Жанр картины девочка на шаре. Трагическая история с картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо

03.11.2019

Название, англ. : Acrobat on a Ball.
Оригинальное название : Acrobate a la boule (Fillette a la boule).
Год окончания : 1905.
Размеры : 147 × 95 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» творчества Пабло Пикассо. В это время он окончательно переезжает в Париж. У него завязываются новые знакомства, дружба, отношения с Фернандой Оливье.

Картины приобретают светло-розовую, воздушную насыщенность; жемчужно-серые, розово-красные, охристые тона существенно отличаются от предыдущего, грустного и статичного «голубого периода» мастера.

Пикассо поддается всеобщей увлеченности цирковыми сюжетами, которые были очень популярны в то время. Его работы изображают бродячих артистов и комедиантов, передают определенный настрой, отличаются жизненной наполненностью.

«Девочка на шаре» - шедевр, основным посылом которого является противопоставление легкости, гибкости и устойчивости, массивности, констатация двух разных форм, непохожесть, «крайности» бытия. Это грация девочки-акробатки, и монолитность атлета, подвижность шара и устойчивость куба.

Полотно построено на контрастах, наполнено внутренним драматизмом. Фон картины - это унылый пейзаж, выжженная солнцем земля, на которой пасется одинокая лошадь; женщина с ребенком, идущая куда-то, холмистая местность, проселочная дорога… Постоянство, которое будет оставаться неизменным еще очень долгое время.

Контрастом фону служат бродячие артисты, жизнь которых - всегда в движении, всегда в толпе. Безмолвие заднего плана заканчивается с приездом циркачей, несущих с собой атмосферу веселья и шумной радости.

Реквизит артистов - шар и куб - также обыгрывается художником как противопоставление устойчивости, постоянства, - движению, изменчивости. Гибкость, грация девочки, удерживающей равновесие, и застывший атлет, который слился со своим постаментом.

Нежные розовые, жемчужные тона, новизна и ощущение наполненности, воздушности, легкости, подчеркиваются красочным штрихом - ярким красным цветком в волосах девочки-гимнастки. Это практически единственное яркое пятно, которое обращает на себя внимание среди пастельно-спокойных цветов картины.

Стоит отметить, что художники того времени, и Пикассо, в частности, отождествляли себя с цирковыми актерами - изгоями общества, ремесло которых - зрелища, что так жаждет толпа.

В цирке Медрано, который располагался у Монмартрского холма, Пикассо находит для себя массу интересного материала - людей: взрослых и совсем юных, прекрасных и безобразных в совершенстве владеющих своим мастерством. Тут и богатая палитра костюмов, жестов, характеров.

Персонажи мастера из «голубого периода» творчества не могут похвастаться таким разнообразием реальных объемов, форм, наполненности жизнью - они более статичны, неподвижны. Нищета и печаль в «розовом периоде» сменяется на живой, подвижный мир цирка и театра.

Также музой мастера в этом периоде становится Фернанда Оливье - модель с пышными формами, вдохновляющая художника на создание такого образа, как женщина-гитара. Они живут в Бато-Лавур - этом странном пристанище поэтов, торговцев, художников, дворников на грани нищеты, но в идеальном творческом беспорядке.

Картина «Девочка на шаре» (так называемый «мостик» между «голубым» и «розовым» периодами в творчестве художника) попала в Россию благодаря Ивану Абрамовичу Морозову, который приобрел ее у Канвейлера в 1913 году за 16 тысяч франков. До этого, полотно находилось в коллекции Гертруды Стайн. Для сравнения, в 1906 году Воллар приобрел у Пикассо 30 полотен за 2 тысячи франков.

На сегодняшний день картина «Девочка на шаре» находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

В Пушкинском музее города Москвы есть много замечательных картин, поражающих воображение истинных ценителей искусства и простых экскурсантов. Художники Моне, Ренуар, Ван Гог, Шагал - эти имена навек вошли в сокровищницу мировой живописи. И «Девочка на шаре» (картина Пикассо) - одно из тех гениальных произведений, перед которыми можно завороженно простаивать часами, наслаждаясь волшебной игрой цвета и света, поразительным мастерством великого художника. Эта картина, как сказка, в которую хочется верить, несмотря ни на какие глобальные сложности человеческого бытия.

