Жанры древнеегипетской литературы. Шедевры древнеегипетской литературы древний египет древний египет-название

06.02.2019

Древний Египет
Древний Египет-название
исторического региона
и культуры значительной
цивилизации Древнего мира,
существовавшей на северовостоке Африки. История
Древнего Египта насчитывает
около 40 веков и делится на 4
периода:
1. додинастический
2. династический
3. эллинистический
4. римский

Додинастический период
Относится к финалу
доисторического
периода.
Доисторический
Египет - период в
истории Египта, от
появления человека до
формирования
земледельческой
египетской
цивилизации.

Эллинистический
период
Папирус с фрагментами «Начал» Евклида
Эллинистический период
это синтез с грекомакедонской культурой под
властью
династии Птолемеев.
Эллинистический Египет
стал одним из основных
центров греческой
эллинистической культуры.
Литература этого периода
является закономерным
продолжением греческой
литературы.

Иероглифика
Иероглифическое письмо
состоит из небольших
рисунков предметов.
Египтяне называли
иероглифы «словами
бога» и использовали их
для высоких целей,
например, чтобы
общаться через
погребальные тексты
с богами и
духами загробной жизни.
Плитовая стела (ок. 2590-2565 BC) египетской
принцессы Неферетиябет из её гроба в Гизе с
иероглифами, высеченными и нарисованными
на известняке.

Иератика
Иератика является упрощённой, скорописной
формой египетских иероглифов. Как и иероглифы,
иератика использовалась в священных и
религиозных текстах.

Демотика
Демоти́ческое письмо (устар. энхориальное
письмо) - одна из форм египетского письма,
применявшихся для записи текстов на поздних
стадиях египетского языка.

Коптское письмо
Коптское письмо - адаптированный
вариант греческого алфавита

Литературные жанры и
темы
Единственным жанром литературы, прямо упомянутым
древними египтянами был жанр поучения или «себайт».
Остальная жанровая классификация была сделана
современными египтологами. Большинство текстов
писалось в стихах, но некоторые повествовательные
рассказы
писались
в
прозе.
Большинство
древнеегипетских стихов были в форме двустиший, но
иногда использовались и трёхстишия, и четверостишия.
Слово себайт (sebayt) на языке египтян означает
«учение».

Поучительная
литература
Жанр имеет
дидактический характер и,
как полагают, входил в
Среднем Царстве в
программу образования
писца. Тем не менее,
поучения часто включают
в себя повествовательные
элементы
развлекательного
характера.
Ключевыми словами в
преподавании в текстах
являются «знать» (rh) и
«обучить» (sba.yt).
«Верноподданное
поучение»

Повествовательная
литература
Сюда относятся сказки и рассказы. Сказки и
рассказы
являются,
вероятно,
наименее
представленным
жанром
из
сохранившейся
литературы Среднего царства и среднеегипетского
языка.
«Сказка о дворе царя Хеопса»

Литература
В одном из папирусов эпохи Нового царства содержится в высшей степени
замечательное место, где восхваляются авторы древних поучений:
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты.
Но имена их произносят, читая эти книги,
Написанные, пока они жили,
И память о том, кто написал их,
Вечна.
Перевод А.Ахматовой

Поэзия
СИЛА ЛЮБВИ
Любовь к тебе вошла мне в плоть и в
кровь
И с ними, как вино с водой, смешалась,
Как с пряною приправой - померанец
Иль с молоком - душистый мед.
О, поспеши к сестре своей,
Как на ристалище - летящий конь,
Как бык, стремглав бегущий к яслям.
Твоя любовь - небесный дар,
Огонь, воспламеняющий солому,
Добычу бьющий с лету ловчий сокол.
Небольшой отрывок
стихотворения в переводе Анны
Ахматовой и Веры Потаповой.

Поэзия
У РЕКИ
Сестра - на другом берегу.
Преграждая дорогу любви,
Протекает река между нами.
На припеке лежит крокодил.
Вброд я иду по волнам, пересекая теченье.
Храбрости сердце полно. Тверди подобна
река.
Небольшой отрывок
стихотворения в переводе
Анны Ахматовой и Веры
Потаповой.

Поэзия

Будет живым божеством,
Творящим возмездье за зло.
Воистину, кто перейдет в загробное царство –
Будет в ладье солнечной плыть,
Изливая оттуда благодать, угодную храму.
Воистину, кто перейдет в загробное царство
Будет в числе мудрецов, без помехи
Говорящих с божественным Ра.

