Жан жорж новер стилистические и жанровые особенности. II

16.07.2019

Биография

Среди его педагогов были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель .

Первое выступление состоялось в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV - было это, в 1742 году или в 1743 году . После удачного дебюта Новерр сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского . По возвращении в Париж он был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик , а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur ).

В 1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), Новерр отправился по театрам городов Европы и до 1752 года выступал в Страсбурге и Лионе , а затем уехал в Лондон , где провел два года в труппе британского актёра Дэвида Гарика , дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента ; он продумывал серьёзную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей . В 1754 году он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники» («фр. Les Fêtes chinoises »). Затем судьба вновь забросила его в Лион , где он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» («фр. Lettres sur la danse et les ballets ») - он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action - действенный балет ; требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства, вызвав резкую критику приверженцев старых танцевальных устоев. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. … Композиторы, в большинстве своем, все ещё, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье , потому что их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…» . Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима - до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль .

Эта большая теоретическая работа впоследствии выдержала множество переизданий и была переведена на европейские языки: английский, немецкий, испанский, а затем и на другие. Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803-1804 гг. под названием «Письма о танце» - книга стала известна и издана в России благодаря его ученику Шарлю Ле Пику , приглашенному в Петербург в 1787 в качестве первого танцора, а затем и хореографа. С тех пор в России было несколько изданий на русском языке, книга переиздается вплоть до настоящего времени . Известный русско-французский балетный деятель Б. Кохно через много лет сказал о Новерре и Ле Пике: «Новер преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима достиг России благодаря его ученику Ле Пику» .

В 1760 году Новерр приглашается в , где провел семь лет и где его учеником стал впоследствии выдающий танцор и хореограф, будущий пропагандист творчества и идей Новерра Шарль Ле Пик . В Штутгарте герцог Карла II Вюртембергского, большой знаток и любитель театра, создал для служителей искусств свободную творческую обстановку, что привлекло много талантливых людей: музыкантов, артистов, художников. 11 февраля 1763 года ко дню рождения герцога Новерр поставил балет на музыку Ж.Родольфа , тоже жившего в Штутгарте, «Ясон и Медея », где воплотил свои основные балетные реформы. Отказавшись от несуразных больших париков и закрывавших лицо масок, Новерр впервые ввел в балет пантомиму . В премьерном спектакле среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), М. Гимар (Креуза). Эта постановка стала революционной в хореографии и имела такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. К нему устремились ученики и почитатели, желавшие с ним работать. К 1764 году Новерр руководил труппой из пятнадцати солистов и кордебалета из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины.

Через семь лет Наверр переехал в Вену , оказавшись под протекцией будущей королевы Марии-Антуанетты , назначившей его королевским балетмейстером. Там, получив огромную свободу в постановках, он смог реализовать свои многочисленные идеи по реформаторству в балете, сочинив и поставив множество балетных представлений. Он сам впервые ввел пантомиму в своем балете «Медея и Ясон» («фр. Medеe et Jason ») на музыку Ж.-Ж. Родольфа в 1763 году . Затем он поставил большую пантомимическую постановку в несколько актов на сюжет «Семирамиды» Вольтера . Он привлек к сотрудничеству разных композиторов, в том числе Глюка , с которым создал несколько балетных композиций.

В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI , повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки .

С 1778 года - член Французской королевской академии танцев.

В 1776-1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы , однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять . В 1781 году Новерр написал свои разработки по строительству нового зала Парижской Опера «Комментарий по строительству зала» («фр. Observations sur la construction d’une nouvelle salle de l’Opéra »). Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, Новерр покинул пост в Парижской Опере (эту должность занял его ученик и сподвижник Жан Доберваль) и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне , возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн » .

Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. ), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером , некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Лэ . Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить - 19 октября 1810 году он скончался.

Значение

Большинство его постановок разрабатывали сюжеты о драматических событиях и сильных страстях. Вслед за Вольтером и Дидро Новерр проводил на балетной сцене идею о подчинении долгу; его эстетические воззрения тяготели к провозглашаемым Ж.-Ж.Руссо естественным чувствам и близости природе (например, балет «Белтон и Элиза», композитор неизвестен, первая половина 1770-х годов). Реформы Новерра оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета и стали основными постулатами, это в первую очередь: взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц .

Он сам подвел итог своему творчеству: «Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и ещё более стеснительные тоннеле; на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими подражательными искусствами, и тем самым навлек на себя неудовольствие всех тех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были».

