Введение рассказа юшка. В чём заключается основная идея рассказа А.П

03.11.2019

Рассказ «Юшка», на нескольких страницах раскрывающий обобщенный образ населения маленького городка, был написан Андреем Платоновым еще в начале 20 века, а стал известен читателям только после смерти автора.

Основная тема произведения – красота человеческой души, добродетель, которая не обращает внимания на жестокость, агрессию и злость. Проблематика рассказа «Юшка» напрямую связана с нравственностью. Платонов на страницах своего творения показывает, насколько бывают жестоки люди к тем, кто не похож на них, окружающие Юшку нравственно мертвы, он один среди них живой. Автора также волнуют вопросы запоздалой благодарности.

Время, в которое происходят события рассказа, Платонов определяет как старинное. Такая неопределенность сразу наделяет произведение сказочными чертами. Герой парит над временем, в нем собраны все те ориентиры нравственности, на которые следует равняться любому человеку.

Рассказ назван по имени главного героя, помощника кузнеца, больного и сильно состарившегося Юшки. Он выполняет разнообразную работу: носит воду, песок и уголь, раздувает мехами горн, сейчас бы мы охарактеризовали его профессию, как разнорабочий. Только ближе к середине повествования мы узнаем, что Юшке всего сорок лет, выглядит же он так, потому что изнурен болезнью.

Платонов красноречиво рисует портрет главного героя, обращая пристальное внимание на его глаза. Они были белыми, как у слепого, и постоянно наполнены слезами. Такая характеристика не случайна: Юшка видит мир совершенно не таким, каков он есть на самом деле. Он совсем не замечает зла и агрессии, любит тех, кто причиняет ему боль.

Всем своим существованием и видом напоминает блаженного. Правда, их не принято было обижать. А помощника кузнеца унижают все: и взрослые, и дети. Они не понимают героя, требуют, чтобы он был таким, как все.

Ошибочно думает Юшка, что он им нужен. Он заблуждается. Хотя проходят годы, и люди понимают, что на самом деле любили этого юродивого, теперь они в нем нуждаются, но человека уже нет.

Ефим Дмитриевич, а именно таково настоящее имя помощника кузнеца, обходится малым: он пьет простую воду, ходит в одной и той же одежде и обуви, летом и вовсе босиком. Довольствуясь бесплатной едой кузнеца, он все заработанные деньги собирает на обучение приемной дочери-сиротки.

Народ зол на Юшку, вымещает на нем свою злость, кротость главного героя противопоставлена агрессии окружающих его людей. Правда, есть те, кто относится к юродивому по-доброму. Это дочь кузнеца, Даша, нередко она приводит Юшку домой после очередной неравной схватки на улице. Но даже она желает герою смерти, видя, как обходятся с ним проживающие в городке.

Но Юшка знает, для чего он живет. И он нужен людям больше, чем они ему. Герой любит побыть наедине с природой, переживает, если видит мертвую бабочку или жучка. Именно здесь, в окружении лесов и полей, Юшка обретает силы, исцеляется душой.

Юшка своим существованием сделал для людей много добрых дел, в том числе выучил девушку, которая приехала и стала бесплатно лечить больных чахоткой.

Творчество А.Платонова сложно и многогранно. Стиль писателя не сразу понимают и принимают современные школьники. Рассказ «Юшка» занимает особое место: проблематика рассказа не оставила равнодушными семиклассников. Отвечая на вопросы самостоятельной работы, ученики 7 класса смогли продемонстрировать правильное понимание авторского замысла, а также выразили своё отношение к событиям, происходящим в рассказе.

Вопросы:

1.Как вы понимаете слова: «Я тоже всему свету нужен»?

2.Почему проститься с Юшкой пришел весь народ?

3.Как изменилась жизнь в городе после смерти Юшки?

4.Как вы думаете,почему приехала в город и осталась работать «приемная дочь» Юшки?

5.Чему может научить история жизни?