Функции литературы
На протяжении древнеегипетской истории,
чтение и письмо являлись основными
требованиями для службы в государственных
учреждениях.
Писцы были ответственны за сохранение,
передачу и канонизацию литературной
классики, а также за написание новых сочинений.
Существовала практика устного чтения текстов.
Созданием литературы занимались
преимущественно мужские писцы.
Также служила в религиозных целях.

Вывод
Таким образом, мы можем сказать, что древние
Египетские тексты, дошедшие до нас - это молитвы
богам и хозяйственные записи. Художественная
литература была представлена различными жанрами
такие как: поучения царей и мудрецов своим
сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях,
повести,
жизнеописания
сановников,
песни,
заклинания.
Египетская художественная литература оставила нам
множество
сказок
различного
содержания
и
происхождения.
Широкое распространение получил жанр поучений.

Египетская литература, возникшая как часть
египетской культуры и вместе с нею исчезнувшая,
прожила более долгую жизнь, чем прожило
независимое египетское государство; начиная с 332
г. до п. э. государство это становится частью
политического мира эллинизма. Однако же
самобытная египетская культура продолжает жить
и развиваться и в новых политических условиях
даже и в первые века господства римлян.
Спасибо!

Письменное искусство берет свои истоки с Древнего Египта. Именно древнеегипетская литература положила начало бурному развитию письменности как искусства. Зарождение длилось с фараоновского периода вплоть до римского господства.

В некоторых источниках упоминается, что литературная письменность в Египте впервые появилась в конце четвертого тысячелетия до н.э. в виде иератического и иероглифического письма. В начале периода Старого царства, а именно в 26-22 столетиях до н.э. литературное творчество проявлялось в письмах, стихах, погребальных текстах, религиозных гимнах и даже автобиографических записях. А вот уже в начале Среднего царства зародилась повествовательная литература. Такое стремительное развитие искусства письменности обусловлено возвышением интеллектуального класса писцов, зарождением новых культурных чувств индивидуальности, а также значительное улучшение грамотности.

Вслед за стихами и повествовательными рассказами возникает новый жанр - памятные граффити, которые выполнялись на стенах гробов и храмов и очень быстро обрели популярность среди писцов. Они представляли собой автобиографические надписи на надгробной плите, которые наносились, чтобы увековечить и прославить имя умершего вельможи. Воспроизводилось на плите не только имя, но и все титулы, должности умершего, а также наносились списки жертвенных даров, предназначавшихся ему. Немного позже, к этой «сухой» описи титулов стали прибавлять описания разнообразных эпизодов жизни человека, которые свидетельствовали о его заслугах перед фараоном. То есть описывалось все, что могло прославить и приукрасить его личность. Именно памятные граффити положили начало такому жанру, как автобиография. В Эллинистическом Египте вновь возрождается пророческий текст.

Многогранность письменного искусства

Со всей уверенностью можно сказать, что египетская культура в целом является одним из основных истоков всемирной культуры. Древнеегипетская литература представляла собой одно из самых красочных, ярких и художественно ценных проявлений этой культуры и глубокого, самобытного человека в общем. Искусство письменности неразрывно было связано с обществом и его идеологией, в которой огромнейшую роль играла религия. Поэтому вовсе неудивительно, что на древнеегипетской литературе отпечатался след религиозный и нередко в самых разных произведениях можно обнаружить религиозное мировоззрение во всех его красках. Но это вовсе не означает, что египетское литературное искусство было в основном богословским. Наоборот, это значит, что древнеегипетская литература была богата разнообразными и разноплановыми жанрами.

Содержание статьи

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, дошедшие до нашего времени литературные памятники Древнего Египта, датируемые периодом от III тыс. до н.э. до начала христианской эры. Если не считать нескольких сюжетов, пересказанных греческими авторами, мы знаем эту литературу по египетским источникам, открытие которых началось в 19 в. и продолжается до сих пор.

ТИПЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИХ СТИЛИСТИКА

Сохранившийся массив литературных произведений включает короткие прозаические повествования, сказки и мифы, басни, письма, назидательную литературу (пословицы и поучения), любовные песни и другие виды нерелигиозной поэзии, а также гимны. Насколько известно, у египтян не было развлекательной драмы, но театрализованные инсценировки мифов, персонажи которых пели и обменивались речами, составляли неотъемлемую часть культа некоторых божеств. Обнаружено несколько подобных ритуальных драм. Кроме того, имеется большое количество нелитературных письменных материалов, как, например, математические, медицинские, магические, правовые тексты, а также деловые документы. Исторические документы (официальные декреты, автобиографические надписи, царские анналы) мы вправе относить к литературным произведениям только в тех случаях, когда они обладают определенной литературной формой.