Записки о танце и балете. Первое издание (1760)

Литературные труды

  • приблизительно 1752 - «Теория и практика танца вообще, композиции балетов, музыки, костюма и декораций, сопутствующих ему» («Théorie et pratique de la danse en général, de la composition des ballets, de la musique, du costume, et des décorations qui leur sont propres»)
  • 1760 - «Записки о танце и балете» (фр.: «Lettres sur la danse et les ballets»), издано в Лионе и Штутгарте
  • 1781 - «Комментарий по строительству зала» (фр.: «Observations sur la construction d’une nouvelle salle de l’Opéra»)
  • 1801 - «Два письма месье Новерра к Вольтеру» о Дэвиде Гарике (Deux lettres de M. Noverre à Voltaire)
  • 1801 - «Записки об артисте на общественных празднествах» (Lettres à un artiste sur les fêtes publiques)

Основные постановки

  • : Le Jugement de Pâris (Лион - Вена )
  • 1754: La Fontaine de jouvence (Париж)
  • 1755: Les Réjouissances flamandes (Париж)
  • 1755: La Provençale (Лондон)
  • 1755: The Lilliputian Sailors (Лондон)
  • 1758: L’Impromptu du sentiment (Лион)
  • 1758: Les Caprices de Galatée (Лион - Париж - Лондон )
  • 1758: La Mort d’Ajax (Лион)
  • 1758: Les Jalousies (Лион)
  • 1759: Le Jalou sans rival (Лион)
  • : La Descente d’Orphée aux Enfers (

НОВЕР ЖАН ЖОРЖ

(Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Париж, - 19.10.1810, Сен-Жермен-ан-Ле), французский балетмейстер. Ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. В 1755-57 возглавлял балетную труппу в театре "Друри-Лейн" в Лондоне. В постановках "Ринальдо и Армида", "Адмет и Альцеста", "Медея и Язон" Родольфа, "Отмщённый Агамемнон" и "Апеллес и Кампаспа" Аспельмайра, "Горации и Куриации" Старцера и др. (на сценах театров Штутгарта и Вены) Н. разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1776-1780 балетмейстер в "Гранд-Опера" в Париже. В 1781-94 (с перерывами) работал в Лондоне. Н. поставил свыше 80 балетов. В 1759 вышел его знаменитый труд "Письма о танце и балетах", где Н. обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника. Ученики Н.: Ж. Доберваль, Ш. Дидло, Ш. Ле Пик и др. Теория, подкрепленная практикой, принесла Н. славу "отца современного балета".

Соч.: Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v. 1-4, St-Petersbourg, 1803-1804; Lettres sur les arts imitateurs en general et sur la dans en particulier, v. 1-2, P., 1807; в рус. пер.- Письма о танце и балетах. [Ред.

и вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л. - М., 1965.

Лит.: Соллертинский И. И., Жизнь и творчество Новерра, в кн.: Классики хореографии, Л. - М., 1937; Lynham D., The Chevalier Noverre: father of Modern ballet, a biography, L., 1972.

