревич Александр Николаевич картину «Арест гугенотки», которая впоследствии поступила в музей Александра III (Русский музей).

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д`Этремон» 1875г
1908 «Право господина»

За эти 2 работы и еще около 50 -ти картин, нарисованных заграницей художник получил звание академика. Несмотря на это, Поленов все еще не может найти себя:

«Не могу напасть на свою точку, не могу себя себе хорошенько выяснить», — с огорчением писал он Федору Чижову в одном из писем 1875 года.

Возвращаясь в Россию и подводя итоги заграничному житью, Поленов написал родным:

«Пользу, однако, она мне принесла во многих отношениях… Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte, и так далее и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».


«Дворик»

Немалую роль в самоопределении художника сыграли его встречи в Париже с Иваном Тургеневым. Поленов познакомился с писателем в 1874 году, благодаря Репину, писавшему в это время портрет Тургенева. Оба художника вошли в своеобразный «кружок русских», который сформировался вокруг профессора живописи Алексея Боголюбова. В доме Боголюбова собирались в условленные дни для занятий офортом и керамикой, устраивались вечера с чтениями, постановками живых картин. На этих вечерах бывал Тургенев, с которым Боголюбова связывали близкие дружеские отношения.

Тургенев заметно выделял Поленова среди других художников, живших в то время в Париже. Он привлек его в тесный круг своих друзей, ввел в салон Полины Виардо, где собирался цвет парижской интеллигенции. Они по-настоящему сдружились. Об этом вскоре напишет в своих письмах родным сам художник.

Одна из работ Поленова очень понравилась писателю — «Ливень» (1874). Художник был удивлен, так как писал эту картину «для себя», «для отдыха». К тому же он всегда относил себя больше к исторической живописи, нежели пейзажной. Очень скоро пейзаж стал для Поленова одним из основных видов искусства, в котором он смог наиболее полно передать «свои мысли и свои чувства».


Ливень

В 1876 году в Париж вместе с Иваном Крамским приехал вышедший из Академии Виктор Васнецов. Поленов предоставил Васнецову возможность работать в его мастерской. Он, Репин и Васнецов ходили по галереям, выставкам, бродили по улицам Парижа и его окрестностям, много говорили и спорили о будущем русского искусства и своем участии в его обновлении, о проблемах национального своеобразия в искусстве. Отголоском этих бесед и впечатлений явился эскиз Васнецова к его будущим Богатырям, родившийся в парижской мастерской Поленова.

Немногим более года спустя все трое художников — Репин, Поленов и Васнецов, будут вновь неразлучны, но уже в своих путешествиях по Москве. Старые московские улицы, памятники национальной архитектуры, патриархальный уклад жизни Москвы того времени, казавшийся особенно самобытным по сравнению с чиновным Петербургом, поразили воображение художника. А красотой московского зодчества и станут почти все его этюды.

Так зарождался романтический образ старинной дворянской усадьбы, связанный у Поленова с семейными преданиями и реальными, сохранившимися с детства воспоминаниями о людях конца XVIII — начала XIX века.


Русская деревня
Старая мельница
В деревне Тургенево

Летом 1877 года Поленов снял квартиру в Трубниковском переулке и окончательно поселился в Москве. Однажды из окна своей квартиры он увидел окруженный незамысловатыми постройками, покрытый свежей зеленью дворик с играющими на земле детьми. Этот дворик поразил его, привыкшего к петербургским дворам-колодцам, самим своим существованием, своей простотой и безыскусственностью. Вся увлеченность художника Москвой, ее бытом и архитектурой вылилась в варианте-этюде Московский дворик (1877), ставшим прообразом знаменитой картины 1878 года.


Московский дворик

Картина Московский дворик, а вслед за ней Бабушкин сад, и Заросший пруд, которыми художник дебютировал на выставках Товарищества передвижников 1878 и 1879 годов, сразу же привлекли внимание критики, которые сравнивали работы художника с «тургеневскими мотивами». Интересно, что ни в одном из произведений писателя, где воспроизводился мир русской усадьбы, царившая там духовная атмосфера, окружающая природа, мы не найдем подробных описаний ее архитектурной среды, каких-то специфически «тургеневских» мотивов. Поленовские же пейзажи воспроизводили исторически точный облик Москвы того времени. Почему же эти, «московские» мотивы воспринимались мотивами «тургеневскими»? Очевидно знакомство двух мастеров слова и кисти оказали большое влияние на творчество друг друга.

