Вреден ли цирк для животных. Правда ли, что к животным в цирке ужасно относятся? “И у него такие от ужаса глаза…”

16.07.2020

11 735

Наверное каждый из нас в детстве бывал в цирке и зоопарке. Некоторые и сейчас туда ходят, водят своих детей, чтобы подарить им моменты радости, наполнить детство счастьем. С одной стороны, это кажется вполне естественной родительской заботой. Вот только животные в клетках зоопарка и цирка, увы, выросли без такой заботы.

Я смутно помню свои впечатления после посещения цирка и зоопарка в детстве. Я осознавала, что в клетке сидеть не очень весело, но детский разум не приучен загружать себя грустными мыслями. Но как-то меня позвали в цирк, когда я была уже далеко не ребенком. Цирковая программа называлась «Медведи на скейтах». Я смотрела на медведей, которые не просто катались на скейтах, но и вытворяли различные трюки, они ездили на скейте, стоя на передних лапах. Я тогда подумала, что я в принципе на скейте не умею кататься, но, при желании могла бы научиться, но только не стоя на руках. Ни за что! Это страшно, это не естественно стоять на руках. Я бы никогда так не научилась… разве что, если бы меня морили голодом и жестоко наказывали за неповиновение.

Я с трудом досидела до конца этого отвратительного представления. С тех пор цирк для меня это нечто дикое, злое, отвратительное. Когда вижу цирковые афиши, где в основном акцент на «невероятные шоу с животными», удивляюсь, как цивилизованные люди в наш век, когда развлечения есть на каждом шагу (без боли и страданий других живых существ) все еще поддерживают эту индустрию насилия. Ни одно животное не пришло в цирк добровольно. Ни одно животное не хочет выполнять трюки за кусочек еды.

Но, животные будут страдать, пока вы покупаете билет в цирк, именно вы способствуете этому издевательству над животными .


Чтобы медведь, смешно переваливаясь, танцевал «Калинку», его ставят на металлическую поверхность, включают музыку и раскаляют железо до нестерпимой температуры. Чтобы не сжечь себе лапы, медведю приходится переступать с ноги на ногу. Рефлекс закрепляется ни единственным таким уроком. Медведи — не слишком послушные создания, поэтому они наиболее часто подвергаются побоям со стороны укротителей.

Лошади давно приручены человеком, тысячи лет назад с помощью лошадей человек осваивал новые земли. Сейчас нет нужды использовать лошадь для выживания, но лошади по прежнему в рабстве у людей. В цирке лошади подвергаются изощренным пыткам. Чтобы они могли достаточно долго простоять на задних ногах, к их половым органам прикладывают электрошок в момент, когда дрессировщик резко вскидывает руки вверх. От страшной боли лошадь взвивается на дыбы. Если лошадь опускает передние ноги прежде, чем укротитель опустит руки, электрошок применяют снова. И так — до получения необходимого для номера результата.

«Люди, которые принимают и тем более поддерживают индустрию развлечений с животными — это люди с пещерным мышлением, это тупиковая ветвь человечества. «

Забавные обезьянки, собачки и кошечки подвергаются не меньшей жестокости. И если вы думаете, что дельфины в дельфинариях — счастливые животные, то вы заблуждаетесь. Ни одному животному не хочется делать то, что ему не дано природой, и не важно, лазает ли он по деревьям или плавает в воде. Дельфинарий для дельфинов — это ад. Живущий на свободе дельфин проплывает в день 150 километров. Его ареал обитания составляет 85 кв.км. В неволе он может плескаться в бассейне из бетона, стали или стекла размером 8х8 метров и 1,8 м глубиной. Средняя продолжительность жизни дельфина в дельфинарии в 10 раз ниже, чем в естественных условиях.

Судьба циркового животного это: жестокая дрессировка, постоянные выступления, голод и жизнь в тесной клетке. Впрочем, разве это можно назвать жизнью?