«Розовый» период

Каждое произведение великого художника имеет свою историю. Эта картина не является исключением. Молодой Пабло Пикассо, обосновываясь в начале прошлого века в Париже, постигал мир богемы. В его бедной художественной мастерской зимой даже вода замерзала - так бывало холодно. А на Монмартре часто отключали электричество. Но зато на дверях мастерской красовалась надпись «Место встречи поэтов», радующая глаз. Мир богемы, отвергаемый обывателями, прочно входит в жизнь Пабло Пикассо. А тема родства и общечеловеческих отношений - в в тот период. Главные персонажи, герои картин - странствующие циркачи, комедианты, артисты и балерины, которые, вопреки общественному вкусу, приковывали к себе внимание молодого таланта, вызывали в нем неподдельное участие и интерес.

«Девочка на шаре», картина Пикассо

В ту пору (1905 год) художник зачастую склонен избирать самые обыденные сюжеты для своих произведений. Герои данной картины - бродячие акробаты - захватывают воображение Пабло Пикассо: девочка на шаре, хрупкая и нежная, атлет, олицетворяющий собой мужественность и надежность. Но автор не просто копирует жизнь. Он воссоздает ее своим искусством, мастерством. И произведение «Девочка на шаре» (картина Пикассо «розового» периода) - яркий тому пример! Мы словно бы видим грезы, любовь, преданность и нежность, силу и мужество. Необходимость друг другу, так как работа бродячих циркачей опасна и нелегка, а получают они за нее гроши.

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре»: сюжет

На полотне изображены сидящий взрослый мужчина-акробат и хрупкая девочка, которая грациозно балансирует на шаре. Именно в противопоставлении этих двух фигур, их пластики и массивности, грациозности и силы, многие критики видят изюминку произведения. Тема дружбы, внутренней общности и взаимопомощи также просматривается в работе. Художника привлекает язык контрастов и пластики, способствующий созданию гармонии в композиции картины. Ведь согласитесь, если представить себе на миг только лишь балансирующую девочку, то без молчаливой поддержки сидящего циркача она моментально может потерять равновесие, соскользнув с шара. Согнутая под прямым углом нога мужчины воспринимается образно, как некая опора для хрупкой фигурки девочки.

Все волшебство, пронизывающее произведение великого мастера, основывается и на магии освещения, созвучии цветов, точности мазков. Словно бы у фигур нет чувства скованности, а пространство холста раздвинуто и наполнено воздухом. Одновременно с этим, автор использует и огрубление фактуры живописи, опрощение стиля, проявившееся в более ранние годы.

Несмотря на кажущуюся грубость изображения, произведение несет светлое и нежное настроение, описанное в розовых и голубых тонах, с оттенками пепельного. Эти тона дополнительно создают впечатление романтической реальности жизни.

История картины после написания

Известно, что Пабло Пикассо в 1906 г. был доволен, когда коллекционер Воллар купил у него аж 30 картин всего за две тысячи франков. После этого полотно побывало и в коллекции знаменитой и в собрании Канвейлера. Промышленник-коллекционер и благотворитель Морозов купил его в 1913 году уже за 16 тысяч. Так «Девочка на шаре», картина Пикассо, оказалась в России, где до сих пор и находится в музее имени Пушкина.

Пабло Пикассо написал «Девочку на шаре» в 1905 году. Сегодня картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Размышляя о нелегкой доле свободных художников, Пикассо изображает семью цирковых артистов на фоне пустынного пейзажа. Он словно обнажает «закулисье» цирковой арены и показывает, что эта жизнь полна лишений, изнуряющего труда, нищеты и бытовой неустроенности.

Картина наполнена колоссальным напряжением и драматизмом. Пикассо очень точно описал здесь психологическое состояние девочки-истерика, которая находится в крайне неустойчивом состоянии. Она балансирует на «шаре» собственной зарождающейся сексуальности, пытаясь сохранить равновесие между возбуждением, желанием и запретом.