Поводом для таких литературных ассоциаций было умение писателя и художника выявить «поэзию ежедневной жизни», их внимание к «малейшей струе в море души», которыми были отмечены созданные ими произведения. Также просто и непосредственно, как в цикле рассказов Тургенева Записки охотника в Московском дворике было выражено чувство радости от погожего летнего утра, от красоты белокаменной архитектуры и сияющих куполов церквей, ощущение органичности жизни людей, связанной с окружающим пейзажем. Это сходство заставляет вспомнить, как любил Поленов произведение Тургенева. В одном из писем к жене 1887 года он писал: «Я теперь читал, т. е. не читал, а наслаждался Записками охотника… Есть такие дивные картины, такие живые люди, такие глубокие стороны жизни захвачены, что всего тебя пронизывает». В другом письме находим: «Я страшно высоко ставлю Записки охотника… это такой бриллиант в русской литературе».

И именно Записки… со своей надписью подарил Тургенев Поленову в один из приездов в Россию в 1880 году, в ответ на преподнесенную картину — повторение Московского дворика (1877), которая потом постоянно висела в кабинете писателя в его доме в Буживале под Парижем.

Еще более «тургеневскими» ощущались последующие поленовские пейзажи старинных усадеб — Бабушкин сад (1878) и Заросший пруд (1879).


Бабушкин сад
Заросший пруд

Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины было привезено огромное количество натурального материала, путевые заметки, костюмы.


Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

Христос и грешница, как нравственный ориентир

Впервые картина была показана на XV Передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», — ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.

Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании — идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною Кто из вас без греха. В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница… А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина… Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Картина стоила художнику больших трудов и длительных периодов разочарования.


Воскрешение дочери Иаира
За кого меня почитают люди?
Мечты. Иисус на Генисаретском озере
Возвестила радость плачущим
Источник Девы Марии в Назарете

Осенью 1887 года внимание Поленова привлекло живописное место на крутом берегу Оки. Это было село Бёхово с небольшой церковкой и заброшенной усадьбой. Давно мечтая о собственном уголке земли и «о домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», он приобрел в начале 1890 года бывшую усадьбу, где в качестве архитектора открывает в себе новый стиль в искусстве — модерн. Аналогов этому неожиданному решению в русской усадебной архитектуре XIX века еще не было. Такое количество фасадов и необычайная индивидуальность каждый из интерьеров дома — портретная, библиотека, столовая, кабинет, мастерская — в отделку каждого из них, в любую его деталь были вложены вкус и мастерство художника, его творческая индивидуальность, его эстетизм.

С усадебным домом связана важная область просветительской деятельности Поленова. Он с самого начала предназначался не только для размещения многочисленной семьи художника и приезжающих к нему друзей и учеников, но строился как музей и картинная галерея, где должны были разместиться коллекции нескольких поколений семьи Поленова. Дом должен был стать культурным центром всей округи, своеобразной народной академией искусств. Все оборудование для музея (шкафы, витрины, полки) было сделано местными мастерами по рисункам и чертежам Поленова.

Музей открылся для посетителей, и художник сам любил водить экскурсии по нему, показывая многочисленные коллекции художественных раритетов. Здесь же размещалась и картинная галерея, в которой можно было видеть работы Поленова разных лет, произведения его друзей и учеников.


музей Поленово

Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону многогранного таланта. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки.


На лодке. Усадьба Абрамцево
В.Д.Поленов с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И.Трояновским, 1901 год

Со свойственной ему энергией занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20–е годы он создал диораму - кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал:

«Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».

С.И.Мамонтов и В.Д.Поленов (слева) 1890

Официальный сайт художника

Официальный сайт музея «Поленово»

Вторая половина 19 века была временем расцвета русской живописи. Одним из представителей плеяды выдающихся художников этого периода является Василий Поленов, картины которого поражают реализмом и стремлением «дарить счастье и радость». Последние слова принадлежат самому живописцу и являются девизом его творчества и жизни, о чем свидетельствует биография художника.

Родители

Будущий знаменитый художник появился на свет в культурной и довольно состоятельной дворянской семье в 1844 году. Его отец, Дмитрий Поленов, был известен как увлеченный археолог и библиограф. Мать, Мария Алексеевна, в девичестве Воейкова, занималась живописью и писала книги для детей. Она была дочерью Веры Николаевны Львовой, которая после ранней смерти родителей и до замужества воспитывалась в семье Г. Державина.

