Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность Целенаправленный процесс формирования личности в соответствии

15.05.2023

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Но среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоничное развитие. Корнями эта цель уходит в античные философские учения.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для раскрытия индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Рассмотрим составные части воспитания: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание, могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:

  • - усвоение определенного объема научных знаний;
  • - формирование научного мировоззрения;
  • - развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • - развитие познавательных интересов;
  • - формирование познавательной активности;
  • - развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной и специальной подготовки.

Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей, широкой общественности вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т.д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.

Физическое воспитание - управление физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания следующие:

  • - укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • - повышение умственной и физической работоспособности;
  • - обучение новым видам движений;
  • - развитие и совершенствование основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • - формирование гигиенических навыков;
  • - воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • - формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
  • - развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура - обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.

Трудовое воспитание - формирование трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и способов их использования. Трудно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования.

Политехническое образование - ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное

Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.

Нравственные понятия и суждения дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Они переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Эстетическое воспитание - базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов. Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:

  • - формирование эстетических знаний;
  • - воспитание эстетической культуры;
  • - овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • - формирование эстетического отношения к действительности;
  • - развитие эстетических чувств;
  • - приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • - развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
  • - формирование эстетического идеала;
  • - формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.

Метод воспитания (от греческого “методос” - “путь”) - это путь достижения заданной воспитательной цели. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы воспитания - это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную, процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

  • - методы формирования сознания личности;
  • - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • - методы стимулирования поведения и деятельности.

1. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности – это … воспитание.

2. Процесс всестороннего развития личности – это … цель воспитания.

3. Воспитание – это … целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

4. Взаимодействии социальной среды, личности и группы формируют… социально-психологические явления.

5. Социальная среда зависит от:

  • внутриклассовых различий определенных слоев
  • типа общественных экономических формаций
  • классовой и национальной принадлежности
  • бытовых и профессиональных отличий

6. Целью воспитания является … процесс всестороннего развития личности.

7. Особенностями процесса воспитания являются…

  • длительность протекания процесса воспитания;
  • сложность анализа результатов;
  • своеобразие форм и методов воспитания.

8. Особенностями процесса воспитания являются:

  • противоречия между требованиями педагога и готовностью ученика выполнить это требование;
  • противоречия между целенаправленным влиянием педагога и стихийным влиянием окружающей среды.

9. Объективно существующие связи педагогических явлений и процессов – это … закономерность.

10. Движущими силами процесса воспитания являются … противоречия.

11. Исходные положения, которые определяют содержание, организацию, формы и методы воспитания – это … принцип.

12. Закономерностями воспитательного процесса являются:

  • зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов среды;

единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;

  • чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс;

13. Принципами воспитания являются:

  • тесная связь воспитания с жизнью, трудом;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • единство педагогических требований и воспитательных воздействий.

14. Принципами воспитания являются:

  • системность, непрерывность и последовательность в воспитательной работе;
  • воспитание в труде и для труда;
  • сочетание требовательности с уважением личности;
  • воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.

15. В переводе с латинского наружный вид, внешнее очертание означает… форма

16. Внешняя сторона организации воспитательного процесса, которая связана с подрастающим поколением, временем и местом воспитания, а также порядком его осуществления – это … форма воспитания.

17. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривается для всех учащихся (дежурство, участие в работе по самообслуживанию и т. п.), называется … обязательные.

18. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривает кружковые занятия, спортивные секции и т. п., называется добровольные.


19. Совокупность способов и приемов воздействия на личность – это … метод воспитания.

20. Совокупность педагогических средств организации жизнедеятельности человека – это... прием воспитания.

21. Метод формирования сознания (в основе лежит процесс нравственного просвещения, воздействие на сознание и поведение воспитуемых) – это … метод убеждения.

22. К разновидностям метода убеждения относятся:

  • беседа
  • диспут
  • лекция
  • доклад
  • конференция

23. Значение методов убеждения:

  • способствуют преодолению разрыва между сознанием и поведением;

· убеждение сочетает внушение и разъяснение, а это ведет к самовоспитанию);

24. Общие требования к методам убеждения :

· убежденность педагога;

· доверие и такт к воспитаннику;

· умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять характер возникших противоречий;

· овладение искусством убеждать.