В. М. Красовская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НОВЕР ЖАН ЖОРЖ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЖОРЖ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • ЖАН в Словаре значений Казахских имен:
    (муж.) …
  • НОВЕР
    (Noverre) Жан Жорж (1727-1810) французский балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства. Основываясь на эстетике французских просветителей, создавал спектакли, в которых …
  • ЖОРЖ в Большом энциклопедическом словаре:
    (George) (наст. фам. Веймер Weimer) Маргерит Жозефин (1787-1867), французская актриса. На сцене с 1802 (в "Комеди Франсез" и других театрах …
  • ЖАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Jean) (р. 1921) великий герцог Люксембургский с …
  • ЖАН
    (Jean) Бенуа Гийом Робер Антуан Луи Мари Адольф Марк д"Авьяно (р. 5.1.1921, Люксембург), государственный деятель Люксембурга, принц Бурбон-Пармский. В 1938 …
  • ЖАН
    (Эжен Gens, 1814-1881) — бельгийский писатель. Известен ценными историческими трудами и напоминающими Ауэрбаха новеллами и романами, также стихотворениями. Выдаются: "Le …
  • НОВЕР
    НОВ́ЕР (Noverre) Жан Жорж (1727-1810), франц. балетмейстер, реформатор и теоретик хореогр. иск-ва. Поставил св. 80 балетов. Основываясь на эстетике франц. …
  • ЖОРЖ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    САНД, см. Санд …
  • ЖОРЖ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (George) (наст. фам. Веймер, Weimer) Маргерит Жозефин (1787-1867), франц. актриса. На сцене с 1802 (в "Комеди Франсез" и др. т-рах …
  • ЖАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОЛЬ (Jean Paul) (наст. имя и фам. Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (1763-1825), нем. писатель. Иронич.-сентиментальные бытописат. повести и романы …
  • ЖАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕНСКИЙ (Jean de Jandun) (?- 1328), франц. философ, сторонник аверроизма. Друг Марсилия Падуанского, вместе с к-рым в кн. "Защитник мира" …
  • ЖАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Jean) (р. 1921), вел. герцог Люксембургский в …
  • НОВЕР
    (Якоб Nover, род. в 1845 г.) ? немецкий филолог. Главные его труды: "Ursprung und alteste Gestalt der Nibelungensagen" (1880); "Nordgermanische …
  • ЖАН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Эжен Gens, 1814-1881) ? бельгийский писатель. Известен ценными историческими трудами и напоминающими Ауэрбаха новеллами и романами, также стихотворениями. Выдаются: "Le …
  • ЖАН
    ... Жак …
  • ЖАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    ... Поль …
  • НОВЕР
    (Noverre) Жан Жорж (1727-1810) , французский балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства. Основываясь на эстетике французских просветителей, создавал спектакли, в …
  • ЖОРЖ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (George) (наст. фам. Веймер, Weimer) Маргерит Жозефин (1787-1867), французская актриса. На сцене с 1802 (в «Комеди Франсез» и других театрах …
  • ЖАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Jean) (р. 1921), великий герцог Люксембургский с …
  • ЖАН КОКТО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-03 Time: 09:32:01 Навигация Тема = Жан Кокто Википедия = Кокто, Жан Викисклад = Category:Jean Cocteau Жан Кокто — …
  • ЖОРЖ СЕБАСТИАН (GEORGE)
    Жорж (George), Себастиан - немецкий композитор, живший в России. Родился в середине XVIII в. В 70-х гг. переселился в Петербург. …
  • ЖОРЖ ДАНДЕН в Литературной энциклопедии:
    (фр. George Dandin) - герой комедии Мольера «Жорж Данден, или Одураченный муж» (1668; пьеса имела две редакции: комедия-балет и комедия …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СОРЕЛЬ ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sorel) Жорж (2.11.1847, Шербур, - 30.8.1922, Булонь), французский социальный философ, теоретик анархо-синдикализма. Окончил Политехническую школу и работал инженером в …
  • САНД ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sand) Жорж (псевдоним; настоящее имя и фамилия Аврора Дюпен, Dupin; по мужу - Дюдеван (Dudevant) (1.7.1804, Париж, - 8.6.1876, Ноан, …
  • РУО ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Rouault) Жорж (27.5.1871, Париж, - 13.2.1958, там же), французский живописец и график. Учился в Париже в Школе декоративных искусств (1885-89) …
  • ЛАТУР ЖОРЖ ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ла Тур (La Tour) Жорж де (19.3.1593, Вик-сюр-Сей, Лотарингия, - 30.1.1652, Люневиль, там же), французский живописец. Сформировался под влиянием Караваджо …
  • ЗАНД ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sand) Жорж (1804-76), французская писательница; см. Санд …
  • ГАБЕН ЖАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Gabin) Жан (настоящие имя и фамилия - Жан Алекси Монкорже, Moncorge) (р. 17.5.1904, Мериель), французский киноактёр. Творческую деятельность начал в …
  • БЮФФОН ЖОРЖ ЛУИ ЛЕКЛЕРК ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Buffon) Жорж Луи Леклерк де (7.9.1707, Монбар, - 16.4.1788, Париж), французский естествоиспытатель. С 1739 директор Ботанического сада в Париже. Основной …
  • БИЗЕ ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд, при крещении назван Жоржем) (25.10.1838, Париж, - 3.6.1875, Буживаль, близ Парижа), французский композитор. Сын учителя …
  • НОВЕР ЯКОБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nover, род. в 1845 г.) — нем. филолог. Главные его труды: "Ursprung und ?lteste Gestalt der Nibelungensagen" (1880); "Nordgermanische G?tter- …
  • САНД, ЖОРЖ в Словаре Кольера:
    (Sand, George, псевд.; наст. имя - Амандин Люси Аврора Дюпен, по мужу - баронесса Дюдеван) (1804-1876), французская писательница. …
  • РУССО, ЖАН-ЖАК в Словаре Кольера:
    (Rousseau, Jean-Jacques) (1712-1778), французский философ, писатель, композитор. Родился 28 июня 1712 в Женеве. Мужчины в семействе Руссо были часовщиками, семья …
  • ЖАН ПАУЛЬ в Словаре Кольера:
    (традиционно ошибочно - Жан Поль) (Jean Paul; наст. имя - Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Johann Paul Friedrich Richter) (1763-1825), немецкий …
  • АРП, ЖАН в Словаре Кольера:
    (Arp, Jean (Hans) (1887-1966), французский художник и скульптор, один из основоположников абстрактной скульптуры и основателей дадаизма - направления в искусстве, …
  • РАЗ, ДВА - ГОРЕ НЕ БЕДА! (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-18 Time: 20:32:37 = Иван-солдат = * Да я так... одним глазком. = король Жан-Жан = * Памятник... Из …
  • ДРУЖБА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-27 Time: 19:41:14 = А = * Анатомия дружбы понимается нами только при взаимности чувств. (Синяков Артём) …
  • БАТАЙ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова.
  • ЛИОНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лионская епархия Римско-католической Церкви. Римо-католические архиепископы Лионские были графами Лиона и провинции Лионне, примасами Южной …
  • ЛАНГРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лангрская епархия Римско-католической церкви. История Лангрской епархии восходит ко II веку. Она была одной из …
  • СИРИЯ в Историческом справочнике Терроризм и террористы,:
    Сирия использует террористические методы в течение последних 29 лет, с момента установления в 1970 левого режима Хафеза Асада. Сирийцы стремились …
  • СЕМЕНОВА ЕКАТЕРИНА СЕМЕНОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Семенова (Екатерина Семеновна) - знаменитая актриса (1786 - 1849), дочь крепостной девушки помещика Путяты и учителя кадетского корпуса Жданова, поместившего …
  • ПИСЕМСКИЙ АЛЕКСЕЙ ФЕОФИЛАКТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Писемский (Алексей Феофилактович) - известный писатель. Родился 10 марта 1820 г. в усадьбе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии. Род его …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
  • БЕЛИНСКИЙ ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Белинский, Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. Родился 1 июня 1811 г. в Свеаборге, где отец его был морским врачом. Детство свое …
  • КОНСУЭЛО в Литературной энциклопедии:
    (Consuelo) - героиня романов Жорж Санд «Консуэло» (1842-1843) и «Графиня Рудолыитадт» (1843-1844). Обладательница чудесного, чарующего голоса (артистический прототип - знаменитая …