Детские годы

Дмитриевич провел детство в Санкт-Петербурге, однако его семья часто выезжала на лето в Олонецкий край и в имение Ольшанка Тамбовской губернии, принадлежавшее бабушке художника. обожала внуков и любила развлекать их, рассказывая былины, предания и сказки. Она также хорошо была знакома с русской и европейской поэзией, поэтому сыграла большую роль в формировании художественного вкуса маленького Васи. Что касается зарождения у него любви к живописи, то рисованием с детьми занималась мама. Она же настояла на том, чтобы супруг нанял репетиторов для Василия и младшей дочери Елены. В качестве педагога был приглашен П. Чистяков, который на тот момент сам обучался в Академии художеств. Параллельно с этим мальчик посещал гимназию и проявлял большое рвение к учебе.

Студенческие годы

В 1863 году Василий Поленов окончил гимназию и вместе с младшим братом Алексеем поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Однако любовь к живописи была сильнее увлечения наукой, и по вечерам юноша посещал Академию художеств. Кроме того, молодой Поленов увлекался музыкой, был частым посетителем оперного театра и даже пел в студенческом хоре Академии.

Вскоре юноша взял и посвятил все свое время живописи. В 1867 году Василий Поленов окончил Академию художеств. При этом он получил серебряные медали за этюд и рисунки.

Сразу же после этого молодой человек вернулся в университет, однако поменял факультет и начал учиться на юриста.

Встреча с Репиным

В 1869 году Василий Поленов загорелся желанием получить золотую медаль Академии художеств. С этой целью им была написана картина «Иов и его друзья». Она получила малую награду и дала ему право продолжить участие в соревновании. Новое задание заключалось в создании полотна «Воскрешение дочери Иаира», а соперником молодого художника стал Иван Репин.

Результат состязания был неожиданным: оба мастера кисти представили превосходные работы, поэтому жюри наградило их большими золотыми медалями и поездкой в Европу.

В 1872 году Дмитриевич с Репиным отправились сначала в Германию, а затем в Италию и в Париж. Столица Франции настолько очаровала художника, что он решил там задержаться. В Париже Поленов написал полотно «Арест графини д’Этремон», за которое после возвращения в Россию ему присвоили звание академика. Талант живописца был по достоинству оценен и представителями императорской фамилии. В 1876 году он занял должность придворного художника и отправился на русско-турецкую войну, где состоял при ставке цесаревича Александра.

Московский период

Вернувшись с театра военных действий, Поленов Василий Дмитриевич поселился в Москве и стал преподавать в столичном училище живописи, ваяния и зодчества. Там его учениками были И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Архипов, Е. Татевосян и А. Головин.

В то же время художник и сам много писал, и в 1877 году представил свою работу «Московский дворик» на 6-й передвижной выставке. Картина имела оглушительный успех, а Поленов Василий Дмитриевич был признан родоначальником нового жанра, названного критиками «интимным пейзажем».

Еще одним знаковым событием московского периода жизни художника стало его решение примкнуть к передвижникам, среди которых к тому времени у него было множество друзей.

Библейская тематика

Ветхозаветные и христианские сюжеты с самого начала присутствовали в творчестве Поленова. В поисках вдохновения в 1881-1882 годах художник отправился в путешествие по библейским местам, на Ближний Восток. Он посетил Константинополь, Сирию, Палестину и Египет. Из путешествия художник Поленов Василий привез наброски и эскизы к картине «Христос и грешница» и другие работы, написанные под впечатлением увиденного. Часть из них привела в восторг Павла Третьякова, который приобрел полотна для своей коллекции.

Образ Христа

В 1883 году живописец вместе с супругой отправился в Италию. Там он продолжил работу над картиной «Христос и грешница», которую представил публике на 15-й выставке передвижников. Полотно произвело фурор, и о желании видеть его в своем музее заявил император Александр Третий, который благоволил к художнику со времени русско-турецкой войны.

В 1888 году Поленов Василий Дмитриевич написал еще одну на библейскую тему — «На Тивериадском (Генисаретском) озере». На новом полотне он вновь изобразил Христа - человека с восточным типом лица и со взглядом мудреца, но не страдальца. Причем важным «действующим лицом» картины явился пейзаж, написанный по эскизам, сделанным художником с натуры во время путешествия в Ближний Восток.

Жизнь в Бехово

В 1890-е Василий Поленов, биография которого представляет собой длинный перечень успехов, принял решение покинуть столицу и переехать в Тульскую область. Там на берегу Оки построил он дом. К основному зданию несколько позже были пристроены мастерские, в которых Поленов обучал рисованию сельских детишек. Основанной усадьбе живописец дал название Борок и стал прилагать усилия для того, чтобы она со временем превратилась в народный музей.