Вот некоторые примеры работ учащихся:

Я понимаю слова Платонова «я тоже нужен всему свету» так: все люди родились на земле равными и все имеют право на жизнь. Когда Юшка умер,весь народ пришел проститься с ним, потому что они хотели извиниться перед Юшкой за то, что мучили его. После смерти Юшки жизнь города очень сильно изменилась. Народу не над кем стало потешаться и люди стали ссориться между собой и зло выбрасывать друг на друга.

«Приемная дочь» Юшки осталась, потому что ей хотелось отблагодарить его-в память о нем она работала в этом городке, лечила людей.

История жизни Юшки учит тому, что не надо обижать людей, которые не могут защитить себя. И ещё, нужно уважать всех людей

Гаврилов Елисей.

Я думаю,что Юшке надоело, что все его безнаказанно обижают и словами «Я тоже всему свету нужен» он хотел сказать, что он такой, как и все, и у него есть право жить. Чувствуя свою вину, люди пришли проститься с ним после его смерти.

Городская жизнь после смерти Юшки стала скучной и жестокой, людям не на ком было срывать своё зло.

Дочь Юшки приехала в город и осталась работать, лечить людей, помогать больным.

Рассказ учит уважению к людям.

Чекменёв Дмитрий.

Все люди равны,каждый должен ценить себя и уважать других. Проститься с Юшкой пришел весь народ, потому что они привыкли к нему, он был частью этого народа.

Раньше люди выплескивали свой гнев и злобу на Юшку, а после смерти люди оставляли «своё глумление между собой».

Дочь Юшки знала про его болезнь и, став врачом, нашла смысл своей жизни в том, что стала помогать больным людям.

Я считаю, что Юшка знал своё предназначение в этом мире и жил ради других.

Шабанова Кристина.

«Я тоже всему свету нужен»-я понимаю слова Юшки так: он родился жить и работать. Трудиться для всего народа,приносить пользу не только себе, но и всем людям.

После смерти Юшки с ним пришли проститься все люди, потому что они чувствовали вину перед ним и понимали, что они его погубили. Что его больше нет.

Я считаю, что жизнь «после Юшки» стала плохая, потому что люди стали весь гнев проливать друг на друга. Когда-то они обижали Юшку, а когда его не стало, начали обижать друг друга.

Я думаю, что «приемная дочь» Юшки приехала в городок и осталась, чтобы лечить других людей, помогать им. Она не хотела чтобы кто-то мучился, как Юшка.

История жизни Юшки может научить нас уважать и жалеть людей. Ведь все люди рождены для того, чтобы жить, общаться и любить.

Привезенцева Кристина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как читать и понимать учебник

Данная публикация предназначена для учащихся и их родителей в целях оказания помощи в освоении трудного материала на страницаз учебников....

УРОК для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ – 2 часа): «Учимся читать и понимать художественный текст. (А.А.Ахматова «Реквием»)».

Урок содержит подробную подготовку к сочинению по поэме "Реквием" А.А. Ахматовой. Поиск видов информации в тексте как один из способов формирования УУД....

Конспект открытого урока литературы по рассказу А.П Платонова «Юшка»

Тема: Нравственные проблемы в рассказе «Юшка». Анализ рассказа.

    Мотивация.

Известный мастер афоризмов Леонид Сухоруков задавался вопросом: «Что лучше освещать: проблему или дорогу к её решению?» А как вы считаете? Какой это вопрос? (проблемный). Почему? (содержит противоречия).

— А где мы сталкиваемся с проблемами? Какие пути решения проблем вы знаете на литературе? (поиск информации, исследования, обсуждение, анализ). Сегодня мы будем разрешать проблемы, ставить проблемные вопросы)

    Проблемная ситуация.

– Выберите дверь, в которую вы бы зашли. Трудно? Почему? (Нет информации, наличие информации – один из вариантов решения проблемы).

— А сейчас, я думаю, что вам будет легче выбрать. Выберите дверь и определите группу, в которой вы бы хотели работать. Как вы будете представлять свои работы?

