Для чего нужны прыжки в длину. Прыжки с места и разбега

25.02.2019

Прыжки и прыжковые упражнения на уроках физкультуры

Обучение двигательным действиям школьников направлено на освоение жизненно важных двигательных действий и совершенствование умений применять движения в различных по сложности условиях. Основные приемы обучения двигательным действиям остаются прежними. Это сообщение теоретических сведений и непосредственное выполнение разучиваемых двигательных действий. Приступая к их разучиванию, педагог называет учащимся двигательное действие, пользуясь спортивной терминологией. Сложные по координации движения вначале разделяют и разучивают по частям. Сначала их объединяют по несколько в связке и только после этого осваивают действие в целом. В тех случаях, когда движение нельзя разделить на элементы (прыжок в высоту и длину с разбега), их разучивают в целом, последовательно переключая внимание с одного элемента на другой.
После усвоения двигательного действия приступают к его совершенствованию.
Для того чтобы повторения не снижали активность учащихся, следует менять условия выполнения движения, исходное положение, способы построения. В связи с тем, что на уроках физической культуры нет возможности много времени тратить на проведение бесед, объяснения должны быть лаконичными, емкими по содержанию и точными по формулировкам.

Разновидности прыжков

На уроках физической культуры прыжки используются как средства для развития силы, выносливости, быстроты. Кроме легкоатлетических прыжков, таких, как прыжок в длину, тройной прыжок, прыжок в высоту, широко используются прыжки в технике игровых видов, гимнастике.
Прыжковые упражнения выгодно отличаются от других средств развития физических качеств: они не требуют специального инвентаря, доступны, можно легко дозировать нагрузку для различного уровня подготовленности учащихся, позволять овладеть сложными двигательными навыками. Нельзя забывать и о переносе двигательных навыков, например, обучение отталкиванию в прыжках в высоту способствует овладению элементов техники баскетбола.
Прыжковые упражнения тесно связаны с беговыми упражнениями и взаимно дополняют друг друга. Всесторонне развивая учащихся, сами прыжковые упражнения требуют определенного уровня подготовленности. Каждое занятие, включающее прыжки, необходимо начинать с подготовительных упражнений: ходьба на внешней стороне стопы, ходьба перекатом с пятки на носок, ходьба выпадами и т. д. По мере развития школьников эти подготовительные упражнения усложняются, а необходимость их использования остается на любом уровне подготовленности. Это позволяет избежать травм и эмоционально настраивает ребят на прыжки.

Прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении

Важно добиться понимания этих несложных движений. В работу включается преимущественно стопа, поддерживается правильная осанка.

Разновидности:

– прыжки на правой ноге на месте и с продвижением;
– прыжки на левой ноге на месте и с продвижением;
– прыжки на двух ногах на месте и с продвижением;
– подскоки: ходьба перекатом с пятки на носок с последующим прыжком;
– подскоки с махом ногой и руками;
– подскоки с доставанием подвешенного предмета;
– прыжки приставными шагами;
– прыжки с ноги на ногу, с выносом бедра вперед;
– прыжки на одной ноге через линию;
– прыжки на двух ногах через линию;
– напрыгивание на линию на одной и двух ногах;
– прыжки на месте с различной высотой подскока;
– прыжки на месте с различной высотой подскока и взмахом руками;
– прыжки с поворотом на 90, 180, 360°;
– прыжки ноги врозь, ноги вместе из и.п. – стоя и из приседа;
– прыжки ноги врозь, разножкой.

Для разнообразия положительного эмоционального фона эти упражнения используются не только в подготовительной части урока, но и как элементы подвижных игр, в упражнениях со скакалкой, с обручем, с мячом.

Прыжки в длину с места

Отталкиваясь двумя ногами (стопы на ширине плеч и параллельно друг другу), мах руками вперед-вверх. В прыжке максимально вытянуться. Усилия прилагать не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. При приземлении подать плечи максимально вперед, стараться удержать ноги выше, не допускать преждевременного приземления. Обязательно добиваться широкой амплитуды движений, правильного маха руками, мягкого приземления одновременно на две ноги. Обучение этому упражнению легче начинать в игровой форме: например, в игре «Цапля и лягушки». Соревновательный момент в этом, как и в других упражнениях, используют лишь тогда, когда у детей сложился правильный рисунок прыжка. Иначе произойдет закрепление неверного движения и повлечет за собой дальнейшие ошибки при выполнении более сложных прыжков.

Прыжки через гимнастическую скамейку

Младшим школьникам предлагается выполнить прыжок через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Кисти рук охватывают края скамейки, локти не сгибать. Отталкиваясь двумя ногами, нужно перепрыгнуть скамейку, высоко удерживая таз и ноги. Мягкое приземление должно быть с другой стороны скамейки. Перехватив руки, прыжок повторяют.
Знакомство с этим упражнением – первый опыт ребенка, занимающегося на спортивном снаряде. Здесь, как и во многих других упражнениях, достигается несколько целей:

– развития верхнего плечевого пояса;
– координации движений;
– прыгучести;
– усваиваются правила безопасности на занятиях.

Во втором классе это упражнение предлагается учащимся в более сложном виде: без опоры на руки. Важное значение имеет навык грамотного маха руками. Стоя лицом или боком к скамейке, сделать замах с одновременным неглубоким приседанием. В момент прыжка «подхватить» себя руками, удерживая правильную осанку. Упражнение должно быть по силам ребенку. Количество прыжков на начальном этапе можно ограничить 2, 3 разами. Разновидностью этого упражнения являются прыжки через легкоатлетические барьеры или другие препятствия. Нагрузка дозируется высотой барьера, расстоянием между барьерами, их количеством.