Василий Поленов: «Золотая осень»

Виды окрестностей Борока покорили сердце художника. Именно они стали темой работ, которые в начале 1890-х годов написал Василий Поленов. «Золотая осень» занимает среди них особое место. На полотне изображены берега Оки, окаймленные березами в ярком убранстве. Картина экспонируется в музее-усадьбе «Поленово» (бывшая усадьба «Борок») и разительно отличается от ранних пейзажей, которые написал Василий Поленов («Заросший пруд», «Старая мельница» и др.).

После 1917 года

После Октябрьской революции Поленов принимал активное участие в организации театрального кружка в усадьбе Борок и много работал с крестьянской молодежью.

В это же время он написал полотно «Разлив на Оке», которое стало одним из самых лучших произведений художника зрелого периода.

Последние годы жизни

В 1924 году в честь 80-летия художника в Третьяковской галерее была устроена персональная выставка работ Василия Дмитриевича. Вообще советская власть была благосклонна к художнику. В частности, в 1926 году живописцу было присвоено звание Народного художника РСФСР. Скорее всего, это было связано с благотворительной деятельностью Поленова и стремлением его всеми силами способствовать народному просвещению еще во времена, когда этим занимались лишь редкие представители русской интеллигенции.

18 июля 1927 года живописец скончался. Художника похоронили на берегу Оки, в окрестностях основанной им усадьбы Борок.

«Поленово»

В 1931 году советское правительство приняло решение о создании музея в усадьбе Борок. Ее переименовали в Поленово, и там сохранены интерьеры, которые были при жизни художника. Там регулярно проводятся интересные культурные мероприятия и выставлены полотна известного живописца.

Теперь вам известны основные события биографии В. Поленова и история создания некоторых наиболее значимых его произведений, которые входят в число шедевров русского изобразительного искусства 19 века.

Дмитриевича Поленова, особенно в той его части, где художник является создателем лирического, «интимного» пейзажа, оказало сильнейшее влияние на все последующее развитие русского искусства.

У Поленова учились такие крупные мастера живописи, как И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Головин, С. Иванов, А. Архипов, и много других русских художников.

В. Д. Поленов родился 1 июня 1844 года. В 1863 году, по окончании гимназии, Поленов поступил в Академию художеств, сначала вольноприходящим, а затем, с 1866 года, был зачислен уже в качестве студента в мастерскую одного из лучших академических профессоров, Чистякова. Занимаясь в академии, Поленов одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1871 году он окончил университет, а в 1872 году академию, получив высшие награды и заграничную командировку за картины «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира». За границей он посетил Мюнхен, Венецию, Флоренцию, Неаполь, Рим и Париж.

В Париже , куда Поленов приехал из Италии, он прожил до 1876 года. Одновременно с ним там жили другие пенсионеры
Академии художеств: И. Репин, К. Савицкий, П. Ковалевский, составлявшие все вместе дружную семью. Здесь под влиянием мюнхенских исторических живописцев и отчасти таких французских художников, как Деларош и Реньо , Поленовым были написаны его первые картины на исторические сюжеты, взятые из европейской истории.

Это были картины «Право господина» (1874) и «Арест гугенотки» (1875); за последнюю он получил звание академика. Оба эти произведения написаны в духе тогдашних образцов исторической ядавописи. Под изящной декорацией и театральной бутафорией не чувствуется ни подлинной драмы, ни подлинного проникновения в исторический дух изображаемой эпохи. Работы эти еще настолько академичны, что без всяких оговорок были одобрены и приняты тогдашней академией.

Но в то же время у Поленова пробуждалось стремление к красочности, яркости и чистоте тонов. Из художников особенно сильно влиял на Поленова испанец Фортуни . В письме к И. Н. Крамскому Поленов пишет: «Но меня лично охватил и поглотил один художник [Фортуни ], произведения которого составляют, по моему пониманию, самую высокую точку развития нашего искусства; он, как мне кажется, есть последнее слово художественности в живописи в настоящее время... Он соединяет с строжайшим, но не условно мертвым академическим, а жизненным рисунком, с неуловимо тонким реальным, хотя и личным чувством цвета (его картины, если можно так выразиться, серебристо-перламутровые ) самое правдивое сопоставление предметов, как оно в живой действительности только бывает, и поэтому до поразительности новое и своеобразное...»

Влияние Фортуни несомненно можно проследить в колорите Поленова, но не исключительно к нему присматривался в это время наш художник. По его нормандским этюдам, например «Рыбацкая лодка в Этрета» (1874), по колориту эскиза «Блудный сын» .(1874) совершенно определенно можно судить о его знакомстве с импрессионистами, хотя в его высказываниях нигде нет упоминания ни о них, ни о барбизонцах, с которыми он также знакомился. Нормандские этюды Поленова говорят о его увлечении пейзажами, о стремлении насытить их цветом, о колористических поисках серебристо-перламутрового тона.

