Все падежи и их вопросы таблица. Приёмы определения падежа

16.10.2019

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

Инструкция

Для начала объяснить значение в речи можно при помощи нехитрого упражнения. Составьте предложение и сделайте в нем запланированную ошибку. Например: «В воскресенье мы обязательно поедем навестить бабушка с дедушку». Спросите ребенка, что не так в этом предложении? Обычно дети находят и исправляют явные ошибки без труда. На подобных примерах можно наглядно показать, что падежи делают нашу речь связанной, благодаря ним мы без труда понимаем друг друга.

В русском языке всего шесть основных падежей. Запомнить их помогает знакомый многим с детства стишок. Он довольно необычен, но как нельзя лучше способствует усвоению очередности падежей:
Иван (Именительный)
Родил (Родительный)
Девчонку (Дательный)
Велел (Винительный)
Тащить (Творительный)
Пеленку (Предложный)
Начальная буква каждого из слов стихотворения соответствует первой букве падежа. Это своеобразное мнемоническое правило, которое способствует запоминанию путем расширения ассоциативных связей.

На этом же основано другое выражение, запоминание которого также поможет выучить очередность падежей:
Иван (Именительный)
Рубил (Родительный)
Дрова (Дательный)
Варвара (Винительный)
Топила (Творительный)
Печь (Предложный)
Зная своего ребенка, вы можете придумать для него любое другое высказывание построенное по этому принципу.

Запоминанию падежей и соответствующих им вопросов помогают вспомогательные слова и маленькие подсказки.
Именительный падеж отвечает на вопросы «кто?» «что?» («Маша», «стул», « »).
Родительный падеж – нет рядом с нами «кого?», «чего?» («Маши», «стула», «лошади»).
Дательный падеж – дать игрушку «кому?», «чему?» («Маше», «стулу», «лошади»).
Винительный падеж – вижу неподалеку, вдали «кого?», «что?» («Машу», «стул», «лошадь»).
Творительный падеж – творю (рисую, сочиняю) вместе «с кем?», «с чем?» («с Машей», «со стулом», «с лошадью»).
Предложный падеж – предлагаю поговорить «о ком?», «о чем?» («о Маше», «о стуле», «о лошади»).
Обязательно в этом случае обратите внимание ребенка на идентичность начальных букв в названии падежа и вспомогательного слова: «дательный – дать», «винительный – вижу», «творительный – творю», «предложный – предлагаю».

Связанная статья

Источники:

  • Канакина В.П. Русский язык. Падежи

Совет 2: Как отличить родительный падеж существительного от винительного

Падежи русского языка - это категория слова, показывающая его синтаксическую роль в предложении. Школьники заучивают наизусть названия падежей и их признаки, то есть вопросы, но порой возникают трудности. Например, когда нужно отличить родительный падеж от винительного.

Вам понадобится

  • Знания по русскому языку по школьной программе, существительные в винительном и родительном падежах,

Инструкция

В выделяют шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Для определения падежа используют вспомогательные слова и вопросы. От этого зависит написание окончания слова. Очень часто путают родительный (нет: кого? чего?) и винительный (винить: кого? что?) , так как вопросы к одушевленным предметам задаются одинаковые: "кого?".

Задайте вопрос. Если вы сомневаетесь, задайте к существительному определяющий вопрос: "нет чего?" (для родительного) и "вижу что?" (для винительного). Если слово приобретает форму именительного падежа, значит, в данном случае это винительный. Например: мелкую рыбку (винительный : вижу что? рыбку, нельзя сказать: нет чего? рыбку).

Если вам нужно определить падеж, чтобы расставить окончания, подставьте вместо существительного слово "кошка" или любое другое, но обязательно первого . В зависимости от окончания определите падеж. Например: гордость за учителя - винительный падеж, потому что, подставляя на место существительного слово "кошка", получаем: гордость за кошку. Окончание "у" указвает на винительный падеж. Окончание "и" на родительный.

Проанализируйте взаимосвязь слов в . Родительный , как правило, соотношение части и целого (стакан молока), принадлежность к чему-либо (кофта сестры), его употребляют при сравнении (красивее королевы). Винительный используют для передачи пространственно-временных отношений (работать неделю), переход от действия на предмет (вести машину).

Используйте эти же методы для для несклоняемых . Например: надеть пальто (надеть кошку - винительный падеж), обойтись без кофе (обойтись без кошки - родительный).

Обратите внимание

Винительный падеж обозначает полный охват объекта действием, определенное количество (выпить молоко), а родительный падеж - распространение действия на часть объекта (выпить молока).