НОВЕ"Р Жан Жорж

НОВЕР (Noverre), Жан Жорж (29. IV. 1727 - 19. X. 1810) - франц. балетмейстер, реформатор и теоретик хореографич. иск-ва. Один из основоположников балетного т-ра. Учился у танцовщика О. Дюпре. Начал выступать на сцене в 1743. Первая пост. - "Китайский балет" (1754) в т-ре "Опера комик" (Париж). В 1755 Н. ездил на гастроли в Лондон по приглашению актёра Д. Гаррика, воззрения к-рого оказали значит. влияние на дальнейшее творчество Н. По возвращении во Францию Н. ставит ряд балетов в Лионе и Марселе (1758 - 60), затем в Штутгарте (1760 - 67), Вене и Милане (1767 - 74). В эти годы Н. осуществляет свои преобразования, создаёт все лучшие пост. и приобретает славу выдающегося новатора. Н. в течение многих лет был лишён возможности работать в Париже, т. к. направление его иск-ва было чуждо придворным кругам. Лишь в 1775 он получил приглашение в Парижскую Оперу, где работал до 1780. В последующие годы ставил балеты в Англии и др. странах, занимался литературно-теоретич. деятельностью.

Идейной основой преобразований, совершённых Н. в хореографич. иск-ве, была эстетика франц. просветителей. Утверждая идейность и демократич. направленность балета, его воспитательное воздействие, Н. боролся за глубокую связь хореографич. иск-ва с лит-рой, призывал к созданию балетов на темы совр. жизни, обращался к сюжетам, заимствованным из истории и мифологии. Взамен лишённого драматургич. цельности пышного оперно-балетного представления Н. создал балет-пьесу, в к-ром содержание музыки раскрывалось в драматич. пластически- выразительных образах. Тем самым он превратил балетный спектакль в самостоятельный вид сценич. иск-ва. Для творчества Н. характерна разработка жанра героич. "трагич. балета" с сильно развитой сюжетной пантомимой ("Медея и Язон", "Амур и Психея", "Бельтон и Эльза" и др.).