С таким двойственным багажом - реалистического живописного ощущения природы и исполненных театральности исторических картин - возвращается Поленов в Россию.

Вернувшись в Россию в 1876 году, Поленов и здесь думал продолжать работу над историческими картинами, но в это время его отношение к задачам искусства сильно изменяется. В письме к Крамскому он пишет: «Начал работать в деревне, сфотографировал [так называет Поленов работу с натуры] мужичка и кое-что другое; Репин одобрил, говорил, что другой человек писал, что парижские вещи в сравнении с этими фотографиями - без натуры писаны». Судя по этому письму, можно заключить о пробуждении в художнике интереса к окружающей жизни, а следовательно, удалении от театрального историзма, об интересе к национальным мотивам и, наконец, о реалистическом подходе к действительности.

В это время Поленов задумывает серию картин из русской истории. Он переселяется из Петербурга в Москву и, ставя задачей реальную трактовку исторического сюжета, пишет серию блестящих по краскам этюдов кремлевских теремов. Но на этом работа обрывается. Началась сербско -турецкая война, а потом и русско -турецкая, и Поленов отправляется на фронт в качестве художника. Только после возвращения с фронта, в 1879 году, художник вступает в Товарищество передвижных выставок, с главными членами которого - Репиным, Крамским, Савицким-он был еще задолго до этого в самых близких отношениях. Поленов, в сущности, никогда не принадлежал к основному ядру «передвижников». Он медленно, с величайшей осторожностью подходил к вопросу о вступлении в члены товарищества. Вместе с тем он не очень охотно порывал и с академией. В одном из писем к Крамскому он пишет: «Окончательно разорвать с ней не приходится - пользы от этого выйдет мало, а себе навредишь; положение, как видите, не очень приятное. Конечно, можно было бы идти напролом, ну да на это, чувствую, сил не хватает; что делать - слаб, сам в том сознаюсь». Поленов точно чувствовал, что впереди в его творчестве скажутся еще академические влияния, что должен появиться его академический «Христос и грешница».

Но не в этой картине и не в других из цикла, посвященного христианским легендам, сила и значение поленовского творчества. Да передвижной выставке 1879 года он был представлен картинами «Бабушкин сад», «Московский дворик» и «Лето», составившими целую эру в развитии русского пейзажа и знаменовавшими поворот в его собственной художественной деятельности, Этими картинами Поленов создал новый вид пейзажа - пейзажа интимного и лирического. В этих своих пейзажах художник порывает с условностью, он выходит на солнце, тени приобретают богатство оттенков и мягкость отношений, воздух пронизывает пространство картины. Эти поленовские пейзажи, конечно, еще далеки от живописного понимания пленэра импрессионистами, но в то время они были так новы, что явились откровением для многих художников.

Световые отношения вообще увлекали Поленова. Об этом свидетельствует и созданная в 1886 году картина «Больная», где удачно разрешена задача передачи раннего, еще совсем синего утреннего света с искусственным освещением - желтым светом лампы под зеленым абажуром.

В начале 80-х годов Поленов задумывает серию картин на сюжеты библейских и евангельских легенд. Подобно тому как он начал с изучения обстановки для неосуществленных картин 1из русской истории, так и теперь он начал с изучения природы и обстановки, среди которой протекало действие. Для осуществления этой задачи с ноября 1881 года по апрель 1882 года Поленов путешествует по Востоку (Палестине, Сирии), Греции и Египту и привозит оттуда множество этюдов пейзажного и этнографического характера. Эти этюды произвели в художественной среде того времени потрясающее впечатление. Никогда еще до них не было такого вторжения солнца и воздуха, игры света в освещенных красочных тенях, такой тонкости отношений, богатства бесчисленных оттенков разных тонов. Этюды разрешали задачу воздушной перспективы, то есть передачу впечатления большей или меньшей удаленности предметов при помощи этих оттенков.

В восточных этюдах Поленова чувствуется дальнейшее движение художника на пути к овладению пленэром, к обогащению живописи оттенками цвета. И вполне понятно, что только под руководством Поленова мог сложиться блестящий художник, первый русский импрессионист К. А. Коровин.