25. Метод воспитания, который представляет собой различные способы организации деятельности учащихся в интересах накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности – это … метод практического приучения (упражнения).

26. К группе методов упражнения относятся…

· метод организации общественно-полезной деятельности;

· творческая игра;

· методы приучения к нормам общественного поведения;

27. К группе методов побуждения к положительным действиям относятся:

· требование;

  • наказание;
  • поощрение.

28. Виды и формы требование: совет, доверие, просьба, намек, одобрение, угроза и т.п. относятся к … косвенному требованию.

29. Мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку поведения, поступков (личности, коллектива) – это... метод поощрения.

30. Метод воздействия на личность с целью осуждения неправильных поступков – это … метод наказания.

31. Конкретное приложение методов в определенных условиях – это... прием воспитания.

32. Виды приемов, относящиеся к тормозящим…

  • ирония
  • параллельное педагогическое действие
  • предупреждение
  • проявление возмущения

33. Виды приемов, относящиеся к созидающим:

  • нравственное упражнение
  • организация успеха в учении
  • просьба
  • внимание

34. Метод воспитания, воспитательная сила которого основана на ес­тественном стремлении людей к подражанию образцам социальных норм и ролей – это … метод примера.

35. Метод воспитания, который является одним из путей мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению какой-либо деятельности – это … метод соревнования (игры).

36. Метод воспитания, который представляет собой процесс обсуждения человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков – это … метод критики (самокритики)

37. Становление человека как биологического вида и как социального существа – это … человек

38. Социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества – это … личность.

39. Совокупность общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) – это… индивид.

40. Совокупность социально-психологических особенностей (например, темперамент, характер и т.д.), которые отличают одного человека от другого – это… индивидуальность.

41. Перечислить факторы развития личности… наследственность, среда, воспитание.

42. Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми – это … семья.

43. Структура семьи, которая включает в себя соотношение между фор­мальной властью и неформальным лидерством – это … структура власти.

44. Структура семьи, где наиболее важным является установление межличностных отношений – это... структура коммуникации.

45. Структура семьи, которая связана с выполнением каждым членом группы отдельных ролей, а также системой их ролевых ожиданий – это… ролевая структура.

46. Относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), воспроизводимый индивидами, называется - это… социальная роль.

47. Удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей – это … социальный статус.

48. Функциями семьи являются:

· Репродуктивная

· хозяйственно-бытовая

· воспитательная

49. Отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи – это … основное назначение семьи.

50. Совпадение, сходство социальных позиций (ценностных ориентации, установок, интересов, взглядов на жизнь) – это … супружеская совместимость.

51. Умение уступить, терпимость, понимание того, что каждый человек имеет право на своеобразие и индивидуальность, что он не должен быть копией супруга и его собственностью и именно за это своеобразие и следует его уважать – это … культура семейного общения.

52. Разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов или потребностей – это … конфликт.

53. Биологическими причинами детской нервности являются:

  • травматические воздействия;
  • инфекционные воздействия.

54. Микросоциальными причинами детской нервности являются:

  • переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины
  • неправильное воспитание;
  • неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве.

55. Психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и пове­дение ребенка, при которой не соответствует требованиям к нему – это… психический инфантилизм.

56. Психогенное расстройство, вызванное ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т.д. – это … невроз.

57. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают робость, пассивность, замкнутость, склонность к унынию, капитуляция перед трудностями, неудачами – это … астенический невроз.

58. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают страхи, тревожность, мнительность, нерешительность, перестраховка, педан­тичность, замкнутость, что свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном и рассудительном ребенке – это … невроз навязчивых состояний.

59. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают эгоистич­ность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость, истерич­ность – это … истерический невроз

60. Реакция борьбы, которая складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей – это … агрессивность.

61. Формам отклоняющегося поведения, которая является результатом излишней требовательности родителей – это … упрямство.

62. Формам отклоняющегося поведения, которая является следствием чрезмерной уступчивости его близких – это … капризы.

63. Все то, что окружает человека в его социальной жизни, или это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития – это … социальная среда.

64. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта…

  • общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру
  • усвоение и воспроизводство в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода

65. Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, или процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, нормы – это … социализация личности.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на разностороннее развитие личности, стремящейся стать субъектом своей жизнедеятельности. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач, в этом контексте понятие воспитания используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель – усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматическом выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.

Образование – процесс и результат усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности и формирования на этой основе качеств личности.

