Виктор астафьев краткая биография. Писатель Виктор Астафьев: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни Биография писателя астафьева в п

25.07.2020

Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) - известный советский писатель, прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (Красноярский край).

Начало жизненного пути

В.П. Астафьев прожил трудную жизнь, наполненную переживаниями, жизненными трудностями, испытаниями эпохой. Виктор был четвертым ребенком в семье, однако старшие его сестры умерли еще в младенчестве. Отца ребенок лишился тоже в юном возрасте. Кормильца, как и деда, посадили по политическим мотивам.

Мать будущего писателя погибла, когда маленькому Виктору едва исполнилось 7 лет. Он рос трудным подростком, лишенным родительской опеки и заботы. Некоторое время находился под покровительством родной бабушки, но после серьезных проступков в школе, его обязаны были отправить в детский дом. Виктор сбежал от преследователей, долгое время, скитаясь, как бездомный.

Испытания взрослой жизнью

По окончанию школы ФЗО, молодой Астафьев устроился работать сцепщиков поездов. Однако, трудовые будни очень скоро сменились ужасом войны. Несмотря на железнодорожную бронь, Виктор в 1942 году отправляется добровольцем на фронт. Там бывший хулиган и дебошир показывает всю свою натуру героя и патриота. Он был и шофером, и связистом.

Отличился в гаубичной артиллерии, где и получил тяжкое ранение, а затем и контузию. Заслуги перед отчеством были подкреплены целым рядом важнейших наград: орден «Красной Звезды», «За Отвагу», «За победу над фашистской Германией».

Демобилизация настигла героя в звании «рядовой» уже по окончанию военных действий в 1945 году. Бывший солдат переехал в городок Чусовой (Пермский край). Здесь он создал семью с Марией Корякиной, родившей супругу троих детей. Кроме этого, Астафьев стал приемным отцом еще двух дочерей.

Навстречу судьбе

Виктор перепробовал себя на многих работах: от слесаря и кладовщика до учителя и дежурного по вокзалу. Переломный момент наступил тогда, когда писатель устроился в редакцию «Чусовский рабочий» (1951 год). Здесь он впервые смог познакомить общественность со своими работами. Спустя 2 года выходит его первая книга «До будущей весны».

5 долгих лет понадобилось молодому писателю, чтобы стать частью Союза писателей СССР, С 1959 по 1961 Виктор обучается на Высших литературных курсах. Затем следовали года длительных переездов с Перми в Вологду, а затем в Красноярск. С 1989 по 1991 год писатель числился в чиновницких рядах.

Творчество

Ключевые темы творчества Астафьева - военно-патриотическое направление и романтика деревенской жизни. Первым его произведением, написанным еще в школе, стал рассказ «Васюткино озеро». Спустя много лет свою детскую работу писатель трансформировал в полноценную публикацию. Из ранних повестей самыми известными считаются «Стародуб», «Звездопад», «Перевал».

Эдвар Кузьмин в свое время охарактеризовал «язык» Астафьева, как живой, но корявый, исполненный неточностями, но с невероятной свежестью восприятия реальности. Писатель сибиряк писал, как простой солдат, часто описывая рабочих, воинов, простых сельских жителей.

Особую подачу, умению надрывно выражаться, раскрывая читателю свои личные переживания, отметил и маршал Д. Язов. О мирной жизни Астафьев писал сурово, не прикрывая всю бытовую горечь и трагедию «маленького человека».

Умер Виктор Астафьев в 2001 году в Красноярске.


Виктор Петрович Астафьев
Родился: 1 мая 1924 года
Умер: 29 ноября 2001 года

Биография

Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение.

Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир» , возглавляемом А.Твардовским . Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб , 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража , 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль» , рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995).

В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф» , ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах» . Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю.

Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах . Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека.

Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987).

Ее главный герой, милиционер Сошнин , пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева , свойственна публицистичность.

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты.

Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев , он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Работы

1953 - «До будущей весны»
1958 - «Тают снега»
1995 - «Прокляты и убиты»
1958 - «Перевал»
1960 - «Стародуб»
1960 - «Звездопад»
1966 - «Кража»
1967 - «Где-то гремит война»
1968 - «Последний поклон»
1970 - «Слякотная осень»
1976 - «Царь-рыба»
1984 - «Ловля пескарей в Грузии»
1987 - «Печальный детектив»
1995 - «Так хочется жить»
1995 - «Обертон»
1997 - «Из тихого света»
1998 - «Весёлый солдат»

Русский писатель, прозаик и публицист.

Окончил Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР (1961).

Рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме. Окончив школу ФЗО на станции Енисей, работал составителем поездов в пригороде Красноярска, откуда осенью 1942 года ушёл на фронт Великой Отечественной: был шофёром, артразведчиком, связистом. Демобилизовался в 1945 году. Восемнадцать лет прожил на Урале, в городе Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком. Одновременно учился в вечерней школе. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликовал свой первый рассказ «Гражданский человек», в 1953 году в Перми вышел первый сборник рассказов «До будущей весны». Автор остропроблемных, психологических повестей и романов о войне и современной сибирской провинции: «Стародуб» (1959), «Перевал» (1959), «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968, 1978), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1976), «Печальный детектив» (1986), "Прокляты и убиты" (1993).