Результатом путешествия на Восток явилась большая картина «Христос и грешница» (1887). Несмотря на ее реализм, выразившийся в изучении типов и местности, в композиции картины, стремящейся передать правдоподобие всей сцены, она все же сохраняет много связи с традиционным академическим стилем. Тем новым, что содержится в ней по сравнению с академическими картинами, является пейзаж. Пейзаж у Поленова не только дополнительный фон, на котором разыгрывается сцена,-пейзаж играет здесь самостоятельную роль. Если в «Грешнице» это сказывается еще не столь ясно, хотя и здесь мы видим справа группу кипарисов и уходящие вдаль холмы, то в других картинах из цикла библейских легенд пейзаж играет еще более значительную роль, а зачастую преобладает над основным действием картины - психологическая драма отступает на второй план. В этом цикле картин Поленов ставит своей задачей показать человека среди природы, его слияние с ней.

По завершении в 1909 году цикла библейских картин Поленов окончательно обратился к пейзажу. Из неоднократных поездок за границу (1887-1896) и в Крым он вывозил много этюдов, в которых преследовал все те же задачи. Большого внимания заслуживают его окские пейзажи, писанные им в своем имении Бехово на Оке, близ Тарусы, где им после революции был создан музей и где он умер.

Если значительна роль Поленова как новатора, обогатившего русскую живопись новыми световыми и цветовыми отношениями, то не менее значительны его общественные заслуги как пропагандиста театрального искусства в толще рабочей массы еще задолго до революции.

Исконная любовь Поленова к красочной живописной стихии еще в молодости привлекла художника к театру. Его деятельность как театрального декоратора началась в Абрамцеве, в кружке молодых художников (Репин, братья Васнецовы, Серов, К. Коровин, Нестеров, Врубель и др .), (группировавшихся вокруг семейства мецената С, И. Мамонтова. В Абрамцеве Поленовым был написан ряд пейзажей и театральных декораций как для абрамцевского театра, так и для мамонтовского театра в Москве. Впоследствии из этого театра выросло большое оперное предприятие Мамонтова, имевшее в те годы Заслуженную известность. Поленов был приглашен декоратором в мамоитовскую оперу и внес много нового и интересного
по замыслам и краскам в область театрально-декоративного творчества. |

Любовь к театру привела его к пропаганде театрального искусства в широких трудовых массах старой России. В 1912 году при Союзе сценических деятелей была организована секция народного театра. После распада союза, как организации демократической, секция народного театра нашла себе приют в Русском техническом обществе, откуда перешла в Московское общество народных университетов. К этому времени председателем ее был избран В. Д. Поленов, сохранивший этот пост до 1920 года-времени своей болезни и окончательного переселения в Бехово . На собственные средства Поленовым был выстроен дом, в котором должна была работать секция. Впоследствии (1927-1928) отсюда выросла другая, уже гораздо более широкая организация - Центральный дом народного творчества им. Крупской.

За художественные и общественные заслуги Поленову в 1926 году было присвоено звание народного художника Республики.

Как мы уже говорили, значение Поленова как создателя лирического пейзажа, как предшественника и учителя Левитана, К. Коровина и многих других русских художников огромно. Во всех его произведениях, будь это чистый пейзаж или жанр па тему библейской легенды, всегда выступает на первый план одно главное действующее лицо - солнце, солнечный свет со всеми его бесконечно многообразными оттенками. Картины Поленова проникнуты бодростью и жизнерадостностью, они зовут к любованию природой и миром, являя нам образцы свежего реализма, и потому их значение велико.

Илья Репин. Портрет художника В.Д. Поленова, 1877, холст, масло, 80 x 65 см. Государственная Третьяковская галерея.

Государственная Третьяковская галерея продолжает серию блокбастеров. После Репина, осенью 2019 года очереди будут стоять на Василия Поленова (1844–1927), юбилейную выставку, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника. Впервые в Москве окажется самое крупное произведение Поленова «Христос и грешница» из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге.

150 произведений из 14 государственных и частных собраний (пейзажи, портреты, эскизы декораций) украсят залы Новой Третьяковки. Искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что «жизнь тяжела, там много пошлости и грязи», - говорил Василий Поленов, которого за личностные и профессиональные качества называли «рыцарем красоты».

Василий Поленов.Портрет художника Ильи Репина, 1879.

Петербуржец Василий Поленов родился в многодетной дворянской семье историка, секретаря Русского археологического общества. Мать художника брала уроки у Карла Брюллова, а Василий с 14 лет учился живописи у Павла Чистякова. «Он колорист, так составляет тона, что и мне не составить», – отмечал Чистяков. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Поленов параллельно отучился на математика и получил диплом юриста, защитив диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». Вместе с таким же отличником, сокурсником по Академии Ильей Репиным, юный живописец получил право на шестилетнюю зарубежную стажировку, которая полностью оплачивалась казной.

Василий Поленов. Портрет Н.В.Якунчиковой (Поленовой) за этюдом, 1882.