1. Центральные фигуры

Хрупкая девочка и мощный атлет – две равнозначные фигуры, которые составляют центральное ядро композиции. Гимнастка беззаботно демонстрирует отцу свои навыки, но он не смотрит не нее: его взгляд обращен внутрь себя, он погружен в размышления о судьбе семьи. Эти образы, сильно контрастируя друг с другом, символически напоминают весы: непонятно, какая из чаш перевесит. В этом и заключена основная идея картины – надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности. Причем их шансы равны. Участь семьи отдана на волю судьбы.

2. Девочка на шаре

Фактически, это маленькая Лолита, которая ищет любви отца – атлет может быть и ее старшим братом, но это неважно, в любом случае перед нами зрелый мужчина, отцовская фигура. Она чувствует, что не нужна матери, и в поисках любви обращается к ближайшей мужской фигуре. Как и подобает истерику, она соблазняет, играет, увлекает и не может успокоиться, обрести устойчивость. Она балансирует между матерью и отцом, между желанием и запретом, между детской и взрослой сексуальностью. И этот баланс очень важен. Любое неверное движение может привести к падению и к травме, которая нарушит ее развитие.

3. Атлет

Очень важна реакция мужчины – он не поддается искушению, не реагирует на сексуальные провокации девочки, которая его соблазняет. Если бы он признал ее право на взрослую сексуальную жизнь, это привело бы к ее падению с шара. Она сохраняет равновесие за счет того, что он стабилен, надежен, устойчив в своей отцовской роли. Он не запрещает ей танцевать перед ним, не запрещает соблазнять его. Он дает ей это пространство для развития.

Но очевидно, что и внутри него происходит борьба. Неслучайно его лицо отвернуто в сторону: для того, чтобы справляться с возбуждением и победить свои чувства, ему нельзя смотреть на девочку. Интенсивно-синий цвет его плавок и ткани, на которой он сидит, подчеркивает конфликт между возбуждением и запретом.

4. Гиря

Предмет, который атлет держит в руке, очень похож на гирю (4). Она расположена прямо на уровне его гениталий. Он не может ее поставить по каким-то причинам. И это дополнительный признак неустойчивости. Мы видим, как сильно напряжены мышцы его спины. Удерживая гирю, атлет борется таким образом с сексуальным напряжением внутри себя. Не осознавая этого, он боится, что если поставит гирю и расслабится, то может оказаться во власти сексуального чувства и поддаться ему.

Фигуры на заднем плане

На заднем плане мы видим фигуру матери гимнастки (5) с детьми, собаку и белого коня. Черная собака (6), как правило, была символом смерти и служила посредником между различными мирами. Белый конь (7) здесь выступает как символ судьбы и издавна наделялся способностью ее предсказывать.

Символично, что мать повернута спиной к девочке на шаре. Когда женщина заботится о грудном ребенке, она переключает на него все внимание, психологически отстраняется от старших детей, а те начинают чувствовать фрустрацию. И поворачиваются к отцу в поисках его любви, внимания и поддержки. Здесь этот момент ярко показан: обе девочки отвернулись от матери и смотрят в сторону отца.

Шар и куб

Шар (8) всегда считался одной из самых совершенных и значимых геометрических фигур, он олицетворяет собой гармонию и божественное начало. Ровный шар с идеальной поверхностью всегда ассоциировался со счастьем, отсутствием препятствий и сложностей в жизни. Но шар под ногами девочки имеет неправильную геометрическую форму и говорит нам о ее непростой судьбе.

Куб (9) символизирует земной, бренный, материальный мир, скорее всего – мир цирка, к которому принадлежит атлет. Куб похож на ящик для хранения цирковых реквизитов, и отец готов передать их дочери, но пока не хочет раскрывать ей всю правду цирковой жизни: ему хотелось бы лучшей участи для своих детей.