Полезный совет

Неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от того же существительного в родительном падеже: я увидел дом (винительный), в округе не было домов (родительный)

Источники:

  • Страница, посвященная грамматическим характеристикам имени существительного

«Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку» - первые буквы данной литературной несуразицы упорядочено оглашают список падежей. Существует шесть видов падежей: именительный , родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый из них говорит о временном состоянии того или иного имени существительного, которое может меняться в падежном виде. Определить вид падежа существительного несложно, следует только разобраться, на какой вопрос отвечает каждый из падежей.

Инструкция

Падеж именительный – начальный, настоящее звучание слова. Отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Если неодушевленное, например: окно, дом, книга, автобус, то оно на вопрос «что?», а если – одушевленное, к примеру, девочка, слон, мама, Рита, то соответственно, отвечает на вопрос «кто?». Это распределение по оживленности предмета будет касаться всех , именно поэтому у каждого падежа два вопроса. Пример 1. Человек (кто?) – одушевленное существительное падеже, машина (что?) – неодушевленное существительное в именительном падеже.

Родительный падеж, от слова «родить кого?» или «что?». Как бы забавно это не звучало, но именно так и нужно задавать вопрос. Ряд вопросов совпадают, поэтому и некоторые слова будут звучать одинаково, главное, поставить правильно падежный вопрос. Пример 2. Человека (кого?) – одушевленное существительное в родительном падеже, машину (что?) – неодушевленное существительное в родительном падеже.

Винительный падеж, отвечает на вопрос: «винить кого?» или « что?». В указанном примере происходит совпадение неодушевленного существительного, поэтому падеж определяется логически, по смыслу. Пример 4. Человека (кого?) – одушевленное существительное в винительном падеже, машину (что?) – неодушевленное существительное в винительном падеже. Но если по смыслу: купил машину (родительный падеж), а разбил машину (винительный падеж).

Творительный падеж звучит как: «творить кем?» или «чем?». Пример 5. Человеком (кем?) – одушевленное существительное в творительном падеже, машиной (чем?) – неодушевленное существительное в творительном падеже.

Предложный падеж - , ставящий вопрос, не созвучный со своим названием: «говорить о ком?» или «о чём?». Определить слово в данном падеже легко, так как у существительного в таком падеже всегда имеется . Пример 6. О человеке (о ком?) – одушевленное существительное в предложном падеже, о машине (о чём?) – неодушевленное существительное в предложном падеже.

Видео по теме

Полезный совет

Даже если вопрос падежа не совпадает со смыслом в данном предложении, его все равно следует задать для определения падежа существительного.

Связанная статья

Источники:

  • Опыт работы в школе
  • падежи пример слов

Совет 4: Как объяснить ребенку слово "нельзя" в 2019 году

Чтобы уберечь ребенка от опасности, взрослые вынуждены говорить "нельзя". Не всегда это встречает понимание у ребенка. Чтобы избежать ссор и конфликтов, соблюдайте несколько правил.

Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.

Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.

Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или

Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.

  • Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень (что?), ребенок (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
  • Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши .
  • Дательный. Вспомогательное слово — «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
  • Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время, (вижу что?) знамя .
  • Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с . Пример: (доволен кем?) дочкой , (доволен чем?) результатом .
  • Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой ; (думаю о чем?) о защите диссертации .

Таблица падежей русского языка с вопросами:

Падежная система

Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе . А об остальных речь пойдет далее.

  • Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже . Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
  • Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку , (где?) на шифоньере , (где?) в носу.
  • Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
  • Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
  • Отложительный. Он употребляется с предлогом из . Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
  • Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
  • Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
  • Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.

Как определять

Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.

Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:

  1. В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
  2. Задать вопрос к имени существительному.
  3. у существительного.

Например: Слышу зов папы . Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)

Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:

  1. В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
  2. Главное слово в словосочетании обозначить Х.
  3. Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
  4. Над стрелочкой написать вопрос.
  5. Определить падеж.
  6. Надписать падеж над существительным.

Падежные окончания

Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.

Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.

Окончания в падежах русского языка:

1 скл. Наименование Окончания в единственном числе Окончания во множественном числе
Именительный -а, -я -ы, -и
Родительный -ы, -и -, -ей
Дательный -е, -и -ам,-ям
Винительный -у, -ю -ы,-и,-ей
Творительный -ой,-ей -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
2 склонение Именительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Родительный -а,-я -, -ов,-ев,-ей
Дательный -у,-ю -ам,-ям
Винительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Творительный -ом,-ем -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
3 склонение Именительный -
Родительный -ей
Дательный -ам,-ям
Винительный -
Творительный -ами,-ями
Предложный -ах,-ях

Полезное видео

Подведем итоги

Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.

    В русском языке изменение слов по падежам называется склонением. Падеж -- это определенная форма данного слова. В русском языке различают шесть падежей.