Слайд с изображением 3 дверей. Попробуйте сейчас выбрать и в зависимости от того, кем вы хотите быть сегодня на уроке, распределитесь на группы: 1 – творческие личности, 2- исследователи, 3- изобретатели.

    Определение темы. Актуализация.

– О каком писателе мы говорили? Почему с этих строк Виктора Чалмаева об Андрее Платонове я начала урок? Что вы можете сказать о Платонове? «Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в авторе, застенчиво явление его в мир с «извинением» за свою непохожесть на других». (Потому что мы будем сегодня говорить о Платонове, рассказ «Юшка», в образе Юшки можно увидеть мировоззрение, характер самого автора)

Прочитайте высказывания. Что их объединяет? Какие высказывания вы бы отнесли к рассказу?

Какие слова требуют объяснения?

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Можно ли сказать, что эти высказывания затрагивают нравственные проблемы?

Сформулируйте тему урока.

Нравственные проблемы в рассказе «Юшка» Андрея Платонова.

1)«Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других» (А. Энштейн)
2) «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов)
3) «Сострадание – есть горе о чужом несчастье» (Плутарх)
4) «Милосердие – это свобода отдавать что – либо о всей души» (Неизвестный)
5) «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия)

    Анализ рассказа «Юшка» Платонова.

– Чтобы выявить эти проблемы в произведении в рассказе, что мы должны сделать?

О чем это произведение? Главную мысль, идею рассказа можем назвать? Нет. Почему? Потому что не проанализировали? Следовательно, какие задачи мы ставим перед собой?

С чего начнем анализ?

— Почему это произведение называется «Юшка»?

— Это его настоящее имя?

— Почему главного героя называют Юшка?

— Какие предположения могут быть по поводу появления этого прозвища? Дома вы должны были найти определение этого слова.

А ещё есть предположение, что Юшка от слова юродивый.

Юродивые — люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия - юродство о Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека.

Какое предположение мы выберем? Как нам доказывать истинность нашего предположения? (Проанализировать текст, исследовать имя)

Сегодня у нас урок — исследование, которое состоит из двух этапов: 1 – исследование прозвища главного героя, 2 – дискуссия.

— Что будет предметом нашего исследования? (Сам герой, образ Юшки, отношение людей к нему)

А что представляет собой образ? (внешность, характер, отношение к нему).

Обычно прозвище человеку дается по каким –то внешним особенностям или по особенностям характера. Как вы думаете, по каким признакам Юшке дали такое прозвище? (по внешнему виду, качествам)

Заполните таблицу выражениями из текста. Подготовьте рассказ о Юшке, но знайте, что творческие личности должны представить свой рассказ в творческой форме, исследователи – в виде рассуждения, а изобретатели могут построить свой рассказ, на основе созданной формулы, уравнения, алгоритма и т.п

Заполняют таблицу. 3 мин на работу

— Давайте обсудим, что у вас получилось. Прочитайте. Дополните.

— Ребята, на что вы обратили внимание? Как выглядел Юшка? А каким человеком был? Соотносятся ли внешность и характер?

Найдите отрывок, в котором Юшка наслаждается природой? Счастлив ли Юшка? Почему?

Прослушаем отрывок.

1 группа: Рассказ о Юшке должен нести творческий характер (рисунок ассоциация, стихотворение).

2 группа: Рассказ о Юшке в виде рассуждения.

3 группа: Рассказ о Юшке сопровождается изобретенной формулой, уравнением, геометрической фигурой и др.

Какой вывод мы можем сделать по рассказам о Юшке?- Можно ли соотнести внешность и характер? Какой прием использован? Почему?

Ребята, по вашим работам мы можем сделать вывод, что внешность Юшки противопоставлена его внутреннему миру. Какой прием здесь использует Платонов? Почему именно этот прием? (чтобы противопоставить неприметную внешность Юшки его богатой духовной жизни).