Цветовая композиция

В образах матери, эквилибристки и элементах одежды атлета преобладают холодные сине-пепельные тона, символизирующие грусть и обреченность: этим людям уже не вырваться из «циркового круга». Отсутствие теней на холсте – тоже символ безысходности. Во многих культурах тень наделялась сакральным смыслом: считалось, что человек, ее потерявший, обречен на гибель.

Надежду символизируют красные цветовые пятна, которые присутствуют в элементах одежды детей. При этом младшая дочь полностью облачена в этот цвет – ее еще не коснулись цирковые будни. А старшая уже почти полностью «захвачена» миром цирка – у нее только небольшое красное украшение в волосах.

Любопытно, что фигура самого атлета написана с преобладанием светлых, розоватых оттенков – таких же, как и на фоновом пейзаже. И это неслучайно. Другой, лучший мир находится где-то за холмами, и именно оттуда исходит божественный свет, символизирующий надежду: ведь сам атлет, несмотря ни на что, – надежда для девочки и семьи.

Красный цвет ассоциируется с яркой, открыто демонстрируемой сексуальностью. Она как будто бы есть только у маленькой девочки в красном платье (10). Дети в этом возрасте не знают еще чрезмерных запретов, у них могут быть разные инфантильные сексуальные фантазии. Она пока твердо стоит на ногах, она еще далеко от мужчины и не боится обжечься.

Девочка на шаре – как бабочка рядом с огнем. Ее фиолетовый цвет связан с возбуждением и напряжением, однако он не переходит в интенсивный синий, в цвет тотального запрета. Интересно, что фиолетовый цвет дает именно сочетание красного и синего.

Белая лошадь

В психоанализе лошадь символизирует страсть, дикое бессознательное. Но здесь мы видим мирно пасущуюся белую лошадь (7), которая расположена прямо между атлетом и гимнасткой. Для меня она символизирует возможность интеграции, позитивного развития. Это знак надежды на то, что запретное сексуальное напряжение спадет и страсти будут укрощены.

Возбуждение будет способствовать развитию каждого из них. Девочка вырастет и почувствует себя эмоциональной, сексуальной с другим мужчиной, а атлет будет зрелым отцом для детей и надежным мужем для своей женщины.

Об экспертах

Психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».


искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Которая была написана в 1905 году. Холст, Масло. 147 × 95 см. Картину приобрёл в Париже в 1913 году российский предприниматель, меценат, коллекционер искусства Иван Абрамович Морозов. В настоящее время работа находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Картина «Девочка на шаре» является ярким примером «розового периода» творчества Пабло Пикассо, а точнее произведением переходного периода от «голубого» к «розовому». Если в «голубом периоде» Пикассо всё больше отдавал предпочтение различным человеческим страданиям, из-за чего они были довольно мрачными и унылыми, то «розовый период» в его искусстве является более радостным и жизнелюбивым. В этой картине мы можем увидеть, что в творчестве Пикассо ещё сохранились некие последствия «голубого периода» — унылый пейзаж, но уже намечаются позитивные изменения в пользу нового периода — изображение весёлых циркачей.

В центре картины находятся две фигуры — девочка, которая балансирует на шаре, и мужчина, который сидит напротив на кубе. На дальнем плане мы можем увидеть женщину с ребёнком, собаку и лошадь. Данная картина построена на контрастах — хрупкая девочка и грузный мужчина, девушка голубого цвета и мужчина розового цвета, неустойчивый шар, на котором сложно устоять, и монолитный куб, весёлая подвижность девочки и застывшая молчаливость циркача. Идеей картины было показать время и постоянство, движение и неподвижность. Контраст противоположностей также дополняет и местность. В отличие от привычного окружения артистов цирка — толпы зрителей, здесь лишь выжженная пустыня с двумя людьми и двумя животными. В такую обстановку артистов цирка Пикассо поместил ещё и потому, что хотел показать сущность циркачей, у которых в жизни бывают не только выступления и аплодисменты, но также тяжёлые тренировки, нужда, переживания, страдания.