Поскольку древнеегипетская письменность не предусматривает передачу гласных, о поэтической метрике известно очень мало. Исходя из коптских источников (коптский – самый поздний вариант древнеегипетского языка и письменности, в котором уже появились знаки для обозначения гласных), исследователи предполагают, что древнеегипетская поэзия основывалась на ритме, но не на регулярном размере. Поэзия отличалась от прозы главным образом лексикой и регулярным использованием других стилистических приемов. Излюбленным поэтическим приемом был параллелизм – такое построение текста, при котором мысль, выраженная в одной строке, повторяется в следующей строке или строках, либо противопоставляется мысли, выраженной в другой, соседней строке, либо более полно раскрывается в последующих строках. К другим приемам можно отнести повторы, повторы с незначительными изменениями, рефрены и аллитерацию. Иногда стихотворные строки объединяются в строфы. Многие из них используются и в египетской прозе. И в прозе, и в поэзии широко применяется игра слов. В религиозных текстах она, возможно, имела магическое значение. Во множестве встречаются также сравнения и метафоры – особенно в текстах, претендующих на возвышенность стиля. В сказках, напротив, подобные приемы редки.

Для древних египтян было небезразлично, как «смотрится» стихотворение (или другой текст) на папирусе или на стене. В некоторых текстах строки, начинающиеся с одного и того же слова, располагаются таким образом, чтобы их параллелизм был доступен и зрительному восприятию. По-египетски писали или справа налево (нормальное, наиболее распространенное направление), или слева направо, или сверху вниз. Это облегчало создание изящных графических композиций. Например, одна вертикальная строка могла «ограничивать» текст, состоявший из нескольких горизонтальных строк, либо одна горизонтальная строка – текст из нескольких вертикальных. С другой стороны, имеются литературные тексты, графически никак не организованные.

ЭТАПЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ

От Древнего царства (III тыс. до н.э.) сохранилось мало текстов, которые с уверенностью можно отнести к литературным. Самые важные из них – Тексты пирамид . Хотя многие заклинания, входящие в Тексты пирамид , не являются собственно литературными произведениями, некоторым из них присуща высокая поэтичность. Одно из заклинаний описывает умершего царя, который, желая добиться могущества в потустороннем мире, пожирает богов. Этот так называемый Каннибальский гимн , даже если знакомиться с ним только по переводу, дышит подлинной поэзией. Ритуальная драма о боге Птахе времени Древнего царства частично сохранилась в поздней копии. В ней Птах предстает как верховное божество, которому подчинено все сущее. Поучение Птаххотепа , собрание разумных, хотя и сугубо житейских советов, тоже было написано в этот период, но известно лишь по более поздним спискам.

Характерный для Древнего Египта литературный стиль сложился в смутный период, последовавший за падением Древнего царства. Возможно, именно тогда были созданы некоторые произведения, известные по позднейшим копиям. Так, некий царь написал наставление о государственной политике для своего сына Мерикара. В другом сочинении назидательного характера, Поучении Ахтоя , противопоставляются положение писца, открывающее широкие возможности для карьеры, и жалкая участь представителей всех других профессий. Речения Ипуера описывают воцарившийся в стране хаос, свидетельствуя, что никто тогда не был защищен от угнетения и грабежа. Еще одно произведение, Красноречивый поселянин , представляет собой сетования пострадавшего от произвола крестьянина, взывающего к справедливости. В конце концов он выигрывает дело – после произнесения нескольких длинных и цветистых речей, составленных в весьма изысканной манере.

Среднее царство (22–11 вв. до н.э.) – классическая эпоха в развитии египетской литературы. Одно из произведений этого времени, которое оставалось популярным на протяжении многих сотен лет, повествует о вельможе-эмигранте Синухете. В нем описывается побег Синухета из Египта в Сирию, обусловленный политическими причинами, его жизнь в изгнании и возвращение на родину. Очаровательна Сказка о потерпевшем кораблекрушение ; ее герой попадает на необитаемый остров и встречает там старого змея, выказывающего по отношению к нему отеческую заботу. Еще более просты по сюжету и языку Сказки папируса Весткар (Царь Хеопс и маги ) – несколько сказок, объединенных рамочным повествованием. Беседу разочарованного со своей душой можно смело назвать выдающимся поэтическим произведением. Его герой, решившись на самоубийство, убеждает свою душу не покидать его, когда он свершит задуманное. От этого периода дошло также много религиозных гимнов и – в меньшем количестве – «мирские» песни.