О страданиях животных в цирке можно написать целую книгу. Но лучше один раз увидеть. Посмотрите этот фильм и скажите НЕТ цирку с животными. Всего 30 минут вашего времени могут изменить и подарить свободную жизнь без насилия животным в их природе обитания.

В цирковых программах с животными нет ничего поучительного для детей. Животные там просто клоуны, вынужденные пленники, рабы…

Хотел пропустить этот вопрос, но раз Вы его мне отправили)) Придется проявить мне свою мракобесную сущность.

Сначала сделаем вид лояльности -- вопрос -- в каком цирке, к каким животным.

Да, то, что бывают дрессировщики использующие разное насилие -- факт. Помним , даже и историю, когда пуля из пневматики предназначенная животному (чтобы прыгало, видимо) попала в ребенка. Да и кнут никто от нас не скрывает на представлении. Тут ничего удивительного нет. Мы не знаем, что тренеры бывает бьют спортсменов? Только что была новость от спортсменки нашей?

Есть разные животные. Кошек, например, невозможно заставить исполнять трюки силой. Поэтому, при всей жесткости характера Куклачева, думаю, что кошки у него действительно играют. Обеспечить нормальные условия содержания кошкам сложно, но можно.

А как, скажите, цирк может обеспечить достойные условия слонам, тиграм, медведям? Их в зоопарках то держать ненормально (классических, клеточных), не то, что в цирках.

Цирк, это преимущественно развлечение, шоу, эстрада со всеми связанными с этим странностями.

Это в цирках были развлечения -- бородатые женщины, карлики, аборигены разыгрывали сценки из своей жизни, профиспорт вернулся в культуру тоже через арену цирка (где начали выступать силачи и борцы в 19 веке?). Развлечение для зрителей ради денег -- всегда будет любой ценой.

Прогресс есть, карлики -- уже не смешно. А вот тигр на тумбочке прыгающий при щелчке хлыста через огонь -- это ещё смешно и интересно. Как же, сильный и свободный в природе зверь покоряется человеку. Почему никто не дрессирует дома домашнюю кошку прыгать через огненный обруч? А если кто-то так и делает, то покажется странным? Играть с кошкой -- всем интересно, но с тиграми "играют" используя хлыст.

Надо не развлекать детей животными в патологически неестественных условиях, а учить детей, показывать им животных в зоопарках и в специальных парках, где человек смотрит только с дороги, с машины. Знакомить с животным в естественных условиях и учить тому, в чем животное нуждается, как оно живет. А цирк -- это поощрение взгляда, что природы нам достаточно в виде медведя на цепи. Потребительское отношение к миру и живой природе.

Собака -- уникальное животное, собак человек тысячелетия отбирал в том числе по принципу дружелюбности к человеку. Сравнивать её с дикими животными не надо. , кстати, интересное -- эксперимент по одомашниванию лис) Особенно вот это:

Также стали встречаться закрученные хвосты и свисающие уши. Такие изменения исследователи связывают с меньшим уровнем адреналина

Для дрессировки важно чтобы животное не умело само добывать пищу. Если животное в природе уже успело научиться этому, то для дрессировки оно считается потерянным. Его придется ломать. Или ждать когда оно заболеет, постареет.

Примеров привязанности тигров, львов, волков к человеку полно, но они, при этом, воспринимают человека как своего, а не как хозяина, которому надо угождать на задних лапках.

Например, фото, о знаменитом недрессировщике.

Любите ли вы животных? Если да, то, наверное, вам нравится посещать цирки и зоопарки, ведь это одна из немногих возможностей увидеть воочию самых разных представителей животного мира. Номера с участием зверей всегда вызывают восторг публики, создавая у зрителя впечатление, что животное с радостью и по доброй воле выполняет все трюки. И никто не задумывается о том, какими страшными методами «работают» дрессировщики, чтобы несчастные животные в цирке выполняли эти трюки. Да, именно заставить, а не научить (как многие привыкли думать).

