Встреча мцыри с молодой грузинкой. Сочинение на тему: Встреча с грузинкой в поэме Мцыри, Лермонтов

03.11.2019

>Сочинения по произведению Мцыри

Встреча с грузинкой

Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова , написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы - юный Мцыри , родившийся в вольных краях на лоне дикой природы, но по поле случая попавший в монастырь, в удушливых стенах которого провел всю жизнь. Монастырь для бедняги стал настоящей тюрьмой, из которой он грезил вырваться и повидать родные края.

Однажды ему все-таки удалось сбежать и насладиться прекрасной природой Кавказа. Там он встретился с могучим диким барсом, с которым схлестнулся в схватке и победил. Но самое большое впечатление на него произвела красавица-грузинка в национальном наряде, спустившаяся к горной реке за водой. В особенности Мцыри запомнился ее голос «сладко вольный», «так безыскусственно живой».

По словам автора, мы узнаем, что девушка с семьей живет в бедной хижине в горах. Это простая девушка с большими темными глазами, глубоким взглядом и томным голосом. Но для Мцыри эта встреча не случайна. В стенах монастыря он не знал, каким красивым бывает голос юной девушки. Он не знал, как хороши собой могут быть девушки, выросшие в горных районах Кавказа.

Думаю, именно поэтому эту встречу, он запомнил до конца отведенных ему дней. Вернувшись в монастырь, израненным и ослабшим, он остался там умирать. В последние дни рядом с Мцыри был старый монах, спасший его в детстве от неминуемой смерти.

Юношу интересовал один вопрос, зачем было спасать его, если он вынужден был провести жизнь в удушливых стенах монастыря, не видя красоты кавказской природы, не имея возможность обнять своих родных, слышать голос красивой грузинки, спать под открытым небом и прогуливаться по могучим лесам и долинам гор. Все это очень удручало беднягу, и последние минуты своей жизни он пожелал быть ближе к природе.

В конце произведения герой умирает непокоренный. Его мужество и воля достойны восхищения, ведь он бросил вызов смиренному покою и равнодушию. Жизнь в его понимании виделась вольным существованием, а не бездумным прозябанием. Каждый его день, проведенный вне монастыря, был наполнен живыми красками и новизной. Однако этот мир для человека, выросшего в монастырской келье, оказывается недосягаемым.

8Г класс. ДЗ по литературе (Лермонтов «Мцыри»)

1) Прочитайте:

1. статью учебника о Лермонтове (с.247 – 249);

2. поэму Лермонтова «Мцыри» (с.250 – 268)

3. опорный материал (ниже)

. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы.

Романтический герой и романтический конфликт.

Над поэмой «Мцыри» поэт начал работать в 1837 году.

Лермонтов был сослан царём на Кавказ. Из курса истории вам известно, что царское правительство вело длительную войну с горцами. Лермонтов воевал в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии. Но не только воевал, он любовался горными пейзажами Кавказа, историей гордого горского народа.

При созерцании прекрасных горных видов Кавказа, его соборов и монастырей прошлое оживало в воображении Лермонтова. Впечатления от мцхетского собора отразились в поэме «Мцыри».

Прежде всего, обращает на себя внимание необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак .

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета – реальная история о горском мальчике, привезённом в монастырь русским офицером и остававшемся в нём до конца своих дней. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

Главным героем поэмы Лермонтова делает умирающего юношу, который «мало жил, и жил в плену» . Всю жизнь (короткую, непродолжительную) он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе, которое было тем неудержимее, что он томился не просто в плену, а в монастыре – оплоте духовной несвободы (монахи (иноки) добровольно отреклись от всех радостей жизни). И хотя монахи жалели его, заботились о нём, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым.


Сюжет и композиция

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодого юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот монастырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного монастыря.

В небольшой 2-й главе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блаженных днях», которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир . Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы - образ несчастного юноши, попавшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не предназначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и сожгла. Она мечты» его «звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах пря­чутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единственное его желание - быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что «на родину следа не проложить уж никогда», послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Един­ственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни­манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,- о Родине.


Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читателя на характере главного героя.

Роль лирического монолога.

Монолог Мцыри носит характер исповеди . И это даже не монолог, а диалог-спор (хотя слов собеседника Мцыри мы не слышим ни разу).

О чём спорит юноша со своим духовником? Что отвергает? Что утверждает?

Этот спор – столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений .

С одной стороны смирение, пассивность, боязнь потрясений, отказ от земных радостей и жалкие упования на рай небесный .