Язык и стиль литературы Среднего царства считались образцовыми на протяжении пятисот лет. В эпоху Нового царства Эхнатон осуществил религиозную – и литературную – революцию. Изменилась повествовательная манера, и писать стали на разговорном языке. Более естественная графика пришла на смену изыскам Среднего царства. И хотя религиозная революция потерпела поражение, революция литературная удалась. Тем не менее среднеегипетский язык продолжал считаться классическим, и попытки писать на нем возобновлялись до тех пор, пока сохранялось иероглифическое письмо.

Возвышение и падение Нового царства отразились в нескольких квазиисторических повествованиях. Так, история о царе Апофисе и Секененра рассказывает о начале войны, приведшей к изгнанию из Египта иноземных завоевателей, гиксосов. В другой истории рассказывается о захвате города Яффы – событии, произошедшем в правление великого завоевателя Тутмоса III, когда Египет находился в зените своего могущества. Хвастливый отчет о Кадешской битве превозносит в эпическом стиле личную боевую доблесть Рамсеса II. Упадок империи со всей очевидностью отразился в Путешествии Ун-Амуна , повести о чиновнике, посланном в Ливан за кедровой древесиной. К тому времени Египет успел потерять свой международный престиж, и мелкие финикийские князьки встречали его посланца без всякого уважения.

Сказка о двух братьях наверняка была записана со слов странствующего сказителя. Параллели к отдельным ее частям (фольклорные мотивы) встречаются в азиатских и европейских сказках и, в частности, на Ближнем Востоке. К сказкам можно отнести и Обреченного царевича . Царевичу предрекают, что он будет убит одним из трех зверей. Он счастливо избегает двух смертей, но конец текста не сохранился, и его дальнейшая судьба остается неизвестной.

От Нового царства сохранилось довольно много т.н. школьных текстов, т.е. текстов, переписывавшихся в учебных целях учениками писцов. Они, как и следует ожидать, полны ошибок. «Образцовые» письма, составляющие значительную часть этих материалов, дают реалистическую картину своей эпохи. Одно письмо, к примеру, повествует о тяготах солдатской службы в Палестине. В письмах восхваляется участь писца – как более счастливая по сравнению с участью представителей других профессий.

Известно несколько сборников любовных песен. Они напоминают Песнь Песней Соломона – и по набору сравнений и метафор, и по общему тону. Было обнаружено также некоторое количество застольных песен, исполнявшихся на пирах слепыми арфистами. В них превозносятся радости жизни, а записывались они на стенах гробниц, чтобы умершие тоже наслаждались подобными радостями. Есть также поэмы, восхваляющие царей или расказывающие об их подвигах, например уже упоминавшаяся Поэма о Кадешской битве .

От традиционных гимнов, заполненных монотонными эпитетами и титулами богов, отличается Гимн Солнцу Эхнатона, пронизанный любовью к природе; в нем почти полностью отсутствует представление о боге как моральной инстанции.

Легенда об Осирисе наиболее полно изложена у греческого писателя Плутарха, но зато в одном папирусе времени Нового царства содержится весьма примечательное описание Тяжбы Хора и Сета . В этой версии мифа боги изображены без всякого почтения – то ли потому, что вера в богов постепенно ослабевала, то ли потому, что в Тяжбе отразились представления более древней эпохи. Сюжет повести – окончательный триумф Хора над Сетом в судебном процессе о правах на трон умершего Осириса. Другой миф, Истребление человечества , является параллелью к истории Ноя. Бог Ра (Ре) решает уничтожить людей, но когда богиня Хатхор, по его повелению, начинает их убивать, он раскаивается и спасает тех, кто еще остался в живых. В период Нового царства люди все более обращали свои помыслы к опасностям потустороннего мира и создавали множество заклинаний и ритуальных текстов для нужд умерших. Среди них заслуживают упоминания так называемая Книга мертвых, Книга дуновений, Книга врат, Книга о том, что в подземном мире (Книга Амдуат ) и Ритуал отверзания уст .