Животные в цирке — жестоко и мучительно!

Кроме того, в обществе считается, что привить ребенку любовь к животным можно, лишь показав ему зверей в клетках, либо на арене, беспрекословно повинующихся человеку с хлыстом в руке. Таким образом, в сознание ребенка закладывается постулат, что животные в цирке и зоопарке, в живой природе на воле — созданы на потеху людям.

Довольные зрители, улыбки и смех, счастливые дети — по одну сторону кулис и тесные клетки, тяжелая, давящая атмосфера пожизненного концлагеря и крики животных по другую.

Вот медведица, стоя на передних лапах вниз головой, взмывает вверх на тонюсенькой перекладине. Зал взрывается аплодисментами, публика визжит от восторга. И никому невдомек, каким пыткам подвергалось бедное животное ради этого. Несчастную медведицу подвешивали за ноги на цепь, поднимали вверх и били. Вот такое «обучение».

Другой медведице на репетиции дрессировщик порвал матку. Вдумайтесь, что это за «обучение», если оно приводит к таким последствиям.

Молодой обезьянке специально сломали пальцы, чтобы она была покладистее.

Слонов заковывают в цепи так, что они не могут сдвинуться с места, поэтому их ноги изъедены .

Перечень подобных издевательств над над животными в цирке — четвероногими «артистами» можно продолжать бесконечно.

Багор, стек, палка, дубина — вот лишь некоторые из инструментов, без которых не обходится дрессура.

В интервью прессе дрессировщики любят говорить о любви к животным, к своей профессии. И у людей не возникает вопроса: а здоров ли психически человек, который изо дня в день при помощи пыток подавляет волю другого существа, и почему заслуженные садисты России пользуются уважением в обществе.

Это и понятно, ведь то, что в действительности происходит за кулисами цирка, не предается огласке, и свои выводы зритель делает, лишь исходя из тех веселых картинок, что видит на арене.

Бывает, отчаявшиеся животные в цирке пытаются сбежать от своих мучителей, за что караются еще более жестоко, а порой и расплачиваются жизнью.

А знаете, как животные попадают в цирк? Многие думают, что они там рождаются, но это не так. Животное, рожденное в неволе, имеет очень слабое здоровье, рахит, оно не в силах выдержать больших физических нагрузок (ломаются кости) и быстро погибает или умерщвляется.

Для цирковой каторги отлавливают молодых животных в дикой природе. Отлавливают, безжалостно расправляясь с матерями, вставшими на защиту детенышей. Дикие звери строптивы и непокорны, ведь они родились и выросли на свободе. Их помещают на несколько месяцев в «резервации», где с изощренной жестокостью подавляют их волю, чтобы затем уже сломленное психически животное переправить в цирк.

При перевозке огромное количество зверей погибает, не выдерживая тягот такой жизни. Ну а попавших в цирк животных ждут не менее ужасные условия: тесные клетки, в которых невозможно выпрямиться во весь рост, а можно лишь вокруг своей оси повернуться, пытки и пожизненное заключение. В темноте, без свежего воздуха и без малейшей надежды когда-нибудь оказаться на свободе. И, разумеется, без еды…

А вы как думали? Ведь сытые животные в цирке подчиняться не будут, тем более терпеть жестокое обращение и пытки. Страх и голод — вот главная мотивация цирковых животных выполнять все, что от них требует палач-дрессировщик. Совершая бессмысленные для них действия в надежде, что хотя бы после этого их покормят.

Справедливости ради следует заметить, что не все дрессировщики бьют своих животных. Но и это мало облегчает их страдания, если учесть, в каких условиях содержатся животные в цирке…

Весь этот ужас будет длиться до тех пор, пока люди ходят на зрелища, поощряя тем самым жестокость по отношению к животным.