Можно ли по результату анализа внешности и характера Юшки ответить на наш вопрос: почему главного героя называют Юшкой?

Вам даны цитаты из текста. Прочитайте их внимательно. Почему эти предложения сгруппированы именно так?

1.Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

2.Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде.

1.У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек разговаривал с ним, убеждался, что Юшка во всем виновен, и бил его.

2.Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания.

1.Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…

2.Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…

Вывод: Они противопоставлены друг другу. Как? Что чему?

(Эти предложения можно разбить на 3 группы: Юшка и дети, добро Юшки и зло взрослых, смерть и жизнь; сопоставить 1-2,3-4,5-6 противопоставлены дети и Юшка, зло людей – добро Юшки, смерть и жизнь).

Какой прием здесь опять использует Платонов? (опять противопоставляет Юшку людям) Какие противопоставления вы можете ещё найти?

— Как люди называют Юшку? (блажной, юрод, негодный, божье чучело)

Становится ли гипотеза фактом?

— Ребята, попробуйте ответить на вопрос: почему после смерти Юшки люди стали жить хуже?

Сравните: Одни из исследователей творчества Платонова пишет: «Юшка — воплощение добра, утрата его так же губительна для людей, как и потеря крови».

Согласны ли вы с этим?

Почему сам себя герой называет Юшкой? Почему Платонов выбрал для своего героя имя Юшка? На эти вопросы однозначного ответа нет: гипотеза остается гипотезой.

— Совпадает ли ваше отношение к Юшке с отношением людей или автора к нему?

Обращаются к словарю

Блажной — взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный, негодный.

Юрод — юродивый.

Юродивый — чудаковатый, помешанный; безумец, обладающий даром прорицания.

Негодный — такой, который нельзя использовать для чего-либо

— Ребята, возникли ли у вас какие-то вопросы, которые вы бы хотели обсудить?

Какое однородное определение вы ба вставили: незлобная и ………………..девочка. Посмотрите как у Платонова.

У меня к вам вопрос: «Почему в предложении «А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец» писатель использует такое прилагательное? Как вы понимаете эти строки? К чему мы придем, если добрые люди в этом мире будут лишними? (Дочь Юшки такая же незлобная, как Юшка, а значит и лишняя среди людей, но нужная Юшке. Сиротство оказывается преодоленным благодаря любви, Юшка живет для того, чтобы девочка- сирота знала, что нужна в этом мире, поэтому она будет продолжать дело своего отца: творить добро).

Какие главные слова произносит Юшка? Согласны ли вы с ними?

— Какова идея этого рассказа? Какие нравственные проблемы можно выявить?

Какие чувства вызвал урок? Какие выводы вы сделаете? Кого вы бы хотели из ребят отметить? 10 мин

Рефлексия.

— Изобретателям я предлагаю создать синквейн: запишите существительное, в следующей строчке два прилагательных или причастия, которые бы описывали существительное, 3 глагола, 4 слова личное отношение, творческим личностям сочинить стихотворение, а исследователям ответить, какая из нравственных проблем здесь более глубоко рассматривается.

— Чехов: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные, и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

«Крыжовник», 1898 год

— Фотографии, которые вы увидите, фотографии детей нашего дома ребенка. Они тоже, как и Юшка, должны быть кому-то нужны.

Домашнее задание на выбор:

1.Может кто-то уже совершал благие поступки и захочет об этом написать в мини- сочинение «Как моя любовь помогла другому человеку». К каким реальным действиям может подвигнуть наш урок?

2. Организовать проект помощи дому ребенка нашего города.

3. Ответить на вопрос: Один из героев Булгакова сказал «злых людей не бывает». Согласны ли вы с этим высказыванием?

Слово учителя:

Хочется крикнуть людям:

“Будьте щедрей на ласку!”

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скопидом монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Каждый из нас нужен.

Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН …

Предполагаемые задания.

1 группа: Определите, все ли данные вопросы соответствуют по тематике данному тексту и являются проблемными. Выберите один вопрос и ответьте на него.

Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, - пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

- Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

— Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, «терзают» Юшку?

— Почему Юшка радовался вместе с детьми, когда те над ним издевались? (Юшка рад от сознания своей нужности, он думал, что дети его от любви «терзают», они любить не умеют)

-Почему дети ждут от Юшки другой реакции? (Для детей ответить на зло злом нормально)

— Что является для детей источником радости и веселья? (зло)

2 группа: Определите, все ли данные вопросы соответствуют по тематике данному тексту и являются проблемными. Выберите один вопрос и ответьте на него.

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

- Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?

Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

- Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

- Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!

- Меня, Даша, народ любит!

Даша смеялась.

- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.

- Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.

- По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. - Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.

— Почему Юшка уверен, что народ его любит, несмотря на то, что терпел обиды от них?

— Почему люди так жестоки к Юшке?

— Платонов писал, что бить злых – это бить детей? Как вы понимаете это высказывание?

— Почему Даша, которая помогает Юшке, тоже сомневается в его «надобности»?

— Почему после смерти Юшки людям стало жить хуже? Люди стали жить хуже, потому что вся злоба оставалась среди людей, не на кого было вымещать свое зло, злое горе и обиду.

3 группа: Определите, все ли данные вопросы соответствуют по тематике данному тексту и являются проблемными. Выберите один вопрос и ответьте на него.

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

— Почему на природе Юшка чувствует себя счастливым?

— Почему Юшка чувствовал себя без «бабочек и жуков» осиротевшим? Почему Платонов использует здесь именно слово «осиротевший»? (Он чувствовал, что даже от этой маленькой утраты, мир стал неполным).

У меня к вам тоже есть проблемный вопрос.

— Почему в предложении «А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец» выделенные слова являются однородными определениями? (Дочь Юшки такая же незлобная, а значит и лишняя среди людей, но нужная Юшке. Сиротство оказывается преодоленным благодаря любви, Юшка живет для того, чтобы девочка- сирота знала, что нужна в этом мире, поэтому она будет продолжать дело своего отца: творить добро).

— Как Юшка понимал смысл своего существования? Ради другого человека, ради девочки, которая стала работать врачом, помогать людям. Ради других людей, он любит все и всех. А люди этого не понимали, мешали себя любить.

— Что значило бы для вас: жить как Юшка? Почему? Нравственные проблемы возникают, потому что люди не могут установить равенство между собой, вспомните веселого прохожего, который говорил Юшке, что тот не имеет право равнять его с собой.

— Какова идея этого рассказа?

— Нужны ли такие люди в жизни?

Какие чувства вызвал урок? Какие выводы вы сделаете?

— Синквейн: запишите существительное, в следующей строчке два прилагательных или причастия, которые бы описывали существительное, 3 глагола, 4 слова личное отношение.

Чехов: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные, и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

«Крыжовник», 1898 год

Фотографии, которые вы увидите, фотографии детей нашего дома ребенка. Они тоже, как и Юшка, должны быть кому-то нужны.

Домашнее задание: 1.Может кто-то уже совершал благие поступки и захочет об этом написать в мини- сочинение «Как моя любовь помогла другому человеку». К каким реальным действиям может подвигнуть наш урок? 2. Организовать проект помощи дому ребенка нашего города.

Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку!”

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скопидом монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Каждый из нас нужен.

Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН …

-Один из героев Булгакова сказал «злых людей не бывает». Согласны ли вы с этим высказыванием?

Произведения А. Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и черствость, помогая сделать правильные выводы. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка». Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло почетное место в литературном наследии русских авторов. Школьники изучают «Юшку» в 7 классе. В статье представлен анализ рассказа, который поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - 1935.

История создания - Произведение было создано в первой половине ХХ века, а опубликовали его лишь в 1966 г. в сборнике «Избранное».

Тема - В произведении А. Платонов затронул темы доброты и милосердия, а также человеческой жестокости.