Последние годы жил и работал в Красноярске. 1 декабря 2001 года Виктора Астафьева похоронили на кладбище его родной деревни Овсянка под Красноярском.

Биография и эпизоды жизни Виктора Астафьева. Когда родился и умер Виктор Астафьев, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео.

Годы жизни Виктора Астафьева:

родился 1 мая 1924, умер 29 ноября 2001

Эпитафия

«Сибирская осень чиста и невинна.
Суровую мощь Енисей распростер.
Поспела калина, пылает калина
В усадьбе Астафьева, словно костер!
А горечь калины уже сладковата.
Плоды от мороза сочнее еще.
Какая утрата! Какая утрата!
Невосполнимо пространство ее…»
Из романса на стихи Нины Гурьевой памяти Астафьева

Биография

Его девизом было «ни дня без строчки!» До самой смерти Астафьев был полон замыслов - на бумаге и в сердце. Биография Виктора Астафьева - это непростая история жизни талантливого и сильного человека, пережившего множество потерь. Но это не помешало ему стать по-настоящему народным писателем.

Виктор Астафьев родился в селе Овсянка (сейчас это Красноярский край), где сегодня работает целый мемориальный комплекс писателя. Дом бабушки Астафьева - часть этого комплекса, именно бабушка воспитывала мальчика после того, как его отца посадили, а мама утонула, отправляясь к мужу на свидание. Позже с новой семьей отца Виктор переехал в Игарку, но вскоре мачеха решила спихнуть с себя обузу в виде ребенка и Астафьеву пришлось бродяжничать. Литературный талант Астафьева первым заметил преподаватель школы-интерната, куда попал мальчик. После интерната Астафьев поступил в училище в Красноярске, а затем ушел на войну добровольцем, где был несколько раз тяжело ранен. Состояние здоровья Астафьева, увы, не позволяло ему получить квалифицированную работу, и он пытался кормить свою семью, как мог: работал грузчиком, плотником, даже мойщиком мясных туш.

Однажды в Чусовом Астафьев попал на занятие литературного кружка, это его так вдохновило, что он написал рассказ за одну ночь, а потом еще несколько лет проработал в газете «Чусовский рабочий». Уже в 1953 году вышла его первая книга с рассказами, затем последовали романы, книги для детей, очерки. В 1958 году его приняли в Союз писателей РСФСР - после выхода его романа «Тают снега». Оттуда же Астафьева отправили на литературные курсы в Москве, где он проучился два года. Этот период принес писателю большую известность, а его проза за это время достигла своего лирического расцвета. Дальше последовали долгие годы плодотворной работы Астафьева - многочисленные рассказы, пьесы, романы, повести, в которых писатель часто обращается к своему детству, к местам, в которых жил, воспоминаниям о войне, размышлениям о жизни и о стране. Читатели особенно любили Астафьева за его живой литературный язык и за его талант - так реалистично отображать русский быт. Когда в конце 90-х годов вышло собрание сочинение Астафьева - оно заняло 15 томов!

Смерть Астафьева наступила 29 ноября 2001 года. Причиной смерти Астафьева стал инсульт, который он перенес в апреле и после которого так и не смог оправиться. Похороны Астафьева прошли 1 декабря в Овсянке, на родине писателя. Могила Астафьева находится на Майской пашне - в трех километрах от Овсянки, там же, где похоронена его дочь Ирина.

Линия жизни

1 мая 1924 г. Дата рождения Виктора Петровича Астафьева.
1942 г. Уход Астафьева добровольцем на фронт.
1945 г. Демобилизация в звании рядового, отъезд на Урал, женитьба на Марии Корякиной.
1948 г. Рождение дочери Ирины.
1950 г. Рождение сына Андрея.
1951 г. Работа в газете «Чусовский рабочий», публикация первого рассказа.
1953 г. Выход первой книги Астафьева «До будущей весны».
1958 г. Принятие Астафьева в Союз писателей СССР.
1959-1961 гг. Учеба на Высших литературных курсах в Москве.
1962 г. Переезд в Пермь.
1969 г. Переезд в Вологду.
1980 г. Переезд в Красноярск.
1987 г. Смерть дочери Астафьева, Ирины.
1989-1991 гг. Народный депутат СССР.
1994 г. Присуждение Астафьеву независимой премии «Триумф».
1995 г. Присуждение Астафьеву Государственной премии России за роман «Прокляты и убиты».
29 ноября 2001 г. Дата смерти Астафьева.
1 декабря 2001 г. Похороны Астафьева.