Уже во многих странах Европы запрещены законом дрессура и использование животных в зрелищных мероприятиях. России, к сожалению, животные в цирки вообще никого не волнуют, до осознания необходимости этого еще очень далеко…

Рассказ сотрудницы "Виты"


Я всегда любила животных. Наверно, они были одним из основных интересов в жизни. Мне было хорошо с животными, и я испытывала по отношению к ним положительные эмоции. Я помню, что первые самостоятельно прочитанные книги были о них, в том числе и книга Дуровой, в которой она описывала, как живет и дружит вместе со своими подопечными - лисичкой, шимпанзе (если не ошибаюсь).

Хотя я и знала о страхе и неприязни некоторых людей к животным, но на основе собственного восприятия их как друзей, а также из прочитанных книг, у меня больше складывались идиллические представления о дружбе дрессировщиков со своими животными.
Где я еще могла увидеть в городе других зверей, кроме кошек и собак? Конечно, в цирке. Поэтому, да, я из тех детей, кто любил цирк за возможность просто увидеть животных. Потом все эти детские представления, конечно, подзабылись...

А потом, в студенческие годы, я попала за кулисы саратовского цирка. Один из самых врезавшихся в память моментов там - медведица, сошедшая с ума, подпрыгивающая с размеренностью маятника, отталкивающаяся ногами от дна клетки и бъющаяся головой о ее низкий потолок. Как шарик пинг-понга. Только размеренное бум-бум-бум часами…

Клетки в медвежатнике (он же слоновник) там были примерно 1,5 х 1,5 х 1,5 м. Такие, что медведи не могут даже выпрямиться в полный рост, имея возможность только поворачиваться вокруг своей оси.

Там же видела слониху, прикованную к настилу пола полуметровой цепью, позволяющей ей делать только шаги вперед и назад. Ни солнца, ни неба, только голые серые стены вокруг. И так всю жизнь.

Однажды мы пришли с однокурсницей, но на вахте нас попросили подождать немного, мол, там сейчас расстреливают медведя, за то, что он напал на дрессировщика... Я все-таки прошла потом в медвежатник... Там помощник по уходу за животными с радостью в голосе за нежданную халяву предложил поучаствовать в приготовлении шашлыка из только что застреленного медведя.... За которым он до этого ухаживал... Чувства и мысли: дрессировщики - преступники, люди - вас обманывают!

Сочетание несочетаемого: относительно мирное существование вокруг цирка, улыбки в нем и, вместе с тем, отчаяние и мрак, что царят в помещениях для животных. Часто пьяные служащие по уходу. Редко заходящие к ним "друзья-товарищи-родители" - дрессировщики. Тоска, сумасшествие, бесцельное топтание животных на двух метрах пространства клетки... Шок.

Там же я услышала историю о страусе, погибшем при перевозке. Ему, любопытному от природы, отрезало голову дверцей вольера, шатающейся при движении поезда, настолько халатным было отношение к условиям его содержания.

Через несколько лет, уже став по этическим соображениям веганом, я участвовала в проведении семинара по биоэтике. Взяла тему развлечений с животными, так как она больше подходила мне и я могла лучше ее донести до окружающих, поделившись личным опытом. Тогда, начав подбирать информацию, я задумалась о поиске доказательств. Ведь мало сказать "я видел".

Когда "ВИТА" планировала создание фильма о цирках, желание иметь доказательства стало еще более насущным. В сети же мне попадалось очень мало видео, фото на эту тему, да и те сделаны в других странах,где еще остались цирки с животными. По России же такого совсем не было. Мысли: "была бы у меня тогда, в Саратове, камера, и что сделать теперь, чтобы попасть за кулисы и заснять действительность".

Мне повезло, я устроилась уборщицей. Первый рабочий день пришелся на день нашей акции против цирков - сразу после акции бегом в цирк...

Странно было жить двойной жизнью. Солнце, небо, люди на улицах и другой работе с поверхностными проблемами, суетой или скукой, а с другой стороны - обман, клетки, крики животных, замкнутое пространство, из которого нет выхода. Думаю, что для "той" стороны, цирковой, эта жизнь, наоборот, была нормальной и естественной.