Композиция - Организация рассказа несложная. Сюжет развивается последовательно. Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приемной дочери. Произведение охватывает достаточно большой промежуток времени, благодаря стремительному развитию событий.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

История создания произведения практически не исследована. Но определенные выводы можно сделать, если учесть биографию писателя. Год написания «Юшки» - 1935. К этому времени А. Платонов уже сформировался как писатель, успел поработать в редакциях. Но Сталин запретил их публиковать, считая, что они опасными для режима. В тот период А. Платонов практически не печатался.

Рассказ «Юшка» увидел мир в 1966 г. в сборнике «Избранное». Критика положительно отзывалась о произведении.

Тема

В рассказе «Юшка» анализ следует начинать с характеристики тем и образов.

В русской литературе первой половины ХХ века активно развивались мотивы революций, войны, однако, некоторые писатели даже в таких условиях отдавали предпочтение моральной проблематике. Не исключение и А. Платонов.

Основные темы «Юшки» - милосердие и доброта, а также жестокость. Для их реализации автор создал оригинальную систему образов. В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале. А. Платонов создает детальный портрет мужчины. Ему сорок лет, но выглядит он, как старик. Организм Юшки изнурен чахоткой и тяжелой работой.

Ефим был помощником кузнеца. К работе относился очень ответственно. В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, весь свой заработок мужчина отдавал приемной дочери, жившей в городе.

В деревне мужчину недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном мужчине злость, хоть он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.

Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил ее: « Меня, Даша, народ любит! ». Поступки односельчан мужчина оправдывал со свойственным ему простодушием: « Сердце в людях бывает слепое ».

Судьба Юшки сложилась трагически. Мужчину убил односельчанин. В деревню приехала его приемная дочь. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.

Смысл названия можно толковать по-разному. При помощи него автор концентрирует внимание на главном герое. Кроме того, просторечное значение слова «юшка» - кровь, а мы знаем, что героя не раз избивали до крови.

Идея произведения - воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким.

Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.

Композиция

Организация рассказа отличается простотой. Сюжет развивается последовательно. Условно его можно разделить на несколько частей: рассказ о внешности Юшки и его взаимоотношениях с односельчанами, разговор Юшки и Даши, рассказ о ежегодном отъезде Юшки, смерть героя, приезд приемной дочери Ефима в деревню. С каждой частью автор все больше углубляется в главные проблемы.

Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приемной дочери.

Главные герои

Жанр

Жанровая характеристика - обязательный пункт плана литературного разбора. «Юшка» А. Платонова - это рассказ, В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов не очень разветвленная. Направление произведения - реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 254.

Жанр произведения — рассказ. Главный герой — подручный кузнеца Юшка. Рассказ — это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит. Кульминация — спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка — приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее даль-нейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуа-ции и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения. На основе этих отношений писа-тель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений — простые люди, люди труда. Вот и герой данного рассказа — подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек, переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случай-ный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали заме-чать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчез-ли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то стано-вится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека — девушка-сирота выучилась на скоп-ленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая боль-ным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострада-ния людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж мно-го. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, — вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных ка-честв.

План

  1. Портрет Юшки и рассказ о том, в чем состояла его работа.
  2. Его материальное положение.
  3. Отношение детей к Юшке.
  4. Взрослые тоже, как и дети, обижают и калечат Юшку.
  5. Каждое лето Юшка берет отпуск и куда-то на месяц уходит. Материал с сайта
  6. Юшка стал слабеть и в этом году никуда не пошел.
  7. Случайный прохожий убивает Юшку.
  8. Проститься с человеком, которого они мучили, прихо-дят все.
  9. После смерти Юшки жизнь вокруг изменилась.
  10. Приехала приемная дочь Юшки, стала его разыскивать и поведала, куда он отправлялся каждое лето.
  11. Погоревав, девушка навсегда осталась в этом городе для того, чтобы работать врачом.
  12. Всю свою жизнь дочь Юшки несет людям добро.


Похожие статьи
 
Категории