Сцена из балета в пост. Ж. Ж. Новера "Горации и Куриации"

Н. оказал большое влияние на развитие европ. балета конца 18 и нач. 19 вв. В принципах Н. его учениками и последователями Ж. Добервалем, Ш. Ле Пиком, Ш. Дидло и др. были пост. балеты: "Тщетная предосторожность" (сохранившийся до наст. времени), "Дезертир", "Зефир и Флора", "Жизель", "Эсмеральда" и др. Рус. балетный т-р (по признанию самого Н.) наиболее успешно освоил его преобразования; в пост. М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. А. Горского, М. М. Фокина новаторские идеи Н. получили дальнейшее развитие. Свои эстетические взгляды Н. изложил в обширном труде "Письма о танце и балетах" (1760), уже при его жизни неоднократно издававшемся на разл. яз. (наиболее полное рус. изд. 1803 - 04; в наст. время переиздаются на польском, чеш., венг. и рус. языках).


Сцена из балета в пост. Ж. Ж. Новера "Медея и Язон"

Соч.: Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, t. 1 - 4, St.-Petersbourg, 1803 - 1804; Lettres sur les arts imitateurs en general et sur la danse en particulier, t. 1 - 2, P., 1807; в рус. пер. - Письма о танце, вступ. ст. и примеч. И. И. Соллертинского, Л., 1927.

Лит.: Соллертинский И. И ., Жизнь и творчество Новерра, в кн.: Классики хореографии, Л.-М., 1937; Lуnham D ., The father of modern ballet, L., 1950; Tugal P ., Jean George Noverre. Der groβe Reformator des Ballets, В., 1959. Г. Том.


Источники:

  1. Театральная энциклопедия. Том 4/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 1152 стб. с илл., 76 л. илл.

Французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как международный день танца.

Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде балетного фрагмента; он продумывал серьезную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 году он создал свой первый большой балетный спектакль "Китайские праздники" ("Les Fetes chinoises").

Он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он отменил театральные маски у танцоров, тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства. Он писал: "Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима -- до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до него не несла основной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Эта большая теоретическая работа впоследствии выдержала множество переизданий и была переведена на европейские языки: английский, немецкий, испанский, а затем и на другие.

11 февраля 1763 Новерр поставил балет на музыку Ж.Родольфа, "Ясон и Медея", где воплотил свои основные балетные реформы. Отказавшись от несуразных больших париков и закрывавших лицо масок, впервые ввел в балет пантомиму. Эта постановка стала революционной в хореографии и имела такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра.

До Новера во Франции танец на сцену допускался лишь как чисто декоративная вставка в оперу, как изысканная, нарядная, но малосодержательная интермедия, как дивертисмент. Новер же утверждал, что танец должен стать действенным, осмысленным и эмоционально-выразительным. Балетмейстер-новатор снимает маски, требует серьезных драматических сюжетов, сценической правды. Развлекательным постановкам он противопоставляет балет с острым драматическим сюжетом, с непрерывно развивающимся действием.

Новер хотел, чтобы балет стал искусством в высоком смысле слова. Он считал, что создать хореографические постановки, гармоничные и содержательные, возможно лишь при взаимосвязи и взаимодействии всех слагаемых балетного спектакля.

Темы для своих балетов Новер брал из античной литературы, истории и мифологии. В центре его спектаклей были подчиняющие личные стремления и чувства интересам общества. Репертуар Новера состоял из одноактных и многоактных балетов, пасторалей, дивертисментов. Это были постановки трагедийные, героические, комедийные, героико-трагические, лирические, лирико-драматические. Желая все происходящее на сцене передать как можно правдивее, балетмейстер главным. Средством актерской игры избрал пантомиму. Танец у него в балетах продолжал действие, развивал сюжет, был действенным.

Новеровские преобразования коснулись и декораций, и костюмов, и музыки, в результате чего балет стал самостоятельным театральным жанром.

В книге "Письма о танце и балетах" хореограф утверждал свою эстетику балетного искусства. Впервые книга вышла в 1760 году в Штутгарте. В нашей стране она не раз переводилась на русский язык и издавалась. Первое же издание е России вышло в 1804 году, последнее -- в 1965.

Реформы Новера были в духе идей философов-просветителей, идеологов грядущей французской революции -- Дидро, Вольтера, Руссо. Его деятельность в балетном театре вызывала одобрение этих людей и лучших художников, композиторов, хореографов того времени.



Похожие статьи
 
Категории