Педагогика широко использует межнаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц и т.д.), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера). Речь идет также о духовном развитии, охватывающем весь внутренний мир человека.
В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные отрасли педагогики -- общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути). Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук .

Связь педагогики с другими науками:

· Философские науки

· Анатомия и физиология

· Психология

· История

· Науки об искусстве (искусствоведение, литературоведение, музыковедение и др.)

· Естественные науки (физика, химия, биология и др.)

· Математические и технические науки.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете утверждение, что педагогика является одновременно наукой и искусством?

2. Назовите объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.

3. Что является источниками развития педагогики?

4. Какая из названных категорий является самым широким понятием: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование?

5. В каких смыслах употребляется термин воспитание? Раскройте сущность этой категории.

Педагогическая деятельность всегда целенаправ­ленная. Цель работы педагогических коллективов дош­кольных образовательных учреждений социально зна­чима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дош­кольного возраста.

Весь воспитательно - образовательный процесс в дошкольных группах ориентирован на ребенка. На его самочувствие, интересы, предоставление ребенку выбора и планирование деятельности в соответствии с его

интересами и потребностями.

Воспитательная работа - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, способные обеспечить взаимодействие всех субъек­тов, которые составляют понятия «детский сад» и «социум».

Цель наших дошкольных групп - индивидуальное комплексное раз­витие каждого ребенка. Работа всего педагогического коллектива направлена на повышение качества дошкольного образования.

Воспитание ребенка успешно, если оно системно, поэтому ос­новной задачей своей педагогической деятельности мы считаем при­ведение всех своих воспитательных действий, усилий в некую си­стему, которая представляла бы собой единство закономерно рас­положенных и находящихся во взаимной связи частей.

Воспитательная работа в дошкольных группах охватывает два возрастных пе­риода, которая ставит перед коллективом определенные задачи.

В младшем дошкольном возрасте:

Формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих; замечать измене­ния настроения, эмоционального состояния близкого взрос­лого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие;

Развивать способность сдерживать непосредственные ситуатив­ные желания «я хочу»;

Учить входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства

эмоциональной экспрессии для выра­жения радости, восторга, грусти и других состояний;

Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отно­шение к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте:

Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма - любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отноше­нию к людям, населяющим ее;

Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;

Воспитывать этически ценные способы общения;

Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребен­ка уважение к себе.

Наш педагогический коллектив поставил перед собой следующие воспитательные задачи:

Развитие и укрепление взаимодействия всех участников вос­питательного процесса;

Развитие и совершенствование межведомственного взаимодей­ствия между учреждениями здравоохранения и образования;

Создание необходимых условий для участия родителей в вос­питательном процессе.

Первоочередной задачей является задача охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие. Опрос родителей показал, что главным для них физическое и психическое здоровье детей.

Нельзя заботиться о здоровье детей и не прививать им основы безопасности и жизни деятельности.

Только грамотная работа в этом направлении поможет нам добиться значительных результатов в деле укрепления физического и психического здоровья детей.

Наш коллектив исходит из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, педагоги считают невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время большое внимание в педагогической деятельности уделяется созданию здоровье сохраняющей среды в условиях детского сада.

Реализуя задачу воспитания у дошкольников культуры здоровья через создание здоровье сберегающей среды в условиях ОУ, реализацию здоровье сберегающих технологий педагоги и медицинский работник работают в тесной взаимосвязи, учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья каждого ребёнка, используя все природные факторы: воду, воздух, солнце.

В дошкольных группах реализуется комплексная система оздоровительных и закаливающих мероприятий. Таких как:

Бодрящая гимнастика

Воздушные ванны

Обширное умывание

Витаминизация 3блюда

Прогулки

Используемая в работе карта состояния здоровья ребёнка позволяет отслеживать состояние здоровья и физического развития дошкольников в течение всего периода пребывания его в детском саду.

Вопросы укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости рассматриваются коллективом в течение года на производственных собраниях. Ежемесячный анализ заболеваемости по группам позволяет повысить эффективность работы в данном направлении и наметить пути снижения заболеваемости воспитанников.