Прыжки с ноги на ногу, или многоскоки

При выполнении этого упражнения толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, маховая, согнутая в коленном суставе, энергично посылается коленом вперед и немного вверх, туловище наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, энергично движутся назад-вперед.
Обучение этому упражнению начинается с подготовительных движений :

– выпады на месте;
– пружинящие покачивания в выпаде;
– то же со сменой положения ног прыжком;
– ходьба выпадами с различными положениями рук;
– пружинящие прыжки без смены положения ног с небольшим продвижением вперед.

Положение туловища в этих упражнениях сохраняется строго вертикальным, шаги пружинящие, происходит активная работа руками.
В старших классах используют более сложную разновидность прыжков: многоскоки на одной ноге с подтягиванием толчковой ноги вперед-вверх.
В качестве теста используют тройной прыжок с места.
Отталкиваясь двумя ногами, приземляться на маховую, затем на толчковую; после отталкивания толчковой нужно приземлиться на обе ноги.
К овладению этим упражнением можно приступить в начальных классах, но как тест тройной прыжок с места лучше использовать в средней и старшей школе.

Прыжки в длину с разбега

Существует несколько способов прыжка в длину с разбега :

– «ножницы»;
– прогнувшись;
– согнув ноги.

Результат зависит от горизонтальной скорости разбега к моменту постановки ноги на место толчка и вертикальной скорости в отталкивании. На прыжок влияют также угол отталкивания, умение спортсмена сохранить равновесие в полете и вынести ноги дальше вперед во время приземления.
В условиях обычной школы используют наиболее простой способ – согнув ноги .
Начало обучения возможно в любом школьном возрасте при определенном уровне физических качеств. В первую очередь нужно определить для каждого занимающегося толчковую ногу. Для этого ученикам предлагается сделать несколько прыжков с небольшого разбега в прыжковую яму. Место отталкивания не указывается, и ребята, как правило, толкаются сильнейшей ногой. Такой подход к определению толчковой ноги прост и дает достоверный результат. Если же произошла ошибка (что бывает крайне редко) и учение с трудом овладевает техникой прыжка, это становится ясно на первых занятиях. В этом случае после просьбы поменять толчковую ногу все встанет на свои места.

Техника прыжка в длину с разбега включает в себя :

– технику разбега;
– технику отталкивания;
– технику движения в полете или полетной фазы;
– технику приземления.

Разбег в прыжках в длину мало отличается по технике от бега на короткие дистанции: максимальное напряжение работающих мышц в фазе отталкивания чередуется с полным расслаблением их в относительно пассивной фазе полета.
Разбег предлагается сделать лишь тем ученикам, которые овладели техникой отталкивания и приземления. Начиная с 2–4 шагов, разбег доводят до 10–12 шагов, по мере развития физических качеств с возрастом, т. е. с повышением тренированности длина и скорость разбега увеличиваются.
В начале разбега используются два исходных положения: первое – следует поставить одну ногу вперед на контрольную линию, другую назад; второе – слегка согнуть и расставить ноги на 10–15 см, наклонить туловище вперед и опустить руки. Движение начинается «падением».
Начало разбега определяют, выполняя обычные шаги от доски отталкивания в противоположном разбегу направлении. Обычно один беговой шаг равен двум шагам в ходьбе. Во время прыжков возможна незначительная коррекция места начала разбега.
Разбег выполняется с постепенным или быстрым увеличением скорости. Важно, чтобы к моменту отталкивания она была максимальной, туловище находилось в вертикальном положении и прыгун мог без лишнего напряжения перейти к отталкиванию.
Начало обучения прыжкам в длину с разбега – это освоение техники отталкивания и приземления .

Подготовительные упражнения

Выход в шаге

Из положения широкого шага (толчковая нога на месте отталкивания) выполняется активный мах согнутой в колене маховой ногой со сменой положения рук. Важно зафиксировать это положение, стоя высоко на стопе, и многократно его повторять, отводя маховую ногу в исходное положение. Активным должен быть не только мах ногой, но и смена положения рук. Здесь уместно сравнение с боксерским ударом «апперкот».

Выход в шаге с выпрыгиванием вверх

Добавляется выпрыгивание вверх с удержанием положения и приземлением на толчковую ногу. Внимание уделять усилию вверх, а не вперед.
Эти упражнения можно выполнять в зале, без прыжковой ямы.

Выход в шаге с выпрыгиванием вверх и приземлением в прыжковую яму

В полете маховая нога, согнутая в колене, удерживается максимально высоко, толчковую ногу подтягивают к маховой (полет «сидя на стуле»).
Приземляясь, прыгун посылает руки вниз-назад, разгибает ноги в коленных суставах и выносит их как можно дальше вперед. Приземление заканчивается сгибанием ног во всех суставах, наклоном туловища вперед и выходом из ямы или падением в сторону.
Приведенные подготовительные упражнения позволяют приступить к прыжкам в длину с разбега.
Начинающим обучение предлагается выполнить 2–4 беговых шага для разбега с последующим прыжком. При ошибке во время исполнения прыжка необходимо вернуться к подготовительным упражнениям.
Постепенно увеличивая разбег, следить за сохранением активной постановки толчковой ноги на доску отталкивания, приложением усилий в полете, мягким амортизирующим приземлением.

О чем надо помнить при отталкивании:

1. Последний шаг выполняется быстрее, чем все предыдущие. Нога ставится на доску отталкивания очень энергично.
2. Пятка только на миг касается грунта, стопа быстро перекатывается на носок. Затем следует энергичное выпрямление всего тела.
3. Верхняя часть туловища находится в вертикальном положении, взгляд направлен вперед.
4. Бедро маховой ноги поднимается до горизонтальной линии (колено сильно сгибается).
5. Отталкиванию содействуют попеременные маховые движения одной и другой руки (плечи энергично поднимаются).