От Неаполя до Нормандии В 27 лет Поленов еще не определился, что рисовать. Во время зарубежной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство Пилоти, Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. После он отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию. В Париже познакомился с барбизонцами и пейзажами Камиля Каро. Вслед за Репиным поехал в Нормандию, где написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль»... Его парижские работы особенно понравились на родине. За картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 парижских этюдов Василий Поленов очень скоро, в 32 года, получил звание академика.


Василий Поленов. Бабушкин сад, 1878. Государственная Третьяковская галерея

Пейзажист и мастер жанровой живописи В Россию художник вернулся досрочно, за два года до официального окончания стажировки. «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что всё, что до сих пор я делал - не то; всё это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».


Василий Поленов. Заросший пруд, 1879. Государственная Третьяковская галерея

Академик-доброволец Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Его иллюстрации с поля боя щедро публиковал журнал «Пчела». Но посылал он бытовые, а не батальные зарисовки. «Я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».


Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Холст, масло. 64,5 × 80,1 см. Государственная Третьяковская галерея.

Передвижник В 1877 году Василий Поленов переехал в Москве. Этюд, который он создал у церкви Спаса на Песках из окна своей квартиры на углу Дурновского и Трубниковского переулков, лег в основу картины «Московский дворик», дебютировавшей на выставке Товарищества передвижников (ТПВ) в 1878 году, вместе с работами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Критикам московский дворик с летним солнцем, покосившимся забором, играющими малышами, женщиной и лощадью полюбился сразу. Так Поленов стал лирическим художником, родоначальником «интимной живописи». Отношения с ТПВ у Поленова были не самыми простыми. Он был против натуралистичных изображений «страданий русского народа». «Для чего это нужно? Не довольно ли этой обывательщины, этих мещан, бредущих по задворках к своим жалким берлогам? Куда тянут они зрителя? Чем насыщают его сердце и думы? Завязли мы довольно в нашем российском болоте, копошимся в своих затхлых конурах и боимся солнца и свежего воздуха».


Василий Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888. Холст, масло. 325 × 611 см.
Государственный Русский музей.

Христос и грешница Замысел будущего эпохального 325 × 611 cм полотна «Христос и грешница» сложился под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу» и книги «Жизнь Иисуса» французского философа-гуманиста Эрнеста Ренана. Реализация замысла, начавшись в 1868-м, растянулась на двадцать лет и потребовала многих усилий и многих зарубежных поездок.

Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница», 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Русский живописец Василий Поленов добавил в список своих загранкомандировок Ближний Восток: Константинополь, Александрию, Каир, Асуан, Палестину и Сирию. Позже, опять-таки ради картины и сбора материала для нее, преподаватель Поленов взял в училище годичный отпуск и отправился в Рим, Вену, Венецию и Флоренцию.

Летом 1885 года художник наконец создал полноформатный эскиз картины, а ее окончательную версию - через год, в кабинете Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской улице в Москве. Помимо родных и близкого друга Саввы, Поленов советовался со своим учеником художником Константином Коровиным и физиологом Петром Спиро. Главная премьера для широкой публики холста «Христос и грешница (Кто без греха?)» должна была состоятся 25 февраля 1887 года на 15-й выставке ТПВ.

Василий Поленов. «Эскиз к картине Христос и грешница (Кто без греха?)». 1888

За несколько дней до открытия она была показана цензору, который не дал разрешение на участие картины и доложил об этом руководству. В результате «Кто без греха?» сначала увидели петербуржский градоначальник Петр Грессер, обер-прокурор Константин Победоносцев и президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. Судьбу произведения решил император. Александр III купил полотно за 30 00 рублей, перебив цену у «конкурента» - московского коллекционера Павла Третьякова. На царский гонорар (в переводе на нынешние деньги - около 23 млн. рублей) Поленов, мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», купил участок земли и построил по своему проекту семейную усадьбу.

Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок» (ныне Поленово), 1908.

Кто из вас без греха «Картина была названа мною «Кто из вас без греха», - писал много позже Поленов. В этом был ее смысл... В музее потом ее назвали «Блудная жена»...» Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице: к Христу привели женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями. В результате Христос оказывался перед дилеммой - либо нарушить законы Моисея, либо поступить в противоречии со своей проповедью. По свидетельству Михаила Чехова, лицо Христа Поленов писал с художника Исаака Левитана. «В общем, Поленов остался изящным, элегантным живописцем, каким мы его знаем давно уже, с самого начала его карьеры в 1871 году», - комментировал критик Стасов.