Памятные места

1. Село Овсянка, где родился и где похоронен Астафьев.
2. Профессиональное училище № 19 в Красноярске им. Астафьева (бывшее ФЗО-1), где учился писатель.
3. Дом-музей Астафьева в Чусовом, где писатель жил и работал после войны.
4. Литературный институт им. М. Горького, где Астафьев учился на Высших литературных курсах.
5. Дом Астафьева в Перми, где он жил в 1960-х годах и где сегодня установлена мемориальная доска писателю.
6. Мемориальный комплекс Астафьева в селе Овсянка, в который входят музей Астафьева, дом бабушки писателя Екатерины Потылициной и часовня.

Эпизоды жизни

Первая дочь супругов Астафьевых умерла еще малышкой. Это были тяжелые времена, сразу после войны, все голодали, продовольственных карточек не хватало. Дочке просто было нечего есть, а у мамы пропало молоко. Позже родилась дочь Ирина, которую Астафьеву, увы, тоже пришлось потерять, когда у нее у самой уже было двое детей, - Ирина скончалась от сердечного приступа. Внуков Астафьевы забрали к себе и воспитывали как родных детей.

Своему однополчанину Ивану Гергелю Астафьев писал после перенесенного инсульта, что иногда испытывает настоящее отчаяние. «Если б водился дома пистолет, оборвал бы все эти мучения, ведь жить-то не могу», - сетовал Астафьев. Больше всего он переживал, что не может писать - пробовал надиктовывать на диктофон, но получался словно чужой текст.

Завет

«Пусть имя моё живёт до тех пор, пока труды мои будут достойны оставаться в памяти людей. Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал».


Документальный фильм с Виктором Астафьевым «Всему свой час»

Соболезнования

«Его кончины можно было ожидать, и все-таки она неожиданна. Смутно верилось: может быть, он удержится и на этот раз, и на этом, уже смертном, рубеже. Но, видно, есть предел и астафьевскому жизнелюбию и упорству. Это был настоящий солдат - битый, стреляный, неунывающий, веселый и печальный, сердечно добрый и по-настоящему злой, порой грубый. Все в нем было. Он цеплял читателя, что называется, за живое. Не все его принимали, и это естественно, - он был ни на кого не похож в нашей прекрасной литературе о былой страшной войне. Ведь, кроме общей, война у каждого была еще и своя».
Константин Ваншенкин, поэт

«Ушел в вечность Виктор Петрович Астафьев, оставив за спиной такую короткую и такую долгую жизнь. Жизнь тяжкую до мученичества. И радостную до самозабвения. Жизнь, полную ароматов трав и цветов, прекрасной музыки, поэзии и творчества. И он смог своим уходом нравственно превзойти всех нас - красноярцев, не сумевших защитить, уберечь больное сердце писателя от грязи злоречивых СМИ, от душевной помраченности депутатов. И прости нас, Господи, и упокой душу усопшего раба твоего Виктора в селениях праведных, даруй ему Царствие небесное и вечный покой, он много потрудился на этой земле. А для нас, оставшихся здесь, эта утрата - невосполнимая…»
Геннадий Фаст, настоятель Успенского храма города Енисейска

Советская литература

Виктор Петрович Астафьев

Биография

АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924−2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959-1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» - сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968−1975) - лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960−1970-х годов - военная и деревенская. В его творчестве - в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, - Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел - например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы - противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя - а вместе с ним и автора - ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 - Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с. Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что недалеко от Красноярска, в крестьянской семье Петра и Лидии Астафьевых родился сын Витя. В семилетнем возрасте в жизни мальчика случилось непоправимое - не стало матери (она утонула в реке), и до конца жизни, по признанию писателя, он не привык к этой потере. Самым близким человеком после случившегося стала для маленького Вити бабушка.

После раскулачивания и выселения деда Павла семья переезжает в Игарку, отсюда из-за материальных трудностей у отца и очень плохих отношений с мачехой парень попадает в детский дом.

Именно здесь простой учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский увидел в Викторе литературное дарование и помог его развивать. Так сочинение о местном озере напечатают в школьном журнале. Позднее оно развернется в рассказ «Васюткино озеро».

После школы – интерната Виктор уезжает в Красноярск в ФЗО. А осенью 1942 года - добровольцем уходит в армию, откуда весной 1943 года прямиком на фронт. На войне он получает несколько ранений и наград: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Уже в 1945 году Виктор Петрович демобилизуется и до 1959 года живет с семьей в городе Чусовой на западном Урале, родине его жены Марии Семеновны Корякиной. Работает чернорабочим, слесарем, грузчиком, чтобы прокормить семью. В 1953 году выходит его первая книга «До будущей весны».

Вообще это были годы творчества, рождения детей - дочери Ирины и сына Андрея. Не минуло эту семью и горе - первенец, дочь Ольга, умерла в младенчестве. р>

В 1957 году Виктор Петрович - спецкор Пермского областного радио. А в 1958 году после издания романа «Тают снега» Астафьев уже член Союза писателей РСФСР.



Похожие статьи
 
Категории