При приземлении важно следующее:

1. Ноги выносятся далеко вперед, причем они почти выпрямлены, но не напряжены.
2. Как только пятки касаются грунта, ноги мягко сгибаются в коленях. При этом верхняя часть туловища несколько приподнимается, чтобы бедра можно было вынести вперед. Таким образом вес тела перемещается за точку приземления.
3. Таз не должен преждевременно коснуться грунта.
4. Обе ноги приземляются на одинаковом уровне. Точка приземления будет правильной, если после касания ногами грунта прыгун может перемещать тело вперед по прямой линии или же произвести падение в сторону от нее.
5. Вначале руки сильно опущены вниз-назад, а затем, выполняя мах вперед, они содействуют продвижению туловища.
6. Выходить из прыжковой ямы нужно только вперед.

Прыжки в высоту с прямого разбега

Прыжки выполняются из положения стоя лицом к планке. После разбега махом одной и толчком другой прыгун перелетает планку, приземляясь к ней спиной.
Этот способ прыжка не позволяет достичь очень высокого результата, но имеет право на существование, как наиболее простой из прыжков в высоту.
Разбег не требует достижения максимальной скорости, как при прыжках в длину, имеет несколько другой ритм. Постепенное увеличение беговых шагов обеспечивает активную постановку толчковой ноги перед прыжком, готовность вовремя выполнить мах руками и мах ногой.
Мах выполняется одновременно двумя руками – замах (отведение рук назад) – на предпоследнем шаге разбега.
Мах ногой также отличается от маха в прыжках в длину. Колено немного согнуто, нога поднимается вверх настолько, насколько позволяет уровень развития гибкости.
Толчковая нога после отталкивания подтягивается на себя, сгибаясь в колене.
Приземление происходит в первую очередь на толчковую ногу, а затем на маховую.
Преимуществом этого способа является то, что на место приземления достаточно положить один, два гимнастических мата.
Опасность получения травмы сведена к минимуму.
Основой рисунка этого прыжка является подготовительное прыжковое упражнение: подскоки с махом двумя руками.
Для экономии времени на начальной стадии обучения прыжкам в высоту используют яркую резину, натянутую между стойками. Стойки должны быть достаточно устойчивыми.

Прыжки в высоту способом «перешагивание», или «ножницы»

Прыжок состоит из:
– разбега;
– отталкивания;
– перехода через планку;
– приземления.

В этом способе прыгун выполняет разбег по дуге, отталкиваясь дальней от планки ногой, в положении боком к планке.
Одновременный мах двумя руками способствует высокому вылету, правильной координации движений в прыжке.
Маховая нога, преодолев планку, активным движением опускается вниз. Толчковая нога повторяет ее траекторию с разницей во времени в полшага.
В наивысшей точке полета прыгун резко поворачивает плечи и голову к планке, тем самым отдаляясь от нее.
Первой приземляется маховая нога (в отличие от прыжка с прямого разбега). Потеря равновесия (падение) при приземлении говорит о недостаточной согласованности движений во время прыжка, хотя на максимальных высотах вполне допустима.

Этапы обучения :

– прохождение шагом по разбегу (дугу разбега можно обозначить мелом) с постановкой толчковой ноги на место отталкивания;
– то же, но с увеличением ритма до бегового шага. Место отталкивания обозначить мелом и добиваться стабильного попадания на него толчковой ноги;
– прохождение шагом по разбегу с последующим медленным перешагиванием планки. Во время поочередного перешагивания обе ноги должны быть выпрямлены в коленном суставе; обязательно следить за поворотом туловища к планке на заключительном этапе упражнения;
– пробегание по дуге разбега с выпрыгиванием и приземлением на место отталкивания толчковой ногой. При этом маховая нога и руки выполняют согласованный мах.

В процессе обучения не следует задерживаться длительное время на отдельных упражнениях и их вариантах. Однако нельзя переходить к изучению следующего упражнения без достаточно четкого выполнения предыдущего.
Упражнения, направленные на овладение маховым движением, изучаются параллельно с упражнениями, подготавливающими к толчку. Все упражнения, направленные на изучение техники, выполняются сначала в медленном темпе, но еще до перехода к изучению следующего упражнения надо добиться максимальной быстроты выполнения предыдущего упражнения.
В процессе обучения все упражнения выполняются как со стороны толчковой, так и со стороны маховой ноги. Такое применение упражнений способствует развитию координационных способностей занимающихся.

Что важно знать при разбеге:

1. При способе «перешагивание» разбег происходит по дуге, отталкиваясь от планки ногой и находясь боком к планке.
2. Достаточно делать разбег в 5–7 шагов.
3. Разбег производится в умеренном темпе.
4. Скорость увеличивается только на первых 3–5 шагах, на двух последних надо сконцентрировать внимание на отталкивании.
5. Предпоследний шаг делается отлогим и широким. Маховая нога сгибается в коленном суставе. Обе руки находятся позади туловища.
6. Стопа толчковой ноги активно и быстро ставится с пятки на грунт, пол, при этом таз выводится энергичным движением вперед. Таким образом тело принимает правильное положение на месте опоры.

При отталкивании следует обращать внимание на следующее:

1. При способе «перешагивание» толчковая нога начинает энергично выпрямляться сразу же после постановки ее на грунт, пол.
2. Таз, который принимает на себя сильное давление, нужно активно выводить вперед-вверх.
3. Верхняя часть туловища остается над толчковой ногой и не наклоняется в сторону планки. При этом туловище слегка сгибается вперед: перед отталкиванием прыгун как бы сжимается наподобие пружины.
4. Маховая нога в значительной степени содействует отталкиванию. Это происходит в том случае, если благодаря энергичному движению голени она выпрямляется и максимально высоко заносится над планкой. Быстрым торможением маховое усилие передается туловищу.
5. Одновременно с маховой ногой обе руки выбрасываются вперед-вверх.
6. Во время взлета прыгун переносит толчковую ногу вслед за маховой.