Во время первой программы невыносимо тяжелая атмосфера концлагеря (тяжело это передать словами). Давящая. Жизнь в концлагере в 21 веке. С радостью и улыбками вокруг него.
Тяжело давался обмен приветствиями с дрессировщиками, когда вчера, приехав из цирка, просматривала запись с криками обезьянки Джонни.

Кроме ожидаемого мрака клеток, в первые же дни работы - крики обезьян за стеной во время дрессировки, которую лучше меня опишет снятое видео. Молодые обезьяны, новички, только начинали проходить первые этапы дрессировки. От приручения до трюков.

Безразличие дрессировщиков и помощников к боли животных, видно, что это уже привычная рутина. Перед началом очередной дрессировки Джонни - осмотр следов после вчерашних побоев, прощупали все ли цело, и… по новой - насилие, побои, крики Джонни от боли, мат дрессировщика...

В то же время были и рассказы обслуживающего персонала о жизни цирковых животных. В первый же день несколько человек решили меня удивить: " Мы тебе расскажем о животных тут. Тяжело им. Не зря за границей "зеленые" выступают против, и там с животными запрещают в цирках выступать". В завязавшемся общем разговоре на эту тему рассказали и о том, как пытаются убегать отчаявшиеся животные... Однажды убежала медведица, побежала от преследователей наверх, пытаясь от них скрыться, хотела выпрыгнуть в окно на второй этаже... И таких случаев побегов медведей мне рассказали несколько. Одна рассказала, что приехал тот же дрессировщик с обезьянами, что и в прошлом году, и она видела, как одна обезьяна от него убежала, и он ее бил, визжащую...

И в этом году, после побегов обезьяны Джонни(как можно видеть на видеозаписи), жестоко доставалось и ему, и упустившему его. Звери, особенно на первых этапах дрессировки, стараются сбежать, скрыться или укусить своих "друзей"-дрессировщиков. За что часто бывают наказаны побоями. Так били Кузю и Джонни, обезьян-новичков.

Рассказали, как дрессировщик "обучал" медведицу: подвешивал за задние ноги на цепь, поднимал и бил. (Тот же самый метод, что с Джонни, только обезьяну вместо цепи достаточно было удерживать за хвост.) Так научил стоять ее вниз головой на передних лапах на поднимающейся высоко вверх тоненькой перекладине. Именно этот трюк вызывал бурю восторгов и аплодисментов зала.

Но, как я могла увидеть, несмотря на многочисленные случаи жестокости, люди, обслуживающие цирк, в основном, не смотрят глубоко, мало анализируют, не видят всю причинно-следственную цепь страданий животных, не делают выводы. В одном случае "жаль", а в другом умиляются.

После первого представления уборщицы умиляются животным: "Лизонька - как она танцует, не отводит глаз от дрессировщицы", "как она смотрит... умница... ловит рыбку". Им не понятно, что Лиза голодна, и следит за дрессировщицей именно потому, что та для нее как спаситель, бог, дарящий эту вожделенную рыбу (в отличие от естественных условий, дохлую), в случае "если будешь слушаться".

Козы им не нравятся, потому что слишком естественно себя ведут - бродят, плохо слушаются. Они постоянно умиляются животным. Ценят номер, если он насыщен ими, рассказывают, как понравилось их знакомым. Одна сказала "я люблю животных, я люблю цирк". В их ощущениях это - синонимы. Мы говорим, что люди любят цирки с животными, потому что не знают правды. Но они находятся так близко, что могли бы ее знать при желании.