С другой стороны жажда бури, тревог, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтическое восприятие природы и красоты, протест против рабства духовного .

Что значит для Мцыри жить?

Что увидел Мцыри на воле?

Монолог, исповедь Мцыри не носит характер покаяния , меньше герой склонен говорить о греховности своих помыслов и дел, вымаливать за них прощение Всевышнего. Монолог Мцыри – это не исповедь в церковном смысле, а скорее всего проповедь свободы .

Защищая свои права на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования . Не «кельи душные и молитвы» , а «чудный мир тревог и битв» , не одиночество в «сумрачных стенах» , а «отчизна, дом, друзья, родные» , общение с близкими и милыми людьми.

Помыслы Мцыри рвутся в страну отцов, край изобилия, роскошной, свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей , соединённых дружбой и боевым братством. Мысли и желания героя высоки и бескорыстны .

Атмосфера рабского смирения, самоуничижения и покорности чужда его пламенной, мятежной, пытливой натуре. Он хочет проникнуть в самую суть бытия .

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Пейзаж и его функции.

- Какой видит Мцыри природу на воле?

Мцыри в своём рассказе выбирает самые впечатляющие картины кавказской природы, помогающие понять его чувства и переживания в тот момент .

Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным и безобразным в нём, природа была не только благосклонна, но и безжалостна к нем у.

В начале поэмы природа изображается в ярких красках (глава 6 ). Природа (перед встречей с грузинкой – глава 11 ) напоена негой и предчувствием счастья, любви .

В конце его рассказа долина предстаёт как выжженная пустыня (глава 22 ) .

И всё же Мцыри утвердился в мысли, что мир прекрасен . Мощь и величие кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству.

Анализ эпизода «Встреча с барсом».

Каким мы видим Мцыри в этом бою?

Эпизод встречи с барсом – гимн силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам .

…с торжествующим врагом

он встретил смерть лицом к лицу,

как в битве следует бойцу?..

И эти строки не только о погибшем барсе. Ведь также гордо, «собрав остаток сил» , смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри.

Чем эпизод «Бой с барсом» мог привлечь разных художников?

Рассматривание иллюстраций Константинова и Фаворского?

- Почему Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом Лермонтова»?

Белинский говорил, что Мцыри – это любимый идеал Лермонтова , что это «отражение в поэзии тени его собственной личности» .

Тяжело юноше прощаться с жизнью. Горько обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы . Болью отзываются в сердце читателей заключительные скорбные строки поэмы.

Но, физически сломленный («на мне печать свою тюрьма оставила…»), герой обнаруживает огромную силу духа, до последних мгновений остаётся он верен своему идеалу. Ему чужда всякая мысль о небесной гармонии:

Увы – за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Умирающий, но не покорённый , он является символом мужества и воли .

Поэма «Мцыри» воспевает красоту подвига во имя свободы, силу, которую придаёт личности целеустремлённость .

Смысл эпиграфа – восстание против судьбы, непокорность, защита естественных прав человека, который достоин свободы и счастья.

- Так о чём же эта поэма?

Значение поэмы более широкое (не только против религиозной морали, догмы).

Передовые люди, современники поэта, да и сам поэт, чувствовали себя в николаевской России, как в тюрьме, темнице. Отсюда мотивы узничества, которые слиты с мотивами тоски по воле, стремления к борьбе, свободе.

Смысл поэмы Лермонтова - в том, чтобы прославить могущество воли, мужество, мятеж и борьбу , к каким бы трагическим результатам они ни вели.

Какое чувство остаётся после чтения поэмы?

Ответьте на вопросы учебника (с. 268-269).

Побег Мцыри из монастыря и три чудесных дня «на воле» (по одноименной поэме Лермонтова)

Романтическая поэма «Мцыри» была создана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь.

Поэме предшествует эпиграф из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», который раскрывается в сюжете произведения: герой убегает из монастыря и проживает три чудесных дня «на воле». Но, слабый и немощный, он вновь попадает в свою «тюрьму» и там умирает.

За те три дня, что Мцыри был на воле, он осознал себя другим человеком. Герой смог почувствовать себя хозяином своей судьбы, своей жизни, он наконец-то ощутил себя свободным.

Первым неизгладимым впечатлением стала для Мцыри встреча с природой во всем ее величестве и могуществе:

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

…………………………………….

Я в нем глазами и душой

Природа дала герою то, чего не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены – чувство собственной силы, единства со всем миром, чувство счастья. Пусть природа, окружающий мир наполнены опасностями и преградами, но это естественные опасности и преграды, преодолевая которые человек становится сильнее и увереннее. А монастырь – это тюрьма, в которой человек постепенно умирает.