Что надо иметь в виду при преодолении планки:

1. Оттолкнувшись, прыгун взлетает вверх, удерживая туловище в вертикальном положении.
2. Поднимает повыше маховую ногу, слегка согнутую в колене, толчковая нога свободно опущена.
3. В высшей точке взлета маховая нога опускается вниз носком внутрь, а толчковая поднимается вверх поворотом наружу.
4. Одновременно туловище поворачивается к планке и наклоняется к толчковой ноге, таз быстро переходит над планкой, руки опускаются вниз.
5. Происходит приземление на маховую ногу.

Занимаясь прыжковыми упражнениями, необходимо постоянно обращать внимание на укрепление сводов стопы. Существует выражение: «Есть сильная стопа – есть хороший прыгун!».
Однако большое количество упражнений, связанных со стопой, может привести и к негативному результату: опусканию сводов стопы. Можно посоветовать внимательно отслеживать состояние учеников, не допускать чрезмерных нагрузок, не давать большого количества упражнений с отягощениями.

Существуют специальные упражнения для укрепления сводов стопы :

– катание подошвой скалки, бутылки, гимнастической палки, выполнять в и.п. сидя и стоя;
– хождение по тонкому канату, наступая продольно и поперечно;
– выполнение упражнения под названием «краб», т. е. передвижение по полу, цепляясь пальцами ног и подтягивая остальную часть стопы;
– ходьба на наружных сводах стоп;
– из и.п. стоя подниматься на носки и опускаться на всю ступню;
– ходьба на носках (спиной вперед) вверх по наклонной плоскости (гимнастическая скамейка устанавливается на гимнастическую стенку под углом 10–15°);
– ходьба вниз по наклонной плоскости;
– захватив пальцами карандаш или палочку, ходьба в течение 30–40 сек.;
– и.п. – сидя на гимнастической скамейке (или на стуле), одна нога вытянута вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка;
– ходьба на носках в полуприседе;
– и.п.: стоя, подняв левую (правую) ногу. Разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Темп быстрый;
– то же. Повороты стопы наружу, внутрь;
– то же. Круговые движения стопой по часовой и против часовой стрелки;
– ходьба «гусиным» шагом;
– ходьба на носках, руки в стороны.

Выполняя эти упражнения, мы не только предупредим начальную форму плоскостопия, но и укрепим мышцы стопы и голени.

С.Н. ШИПИЛОВА,
учитель физкультуры школы № 460
МОСКВА

Страница 21 из 24


Методика обучения технике прыжков в длину с разбега

Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.

Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, видеофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

При обучении отталкиванию используются разнообразные подводящие упражнения в следующей последовательности:

Имитация движений ног при отталкивании на месте с активным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкивания - подъем колена маховой ноги;

Имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;

Имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед - вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;

То же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;

Доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;

Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем - через три шага;

Прыжки в шаге через планку или барьер высотой 40-60 см с трех беговых шагов;

Прыжки с 3-5 шагов разбега с запрыгиванием в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвышения и другие спортивные снаряды и приспособления).

При выполнении перечисленных упражнений необходимо добиться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкивания ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.

В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, должна активно выноситься вперед - вверх и внутрь для удержания прямолинейности полета (рис. 23).

Рис. 23. Прыжки на возвышение

Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.

Средствами для решения этой задачи являются:

Прыжки «в шаге» с различной скоростью движения и приземлением на маховую ногу;

Прыжки в длину с 2-5 шагов разбега с ускоренной и активной постановкой толчковой ноги на место отталкивания;

Пробегание по разбегу 6-10 беговых шагов с обозначением отталкивания;

Прыжки с гимнастического мостика с 5-6 шагов разбега;

Прыжки в шаге с 5-6 шагов разбега через низкий барьер или планку;

Прыжки в длину с короткого и среднего разбега.

При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить за ускорением ритма на последних шагах разбега, слитностью разбега и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.

Заступ – переступание прыгуном в длину и тройным прыжком ногой бруска для отталкивания.

Задача 4. Обучить технике приземления.

Для обучения приземлению в первую очередь необходимо повторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед-вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног вперед можно сделать отметку или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении посылать ноги за отметку (рис. 24).




Рис. 24. Прыжки в длину с места

При обучении приземлению с разбега можно рекомендовать следующие упражнения:

Прыжки в длину с места с активным подтягиванием коленей вперед - вверх и группировкой с опусканием рук вниз;

Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами или одной ногой с далеким вынесением ног на приземление, прыгая в песок или яму с поролоном;

Прыжки в длину с короткого разбега через планку, барьер или резинку, установленную на высоте 20 -50 см за 0,5 м от места предполагаемого приземления;

Из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом вперед сделать соскок с приземлением на две ноги на гимнастический мат;

Прыжки в длину с короткого разбега через веревку или резиновую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.

Задача 5. Обучить технике движениям в полете.

Способ «согнув ноги»

После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого положения тела в фазе полета.

Как уже было сказано, самый простейший из способов - прыжок «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить их вперед.

Для освоения движений в полете применяются упражнения:

Прыжок в «шаге» с 3-5 шагов разбега с приземлением в положение «шага»;

Из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;

Прыжок в «шаге» с 5-7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробе-ганием;

Прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов, отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой или бруска;

Имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине.

Способ «прогнувшись»

После того, как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись».

Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем - пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:

Прыжки с короткого разбега (3-5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз - назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;

Прыжки с короткого разбега, обращая внимание на опускание маховой ноги, прогиб и активное выбрасывание ног далеко вперед во время приземления; руки при этом опустить вперед, вниз и назад;

Прыжки с короткого разбега;

Имитация движения ног в висе на кольцах или перекладине, следя за тем, чтобы во время опускания маховой ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отводились назад;

Прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска.

Способ «ножницы»

После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:

Прыжки в «шаге» с 3-5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед;

Прыжки в «шаге» с 1-3 шагов со сменой положения ног в полете и приземлением в положение «шага», толчковая нога впереди;

Прыжки с 3-5 беговых шагов, меняя положение ног в полете, но приземляясь на толчковую ногу;

Имитация движения рук в ходьбе;

Имитация смены ног в висе на кольцах, перекладине и лежа на гимнастических матах;

Прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимнастического мостика или трамп-лина, для согласования движений ног и рук;

Прыжки способом «ножницы» с различных по величине разбегов, отталкиваясь от грунта и бруска.

При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.

Задача 6. Обучить технике прыжков в длину в целом.

При обучении технике прыжков в длину в целом необходимо обращать внимание на выполнение ритма последних шагов и более быстрое отталкивание при минимальном снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге. Длина разбега зависит от абсолютной скорости занимающегося, его подготовленности к прыжкам, способности к ускорению в беге. Начало разбега определяется следующим образом: 1) занимающийся становится на доску для оттал-кивания спиной к яме, одна нога - впереди, сделав быстрый первый шаг сзади стоящей ногой;
2) начинает бег с постепенным наращиванием скорости. На 18-21-м шагах разбега необходимо оттолкнуться вверх. На месте отталкивания преподаватель делает отметку мелом - это место и будет предварительным началом разбега.

После нескольких повторений следует определить точную длину разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.

В процессе обучения технике прыжков в длину в целом также выполняются:

Повторное пробегание полного разбега;

Прыжки в длину со среднего и полного разбега избранным способом;

Прыжки в длину с гимнастического мостика с полного разбега.

Задача 7. Совершенствование техники прыжков в длину.

После выбора способа прыжка необходимо продолжить совершенствование в технике разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления избранным способом прыжка. При совершенствовании в технике прыжков с разбега решается и целый ряд частных задач:

1. Повышение скорости разбега.

2. Достижение стабильности разбега на последних шагах.

3. Повышение активности действий в отталкивании и уменьшении упора при постановке толчковой ноги на опору.

4. Достижение равновесия в коленном суставе при увеличении активности плечевого пояса, рук и амплитуды маха ногой в отталкивании.

5. Совершенствование ритма разбега.

Для этого используются следующие упражнения:

Прыжки в длину со среднего и полного разбега;

Выполнение специальных упражнений для совершенствования деталей техники;

Прыжки в длину на результат в условиях тренировки и соревнований.

Приведем примеры специальных упражнений для прыгунов в длину и прыгунов тройным прыжком (рис. 25).


Рис. 25. Специальные упражнения прыгуна в длину и тройным прыжком (по Н.Г. Озолину)

Таблица 9

Примерный план обучения технике прыжков в длину с разбега

Задача

Средство

Организационно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега

1. Краткий рас-сказ о технике прыжков в длину с разбега

Рассказ должен быть образным, интересным и не занимать более
5 мин

2. Объяснение и просмотр кинограмм, плакатов, фотографий, видеофильмов

Обратить вни-мание занимаю-щихся на поло-жение тела пры-гуна в основных фазах прыжка

3. Показ техники прыжка в длину в целом и пробные попытки

Сначала показать технику прыжка сбоку, затем - спереди и сзади, акцентируя внимание на отдельные фазы движения

2. Обучить технике отталкивания

1. Имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук

Следить за пол-ным выпрямле-нием толчковой ноги, одновре-менным выпол-нением маха и отталкивания Выполнять фронтально

Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги

Малая актив-ность в отталки-вании

Прыжки в длину через препятствие

2. Имитация отталкивания с одного шага

Активно протал-киваясь вперед, выполнить пос-тановку толчко-вой ноги и отталкивание

Постановка ноги на место отталки-вания расслаб-ленными мыш-цами, особенно стопы

Развитие силовых и скоростных качеств Прыжки на месте вверх, не сгибая ног в суставах

3. Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой но-гой через 1-3 беговых шага с приземлением на маховую ногу

Обратить внима-ние на полное выпрямление толчковой ноги с вертикальным положением ту-ловища при уве-личении скорос-ти передвижения

Несоблюдение положения шага в полете

Быстрое выведение толчковой ноги вперед

Прыжок в шаге с короткого разбега

4. Прыжок в длину с 3-5 беговых шагов разбега через препятствия

Препятствия высотой
40-50 см располагаются на расстоянии половины длины прыжка

Малая активность маховой ноги

Преждев-ременное разгиба-ние махо-вой ноги в коленном суставе

Прыжки с доставанием коленом подвешенных предметов на различной высоте

3. Обучить технике разбега в сочетании

с отталкиванием

1. Многократ-ные прыжки «в шаге» с различной скоростью бега

Выполнять на отрезках 30-40 м с отталкива-нием на каждый
3-5-й шаг Приземляться на маховую ногу

Удлинение последнего шага разбега и напрыгивание на место отталкивания

Низкое положе-ние маховой ноги

Активное пробегание через маховую ногу перед отталкиванием

2. Прыжки «в шаге» с напрыгиванием на возвышение (маты, гимнастического коня, маты
и т.д.)