Шоу с животными построено на эксплуатации чувства зрителей - любви к животным. Мы любим любоваться животными. И для выуживания денег нам подают такую возможность. Для того, чтобы нас не мучала совесть, создаётся иллюзия приятной атмосферы, товарищества, взаимопонимания, дружбы, "разумного", добровольного артистизма: различными вдолбленными трюками нам внушается, что животные - артисты, им нравится выступать, и они сознательно выполняют номера. Так, специально вкрапляются трюки, создающие иллюзию свободной воли животного - вот дрессировщик просит выполнить одно действие, а животное, якобы, хулиганит или боится, и делает что свое, но потрясающе смешное для зрителя. Но это, якобы своевольное действие тщательно вбито многодневной дрессировкой.
По сравнению с увиденными мною номерами людей-артистов, номера с животными даже атавизмом не назовешь, настолько они жалки и убоги.

Несмотря на то, что я видела и дрессировщиков, не бьющих на репетициях животных, даже они никогда не могут избежать жестокости в виде заключения своих "любимых детей" в тесные клетки, в которых они находятся сутки напролёт. Невозможно в условиях цирка обеспечить животных нужными для них условиями. Даже якобы гуманные дрессировщики никуда не денутся от пробуждающихся инстинктов животных. Становясь половозрелыми, их подопечные все больше выходят из-под контроля, становятся менее управляемыми (из-за чего в цирках предпочитают молодых животных). Также будут страдать от нереализованной природной необходимости в движении, в получении информации, и будет нарушаться психика, развиваться стереотипное поведение, каким бы гуманным дрессировщик не был.

Цирк не в состоянии обеспечить хоть сколько-нибудь широкие вольеры для всех животных сразу, учитывая, что в одной программе часто участвуют по несколько десятков животных одновременно. Животные ютятся в маленьких клетушках (за редким исключением - бассейн для морской львицы Лизы ± 7 х 3м; вольер для львов Гончарова). Иногда в тесной комнатке между гримерок (мелкие животные), иногда в помещениях внизу без всякого доступа к солнечному свету. Мрачные стены, среди которых наставлены клетки или поставлены загородки. Клетка для медведей примерно 1,5 х 1,5 х 1,5 м (животное не может даже полностью выпрямиться). Клетка, разумеется, без всяких приспособлений для развлечения животных. Для кошек - 1 х 2 х 1 метра примерно на десяток кошек, в клетке нет ничего кроме полки и лотков. Обезьянам - 0.8 х 2 х 1,5 метра - тоже - пустые клетки, без оборудования.

Как объяснил мне знакомый цирковой ветеринар, клетки у медведей специально всегда делаются такими маленькими, для того, чтобы медведя было легче, безопаснее "брать" при выходе на манеж. Так как они считаются самыми опасными животными, на которых нужно умудриться еще одеть намордник...

В этих клетках животные проводят все оставшееся от репетиций, дрессировки и представлений время - примерно по 23 часа в сутки. Смотря сколько представлений в день. Учитывая, что номер с животным может занимать до 15 мин и, примерно, за 30 минут до начала их выводят, либо приковывая на короткие цепи (обезьян, медведей), либо вывозя их в еще меньших клетках, чем постоянные. Можно представить, что творится с ними в дни каникул с тремя представлениями в день. И это их единственное развлечение - повторяющийся, выполняемый на протяжении всей жизни один номер, одно и то же действие. Которое для животного не имеет смысла, кроме того, что после его совершения их, наконец, покормят. Конечно, зрители могут сделать вывод, что некоторые животные с охотой выходят на манеж. Ведь мы не задумываемся, что же они имеют кроме этого максимума 15 минут на 13 метрах манежа...

И посторонний зритель не поймет насколько голодно животное. Всегда один из методов дрессуры - голод, а вовсе не "пряник". Сытое животное работать просто не будет, у него будет недостаточно стимулов, придется еще больше применять болевые методы. Но голод трудно доказать, наблюдая со стороны. Если только не что-то неординарное. Морская львица Лиза, оставленная на попечение сына хозяйки-дрессировщицы, похудела так, что выпирали кости, а это не является нормальным для таких морских животных. Она крайне неохотно подчинялась дрессировщику и выполняла на арене трюки, требуемые от нее. За что, я думаю, ей урезали паек, чтобы хоть как то держать ее в подчинении, мотивировать ее голодом. Ведь на представлении перед зрителями невозможно применять силу, чтобы не разрушить иллюзию свободной воли "актера". Но, даже несмотря на голод, львица пару раз кусала дрессировщика.