Важной для Мцыри, на мой взгляд, стала и встреча с грузинской девушкой, которую он встретил у ручья. Девушка показалась герою прекрасной. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».

Кульминационной в поэме является сцена битвы героя с барсом. Это кульминация не только в развитии действия, но и в развитии характера героя. Это, на мой взгляд, самый важный момент в его трехдневном скитании. Здесь Мцыри проявил все свои способности и реализовал все возможности:

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

Мцыри мобилизовал не только свою физическую силу, ловкость, реакцию, но и лучшие моральные качества - силу воли, стремление к победе, находчивость.

Победив царя леса – барса, Мцыри понял, что прожил лучшие минуты своей жизни. Но тут же в его словах проскальзывает горечь:

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Эта горечь разлита по всему произведению. Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире.

Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, - к монастырю.

К этому моменту изнемогающий от голода и слабости герой начинает бредить. Ему чудится, будто рыбка в реке поет ему песнь. Она призывает Мцыри остаться с ней и ее сестрами на дне реки. Здесь прохладно и спокойно, никто не тронет и обидит:

Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.

Мне кажется, что песня рыбки – это внутренний голос героя, который призывал его образумиться, остаться в стороне от бурь и потрясений, то есть остаться в монастыре. Здесь его жизнь пройдет спокойно и незаметно, «под говор чудных снов». Пусть Мцыри не раскроет себя, заглушит свои душевные порывы, но он всегда будет спокоен, сыт, защищен.

В финале поэмы мы видим, что Мцыри выбирает себе другую участь. В своем завещании старику монаху герой просит, чтобы его положили умирать во дворе монастыря, откуда видны горы его родины. Пусть он умрет, но умрет с ощущением поддержки родных, с воспоминаниями о чудесных трех днях, перевернувших всю жизнь героя.

Бой Мцыри с барсом - это ключевой эпизод в поэме, кроме того, он наиболее известен и изучен. Сцена неоднократно иллюстрировалась художниками. Стоит вспомнить работы Н. Дубовского, О. Пастернака, а также гравюры, которые были выполнены Ф. Константиновым.

«Мцыри»: бой с барсом - анализ

Для литературоведов и критиков, изучавших данную поэму, анализ указанного эпизода имеет огромное значение. Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты характера героя, поэтому он является ключом для понимания произведения. В небольшой поэме интересующий нас эпизод занимает четыре строфы - с 16 по 19. Отводя столько места для него, а также размещая сцену в середине произведения, Михаил Юрьевич Лермонтов подчеркивает композиционно значимость эпизода.

Вначале описывается подробно барс. Важно заметить и то, что характеристика зверя дается героем без неприязни и страха, напротив, юноша Мцыри заворожен силой и красотой хищника. Автор использует много сравнений, говорит, что глаза барса светятся словно огни, шерсть отливается серебром. В темном лесу под лунным светом он напоминает ожившую сказку, одно из старинных преданий, возможно, рассказанных когда-то ребенку его сестрами и матерью.

Зверь

Рассматривая бой Мцыри с барсом, следует отметить, что хищник, подобно главному герою, наслаждается ночью, он весело играет. Все определения, относящиеся в поэме к зверю, описывают его как ребенка, которым он и является, ведь перед нами дитя природы. Барс символизирует мощь земли, для которой и животное, и человек - равнозначно необходимые элементы.

Битва

Оба участника битвы одинаково прекрасны, достойны жизни и свободны. Для Мцыри сражение с барсом - это проверка его сил, которые не находят в монастыре должного применения. «Рука судьбы» героя вела иным путем. Он привык себя считать слабым, пригодным лишь к постам и молитвам. Однако после победы над хищником, он с гордостью открывает в себе новые возможности. Благодаря множеству глаголов, указывающих на скорую смену действия, которые использует автор, можно целиком представить себе невероятно завораживающий бой Мцыри с барсом: насыщенный событиями и динамичный.

Настроение наиболее точно передано словами: «дернулся», «успел», «рванулся». На протяжении всей сцены тревога за главного героя не угасает. Однако Мцыри побеждает, преодолев не барса, а силы судьбы и природы, враждебно настроенные против юноши. Как бы темен ни был лес, герой не оставит свое желание о возвращении на родину.

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме - у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».

«Весело», «ласково», «играя» - все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри - равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге). Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова - Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация - вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.



Похожие статьи
 
Категории