Литература Позднего периода (7 в. до н.э. – 5 в. н.э., начиная с Саисского периода) существенно отличается от всего, что было создано ранее. Она писалась на демотике, как называют тогдашний упрощенный египетский язык. От той эпохи до нас дошли народные сказки, которые группируются в циклы. Цикл о Хаемуасе включает странную сказку Сетне Хаемуас и магическая книга . Книга содержала могущественные заклятия и тщательно охранялась – она лежала в ларце, помещенном в другой ларец, и сторожили ее змеи и скорпионы. Вся атмосфера этих историй совершенно иная, нежели в более ранних египетских повествованиях.

Демотическая литература включает также ритуальную драму (например, Плач Исиды и Нефтиды ), сказки о животных, басни и то, что с некоторой натяжкой можно было бы назвать исторической художественной прозой. См. также КНИГА МЕРТВЫХ.

Первоначально письменность применялась ис-ключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи Древнего царства до нас практи-чески не дошло памятников письменности, за ис-ключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стенах гробниц. Первые хозяйствен-ные документы представляют собой скудные запи-си о том, что «принесено столько-то туш живот-ных, собрано столько-то снопов ячменя с одного поля».

Конец Древнего царства в истории письмен-ных памятников Древнего Египта отмечен рас-пространением надгробных надписей хвалебного характера. Возвышение культа Осириса и связь мифа об умирающем и воскресающем Осирисе в связи с культом мертвых порождают первые па-мятники заупокойной литературы, которые мож-но причислить к литературным произведениям. На стенах гробницы богатого человека записыва-ется от его лица вся «автобиография»: перечисля-ются заслуги перед фараоном, личные доблести, описывается богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Это так называ-емые «Тексты пирамид», древнейшие из текстов, составивших много столетий спустя канон «Кни-ги мертвых».

Очевидно, в эпоху Древнего царства культурная традиция сохранялась исключительно в устном творчестве. Сложилась эта традиция еще раньше.

Среднее царство. Расцвет древнеегипетской литературы - Среднее царство. В это период появ-ляются письменные произведения, составившие костяк классической литературы Древнего Египта.

Прежде всего следует отметить произведение, продолжающее традицию гробничных надписей, - «Повесть о Синухете». Это жизнеописание получи-ло чрезвычайно широкое распространение и дош-ло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время.

Синухет, как следует из этого произведения, - вельможа, живший при дворе двух фараонов. Ско-рее всего это не просто историческая личность. Синухет, возможно, сам был автором своего жиз-неописания. От первого лица ведется повествова-ние о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел благодаря своим талантам добиться знатно-сти и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю.

«Повесть о Синухете» представляет собой соче-тание автобиографии, художественного произведе-ния и исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных государ-ственных документов своей эпохи, иллюстрирую-щих повествование. Он с недюжинным литератур-ным талантом выстраивает свое сочинение, выво-дя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслужен-ную славу на многие века существования Египет-ского царства.

Другой литературный жанр, получивший чрез-вычайно широкое распространение в Египте эпо-хи Среднего царства, - сказки. Этот жанр, несом-ненно, берет свое начало в традиции устного твор-чества. Сказки крайне разнообразны по тематике.

Один из интереснейших сборников сказок - папи-рус Весткар - посвящен историям из времен цар-ствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фанта-стические истории - сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной исто-рии, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица ожи-вает. В этих и подобных им сказках авторский вы-мысел тесно переплетается с египетской мифоло-гией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важ-нейшими мифами, как, например, «Сказка о Прав-де и Кривде».

Многие сказки являются по сути литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях - о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестран-ного города.

Египетские сказки включают в себя всевозмож-ные жанры: описание путешествия, нравоучитель-ную историю, даже авантюрную повесть. В боль-шинстве этих произведений, особенно относящих-ся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, ха-рактерный вообще для народной сочинительской традиции.

К эпохе Среднего царства относятся и собствен-но исторические произведения, в частности Лей-денский папирус и папирус Эрмитажа, на которых записаны свидетельства знатных египтян, пережив-ших ужасы анархии в стране после падения Древ-него царства. Эти произведения, известные как «Речения Ипувера» и «Пророчество Неферти», описывают события, происходившие в стране пос-ле ее распада на независимые номы, после падения власти фараонов.