Следить за вертикальным положением туловища, полным выпрям-лением ноги после отталкивания

Высокое выпрыгивание с потерей горизонтальной скорости в полете

Стопоря-щая постановка толчковой ноги на отталки-вание

Имитация постановки ноги на отталкивание

3. Прыжки в длину с 3-7 беговых шагов с постепенным набором скорости

Следить за соблюдением наращивания темпа шагов

Подседание на маховой ноге

Преждев-ременная подготов-ка к отталки-ванию

Сокращение времени подготовки к отталкиванию

4. Обучить технике приземления

1. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами и одной

Обратить внима-ние на своевре-менное выведение коленей вверх - вперед перед приземлением

Недостаточно высокое поднимание ног перед приземлением

Пассивное выполне-ние дви-жений но-гами при их выносе

Развитие сило-вых качеств Установка на активное под-нимание коленей к груди

2. Прыжок в длину с короткого разбега через планку (эспандер)

Планку уста-новить на высоте 20-40 см за 0,5 м до предпола-гаемого места приземления

Преждевре-менное опуска-ние ног перед приземлением

Раннее выпрям-ление ног в коленных суставах

Прыжки через препятствие небольшой высоты

3. Многократ-ные прыжки в длину с корот-кого и среднего разбега в обоз-наченное место приземления

Руки в момент касания ногами песка должны двигаться активно вниз назад

Жесткое приземление, натыкаясь на ноги с падением назад

Неустой-чивое равно-весие, высокое положе-ние ОЦМ при призем-лении

Прыжки с акцентом на мягкое приземление с опусканием ОЦМ вниз

5. Обучить технике движения в полете

1. Прыжок с места с двух ног через препятствие с подтягиванием коленей к груди

Высоту препятствия постепенно увеличивать

Недостаточная группировка в полете

Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств

Развитие силовых качеств

2. Прыжок в «шаге»
с 3-5шагов разбега

Приземление в положение выпада

Потеря равновесия тела в полете с вращением вперед

Резкий наклон туловища вперед при отталкивании

Следить за вертикальным положением туловища при постановке ноги на отталкивание

3. Прыжок в длину способом «согнув ноги» с различного разбега

Обратить внима-ние на активность маховых движе-ний, высокое рас-положение коленей при группировке перед призем-лением

Излишнее сохранение положения «в шаге» в первой половине полетай фазы

Неумение своевре-менно расслаб-лять мышцы маховой ноги

Прыжки через препятствия с опусканием маховой ноги вниз

6. Обучить тех-нике прыжков в длину в целом

1. Бег по разбегу с обозначением отталкивания

Постепенно уве-личивать длину разбега после достижения точ-ности попадания на планку

Непостоян-ность длины беговых шагов в конце разбега

Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Трудобеликовский,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39

Прыжки с места и разбега.

Легкоатлетические прыжки в высоту и в дли­ну являются обязательным средством общего физического развития детей, воспитания у них двигательных качеств. Они включены в комплек­сную программу физического воспитания уча­щихся с I класса. Любой из прыжков - ти­пичное скоростно-силовое упражнение, спо­собствующее развитию координации и ловко­сти, быстроты, силы и такого комплексного их сочетания, какой является «прыгучесть», способ­ность быстро производить отталкивание и вы­соко подбрасывать свое тело вверх. Без оп­ределенного уровня развития этих качеств не­возможно овладеть техникой любых других ви­дов легкой атлетики.

Младший школьный возраст - благодатный для освоения разнообразных прыжковых упраж­нений, требующих проявления не только физи­ческих качеств взрывного характера, но и оп­ределенных координационных способностей. Этот возраст (7-10 лет) - наиболее ответст­венный период в формировании двигательных координации ребенка. В данном возрасте за­кладываются основы культуры движений, успеш­но осваиваются новые, ранее неизвестные упраж­нения и действия.

У первоклассников, да и у второклассников анатомо-физиологические системы, обеспечи­вающие двигательную активность ребенка, еще далеки от созревания, а сам процесс развития моторики далек от завершения, хотя и про­текает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности. В возрасте 7-10 лет происходит бурное развитие биодинамики движений ребен­ка, и прежде всего их координационного ком­понента. Поэтому этот возрастной период мож­но считать наиболее благоприятным для за­кладки практически всех физических качеств и координационных способностей.

Способности детей к освоению техники дви­жений велики. Дети младшего школьного воз­раста значительно быстрее осваивают многие элементы техники новых упражнений, чем под­ростки и юноши. Они способны овладеть до­статочно сложными движениями и почти само­стоятельно, только понаблюдав, «как это дела­ется».

Использование в занятиях с учащимися млад­ших классов большого арсенала разнообразных прыжков и прыжковых упражнений в целях обес­печения общей физической подготовки при ак­центированном повышении координационных способностей содействует развитию опорно-дви­гательного аппарата, координации движений, приобретению ребенком возможно большего моторного опыта.

В начальных классах при обучении прыж­кам основной задачей является формирование навыка отталкивания вверх. Этот навык необходим для овладения многими упражнениями. В начальных классах следует ознакомить уча­щихся с прыжком в высоту с прямого разбега и в длину с разбега способом «согнув ноги». Для решения такой общей задачи надо научить детей концентрировать усилия в отталкивании, использовать энергию упругой деформации мышц, сохранять правильное положение тела в момент отталкивания, сочетать движения опре­деленных частей тела. Учащихся следует научить также мягкому приземлению, развивать у них скоростно-силовые качества, «прыжковую сме­лость и ловкость».

Согласно учебной программе, первоклассни­ков необходимо научить прыжкам на одной и двух ногах на месте и с продвижением впе­ред; в длину с места; с высоты до 30 см; с разбега в длину и высоту; через набивные мячи; длинную скакалку. Они должны овла­деть мягким приземлением в прыжках, прыжком в длину с места и научиться толкаться одной ногой при выполнении прыжков в длину и в высоту с разбега, приземляясь на обе ноги.