Голод и страх - единственная мотивация подчиняться, выполняя раз за разом, на протяжении всей жизни, одно и то же заученное наизусть действие.

То, что было в саратовском цирке, я увидела и здесь. Кто-то может сказать, что эти случаи, что я видела, исключения из правил, что это данный цирк плохой или руководитель. Но я проработала и при смене руководства и могла видеть, что ситуация никак не изменилась. Кроме того, дрессировщики постоянно гастролируют из одного цирка в другой. Сегодня они выступают здесь, а через месяц едут дальше и выступают в считающихся самыми престижными цирках по всей России. Идет постоянная смена трупп, поэтому нельзя сказать, что жестокость присуща какому то одному из цирков.

Никакой гуманный дрессировщик не сможет существенно облегчить тяжесть и риск перевозки, которая может длиться не один день, что противоестественно для животного. Были рассказы от приехавшей труппы и о гибели животных при транспортировке. Так погибли недавно бегемоты в трейлере. Погиб целый фургон цирковых собак при аварии. И этой информации не попадалась в прессе. Я думаю, таких случаев немало, просто их стараются, по возможности, не выпускать "за пределы" цирковой среды.

Думаю, "выросшие в опилках" дети дрессировщиков с рождения привыкают к такой жизни, считают нормой заточение животных в клетки ради своего заработка. С детства начинают работать на манеже, поэтому чаще следуют по стопам родителей. Говоря о любви к животным, подменили понятие слова "любовь" другим, которое можно определить только выражением "поиметь"... Ни один, находящийся в здравом уме любящий человек, друг или родитель - а ведь дрессировщики так часто называют своих зверей детьми - не станет заключать своего любимого ребенка в клетку на всю его жизнь. Отношение к цирковому животному - как к машине, за которой нужен уход, пока она выполняет требуемые от нее действия и приносит пользу - прибыль.

Но, несмотря на весь трагизм закулисья, и в российский цирк проникают мысли о жесткости номеров с животными. Так, в общей куче восторженных отзывов зрителей, развешанных за кулисами, мне встречались и листочки с надписями "как же жаль животных..."

Я думаю, информация, хоть и медленно, но доходит и будет доходить до российского общества. Я уверена в сострадании большинства людей. Показывая изнанку цирка, мы даем людям возможность задуматься, попробовать поставить себя на место животных, которые также могут испытывать боль, грустить, имея те же основные потребности, что и люди...

Вячеслав Афанасьев: Конечно.

04.11.2012 13:32

Последние новости

  • 17.12.2019 21:56
  • 17.12.2019 21:35
  • 17.12.2019 20:46
  • 17.12.2019 20:09
  • 17.12.2019 20:02

В Челябинске стартовали гастроли знаменитого Московского цирка. На арене выступают единственные в мире танцующие пингвины, а также целое созвездие редких дрессированных животных. Примечательно, что это представление – совместный проект Росгосцирка и знаменитого ученого и телеведущего Николая Дроздова. Вчера он специально приехал на премьеру.

Вячеслав Афанасьев: Здравствуйте, Николай Николаевич!

Николай Дроздов: Здравствуйте, Вячеслав Юрьевич!

Вячеслав Афанасьев: Николай Николаевич, Вы приехали в Челябинск презентовать цирк. Почему?

Николай Дроздов: Вы же любите цирк?! Я думаю, нет ни одного нормального человека, который бы не любил. Все мы с детства любим цирк. До того, как я попал в Африку или в Индонезию, я увидел и крокодилов, и шимпанзе, и слонов в цирке. Буквально в 5 лет повели нас всех в цирк, и с 5 лет мы видим цирковых животных. И для меня как для биолога, для зоолога, для любителя животных цирковые животные – самые близкие друзья. Именно с ними можно подружиться.