Еще один жанр, оформившийся в литературе Древнего Египта в эпоху Среднего царства, - все-возможные нравоучительные сочинения. Значи-тельную их часть составляют, как можно предпо-ложить, тексты, написанные преподавателями в школах писцов в воспитательных целях. Авторы «Наставлений» и «Речей» внушают ученикам мо-ральные нормы, призывают к послушанию и по-чтительности. Другая излюбленная тема в дидакти-ческих произведениях - восхваление преиму-ществ, которые дает образование и должность пис-ца. Довольно интересно проследить, какие доводы приводят авторы этих наставлений против того или иного занятия. Главный объект критики писцов-наставников - воинская служба. Тяготы и беды, подстерегающие новобранца, описаны чрезвычай-но живо. Невольно складывается впечатление, что автор хочет просто запугать ученика, а не подвести того к самостоятельному выводу о предпочти-тельности службы чиновника.

Иногда наставнику просто не хватает достаточ-но убедительных аргументов - тогда он прибегает к злой насмешке. Например, не находя достаточ-но причин, по которым следовало бы предпочесть работу писца гораздо более спокойной должности храмового жреца, наставник просто высмеивает жрецов, которые «моются лишь по обету, а не по необходимости».

В общем и целом «Наставления» - весьма раз-нообразный по языку, стилю и тематике, велико-лепно разработанный жанр, в котором, видимо, нашла воплощение риторическая традиция егип-тян. Протагонистом-наставником в таких произве-дениях выступает уважаемый человек - либо чи-новник, добившийся высокого положения, либо крупный вельможа или придворный мудрец. Неко-торые из наставлений составлялись от имени фа-раона и представляли собой сборники советов на-следнику о государственном управлении.

Особого упоминания среди прочих литератур-ных произведений эпохи Среднего царства заслу-живает «Повесть о красноречивом крестьянине». Сюжет ее прост. Крестьянин едет по дороге, кото-рую перегородил какой-то мелкий чиновник, соби-рающий с путников мзду за проезд по его земле. Крестьянину нечем заплатить, и чиновник отбира-ет у него осла. Тогда несправедливо обобранный крестьянин является во дворец фараона и начина-ет жаловаться на судьбу и на обидчика. Фараона привлекает красноречие жалобщика, необычное для простого крестьянина. Он велит подвести кре-стьянина поближе и, выслушав жалобы, решает вознаградить крестьянина за такой талант, осыпа-ет его дарами и оставляет при дворе.

«Повесть о красноречивом крестьянине», воз-можно, первое в истории мировой литературы про-изведение, героем которого выступает представи-тель низших слоев населения, выступающий с об-личительными речами в адрес более высокородно-го или богатого обидчика.

Среднее царство оставило потомкам немало произведений поэтического творчества. В основ-ном это философская поэзия светской или религи-озной тематики, проникнутая либо настроениями тщеты человеческого существования, либо, напро-тив, восхвалениями в адрес жизни и призывами заботиться больше о сегодняшнем дне, чем о заг-робном существовании. Примеры двух этих на-правлений поэтического творчества - «Разговор разочарованного со своей душой» и «Песнь арфи-ста». «Песнь», исполнявшаяся, видимо, во время пиров и праздничных застолий, исполнена бодрости и жизнелюбия. «Разговор» же - диалог отча-явшегося человека с собственной душой. Душа ста-рается вернуть ему радость, рисует красочные кар-тины веселья и жизни, но в конце концов сдается перед аргументацией хозяина и соглашается с тем, что его стремление умереть вполне обоснованно и что жизнь на земле действительно ничто.

Наряду с философскими сочинениями поэты Среднего царства создали немало образцов велико-лепной любовной лирики, неоднократно перево-дившейся на многие современные языки.

Работа с египетским поэтическим наследием - малоизвестная сторона творчества Анны Ахмато-вой, создавшей лучшие в России переводы любов-ной лирики Древнего Египта.

Новое царство. Новое царство - время «держав-ной» литературы. В это время, в период наивысше-го расцвета Египетского царства, оформляется ли-тературный канон. Многочисленные папирусные свитки времен Нового царства содержат изложения мифов в поэтической и прозаической форме, жиз-неописания фараонов и истории победоносных походов.

Мифология - важная составная часть религиоз-ного мировоззрения древних египтян, ранее суще-ствовавшая почти исключительно в виде устного творчества, песнопений жрецов и лишь отчасти воспроизводившаяся в гробничных надписях и молитвах (главным образом миф об Осирисе). Те-перь же оформляется канон мифологических ска-заний, в который входят и космологические мифы, и истории сотворения всего живого. Интересно отметить сходство некоторых сюжетов египетской мифологии с современной им шумерской. Особен-но яркий пример пересечения - история о том, как Исида (она же Инанна шумеров) обманом вы-ясняет у Ра-Амона, бога Солнца, его тайное имя, дающее власть над Ра. В шумеро-аккадском «Эпо-се о Гильгамеше» эпизод с выяснением тайного имени верховного божества и погоня за Инанной занимает весьма значительное место.