Обучение прыжкам следует начинать с изуче­ния подпрыгиваний (отталкивание со средними усилиями и амортизацией в момент приземле­ния при незначительном сгибании туловища и ног в коленных и тазобедренных суставах). Подпрыгивание на произвольную высоту в на­чальном периоде дети выполняют легче, чем такое же подпрыгивание, но с доставанием оп­ределенного ориентира над головой или под­прыгивание на заданную высоту. Упражнения в подпрыгивании способствуют укреплению мышечно-связочного аппарата, формированию уме­ния концентрировать усилия в отталкивании. Важнейшей задачей при применении подпрыги­ваний является обучение мягкому приземлению, без значительных сотрясений. При этом следует научить семилетних учащихся, чтобы в момент приземления они касались пола, грунта передней частью стоп, амортизируя приземление неболь­шим сгибанием ног в коленных суставах.

При выполнении подпрыгиваний необходимо обращать внимание на положение частей тела относительно друг друга и опоры, не допускать чрезмерного наклона при выпрямленных ногах.

На первых уроках целесообразно давать под­прыгивания на произвольную высоту, а в даль­нейшем - на разную, например 3 раза под­прыгивать не в полную силу, в четвертый раз - как можно выше.

Для увеличения силы толчка и высоты прыжка применяются предметные ориентиры, под­вешенные на 10-15 см выше поднятых рук ре­бенка. Чтобы подпрыгнуть, сначала надо поднять руки вверх, затем, опуская их вниз-назад, при­сесть и с выносом рук вперед-вверх оттолкнуть­ся ногами от пола, одной или двумя руками коснуться предмета/)

Подпрыгивания на двух ногах могут выпол­няться на месте, а затем с небольшим про­движением вперед. Это более сложное в коор­динационном отношении упражнение. При при­землении здесь необходимо добиваться устой­чивого равновесия за счет оптимального сгиба­ния в коленных и тазобедренных суставах, обес­печивающего необходимую амортизацию. Жела­тельно, чтобы в момент касания опоры перед­ней частью стопы плечи и таз составляли вертикальную линию, а во время амортизации не было излишнего наклона вперед. С повы­шением координации движений и развитием опорно-двигательного аппарата подседание при амортизации уменьшается.

Подпрыгивание на одной ноге включается в уроки после овладения подпрыгиванием на двух. При выполнении этого упражнения подседание на опорной ноге значительно меньше, чем в предыдущем. Приземляться следует на перед­нюю часть стопы. При подпрыгивании на одной ноге другая может быть свободно согнута, выпрямлена вперед-вниз, в сторону-вниз или от­ведена назад. Подпрыгивая, можно продвигаться в разных направлениях, изменяя при этом положение рук и выполняя различные задания. Целесообразно чередовать выполнение прыжков на одной и другой ноге (например, 4-8 прыжков на пра­вой и столько же на левой). После овладе­ния подпрыгиванием можно приступить к прыж­кам на двух ногах.

Прыжки на двух ногах на месте и с продви­жением вперед, прыжки на одной ноге отли­чаются от подпрыгиваний тем, что в момент приземления после амортизации сразу же на­чинается следующее отталкивание. В этом виде прыжков начинается формирование режима ра­боты мышц, характерного для легкоатлетиче­ских прыжков,- реверсивного. Так называют режим сокращения мышц со сменой направле­ния движения и с переходом от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц. Ре­версивный режим сокращения мышц позволяет максимально использовать энергию их упругой деформации. Эффективность отталкивания по­вышается при выполнении активного маха ру­ками. Прыжки вперед следует выполнять с не­большим по величине продвижением. Далекие прыжки приводят к «натыканию», трудностям в сохранении правильного положения тела, невоз­можности быстро выполнить отталкивание. Для повышения эффективности закрепления навыка в прыжках следует широко использовать подвиж­ные игры, такие, например, как «Зайцы в ого­роде», «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по кочкам», «Салки на одной ноге», «Прыжки по полоскам». Для создания правильного представ­ления об отталкивании полезно применять ими­тирующие прыжки - «Как прыгает мяч», «Как прыгает птичка» и т. д.

Примерные упражнения, исполь­зуемые для обучения подпрыгиваниям и прыж­кам на двух и одной ноге.

Прыжки на месте на двух ногах без какого-либо определенного положения рук. Вначале да­ются прыжки низкие, потом более высокие, затем чередуются низкие с высокими.

Прыжки на месте на двух ногах с определенным исходным положением рук.

Прыжки на правой, затем на левой ноге

Прыжки поочередно вначале на правой потом на левой ноге, чередуя их через определенное количество повторений (три-четыре)

Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед и назад.

Прыжки на двух ногах через линии, начерченные на расстоянии 50-60 см одна от другой.

Прыжки на одной ноге с небольшим продвижением вперед и назад.

Спрыгивание с высоты (высота предмета, с которого первоклассники выполняют спрыгивание, не более 30 см). Более сложными упражнениями являются спрыгивания с высоты: изучение которых следует после овладения техникой подпрыгивания. Если в предыдущих видах прыжков выделялось умение концентрировать" усилия в толчке вверх, то эта разновидность прыжков требует умения мягко приземляться. Мягкому приземлению после прыжков необходимо уделять особое внимание. Учащиеся, имеющие слабую физическую подготовленность" должны выполнять более глубокое приседание

после прыжка, смягчая толчки и сотрясения, затем немедленно выпрямлять ноги. В начале обучения правильному приземлению следует разрешать школьникам приземляться до поло­жения упор присев, затем - приседа и полу­приседа. Высота предметов, с которых выполня­ется спрыгивание, может увеличиваться только при условии правильного выполнения задания. Наряду с обучением мягкому приземлению сле­дует учить школьников управлять положением тела в полете, развивать «прыжковую смелость и ловкость».