Педагогическим коллективом создаются условия для организации оптимального двигательного режима в ОУ. Регулярное проведение спортивных праздников и развлечений, оформление «Уголков здоровья» способствуют возрастанию интереса детей к физической культуре и повышению двигательной активности. В группах обеспечиваются сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Дошкольный и младший школьный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологической позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время эта работа актуальна, наиболее трудна, требует особого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданства не считаются важными и зачастую вызывает недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей также является нашей задачей. Так как патриотическое воспитание должно занимать ведущее место в системе социально личностного развития ребёнка дошкольника.

Педагоги нашего сада используют разные формы и методы по воспитанию детей. Это - беседы на разные темы: о культуре поведения, о воспитании нравственных качеств о Родине, о делах народа, о природе, о хороших людях и т.д. Педагоги проводят занятия, читают художественную литературу.

Вместе с детьми был собран природный материал, который потом дети используют на занятиях для творческой деятельности, исследовательской работы.

Вместе с детьми проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы. Воспитатели учат видеть красоту и неповторимость природы нашего края. Свои впечатления дети выражали в рисунках и поделках. Педагогами организовываются выставки детских рисунков и поделок, викторины, проводятся праздники, другие мероприятия.

Объектами неживой природы пополняем исследовательские уголки (интересные камни, песок, глина, цветные ракушки и т.д.). Весь собранный

природный материал дети могут использовать в самостоятельной деятельности, в игре, в своем творчестве.

Чтобы дети лучше познакомились с историей нашего края, мы проводим с детьми занятия по краеведению, на которых знакомим с традициями и творчеством нашего края. Чтобы у детей были более четкие представления об истории родного края, его традициях и быте, педагогии вместе детьми и их родителями были, создают уголки краеведения, где собирают изделия народного творчества. Очень радует, что родители приняли активное участие в этом процессе, т.к. помогая нам, взрослые приобщают к нему и детей.

Вся совместная работа педагогов, детей, родителей дает детям на наш взгляд самое главное – это приобщение к общему делу, чувство гордости за себя, свою семью, своих родителей, дедушек и бабушек, а так же дает понять, что и сам ребенок является частью и семьи, и группы, и всего народа.

Воспитательно - образовательная работа нашего сада строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Педагоги учреждения пришли к выводу о необходимости формирования у родителей представлений об основных целях воспитания развития детей.

В настоящее время педагоги учреждения стремятся к наиболее эффективным формам вовлечения семьи в образовательный процесс. Анализ планов выявил разнообразие форм работы с родителями:

Работа с родителями проводится по четырем направлениям:

  1. информационно-аналитическое (анкетирование, консультации, участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий, «Дни открытых дверей; в дошкольных группах функционируют: родительский комитет, общее собрание);
  2. познавательное направление (консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; совместное создание предметно - развивающей среды);
  3. наглядно - информационное (родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Семья - здоровый образ жизни);
  4. досуговое (праздники «День Матери», «День рождения», развлечения, спортивные досуги.).

В дальнейшем мы планируем организовать родительские гостиные, занятия с участием родителей, выпуски семейных газет. Рациональное

сочетание традиционных и инновационных подходов к работе с семьёй даст хорошие результаты.

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного воспитания.

"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш".

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Но среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоничное развитие. Корнями эта цель уходит в античные философские учения.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для раскрытия индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает “человеческое измерение” таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

Рассмотрим составные части воспитания: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание, могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:

Усвоение определенного объема научных знаний;

Формирование научного мировоззрения;

Развитие умственных сил, способностей и дарований;

Развитие познавательных интересов;

Формирование познавательной активности;

Развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной и специальной подготовки.

Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей, широкой общественности вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т.д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.

Физическое воспитание - управление физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания следующие:

Укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

Повышение умственной и физической работоспособности;

Обучение новым видам движений;

Развитие и совершенствование основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

Формирование гигиенических навыков;

Воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

Формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

Развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура - обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.

Трудовое воспитание - формирование трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и способов их использования. Трудно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования.

Политехническое образование - ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется: 1) материальным результатом; 2) организацией; 3) включением в систему трудовых отношений всего общества; 4) материальным вознаграждением.

На сегодняшний день внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.

Нравственные понятия и суждения дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Они переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Эстетическое воспитание - базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов. Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:

Формирование эстетических знаний;

Воспитание эстетической культуры;

Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

Формирование эстетического отношения к действительности;

Развитие эстетических чувств;

Приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

Формирование эстетического идеала;

Формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.



Похожие статьи
 
Категории