«Девочка на шаре» картина Пабло Пикассо

Для качественной печати вам необходимы профессиональные услуги заправки картриджей? Компания Ирвин — это именно то, что вам необходимо. Профессионалы своего дела с большим опытом выполнят быструю заправку любых принтеров и ксероксов.

В 1905 году выдающийся живописец Пабло Пикассо написал свою знаменитую картину "Девочка на шаре". Расскажем об этой картине и некоторых любопытных моментах, связанных с ней.

В молодости, после окончания художественной академии в Мадриде, Пикассо отправился во Францию, где и остался впоследствии жить. В Париже, молодой художник, благодаря своему увлечению цирком, попал в среду цирковых артистов, с которыми близко сдружился. Наблюдая за их специфическим бытом, Пикассоо быстро вдохновился на создание картин.

Одной из первых картин на цирковую тематику была "Семья акробатов". На ней впервые появилась фигура подростка, балансирующего на шаре. Существует мнение, что идею изобразить мальчика на шаре Пикассо позаимствовал у немецкого скульптура Йоханнеса Гётце, которую тот создал в 1888 году. Возможно.
В процессе многократного перерисовывания "Семьи акробата", Пикассо в конце-концов решил разделить эту картину на две отдельные. "Семья акробата" в финальном варианте осталась без мальчика на шаре, зато добавился бабуин. Мальчик же превратился в девочку и стал центральной темой другой картины - "Девочка на шаре".
На что же стоит обратить внимание, рассматривая эту замечательную и известную картину? Назовём наиболее интересные моменты.

1. Поза девочки
Несмотря на то, что фигура девочки изгибается в поиске баланса, а руки изящно и логично подняты вверх, не трудно заметить, что в целом, стоя на той части шара, на которой она стоит, удержать равновесие практически невозможно и никакая акробатическая выправка в этом не поможет. Из этого можно заключить, что в процессе создания картины, Пикассо никто не позировал.

2. Шар
По мнению ряда искусствоведов, в шаре заключается один из вложенных символизмов этой картины. Женщина -фортуна, стоящая на шаре или колесе, символизирует своё непостоянство, неустойчивость и капризность.

3. Фигура мужчины-акробата
В фигуре атлета специалисты разглядели зарождение идей "кубизма" у Пикассо. Пикассо, как известно, считается одним из основателей этого авангардистского направления живописи прошлого века. И действительно, черты фигуры мужчины нарочито выпуклые, туловище приобретает правильные геометрические формы, что в целом выглядит немного даже не естественно.

4. Розовый цвет на картине
В начале своего творческого пути, Пикассо, как сказано выше, часто бывал в цирке. Освещение парижской цирковой арены имело розоватый оттенок, поэтому у художника выстроилась стойкая ассоциация между розовым цветом и всем, что связано с цирковой тематикой. Розовый цвет доминирует на всех картинах Пикассо, посвящённых цирку или цирковым артистам.

5. Задний план картины
Если попробовать угадать место, к которому относится сюжет картины, то это скорее Испания, чем Франция. Для Испании в большей степени характерен каменисто-холмистый ландшафт с небогатой растительностью. Кроме того, на заднем плане видна лошадь, которую использовали бродячие артисты для переездов на новое место и в своих цирковых номерах. Видеть бродячих артистов Пикассо мог в юношестве, когда ещё жил в Испании.

6. Цветок
На голове девочки виден цветок. Пикассо изобразил его нечётким, как бы растворяющимся на общем фоне - в этом также можно прочитать символизм, который говорит нам о том, что красота мимолётна, ранима и не вечна. Есть ещё одна версия: Пикассо нарисовал цветок, чтобы на интуитивном уровне показать зрителю точку вхождения оси равновесия, что бы девочка воспринималась как более устойчивый объект.

7. Геометрия
И всё таки, основной символизм на картине просматривается в противопоставлении геометрических фигур - устойчивого куба, на котором сидит фактурный атлет, и шара - на котором балансирует хрупкая девочка. В дальнейшем, эти, а также другие геометрические фигуры станут неотъемлемой частью творчества Пикассо. Основой новаторского направления в живописи - кубизме.



Похожие статьи
 
Категории