Спрыгивания с высоты имеют следующие раз­новидности: из положения при смешанной опоре (руками и ногами), из полуприседа, из положения в висе на руках, из положения стоя.

При проведении спрыгивания следует преду­смотреть меры безопасности: учитель страхует выполняющих упражнение, помогает им, при­земление первоклассники производят на маты.

Примерные упражнения, исполь­зуемые для обучения спрыгивания с высоты.

Прыжки на месте с мягким приземлением.

Прыжки вверх-вперед с мягким приземле­нием.

Прыжки вверх - в сторону с мягким при­землением.

Спрыгивания с гимнастических скамеек.

То же, что и в упр. 1, 2 , 3, 4, но с вы­полнением дополнительных заданий: движение рук в отталкивании, в полете и при призем­лении.

Спрыгивания с гимнастической скамейки вправо, влево, назад с мягким приземлением.

Спрыгивания с высоты до 30 см, призем­ляясь до положения упора присев, приседа и полуприседа.

Прыжки в кружок. Спрыгнуть точно в кру­жок, нарисованный на полу на расстоянии 15-20 см от скамейки.

Прыжки с места. Они имеют прикладное значение и способствуют развитию скоростно-силовых качеств. С учащимися начальных клас­сов их следует использовать также для овла­дения группировкой в полете и обучения при­землению в прыжках в длину.

Техника прыжка в длину с места. Прыжок выполняется из исходного положения узкая стой­ка ноги врозь (ступни ног параллельно, на ши­рине одной ступни), руки вперед-вверх. Упраж­нение начинается с отведения рук назад, затем активное движение руками вниз-вперед-вверх сочетается с быстрым подседанием, переходя­щим в очень быстрое разгибание ног в ко­ленном, тазобедренном суставах, и отталкива­нием стопой. У семилеток при отведении рук назад выполняется подседание, но без излиш­него сгибания ног и наклона вперед. Начало полета характерно выпрямлением тела прыгуна вперед-вверх. Затем ноги, сгибаясь в колен­ных суставах, подтягиваются к груди, прыгун находится в группировке. Приземление произ­водится на согнутые ноги, обеспечивая амор­тизацию и сохранение равновесия. Руки в мо­мент приземления вначале опущены вниз-назад, а затем, выполняя мах вперед, содействуют продвижению туловища. В прыжках на результат при условии мягкого места приземления допус­кается вынос голени вперед при приземлении, но с обязательным последующим сгибанием ног в коленных суставах после касания стопами грун­та. При прыжках на твердой поверхности обя­зательным является амортизирующее приземле­ние и сохранение равновесия.

Семилетние дети успешно овладевают эле­ментами прыжков с места. Однако момент от­талкивания у них недостаточно активен, часто наблюдается излишнее подседание перед оттал­киванием и жесткое приземление.

Методические указания к обуче­нию. Урок может проводиться как в зале, так и на спортивной площадке с различным покры­тием. Приземление в прыжках желательно вы­полнять на гимнастические маты, если урок физической культуры проводится в спортивном зале, или в яму с песком, если урок прохо­дит на открытом воздухе. При прыжках яма с песком должна быть хорошо подготовлена. В на­чале обучения прыжки в длину с места про­водятся в разомкнутых шеренгах.

При обучении прыжкам с места следует до­биваться правильного сочетания махового дви­жения руками с разгибанием ног в отталки­вании. Надо научить учащихся использовать энергию упругой деформации мышц ног. Этому будут способствовать быстрое выполнение подседания и активный мах руками.

Примерные упражнения, используе­мые для обучения прыжкам с места.

Прыжки вперед-вверх с места из полу­приседа, руки на поясе.,

Прыжки вперед-вверх с быстрым выполне­нием полуприседа.

Выполнение маха полусогнутыми руками с резкой остановкой при положении локтей на уровне плечевого пояса.

4.Прыжки в длину с места из полупри­седа, руки отведены назад.

5.Прыжки с места вверх с выполнением быстрого подседания и маха руками.

6Прыжки в длину с места на точность и на результат.

Прыжки с разбега являются наиболее слож­ным упражнением для учащихся начальных клас­сов. Трудности овладения ими обусловлены не­достаточным уровнем развития у детей скоростно-силовых качеств, незаконченностью форми­рования опорно-двигательного аппарата, не­совершенной системой управления движениями. Однако основы навыка выполнения таких прыж­ков должны быть заложены как можно раньше.

Прыжки в длину с разбега. К технике прыж­ка в длину, выполняемого учащимся в I клас­се (семилетки), предъявляются следующие тре­бования:

разбег должен составлять 4-6 шагов (3-4 м) и выполняться с ускорением; перед отталкива­нием туловище принимает вертикальное поло­жение, последний шаг желательно выполнять быстрее предыдущих, ногу ставить без упора пяткой в грунт;

в отталкивании маховая нога, согнутая в коленном суставе, быстро выносится вперёд-вверх, движение рук выполняются с большей амплитудой и скоростью, чем в обычном беге. Окончание отталкивания и начало полёта должно иметь положение «широкого шага» - полное выпрямление толчковой ноги, вынос бедра маховой ноги параллельно земле, вертикальное положение туловища. Приземление выполняется так же, как и в прыжках с места.

Учитель физкультуры

Стрелецкий Артём Юрьевич

Крюкова Вера Васильевна

Используемая литература:

1А.Н.Макарова «Легкая атлетика» Москва «Просвещение» 1987год.

2.Р.К.Козьмин, Н.Г.Левитский, П.Л.Лимарь

«Первые шаги в легкой атлетике» «Физкультура и спорт» 1965год.

3. З.М.Богуславская. Е.О.Смирнова

«Развивающие игры для детей младшего возраста» Москва «Просвещение»1991год



Похожие статьи
 
Категории