Василий Поленов (1844−1927) – великий русский художник, влияние которого на искусство нашей страны сложно переоценить. Имя этого гения на слуху у людей уже со школьной парты, его знают как мастера пейзажа, а также исторической и жанровой живописи.

Милые сердцу деревенские избушки, белоснежные прекрасные церкви, заросшие пруды и лесные проталинки – картины Василия Дмитриевича несут в себе истинный дух русской природы и уклада русской жизни. От них веет теплом и добром, светом и чистотой.

Поленов родился в дворянской, образованной семье. Его мать писала книги и рисовала, а отец был тайным советником, археологом, историком и дипломатом. В их доме часто бывали высокоинтеллектуальные и интересные люди: музыканты, художники, учёные, историки. Василий рос в удивительной атмосфере, которая повлияла на формирование его интересов и внутреннего мира. Образование он получал не узкопрофильное, а отдал одну часть своей души науке, поступив на физико-математический факультет университета, а вторую часть – искусству, так как занимался еще и в Академии художеств. Таким образом, Поленов получил прекрасное образование, расширил кругозор и только после этого сделал сознательный выбор в пользу творчества.

Поленов учился на одном курсе с другим великим русским живописцем Ильей Репиным. Художники вместе защищали диплом и у обоих есть картины под названием «Воскрешение дочери Иаира» (1871) на библейскую тему.



Полотна совершенно разные по стилю, цветовому решению, атмосфере. Версия Репина более тёмная, торжественная и немного мрачная, в то время как полотно Поленова получилось светлой, доброй и яркой, даже несколько будничной, словно чудо – это что-то обыденное и простое. За эти картины Иван и Василий получили медали и обучающие поездки за границу.

За границей молодой Поленов подражал европейским мастерам, ища свой стиль и путь. Пустое копирование чужого не устраивало талантливого юношу, и он обрёл собственную манеру, более раскрепощённую, солнечную и свободную от рамок эпохи. Скромное очарование русской природы уже тогда поселилось в его работах.



Обратите внимание на картину 1878-го года «Московский дворик», которая стала «визитной карточкой» его солнечной живописи. Это одна из самых знаменитых картин мастера, которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Ее сюжет незатейлив и прекрасен: обычный московский дворик того времени. Московский, представляете? Подобные пейзажи сейчас встретишь разве что в русской глубинке! Лето, играющие дети, женщина с ведром, лошадь, купола церкви. Но сколько любви и счастья! Сколько безмятежного покоя и ощущения летней радости. Какие яркие краски, какая сочная трава – такое восприятие мира возможно только в детстве.

Эту картинку безмятежного летнего дня Поленов увидел из окна, выходящего в тот самый двор. Художник в ту пору искал себе квартиру, на углу Дурновского и Трубникова переулков нашел этот дом, зашёл в него, выглянул в окно - и быстро сделал набросок. В 1878-м году «Московский дворик» был выставлен на выставке Передвижников в Санкт-Петербурге. Произведение пользовалось успехом у современников, для него даже придумали термин - «интимный пейзаж» - который затем часто употребляли, говоря о творчестве Василия Дмитриевича. А в 1952-м году в СССР появились почтовые марки с изображением этой картины.



Работы мастера в то время отлично продавались. На деньги, вырученные за полотно «Христос и грешница» (1887), Поленов смог построить себе дом. Художник работал над этим произведением два десятилетия во время своих путешествий по свету: в 60-х годах думал над идеей, в 70-х делал эскизы, в 80-х - писал. О чем эта картина? О милосердии и правосудии. Об осуждении, которым грешит толпа, и спокойствии Христа. О покаявшейся молодой грешнице. Это масштабное полотно размером 325 на 611 см, написано совсем в иной манере. Но опять обращают на себя внимание светлая палитра, обилие солнца и воздуха. Критики считают это произведение одним из самых важных произведений автора. Сейчас картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Василий Дмитриевич Поленов написал много гениальных картин. Среди них «Бабушкин сад, 1878», «Теремной дворец, 1877»,«Больная, 1886», «Золотая осень, 1893», «Исполнялся премудрости, 1896−1909».

Сейчас в бывшей усадьбе Поленова Борок, которая находится на берегу Оки, находится музей художника. В нём можно увидеть убранство дома, библиотеку и личные вещи Василия Дмитриевича. В Москве также можно посетить музей художника «Поленовский дом» (улица Зоологическая, 13). В разные годы в нем располагались дом народного творчества, театрального просвещения, культурно-просветительский центр и так далее. И очень важно, что потомки Василия Поленова сохранили тот самый уникальный дух творчества, который когда-то в детстве окружал великого мастера.



Похожие статьи
 
Категории