Вячеслав Афанасьев: Почему же Вы приехали в Челябинск? В Москве же можно цирк посмотреть.

Николай Дроздов: В Москве в цирке можно увидеть какое-то одно представление, два, три варианта. А если Вы хотите увидеть 10–12 вариантов, то Вам надо проехать по всей стране, потому что в цирке до сих пор, хотя они имеют свои постоянные здания, гостиницы даже при цирках есть, но там существует постоянное движение цирковых групп животных. Они едут по всей стране. И чтобы повидаться со своим другом Шоном Коннери, я должен приехать в Челябинск. Он здесь, и в Москву он не попадет очень долго.

Вячеслав Афанасьев: Простите, какой Шон Коннери?

Николай Дроздов: Вы того еще Шона Коннери вспоминаете?

Вячеслав Афанасьев: Конечно.

Николай Дроздов: Сейчас уже есть гораздо более знаменитый Шон Коннери. Это замечательный шимпанзе, который выделывает на арене цирка такое, что тому Шону Коннери и не снилось. Здесь еще и кенгуру есть, и пингвины. Они тоже мои друзья, они идут ко мне, начинают обниматься. Пингвины обнимаются – можете себе представить?

Вячеслав Афанасьев: По нашим данным, Вы не просто зритель, Вы еще, скажем так, советник. Что Вы видите и какие советы цирку можете дать?

Николай Дроздов: Я могу скорее поучиться у этих людей. Они, может быть, из уважения к моему возрасту и научным званиям говорят, что ценят мои советы. Мне кажется, они делают это из любезности. Они могут меня спросить о каком-нибудь пингвине, где он в природе живет и как ему там, потому что я мог наблюдать животных в природе, в то время как артисты цирка не имели такой возможности. Я делюсь с ними своими наблюдениями, впечатлениями о жизни в природе, но я не уверен, что это им сильно помогает. Они так хорошо знают своих питомцев, что я, наоборот, их спрашиваю, как можно научить их трюкам. В цирке животные делают то, что в природе никогда не будут делать: ни один шимпанзе не станет вставать в природе на руки. Они очень ловкие, но стоять на руках шимпанзе абсолютно не нужно, а здесь он это делает очень здорово и ждет аплодисментов, чего в природе тоже не бывает.

Вячеслав Афанасьев: Николай Николаевич, есть канал “Россия Спорт”, “Россия Культура”. Может быть, есть смысл создать канал “Россия Animals”.

Николай Дроздов: Мы же на “России 2”, где объединились спорт, путешествия и мир животных. На этом канале можно увидеть и Discovery, и “Нашу планету”, большой раздел “Моя планета”, где показывают путешествия по природе, по городам.
Вячеслав Афанасьев: Но если сделать целый канал, посвященный животным, хватило бы информации?

Николай Дроздов: Если включать цирки и зоопарки, конечно, хватило бы.

Вячеслав Афанасьев: Редактором стали бы?

Николай Дроздов: Ни в коем случае. Я готов ездить, быть ведущим, рассказывать, выступать как специалист, но редактор на телевидении – это особая профессия. Никогда в их работу не вмешиваюсь и занимаюсь животными в пределах передач. Рассказываю о них, показываю, езжу к ним в гости в цирк, в зоопарк, в дикую природу, но учить людей опытных, профессиональных не буду. Я зоолог-биолог. Как отредактировать передачу, как ее поставить, это не мое дело.

Вячеслав Афанасьев: В Челябинске Вы презентовали эту программу. Следующий город какой?

Николай Дроздов: Насколько я знаю, Тюмень. Отсюда совсем не далеко.

Вячеслав Афанасьев: Спасибо, Николай Николаевич!



Похожие статьи
 
Категории