Другой канон, формирующийся в эпоху Нового царства, - «Книга мертвых». Очевидно, к новоди-настическому времени культ почитания мертвых уже сложился в полном объеме, что и дало воз-можность свести воедино все тексты, обряды, мо-литвы и заклинания, связанные с отправлением этого культа. Списки «Книги мертвых» в большом количестве были найдены в египетских гробницах различных периодов, но со времени Нового цар-ства «Книга» уже не претерпевает существенных изменений.

Развивается в это время и историческая литера-тура. Помимо прочно вошедшего в литературную традицию жанра «автобиографий» и гробничных надписей, при дворах фараонов составляются лето-писи царств, создаются списки правителей разных династий и эпох. Цель составителей этих свитков - показать преемственность и божественное проис-хождение власти фараонов. Эти документы служат серьезным подспорьем современным историкам в воссоздании истории Древнего Египта, поскольку их данные, как правило, оказываются подтвержде-ны различными независимыми источниками.

Часть исторических произведений этого типа представляет собой трансформацию давней гимновой традиции, берущей свое начало в гробничных надписях фараонов и распространенной еще в эпо-ху Среднего царства.

Устная традиция. Устное творчество древних египтян - не мифологическая поэзия, не гимны и нравоучительные повести, а творчество простолю-динов - дошла до нашего времени благодаря гроб-ницам знати. На стенах многих гробниц рядом с изображениями работающих в поле или на строи-тельстве людей художники, видимо, с целью усла-дить «слух» обитателя гробницы, часто приписыва-ли ритмичные поэтические строчки - тексты пе-сен, которыми работники задавали сами себе ритм и подбадривали друг друга. Скорее всего те, кто записывал эти образчики народной поэзии, слегка облагораживали их, подгоняя под издавна сложив-шиеся нормы литературного языка.

Художественные приемы. В том, что в древнееги-петской литературной традиции существовали четкие, раз навсегда выработанные правила, сомневаться не приходится. Произведения большинства жанров стро-го выдержаны в рамках единого стиля для данного жанра. Набор литературных приемов, использовав-шихся египетскими писателями и поэтами, не слиш-ком велик, но искусное комбинирование этих при-емов позволяло талантливому писцу создать подлин-ное произведение художественного творчества.

Излюбленный прием египетских поэтов - па-раллелизм в построении фраз и частей строки. Не сохранилось никаких указаний на то, как мог зву-чать древнеегипетский язык, но можно предполо-жить, что при том изысканном построении фраз и строчек произведения, какие можно видеть в боль-шинстве образчиков литературы, ритмичность мог-ла быть одним из главных требований к хорошему произведению.

Форма поэтических сочинений у древнеегипет-ских авторов стояла, по-видимому, едва ли не выше содержания. В одном послании писец (веро-ятно, наставник, получивший письмо ученика) разбирает послание, пришедшее ему, с точки зре-ния построения фраз и безжалостно критикует ад-ресата за то, что «одно перемешано с другим, от-вратительное соседствует с хорошим, и слова ни сладки, ни горьки». Судя по тому, какое значение большинство авторов подобного рода писем уделя-ли изысканности слога, стилистика была одним из основополагающих предметов в школах писцов.

Литература Древнего Египта поражает своей об-разностью. Сравнения, используемые писцами-со-чинителями, ярки и точны. Так, в одном из жиз-неописаний фараон говорит о себе, что, рассвире-пев на врагов, он стал подобен змее в пустыне.

Большое количество образов пришло в светскую литературу из тесно связанной с ней религиозной литературной традиции.

Древний Египет Древний Египет-название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки. История Древнего Египта насчитывает около 40 веков и делится на 4 периода: 1. додинастический 2. династический 3. эллинистический 4. римский

Додинастический период Относится к финалу доисторического периода. Доисторический Египет - период в истории Египта, от появления человека до формирования земледельческой египетской цивилизации.

Эллинистический период Папирус с фрагментами «Начал» Евклида Эллинистический период – это синтез с грекомакедонской культурой под властью династии Птолемеев. Эллинистический Египет стал одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Литература этого периода является закономерным продолжением греческой литературы.