    Именительный падеж единственного числа -- это начальная форма существительного, прилагательного, местоимения, числительного или глагольной формы -- причастия. У существительных в именительном падеже мы зададим вопросы кто? или что? : мальчик, дерево. Именительный падеж принадлежит, как правило, подлежащему в предложении.

    Родительный падеж отвечает на вопросы кого? или чего? , нет мальчика, нет дерева.

    Дательный падеж отвечает на вопросы кому? или чему? дам мальчику, дам дереву.

    Винительный падеж отвечает на вопросы кого? ** или **что? вижу мальчика, дерево.

    В творительном падеже существительных мы зададим вопросы кем? или чем? , любуюсь мальчиком, деревом.

    В предложном падеже правомерны вопросы к существительному о ком? или о чем? , думаю о мальчике, о дереве.

    Падеж, в русском языке - это категория грамматики, которая осуществляет взаимодействие существительных с другими словами, в тексте или предложении. Падежи, напрямую зависят от склоняемого существительного в той или иной мере, при этом, как правило, окончание у этих слов меняется. Всего в русском языке насчитывается шесть падежей, а именно:

    1) именительный (отвечает на вопросы: кто? или что?)

    2) родительный (отвечает на вопросы: кого? или чего?)

    3) дательный (отвечает на вопросы кому? или чему?)

    4) винительный (отвечает на вопросы: кого? или что?)

    5) творительный (отвечает на вопросы: кем? или чем?)

    6) предложный (отвечает на вопросы: о ком? или о чем?)

    В русском языке падеж - это грамматическая категория, с помощью которой выражают отношение к предмету, обозначаемого существительным. В современном русском языке 6 падежей. Здесь приведена таблица, где можно посмотреть все падежи, а также их окончания для различных родов в единственном и во множественном числе.

    Падеж - это грамматическая категория, характерная для имен существительных и прилагательных. Слова могут изменяться по падежам и это их изменение называется склонением. То есть имена существительные (и прилагательные) склоняются по падежам. Это их склонение зависит от других слов, которые стоят рядом с данным словом и определяют его падеж.

    Всего в русском языке 6 падежей:

    Именительный - кто?/что? - друг, сумка

    Родительный - кого?/чего? - друга, сумки

    Дательный - кому?/чему? - другу, сумке

    Винительный - кого?/что? - друга, сумку

    Творительный - кем?/чем? - другом, сумкой

    Предложный - о ком?/о чм? - о друге, о сумке

    Падеж в русском языке представляет собой отдельную грамматическую категорию, посредством которой выражается отношение к какому-либо предмету. Вообще имеется есть падежей, определяемых на основе задаваемых вопросов, а вот и таблица:

    Обратите внимание на вспомогательные слова, помогающие определить падеж.

    Представленная ниже, позволит хорошо изучить и запомнить такую важную тему в русском языке как падеж.

    Падежом называют форму слова, когда слово изменяется по падежам - склоняется.

    Но не все части речи могут иметь падеж и склоняться по падежам.

    Например, мы можем просклонять существительные, прилагательные, местоимения, но не склоняем по падежам глаголы.

    Падежей в русском языке всего шесть, каждый падеж имеет свои вопросы к одушевленным и не одушевленным предметам, а также имеет разные окончания для единственного и множественного числа.

    Таблица падежей русского языка с вопросами и примерами ниже:

    Падеж это форма слова, в которой оно употребляется в русском языке. В русском языке шесть падежей и для каждого из них характерна своя постановка вопроса на который она отвечает. Вот таблица падежей с используемыми предлогами и окончаниями -

    Падеж это грамматическая основа слова, показывает синтаксическую роль слова и связывает слова в предложения. Изменять по падежам значит склонять слово.

    Чтобы предложения были логически связанны и легко могли восприниматься существительные, прилагательные числительные должны принять необходимую форму. Для этого нужно уметь правильно склонять и вот здесь мы обращаемся за помощью к ПАДЕЖу.

Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.

Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

Русский язык делит все существительные на 3 склонения:

  • 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга , дорога , змея , колея .
  • 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение , дом , толокно .
  • 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь .

Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.

Как определить падеж имени существительного – особенности падежей

  • Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
  • Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес . Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? знахарь , (есть) что? – лес.
  • На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет . Например, (нет) кого? – знахаря , (нет) чего? – леса.
  • Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать . Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу .
  • Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу . Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес .
  • Творительный. Задаем вопросы кем? чем? . Можно использовать добавочное слово восхищаться . Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
  • Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать . Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.


Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного

Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?

Рассмотрим предложения:

  • Снег шел большими хлопьями.
  • Выйдя на улицу, мы увидели снег.

Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.

В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.

Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.


Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.



Похожие статьи
 
Категории