Иероглифика Иероглифическое письмо состоит из небольших рисунков предметов. Египтяне называли иероглифы «словами бога» и использовали их для высоких целей, например, чтобы общаться через погребальные тексты с богами и духами загробной жизни. Плитовая стела (ок. 2590- 2565 BC) египетской принцессы Неферетиябет из её гроба в Гизе с иероглифами, высеченными и нарисованными на известняке.

Иератика является упрощённой, скорописной формой египетских иероглифов. Как и иероглифы, иератика использовалась в священных и религиозных текстах.

Демотика Демоти ческое письмо (устар. энхориальное письмо) - одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях египетского языка.

Литературные жанры и темы Единственным жанром литературы, прямо упомянутым древними египтянами был жанр поучения или «себайт» . Остальная жанровая классификация была сделана современными египтологами. Большинство текстов писалось в стихах, но некоторые повествовательные рассказы писались в прозе. Большинство древнеегипетских стихов были в форме двустиший, но иногда использовались и трёхстишия, и четверостишия. Слово себайт (sebayt) на языке египтян означает «учение» .

Поучительная литература Жанр имеет дидактический характер и, как полагают, входил в Среднем Царстве в программу образования писца. Тем не менее, поучения часто включают в себя повествовательные элементы развлекательного характера. Ключевыми словами в преподавании в текстах являются «знать» (rh) и «обучить» (sba. yt). «Верноподданное поучение»

Повествовательная литература Сюда относятся сказки и рассказы. Сказки и рассказы являются, вероятно, наименее представленным жанром из сохранившейся литературы Среднего царства и среднеегипетского языка. «Сказка о дворе царя Хеопса»

Литература В одном из папирусов эпохи Нового царства содержится в высшей степени замечательное место, где восхваляются авторы древних поучений: Они не строили себе пирамид из меди И надгробий из бронзы. Не оставили после себя наследников, Детей, сохранивших их имена. Но они оставили свое наследство в писаниях, В поучениях, сделанных ими. Построены были двери и дома, но они разрушились, Жрецы заупокойных служб исчезли, Их памятники покрылись грязью, Гробницы их забыты. Но имена их произносят, читая эти книги, Написанные, пока они жили, И память о том, кто написал их, Вечна. Перевод А. Ахматовой

Поэзия СИЛА ЛЮБВИ Любовь к тебе вошла мне в плоть и в кровь И с ними, как вино с водой, смешалась, Как с пряною приправой - померанец Иль с молоком - душистый мед. О, поспеши к сестре своей, Как на ристалище - летящий конь, Как бык, стремглав бегущий к яслям. Твоя любовь - небесный дар, Огонь, воспламеняющий солому, Добычу бьющий с лету ловчий сокол. Небольшой отрывок стихотворения в переводе Анны Ахматовой и Веры Потаповой.

Поэзия У РЕКИ Сестра - на другом берегу. Преграждая дорогу любви, Протекает река между нами. На припеке лежит крокодил. Вброд я иду по волнам, пересекая теченье. Храбрости сердце полно. Тверди подобна река. Небольшой отрывок стихотворения в переводе Анны Ахматовой и Веры Потаповой.

Поэзия Воистину, кто перейдет в загробное царство – Будет живым божеством, Творящим возмездье за зло. Воистину, кто перейдет в загробное царство – Будет в ладье солнечной плыть, Изливая оттуда благодать, угодную храму. Воистину, кто перейдет в загробное царство Будет в числе мудрецов, без помехи Говорящих с божественным Ра.

Функции литературы На протяжении древнеегипетской истории, чтение и письмо являлись основными требованиями для службы в государственных учреждениях. Писцы были ответственны за сохранение, передачу и канонизацию литературной классики, а также за написание новых сочинений. Существовала практика устного чтения текстов. Созданием литературы занимались преимущественно мужские писцы. Также служила в религиозных целях.

Вывод Таким образом, мы можем сказать, что древние Египетские тексты, дошедшие до нас - это молитвы богам и хозяйственные записи. Художественная литература была представлена различными жанрами такие как: поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания. Египетская художественная литература оставила нам множество сказок различного содержания и происхождения. Широкое распространение получил жанр поучений.

Египетская литература, возникшая как часть египетской культуры и вместе с нею исчезнувшая, прожила более долгую жизнь, чем прожило независимое египетское государство; начиная с 332 г. до п. э. государство это становится частью политического мира эллинизма. Однако же самобытная египетская культура продолжает жить и развиваться и в новых политических условиях даже и в первые века господства римлян. Спасибо!



Похожие статьи
 
Категории